Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



История и культура Индии и Пакистана, ранний палеолит, памятники каменного века
Этнография - Народы Южной Азии

Историю материальной культуры Южной Азии еще недавно начинали лишь с периодов, освещенных письменными источниками, или с более поздних эпох, оставивших блестящие памятники архитектуры и изобразительного искусства. Научных археологических раскопок здесь, по существу, не проводилось, а добытый археологический материал часто становился достоянием любителей антикварных древностей. Это в значительной степени обусловило и традиционный подход к изучению истории Индии, которая нередко излагалась лишь с эпохи похода Александра Македонского и империи Маурьев. Можно указать, в частности, на широко известные труды английского историка Винсента Смита, по мнению которого Индия не знала бронзового века.

В результате огромный период исторического развития Индии не подвергался исследованию и почти полностью выпадал из поля зрения археологов, историков и этнографов. Вместе с тем, древнейшая история Индии изучалась изолированно, в отрыве от истории других древневосточных цивилизаций. Многие буржуазные ученые считали, что Индия находилась за пределами «классического Востока» и миновала в своем развитии те стадии, через которые прошли так называемые цивилизованные страны. В настоящее время подобные взгляды на историческое развитие Индии не выдерживают критики.

Открытие замечательной цивилизации в долине Инда ясно показало самобытность и древность индийской культуры. Особенно интенсивно археологические исследования развернулись в Индии в последние годы, после достижения страной независимости. Под руководством Археологического департамента Республики Индии по всей стране широко развернулись научные археологические раскопки, была создана своя археологическая школа, организованы специальные археологические учреждения, музеи, журналы. Небывалый размах археологических исследований обусловлен в значительной степени тем огромным интересом, который проявляет народ Индии к историческим судьбам своей страны. Материалы, которыми располагает современный исследователь, свидетельствуют о том, что уровень культурного развития древней Индии был не ниже уровня развития таких стран, как Египет и Месопотамия, а в известной мере и превосходил их.

Археологические исследования памятников различных эпох говорят о прогрессивном развитии древнеиндийских культур начиная с эпохи палеолита, а данные антропологии позволяют включить Индию в возможную область очеловечения обезьяны. Археологический материал наряду с данными истории, лингвистики и антропологии позволяет воссоздать основные этапы исторического развития различных народов Индии, проследить их взаимодействие друг с другом. Памятники материальной культуры являются важнейшим источником и для решения основных проблем этногенеза народов Индии. Изучение культуры народов Индии в древности помогает понять многие черты материальной и духовной культуры современных народов Индии и Пакистана.

Памятники каменного века

Первая палеолитическая стоянка в Индии была открыта Р. Футом в 1863 г. в Паллавараме (недалеко от г. Мадраса). Р. Фут, который по праву может быть назван пионером изучения перлитические орудия среди осколков в пласте гравия

Основные этапы вобытной археологии Индии, обнаружил палеоизучения . Открытие Р. Фута дало толчок изучению памятников каменного века Индии. Сам Р. Фут, а также его коллеги по Геологическому департаменту Индии, открыли палеолитические стоянки в различных районах Индостан- ского полуострова. Так, в долине р. Корталаяр (Мадрас) Р. Фут нашзл раннепалеолитическую стоянку Аттирампаккам, где наряду с ручными рубилами и отщепами были найдены костные останки. Ряд исследователей высказал предположение о принадлежности этих останков (большой берцовой кости) человеку. Несмотря на гипотетичность указанного утверждения, открытие Фута имеет большое значение. Это первая и до сих пор единственная находка костных останков человека эпохи палеолита на территории Индии.

Вскоре У. Кинг в районе рек Наранаварам и Корталаяр (около Мадраса) обнаружил орудия, очень сходные с теми, которые открыл Р. Фут. В 1865 г. А. Уин близ Пайтхана (Андхра Прадеш) нашел ряд палеолитических орудий, залегавших совместно с костными останками ископаемых животных. Работы ученых конца XIX и начала XX в. по собиранию орудий каменного века Индии заложили основы для систематических исследований памятников различных археологических периодов.

Находка каменных орудий вместе с остатками фауны позволила некоторым ученым уже тогда отнести указанные стоянки к определенным периодам четвертичной эпохи. Однако большинство орудий определялось лишь по известным параллелям из находок во Франции.

