Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Особенности микролитической индустрии Индии, Восточная Индия, Север и северо-запад Индии
Этнография - Народы Южной Азии

Особенности микролитической индустрии Индии

Одной из особенностей микролитической техники Индии яется ее существование не только в период микролитическои индустрии Индии золита, но и в эпоху неолита и даже металла. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки в различных районах Индии. Так, исследования X. Санкалии в Гуджарате установили одновременное бытование микролитов и керамики. Интересны раскопки в Хирпуре (р. Сабармати, Гуджарат): в то время как в нижних слоях этого памятника микролиты залегают с очень небольшим количеством керамики и их сосуществование еще не вполне достоверно, в верхних слоях связь керамики с микролитами не вызывает никаких сомнений. Изучение ряда поселений, где микролиты существуют одновременно с керамикой, показало, что носители этой культуры были знакомы с земледелием, но еще не знали полировки орудий.

О длительном использовании микролитической техники говорят и раскопки поселений эпохи неолита и энеолита.

Раскопки в Бахале (р. Годавари) установили сосуществование микролитов с расписной керамикой и орудиями из меди; недалеко от Бахала было обнаружено два типа захоронений (в урнах и ямах); большое количество черно-красной керамики, близкой к так называемой мегалитической, было найдено здесь вместе с микролитами из халцедона и яшмы. Находки такого рода весьма многочисленны в различных районах Индии (так, в районе Махешвара была обнаружена микролитическая индустрия пластин вместе с расписной керамикой и медью). Нельзя не упомянуть и об особой индустрии «вытянутых пластин», найденной в Суккуре и Рохри (Синд). Некоторые археологи не без оснований намечают связи между ней и индустрией вытянутых пластин, найденной в хараппских поселениях.

До самого недавнего времени археологи почти не встречали микролитических орудий в восточной Индии. Это давало основания археологам резко разграничивать две области каменной техники: область микролитов на западе страны и область полированных топоров на востоке. Новейшие раскопки обнаружили микролитические стоянки и в восточной Индии, что ставит под сомнение правомерность этих резких территориальных разграничений.

Изучение микролитической индустрии поставило перед археологами чрезвычайно интересную проблему — о связи микролитов с пещерной живописью. Среди изображений встречаются фигуры людей (охотников, стрелков из лука, пастухов и т. д.) и животных (слонов, оленей и т. д.). Возможно, что в Индии (как это наблюдается и в Европе) пещерная живопись появилась уже в эпоху палеолита; существование же ее в мезолите не вызывает сомнений. Еще в 60-х годах XIX в. в горах Виндхья были найдены микролиты вблизи скал с древними рисунками. Количество таких примеров в настоящее время сравнительно велико. В 30—40-х годах XX в. детально было обследовано более десяти пещер в районе Пач- марха, где удалось обнаружить стенную живопись и микролитические орудия. Большую известность получило открытие пещерной живописи в Сингапуре (Райгарх). Обращают на себя внимание сцены охоты, схватки со зверем, борьбы охотников с бизоном и кабаном и т. д. На некоторых рисунках охотники изображены в масках, что, по мнению ряда исследователей, указывает на существование ритуальных танцев.

Микролиты

Неолитическая эпоха — важнейший этап в истори- Неолитическая ческом развитии древнего человека и его материальной культуры. Он характеризуется появлением новой техники изготовления орудий при помощи полировки и шлифовки. Неолитический период знаменует переход к оседлой жизни, связанной с развитием земледелия и скотоводства. Широкое распространение получает керамическое производство.

Орудия неолитической эпохи обнаружены почти по всей Индии. Они представлены обычно топорами-мотыгами, теслами, изделиями из полированного камня различных форм и т. д. В ряде районов вместо полированных орудий продолжают употребляться микролиты.

 

Основные древние культуры Индостана:

1 — хараппская культура, 2 — культура «геометрических микролитов», 3 — культура «медных кладов и желтой керамики», 4 — мегалитическая культура юга Индии, 5 — культура «южного полированного каменного топора», 6 — культура «восточного каменного топора», 7 — культура «серой расписной керамики», 8 — энеолитические культуры

Однако, несмотря на обилие находок, выделение чисто неолитических культур связано с большими трудностями, так как археологи не всегда располагают надежными стратиграфическими данными.

Южная Индия Рядом специфических особенностей отличается неолит южной Индии, лучше всего исследованный по раскопкам в Брахмагири (М. Уилер, 1947), и в Беллари (Б. Суббарао, 1948). Исследование многослойного поселения в Брахмагири позволило осветить историю южной Индии с эпохи неолита и вплоть до культуры Андхры (I—III вв. н. э.). Если раньше наши данные базировались на отдельных находках археологов XIX—начала XX в., то после раскопок многослойных поселений (Брахмагири, Читалдруг, Маски и др.) мы располагаем обширными материалами различных эпох, позволяющими проследить специфические особенности южноиндийского неолита.

