Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Средневековый период Индии
Этнография - Народы Южной Азии

Ранние феодальные государства

Около 606 г. значительная часть северной Индии была вновь объединена в большое государство, которое называют по имени его правителя государством Харши (606—646). Во время правления Харши Индию noсетил китайский путешественник Сюань Цзян, книга которого содержит исключительно интересный материал для изучения Индии этого периода.

Политический, культурный и торговый центр северной Индии перемещается в это время из Магадхи на запад — в междуречье Ганга и Джамны. Держава Харши была уже типичным раннефеодальным государством, в котором существовала государственная собственность на землю. Основной формой эксплуатации стали государственные натуральные налоги с общинников, сохранивших право владения землей. Чиновники и военачальники получали земельные владения на условиях несения службы, развивалась система вассалитета. Практиковалась и раздача земли в вечное владение. В государстве Харши господствовал индуизм, роль буддизма все уменьшалась.

С VII в. начинаются вторжения в Индию арабов. Им удалось укрепиться в Синде, но распространить свою власть за его пределами они не смогли. В этот период в Синде началось распространение ислама.

С наступления упадка империи Харши в северной Индии возник ряд государств, правящие династии которых происходили из воинского сословия раджпутов.

Наиболее ранним и значительным было государство Гурджара-Прати- харов из Канауджа. Распад его в X в. привел к возвышению большого числа мелких раджпутских династий, между которыми шла постоянная борьба за преобладание. Именно в это время санскрит, остававшийся государственным языком, стал вытесняться постепенно развивавшимися разговорными формами апабхранша, а позднее — новоиндийскими языками.

Южная Индия с VII в. была также политически раздроблена. Наиболее крупным государством здесь было государство Чола. Севернее, в районе Андхры, правила династия Какатиев, столицей которых был Варангал.

XI век — переломный период в истории средневековой Индии. Процесс феодализации к этому времени в основном завершается. Феодальный способ производства становится господствующим.

С конца X в. северная Индия, раздробленная и ослабленная многолетней взаимной борьбой раджпутских и других феодальных владетелей, становится объектом завоевательных походов чужеземных феодалов — тюрков, таджиков, афганцев—мусульман по своему вероисповеданию, выходцев из Средней Азии, Хорасана, Гура.

Империя Мухаммеда Туглака

Правитель Газневидского государства (на территории современного юго-восточного Афганистана) Махмуд Газневи (998—1030) с 1001 г. совершал разорительные грабительские набеги на области и города Синда, Кашмира, Раджастхана, Гуджарата, Канауджа. Однако власть Махмуда была реальной лишь в области Лахора. При преемниках Махмуда, утративших большую часть его владений, сюда была перенесена столица Газневидов.

В 70-х годах XII в. значительно усилились правители расположенного на территории нынешнего Афганистана небольшого княжества Гур. В 1173 г. его правитель Гийяс уд-Дин Мухаммед Гури занял Газни, а в 1186 г. его младший брат Муиз уд-Дин Мухаммед Гури овладел Лахором; тем самым правлению в Индии газневидских эмиров был положен конец.

В течение короткого времени Гуриды захватили не только северо- западную Индию, но также Бихар и часть Бенгалии. Наместником в Индии Мухаммед Гури сделал своего военачальника Кутб уд-Дина Айбека. В 1193 г. Кутб уд-Дин захватил у раджпутов Дели. В 1206 г. после смерти Мухаммеда Гури Кутб уд-Дин объявил себя султаном Индии, а Дели — своей столицей.

Делийский султанат (1206—1526) был феодальным государством, в котором привилегированное положение занимали пришельцы — мусульманские феодалы и их потомки. К этому времени феодальные отношения оформляются окончательно. Султан, считавшийся верховным собственником всей земли, раздавал ее в качестве временных владений феодалам, которые собирали ренту-налог с крестьян и должны были нести султану службу, чаще — военную. Эта наиболее распространенная форма феодального землевладения называлась икта.

В Делийском султанате остались и туземные феодалы — князья- раджи, которые должны были платить султану дань, но управляли своими владениями фактически независимо от султана. Земельная собственность раджей в отличие от мусульманских феодалов, была наследственной, также как и земли мелких и средних индусских феодалов.

