Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Другие народности равнин Лусона
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Другие народности равнин Лусона

Кроме тагалов, висайя и илоков, на равнинах Лусона живут биколы (около 2,5 млн. человек), пампанганы (около 1 млн. человек), пангасинаны (около 1 млн. человек), ибанаги, или кагаяны (357 тыс. человек), самбалы (110 тыс. человек). Биколы живут на Бикольском полуострове в юго-восточной части Лусона и на острова Масбате и Катандуанес. Пампанганы, пангасинаны и самбалы занимают юго-западную часть острова. Ибанаги населяют долину реки Кагаян в центральной его части.

Язык биколов является переходным между тагальским и висайским. Язык пампанганов наиболее близок к тагальскому, а пангасинан — к илокскому. У биколов и пампанганов есть литература на родном языке.

Длительное соседство, близость языков и культуры, постоянные миграции, тесные экономические связи способствуют сближению этих народностей с основными народами равнин Лусона. У биколов наиболее интенсивные контакты происходят с тагалами. Пангасинаны и ибанаги постепенно ассимилируются илоками, а пампанганы — тагалами. Самбалы также в значительной мере подвергаются ассимиляции — на севере илоками, а на юге тагалами.

Все эти народности достигли сравнительно высокого уровня социально- экономического и культурного развития и имеют многие общие черты материальной и духовной культуры, сходные с культурно-бытовыми особенностями основных равнинных народов Лусона. Главное занятие всех этих народностей — земледелие. Однако с учетом природно-климатических условий можно выделить у каждого из них такую культуру, которая у других возделывается меньше или же совсем отсутствует.

У биколов большие площади находятся под абакой (манильской пенькой). Абака — местная филиппинская культура. Это многолетнее растение из семейства банановых, но листья у нее меньше, а концы их имеют заостренную форму. Наиболее распространенные сорта абаки достигают высоты 3,5—4,5 м, а некоторые — до 30 м. Стволы у них прочные, устойчивые, корневая система хорошо развита и дает до 25—30 стеблей. Абака — трудоемкая культура. Местное население с древних времен использовало волокно, получаемое из листьев абаки, для изготовления тканей, веревок и т. д. Абака боится продолжительных ливней и засухи, тайфунов, поэтому ее выращивают в районах, где не бывает засушливого сезона и в течение всего года достаточно осадков. Когда появился спрос на абаку на мировом рынке, ее стали выращивать на плантациях.

Самый старый способ получения волокна абаки называется «хагутан». Он применяется в мелких хозяйствах. Когда цветение абаки показывает, что растение созрело, срезают побеги, и они идут в переработку. Каждый побег состоит в среднем из 17—20 листьев, которые имеют различные по качеству волокна. Внутренние листья более светлые, а ближе к центру они совсем белые, и чем светлее листья, тем лучше по качеству волокно. Вначале получают прясло (тукси), из которого волокна вычесываются при помощи ручного станка хагутана, в котором тукси протягивают несколько раз между ровным ножом и деревянной пластиной, чтобы очистить волокна. Мужчина, обмотав конец тукси вокруг палки, протягивает ее под ножом. Иногда используют зубчатый нож, нов этом случае, волокно получается не очень чистое. Очистка и расческа волокна этим способом — очень утомительный и трудный процесс. Способом хагутан добывается волокно самого высокого сорта.

На небольших плантациях Давао тяжелый труд человека по очистке волокон заменили станки с бензиновыми моторчиками, ввезенные японцами. На крупных плантациях применяются специальные машины для очистки и сушки волокна.

У пампанганов основные товарные культуры — рис и сахарный тростник. Они выращивают овощи, фрукты. В областях расселения пампанганов имеется много заболоченных земель, которые в сухое время используются для выращивания культур с коротким периодом созревания, например арбузов, чтобы успеть убрать урожаи до начала дождей. Район пампанганов славится манговыми насаждениями. Сбор белых сочных плодов манго происходит в период с марта по июнь.

