Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Сулавеси
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Народы Сулавеси

Сулавеси (что значит, по одной из гипотез, «остров железа») — третий по величине остров Индонезии, его площадь около 190 тыс. кв. км. Вокруг Сулавеси расположены маленькие и большие острова и архипелаги: Туканг- беси, Бангай, Тогиан, Сангир (Сангихе) и Талауд. От центральной части Сулавеси протянулись на север, северо-восток, юго-восток и юг четыре полуострова, образуя три больших залива: Томини на северо-востоке, Толо на вост.оке и Бони на юге. Вдоль побережья множество удобных и глубоких бухт, где могут причаливать прямо к берегу крупные морские суда. Большая часть поверхности острова занята горными хребтами, покрытыми пышной тропической растительностью. Леса населяют представители как азиатского, так и австралийского животного мира,— обезьяны, антилопы аноа, кабаны, бабирусса, сумчатые и т. п. Много больших озер (Товути, Посо и др.), богатых рыбой.

На Сулавеси имеются залежи асфальта, никеля, железа, золота, серы, нефти, слюды, меди, каменного угля, однако эти богатства почти не разрабатываются .

Все полуострова Сулавеси до сих пор представляют собой замкнутые области, лишенные наземной связи. Автомобильные дороги (их общая длина всего 822 км) облегчают лишь сообщение внутри каждой из областей, но не соединяют их. Связь между ними осуществляется лишь морским транспортом.

Основные города острова (Макасар, Менадо, Парепаре, Палу) являются портами.

Население Сулавеси — 7 млн. 215 тыс. человек (1965 г.). Большая его часть сосредоточена на юго-западном и северном полуостровах, где средняя плотность населения — 37 человек на 1 кв. км. Юго-Западный полуостров населяют буги и макассары, северные районы — минахасы, горонтало, болаанг-монгондоу, томини, сангихе (сангиры) и талауды (на одноименном архипелаге). Эти народы близки как между собой, так и с народами Филиппин. Некоторые из них говорят на языках, входящих в филиппинскую подгруппу индонезийской языковой ветви. Бангай населяют одноименный архипелаг. На юго-восточном полуострове живут мори, лаки (толаки), бунгку и токеа, на островах Бутон и Муна — бутунги и муна. Центральный Сулавеси заселен многочисленными родственными народами, объединяемыми под названием «тораджи».

Сулавеси занимает важное место в экономике страны. Здесь производится более половины всей индонезийской копры, отсюда вывозят -кокосовое масло, сушеную и соленую рыбу, пряности, жемчуг, табак, кофе и т. п.

Ко времени появления европейцев большинство народов Сулавеси находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя. Только у бугов и макассаров и в пограничных с ними областях у некоторых групп тораджей существовали феодальные государства. Самыми крупными из них были ма- кассарское государство Гова и бугские княжества Боне и Луву. Буги и макассары контролировали торговлю пряностями между Малаккой и Восточной Индонезией. Опытные мореходы и торговцы, они бороздили моря Индонезийского архипелага, торгуя и основывая поселения на различных островах Индонезии. Начиная с XVI в. в Макассаре стали основывать торговые фактории португальцы, англичане, голландцы и французы. С этого же времени началось распространение голландцами христианства. В XVII в. его восприняли минахасы и частично некоторые другие народы. Голландцы подчинили Сулавеси лишь после длительной борьбы. Особенно упорное сопротивление оказал им султан Говы Хасануддин

Буги и Макассары

Буги (2 млн. 930 тыс. человек) и макассары (1 млн. 100 тыс. человек) — самые многочисленные народы Сулавеси. Культурная близость бугов и ма- кассаров позволяет дать их общее этнографическое описание.

Основные занятия обоих этих народов — земледелие и рыболовство. Земледелие плужное с использованием тяглового скота (буйволов). Выращивают в основном суходольный рис, но есть и заливные поля. В горных районах возделывают кукурузу. Большую роль в хозяйстве играет огородничество (лук, батат, бобы), выращивание сахарного тростника и сахарной пальмы, хлопка, а также экспортных культур — кокосовой пальмы, табака, пряностей, капока. Значительная часть населения занята морским и речным рыболовством. Кроме рыбы, ловят трепангов и черепах. Большее, чем на многих других островах Индонезии, значение имеет и животноводство.

Разводят в основном буйволов и лошадей (их используют для верховой езды и для перевозок), а такж<г коров, коз, овец; развито птицеводство (куры). В лесах собирают ротан и даммаровую смолу, заготавливают ценные сорта древесины. Отсутствие разветвленной сети дорог способствовало развитию судостроения. На лодках и небольших судах буги и макассары совершали плавания в райэне от Сингапура до северных берегов Австралии.

 

Важную роль продолжают играть ремесла. На саронги, изготовляемые макассарами и бугами, имеется большой спрос по всей Индонезии. Из расщепленного ротана и листьев пандануса плетут циновки, головные уборы, уздечки, вьючные седла, лассо и др. Добывают железную руду и изготовляют из дамаскированной стали оружие (кинжалы, мечи, копья) и земледельческие орудия (плуги, бороны). Развито ювелирное искусство: Макасар, Гова, Боне и Мандар славятся производством украшений из золота. Изготовляют гончарные изделия и кирпич, добывают соль, обжигают известь.

Деревни бугов и макассаров (кампунги), как правило, линейного плана, вытянуты вдоль рек или дорог и состоят из 5—20, редко из 40 домов. Дома, прямоугольные в плане, строят из дерева или бамбука на сваях высотой 1—2 м. Три окна располагаются на переднем фасаде. Внутри дом делится бамбуковыми перегородками или занавесями на комнаты, где спят члены семьи. Передняя часть дома служит гостиной. Почетных гостей сажают в центре дома, около главной сваи. В этой же части дома женщины прядут и ткут. К дому пристраивают кухню и чулан. Внутреннее убранство состоит из циновок и подушек. Сейчас все более распространяется, особенно в прибрежных и близких к городам деревнях, мебель европейского типа: столы, стулья, шкафы и т. п. Для освещения служат самодельные свечи или дам- маровые факелы, которые постепенно вытесняются керосиновыми лампами фабричного производства.

В районе расселения бугов и макассаров расположен Макасар — один из крупнейших в Индонезии город и порт, называемый Сингапуром Восточной Индонезии. Его население составляет около 400 тыс. человек. Деловая часть города застроена зданиями европейской архитектуры. В припортовом районе расположен большой китайский квартал. В Макасаре есть университет, библиотеки, кинотеатры, большой стадион.