Крестьяне-общинники, жившие на землях султана и феодалов, платили натуральную ренту-налог, доходившую иногда до половины урожая.

После смерти Кутб уд-Дина в 1210 г. одна из группировок тюркской знати в Индии посадила на престол военачальника и родственника покойного султана — Шаме уд-Дина Илтутмыша. Его власть оспаривали -бенгальские, аудские и лахорские наместники. Правление Илтутмыша (1211—1236) проходило в напряженной борьбе завоевателей с местными индийскими династиями, раджпутскими князьями и другими феодальными владетелями. После его смерти в 1236 г. взаимные распри владетелей крупных феодальных ленов продолжали расшатывать империю. С 1221 г. начинается война Хорезм-шахов с монголами и появление монголов на индийской территории.

В период правления следующей династии, Хилджи, Делийский султанат окреп. Ала уд-Дин Хилджи (1296—1316) подчинил своей власти большую часть северной Индии и часть Декана. Его военачальники предпринимали грабительские набеги на государства юга. Во время правления Ала уд-Дина монгольские орды неоднократно вторгались из Ирана и Мавераннахра в Индию. Победы военачальников делийского султана, ослабление притока в Среднюю Азию кочевого монгольского населения, а также обострение феодальной борьбы между монгольской знатью в Хулагуидском Иране и Мавераннахре привели к временному прекращению монгольских набегов на Индию.

Конец XIII—середина XIV в. характеризовались укреплением позиций чужеземной феодальной знати, укреплением государственного административно-фискального аппарата, сопровождавшимися некоторым ограничением привилегий местных феодалов и феодализировавшейся верхушки общин.

В Делийском султанате происходили народные движения. О больших восстаниях крестьян или ремесленников хронисты этого периода не упоминают. Однако многие из них говорят, что расширение территории султаната за счет земель, населенных сохранившими еще общинный строй племенами, вызывало упорное сопротивление этих племен. Так, в западных частях султаната неоднократно восставало племя кхокхаров. Упоминается также об упорной борьбе пригималайских народов против войск делийского султана, двигавшихся к Тибету. При Мухаммеде Туглаке (1325—1349) народ был обложен настолько тяжелыми податями, что крестьяне бросали свои деревни и бежали в леса. Неурожаи и голод вызвали восстание крестьян.

Движения масс в этот период часто носили характер сектантских движений, в которых участвовали как индусы, так и мусульмане. Известно движение секты ибахатиев в XIV в.; тогда же в западном Панджабе происходило движение исмаилитов-карматов. Форму религиозно-сектантского движения приняло и большое восстание ремесленников в Дели. Неоднократно и в разных местах султаната поднимались восстания под лозунгами махдизма.

К середине XIV в. от Делийского султаната отделился ряд областей. В 1347 г. наместник Декана объявил себя независимым от Дели, и в северо- западной части Декана возникло самостоятельное государство Бахмани- дов. В 1469—1472 гг., т. е. именно в это беспокойное время, его посетил русский путешественник Афанасий Никитин, оставивший ценные записки «Хождение за три моря». Купец Афанасий Никитин выехал в 1466 г. из Твери с торговым караваном. После трехлетнего плавания, богатого разными приключениями и неудачами, он в 1469 г. прибыл в индийский порт Чаул на западном побережье Индии. Афанасий Никитин посетил южно-индийское государство Виджаянагар и деканский султанат Бахма- нидов. Он общался, главным образом, с простым народом и оставил в своих записках много ценных сведений о его жизни.

Описание тяжелого положения трудящихся масс отличает записки Афанасия Никитина от записок его современников — западных путешественников. Он сравнивает положение масс в Индии и в России того времени и одинаково нелестными словами характеризует порядки в обеих странах.

Экономическое развитие северной Индии в XIV в., укрепление частного феодального землевладения, усиление экономических и политических позиций феодалов привели к ослаблению центральной власти. Последнее десятилетие XIV в. характеризовалось феодальной анархией и, наконец, территориальным распадом государства. В 1398—1399 гг. Тимур, правитель Самарканда из тюркизированного монгольского племени барлас, предпринял поход в Индию, захватил и разграбил столицу султаната — Дели.

Крупным государством южной Индии было государство Виджаянагар, возникшее в середине XIV в. в результате борьбы народов южной Индии против попыток делийских султанов установить здесь свою власть.