Пангасинаны тоже ведут многоотраслевое хозяйство, но главная культура У них — рис. Они являются одними из основных поставщиков риса. У самбалов развито рыболовство. Ибанаги выращивают табак. В долине реки Кагаян, где они живут, растут лучшие филиппинские сорта табака, идущие на изготовление экспортных сигар.

Ремесла развиты у всех этих народов. Они выделывают глиняную посуду плетут корзины, циновки, изготовляют обувь. У пампанганов высокого мастерства достигло искусство вышивальщиц, часть вышивок выпрлняется па заказам предпринимателей на экспорт. В последнее время стала развиваться промышленность, растут города, вследствие чего усиливаются контакты между всеми народами равнин Лусона.

Горные народы Лусона

Горные народы Лусона имеют много общего в культуре и быту, хотя находятся на разных ступенях социально-экономического развития. Самый изученный из этих народов — ифугао.

Численность ифугао — 85 тыс. человек. Они населяют восточную сторону Центральных Кордильер в центральной части северного Лусона.

Ифугао — народ бесписьменный. Сведения об их прошлом дошли до нас в устной традиции в виде генеалогических преданий. Многие ифугао знают своих предков до десятого и даже до пятнадцатого колена.

Основное занятие ифугао — мотыжное земледелие с применением искусственного орошения. Рисовые поля, расположенные по крутым склонам гор, требуют устройства террас. Их почти вертикальные стенки складывают из крупных валунов. Зачастую терраса высотой в 3 м имеет лишь около 4 м ширины. Культивирование риса на террасах связано с колоссальными затратами труда. Перед посадкой рассады землю разравнивают и затопляют водой. Мужчины перекапывают землю и ремонтируют валики террас. Всю остальную работу ведут женщины. Кроме риса, ифугао на расчищенных участках холмов возделывают подсечно-огневым способом таро, батат, ямс, кукурузу. Развито огородничество. Выращивают несколько сортов бобов, капусту, горчицу, салат, редиску, из технических культур—хлопок.

Животноводство развито в меньшей степени, чем земледелие. Как тягловую силу крупный рогатый скот не используют, его разводят в небольшом количестве лишь на мясо и для жертвоприношений. Больше держат свиней и кур, кое-где — коз. Охота и рыбная ловля все еще играют некоторую роль в хозяйстве. Охотятся на оленей, диких свиней, диких буйволов, удавов, крокодилов, ящериц; добывают также лягушек, на рисовом поле — съедобных улиток. На крупную дичь охотятся с гончими собаками.

Земледельческие орудия ифугао — это прежде всего длинные и узкие деревянные заступы и большие ножи типа мачете. Кроме того, употребляются топорики, тесла и маленькие ножи с лезвием, косо насаженным на ручку. Утварь состоит из разнообразных плетеных и глиняных вещей, деревянных чаш и ложек. Основным оружием ифугао прежде было копье, с которым мужчины не расставались. С ним воевали, охотились на буйволов. Лук и стрелы были издавна известны ифугао, но считались оружием неблагородным и употреблялись только для охоты на мелких животных.

Из ремесел ифугао известно ткачество, плетение, кузнечное дело, гончарство, обработка дерева.

Селения ифугао меньше по размерам, чем у других филиппинских народов; обычно они насчитывают 8—12 домов, планировка их беспорядочная.

Жилище бывает как наземным, так и свайным. У наземного жилища пол обычно глиняный, иногда каменный или деревянный. Стены сбиты из досок или сплетены из бамбука; кровлю кроют соломой. У свайного дома непосредственно под нижним венцом на сваи надевают массивные деревянные диски или цилиндры, чтобы в дом не забрались крысы и змеи. Под самой крышей сооружается подобие чердачного помещения, где хранится рис, а также те предметы, в которых нет повседневной необходимости. По балкам верхнего венца каркаса развешивают плетеные корзины-клетки, куда прячут кур на ночь, чтобы уберечь их от хищников. До недавнего времени на тор- цовой стене имелась полка, на которой помещали черепа убитых врагов или принесенных в жертву буйволов.

