Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Равнинные народы Филиппин
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Равнинные народы Филиппин

На Филиппинах имеются благоприятные условия для развития земледелия: плодородные почвы, большое количество осадков, теплый климат. Однако уровень развития сельского хозяйства низок, что объясняется прежде всего социальными факторами. Больше половины обрабатываемых земель принадлежит католической церкви, помещикам и плантаторам. Крестьянские хозяйства имеют небольшие участки земли, много безземельных крестьян. Свыше 1 млн. хозяйств арендуют земли на невыгодных условиях. Число мелких земельных собственников сокращается: если в 1918 г. 84% земельных участков обрабатывалось их собственниками, то в 1948 г.— лишь 62%. Среди крестьян большинство составляет арендаторы-издольщики. На центральной равнине Лусона около 90% обрабатываемой площади занимает рис. И в этой рисовой житнице страцы 1% хозяйств владеют 99% земли.

Орошение земель имеет важное значение для Центрального района, где орошено около х/з полей. Плата за воду высокая. На других островах орошаемых земель значительно меньше. В 1964 г. они составляли 12% обрабатываемой площади архипелага.

В настоящее время, по данным филиппинских экономистов, используется около 25% земли, пригодной для сельскохозяйственного производства. .Природные ресурсы филиппинского архипелага могут прокормить до 80 млн. человек, а между тем страна вынуждена ежегодно ввозить продовольствие. Значительная часть населения Республики Филиппин страдает от недоедания и болезней, сопутствующих истощению,— туберкулеза, рахита, бери-бери. Относительное аграрное перенаселение создает большой резерв свободных рук, которые не могут найти применения ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности.

Недостаток земли, тяжелые налоги вынуждают крестьянина обращаться к займам. Высокий ростовщический процент (в некоторых случаях процент за ссуду достигает 500 годовых) закабаляет земледельца и нередко приводит к потере земельного участка. После уплаты долга у крестьянина не остается средств к существованию и он вынужден вновь обращаться к ростовщику или соглашаться на кабальные условия аренды: арендатор отдает помещику 2 урожая, а в случае предоставления владельцем земли семян и рабочего скота — 3/4 урожая.

Часты случаи сопротивления при сборе арендной платы, которое помещики подавляют при помощи полиции и наемных отрядов. Доведенные до отчаяния крестьяне в знак протеста сжигают посевы риса, сахарного тростника. Прогрессивные силы страны помогают крестьянам в борьбе, организуют их и разъясняют цели, за которые необходимо бороться.

Тагалы

Тагалы (тагалог), численность которых 6 млн. 800 тыс. человек (1965 г.), занимают южную часть острова Лусон. Это один из наиболее развитых в культурном и экономическом отношении народов Филиппин.

Значительная часть тагалов живет в деревнях и занимается земледелием. Основными земледельческими орудиями у них остаются деревянный с железным сошником плуг и борона (часто с деревянными зубьями). Уборку урожая производят серпом или кривым ножом, подобным малайскому ани- ани. Пахота и оросительные работы — мужское занятие, тогда как высаживают рассаду и жнут женщины. Иногда на валиках, окружающих поле, мужчины играют на гитарах, и работа женщин в такт музыке идет быстрее.

Поливной рис — главная продовольственная культура, но широко распространена и кукуруза. Выращивают бананы, кокосовые пальмы, манговые и кофейные деревья, различные овощи. Из технических культур возделывают абаку (манильская пенька), сахарный тростник, табак, каучуконосы,

В крестьянских хозяйствах на мясо разводят свиней, птиц, в основном кур. Держат карабао (буйволы местной породы), коров, коз, меньше — лошадей и ослов. Но в экономике тагалов животноводство не играет такой роли, как земледелие и рыболовство.

Прибрежные воды Лусона богаты рыбой. В деревнях, расположенных на берегу залива и имеющих сообщение с Манилой или другими городами, промышляют рыбной ловлей, вяжут сети, строят небольшие весельные или парусные лодки и челны, занимаются сушкой рыбы и ее сбытом, плетением корзин и т. д. Хозяйственное значение имеет лов сельди, сардин, анчоусов, скумбрии, тунца. Ловят рыбу и в реках. В прудах, на рисовых полях разводят растительноядные породы рыб; постоянная подкормка водорослями, которые бросают на поверхность заливающей поля воды, дает возможность увеличить количество рыбы.