Основная пища бугов и макассаров — рис (в горных районах — кукуруза), а также свежая, соленая и сушеная рыба, которую подают с овощами и всевозможными приправами. Мясо едят только по праздникам. Употребляют в пищу сушеное мясо оленей, буйволов и лошадей. В некоторых районах важную роль в питании играет саго. Пьют кофе, навар жженой кукурузы и пальмовое вино.

Одежду изготавливают из тканей домашнего производства, которые, однако, вытесняются фабричными. Мужская одежда состоит из коротких штанов, саронга, свободной куртки баджу с узкими рукавами и головного платка. Женщины носят каин и распашную кофту. Обувь, как правило не носят. В городах все более распространяется европейская одежда и обувь. В национальной одежде преобладает ярко-красная и пурпурная расцветка с крупным орнаментом. Украшения — обязательная принадлежность костюма как женщин (серьги, браслеты), так и мужчин (крисы, кошельки, коробки для бетеля).

Когда на Сулавеси появились европейцы, у бугов и макассаров существовали развитые феодальные отношения. Основную массу населения их государств составляли крестьяне-общинники, которые несли определенные повинности в пользу феодалов, обрабатывали их землю, подносили им подарки и т. д. Существовало патриархальное домашнее рабство. Власть правителей в большинстве бугских и макассарских государств была наследственной (в некоторых, например в княжестве Ваджо, их избирали), но ее ограничивал государственный совет, в который входили крупные феодалы. Без их согласия правитель не мог объявить войну или заключить мир. Феодалы были лишь номинальными собственниками земли, фактически земля принадлежала общинам. Община передавала участки земли в наследственное пользование отдельным общинникам. Землю можно было сдать в аренду, подарить, заложить, но не продать. Право на пользование землей утрачивалось, если в течение нескольких лет она не обрабатывалась, если ее владелец не выполнял обязательств по отношению к феодалу или общине, совершал преступление, нарушая адат, или покидал свой край. Женщины пользовались равными с мужчиной наследственными правами на землю и другое имущество.

В настоящее время на Южном Сулавеси происходит постепенное разложение системы общинного землепользования. Почти повсеместно земля перешла в собственность крестьян. Некоторые общины передают еще сохранившиеся общинные участки в пользование лицам, не принадлежащим к общине, и даже продают их посторонним лицам —местным и из других районов Индонезии. Широко развернулось кооперативное движение.

Брак у бугов и макассаров обычно устраивают родители. Отец и мать юноши, собирающегося вступить в брак, посылают посредников для переговоров к родителям девушки. Получив согласие, юноша посылает ей подарок и назначает день встречи с ее родителями для обсуждения размера брачной платы, которая вносится деньгами или подарками. Прежде, если родители девушки были против брака, он обычно расстраивался, но иногда юноша отправлялся к девушке, садился рядом с нею, они обертывались одним саронгом, юноша вынимал крис и угрожал родителям девушки убить ее и себя, если они не дадут согласия на брак; родители обычно уступали.

Для вручения платы жених с друзьями отправляется к дому невесты, если она высшего сословия, в других случаях — к дому муллы. Жених садится против муллы и они прикасаются друг к другу большими пальцами правых рук. Жених произносит изречение из Корана, мулла заключает брак и объявляет договоренную сумму платы. Жених подтверждает согласие на брак и на выплату назначенной суммы. После этого устраивают свадьбу.

Во время свадьбы сшивают одежду жениха и невесты или соединяют их волосы и затем сверху набрасывают саронг, символизирующий их единство. Вокруг них носят пару горящих свечей, и будущие супруги стараются их задуть. Считается, что тот, кто сделает это первым, будет хозяином в доме. Жених и невеста совершают омовение в освященной воде, невесту окуривают благовониями. Три ночи молодые проводят в доме родителей невесты. Затем они переходят в дом родителей жениха.

Было известно и умыкание. Похищал невесту обычно тот, кто не мог внести плату. Однако родственники девушки могли убить его, так как адат запрещал умыкание. Только уплатив нужную сумму, похититель становился законным мужем.

Развод у бугов и макассаров довольно легок, что объясняется доминирующим влиянием обычного (т. е. немусульманского) права. Он может произойти по инициативе и женщины и мужчины. Об этом объявляют в присутствии муллы и двух свидетелей. Плата за развод не взимается, но если брак расторгается по инициативе женщины и для этого нет достаточных оснований, она должна вернуть брачный выкуп. Первый и третий ребенок при разводе остаются у матери, второй и четвертый у отца и т. д. У бугов области Ваджо считается достаточным, если о расторжении брака объявит мать или кто- либо из ближайших родственников. Разделу подлежит только имущество, нажитое в браке.

Женщины занимают равное положение с мужчинами. Жена ест вместе с мужем, сидя слева от него. Муж обычно советуется с ней по всем вопросам ведения хозяйства.

Ислам стал распространяться среди бугов и макассаров со второй половины XVI в. Однако официально исповедуя мусульманство с начала XVII в., они до настоящего времени сохранили значительные пережитки анимизма и индуистских верований. Большую роль играет культ предков. С этим культом связано почитание крокодилов, в которых, якобы, переселяются души умерших. Верят, что если крокодил съест принесенные женщиной на берег кур и яйца, то это поможет от бездетности. По верованиям бугов и макассаров, во главе пантеона духов стоит Батара Гуру (Шива). Наиболее почитается дух риса. Считается, что он произошел от дочери Батара Гуру. Женщина не должна с открытой грудью ходить на чердак за рисом, есть рис можно только следуя установленным правилам и т. д. Важное значение в верованиях имеет и почитание духа плодородия в образе двух камней, изображающих мужские и женские гениталии (фаллический культ). Известны и злые духи: Перраканг, носящий на голове чашу с раскаленными углями; Пунтианак — дух умершей при родах женщины; Панроли, приносящий мужчинам импотенцию; Асупантинг, вызывающий дизентерию.

Моряки, проплывая мимо опасных мест, чтобы избежать несчастья, называют воду, ветер, огонь и т. п. иносказательно.