Мужская одежда состоит из набедренной повязки, женская — из саронга. Женщины в последнее время стали носить кофточки. Распространенная ранее татуировка постепенно выходит из обихода.

Постоянное употребление в пищу риса служит признаком высокого общественного положения и богатства. Среди менее обеспеченных он заменяется 1бататом и кукурузой. В пищу идут овощи и фрукты. В протеиновый рацион входит мелкая рыба долог, искусственно разводимая на заливных рисовых полях, в меньшей степени — мясо. Едят и саранчу, крупных стрекоз, термитов, дикорастущие коренья, плоды и зелень. Известно жевание бетеля.

Социальная дифференциация у ифугао зашла довольно далеко. В XIX в. родо-племенная организация у них уже отсутствовала. Общество разделялось на три более или менее отчетливые социальные группы, и это деление сохраняет известное значение и в наши дни. Высший слой общества составляют кадангианг, владеющие крупными рисовыми полями. Чтобы добиться признания своей принадлежности к этой группе, необходимо получить согласие всех жителей деревни, с их помощью вытесать хагаби (широкую скамью), совершить особый обряд и устроить богатый пир.

Положение кадангианга передается по наследству вместе со скамьей хагаби и с большим земельным наделом. Хагаби является символом принадлежности к высшей общественной группе и необходима для устройства обрядовых праздников, присущих этой группе. Младшие сыновья кадангианга, получившие в наследство меньшие земельные участки и не имеющие хагаби, переходят в более низкую социальную категорию — натумок и даже в наватват. Натумок (или мабитиль) — это те люди, которые со своих полей получают достаточное количество риса, чтобы прокормиться на протяжении всего года. Наватват — это те, которые не имеют собственных рисовых полей или имеют, но очень небольшие. Таким образом, кадангианг, натумок и наватват не представляют собой замкнутых каст или сословий.

Спорные вопросы у ифугао издавна решались обычным правом и авторитетом кадангиангов. Население одной долины рассматривалось как некая общность, жители разных поселков не враждовали между собой. В пределах такой долины устанавливалась эндогамия. Обитатели отдаленных долин считались потенциальными врагами или объектом охоты за головами.

У ифугао преобладает большая семья, но есть и малые семьи. У состоятельных лиц может быть по две и даже три жены, но первая жена находится в более привилегированном положении, чем остальные. Ее дети имеют право на наследование всей собственности отца. У ифугао типично малайская система родства. Хотя брак считается формально заключенным лишь после выполнения целого ряда сложных и дорогостоящих обрядов, нередко супружеская пара успевает прижить нескольких детей до окончания этих обрядов. Пробные браки, не связываемые формальностями, очень распространены. Впрочем, даже освященные обрядностью браки легко расторгаются.

Запрет на брак между близкими родственниками существует, но может быть легко снят специальными жертвоприношениями.

Обычай детских браков по сговору характерен для кадангиангов. Молодежь из бедных семей обычно заключает браки по взаимному влечению. Юноши и девушки из этих слоев встречаются в особых домах (агаманг), которые существуют в каждом поселке. В отличие от окружающих народов, у которых такие дома строят специально, у ифугао это может быть просто пустующий по каким-либо причинам дом или дом одинокой женщины, чаще всего вдовы. В агаманг собираются на ночь незамужние женщины, девушки, разведенные и вдовы. Здесь их посещают поклонники. Юноши и девушки пользуются половой свободой, но если возникает прочная привязанность или если девушка забеременеет, начинается сватовство.