При раскопках в Брахмагири были вскрыты наслоения трех периодов. Первый (нижний слой) — период «южного каменного полированного‘топора» датируется примерно X—III в. до н. э. и может быть подразделен на две фазы — Брахмагири IA (более ранняя) и Брахмагири IB. Над слоем культуры южного полированного топора залегал слой, содержащий изделия из железа, который многие археологи соотносят с местными мегалитическими захоронениями (так называемая мегалитическая культура).

Полированные каменные топоры из Брахмагири

Типичным орудием первого периода является полированный каменный топор формы, близкой к треугольной, с коническим обухом (в нескольких случаях — плоским в сечении). Каменные топоры были обнаружены вместе с большим количеством грубых, почти без следов ретуши микролитов из агата, горного хрусталя, сердолика, яшмы, кремня. Значительная часть найденных микролитов относится ко второй фазе первого периода и только несколько орудий — к следующему слою, что свидетельствует о широком употреблении микролитов лишь в эпоху «полированного каменного топора».

Другим характерным орудием каменной индустрии этого района является заостренная с двух сторон пластина без ретуши. Такие пластины изготовлялись главным образом из яшмы. Трапециевидные и треугольные микролиты почти отсутствуют. Керамика культуры «полированного каменного топора» преимущественно серая, сделанная от руки, очень грубая и представлена в основном круглодонными сосудами со слабо загнутым краем. Лишь в поздних слоях этого периода появляются признаки полировки. В слое Брахмагири IA среди большого количества местной керамики был найден также ряд фрагментов расписной и нарезной керамики, происхождение которой установить пока трудно. Можно предполагать, что эта керамика не местного производства и ее наличие свидетельствует о связях культуры «полированного каменного топора» южной Индии с культурами северо-запада. На это указывает, в частности, сходство ряда керамических форм и техники изготовления посуды. В верхнем горизонте слоя «полированного каменного топора» были найдены медные долота и два небольших бруска из меди и бронзы. Присутствие этих немногочисленных изделий из металла лишь в верхнем горизонте слоя, однако, еще не дает оснований относить вслед за некоторыми исследователями (М. Уилер) всю культуру «полированного каменного топора» к эпохе энеолита.

При раскопках поселения Санганакаллу (в Беллари) была обнаружена культура, близкая к культуре «полированного каменного топора»в Брахмагири, но датируемая индийскими археологами более ранним врс* менем.

 

Древнейший период в истории Санганакаллу представлен докерами- чвской индустрией. После некоторого перерыва заселение Санганакаллу возобновляется в эпоху неолита. Культурный слой, соответствующий этому периоду, можно разделить на две фазы: первая (Санганакаллу IIA), характеризуется полированными орудиями, бледно-серой без следов росписи керамикой, сделанной от руки. Эта фаза, по мнению Б. Суббарао, является подлинно^неолитической, хотя по комплексу материала древнее первого периода в истории Брахмагири. Лишь в следующий период истории Санганакаллу (Санганакаллу I IB) появляется керамика, близкая к керамике местных типов из Брахмагири. Появляется в этот период и расписная керамика, что, по мнению Лала, является отражением каких- то внешних влияний. Напомним, что в ранних слоях из Брахмагири IA, которые соотносятся с Санганакаллу IIB, также встречается расписная керамика. Возможно, что такое совпадение не случайно и связано с внешними влияниями северо-запада.

Восточная Индия

Изучение неолита восточной Индии представляет особый интерес, поскольку эта часть Индии была тесно связана в эпоху неолита и по следующие периоды с Юго-Восточной Азией. К сожалению, неолит восточной Индии, несмотря на находки неолитических орудий еще в XIX в., был исследован слабо. Лишь в последние годы в связи с новыми археологическими материалами стали значительно яснее некоторые вопросы происхождения восточноиндийского неолита и его специфики.

Особый интерес представляют находки так называемых плечиковых топоров (прямоугольный топор-мотыга с квадратным выступом сверху) в Ассаме, Чхота Нагпуре и других районах северо-восточной Индии. Этот тип топоров характерен, как известно, для ряда неолитических культур Юго-Восточной Азии, что может свидетельствовать о тесных связях в эпоху неолита культуры этой части Индии с близкими неолитическими культурами Юго-Восточной Азии. В связи с этим большой интерес представляет сопоставление неолитических материалов из различных районов восточной Индии. Такой подход позволяет проследить специфические локальные особенности отдельных областей рассматриваемой территории. Последние исследования индийских археологов выявили в восточной Индии две культурные области эпохи неолита: Бихар-Бен- гал-Орисса и Ассам. Для неолита первой группы характерно преобладание типично индийских неолитических форм и традиций, а для неолитической культуры Ассама — наличие наряду с местными формами и значительного числа форм, характерных для неолитических культур Юго-Восточной Азии. Сопоставление обеих групп материала дает возможность рассматривать иноземные экземпляры как более поздние по времени. Указанные материалы позволяют таким образом говорить о местной, более ранней по времени неолитической культуре, занимавшей западные и южные районы восточной Индии, и о неолитической культуре, связанной с пришлыми племенами, которые, по-видимому, являлись предками народов группы мунда. Эта более поздняя по времени неолитическая культура, как показывают археологические исследования, была распространена преимущественно в северных и северо-восточных районах, что позволяет наметить и примерный путь проникновения в восточную Индию неолитических племен из Юго-Восточной Азии. Как мы увидим дальше, из этой неолитической культуры (культуры «восточноиндийского каменного топора») развилась в эпоху металла так называемая культура «медных кладов и желтой керамики». Сравнение этой восточноиндийской неолитической культуры с неолитическими культурами Юго-Восточной Азии (особенно с позднехоабинской и баксонской культурами Индокитая) указывает на тесные связи обеих неолитических культур. Теория о происхождении восточноиндийского неолита из Юго-Восточной Азии была высказана Е. Ворманом и поддержана некоторыми зарубежными учеными.