Чтобы уберечь потомство от злых духов, на седьмом или восьмом месяце беременности совершаются специальные обряды. Муж и жена садятся на брачную постель и знахарки растирают живот беременной. Затем супруги едят, но в их пищу не должны входить блюда из мяса четвероногих. Мужа и жену, наподобие жениха и невесты, связывают одним саронгом. На следующий день беременную укладывают в комнате на платок, трижды подбрасывают, а потом платок выбивают на лестнице, вытрясая злых духов. Эту процедуру повторяют еще раз у самой двери. Когда приближаются роды, дом огораживают частоколом, а иногда расставляют еще и рыболовную сеть для защиты от злых духов.

Верят в хорошие и плохие дни, в сны, носят амулеты и талисманы, делают предсказания по полету птиц и бабочек. В прошлом широко применяли и магические приемы, например клали волосы кошки и собаки под подушку, чтобы разлучить мужа с женой. Однако в настоящее время верования и суеверия уже не играют такой роли, как в прошлом, особенно среди молодого поколения.

У макассаров и бугов имеется письменная литература. Большое собрание рукописей хранится в Макасаре в старинной португальской крепости. Среди них — исторические хроники деяний древних бугских правителей «Латова». Многочисленные героические поэмы объединены под общим названием «Ла Галиго» (по имени главного персонажа). Другой, более поздний героический эпос называется «Менрурана». Популярны стихотворения (толо) и более мелкие стихи (элонг). Художественная проза состоит преимущественно из рассказов, переведенных с малайского или обработок малайских оригиналов.

Буги и макассары, как почти все индонезийцы, пользуются латинской письменностью. Раньше оба языка имели общую систему письма южноиндийского происхождения. Этим алфавитом до сих пор иногда пользуются в быту. На нем, наряду с латиницей, написаны названия улиц в Макасаре. Вместе с исламом на Сулавеси распространилась арабская письменность. Ею писали стихи и другие литературные произведения.

Макассары и буги очень любят музыку и танцы. Национальный оркестр состоит из барабана, флейты, гога, трубы, тамбурина, кларнета и местных видов скрипки. Существуют женские, мужские (военные) и общие таццы. Есть профессиональные танцовщицы.

Из развлечений особой популярностью пользовались до недавнего времени петушиные бои, устраиваемые по случаю бракосочетаний, обрезания и других торжеств. Петухам прикрепляли искусственные металлические шпоры и обрезали гребень. Во время боя колотили в барабаны и гонги. Считалось, что это ободряет петухов. Распространена была игра в кости. В последнее время массовыми зрелищами стали состязания в плавании, борьба, игра в футбол.

За годы Республики у бугов и макассаров достигнуты большие успехи в области образования. Почти все дети посещают начальную школу, открыто много средних общеобразовательных технических школ, университет в Макасаре. Издаются газеты и журналы. В Макасаре ведет передачи самая крупная в Восточной Индонезии радиостанция.

Народы Северного Сулавеси

Самый крупный народ Северного Сулавеси — минахасы (буквально — «союз», «объединение»), один из наиболее развитых народов Индонезии. В 1965 г. они насчитывали 500 тыс. человек. Язык минахасов, входящий в филиппинскую подгруппу, сохранил диалектные различия, соответствующие прежнему их делению на 8 племен: томбулу, тонтембоан, тонсеа, тоулор, тонсеванг, расон, поносакан и бантик. К западу от минахасов живут болаанг- монгондоу (110 тыс. человек), которые говорят на языке, близком к минахас- скому, а далее на запад — горонтало (380 тыс. человек), говорящие на языке горонтало, относящемся к индонезийской группе. На юго-западе полуострова, на побережье бухты Томини живут томини (55 тыс. человек), язык которых является переходным между горонтальскимитораджскими.Сангихе (275 тыс. человек) и талауды (45 тыс. человек) говорят на самостоятельных языках, входящих в филиппинскую подгруппу.

Занятия народов Северного Сулавеси сходны с занятиями бугов и макассаров (см. стр. 559), но земледелие у них в основном мотыжное. В христианских районах наряду с другим скотом разводят свиней. Риса производят недостаточно, ежегодно более 30% потребляемого риса ввозят из южных районов Сулавеси.

Первое место в экспорте с Северного Сулавеси занимает копра. На архипелагах Сангихе и Талауд большая часть населения — рыбаки.

Жители Северного Сулавеси строят речные лодки из целого ствола дерева и мелкие морские суда. Изготавливают земледельческие орудия: ножи, топоры, мотыги. Фабричные ткани вытесняют широко распространенное в прошлом домашнее ткачество, икатирование и другие своеобразные виды ткачества и окраски тканей. Плетут циновки, шляпы, корзины, коробы, сети, веревки, изготавливают матрацы из капока, занимаются гончарством. В каждой минахасской деревне есть портные, сапожники, кузнецы, ювелиры.

До XVII в. дома в Минахасе строили на 6—9 семей. Это были большие прямоугольные в плане постройки на высоких (3—4 м) сваях из железного дерева. Вдоль дома шел широкий коридор, в который выходили двери комнат. В каждой комнате был очаг. В коридоре стояли в ряд большие цилиндрические сосуды из коры, в которых хранился запас риса. Сверху их прикрывали досками. На этих досках спали гости. На такой же сосуд, обязательно наполненный до краев рисом, на подстилке из рисовой соломы клали до погребения тела умерших родителей. Внутри дома украшали рогами и шкурами диких животных, а также человеческими черепами (трофеи охоты за головами).

В настоящее время минахасские деревни состоят из рядов односемейных домов, вытянувшихся вдоль дороги. В деревне, как правило, имеется церковь, больница и школа. Дворы засажены фруктовыми деревьями и огорожены живой изгородью. Дома обычно деревянные, прямоугольные в плане. Каждый дом разделен на несколько комнат и имеет галерею. У минахасов уже давно используется мебель европейского образца (столы, стулья, кровати). Стены украшают фотографиями, вырезками из газет и журналов, картинками религиозного содержания^. Многие деревни, особенно вокруг города Менадо, электрифицированы. В остальных для освещения домов обычно пользуются керосиновыми лампами. Свайные дома сохранились лишь в глухих районах. Деревни мусульман горонтало отличаются от минахасских тем, что вместо христианской церкви в них имеется мечеть.

Питаются все народы Северного Сулавеси в основном рисом с различными приправами, но в их меню входят также кукуруза, саго, рыба, овощи, фрукты, мясо. В христианских районах едят много свинины, и пищу готовят очень жирную. Пьют чай, кофе, пальмовое вино. Пищу принимают два раза в день, но между приемами пищи едят много фруктов.