По космологии ифугао, земля находится среди текущей в одном направлении мировой реки и существуют пять космических ареалов. Это земля, небесный мир, подземный мир, верховье мировой реки и низовье мировой реки. Все эти пять районов населены множеством божеств и духов. Ифугао обожествляют почти каждый известный им предмет. Однако в их религии нет понятия творца, равно как и понятия верховного божества. Храмовых сооружений у ифугао также нет. Религиозные обряды отправляются жрецами или колдунами, которыми становятся обычно престарелые кадангианги. Раньше определенное место в обрядах занимала охота за головами. Небольшая часть ифугао обращена в христианство, но это обращение носит преимущественно формальный характер.

Художественный вкус ифугао проявляется в орнаментах на предметах обихода и в татуировке. Преобладают конкретные мотивы, чаще зооморфные: собаки, орлы, сороконожки, скорпионы, а также геометрические знаки — волнистые линии, зигзаги. Своеобразны танцы ифугао, в частности мужской танец, имитирующий бой двух петухов.

В наши дни районы расселения ифугао находятся под контролем государственной администрации. Здесь появились учителя, фельдшеры, полицейские, сборщики налогов, почти всегда происходящие не из ифугао, проникают товарно-денежные отношения. Однако ифугао сохраняют основные особенности своего жизненного уклада.

Бонтоки проживают в засушливых высокогорьях на северо-западе Лусона. Численность их — 85 тыс. человек. Основное занятие — выращивание заливного риса. Вода из родников подается на террасовые поля по бамбуковым трубам. Заливные поля вспахивают деревянным плугом или перетаптывают буйволами.

Коллективный труд применяется не только при сооружении террас и их ремонте, но и во время полевых работ, которые проводятся под руководством наиболее опытных людей. Совет старейшин устанавливает сроки ремонта террас, оросительных систем и полевых работ. На полях работают главным образом женщины. Мужчины ремонтируют террасы и ведут пахоту, а в остальное время заняты ремонтом амбаров, крыш домов и постройкой новы*Г жилищ. По обычаю, хозяин кормит всех работающих на его участке. Затем люди идут работать к другому хозяину и питаются у него. Продолжительность и очередность этих работ устанавливается советом старейшин.

Поле, засеянное благодаря коллективным усилиям в один день, дружно «созревает, а своевременная уборка урожая сохраняет зерно от потерь.

Бонтоки строят дома на земле, без свай. По виду жилища эти напоминают стога сена. Богатые имеют дома в два этажа. Земляной пол покрывают бамбуковыми пластинами и помещение делят на секции. Одна секция служит спальней, другая кухней. Там находится очаг и хранятся продукты питания, посуда. Имеется чердак, где держат необмолоченный рис.

Мужчины носят набедренные повязки, а в качестве головного убора — маленькие корзинообразные шляпы без полей. Волосы раньше отпускали длинные. На поясе обычно носят нож, служащий универсальным орудием.

Обычный женский костюм ранее состоял из короткого саронга (тапис). В настоящее время женщины носят кофты с короткими рукавами или совсем без рукавов, а также платья. На юбки идет ткань местного изготовления с широкими белыми и черными полосами. На шее и на голове носят различные украшения, а руки татуируют от запястья до локтя.

Деревни у бонтоков большие и компактные. Они насчитывают сотни и даже тысячи жителей. Каждая деревня делится на 10—15 кварталов, называемых «ато» и населенных в основном родственными семьями. Ато имеет свои четкие границы и название. Его церемониальный и общественный центр представляет собой каменную платформу. На ней находятся каменные скамьи, на которых сидят вовремя совещаний, церемониальные столбы и очаг. Здесь же стоит общинный дом ато, в котором спят все холостые мужчины и подростки. В этом доме или около него собирается совет старейшин. Члены ато называ ют себя «синпангато», т. е. «принадлежащие к ато».

