Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Горные народы Минданао. Негрито Филиппин
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Горные народы Минданао. Негрито Филиппин

Народы, населяющие горные районы острова Минданао, до недавнего времени были изолированы от экономических и культурных центров Филиппин, что отразилось на уровне развития этих народов. Лишь в последние десятилетия, когда на Минданао стала развиваться промышленность, возникли плантации, выросли города, были проложены дороги во внутренние районы. Горные народы стали постепенно втягиваться в общий поток развития.

К горным народам Минданао принадлежат букидноны (80 тыс. человек), билааны (110 тыс. человек), субаноны (100 тыс. человек), манобо (55 тыс. человек), мандайя (26 тыс. человек), тирураи (25 тыс. человек), ата (15 тыс. человек), тагакаоло (12 тыс. человек), мангианы (7 тыс. человек), багобо- гиангга (55 тыс. человек).

Большинство горных народов Минданао занимается подсечно-огневым земледелием (каингин). Основная культура — рис. Обычно после сбора двух урожаев участок бросают и расчищают другой. На поле, приготовленном для посева, мужчины при помощи палки-копалки делают ямки, а женщины и дети бросают в них зерна риса и засыпают ногой. Кроме риса, в питании большую роль играют батат, таро, ямс, из овощей — кабачки, перец, помидоры, баклажаны и др. Выращивают табак, пальмовые деревья, абаку. Животноводство имеет подсобный характер. Развиты ремесла, особенно гончарство, плетение (корзины, циновки), ткачество, резьба по дереву, выделка украшений и металлических изделий — ножей и оружия.

Дома строят на сваях, почти всегда однокамерные. Крышу кроют пальмовыми листьями. Окон не делают, и свет проникает через дверь и щели. Перед дверью обычно устраивают площадку, на которой производятся различные домашние работы. Лестницей в дом служит бревно с зарубками. Пол из расщепленного бамбука настилается на высоте 1—2 м над землей. Обычно вдоль стен тянутся нары. Их застилают циновками, которые служат постелью. Внутри дома перегородки делаются очень редко, но для молодой семейной пары отгораживается часть помещения.

Амбары строят поблизости от дома, тоже на сваях. Рис хранят в корзинах или мешках.

У букиднонов и тирураев семьи, живущие в лесу, строят дом высоко на деревьях. На ночь бревно с зарубками, по которому поднимаются в дом, убирают,

Одежда женщин состоит из широкого саронга и узкой кофты с узкими длинными рукавами. Голову покрывают платком. Женщины носят много украшений на шее и на ногах, любят длинные серьги. Мужчины носят широкие штаны и рубашку, имеющую сходство с женской кофтой. На голову повязывают платок. Большинство народов Минданао придерживаются обычая, татуировки, спиливания и чернения зубов.

Субаноны живут небольшими поселками, в каждом из которых насчитывается по нескольку семей. Население поселка объединено в общину, возглавляемую старейшиной (тимуки).

У манабо поселение составляет группа кровных родственников. Ман- дайя делятся на небольшие группы, управляемые выборным вождем (байани). У некоторых народов Минданао существует патриархальное рабство.

В браках сохраняется полигамия. У одних народов, например у мандайя, это норма брачных отношений, у других (субаноны) — редкий случай.

Родители договариваются о браке детей, когда те еще маленькие, но брак совершается по достижении зрелости. Если у жениха нет средств уплатить за невесту, свадьба откладывается, и он поселяется на определенный срок в доме ее отца для отработки. Свободное общение молодых людей способствует знакомству, и теперь договор о браке, заключенный родителями, может быть расторгнут ради брака по выбору молодых. Свадьба сопровождается празднеством с угощением. Символом союза молодой пары является совместная еда и передача друг другу щепотки риса. Свадебная церемония происходит в доме жениха. Первые ночи молодые супруги проводят в доме родителей жены, а затем обычно поселяются отдельно.

Субаноны стараются похоронить умершего в день смерти. Захоронение делают в гробу, изготовленном из двух выдолбленных половин толстого бревна. Покойнику кладут немного пищи.

У горных народов Минданао преобладают анимистические верования. Так, багобо верят в существование у человека двух душ, обитающих справа и слева от него. Правая душа почти все время находится с человеком, а левая может свободно покидать его и странствовать. После смерти левая душа становится злым духом, а правая — духом-покровителем. Она присоединяется к предкам в подземной стране умерших. По обычному праву тагака- оло допускаются человеческие жертвоприношения, но их уже не делают. У субанонов и некоторых других горных народов Лусона имеются шамань (балиан). Ими могут быть и мужчины и женщины.