Традиционная одежда — саронг, каин, белая кебая — вытесняется европейской, которую носят и мужчины и женщины.

Прежде племена минахасов делились на роды (<валак), во главе которых стояли старейшины, иногда выполнявшие и функции шаманов. Шаманом

могла быть и женщина. Считалось, что шаман поддерживает связь с предками и может изгонять болезни. Старосты и шаманы устраивали пышные праздники для своих сородичей и имели право носить посох с бронзовым набалдашником в виде двуликой головы.

Распад родовых отношений, ускоренный проникновением европейцев, привел к возникновению соседской общины (пекаасан) и превращению родовых старейшин в сельских старост. Староста управляет деревней или группой родственных деревень. Он пользуется большим авторитетом; без его разрешения не заключают браки, не решают земельные вопросы. Соседская община состоит из больших семей. Члены каждой большой семьи имеют право на определенный земельный участок. Прежде земля обрабатывалась сообща всей большой семьей, теперь глава семьи ежегодно переделяет ее между малыми семьями, но участки под кокосовыми пальмами фактически многие годы находятся в собственности одного владельца. Правом разработки и владения целинным участком теперь пользуется не только большая семья, но и отдельные общинники. Это указывает на зарождение частной собственности внутри общины. Члены общины оказывают друг другу помощь (мападус) во время полевых работ. Староста деревни собирает односельчан и объявляет им, на чьем поле будут работать завтра. Хозяин поля должен кормить всех р аботающих.

Брачный обряд у народов Северного Сулавеси состоит из двух частей: официальной, зависящей от религиозной принадлежности, и традиционной, связанной с древними обычаями, которые у этих народов во многом сходны. Их не смогли вытеснить ни христианство, ни мусульманство. У минахасов договариваться о браке могут и сами молодые и их родители. В настоящее время они делают это не без ведома и согласия молодых, но обязательно с согласия родственников. Договоренность закрепляется брачным даром (роко). Прежде он выплачивался тканями, позже — деньгами. Сейчас роко фактически превратился в выплату расходов на свадьбу, и вносят его родные обеих сторон. Нарушение договора о свадьбе рассматривается как оскорбление.

В день свадьбы шествие направляется к дому невесты. Впереди идет мужчина с роко, который он передает в присутствии старосты родным жены. У томбулу жених берет с собой тесаки перед домом невесты рубит дрова для очага. После свадебного обеда молодых запирают в отдельной комнате. На следующий день невесту провожают в дом родителей жениха. По пути она часто останавливается и ее уговаривают продолжать путь, делая ей подарки. После окончания торжества молодые считаются мужем и женой. Церковное бракосочетание по христианскому образцу у минахасов до недавнего времени устраивали после рождения первого ребенка.

Молодые супруги живут в доме жениха, пока не построят свой дом. В некоторых местах жених отрабатывает у родных жены «брачный дар». Общим считается только имущество, нажитое в браке. Все остальное находится в собственности мужа или жены или их больших семей. Развод обсуждается главами большой семьи. Имущество, нажитое совместно, делят. У христиан, кроме того, развод оформляется в местном суде. При разводе дети, пока они нуждаются в уходе, остаются у матери, но отец также заботится о них. Дети постарше могут остаться и в семье отца и в семье матери.

Раньше минахасы хоронили своих покойников в гробу, выдолбленном из дерева. Тело знатного бинтовали и помещали его в сидячем положении в деревянный или каменный гроб, сделанный в виде домика, на крыше которого изображали сцены из жизни покойного и фигуры различных духов. В настоящее вреімя похороны у минахасов совершаются по христианскому, а у горонтало — по мусульманскому обычаю. Принято громко плакать и причитать около покойного. В расходах на похороны и в оплате долгов умершего участвуют все его родственники.

Народы Северного Сулавеси создали богатый фольклор: рассказы о животных, легенды, загадки, сохранявшиеся в устной передаче, так как минахасы не имели письменности. Важные события фиксировались рисунками на тапе или на дереве, покрытом известью. Сейчас минахасы пользуются латинским алфавитом.

Богатство народного творчества проявляется в песенной и танцевальной традициях. Почти в каждой деревне есть молодежный хор, обычно руководимый местным учителем. По вечерам юноши и девушки, собравшись, поют и танцуют. Очень популярен танец «меранбо»: танцоры кладут правую руку на плечо соседа и в такт пению притопывают правой ногой. На праздниках юноши исполняют военный танец «кабесаран». В настоящее время все более распространяется европейская музыка и танцы, а из спортивных игр — футбол и теннис.

За годы Республики среди населения Северного Сулавеси значительно увеличилась грамотность. Все дети посещают начальную школу, многие получают среднее образование, учатся в университетах в Менадо, в Макасаре и на Яве. Особенно высока грамотность среди минахасов, которые работают на предприятиях и служат в государственных учреждениях на многих островах Индонезии.

Тораджи

Слово «тораджа» — бугского происхождения. Так буги, жившие на равнине, называли жителей гор Луву («то» — человек, «раджа» — с гор, т. е. горец). Постепенно это название распространилось на все население горного Центрального Сулавеси, состоящее из многих народов (палу, коро, посо, саданги, баре и др.)* Общая их численность более 1 млн. человек. Исследователи делят эти народы по лингвистическому признаку на три или четыре группы. Восточные и западные тораджи близки между собой по языку, культуре и быту; южные тораджи несколько отличаются от них.

Основное занятие тораджей — земледелие. Они выращивают суходольный рис, обрабатывая поле подсечно-огневым способом. В подготовленной для посева земле мужчины делают остроконечными палками отверстия, куда идущие вслед за ними женщины бросают зерна риса, не засыпая их землей. Для защиты от кабанов поля обносят забором и совершают специальный обряд для защиты их от мышей и птиц: рассыпают по полю немного зерен риса, обращаясь к птицам и мышам: «Вот вам ваша доля, оставьте наш посев в покое». Убирают урожай маленькими серпами, представляющими собой металлическую пластинку, вставленную в бамбуковую рукоятку 8—10 см длины. Серп зажимают в правом кулаке, чтобы его видом не обидеть душу риса. Южные и западные тораджи выращивают рис на заливных полях, используя для орошения бамбуковый водопровод. Поле подготавливают к посеву, прогоняя по нему буйволов. Кроме риса, возделывают кукурузу, батат, картофель, бобы, просо; добывают саго. На западном берегу острова с 20-х годов нашего века занимаются выращиванием кофе и технических культур. Разводят буйволов, лошадей, коз, свиней, а также кур.