Установление в северной Индии господства мусульманской тюрко- таджикско-афганской феодальной знати способствовало проникновению в Индию культурных традиций народов Среднего Востока, что привело к складыванию так называемого индо-мусульманского стиля в архитектуре, поэзии и т. д.

Вместе с завоевателями в северную Индию проник таджикско-пер- сидский язык (фарси), который оказал большое влияние на новоиндийские языки. Он стал государственным языком в Делийском султанате. В индусских государствах, сохранявшихся в некоторых местах в северной Индии и преобладавших на юге, в качестве литературного и государственного языка продолжал существовать санскрит, хотя стали расти и развиваться местные народные языки, на которых говорит население Индии и сейчас: каннара, телугу, тамильский; развивалась также литература на этих языках.

XV в. — первая половина XVI в. были временем феодальной раздробленности и политической децентрализации. В конце XV в. распалось Бахманидское государство, а в середине XVI в. — Виджаянагар. В северной Индии наряду с Делийским султанатом (в пределы которого входили теперь лишь двуречье Ганга и Джамны и области нескольких городов центральной и северной Индии) существовал ряд независимых больших и маленьких государственных образований и феодальных владений, власть в которых принадлежала правителям мусульманам или индусам. Разорительные войны Делийского султаната, Гуджарата, Джаунпура, Гвалиора,, Бенгалии и других феодальных государств истощали их.

По мере укрепления в Индии феодального строя усиливалась феодальная эксплуатация крестьянства и торгово-ремесленного населения городов. В связи с этим росли классовые противоречия. Они выразились в развитии своеобразного движения, начавшегося в городах, но впоследствии перебросившегося и в деревню. Это движение известно под названием бхакти„ Слово «бхакти» означает «любовь (к богу)». Движение бхакти было народным, направленным против феодалов как мусульманских, так и индусских, против жреческого ритуала и засилья «высших» каст — брахманов, против кастового неравенства и застывших общественных устоев, против вражды между мусульманскими и индусскими династиями. Идеологическим оформлением этого движения явился вишнуизм — поклонение единому богу Вишну — богу добра и закона.

Демократическое движение бхакти началось на юго-востоке Индииг где в конце XIV—начале XV в. пропагандистом его выступил религиозный реформатор брахман Рамануджа. Из всех богов индийского пантеона он выделял Вишну и проповедовал, что основной обязанностью верующих является не выполнение мертвых догматов индуизма, а любовь к богуг именно к Вишну, и к тем его воплощениям, в виде которых он время от времени появляется на земле для спасения человечества от злых сил Ч Примерно в то же время на севере Индии выступал другой проповедник вишнуизма — Рамананда.

Не менее сильное влияние, чем проповеди основоположников бхактиг оказало на массы творчество многих поэтов этого направления: Кабирау Миры Баи и др. Кабир жил в XV в. Он был мусульманином из Бенареса, но в Индии и мусульмане и индусы почитают его как святого. Известно, что он был ткачом; сведения о нем настолько перемешаны с легендами,, что трудно с точностью восстановить его жизненный путь. Кабир выступал против обрядности, против кастового строя. Он боролся также против вражды между индусами и мусульманами и проповедовал их братство. Кабир, как и все поэты движения бхакти, создавал свои стихи не на санскрите, который был в то время придворным языком в индусских государствах и языком культуры «высших» каст, а на разговорном язык& (бходжпури). Его стихи пользуются популярностью в Индии до настоящего времени. Они дошли до нас на языке брадж бхаша.

В XV в. движение бхакти распространилось и в Бенгалии; там против брахманских ритуалов, против кастовой системы выступил в конце XV— начале XVI в. реформатор Чайтанья. Его учение оказало огромное влияние на широкие слои городского населения Бенгалии, а впоследствии и на крестьянство. Со временем вишнуизм охватил также Ориссу и Ассам. Представителями бхакти в Махараштре были поэты Намдев (1270—1350) и Тукарам (1608—1649). В Панджабе разновидностью бхакти явился сикхизм. Его основателем был гуру (учитель, наставник) Нанак (1469 — 1539).