В настоящее время горные народы Минданао испытывают все более интенсивное культурное влияние как со стороны исламизированных народов; моро, так и со стороны христианизированного населения северного и восточного Минданао — давно проживающих здесь висайя и переселившихся в*, последние десятилетия илоков и тагалов.

Моро

Особое место среди населения Филиппин занимают моро — группа народов, исповедующих ислам. Испанцы дали им это общее название по аналогии с маврами.

Моро населяют западные и юго-западные районы Минданао, архипелаг Сулу и южную часть острова Палаван.

Языки моро близки языкам горных народов Минданао и висайя. Каждая группа моро говорит на особом диалекте. Что касается их взаимоотношений с так называемыми христианскими народами, то существенные различия возникли между ними, вероятно, вместе с религиозным размежеванием.

Ислам принесли на Сулу малайские купцы в XV в., и первоначально новая религия была воспринята феодализирующейся верхушкой местного общества. Архипелаг Сулу стал центром распространения этой религии на Филиппинах. Вместе с исламом в язык моро вошло много арабских слов, значительным было и влияние мусульманской культуры, в том числе литературы. Общепринятой стала у них арабская графика.

В XV в. на Сулу и на Минданао возникли султанаты, во главе которых стояла феодальная знать, местная и малайская. Постепенно ислам проник и в среду рядовых моро, но в их обрядах до сих пор сохранилось многое от древних анимистических верований. Испанцы огнем и мечом искореняли ислам в захваченных районах. Но моро — самая воинственная группа на островах — стойко сражались за свою независимость и веру.

В настоящее время исламизированные народы населяют в основном приморские районы, в то время как во внутренних районах островов, даже таких небольших, как Басилан и Холо, остались племена, придерживающиеся анимизма.

В 1965 г. общая численность моро была 1 млн. 502 тыс. человек. В их число входят сулу и самаль (иногда объединяемые в одну группу сулу- самаль) общей численностью 150 тыс. человек, магинданао — 430 тыс. человек, ланао (маронао) — 170 тыс. человек, яканы — 70 тыс. человек, а также таосог, мембуганоны, джама, мапуны, сангилы.

Сулу расселены по архипелагу Сулу и на юге острова Палаван: часть их (около 10 тыс. человек) живет на Северном Калимантане» Сулу издавна известны как искусные мореходы и торговцы. Как и у других заметно китайское и индийское влияние. Например, у сулу есть лодки (сапиты), подобные китайским джонкам. Сулу внутренних районов занимаются земледелием.

Самаль живут в прибрежной полосе полуострова Замбоанга (Минданао) и на Сулу. Согласно легендам они пришли сюда в XIV в. с юга Малакки. Этнически самаль близки к оранг лаутам Суматры, Малакки и Калимантана. Главные занятия их — рыболовство и торговля, а также добыча жемчуга. В прошлом из их среды вышло немало пиратов. Дома самаль обычно свайные, их строят прямо на воде. Часть самаль не имеет дома, а всю жизнь проводит в лодках.

Магинданао живут на острове Минданао, в основном в бассейне одноименной реки. Занимаются преимущественно земледелием. Магинданао славятся как искусные мастера-оружейники, но наиболее развиты ремесла у ланао, расселенных в районе озера Ланао. В изготовлении изделий из металла, резьбе по дереву, ткачеству ланао не знают себе равных среди моро.

На острове Басилан живет еще одна группа моро — яканы. Они практикуют богарное земледелие, но значительную роль в их хозяйстве играет и охота. У яканов более, чем у других моро, сохранились анимистические верования, что особенно ясно прослеживается в похоронном обряде.

Несмотря на некоторые различия в языках, хозяйстве, культуре и обрядности у народов, объединяемых в группу моро, много общего, что объясняется их развитием в отрыве от остальных народов Филиппин. Эта общность судьбы, культуры и религии и дает право на описание их как единого целого.

Основные занятия моро — земледелие и рыболовство. Они культивируют суходольный и заливной рис (без применения террас), маниок, кукурузу, бататы, бобы, кокосовые и арековые пальмы, бананы, овощи, фрукты. Из товарных культур на Минданао большое значение имеют абака и гевея (на плантациях, где среди рабочих есть и моро). На Сулу выращивают абаку, кофе, кокосовые пальмы.

Землю под рис и кукурузу иногда обрабатывают железными плугами, в которые впрягают быков или буйволов, однако более широко распространены мотыги. Убирают урожай вручную; абаку срезают специальными ножами боло. Для обрушивания зерна применяют деревянные ступы, мельницы появились лишь в последнее время. Как и во многих других районах Филиппин, у моро своего риса до нового урожая не хватает и его покупают в китайских лавках, имеющихся почти в каждом селении.