Рыболовство играет подсобную роль, так же как охота на кабанов и диких буйволов. Охотятся с собаками, используя копье и стрелометательную трубку сумпитан.

Тораджи добывают железную руду и выплавляют железо сыродутным способом. Меха состоят из двух бамбуковых трубок с поршнями. Из расщепленного ротана, бамбука и листьев мужчины плетут верши, корзины, каркасы для шляп, женщины — циновки, мешки для риса, корзиночки для еды, пояса. Лет 40 назад тораджи заимствовали у бугов ткачество, но некоторые племена до сих пор продолжают изготовлять одежду из луба (тапы). В настоящее время тораджи все шире пользуются фабричными тканями. Гончарные изделия делают способом налепа, некоторые племена применяют примитивный гончарный круг.

Существует половое разделение труда: мужчины охбтятся, ловят диких буйволов с помощью прирученных, строят дома, лодки, дороги, мосты, за- бэры, расчищают лес, пашут, заботятся об ирригации, изготовляют вино из пальмового сока, сахарного тростника или риса. Мальчики помогают мужчинам — они смотрят за буйволами, а маленькие — за телятами и коровами. Женщины готовят пищу, прядут, изготовляют одежду, сажают рис, обрушивают рис, пропалывают огород, делают гончарную посуду. Уборку урожая производят совместно.

Деревни тораджей располагаются преимущественно в долинах. Планировка однорядная, иногда кучевая. В деревне — не более 20 домов. Между домами стоят амбары. Называются деревни обычно по реке или ручью, возле которых они построены. До начала XX в. селения строили на труднодоступных плоских вершинах гор или холмов, но колониальные власти запретили это из-за невозможности эффективного контроля за расположенными таким образом деревнями.

В настоящее время дома у большинства групп тораджей малосемейные; по конструкции они свайные, каркасные, прямоугольные в плане. Их строят из бамбука и дерева, крышу покрывают листьями пальмы нипы, расщепленным бамбуком, широкими пластинами дранки из тикового или железного дерева. Вдоль длинной стены дома устроена открытая галерея, с которой попадают в общее помещение, находящееся в центре дома. По сторонам его обычно находятся комнаты хозяина дома, его жены и маленьких детей и остальных домочадцев. Престарелых родителей иногда поселяют в особой пристройке к дому. Очаг находится либо в специальной пристройке к дому, либо в отдельно стоящей довольно большой кухне, где семья проводит большую часть времени, отправляясь в дом лишь на ночлег или для приема гостей. Внешние контуры и внутренняя планировка дома у разных групп тораджей и сейчас значительно различаются.

Во многих деревнях сохранились традиционные большесемейные дома, каких теперь уже не строят. Каждый дом был рассчитан на проживание не менее чем 4—8 малых семей, а нередко — на 12—16 семей. В деревне, как правило, было от 6 до 10 таких домов. Стиль традиционных построек у различных групп тораджей имеет свои особенности, но в целом эти постройки имеют ряд общих черт и очень напоминают по контурам и конструкции дома тоба-батаков (см. стр. 516—517). Особенно живописны дома тораджей внутренних районов Центрального Сулавеси. Это длинные постройки на массивных круглых сваях, с седлообразной высокой крышей, концы которой выдаются далеко вперед, образуя навесы. Выступающие части крыши поддерживаются особыми высокими и массивными столбами (по одному с каждой стороны) и системой распорок. По контуру такое здание напоминает лодку. Стены возводят из дощатых панелей; наклоненные наружу фронтоны также делают из досок. Лестница (когда-то — бревно с зарубками), приставленная к середине длинной стены дома, ведет в общее помещение, по сторонам которого находятся отделения для малых семей, отграниченные очагами. Таким образом, каждые две семьи имеют один очаг. На ночь места, отведенные для отдельных семей, разделяются циновками или занавесками. Внутренность дома освещена слабо, так как свет проникает лишь через небольшие отверстия в верхней части стен и через дверь. Такие дома снаружи богато украшены резьбой; в богатых домах сплошной резьбой покрыты фронтоны, опорные столбы и распорки выступающих частей крыши, все стены. Орнамент геометрический: рисунок обычно покрыт краской — черной, белой, красной, причем белой краской окрашены углубленные места орнамента. На опорном столбе крыши перед фасадом укреплена вырезанная из дерева голова буйвола с огромными рогами.

Некоторые отличия имеет традиционный дом садангов: сваи его несколько ниже, крыша с боков свисает почти до земли, пространство между нижними краями стен и землей зашито досками; очаг находится в центре дома, в общей комнате, по сторонам которой находятся индивидуальные помещения. У тораджей восточной части Центрального Сулавеси встречаются дома с галереей и без нее; с лестницей, ведущей к двери, расположенной в боковой части дома, и с лестницей, ведущей к люку, находящемуся в полу в центре дома; с различным расположением очагов и т. д. На далеких полях строят временные небольшие жилища, напоминающие по форме основные дома, но облегченной конструкции. Почти в каждом доме над очагом имеется подобие бамбуковых полок, на которых хранят бамбуковую же утварь. Еще выше горизонтально укреплены жерди с подвешенными на них для просушки корзинами, наполненными рисом. Часть потолочных балок застилают бамбуком, так что образуется нечто вроде чердака, где хранят запасы топлива, а также риса, кукурузы и других продуктов, приготовленных для потребления на ближайшие дни. Мебели нет, ее заменяют циновки и подушки, набитые ка- поком.

Рядом с домом стоит амбар, где хранятся основные запасы семьи. Амбар повторяет в миниатюре формы жилых домов с той разницей, что его всегда строят на высоких сваях, а между ними, на высоте 50—100 см от земли, делают открытую платформу. Эта платформа — место официальных и неофициальных собраний и приема гостей. Само хранилище, находящееся метрах в двух-трех выше платформы, имеет глухие дощатые стены.

Архитектурные формы тораджийских домов повторяются не только в амбарах, но и в других постройках. Например, у садангов многие мосты имеют крышу, в точности повторяющую крышу садангского дома; мост имеет глухие дощатые стены, так что он напоминает туннель. Амбары и мосты нередко покрыты такой же сложной резьбой и раскрашены как дока.