Четкая периодизация и терминология памятников каменного века Индии отсутствовала. Еще в 20-х годах XX в. ряд археологов (например, ГІ. Митра) не усматривали в палеолитических памятниках Индии каких-либо специфических местных черт, отличающих индийский палеолит от европейского, и применяли для определения каменных орудий, найденных в Индии, термины, характеризующие культуры каменного века Европы (Солютре, Мадлен, Леваллуа и др.)* Создание научной классификации памятников каменного века Индии было чрезвычайно необходимым. Первая попытка создания такой классификации была предпринята в 30-х годах нашего столетия М. Беркитом pi JI. Кэммиэйдом, которые установили хронологическую последовательность палеолити- чесних культур южной Индии и, сравнивая с африканским материаломт соотнесли их с определенными климатическими циклами.

Исследования М. Беркита и JI. Кэммиэйда позволили установить общую схему развития южноиндийского палеолита в связи с плювиальными и межплювиальными циклами и выделить основные серии каменных орудий среднего и позднего плейстоцена.

Археологические исследования последующих лет подтвердили в целом правильность указанной классификации, уточнив и дополнив ее новым материалом. В 1932 г. К. Тод, например, обосновал определенную последовательность климатических циклов и для западного побережья Индии. Вскоре была создана классификация палеолитических памятников северной Индии (работы Г. Де Терра и Т. Петерсона).

Было установлено, что в северной Индии в отличие от южной (где имело место чередование плювиальных и межплювиальных периодов) в эпоху плейстоцена существовала смена ледниковых и межледниковых эпох, связанная с наступанием и отступанием гималайских ледников.

Большое значение в связи с этим имели исследования в Кашмире. Здесь не были найдены палеолитические орудия древнейшего-человека и остатки фауны. Однако изучение геологического строения Кашмира в эпоху оледенения позволило составить схему смены ледниковых и межледниковых эпох не только в районе Кашмира, но и во всем пригималай- ском районе и прилегающих к нему областях. Благодаря этому стало возможным при определении геологического возраста стоянок северной и северо-западной Индии сопоставлять их с известными геологическими фазами Кашмира. В частности, корреляция геологических эпох с археологическим материалом особенно ясно была прослежена в Панджабе, в районе Потвара. Изучение палеолитических стоянок в связи с геологической картой этого района показало, что древнейший человек заселил эту область в конце первого межледникового периода.

Особенно широко археологические исследования памятников каменного века ведутся в Индии в последние годы. Классификации, разработанные учеными 30-х годов нашего века, не только дополнены новым материалом, но и получили дальнейшее развитие, уточнения, исправления.

Раннии палеолит

В настоящее время уже можно говорить об особенностях и специфике палеолитических индустрий Индии в целом и ее отдельных районов в частности. Рядом специфических особенностей обладает палеолит южной Индии. Основным типичным орудием является миндалевидное ручное рубило со сплошной южной Индии двухсторонней обработкой (известное под названием мадрасского рубила по месту первых находок), очень сходное с рубилами нижнего палеолита Европы. Кроме миндалевидных рубил, характерными орудиями южноиндийского палеолита являются также скребла (однако в значительном количестве они появляются лишь на стоянках, соответствующих периоду раннего палеолита Европы, так называемого ашеля)

Наиболее известными стоянками раннего палеолита в южной Индии являются Вадамадурай и Аттирампаккам, обе расположенные в окрестностях Мадраса. Т. Петерсон, а затем и В. Кришнасвами на основе изучения палеолитических орудий стоянки Вадамадурай выделили здесь три основных типа. Первая группа (самая ранняя) состоит из грубых ручных рубил и орудий из гальки, большая часть поверхности которых остается необработанной. Многие индийские археологи сближают их с шелльскими раннепалеолитическими орудиями. Орудия второй группы обработаны лучше. Обычно их сопоставляют типологически со средним ашелем. Третья группа представлена уже позднеашельскими ручными рубилами. Дальнейшее развитие этих орудий прослеживается на стоянке Аттирампаккам.

Материал мадрасских стоянок позволяет, таким образом, проследить развитие раннепалеолитических орудий на юге Индии от грубых ручных рубил, близких к раннеашельским, до орудий, изготовляемых поздне- ашельской техникой леваллуа, а также выявить некоторые типологические особенности южноиндийского палеолита.

Орудия нижнего палеолита южной Индии

Весьма ценные материалы по южноиндийскому палеолиту были добыты в последние годы. Новые археологические исследования дали возможность выделить и характерные особенности палеолитической техники ряда отдельных районов. Так, изучение раннепалеолитических орудий Майсура показало, что особенность палеолитической индустрии этого района заключается в наличии так называемых клювовидных орудий. Интерес представ ляют также большие и массивные отщепы, которые, видимо, употреблялись как грубые рубящие орудия (так называемые чопперы).

Особенностью палеолитических орудий Карнатака (т. е. Майсура и соседних районов) является почти полное отсутствие орудий из гальки. Палеолит Карнатака имеет ряд аналогий с палеолитическими культурами других районов Индии, например долин рек Годавари, Сабармати, района Мадраса. Здесь обнаружены и орудия типа чопперов.