Земледелие моро обычно сочетают с животноводством. Разводят крупный рогатый скот (буйволов) и местных маленьких лошадей, используемых для верховой езды.

Рыболовство известно у моро с давних пор. Лов рыбы ведут обычно с парусных лодок, снабженных для устойчивости балансирами. Собирают и ловят моллюсков, трепангов и другие «дары моря». Древним занятием является и добыча жемчуга, которым очень богаты здесь прибрежные воды.

Создание в XV в. султанатов и развитие торговли у моро привело к основанию довольно больших городов. Самым древним из них был Холо (в северной части острова Холо в архипелаге Сулу). Города стали центрами торговли и ремесла, в них процветала обработка металла, особенно изготовление оружия, а также ткачество и плетение, резьба по дереву, ювелирное дело.

Сельские поселения моро состоят из свайных домов традиционного малайского типа. Дома богатых обширнее и украшены искусной резьбой и росписью. Обычно в доме бывает только одно помещение. При входе в дом обувь оставляют у порога. Спят моро на циновках, на которые никогда не встают ногами. Очаг устраивают в ящике из бамбука, наполненном землей. Для приготовления риса чаще всего используются бамбуковые трубки. Кроме риса, в рацион моро входят рыба и острые приправы, овощи, фрукты. Подобно другим мусульманам, они не употребляют в пищу свинины и не пьют алкогольных напитков. По обычаям моро, молоко коровы принадлежит только ее теленку. Мясные блюда готовят лишь в праздники и на свадьбу, причем корову может забить только имам. Распространено жевание бетеля.

Мужская одежда у моро разнообразна: они носят длинные шаровары, короткие трусы или саронги, рубашки, куртки, иногда украшенные двумя рядами пуговиц, но могут обходиться и без наплечной одежды. На голове моро носят платки в виде тюрбана или просто свернутые жгутом, но чаще фесы. Головные уборы всегда белого цвета. Обязательная принадлежность мужского костюма — пояс и крис, без которого ни один моро не выходит из дома; вместе с ним к поясу подвешена и коробочка с бетелем. Волосы у моро обычно коротко подстрижены. Они чернят зубы.

Женщины носят узкие, плотно облегающие тело жилеты с короткими рукавами и двумя рядами металлических пуговиц и шаровары или узкие штаны до колен, поверх которых надевают юбку. Распространены и саронги. Волосы собирают на затылке в пучок, как малайки; голову иногда повязывают пестрым платком. Обычно носят много браслетов, ожерелья, серьги.

У моро, как у всех мусульман, разрешено и практикуется многоженство, но в основном среди богатых слоев общества. Более распространена моногамная семья. Девочек выдают замуж в 12—13 лет, но уже с 9 лет ее лицо разрешено видеть лишь членам семьи. Браки заключают по воле родителей, а не молодых. Обязательна плата за невесту, причем если после сговора брак не заключается по вине жениха, то взнос остается у невесты. Широко практикуются разводы; дети обычно остаются с отцом и считаются его наследниками. На Минданао, где в последнее десятилетие появилось много поселенцев из висайя и других христианских народов Филиппин, в настоящее время довольно часты смешанные браки между мужчинами моро (обычно из городских состоятельных жителей) и христианками. Этим бракам иногда предшествует развод с женой-мусульманкой, реже христианка становится второй женой моро. В таком случае жены живут в разных домах. В подобных браках муж и жена чаще всего сохраняют свою религию, дети становятся мусульманами, но получают образование в английских школах. Большой редкостью являются браки женщин моро с христианами.

Вплоть до начала ХХ в. высшим сословием у моро были султаны и феодалы (дату). Рядовые моро объединялись в сельские общины. Было развито патриархальное рабство. Рабов добывали в войнах и пиратских набегах, но существовало и долговое рабство. С установлением американской администрации власть султанов и дату ослабела, а рабство было запрещено. В районах расселения моро появились чиновники и предприниматели из христианских народов. Многие удобные для земледелия районы Минданао были объявлены свободными для колонизации переселенцами из христианских районов. Здесь были заложены плантации гевеи и абаки, остров стал основным производителем этих культур в стране. Приток переселенцев усилился после второй мировой войны, что превратило районы моро в многонациональные. Раньше здесь, кроме моро, жили лишь китайцы (торговцы и ростовщики), теперь же поселились висайя и представители других христианских народов. Однако и сейчас моро, занимающиеся земледелием, находятся в полной зависимости от дату, которым они платят подати, отрабатывают барщинные повинности. Дату считается политическим и религиозным главой в сельском районе, он же нередко выступает в качестве ростовщика. Его власть над крестьянином ослабевает лишь если тот уходит из деления и находит работу на стороне, но это сделать трудно, ибо обычно крестьянин опутан долгами.