У тагалов развиты ремесла. Гончарство и ткачество в последнее время вследствие появления более дешевых японских и американских фабричных изделий приходит в упадок. Одним из важных видов домашнего производства остается плетение корзин из бамбука и ротана. В зависимости от назначения они бывают низкие и широкие, наподобие блюда, и высокие, в форме ящика или огромного горшка. Славится тагальская ткань хуси из волокна абаки и пинъя из волокна листьев ананасов, идущие на мужские рубашки. Много изделий делают из дерева и бамбука, украшая их резьбой. Развито производство деревянных башмаков, домашних туфель, мебели, плетеных шляп, циновок, бамбуковых игл и т. д.

Во многих семьях занимаются вышивкой. Тагальские женщины восприняли это искусство от испанцев. Обычно вышивальщицы выполняют заказы на дому из материала заказчика или посредника-торговца. Вышитые изделия находят хороший сбыт на внешнем рынке.

Транспорт у тагалов можно встретить самый разный. Еще сохранились двухколесные арбы с неподвижными оглоблями, рассчитанные на сухую погоду. Для хозяйственных целей в период дождей используются сани-волокуши. В качестве тягловой силы служат карабао. Лошади для упряжки применяются преимущественно в городах. В горных районах на них ездят верхом. Ослы служат как для верховой езды, так и для упряжки. В настоящее время старую арбу заменяют легкие двухколесные тележки. В последние десятилетия широко распространился автомобильный и железнодорожный транспорт.

В Маниле и в близких к ней областях, населенных преимущественно тагалами, промышленность развита больше, чем в других районах. Здесь строятся электростанции, цементные, целлюлозно-бумажные, нефтеперерабатывающие и другие заводы. В Маниле и в соседних провинциях быстро развивается перарабатывающая и пищевая промышленность. Уже в колониальный период здесь были сосредоточены сахарные заводы, рисорушки, табачные предприятия и др. Поэтому среди тагалов выше, чем среди других народов Филиппин, доля городского населения. Они составляют значительную часть рабочего класса Филиппин.

На территории расселения тагалов города возникли еще до проникновения туда европейцев. Торговля с другими народами способствовала росту городов на побережье. Во внутренней части островов крупные поселения, расположенные на выгодных путях, становились торговыми центрами и тоже постепенно превращались в города. Небольшие города имеют общие черты в планировке, в архитектуре. Вокруг центральной площади, обычно прямоугольной, размещаются церковь, административные здания, лавки. Высокие . деревья украшают площадь и дают тень. В архитектуре наблюдается смесь местных традиций с испанскими. Обычно на центральной площади устраивают базар.

Манила — самый крупный город по численности населения (1,2 млн. человек в 1960 г.) и важнейший экономический и культурный центр страны. Она не имеет правильной планировки. Старейшим считается район Интра- мурос («внутри стен»), расположенный на левом берегу реки Пасиг. В 1571 г. испанцы заняли расположенный здесь небольшой поселок тагалов и крепость,, где разместили свою администрацию. Испанский город строился внутри крепостных стен, служивших защитой завоевателям. В Интрамурос сохранились черты средневековой архитектуры. Над узкими улицами нависают длинные балконы домов. Старинные католические церкви и университет святого Фомы, основанный монахами-доминиканцами в 1605 г., являются памятниками монументальной архитектуры испанцев на Филиппинах. Во время второй мировой войны Интрамурос был сильно разрушен. Многие его архитектурные памятники до сих пор не восстановлены. Район Бинондо лежит на правом берегу реки Пасиг. Улицы Эскольта и Рисаля, всегда оживленные, многолюдные, с магазинами, китайскими лавками, представляют деловой центр Манилы. К югу, в районе Эрмита, находится прекрасный парк Лунета и бульвар, тянущийся вдоль берега залива. На площади Лунета стоит памятник славному сыну филиппинского народа Хосе Рисалю. Отели, клубы, особняки из железобетона и стекла — так выглядит эта часть города. К северу от центра расположен район Тондо. Здесь живут рабочие, докеры. В трущобах отсутствуют элементарные санитарные условия, очень велика скученность населения.

Манила — самый крупный транспортный узел Филиппин. Порт связан со многими важными экономическими районами каботажными линиями, железнодорожными путями, шоссейными дорогами и авиалиниями. Почти половина автомашин Республики находится в Маниле. В городе работают предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: сахарные и винокуренные заводы, табачные, маслобойные, рисоочистительные, мыловаренные, кондитерские, текстильные, обувные фабрики, крупные железнодорожные мастерские, типографии. Рабочие Манилы составляют основное ядро пролетариата Республики Филиппин.

В Маниле имеется несколько высших учебных заведений и научных учреждений: женский университет, Государственный университет Филиппин, Дальневосточный университет, старейший на архипелаге университет святого Фомы, Национальная библиотека, Филиппинский музей, аквариум и др. Здесь много театров, кинотеатров, клубов, спортивных сооружений. Наличие крупных издательств привлекает сюда видных писателей, художников , журналистов.

