Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Банджары. Малайцы
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Банджары.  Малайцы

Банджары населяют в основном районы нижнего и среднего течения рек Барито и Негара и плоскогорье Мератус на юго-востоке острова, а также живут в прибрежных районах Южного Калимантана. Они активно- расселяются и за пределами Калимантана (банджарские поселения есть, например, на Восточной Суматре). Банджары — народность, сложившаяся на малайской и яванской основе со значительной примесью даякских, бугских и арабских компонентов. По мере удаления от побережья даякский элемент как в физическом облике, так и в культуре проступает более сильно. Банд- жарский язык по грамматике и лексике очень близок к малайскому. Главное отличие .его заключается в большом числе яванских слов и выражений, а также в значительных заимствованиях из бугского, сундского и даякских языков.

Сельское хозяйство и рыболовство, рассчитанные в значительной мере на рынок,— основные занятия банджаров. Главная продовольственная культура — рис, который в низменных районах выращивают на заливных полях.

Многие поля для защиты от наводнений ограждены дамбами, тянущимися иногда на километры. На возвышенных местах занимаются выращиванием суходольного риса, касса- вы и кукурузы. Оригинальны так называемые приливные савахи. Их устраивают близ устьев рек, на землях, заливаемых речной водой во время приливов. Участок затопляемого леса расчищают, затем без предварительной обработки почвы сажают зерна риса в лунки, сделанные сажальной палкой. Вода заливает поле два раза в день, при этом приливные волны оставляют слой ила. Получается как бы естественно орошаемый приливами ладанг. Банджары, как и яванцы, сажают также «плавучий рис», собирая урожай с лодок или плотов.

Широко распространены посадки экспортных культур, в первую очередь каучуконосов. Некоторые деревни целиком перешли на возделывание каучуконосов, оставив рисосеяние. Каучук вывозят в виде листов, приготавливаемых в местных дымокурнях. Изготовление таких листов стало важной отраслью местной промышленности. На побережье и в некоторых внутренних районах разводят кокосовую и аренговую пальмы. Из других экспортных культур распространен перец. Банджары широко практикуют выращивание фруктов на вывоз.

Вдоль побережий и во внутренних водоемах развито рыболовство. В море ловят креветок и крабов. Рыбу в больших количествах сушат. Изготовляют также траси. В некоторых районах благодаря переселенцам-яван- цам довольно высоко развита техника рыбоводства, в том числе и на савахах.

Животноводство у банджаров развито слабо. В небольшом количестве используют буйволов (как тягло). Основной район разведения буйволов и быков — плоскогорье Мератус, откуда их вывозят в Банджармасин и на север.

В болотистых районах Улусунгая (среднее и верхнее течение Негары) находится крупный центр по разведению уток. Утиное мясо и яйца в большом количестве вывозят на Яву. Разводят также кур.

Банджары в прибрежных районах эксплуатируют заросли пальмы нипы, которую частично подсаживают искусственно. Из ее листьев делают атап — легкое покрытие для крыш. Заготавливают мангровый лес (на дрова и для получения дубильного вещества). Среди банджаров есть сборщики лесных продуктов — ротана, смол, лесного каучука.

Высокого развития достигли ремесла. Банджарские ювелиры не уступают ювелирам Джокьякарты и Палембанга, особенно известны традиционные украшения из филиграни. Материалом служат сплавы драгоценных металлов, латунь. Резьбой украшают пороги и притолоки домов побогаче, коньки крыш, носы лодок. Орнамент — растительный и животный, иногда стилизованные изображения букв арабского шрифта. В последние десятилетия местные орнаментальные мотивы все более вытесняются европейскими и китайскими. Из тростника, ротана и бамбука делают прочные циновки и другие плетеные изделия. Банджарское и вообще калимантанское плетение легко отличить по темно-красной расцветке, которая достигается благодаря применению особого красителя, получаемого из ротана («драконова кровь»). Из листьев саговой пальмы или полосок бамбука плетут каджанги — циновки, служащие, как и атап, кровельным материалом. Из железного дерева изготовляют дранку, из бамбука и ротана — разнообразную мебель. Банджары — большие мастера по изготовлению лодок и плотов всевозможных форм и размеров: от маленьких долбленок до жилых лодок с помещением на семью из пяти — восьми человек. Ткачество почти полностью вытеснено в связи с распространением фабричных покупных изделий.