Моро отмечают все мусульманские праздники, ислам прочно вошел в их повседневную жизнь, но и у них сохраняются древние анимистические верования: так, во время полнолуния в полночь никто в селении не спит, все громко стучат в барабаны, чтобы отогнать злых духов. Такие ритуальные барабаны есть в каждом доме. Следы анимистических верований можно проследить также в обрядах жизненного цикла.

Правительство Филиппинской республики, стремясь вовлечь моро в общее русло развития, делает попытки ввести здесь ту же систему образования, что и в других областях страны, не считаясь с особенностями культуры этих народов. Но моро предпочитают отдавать своих детей в местные школы, где главным предметом является Коран, изучаемый на арабском языке. Замкнутость моро и их стремление сохранить свою культуру и язык укрепляются в их сопротивлении дискриминационной политике центральных властей, которая проявляется и в области местного управления (оно отдано в руки чиновников-христиан), и в экономике — лучшие земли отобраны у моро, а сами они превращаются в арендаторов или становятся рыбаками.

Негрито Филиппин (аэта и баттаки)

Термин «негрито» означает «маленький негр» — название, данное испанцами. Группы негрито в основном выделяются по антропологическому признаку, а также по уровню социально-экономического развития и подразделяются на аэта острова Лусон, висайских (ати) и аэта Минданао, или мамануа. Близкий к аэта народ на острове Палаван носит название «баттаки» (не путать с батаками Северной Суматры).

В настоящее время общая численность негрито Филиппин — 50 тыс. человек.

Существует мнение, что аэта полностью утратили свой язык и говорят на языке соседних народов. Однако Н. Н. Миклухо-Маклай после знакомства с аэта поставил это под сомнение: «Записывая параллельно слова негритосов и тагалов, я нашел у первых немало самостоятельных слов, так что мнение Притчарда, что негритосы совершенно утратили свой язык, неверно».

Еще сравнительно недавно аэта занимались в основном собирательством и охотой, то с конца XIX в. они начали переходить к подсечно-переложному земледелию и связанному с ним полуоседлому образу жизни. Участок расчищают топором и при помощи огня. Мужчины производят расчистку поля затем женщины сажают рис. Группы, живущие в окружении более развитых народов, иногда употребляют для вспашки запряженные буйволом плуги. Из домашних животных бродячим группам известны лишь собаки, которых используют на охоте, а в случае голода убивают и едят. Баттаки приручают диких петухов для подсадки при охоте, однако домашних кур не держат. Группы, перешедшие к оседлости, обычно имеют кур и свиней.

Негритосы Филиппин охотятся чаще всего с помощью различных ловушек. У аэта имеется известная по всей Индонезии копьеобразная западня. Она употребляется при охоте на оленя и дикую свинью. Очень распространена ловля птиц, особенно диких кур, при помощи силков. Аэта охотятся как поодиночке, так и коллективно (в определенный сезон). У всех аэта распространена загонная охота при помощи поджога. Орудиями активной охоты служат лук и стрелы, нередко отравленные. На острове Негрос лук в последнее время вытесняется копьем, аналогичным букиднонскому. Важное значение имеет рыболовство. Рыбу также бьют из лука. Распространен сбор меда диких пчел. Этим занимаются только мужчины.

У современных аэта различают три типа жилищ: первый тип, который считается исходным, имеет каркас из нескольких бамбуковых палок, крытый листьями — нечто вроде двухскатного шалаша. Другой тип дома, прямоугольный в плане, чаще встречается около поселений христиан. Он состоит из шести или восьми колышков, воткнутых в землю приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга. На верхнем конце каждого кола сделана зарубка для горизониальных перекладин. Крыша покрыта пальмовыми листьями. Наиболее совершенный вид жилища — дом на сваях, напоминающий жилище соседних народов.

Большое внимание уделяется выбору места для поселения или лагеря. Оно должно быть сухим и открытым для лучей солнца. В лесу площадку для лагеря часто приходится вырубать. Очаг сооружается около дома, но если выстланный бамбуком пол приподнят над землей на сваях, очаг устраивают под ним.