Однако детальное изучение неолитических культур Юго-Восточной Азии в сопоставлении с неолитическим материалом из восточной Индии свиде- • тельствует о местных корнях неолита восточной Индии, что не исключает и определенные взаимосвязи неолитических культур восточной Индии и Юго-Восточной Азии. Как показали исследования индийских археологов, появление неолитических орудий в восточной Индии, близких к орудиям из Юго-Восточной Азии, относится к более позднему времени, чем чисто индийские неолитические экземпляры (Ж. Дани, 1960). В ранние периоды неолита влияние Юго-Восточной Азии почти не прослеживается. В серьезных коррективах нуждается и теория австрийского ученого Р. Гейне-Гельдерна, который утверждал, что плечиковый топор был орудием именно австро-азиатских племен. Изучение неолитических культур Юго-Восточной Азии выявило целый комплекс черт материальной культуры, которая была характерна для австро-азиатских племен. Отдельный же тип каменных орудий — плечиковый топор — не может решать вопрос о принадлежности его создателей к австро-азиатским народам.

Материал из стоянок в Ориссе, представленный главным образом полированными каменными топорами, указывает на некоторое сходства с культурой «южного каменного полированного топора». Однако детальное изучение и сравнение инвентаря стоянок обеих культур показали в целом, что культура «восточноиндийского каменного топора» представляет собой самостоятельную и отличную от южноиндийской неолитическую культуру. Так, например, различны основные типы полированных топоров обеих культур: трапециевидный или прямоугольный топор, характерный для восточной Индии, почти не встречается на юге, где преобладают овальные в сечении каменные топоры. Кроме того, на юге почти совсем отсутствуют плечиковые топоры, широко распространенные в восточной Индии.

Север и северо-запад Индии

Значительно хуже изучен неолит северной и северо-западной Иидеи. Имеющиеся материалы не позволяют в настоящее время выделить здесь определенные неолитические провинции.

Отсутствие четкой стратиграфии не позволяет точно определить хронологические рамки неолитической эпохи в этой части Индии. По мнению В. Кришнасвами, нижний рубеж неолитического слоя датируется примерно VI—IV тысячелетиями до н. э.

Верхняя граница неолитического слоя в Бурзахоме может быть определена лишь приблизительно, поскольку залегающий над ним слой, содержащий серую нарезную керамику, сопоставляемую некоторыми археологами с послехараппской культурой Джангар (вторая половина II тысячелетия), следует после значительного перерыва.

Недавние работы Дж. Ферсервиса и Э. Росса в Белуджистане открыли значительное число неолитических поселений в афгано-белуджистанском районе, а раскопки в Килли Гуль Мохаммеде вскрыли ряд дохараппских культур, в том числе и неолитическую, создатели которой были знакомы с керамикой и полировкой каменных орудий. Находки костей овцы и козы свидетельствуют об одомашнивании животных. С помощью карбонного анализа ранние этапы неолита этого поселения (докерамический период) датируются 3500—3100 гг. до н. э.

Эпохой неолита могут датироваться и первые слои многослойного поселения Рана Гхундай в долине р. Зхоба (раскопки Э. Росса, 1946). Население в этот период сначала употребляло сделанную от руки керамику и кремневые пластины (Рана Гхундай I), а затем перешло к изготовлению керамики на гончарном круге и к росписи ее. Лишь третий период в истории поселения знаменуется появлением медных предметов.

Плохая изученность неолитических культур северной и северо-западной Индии не позволяет ответить на вопрос об этнической принадлежности их создателей. Нуждается в дальнейшем обосновании и точка зрения о непосредственной связи неолитических культур северной и северо-западной Индии с последующими культурами эпохи металла. Можно высказать предположение, что доарийское население этих районов Индии было дравидоязычным. Более четкое отнесение плохо изученных неолитических культур северной и северо-западной Индии к определенным народам пока встречает серьезные затруднения.