Банджары издавна занимаются старательской добычей золота и алмазов. Район Мартапуры — главный центр Индонезии по добыче и обработке алмазов. Добычу ведут как государственно-частные компании, так и старатели.

Область, населенная банджарами, в последние десятилетия быстро развивается в промышленном отношении: имеются лесопильные предприятия, ведется заготовка ценных пород древесины.

В Банджармасине есть металлообрабатывающие и пищевые предприятия. Среди банджаров много предприимчивых торговцев. В больших поселениях устраиваются регулярные базары. Обычно место для базара выбирают на берегу реки. Торговля идет не только на берегу, но и на воде: десятки и сотни лодок причаливают одна к другой, и владельцы товаров часто закупают необходимое и продают излишнее, не выходя на берег. С Южного Калимантана вывозят нефтепродукты, каучук в листах, лесные смолы, копру, ротан, железное дерево, сушеную рыбу и траси, буйволов. Банджары более зажиточны, чем население многих других районов Индонезии.

Водные артерии заменяют дороги. Кроме рек, путями сообщения служат искусственные каналы и протоки, связывающие реки и их рукава. Лодки и плоты — главное, а часто и единственное средство сообщения. На внутренних водных путях широко применяются управляемые шюты — тамбатаны. Управляют лодками и плотами с помощью одного или нескольких весел, без уключин. Такое весло служит и для гребли (им гребут, как на каноэ), и в качестве руля.

На возвышенных плоскогорьях пользуются большими повозками, запряженными быками. Дорожная сеть слаборазвита. Шоссейные дороги часто проложены вдоль рек, поэтому наводнения иногда надолго прерывают сообщение по дорогам.

Подавляющее большинство банджаров живет в деревнях-кампунгах. Банджарские деревни располагаются по берегам рек на возвышенных участках между заболоченными полосами берега. Есть и свайные деревни, устроенные в мелководной прибрежной части, так как нередко построить такую деревню проще, чем вести непрерывную борьбу с джунглями, отвоевывая кусок болотистого берега. Дома обычно вытянуты вдоль реки, но нередка и кучная застройка. Размер кампунгов различен — от нескольких домов до нескольких сот. В крупных кампунгах обязательно есть мечеть, в небольших—мусульманский молитвенный дом, в нем же располагается мусульманская школа, и он служит местом ночлега прохожих. Все постройки свайные. Материалом в глубинных районах служит дерево, ближе к побережью— бамбук. В плане дома прямоугольные, с двухскатной крышей, имеют пристройку в виде веранды. Крыша — из дранки, в домах победнее — из атапа и плетеных циновок.

Городов немного. Главный город Банджармасин — важный торговый, траспортный и промышленный центр не только Калимантана, но и всей Индонезии, узел транзитной торговли между ее западными и восточными районами. Город расположен при слиянии нескольких крупных рек — Бари- то, Мартапуры и нескольких меньших. Как по общему облику, так и по характеру жизни его обитателей это родной брат Палембанга.

Основная пища банджаров — вареный рис, подаваемый с различными приправами и без них. В пищу употребляют много рыбы — свежей, сушеной, в виде различных соусов. Обычным дополнением к меню служат овощи и фрукты» Едят довольно много птичьего мяса (в основном утиного) и утиных яиц. Яйца считаются наиболее лакомыми, если они неделю или две полежали под уткой.

Обычная мужская одежда — длинные брюки европейского покроя или шорты и распашная рубашка с короткими рукавами, которую носят либо заправленной в брюки (шорты), либо навыпуск. На ногах — сандалии или ботинки. Бархатная черная шапочка дополняет костюм. Многие мужчины надевают традиционный саронг и длинную распашную рубашку без ворота, с длинными рукавами. Женщины как в городе, так и в деревне одеваются одинаково. Яркий каин или саронг, кебая, сленданг, нагрудник — вот обычная женская одежда. Мужчины стригут волосы по-европейски, женщины гладко зачесывают их назад и туго стягивают на затылке в большой узел.