Быстро растут новые города. Столица Республики Филиппин город Кесон-Сити основан в 1941 г. Он расположен к северо-востоку от Манилы. Население столицы в 1959 г. составляло 130 тыс. человек. Дома здесь строятся в современном стиле — из железобетона и стекла. В городе развивается промышленность, работают текстильные, пищевые и другие предприятия.

Старые тагальские города меняют облик с развитием промышленности а новые растут на базе крупных промышленных предприятий. Население городов представляет сложную этническую смесь. Смешение идет здесь быстрее, чем в замкнутых сельских поселениях, где состав населения этнически однороден.

Сельские поселения тагалов имеют обычно площадь в центре, вокруг которой сосредоточены административные здания, церковь и лавки. На площади в торговые дни бывает базар. От площади отходят улицы, обсаженные тенистыми деревьями. Встречаются также хутора.

Тагалы строят дома на сваях. В большинстве домов есть веранды, где работают и отдыхают, проводя значительную часть времени. Стены делают чаще из плетеного бамбука, иногда из пальмовых листьев и травы когон. Пол поднят над землей на 1,5—2 м. Для настила пола используется расщепленный бамбук. Крыши кроют листьями пальмы нипы или травой когон. Окна не имеют рам и стекол; на ночь и в дождь их закрывают плетеными ставнямиг подвешиваемыми на петлях. В современном жилищном строительстве тагалов, как и у других народов Филиппин, традиционные строительные материалы стали дополняться промышленными — железом, гвоздями, цементом, шифером.

Убранство сельского дома обычно весьма просто. Как правило, оно состоит из стола, длинной скамейки и нескольких стульев. Семья спит на полу. На ночь расстилают циновки, а утром их убирают. В семьях, воспринявших городскую культуру, имеются кровати и другая мебель.

У тагалов, висайя и прочих равнинных народов очаг помещают на глинобитной площадке, возвышающейся над полом. Число очагов в доме зависит от численности и материальной обеспеченности семьи. Некоторые семьи ставят по четыре очага. Очаг имеет форму усеченного конуса. У его нижнего края имеется отверстие для дров. Верхняя часть представляет сплошной круг, к которому прикреплено три клиновидных выступа. На эти клинья ставится посуда.

Готовят пищу, стирают и выполняют хозяйственные работы часто вна жилого помещения, которое служит прежде всего для сна. Едят обычно на веранде.

Основные продукты питания тагалов — вареный подсоленный рис, кукуруза, овощи, фрукты. Мясо едят редко, но рыба занимает важное места в пищевом рационе.

Национальная одежда тагалов состояла из узких штанов, очень длинной прямозастежной рубашки навыпуск с маленьким стоячим воротником* изготавливавшихся из тканей местного производства, и плетеной шляпы. Женский костюм состоял из саронга, кофты с широкими рукавами и короткого жакета; голову покрывали платком. Было принято носить нашейный платок. За последние десятилетия одежда тагалов претерпела сильные изменения. Еще в начале XX в. их костюм представлял смесь элементов местной одежды с испанской. Испанский стиль преобладал в городах, особенно в Маниле, а в деревнях сильно упрощался. В наши дни у тагалов, как у мужчин, так и у женщин, распространяется современный городской костюм.

Общественный быт тагалов, равно как и других равнинных народов Республики Филиппин, характеризуется господством капиталистических отношений с пережитками более ранних форм социальной организации. Эти пережитки сильнее всего проявляются в обрядах и верованиях, сохранившихся не только в отдаленных сельскохозяйственных районах, но и в промышленных центрах. В городах представители каждой этнической группы нередко занимают особый район, квартал, что способствует консервации старых обычаев и сохранению национального колорита празднеств. Отдается предпочтение бракам внутри своей этнической группы. У молодежи воспитывают почтение к старым обычаям.

В сельских поселениях старые формы общественного и семейного быта более устойчивы, чем в городах. Католическая церковь вынуждена мириться с местными традициями, противоречащими ортодоксальным догмам католицизма.

Община (балангай или барангай) в прошлом играла большую роль в жизни тагалов и других основных народов архипелага. Каждая барангай состояла из родственных семей числом от 30 до 200 и управлялась старейшиной — дату или лакан. Свою власть он передавал по наследству сыну. Распоряжения старейшины неукоснительно выполнялись его подчиненными. Он возглавлял их на войне, следил за соблюдением обычаев, наказывал виновных. Несколько барангаев нередко создавали добровольный союз. Тогда глава самой сильной барангай признавался общим вождем. Он носил титул раджи.