В южной Индии почти отсутствуют палеолитические орудия, сделанные из кварца. Наиболее распространенным материалом являлся кварцит. Определенное влияние на расселение древнего человека оказывали обильные залежи сырья, пригодного для изготовления орудий. Так, например, очень большое число палеолитических стоянок было открыто в районе Чинглепута, богатом залежами кварцита. К северу же от р. Кришны, где кварцит встречается уже не так часто, количество палеолитических стоянок резко уменьшается.

В пещерах в округе Курнул (южная Индия) наряду с палеолитическими орудиями были обнаружены ископаемые останки животных (леопарда, тигра, льва, медведя) и птиц. Изучение их позволяет судить о древней фауне этого района. Интересно, что в Курнульских пещерах не найдено ни одного черепа человека. Здесь бросается в глаза обилие золы; предполагают, что в этих пещерах палеолитический человек совершал йакие-то ритуальные обряды. Изучение палеолита отдельных областей южной Индии позволило выявить черты сходства с палеолитом как в других районах Индии, так и вне ее.

Перед археологами встал вопрос о времени и путях заселения юга Индии. Некоторые авторы (например, Р. Дикшитар) придерживаются мнения об автохтонном происхождении населения южной Индии и самостоятельном развитии здесь раннего палеолита. Другие считают, что находки в палеолитических стоянках южной Индии орудий, типологически сходных с орудиями палеолита Африки, ставят вопрос о непосредственном контакте и взаимовлиянии палеолитических культур Африки и Индии. Некоторые исследователи указывают даже на общее происхождение кварцитовых культур Мадраса и Южной Африки. По мнению Д. Сена, можно говорить лишь о параллельном их развитии.

Однако окончательное решение этого важного и сложного вопроса невозможно без палеоантропологических данных, которые в настоящее время отсутствуют.

Древнейшие орудия эпохи нижнего палеолита на севере Индии были обнаружены в районе Потвара в долине р. Соан.

Раннии палеолит Поэтому палеолитические орудия, характерные для северной ндии палеолита северной Индии, стали называться по месту первых находок соанскими. Наиболее архаичные орудия периода раннего палеолита известны как досоанские, а самая древняя из раннепалеолитических индустрий — как досоанская индустрия (термин «досоан» впервые был введен Г. Де Терра и ныне принят большинством исследователей).

Досоанские орудия представляют собой сравнительно крупные галечные орудия и отщепы, отколотые от грубой гальки и обработанные только с одной стброны. Некоторые археологи сопоставляют эти раннепалеолитические орудия с орудиями раннепалеолитических памятников Англии, в частности, с орудиями так называемого клектонского типа. Досоанская культура — древнейшая палеолитическая культура северо-западной Индии. Геологически ее относят ко второму ледниковому периоду северной Индии.

Ко второму межледниковому периоду относится раннепалеолитическая индустрия, известная под названием «ранний соан». Она характеризуется различными типами рубящих и скоблящих орудий из гальки и сравнительно небольшим количеством отщепов, число которых, однако, значительно увеличивается в последующее время. Особенностью соанской палеолитической индустрии является наличие чопперов, которые могут’ быть подразделены на две группы: орудия с плоским основанием и галечные орудия округлой формы. Особенностью орудий первой группы является наличие неподправленной площадки, с которой отбивались отщепы. Употреблялись ли они как рубящие или как скоблящие орудия, пока сказать очень трудно. Орудия же, принадлежащие к группе «округлых галек», имеют форму, целиком зависящую от формы гальки (овальные или сфероидальные). Отщепы отбивались в данном случае от естественной породы.

К третьему ледниковому периоду северной Индии относятся орудия, получившие название позднесоанских; они генетически связаны с ранне- соанскими орудиями предшествующей эпохи, на что указывает материал (галька) и техника скола, сходная с раннесоанской.

На ряде раннепалеолитических стоянок северной Индии вместе с индустрией соанского типа встречаются в небольшом количестве и ручные рубила, близкие к орудиям мадрасского типа, характерным, как известно, для палеолита южной Индии, причем в раннесоанских памятниках — рубила шелльско-ашельского типа, в позднесоанских — ашельские. Это лучше всего прослеживается на материале стоянки Чаунтра (на р. Соан), -относящейся к эпохе третьего ледникового периода.