Кроме того, в каждом ато имеется олаг, аналогичный ага- мангу ифугао. Здесь спят девушки и незамужние женщины, и сюда же по вечерам приходят молодые люди, чтобы завести знакомства, которые могут в дальнейшем привести к женитьбе. По обычному праву бонто- ков, ато формально не является экзогамной единицей. Однако фактически дело обстоит именно так, потому что у бонтоков существует обычай взаимного избегания между близкими родственниками разного пола. Поскольку в олаге своего ато юноша рискует встретиться с близкой родственницей и нарушить таким образом правила приличия, то молодые люди обычно посещают олаги соседних ато, и берут себе жен из других кварталов.

Всей жизнью ато руководит совет старейшин. Он ведает земледелием и орошением, принимает в состав ато посторонних лиц, занимается вопросами правосудия. Еще не так давно в его компетенцию входили объявление войны и заключение мира, охота за головами. Старейшины ато и деревни теперь передают свою власть по наследству.

Углубилось имущественное расслоение, идет процесс феодализации.

Брак патрилокальный. Преобладает малая моногамная семья. Молодой человек, ищущий расположения девушки, может присоединиться к ее семье и работать в этой семье до женитьбы.

Бонтоки анимисты. Они особенно почитают Ламауига — культурного героя, научившего их земледелию. Принося жертвы духам, бонтоки верят, что те пошлют дождь, исцелят от болезней, сберегут урожай от животных и, насекомых, будут охранять от несчастий.

Испанцы не смогли подчинить своему влиянию воинственных бонтоков и обратить их в христианство. Бонтоки дольше других сохраняли старые традиции и лишь в последние два-три десятилетия стали от них отходить. Этот процесс начался вследствие развития отходничества на шахты Бенгеута и распространения грамотности. Часть бонтоков была обращена в христианство. В настоящее время случаются браки с представителями других народов, прежде всего в семьях феодализирующейся верхушки.

Тингианы

Численность тингианов, живущих на северо-западе Лусона, — всего 6 тыс. человек. Их главная продовольственная культура — суходольный рис. Удобный участок выжигают и очищают перед началом дождливого периода. Когда начинаются дожди, производят посев. Мужчины заостренной палкой делают ямки, в которые женщины бросают несколько зерен. Иногда рисовые зерна разбрасывают пригоршнями через ветку дерева (для равномерного рассеивания).<

При подсечной системе обработки поля быстро истощаются и после двух посевов риса их занимают под сахарный тростник или хлопчатник, но часто бросают совсем, и они зарастают. Второй способ возделывания риса — заливной. Поля располагают на террасах горных склонов или же в речных долинах. Кроме риса, на таких полях возделывают сахарный тростник, кукурузу, тыквы, дыни, имбирь, хлопок, табак, бетель. Из фруктовых деревьев наиболее широко распространены бананы, апельсины, манго.

Тингианы держат буйволов, которых запрягают в плуг, а также свиней, собак, реже лошадей, коров, коз, домашнюю птицу.

Ремесло не получило большого развития. До начала XX в. для кузнечных поделок добывали железную руду. Широко распространено прядение и ткачество, изготовление веревок, сетей.

Дома тингианы строят на сваях по типу ил окских. Наиболее распространен однокамерный дом с открытой верандой. Реже встречаются дома из двухтрех помещений. В последнем случае между комнатами имеются веранды бездетен, под общей двухскатной крышей, крытой травой. Амбары строят отдельно, тоже на сваях, они имеют такие же травяные крыши.

Грузы перевозятся на санях-волокушах. В дождливый период используют сани с широкими полозьями, а в сухой — с узкими. Груз кладут на настил или в корзину, приделанную к полозьям.

Основу питания составляет рис. Овощи и фрукты служат существенным дополнением к рису. Мясо едят редко. Сахарный тростник тоже идет в пищу и для приготовления спиртного напитка.

Тингианы живут в деревнях, управляемых старейшинами (лэкэй), которые избираются мужчинами старшего возраста. Избирают, как правило, богатого человека среднего возраста, хорошо знающего обычаи своего народа. Право пожизненного управления деревней старейшины стали превращать в наследственное, передавая свои обязанности сыновьям.