Современные сельские поселения (баррио) сохраняют некоторые черты соседской общины, однако каждая семья является полным собственником пахотного земельного участка, а также дома и движимого имущества. Далеко зашло имущественное расслоение.

Крупные землевладельцы (касики) составляют незначительную часть сельского населения, но играют важную роль в государственном управлении. Дети их получают образование и занимают руководящие должности в экономике страны, в государственных учреждениях, в армии.

Основная группа сельского населения — собственники небольших земельных участков. Большая часть этих крестьян вынуждена искать дополнительных заработков, так как участок их может прокормить семью лишь в самые урожайные годы.

Значительную часть сельского населения составляют сезонные сельскохозяйственные рабочие (касада) и батраки, работающие за долги (пеоны). Их заработная плата ничтожна, а положение их мало чем отличается от того, в котором они находились сто лет назад при испанцах. Ряды батраков и сезонников с каждым годом пополняются за счет крестьян, обедневших или вовсе утративших свои наделы.

Общинные пережитки играют значительную роль в сельской жизни. Взаимопомощь, которая практикуется при постройке домов, во время посадки риса и уборки урожая, помогает крестьянам избежать кабальных займов у ростовщиков и помещиков. Кооперирование в труде часто происходит не по родственному принципу. Зато важное значение имеет имущественное положение: богатые семьи стремятся работать совместно с богатыми, а бедные — с бедными. Взаимная помощь выражается и в том, что члены баррио дают соседям взаймы продукты питания и предметы хозяйственного обихода.

Правительство стремится использовать традиционные общественные институты. В баррио создаются деревенские советы, обязанности которых состоят в том, чтобы следить за взаимопомощью в труде и быту, за санитарным состоянием селения, оказывать помощь в проведении ирригационных работ и в организации общественных праздников. Кроме того, имеются женские и молодежные клубы. Последние призваны вести воспитательную работу среди юношей и девушек в духе преданности существующему строю.

Воспитание детей считается общим делом всех живущих в баррио. Во время полевых работ детей оставляют на попечение стариков независимо от степени родственных отношений.

Связи между членами баррио проявляются в совместном проведении празднеств, свадебных и похоронных обрядов. На свадьбу и на похороны стремятся собрать всех родственников, как близких, так и дальних, не только живущих в этом баррио, но и приезжающих иной раз издалека.

В терминологии родства тагалов заметны пережитки авункулата — особой роли брата матери, который опекал своих племянников (отец по-тагаль- скй ама, брат матери — амаин).

Брак у тагалов, как у всех католиков, моногамный. Посредников для сватовства не приглашают. Молодой человек сообщает своим родителям о намерении жениться, и, получив согласие, идет с ними к родителям девушки. После предварительных переговоров мать юноши дает небольшую сумму денег на бетель или сигареты и спиртные напитки. Если деньги принимаются* то считается, что сговор состоялся. Во время угощения родители юноши и девушки договариваются о всех условиях свадебного контракта. Мать девушки назначает сумму денег или размер других ценностей, которые должны дать родители жениха. Церемония сговора называется «тайин манок»(«петух ждет свою курицу»).

Если семья жениха не может внести плату за невесту, он поселяется в семье своей избранницы, обычно на два-три года. Все это время он должен работать в доме невесты и заслужить расположение ее родителей. Бывают случаи, когда после отработки родители невесты отказывают жениху. Иногда этим обычаем злоупотребляли: отказав одному, брали другого, и так пользовались бесплатной рабочей силой в течение длительного времени. Но обычно в конце срока отработки назначается день свадьбы. Свадьба считается большим торжеством и устраивают ее по возможности пышно. Церемония начинается с имитации похищения невесты. Затем невеста и жених едят и пьют из одного сосуда. После этого жених объявляет, что он берет девушку в жены. Им желают счастья, много детей и внуков. Свадебное празднество продолжается до трех дней. Брак оформляет католический священник до начала этих церемоний. После выполнения всех церковных обрядов молодые муж и жена по обычаю целуют руки родителей и близких родственников жениха и невесты. Обычно молодая пара селится отдельно. Родители помогают построить дом и обзавестись хозяйством. Но иногда супруги живут с родителями мужа или жены (особенно если у нее нет братьев). Тагальская семья часто включает и сестер, племянников, племянниц, внуков. Изредка встречаются большие семьи, составляющие семейные общины и насчитывающие 15—20 человек. Хозяйство таких больших семей основано на общем производстве и потреблении.

Дети различаются по времени рождения и полу особыми терминами: ате — старшая дочь; дитсе — вторая дочь; сансе — третья дочь. Для мальчиков имеются другие термины: куйа — старший сын; дико — второйг сангко — третий.