Тораджи питаются в основном рисом. Его варят в глиняных горшках собственного производства, в металлической фабричной посуде или в мешочках из молодого пальмового листа. Для торжественных трапез рис варят древним способом — в бамбуковых трубочках. Горсть риса заворачивают в банановый лист, и несколько таких пакетиков кладут в бамбуковый сосуд, заливая затем их водой. Бамбуковый сосуд ставят наклонно над огнем, переворачивая время от времени. Готовый рис подают в тех же пакетиках. Если риса мало, его смешивают с толченой кукурузой или просом, варят кашу и пекут лепешки из саговой муки. В «чашечках» из листьев подают приправу: овощи, бобы, мясо, гамбир, красный перец, шафран, лимонный сок и др. Кроме того, едят клубни маниока, таро, ямса, батата, по праздникам — мясо свиней, буйволов, коз, кур. Употребляют в пищу дичь, обезьян, собак, ящериц, сумчатых мышей, едят рыбу, крабов, креветок, моллюсков, а также грибы, бамбуковые побеги, пальмовый сахар. Некоторые группы то- раджей доят буйволиц, молоко которых дают детям или варят на нем рис. Дьют воду, кофе, чай, пальмовое вино и алкогольные напитки из риса. Пищу принимают два раза в день — утром и вечером. Перед едой прополаскивают рот и мок.т руку, которой подносят пищу ко рту. Едят серьезно, бесшумно. Тораджи жуют бетель и табак, курят сигареты и сигары.

Одежду делают из луба или из фабричных тканей. Мужская одежда состоит из Т-образной набедренной повязки, баджу и шарфа. Все женщины

носят саронг, собранный на талии складками. Девушки надевают кофту с небольшим вырезом на груди, с короткими цельнокроенными рукавами. В 10— 12 лет им повязывают плетеный из ротана пояс шириной 3—5 см, который они носят, не снимая, до беременности, когда его перерезают, так как, по поверью, роженица в поясе родит двойню. Замужние женщины кофту не носят. Грудь они покрывают платком, а дома или не закрывают ее, или повязывают саронг выше груди. Но во время уборки урожая или когда женщина достает рис из амбара, она обязательно надевает кофту. В женский костюм, как и в мужской, входит шарф, который используют и для ношения детей и различных предметов, а иногда им укрываются как одеялом.

В высокогорных районах, где температура значительно ниже, пользуются одеялами из толстых кусков фуи и привозными байковыми одеялами. В дорогу женщина обычно надевает шляпу с большими полями, защищающими ее и ребенка, которого она несет, от солнца и дождя, берет специальную циновку для защиты от дождя не только головы и плеч, но и груза на спине.

Прежде и мужчины и женщины носили браслеты из раковин, меди, рога, коры. Сейчас мужчины украшений почти не носят, только у юношей принято надевать на шею шнур, сплетенный из волос любимой девушки. Женщины до сих пор украшают руки медными браслетами, часто нанизывая их от запястья до локтя. Кроме того, они носят металлические грибовидные серьги диаметром 2—3 см и металлические бусы. Детям делают бусы из зерен и плодов. Во время празднеств раскрашивают лицо красками. До недавнего времени подпиливали зубы и чернили их — белые «собачьи» зубы считались некрасивыми. Сейчас молодежь только подравнивает края резцов. В качестве ароматического вещества используют плоды такураву: их жуют и слюной натирают тело и одежду.

Деревня восточных и южных тораджей состоит из нескольких домов, в которых живут по 4—8 семей, иногда до 16. Главы семей выбирают старейшину деревни, не обязательно старшего по возрасту. Он должен выделяться организаторскими способностями, красноречием, знанием адата, решительностью и другими уважаемыми качествами. Прежде деревни владели опре деленной территорией, на которой осуществлялась их юрисдикция, и были независимы друг от друга. Но уже с давних пор южные и восточные тораджи были:чподчинены бугским дату (правителям) из Луву и платили им дань. В начале XX в. на землях тораджей, прежде подвластных Луву, голландцы ввели налоги и принудительные работы по постройке дорог. Они насильно заставляли тораджей переселяться с гор на равнины. Старейшины были использованы в качестве посредников между колониальными властями и населением. Взимание подушного налога привело к изменению традиционной структуры общества тораджей. Для уплаты денежных налогов стали выращивать на продажу кокосы, кофе, продавать рис и скот, собирать смолы и ротан, рубить черное дерево. Построенные в этих районах автомобильные и грунтовые дороги также способствовали развитию товарного производства. Все это привело к ослаблению связей между жителями деревни. У южных тораджей в наиболее заселенных местах 60—70% лучших рисовых полей перешли в руки крупных землевладельцев. Из-за недостатка земли развилось отходничество на сезонные работы. У западных тораджей, находившихся на более высокой ступени общественного развития, ускорился процесс перехода к феодализму. Во главе общества стояло правящее сословие (пуанг), превращавшееся в класс феодалов. Считалось, что у пуанг состав крови иной, чем у простых людей. Существовало домашнее рабство.

Основным законом тораджей было обычное право — адат. За его нарушение наказывали штрафом, который оплачивали буйволами и тканями. Украденное вор должен был возместить в двойном размере. Особенно строго карали за кражу риса: за несколько украденных снопов уплачивался штраф от 2 до 5 буйволов в то время как за ранение виновный давал потерпевшему для лечения жертвенную курицу, а за убийство платили,3—4 буйвола. Существовали испытания огнем, землей, водой.

До недавнего времени деревни тораджей придерживались строгой эндогамии. По преданию, жители этих деревень вели происхождение от одного предка. Браки заключали только внутри деревни. Но было также несколько соседних деревень, жители которых имели общее происхождение. Они могли вступать между собой в брак. С неродственными деревнями браки категорически запрещались. Адат строго запрещал и браки между ближайшими родственниками, между братом и сестрой. Кровосмешение наказывалось смертью. Виновных убивали дубинами и так, чтобы их кровь не запятнала землю, которая, согласно поверью, могла стать от этого бесплодной. За уплату штрафа несли ответственность все родственники виновного. В брак могли вступать только совершеннолетние — достигшие половой зрелости и выполнившие обряды, восходящие к обычаю половозрастных инициаций. У девушек подпиливали или выбивали (у западных тораджей) передние зубы. Юношам также подпиливали зубы.