В настоящее время у тингиан идет процесс феодализации. Старейшина, который должен покровительствовать бедным и оказывать им помощь, давая взаймы продовольствие, требует в качестве процента половину взятого. Во время посадки риса и уборки урожая должники работают на полях кредиторов. Бесплатная рабочая сила дает возможность увеличить посев риса,а высокий ростовщический процент умножает богатство старейшин; они становятся эксплуататорами чужого труда.

Видимо, каждое тингианское поселение ранее состояло из одной близкородственной группы. Даже в настоящее время большинство семей в них связано между собой родством, иногда охватывающим до шести поколений.

В брачных запретах учитывается кровное родство и родство по прежнему браку. Запрещается кузенный брак, женитьба на сводных сестрах, на сестрах жены и на ее матери.

Предварительный сговор часто происходит, когда дети еще совсем маленькие, а окончательное соглашение заключается позднее, по достижении шести-семи лет. Родители жениха, получив положительный ответ от родителей невесты, договариваются о размере платы за нее. Жена у тингиан бывает одна, но мужчина может иметь наложниц, живущих в отдельных домах. Дети наложниц принадлежат отцу.

Обычный костюм мужчины состоит из узкой набедренной повязки. На голове носят плоскую широкую шляпу или платок, а на шее, на руках и ногах — украшения. У пояса обязательно висит нож. Иногда мужчины надевают рубашки, реже — штаны.

Женщины носят саронг из грубой хлопчатобумажной ткани местного производства, предпочтительно белого цвета. Иногда надевают кофты с короткими рукавами. Голову покрывают широкой плоской шляпой или платком. Носят много украшений на шее, на руках, на голове. И мужчины, и женщины обычно ходят босиком.

Тингианы верят в духов, приносят им жертвы. Обряды, как общественные, так и семейные, играют большую роль в жизни тингиан.

Интересны их похоронные обряды. Тело умершего кладут на специальный бамбуковый помост в конце дома. Умершего одевают в лучшие одежды и украшения. Все это душа должна взять с собой к предкам. На третий день происходят похороны. Один из собравшихся отбивает многократно удары специальной палочкой, после чего это же повторяют все остальные; последней берет палочку жена умершего. Захоронение производят под домом или во дворе. Если умер мужчина, то жена его на следующее утро идет к реке и опускает свою головную повязку в воду. Вода должна смыть с нее печаль.

Танцы тингиан, как и других горных народов, чаще всего изображают трудовые процессы. Весьма характерен танец, показывающий обрушивание риса. Женщины с большими шестами в руках движутся вокруг большой ступы, поднимая и опуская руки в такт музыке.

Калинги. Они делятся на несколько групп, сильно смешавшихся в настоящее время. Основную группу составляют собственно калинги. Калагуа, или калауа, по языку представляют группу, переходную кибанаг. Балбаласанг-гинаан по особенностям культуры приближается скорее к апайо и бонтокам; лубуаган-сумадель ближе к ифугао; группа мангали-лубо испытала значительное влияние со стороны илоков.

Калинги сеют рис, поливной и суходольный. Перед посадкой поле заливают водой и гоняют по нему буйволов, чтобы перемешать и размельчить землю. Если нельзя использовать животных, то землю вскапывают вручную.

У калингов два типа домов — прямоугольный и восьмиугольный в плане. Дома строятся на сваях. Восьмиугольные дома строят богатые, преимущественно вожди. На фасадной стороне делают узкую веранду. Очаг устраивают внутри помещения.

В прошлом мужчины носили набедренную повязку, а женщины — саронг из ткани местного производства с черными, желтыми и белыми полосами. В настоящее время мужчины нередко носят короткие штаны и рубашки, женщины — кофту, платье и короткий жакет.