Авторитет родителей велик. Дети относятся к отцу и матери с большим почтением. В таких вопросах, как выбор брачного партнера, мнение родителей еще недавно играло решающую роль, но теперь браки все чаще устраиваются по выбору молодых, даже в отдаленных от городских центров сельских поселениях. Имеются случаи бегства невесты с возлюбленным. Сбежавшая пара поселяется в доме родственника, помогавшего бегству, и молодые люди стремятся укротить гнев родителей девушки. Бегство, хотя и допускается общественными нормами, все же считается серьезным нарушением родите льЬких прав.

Согласно гражданскому кодексу, женщина, выходящая замуж, может взять фамилию мужа или оставить свою девичью. В деревнях замужняя женщина остается известной под своим прежним девичьим именем независимо от принятой во время брака фамилии.

Дети имеют право наследовать имущество отца и матери; при разделе не различается ни возраст, ни пол детей. Они все имеют равную долю наследства.

У тагалов широко распространены игры, народные гулянья, спорт. Веселым и красочным бывает народное празднество (фиеста) — престольный праздник. В фиестах сохраняется много старинных обычаев. Так, например, в некоторых местах в праздник на святой неделе устраивают гуляния на улицах. Специально избранного мужчину одевают в карнавальный костюм и окружают его самыми почтенными людьми общины, которые возносят ему потешные восхваления. Нередко «королем церемонии» делают наиболее уважаемого из иногородних посетителей. Ему дают венок из цветов и сажают на трон. Танцующие и поющие женщины бросают к ногам «короля» цветы. В подобных празднествах принимает участие все население деревень и городов. Каждый городок имеет свой день фиесты, совпадающий с днем католического святого — покровителя этого города.

Празднества в Маниле проходят шумно, с большим числом участников. Ряженые проходят по улицам под возгласы толпы. Пользуются большой популярностью петушиные бои.

По религии почти все тагалы, как и другие крупные народы Филиппин (около 80% населения Республики),— католики. Однако у них сохраняются пережитки древних анимистических верований. Религиозное обучение происходит в начальных школах и в колледжах. Детей воспитывают в духе преданности католицизму.

Висайя

Висайя — самый многочисленный народ Филиппин (13 млн. 800 тыс. человек в 1965 г.). Висайя живут в центральной части архипелага на островах Самар, Лейте, Себу, Негрос, Бохоль, Панай, на южном побережье Миндоро, на Палаване и на северо-востоке Минданао.

Висайя говорят на многочисленных и весьма сильно различающихся диалектах (почти что различных языках): себуано, хилигайнон (на западе), масбате (на севере), суригао (на юге) и др. Эти группы несколько различаются и этнографически.

На Бисайских островах проживает V3 всего населения Филиппин. Здесь плотность местами доходит до 233 человек на 1 кв. км. Висайя, как и илоки, переселяются осваивать новые земли на Минданао, где они оседают в северной части острова, в районе Давао и в долине Котобато.

У висайя, как и у т;агалов, главные культуры — рис, кукуруза, кокосовые пальмы, сахарный тростник, абака. Особенно большие площади рисовые поля занимают на островах Панай и Бохоль, где преобладает суходольный рис. Ввиду малоземелья крестьяне вынуждены арендовать землю у помещиков на крайне тяжелых условиях или уходить на заработки, чтобы прокормить семью до нового урожая.

Урожаи низкие, так как обработка полей производится примитивными способами. Обмолачивают рис с помощью карабао, гоняя их по площадке, на которой разостланы снопы. В некоторых районах Висайских островов благоприятные климатические условия дают возможность снимать два-три урожая в год. На Себу, где посевы кукурузы занимают 4/5 посевной площади, первую посадку делают в начале зимних дождей. Второй раз сажают семена между созревающими стеблями. Таким же способом производится третья посадка.

Значительные площади засажены кокосовыми пальмами. Каждое утро срезают созревшие орехи и бросают их на землю. Затем их собирают и везут перерабатывать в копру. Приготовляя орехи для сушки, удаляют наружную волокнистую оболочку, раскалывают орех и половинки его раскладывают на солнце. После однодневной сушки мякоть сравнительно легко отделяется с помощью специального ножа, называемого лукаран, и снова кладется на солнце. Для получения чистой копры мякоть сушат на матах не менее четырех-пяти дней; каждый вечер копру убирают под навес, а утром вновь раскладывают. В местах, где нет свободного открытого места или часто выпадают дожди, устраивают сушильные камеры. Для этого выкапывают неглубокую, но широкую яму и накрывают ее железной или бамбуковой решеткой, на которую кладут копру для сушки. Дым от огня по перекрытой канаве- проходит в яму и, поднимаясь наверх, высушивает копру. Такая копра но, качеству хуже высушенной на солнце.