Характерная особенность одежды банджаров, которую заимствовали от hex представители других народностей, населяющих банджарские районы,— широкие (до 1 м в диаметре) куполообразные плетеные шляпы. Такую шляпу торговец использует и как крышку для защиты своих товаров от палящих лучей солнца и от потоков тропического ливня.

Банджары сохранили многие элементы сельской общины — десы. В некоторых районах до сих пор община распоряжается землей, не занятой никем из общинников. Земля, возделанная своим трудом, полученная по наследству, купленная у односельчанина или полученная в дар, является полной собственностью владельца. Почти повсеместно сохранилась общинная взаимопомощь, к ней прибегают при раскорчевке нового участка, при постройке дома, а главное — при уборке урожая. Совместная работа сопровождается общим угощением. Подобная взаимопомощь и само угощение называется у банджаров «бахандеп».

С начала 20-х годов возникло кооперативное движение. Вначале эта были торговые кооперативы, цель которых состояла в вытеснении из торговли китайцев, а также иностранцев. В годы, последовавшие за образованием Республики, один за другим стали возникать сельские производственные кооперативы; некоторые из них сумели обзавестись даже тракторами.

У банджаров сохранились некоторые остатки былых феодальных институтов, в основном в титулатуре и в ряде привилегий, которыми еще и сейчас пользуются бывшие феодалы и члены их семей. В титулах особенно заметно смешение малайских и яванских элементов. Например, в прошлом титул правителя — наместника султана был яванский (пангеран), титул чиновника более низкого ранга — малайский (теманггунг), титул следующего чиновника — сундский (деманг), титул мелкого чиновника местной администрации — яванский (кийяи). Это смешение присутствовало и в именах.

Основная форма семьи — малая; родовые отношения здесь не прослеживаются.

Семья строится на равных правах обеих сторон, а там, где ислам пустил более глубокие корни, утвердилось отцовское право. Обрядовость при заключении брака мусульманская с некоторыми элементами домусуль- манских обычаев.

Банджары исповедуют ислам. Среди них довольно много ортодоксальных мусульман; селения соперничают друг с другом в строительстве многочисленных мечетей и религиозных школ. Банджары оказывают большое влияние на окрестных даяков, способствуя!рапространению сред них мусульманства. В то же время они сохранили многие из доисламских представлений и верований. Среди них особое место занимают жертвоприношения морю, распространенные у рыбаков.

Первые записи банджарского фольклора и литературы были сделаны арабским шрифтом лишь во второй половине XIX в. Большой любовью пользуются рассказы о животных, а также полуисторические-полулегендар- ные повествования в прозе и стихах. Наиболее распространенная форма народной поэзии — шайры (повествования в стихах) и саджаки (буквально — «рифмы», «созвучия»).

Банджары очень любят театр, который пришел к ним с Явы. Особенно популярен теневой театр. Распространен и ваянг оранг — театр актера. Обычно сюжеты берутся из древних яванских эпосов и легенд (напрцмер, о принце Дамарвулане, о герое Абдулмулуке), из вариантов индонезийской Рамаяны и др. Язык пьес —- банджарский с сильной примесью древнеяванских слов. Костюмы отличаются от принятых на Яве простотой. Сохранились древние танцевально-драматические представления тариан топенг — танцы в масках на сюжеты, взятые из театра теней и из театра актера.

Танцы сопровождают каждое важное событие в жизни банджаров. Любимые танцы — с цветком, со слендангом, с луком, со щитом. Танцуют в сопровождении гамелана, а также под музыку ангклунга или генданга и кемпула — небольших барабанов и гонга. Характер музыки напоминает мелодии Явы и Бали.