Обрабатываемая земля находится в собственности семьи и переходит по наследству. Право собственности не распространяется на невозделанные земли, на дичь, на рыбу, на ягоды и плоды, растущие в лесу, на деревья. Свободная земля, лес или часть водного пространства могут быть объявлены апа (табу), т. е. запрещенными для пользования, но делают это лишь более богатые и влиятельные члены общества — пангаты, сходные с кадангиангами ифугао. Временное апа имеет ' тенденцию превращаться в постоянное владение.

Верховное божество по представлениям калингов находится на небе. Космос делится на пять районов, как и у ифугао. Кроме божеств, калинги верят в духов умерших предков и считают, что во всех окружающих предметах живут духи. Часть калингов восприняла христианство, и в наши дни число христиан среди них увеличивается. Умерших хоронят на третий день; могилу покрывают навесом из тростника или старых одежд. На могилу приносят вареный рис и т. п.

Семья у калингов моногамная, но нередки случаи внебрачного сожительства. Запрещены браки троюродных братьев и сестер, со сводными сестрами и братьями умершего супруга. Сговор о женитьбе происходит между родителями, когда дети еще совсем маленькие. Мальчик должен быть старше хотя бы на день-два. Если отец жениха уверен в согласии родителей невесты, то он делает предложение отцу девушки, когда же у него нет полной уверенности в согласии, то он сперва посылает в подарок мясо, а затем какой-либо более ценный подарок. Если подарки принимаются, делается формальное предложение.

Гадданы, рассматриваемые иногда как группа каадданлингов немногочисленны, их всего 15 тыс. человек. Они живут в северо-восточной части острова. Большая часть их приняла христианство и воспринимает культуру народов, живущих на равнине. Гадданы занимаются поливным земледелием, но часть их продолжает возделывать суходольный рис весьма примитивным способом.

Гадданы выделывают хорошую глиняную посуду с нарезным рисунком и плетут корзины. Они сеют хлопок и ткут из него ткани, окрашенные в яркие цвета.

Дома у гадданов двух типов: наземные и более примитивные на деревьях. Такие дома находятся над землей на высоте от 6 до 18 м. К ним ведет высокая лестница.

Язык гадданов близок к ибанаг и подразделяется на ряд диалектов, имеющих различие главным образом в произношении.

Кроме этих народов, в горных районах Лусона живут апай (35 тыс. человек) и игороты, включающие народы Лусона две основные группы: канканаи (УО тыс. человек) и набалои (75 тыс. человек). По ряду черт языка и культуры канканаи сближаются с илоками, а набалои — с восточными группами ифугао. У игоротов сохраняются социальные институты, сходные с бонтокскими. Илонготы (около 4 тыс. человек) живут в верховьях реки Кагаян. Они занимаются преимущественно земледелием. Развиты ремесла, обслуживающие собственные нужды.

Иватаны

Иватаны (13 тыс. человек) проживают на небольших островах Батан и Бабуян, расположенных между Лусоном и Тайванем. У иватанов много общего с равнинными народами Лусона, но сохраняются и пережитки более ранней культуры.

Основные земледельческие культуры — рис, кукуруза, сахарный тростник и различные овощи. Разводят крупный рогатый скот. Развито ткацкое ремесло, плетение корзин.

Островное положение создает благоприятные условия для рыболовства, и рыба является существенным компонентом в пище иватанов. Разбросанность островов затрудняет постоянное общение населения между собой и связи его с Лусоном.

Большинство домов — каменные. Они окрашены в ослепительно белый цвет, но имеются и дома из тростника, поскольку они менее опасны, чем каменные, во время частых здесь землетрясений. Крыши крутые, чтобы стекала вода во время дождя. Их кроют травой, которую укрепляют длинными шестами.

Женщины носят длинные широкие юбки и просторные кофты с длинными рукавами. Голову от солнца и дождя покрывают специальным убором из травы, свисающим на спину и плечи.

Язык иватанов наиболее близок к илокскому. На нем есть литература религиозного содержания.