Бананы служат важным дополнением в питании висайя и других народов архипелага. Редко можно встретить семью, которая не имела бы банановых посадок, исключая горные районы. Благоприятная конъюнктура внешнего рынка способствовала увеличению площади под каучуконосами. Большое хозяйственное значение имеют деревья, дающие капок. Остров Себу занимает первое место на Филиппинах по посадкам этих деревьев. Сбор урожая начинается в апреле и длится до июня. Имеются плантации кофе и какао.

В экономике Висайских островов важное место занимает животноводство. На острове Масбате около половины земель сохраняется под лугами,. Разводят преимущественно буйволов карабао и быков, необходимых, в крестьянских хозяйствах для возделывания поля, перевозки грузов. Почти каждое хозяйство держит свиней, домашнюю птицу (преимущественно кур), коз, овец.

Бисайское море богато рыбой. Главное орудие рыбной ловли — верши (баклад). Ловля вершами производится на глубине не больше 15 м.

Плетение из бамбука, пальмы и ротана является старейшим видом ремесла у висайя. Делают циновки различного размера и назначения. Их используют в качестве постели, как занавески на окна, как ковры. Многие занимаются изготовлением комнатных туфель, выделкой различных предметов из скорлупы кокосовых орехов.

Некоторые виды ремесла сосредоточены в городах, наприМер производство украшений, школьных сумок, абажуров, тогда как другие ремесла развиты в деревне: плетение корзин, шляп, изготовление глиняной посуды.

Имеются промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Значительная часть сахарных заводов Филиппин находится на Негросе. На Бисайских островах имеются маслобойные и лесопильные заводы. После войны резко возросла добыча медной, железной и марганцевой руды. В порту Санги построены обогатительная фабрика и медеплавильный завод.

Портовые города принимают океанские суда дальнего и местного плавания. Самый крупный город в области расселения висайя — Себу — второй после Манилы по числу населения (около 200 тыс. человек) и экономическому значению. Он расположен на узком берегу острова Себу. Здесь возникло самое раннее поселение испанцев на Филиппинах, что до сих пор ощущается в архитектуре города. Массивные деревянные столбы поддерживают галереи, нависшие над тротуарами. Еще стоят дома, построенные в испанском стиле,— с внутренними дворами. Кварталы, где живет рабочий люд, очень бедны, здесь большая скученность населения. Особый колорит городу придает порт, обслуживающий Бисайские острова и северную часть Минданао.

С Себу вывозят абаку, копру, сахар, лесоматериалы, а привозят сюда нефтепродукты, металлоизделия. В городе развивается промышленность. Фабрики Себу перерабатывают значительную часть копры, получая масло. Здесь же из сока кокосовых орехов приготовляют освежающий напиток туба. Имеются предприятия пищевой промышленности. Себу — самый крупный культурный центр на Бисайских островах. Здесь имеется высшая провинциальная школа, отделение Национальной библиотеки, метеорологическая станция. Другой крупный город и порт висайя — Илоило на острове Панай.

Большинство сельских поселений висайя, как и у тагалов, имеют традиционную для баррио планировку. Жилища строят преимущественно свайные, однокамерные, с верандами. Крыши делают низкими, поскольку они более устойчивы при тайфунах. Деревянный дом с железной крышей — признак зажиточности семьи.

Новое в жилищном строительстве прослеживается в увеличении числа окон и в появлении большой комнаты общего назначения. В таких домах спальня отделяется от общей комнаты постоянной перегородкой. Однако люди старшего поколения считают, что разделение жилищк на комнаты опасно, так как верят, что если дети спят отдельно, их может похитить злой дух. Кухня пристраивается к жилому помещению позади, так что очаг находится вне жилой части дома. Устройство очага зависит от места жительства и материальной обеспеченности хозяина. Там, где много топлива, может быть и одна топка с большой площадью нагрева, и хозяйка ставит на нее сразу несколько сосудов. Если семья небогатая, то устраивают очаги наподобие тагальских (см. стр. 655), удобные и потребляющие мало топлива.

В наши дни все более широко стала распространяться алюминиевая посуда, стаканы, металлические баллоны, заменяющие постепенно бамбук и кокосовую скорлупу, из которых ранее изготовляли посуду. В обычные дни едят руками, а ножи, вилки и ложки употребляют во время праздничных трзпез.

Рис варят в небольшом количестве подсоленной воды. В качестве приправы добавляют овощи, рыбные соусы и пряности. Кукурузу приготавливают в разных видах: размельчают в ступах и затем варят или варят в соленой воде молодые початки. Кукуруза — продукт питания бедняков, им она заменяет рис. В пищевой рацион входят фрукты, рыба, кокосовое масло. Мясо едят сравнительно редко.