Семья у тораджей моногамная. Обычно о браке договариваются родители жениха и невесты. Свадебные церемонии устраивают после уборки урожая. Они очень просты — молодые едят рис из одной тарелки, иногда в комнате невесты вешают меч жениха и его коробку для бетеля. Ночью устраивают танцы. Родные мужа собирают брачный дар и передают его родственникам жены. Молодожены ничего из него не получают. Муж приносит с собой в дом жены только меч, нож, копье и свою одежду. Первый год новобрачные живут в семье жены и обязаны работать на ее родителей. Это своего рода выкуп за жену. После этого они отделяются и живут самостоятельной семьей. Оформление развода несложно: ломали нож пополам и давали его части разводящимся или резали курицу и каждому из разводящихся давали по лапке; в Томодо резали свинью, правое переднее копыто давали жене, левое — мужу, после чего все присутствующие при разводе съедали мясо.

Новорожденного кладут в подвешенную люльку, а через несколько месяцев в подвешенный саронг. Южные тораджи завернутого в ткани ребенка кладут на циновку. В недавнем прошлом по обычаям западных тораджей, когда ребенку исполнялось 7 дней, устраивали праздник. Отец ребенка должен был заколоть для праздника буйвола, иначе ребенок считался не его, а жены. Имя ребенку давали не сразу, боясь, что он заболеет. Обычно это делали во время прибывания луны, чтобы ребенок быстро рос. Часто давали некрасивое имя, считая, что в таком случае дух болезни отвернется. У южных тораджей в день наречения имени мальчику дарили миниатюрный плуг и ярмо, девочке — модель ткацкого станка. Человека, имеющего детей, называли не по имени, а отцом и матерью такого-то, а когда рождались внуки,— дедом или бабушкой такого-то. В возрасте 6—15 лет мальчикам делали обрезание. Девочкам в возрасте от 4 до 10 лет прокалывали мочки ушей бамбуком, постепенно увеличивая отверстие введением палочек большего диаметра. Мальчики наносили себе ожоги на предплечья, не давая заживать ране. Ожоги превращались в рубцы, считавшиеся свидетельством мужественности их обладателя.

Основная масса тораджей придерживается анимистических верований. С конца XIX в. среди них стало распространяться протестантство. Некоторая часть тораджей в пограничных с бугами районах исповедует ислам. Большинство тораджей верит, что окружающие их горы, камни, реки, озера населены духами. У человека, по их мнению, есть две души: душа жизни (таноана) и душа смерти (ангга). Если таноана временно покидает тело, человек заболевает. После смерти человека таноана возвращается на небо, а ангга — в подземный мир. Тораджи представляют душу в виде змеи, мыши, жабы, Птицы, светлячка, бабочки.

Большое значение имеет культ предков. С ним связаны охота за головами (сейчас она исчезла) и обычай двухкратного захоронения мертвых — тивах. Гробы с умершими стоят на специальном помосте на краю деревни или в лесу до праздника погребения, который проводится раз в год, после уборки урожая. Он происходит поочередно в каждой родственной деревне. Из гробов вынимают останки умерших, очищают кости, завертывают их в ткани в виде кукол, положив на место лица деревянную маску умершего, и складывают в специально построенную хижину. Члены семей умерших собираются у этой хижины, привязывают к спинам куклы из костей, танцуют вокруг хижины и поют. Праздник продолжается 7 дней. На праздник каждая семья забивает столько буйволов, сколько человек в семье умерло. Женщина-жрица шаманит, вызывая души умерших, затем она направляет их в страну предков. После окончания праздника останки складывают в гробы, которые ставят в пещеры в окрестных горах и холмах. Перед пещерой, в которой похоронен знатный человек, ставят искусно вырезанное из дерева изображение умершего. Считается, что после похоронного пира души умерших покидают землю, но их можно вызвать, если выполнить определенные церемонии. Несмотря на попытки как со стороны голландцев, так и со стороны индонезийских властей запретить тивах, обычай этот бытует до сих пор. Западные тораджи хоронят своих покойников в гробу в земле. В настоящее время на некотором расстоянии от деревни создаются кладбища. На могилу кладут циновку для сна, горшок, рис. Но этот обычай исчезает. Некоторые тораджи под влиянием ислама хоронят покойников без гробов.

Тораджи не имеют собственной письменности. Сейчас они пользуются латинским шрифтом. Фольклор их богат и разнообразен. Большое место в нем занимают рассказы о игами, сходные с рассказами яванЦев о канчиле, а также рассказы о людоедах, лесных привидениях, людях, превращенных в животных, об охоте за головами. У тораджей бытуют песни и произведения в стихотворной форме, исполняющиеся в определенных случаях,— во время уборки урожая, переноски риса, ночью перед праздником урожая, во время дежурства около умершего, во время переноски новой лодки к берегу реки, при исполнении танцев и т. д. Многочисленны песни любовного содержания, военные и религиозные, а также колыбельные и детские считал очки.

Самый популярный танец — мораэго. Его исполняют ночью юноши и девушки. По внешнему кругу движутся мужчины, держа левую руку на правом плече соседа. Девушки танцуют по внутреннему кругу, спиной к мужчинам, притопывая правой ногой. Танец сопровождается пением и продолжается до рассвета. Во время уборки урожая исполнять его не разрешалось. Во время погребального праздника для гостей исполняют военные танцы.

Для аккомпанемента танцам и пению чаще всего служат барабаны — круглый, обтянутый кожей с обеих сторон или длинный, узкий, обтянутый кожей только сверху (большой или маленький, который держат в руках). Прежде барабан использовался только во время религиозных церемоний, сейчас им подают сигнал о начале занятий в школе, о начале богослужения в церкви и т. д. Кроме барабана, есть музыкальные инструменты из бамбука и смычковый инструмент из кокосовой скорлупы (гасо-гасо), со струнами и смычком из расщепленного ротана. Во время игры гасо-гасо ставят на пол.