Аэта плетут отличные циновки, а также корзины. Гончарство им неизвестно, но они употребляют покупную керамику. Усеянный шипами ствол ротана служит кухонной теркой. В полых коленах ствола бамбука хранят стрелы, яд для них, мед, воду и т. д. Немногочисленная утварь дополняется деревянными лопатками для выкапывания корнеплодов, ножами (металлическими покупными и бамбуковыми самодельными).

Приготовлением пищи занимаются женщины. Бродячие аэта едят мясо любых животных, рыбу, мед, дикие корнеплоды и фрукты. В связи с постепенным переходом к земледелию в их пищевой рацион входят рис и ямс, и собирательство теряет свое значение. Традиционный способ варки риса — в стволах зеленых побегов бамбука.

Аэта едят два раза в день. Утром, перед тем как идти на охоту, доедают то, что осталось от предыдущего дня. Вечером происходит основной прием пищи. Сами аэта не делают алкогольных напитков, однако охотно употребляют их. Они курят табак в виде сигар и жуют бетель. Баттаки курят, помещая в рот зажженный конец сигары, обернутой зеленым листом. После нескольких затяжек сигара гаснет.

Мужчины обычно носят узкую набедренную повязку из луба, женщины — несколько более длинный передник или юбку из аналогичного материала. У баттаков мужская одежда состоит из пары лоскутов тапы, прикрывающих бедра, и браслетов из ротана, обернутых вокруг предплечий. Одновременно это и орудие для добывания огня: при необходимости кусок тапы, оторванный от передника, служит трутом, а огонь добывают из куска дерева путем его пиления размотанной полосой ротана.

Негрито Филиппин волосы стригут или частично выбривают. Они носят резные декоративные гребни из бамбука, украшенные перьями и древесными грибами. Эти гребни, пожалуй, наиболее сложные произведения их прикладного искусства. Кожу натирают жиром и присыпают золой. Красочная татуировка неизвестна, но рубцевание кожи широко распространено. Большой любовью пользуются украшения — браслеты из кабаньих клыков на руках и ногах, клыки и деревянные трубочки, надеваемые в нос и уши.

В настоящее время у негрито Филиппин не удается обнаружить даже следов родовой организации. Очевидно, она у них исчезла в результате их оттеснения в малоудобные места обитания и расчленения их этнической территории. Современные аэта живут небольшими группами, состоящими из близких родственников. У этой группы в коллективной собственности находится определенный промысловый район. Владение им регулируется рядом норм обычного права: так животное, раненное на «своей» территории, можно преследовать и добить на «чужой». То небольшое движимое имущество, которое есть у аэта, представляет собой личную собственность индивидов или малых семей в составе группы. Однако нормы, регулирующие повседневную жизнь аэта, в значительной мере проникнуты духом коллективизма. «Когда кто из негритосов, находясь в лесу, вздумает подкрепиться, едой, которую он имеет с собой или которую добыл в лесу,— писал Н. Н. Миклухо-Маклай,— то он не иначе может начать есть, как несколько раз громко прокричав приглашение разделить с ним трапезу каждому, находящемуся в районе его голоса. Не сделавший это строго наказывается».

Хотя обычно малая семья является парной, в ряде районов отмечено и многоженство, а у баттаков остатки группового брака: женщина может быть главной женой одного мужчины и второй женой другого; мужчина может быть главным мужем одной женщины и вторым для другой; дети считаются потомками обоих отцов.

Сравнительная строгость супружеских нравов сочетается с большой добрачной свободой. Инициатором брака обычно бывает отец юноши. За невесту вносится выкуп, но чисто символический. Кузенные браки порицаются и в случае заключения предваряются унизительным обрядом еды вместе с собакой. Любопытно отметить, что сходный обычай имеется у некоторых групп горных монов Индокитая (еда из свиного корыта). Молодая чета может присоединиться по выбору к группе мужа или жены и даже к третьей группе. Брачная церемония состоит из ритуального вкушения пищит питья воды, совместного курения.

Вопреки утверждениям некоторых исследователей о первобытном монотеизме негрито, у них существует и вера в духов, и представления о злых и добрых божествах более высокого порядка. К духу умершего относятся со страхом, его хоронят, на месте смерти ставят на могилу пищу и в дальнейшем избегают этого места. У баттаков три дня у тела горит огонь, и вооруженный человек сторожит тропу в лагерь, чтобы помешать духу выйти и найти себе спутника в страну мертвых.

Аэта известны различные танцы, в том числе имитационные. Музыкальные ритмы у баттаков отбивают женщины на простейшем ударном инструменте — подвешенном на козлах бревне.