Женщины до недавнего времени носили саронг, обтягивающий фигуруу муслиновую блузу, а по праздникам и жакет с пышными накрахмаленными рукавами. На плечах лежал, свешиваясь назад и на грудь, кружевной воротник. В некоторых сельских местностях женщины надевали длинное туникообразное платье, введенное испанцами. В больших городах саронг заменяли длинной широкой юбкой. Вместо воротника часто носили нагрудный платок. Голову тоже покрывали платком, который складывали треугольником, один угол его спускали на спину, а два завязывали под подбородком. Обувь прежде была мало распространена. Как мужчины, так и женщины надевали ее в основном по праздничным дням. В настоящее время женщины висайя под влиянием городской культуры шьют платья по современным фасонам, носят покупную обувь, коротко стригут волосы.

Мужчины прежде носили длинные широкие штаны и рубашку навыпуск. Головным убором служила полусферическая шляпа из пальмовых листьев, хорошо защищающая от солнца и дождя. Сейчас мужчины носят короткие шорты, заимствованные от американцев, и рубашки. Из элементов традиционного костюма сохранилась лишь шляпа.

Аграрные отношения, общественная и семейная жизнь висайя во многом схожи с обычаями тагалов и других народов Филиппин, принявших христианство.

Молодожены, как правило, поселялись в семье родителей, чаще в доме мужа. Этот обычай способствовал сохранению до недавнего времени большой семьи, как основной экономической ячейки. В ней не делилось имущество, не дробились земельные участки, она была единым хозяйственным коллективом.

В общественной жизни ощущаются пережитки соседско-родственной общины (барангай). Они проявляются во взаимоотношениях семьи и сельской общины, в религиозных церемониях, народных празднествах и т. п.

В прошлом браки могли совершаться с членами других барангай и в пределах самой барангай, но не с близкими родственниками. Однако представители знатного сословия в целях сохранения собственности в семье вступали в браки с двоюродными братьями и сестрами.

Висайя исповедуют христианство, но у некоторой их части продолжают сохраняться остатки анимистических верований. Католической церкви приходится мириться с этим. Любопытно отметить, что католики группы катиган имеют домашние алтари, которые служат и для приношения пищи в дар предкам. К семейному алтарю допускаются только родственники и близкие друзья.

Илоки

Илоки — третий по численности народ Филиппин (3,7 млн. человек). Первоначально они обитали на западном побережье Лусона, но потом стали продвигаться в другие районы, например, в долину реки Кагаян и на остров Минданао. Мелкие крестьянские хозяйства у ил оков составляют 80% всех хозяйств. Около 70% крестьян являются арендаторами и полуарендаторами. Недостаток земли вынуждает илоков уходить на новые земли. Основное их  занятие — поливное земледелие. Илоки — большие мастера в возделывании риса. Кроме обычных сортов они выращивают ароматические и клейкие, выводят новые сорта. Илоки первыми на Филиппинских островах стали кулі^тивировать хлопок.

На северо-западе Лусона период дождей короче, чем в центральных районах. Поэтому созревание риса происходит здесь раньше. Илоки стали производить два посева риса. По их примеру снимают по два урожая и соседние народы.

Мужчины обрабатывают поле, а женщины сажают рисовую рассаду. Посадка риса производится совместно с соседями, чтобы все поле было засажено в один день и произошло одновременное созревание урожая. Урожай собирают всей семьей.

Большую роль в экономике илоков играет табак. Он идет на продажу, а после уборки табака поля засаживают кукурузой или поздними сортами риса. Семена табака высеивают на грядки в октябре месяце, т.,е. в середине дождливого периода. Одновременно вносится древесная зола для защиты семян от муравьев. Над грядками с табачной рассадой устраивают навесы, чтобы: уберечь молодые растения от жарких лучей солнца. Незадолго до высадки рассады на поля навес убирают и приучают растения к обычному режиму.

В период наводнений и дождей в почву оседают из воды питательные вещества, поэтому на равнинах и в предгорьях поля дают хорошие урожаи риса, табака, сахарного тростника и других культур. Искусственные удобрений применяются в незначительных размерах, главным образом на грядках, где выращивается рассада.

Из домашних животных у илоков наиболее распространены буйволы, а также свиньи. Разводят и домашнюю птицу, больше всего кур.