Многие игры тораджей приурочены к земледельческим праздникам. На празднике посадки риса двое юношей прыгают на левой ноге, и каждый старается ударить партнера правой ногой по икре. Во время созревания риса качаются на качелях и поют благодарственные песни силам природы и духам риса, ходят на ходулях, стараясь свалить друг друга, девочки ходят на половинках кокосовых орехов. В период уборки риса вечерами дети и взрослые играют в волчок, однако после захода солнца игру прекращают, чтобы не попасть нечаянно в глаз духу. Запускают воздушного змея. В веревку втирают клейкую жидкость с мелким песком и стараются перерезать веревку змея соперника. Мальчики играют в ловлю буйвола: «охотники», сидя верхом на «прирученных буйволах», накидывают лассо на ногу «дикого буйвола». Девочки «варят» рис (песок) в кокосовой скорлупе. Большой популярностью пользуется также игра, заключающаяся в том, что мужчина с крыши своего дома разбрасывает различные предметы; когда из-за них начинается свалка, он бросает гладко отполированный кокосовый орех. Сумевший захватить орех получает от зачинщика игры приз. В дождливый сезон съезжают со скользкого холма на коре или на стволе банана. В приморских районах устраивают лодочные соревнования. Раньше были широко распространены петушиные бои и бои быков, а также сибамбо — борьба с дубинами и щитам и приводившая нередко к увечьям и ранениям,— пережиток обряда посвящения юношей. Эта борьба была запрещена голландцами в начале XX в. Правительство Индонезии уделяет большое внимание развитию отсталых народов республики, в том числе и тораджей. Строятся дороги, которые свяжут районы, населенные тораджами, с Макасаром и Менадо. Создаются кооперативы. С каждым годом увеличивается число школ в деревнях тораджей, многие тораджи учатся в средних школах и в университетах Макасара и Менадо.

Народы восточного и юго-восточного Сулавеси

На восточном полуострове, главным образом в районе рек Лобу- и Бунта, расселена группа народов, объединяемых общим названием «ло инанги» (65 тыс. человек). Основное их занятие — выращивание сухсщольного риса. Разводят коз, свиней, кур. Лоинангам известна обработка железа. Они живут в домах прямоугольного плана, построенных на сваях. Внутри дом разделен на три части: в передней принимают гостей, во второй части спят члены семьи, в третьей находится очаг.

Рис — основная пища. Кроме того, едят саго, овощи, фрукты, мясо. Мужчины употребляют в пищу мясо собак. Женщины его не едят, так как считается, что от этой пищи у них могут выпасть волосы.

Большая часть лоинангов обращена в христианство, и заключение брака у них чаще происходит по христианскому обряду. Раньше брачный обряд состоял в том, что шаман мазал лоб жениха кровью петуха, а лоб невесты — кровью курицы. Разрешались браки между сыном сестры и дочерью брата. Расторгал брак староста. Для этого он разделял орех арековой пальмы и бетель и клал их в рот супругам. Сохранились обычаи инициации. Мужчины и женщины подпиливают зубы. По этому поводу устраивается праздник с танцами. Во время подпиливания зубов подросток не должен плакать, иначе, по поверью, может умереть один из его родителей. Хоронят в гробу или завернув в циновку. Над могилой строят домик. Для родных устраивают трапезу. На седьмой день после смерти также устраивают угощенье. На четырнадцатый день собираются жители деревни умершего и окрестных деревень для проведения обряда изгнания его души из дома. Имущество умершего разбрасывают. В настоящее время лоинанги осваивают индонезийский язык, особенно молодежь, так как в школах преподают на этом языке.

Тована западу от лоинангов живут тована («лесные люди»).

Среди них встречаются типы с меланезоидными чертами: мужчины с обильной растительностью на лице, часто с курчавыми волосами.

Основное занятие тована — выращивание суходольного риса. Гончарства они не знали. Глиняную посуду выменивали на рис, давая за горшок столько риса, сколько помещается в этот горшок. У тована было 4 рода с выборными старостами. Каждый род строил несколько больших домов. Дома свайные, с верандой. Из веранды вход вел в большую комнату для гостей. За ней с правой и с левой стороны коридора располагались комнаты для отдельных семей., Сзади дома делали пристройку для очага.

Интересен погребальный обряд тована. Умерших хоронили в тот же день. Покойника заворачивали в тапу, в кору и три саронга. Выносили его не по лестнице — дороге живых, а через разобранную стену дома. Траур продолжался 16 дней, после чего устраивали погребальный обед, а ночью исполняли ритуальные танцы. Дом, в котором умер человек, переносили на новое место.

Население архипелага Бангай (80 тыс. человек) занимается рыболовством, выпариванием соли, огородничеством, добычей жемчуга; добывают слюду, служащую для украшения корзинок и коробок. Разводят кокосовую и саговую пальмы. Рис ввозят.

С архипелага вывозят ценные породы дерева. Почти все население островов— мусульмане. Говорят на лоинангских языках. Через главный город архипелага Бангай ведется оживленная торговля с Горонтало и Тернате.

Юго-восточный полуостров по берегам бухты Томори населен мори (20 тыс. человек). Мори разводят суходольный рис, обрабатывают железо, медь, им известно гончарство, они ведут торговлю продуктами лесного собирательства. Южнее их расселены лаки и . .бунгку. Лаки (160 тыс. человек) выращивают рис и кукурузу, разводят буйволов. Значительное место в их хозяйстве играют охота и лесные промыслы (сбор ротана, даммаровой смолы, заготовка ценных пород дерева). В главном городе области лак Кендари работают умелые мастера по филигранному серебру. Бунгку (25 тыс. человек) расселены в 36 кампунгах вдоль восточного побережья Сулавеси. Они славятся изготовлением оружия и сельскохозяйственных орудий.

Бутунгимуна.  Югу от юго-восточного полуострова Сулавеси расположены острова Бутон и Муна. Бутунги, или бутоны (490 тыс. человек), населяющие остров Бутон, близки к народам юго- восточного Сулавеси. Рис разводят, но в малом количестве. Основные занятия — рыболовство, торговля, судоходство, обработка меди, плетение и ткачество. Вывозят трепангов, черепах, кофе, воск, жемчуг, шкуры и рога буйволов, плавники акул, хлопок. Ввозят рис, железные и глиняные изделия, нитки, ткани. Муна (25 тыс. человек), населяющие остров Муна, имеют черты веддоидного антропологического типа и являются потомками древнейшего населения острова. Главное их занятие — рисосеяние. В настоящее время большинство муна — мусульмане.

На юго-восточном полуострове Сулавеси, в долине реки Конава, живет еще одно веддоидное племя — токеа. Оно ассимилируются бугами и другими окружающими народами, но еще сохраняет некоторые самобытные черты, например изготовляют одежду из фуи.