Почти все крупные деятели движения бхакти принадлежали к «низшим» кастам, многие из них были даже «неприкасаемыми». Несмотря на то, что движение в целом имело ясно выраженный классовый характер* отдельные течения его находили своих последователей и покровителей среди высших кругов феодального общества. С движением бхакти связано- развитие литературы почти на всех новоиндийских и дравидийских языках на севере и на юге страны. Одновременно с этим сужалась сфера использо^ вания классического санскрита в литературе.

Движение бхакти, начавшееся на юге Индии, перекинулось на север и охватило все крупные народы Индии. Оно способствовало еще большему их сближению.

Так как это движение имело определенную социальную почву, то его распространение по всей Индии свидетельствует об однотипности социальных отношений во всех областях Индии.

Индийский феодализм характеризовался рядом особенностей, отличавших его от феодализма в странах Европы.

В индусских феодальных государствах и в мусульманских султанатах верховным собственником земли считался царь (махараджа или султан). Часть земли сдавалась казной на откуп и рента-налог с нее шла непосредственно султану. Эта часть земли именовалась халисе. Большая же часть земли передавалась в качестве служебного лена крупным и мелким военным. При военно-ленной системе феодальное землевладение до известной степени совпадает с военной и политической организацией государства. Воины получали маленькие участки, которые обрабатывались небольшим числом крестьянских семей; военачальники — лены разных размеров, с несколькими или даже со многими деревнями. За это они должны были за свой счет нанимать и снаряжать войско (обычно конницу). Эти служебные лены именовались по-разному: в Делийском султанате — икта, в державе великих Моголов, возникшей в начале XVI в., — джагир, в Маратхской конфедерации — саринджам. В соответствии с этим, владелец лена именовался мукта, джагирдар и дешмукх. Права держателей были разными в разных султанатах. Служебные лены не передавались вначале по наследству и, как только владелец прекращал несение военной службы, лен его переходил государю и передавался другому лицу. Кроме служебных ленов, во всех индийских феодальных государствах часть земли в качестве дара передавалась храмам как индусским, так и мусульманским. Эти земли освобождались от обложения государственным налогом. В большинстве феодальных государств Индии часть земли сохранялась за наследственными вождями племен в качестве их собственности. Эти владельцы земли именовались заминдарами. Но в руках духовенства и заминдаров находилось незначительное количество земли, а соответственно и значение этой группы феодалов было меньшее, чем держателей военно-служебных ленов.

Вся земля, передававшаяся в военно-служебные лены, церковная и заминдарская находилась в фактическом владении сельских общин, которые платили ренту-налог (натурой, реже деньгами) мукта, джагир- дару, заминдару, храму и т. д. Отработочная рента существовала в виде трудовой повинности во время очистки или проведения ирригационных каналов, на строительстве дорог, мостов и т. д. Эта повинность именовалась обычно персидским термином бегар.

Индийские феодалы не имели (как правило) своей запашки, поэтому значение отработочной ренты было невелико; отсутствовало прикрепление крестьян к помещикам и их земле.

Сельская община в большинстве областей Индии также отличалась некоторыми особенностями. Во главе общины стояли полноправные общинники. В их владении находилась почти вся общинная земля; они платили ренту-налог государю или феодалам, несли военную повинность и обязаны были выставлять солдат. Уже на ранних этапах развития феодальных отношений из этих полноправных общинников стала выделяться служилая верхушка (старосты и т. д.), которые превратились впоследствии в мелких феодалов. Полноправные общинники могли передавать свои земли даже посторонним лицам, желавшим получить землю из доли урожая. Эти люди не считались полноправными членами общины, несли только ряд повинностей и не участвовали в избрании панчаятов (органов сельского самоуправления).

Соединение ремесла с сельским хозяйством осуществлялось двояко. Некоторыми ремеслами (например, ткачеством) занимались сами крестьяне-земледельцы и только позднее появилась особая каста ткачей,

Индия в могольский период

работавших главным образом на продажу. Другие виды ремесленных изделий, необходимых для общинников, изготовлялись особыми ремесленниками, принадлежащими к отдельным ремесленным кастам, например плотниками, кузнецами, гончарами, ювелирами и др. Они считались слугами общины и обязаны были по мере надобности удовлетворять требования общинников. За все это общинники обязаны были ежегодно отдавать им строго определенную долю сельскохозяйственных продуктов: зерна, масла и т. д. Кроме того, некоторые из этих ремесленников получали от общины небольшой участок земли (так называемый ватан). Слугами же общины считались кожевники, прачки, парикмахеры и уборщики нечистот, принадлежавшие к различным кастам «неприкасаемых». Многие из этой низшей группы слуг общины арендовали у полноправных общинников землю на основе издольной аренды. Однако в первую очередь «неприкасаемые» должны были нести трудовую повинность (бегар).