Малайцы

Малайцы побережий Калимантана часто называют себя по месту своего проживания кутейцами, пасирцами и т. д. Живут малайцы как в прибрежных городах, так и по берегам рек, обычно в их нижнем течении, по Капуасу же их поселения протянулись почти до верхнего течения этой реки. Все малайцы Калимантана в большей или меньшей степени смешаны с бугами, макассарами, яванцами, банджарами, даяками, китайцами. Численность малайцев на Калимантане превышает 700 тыс. человек. Языком их общения служат диалекты малайского (восточносуматранского), при этом диалектальные различия довольно значительны. В речи, особенно вежливой, очень много яванских и банджарских слов и выражений.

В занятиях и образе жизни малайцев Калимантана много общего с родственными им малайскоязычными народами Суматры и с банджарами. Повсеместно развито выращивание риса на заливных полях, а также плавучего риса (на восточном побережье). Но риса недостаточно, и его ввозят.

Большую роль играет культура кокосовой пальмы. Важными экспортными культурами являются белый перец, продукты арековой пальмы, кофе, основной район производства которых — Самбас (на северо-западе острова).

Культивируют и каучуконосы (почти исключительно в крестьянских хозяйствах), но в значительно меньших размерах, чем банджары. Обычной плодовой культурой являются бананы. У малайцев области Пасир (восточное побережье) основной продукт экспорта — ротан. Его здесь выращивают на плантациях и в приусадебных садах, а также собирают в лесах. Важная статья дохода — сбор лесных смол; малайцы, однако, чаще не собирают их, а скупают у даяков.

Рыболовство очень развито. Рыбу ловят не только для собственного потребления, но и на вывоз (в соленом и сушеном виде). Во время сезона лова в море близ берега строят свайные помосты, на которых сушат сети, выгружают улов, отдыхают. Орудия морского лова — сети, неводы, разнообразные заграждения. Во внутреннем рыболовстве большое значение имеют болота и озера: из 10 млн. га озер и болот, используемых в Индонезии для рыболовства, 6 млн. га приходится на Калимантан.

Животноводство играет незначительную роль. На западном побережье для тягла разводят быков, на восточном — буйволов. Повсеместно держат кур.

Из ремесел развиты гончарство, производство кирпича (восточное побережье), кустарной мебели из дерева и ротана, разные виды плетения. Изготовление лодок стало одной из отраслей местной промышленности. Делают не только долбленки (с балансирами и без них), но и парусные суда для дальних морских плаваний. Среди малайцев много торговцев, занятых не только во внутренней торговле, но и вывозом местной продукции в другие районы Индонезии. В одном лице часто объединяются торговец и мореход. Парусные малайские прау с Калимантана совершают рейсы на Яву, Суматру и к другим островам страны.

Среди малайцев Восточного Калимантана — растущего промышленного района — много рабочих. Развитие промышленности здесь связано в первую очередь с нефтяными разработками, начатыми в 1897 г., переработкой нефти и добычей угля. Вместе с малайцами на промышленных предприятиях этого района работают банджары, буги и в меньшей степени даяки.

Основные транспортные артерии — реки. При попутном ветре на небольших лодках ставят вертикально несколько пальмовых ветвей, заменяющих парус.

Современных моторных средств сообщения мало. Шоссейных дорог совершенно недостаточно (например, на восточном побережье всего 220 км). Из средств местного транспорта обычна одноосная крытая повозка, аналогичная банджарской. Популярен велосипед, бечак (в городах).

Малайское поселение называется «кампунг». Расположение линейное вдоль реки или дороги. Большие кампунги имеют центральную площадь, близ которой находится варунг — чайная. Дома малайцев стоят, как правило, у воды. Это обычные постройки малайского типа, рассчитанные на одну семью.

Стены плетеные, без окон, сбоку имеется маленькая пристройка, также с плетеными глухими стенами. Вход в дом — чаще всего через дверь в центре постройки. На реке перед каждым домом на маленьком плотике сооружена небольшая кабинка — уборная. Как и у восточносуматранцев, у малайцев Калимантана распространены дома на плотах; на расположенном рядом плоту меньшего размера находятся подсобные постройки. Своеобразным жилищем являются крытые лодки. Дома богатых торговцев — деревянные, нередко двухэтажные, под крышей из дранки железного дерева. Убранство малайского дома простое: обычно это разнообразные циновки; входят в обиход простые деревянные столы, стулья.