У илоков широко развиты ремесла. Из хлопка они изготовляют различные изделия, в том числе одеяла с характерными изображениями цветов и петушиных боев, находящие сбыт по всей стране. Столь же известны махровые полотенца. Многие ремесленные изделия из золота, серебра, раковин, черного дерева и рогов буйвола пользуются спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Илоки добывают морскую соль. Добыча ведется в засушливый сезон. В этой работе участвуют и мужчины, и женщины.

Поселения илоков отличаются опрятностью, прочностью жилищ. Дома свайные; стены делают из стволов бамбука, вертикально установленных плотно один к другому, чтобы дождевая вода свободно стекала. Бамбуковые стебли прижаты поперечными планками, закрепленными в углах бамбуковыми же наугольниками. Крыши четырехскатные. Их делают из травы или молодого бамбука. Большинство домов, особенно у богатых крестьян, имеют три-четыре помещения: большую комнату, которая служит гостиной и спальней для семьи, кухню-столовую, маленький чулан для одежды и открытое место для стряпни, купанья и стирки.

Все члены семьи спят на большой циновке или же на нескольких маленьких, постланных на полу, хотя бамбуковая кровать нередко -используется во время дневного отдыха. Кроме циновки из пальмовых листьев, употребляют одеяла и подушки.

Амбар, как и жилой дом, высоко поднят над землей на сваях. Изнутри бамбуковые стены обиты циновкой, которая защищает содержимое амбара от дождевой воды.

Повозки у илоков двухколесные — так же, как и у всех равнинных народов Филиппин. Старые повозки с тяжелыми колесами, представляющими круглый срез (спил) со ствола толстого дерева, заменены новыми, более легкими на ходу, с обычными колесами, имеющими втулку, спицы и обод. В колесах первого типа ось закреплена и вращается вместе с колесами.

В одежде илоков происходят заметные изменения. И мужчины, и женщины стали носить покупную обувь. Традиционный мужской костюм, состоявший из узких штанов и рубашки навыпуск, заменяется костюмом современного городского покроя. Последнее время вошли в обиход короткие штаны-шорты. Широкополая коническая шляпа из пальмовых листьев тоже вытесняется шляпой городского типа.

Женский костюм, состоявший из саронга и короткой кофты с широкими, чаще короткими рукавами, заменяется современным платьем, покупным или сшитым дома. Головным убором служит платок. Прически делают самые различные: зачесывают волосы назад с прямым пробором посередине головы и перехватывают их сзади лентой, укладывают волосы пучком на затылке, заплетают косы.

У детей более однообразная одежда: мальчики носят рубашку без рукавов и короткие штаны, а девочки — платьица с короткими рукавами, с воротничком.

Пища илоков состоит главным образом из вареного риса. Едят много овощей (бобы, бататы, томаты, хрен) и рыбы.

Еда сервируется на низком столе, так что стулья не нужны. Посередине стола ставят горшок с рисом. Обычно едят руками, и лишь во время фиесты пользуются ложками.

В быту употребляется глиняная посуда местного производства. Форма ее и размер зависят от назначения. Большие глиняные горшки с широкими горловинами предназначаются для хранения зерна и других продуктов. Пищу готовят в глиняных горшках меньшего размера, пьют из кружек.

Брачные обряды илоков, как и другие общественные и семейные обычаи, во многом сходны с тагальскими. После церемонии совместной еды и питья, когда жених объявляет, что он берет девушку себе в жены, старшая из родственниц благословляет их и желает им много детей и внуков, и чтобы все они были смелые, мудрые и счастливые. Затем она берет копье и бросает его в животное, как правило, в свинью, приготовленную для жертвенного угощения. Мясо животного делят среди всех присутствующих. Вся церемония жертвенного угощения сопровождается танцами. Свадебное празднество продолжается три дня.

В настоящее время традиционная свадебная церемония все чаще заменяется более простой. Старшая из родственниц соединяет руки жениха и невесты над чашей риса, который потом разбрасывают поверх голов людей, присутствующих на свадьбе.

Илоки исповедуют христианство, но у них продолжают еще сохраняться пережитки дохристианских верований. Почитание христианских святых уживается с верой в Кабуниан — верховное божество, которому илоки поклонялись до принятия христианства.

Помимо католичества, у илоков распространено аглипаянство — специфически филиппинский толк христианства. Хотя аглипаянцы встречаются и среди других народов Филиппин, но больше всего последователей филиппинская независимая церковь имеет в илокских провинциях. Она отделилась от католической церкви в конце XIX в. Один из ее основателей, Грегори Аглипай, связывал деятельность церкви с освободительной борьбой против испанского господства. Аглипаянцы канонизировали казненного испанцами национального героя Филиппин Хосе Рисаля. Перед второй мировой войной часть аглипаянцев объединилась с местной епископальной церковью.