Империя Моголов В начале XVI в- Делийский султанат утратил свое прежнее значение и превратился в рядовое североиндийское княжество. Власть султанов распространялась фактически только на территории, непосредственно примыкавшие к Дели, и на

Панджаб. В 1519 г., воспользовавшись политической раздробленностью северной Индии, в нее вторгся бывший ферганский правитель чагатайский тюрк Захир уд-Дин Бабур, потомок Тимура, теснимый своими соперниками в борьбе за господство в Средней Азии. В 1526 г. у т. Панипата (Восточный Панджаб) Бабур одержал победу над правителем Дели из афганской династии Лоди. Затем он разбил некоторых раджпутских правителей и утвердился в Дели. Основанная им империя известна в истории как государство Великих Моголов *. При Бабуре оно простиралось от Аму- Дарьи до Бихара. Империя Великих Моголов была наиболее крупным и развитым из феодальных государств, существовавших в Индии. Наибольшего могущества она достигла при падишахе Акбаре (1556—1605). Акбар опирался не только на мусульманских, но и на индусских феодалов и таким образом сумел распространить свою власть на значительную часть Индии, вплоть до северных частей Декана. Он упорядочил систему налогов и административный строй могольской империи. Политика Акбара в области религии, заключавшаяся в отмене подушного налога с индусов и попытке введения искусственно разработанной религиозной системы, — по существу смешения элементов ислама и индуизма, — была направлена на усиление централизации государства и укрепление союза индусских феодалов с мусульманскими. Однако религиозная реформа Акбара не была принята ни мусульманами, ни индусами и после его смерти основанная им религия дин-и-иллахи прекратила свое существование.

При преемниках Акбара — Джахангире и Шах Джехане феодальное государство было еще достаточно крепким.

Последним крупным представителем династии Моголов был Аурангзеб (1658—1707). При Аурангзебе империя Великих Моголов охватывала почти всю Индию, кроме крайнего юга. Но в это же время началось ее падение. В отличие от Акбара, Аурангзеб пытался утвердить свою власть, укрепляя позиции мусульманских феодалов и притесняя индусов. Нажим на налогоплательщиков усилился до крайнего предела.

НОВЫЙ ПЕРИОД

Движение бхакти в период правления Великих Моголов начало перекидываться из города в деревню, и здесь оно приобрело ярко выраженный антифеодальный характер. В годы правления Аурангзеба сикхи превратились в самостоятельную религиозную общину, объединявшую в своих рядах крестьян. Во главе сикхов в то время стал гуру Говинд Сингх. Восстания джатов происходили в районе Дели и Агры. Ряд княжеств Раджпутаны также боролся против Аурангзеба.

Особенно серьезным выступлением против власти Великих Моголов было восстание маратхов, поднятое ими под руководством мелкого феодала Шиваджи (1627—1680). Ему удалось изгнать из Махараштры ставленников Великих Моголов и создать независимое маратхское государство (1674). Маратхи и сикхи нанесли могольской державе сокрушительный удар. После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов фактически распалась.

Государство маратхов, вначале охватывавшее только часть территории Махараштры, в XVIII в. превратилось в крупную конфедерацию маратхских княжеств и распространилось на значительную часть Индии. Во главе маратхской конфедерации стояли министры — пешвы. Маратхи превратили могольских императоров в своих данников и претендовали на господство во всей Индии. Их владения охватывали Декан, Ориссуи часть Бенгалии, Гуджарат, Раджпутануи юг современного штата Уттар Прадеш.

Воспользовавшись ослаблением крупнейшего государства Индии — державы Великих Моголов, иранский шах Надир вторгся в Индию и в 1739 г. дошел до Дели, разграбил его и вырезал значительную часть населения. Обязав могольского падишаха и его наместников платить дань, Надир покинул пределы Индии.