Обнаруженные здесь материалы дают возможность проследить сосуществование и развитие, с одной стороны, орудий, близких к мадрасским рубилам, с другой, — орудий соанского типа. Сопоставление орудий стоянки Чаунтры с материалами террас Потвара позволяет соотнести ручные рубила мадрасского типа, к которым по технике близки раннепалеолитические ручные рубила северо-западной Индии, с определенным периодом ледниковой эпохи севера Индии.

 

На северо-западе Индии были обнаружены орудия, типологически близкие к позднесоанским, но несколько более поздние по времени (в литературе их принято обозначать как орудия развитого соана).

Таким образом, археологический материал из Паиджаба свидетельствует о длительном существовании и развитии орудий соанского типа — начиная с раннесоанских (соответствующих периоду шелля) и вплоть до развитых форм соана, близких по времени уже к позднему палеолиту.

Исследования, проводимые индийскими археологами в последние годы, позволили значительно расширить район распространения соан- ской индустрии.

Значительный интерес представляют работы Б. Б. Дала (1955) в Пан- джабе (в долинах рек Биас и Банганга). Экспедиция обследовала пять речных террас в районе Гумера, на которых обнаружила большое число палеолитических орудий соанского типа. Основными видами орудий являются односторонние и двухсторонние чопперы и галечные грубые, с односторонней обработкой ручные рубила. Встречаются в небольшом количестве и двухсторонние ручные рубила. В целом раннепалеолитическая индустрия этого района характеризуется преобладанием грубых рубящих орудий (типа чопперов).

Открытие в Панджабе наряду с преобладанием здесь чопперов очень небольшого числа двухсторонних ручных рубил и скребел ставит перед археологами вопрос о путях и времени их проникновения в эти районы. Однако в настоящее время трудно сказать определенно, созданы ли орудия обеих индустрий одновременно разными методами, или орудия типа чопперов представляют более раннюю стадию развития палеолитических орудий этого района.

Итак, в северной Индии прослеживается резкое преобладание грубых рубящих орудий типа чопперов при отсутствии двухсторонних ручных рубил и наличии односторонних галечных рубил в одних стоянках или при очень незначительном количестве двухсторонних ручных рубил в других. Особое место занимает лишь район Потвара, где на стоянке Чаунтра были обнаружены двухсторонние ручные рубила наряду с орудиями соанского типа. Эти находки позволили ряду ученых (например, Г. Де Терра) сделать вывод, что древний человек пришел в Панджаб с юга, принеся вместе с собой и индустрию ручных рубил мадрасского типа. Эта точка зрения встретила решительных оппонентов, объяснявших наличие небольшого числа двухсторонних рубил особенностями местной индустрии. В целом вопрос о древнейшем заселении северо-западной Индии все еще остается нерешенным из-за отсутствия костных останков палеолитического человека.

При изучении североиндийского палеолита должны быть учтены и раннепалеолитические находки на территории Советского Союза, в первую очередь среднеазиатский материал. Укажем, например, на новые открытия молодого казахского археолога X. Алпысбаева, который обнаружил в южном Казахстане палеолитические орудия, типологически сходные с соан- скими орудиями северной Индии.

Изучение палеолитических стоянок этих районов свидетельствует о существовании и одновременном развитии на довольно значительной территории орудий как соанского типа, так и ручных рубил мадрасского типа. Особенно показательны в этом отношении исследования в Раджастхане.

Совместное залегание орудий соанского и мадрасского типов на палеолитических стоянках Раджастхана свидетельствует о неправомерности проведения резкой грани между северо-западной Индией с характерной для нее соанской индустрией и югом, где распространены орудия типа мадрасских рубил. Такое деление весьма условно, на что указывают находки орудий обоих типов на стоянках не только Раджастхана, но и более южных районов. По-видимому, район сосуществования этих индустрий занимал довольно значительную территорию. В него можно включить почти всю центральную Индию. Особый интерес представляют в данной связи исследования в долине р. Нарбады, которые позволили создать геолого-климатическо-археологическую схему для центральной Индии. Здесь были прослежены три группы отложений: в слое гравия нижней группы были обнаружены чопйеры, сходные с орудиями досоанского типа района Потвара. В следующем слое — в глине, наряду с нуклеусами и отщепами, близкими к раннесоанским, были найдены и ручные рубила и скребки, близкие к южноиндийским формам.

Нижнепалеолитический комплекс в отложениях второй группы представлен круглыми ашельскими ручными рубилами, отщепами, нуклеусами и орудиями из гальки позднесоанского типа. Орудия, найденные в отложениях третьей группы, относятся уже к мезолитической эпохе (микролиты).

 


[1] Материал, содержащийся в этом и последующих разделах «Вводной части», относится к народам Индии и Пакистана до 1947 г., т. е. к тому историческому периоду, когда судьбы этих народов были неразрывно связаны.