Между 1738 и 1761 гг. в Индию неоднократно вторгался и основатель афганского феодального государства Ахмед-шах Дуррани. В 1761 г. при Панипате его войска разбили объединенные силы маратхов, раджпу- тов и войска могольской державы. После этого он присоединил к своим владениям северо-западную часть Индии. Однако власть афганцев в Индии удержалась недолго; восставшие сикхи овладели Панджабом.

На протяжении XVIII в. в Индии сложилось много Колониальный мелких независимых феодальных государств, между захват ндии которыми шли непрерывные войны. Этим воспользовались англичане. Колониальные захваты европейцев в Индии начались еще в XV в.

17 мая 1498 г. в порт Каликут на Малабарском побережье Индии прибыл португальский мореплаватель Васко да Гама. Таким образом <был открыт прямой морской путь из Европы в Индию. Первыми этим великим географическим открытием воспользовались португальцы. Они столкнулись в Индии с народами, находившимися на стадии развитого ‘феодализма, знавшими огнестрельное оружие. Используя военно-техническое преимущество своего флота, творя страшные насилия над местным населением, захватывая и уничтожая корабли индийских и других азиатских торговцев, португальцы захватили основные позиции в морской торговле страны. Они основали свои крепости и торговые фактории, главным образом на западном, а также на восточном побережье Индии. Португальцы вывозили в Европу пряности, получая от этой торговли огромные барыши. Расцвет их торговли в Индии относится ко второй половине XVI — началу XVII в.

В начале XVII в. в Индию проникают голландские и английские купцы, организованные в Ост-Индские компании. Компании эти являлись представителями высокоразвитого торгового капитала передовых европейских стран.

Во второй половине XVIII в. в Индии развертывают торговую деятельность французские купцы. Английской Ост-Индской компании в результате ряда войн, которые она вела на протяжении XVII—XVIII вв., удалось вытеснить сначала голландцев, а затем, после ряда столкновений, и французов. Ост-Индская компания в XVII—XVIII вв. вела большую торговлю, вывозя из Индии в Европу, Переднюю и Юго-Восточную Азию главным образом ткани. Эта торговля ослабляла позиции представителей местного торгового капитала. Английская Ост-Индская компания превратилась в своеобразное «государство», имевшее свою армию, флот, обладавшее правом вести от своего имени войны, заключать мир, чеканить монету и т. д. В середине XVIII в. английские купцы приступили и к территориальным захватам в Индии. К этому времени у англичан уже имелось несколько крупных опорных пунктов — крепостей в Индии: Бомбей на Малабарском побережье, Мадрас на Коромандельском и Калькутта в устье Ганга.

Первый вооруженный удар по Индии англичане нанесли в Бенгалии — 'богатейшей провинции Могольской империи, одном из главных центров английской торговли. В битве при Плесси 23 июня 1757 г. англичане, используя свое военно-техническое превосходство, разбили войска наваба (правителя) и фактически овладели Бенгалией. Вскоре англичане получили от могольского падишаха право дивани, т. е, сбора налогов в свою пользу, в Бенгалии, а также в Бихаре и Ориссе, входивших в то время в состав Бенгальской провинции.

В результате налогового ограбления англичанами экономика Бенгалии оказалась подорванной. Ост-Индская компания, став фактическим хозяином этой провинции, заботилась только о сборе налогов с крестьян и совершенно не тратила средств и усилий на поддержание и расширение ирригационной сети, что привело к сокращению посевных площадей ш производства сельскохозяйственных культур, особенно риса.

Во второй половине XVIII в. и в первой половине XIX в. англичане широко проводили завоевательную политику в Индии. Индийский народ оказал героическое сопротивление установлению колониального господства. Особенно упорную борьбу с англичанами вели государство Майсур на юге, конфедерация маратхских княжеств на западе и государство -сикхов в Панджабе, возникшее в конце XVIII в. Однако силы в этой «борьбе были неравны.

Майсур был подчинен англичанами в 1799 г. в результате четырех войн. В 1803 г. англичане вступили и в Дели; могольский император Шах Алам II перешел под их «покровительство». Ему было назначено постоянное содержание. Политический суверенитет Моголов перестал существовать. В 1818 г., после третьей войны с англичанами, пало государство маратхов. В 1849 г. англичане подчинили себе последнее крупное независимое индийское государство — державу сикхов в Панджабе.