Города малайцев выросли в основном на протяжении нашего века в связи с ростом торговли плантационными культурами и развитием горной промышленности. Основные из них — Понтианак на западе, Баликпапан и Самаринда на востоке. В Понтианаке улицами служат каналы с горбатыми мостиками, под которыми свободно проходят многочисленные лодки. Население в городах смешанное: кроме малайцев, очень много китайцев, арабов, бугов и других, а в Баликпапане—европейцев, служащих нефтяных компаний.

Основная пища малайцев — вареный рис и рыба, приготов лень ые различными способами и употребляемые со специями. Дополнением к рисовому столу служат бананы, разнообразные овощи и фрукты, блюда из тапиоки. Птица и яйца являются деликатесом; мясо почти не едят. Из напитков распространены чай, в меньшей мере кофе. Приготовляют вино из сока кокосовой и саговой пальм. Бетель жуют в основном пожилые женщины.

По одежде малаец Калимантана ничем не отличается от восточносумат- ранца или банджара. В женской одежде есть незначительные различия: каин или саронг собирается спереди в складки; кофта распашная, с длинными рукавами, без ворота, с полукруглым или треугольным вырезом на груди. На юго-западе носят белые кофты, а каины — полосатые. Их подбирают на боку.

Малайские кампунги представляют собой соседскую общину. Во главе стоит староста (лурах) и совет представителей деревни. На Западном Калимантане старосту, по традиции, иногда называют «оранг-кайя» («богатый человек») или яванским титулом «кийяи». Община в основном является административной единицей, сохраняя известную роль лишь в организации взаимопомощи. Земля находится в собственности отдельных лиц. В социальной организации малайцев до революции существовало отчетливое классовое и сословное деление. В настоящее время власть султанов ликвидирована. Однако феодальные пережитки еще сильны, султаны сохранили титулы, дворцы, личное имущество, слуг и даже охрану. В ряде случаев на территории бывших султанатов созданы «особые округа», где охраняется старый административный аппарат. Засилье феодалов и помещиков здесь особенно ощутимо. Население требует ликвидации «особых округов», но осуществление этого требования, поддержанного в 1959 г. парламентом, пока откладывается.

Семья — малая. Бракосочетание совершается по мусульманскому образцу. Часты браки малайцев с даякскими женщинами. Дети от подобных браков считаются малайцами, и, соответственно, мусульманами. Традиционные костюмы жениха и невесты отражают смешение разных влияний: у него чалма, белые брюки, поверх которых надет каин, рубашка с галстуком и жилет, длинное, до полу, верхнее одеяние; у нее — длинная шелковая свободно сидящая одежда, наплечный платок, из украшений — ожерелья, браслеты, диадема.

Мусульмане по религии, малайцы очень активно содействуют распространению ислама среди даяков. В прошлом ислам был гораздо более серьезным разделяющим фактором между малайцами и банджарами, с одной стороны, и даяками — с другой, чем различие в языке, культуре, занятиях, образе жизни. Нередко в глубинном районе две соседние деревни назывались одна «кампонг малайю», другая — «кампонг даяк», хотя в обеих жили даяки, но в одной исламизированные, а в другой — анимисты.

Фольклор малайцев Калимантана включает те же сюжеты, что и у других малайскоязычных народов Индонезии. Любимым жанром являются пантупы, малайцы любят читать нараспев шайры и касиды (касыды). Самое распространенное народное развлечение — танцы, в которых отражается влияние Суматры, Малакки и Явы. Молодежные джогет и майюнг, женский танец ронггенг, общие танцы берджепин и бередад — вот наиболее популярные из них. Иногда танцы сопровождает мелодичное и страстное пение под музыку струнных инструментов. Исполнение некоторых танцев — своеобразное соревнование. В нем участвуют все зрители. Мужчина, желающий выйти в круг во время танца женщины со слендангом, бросает к ее ногам свой платок и в случае ее согласия платит выкупную сумму. На женском празднике беркилах («лукавый») могут присутствовать только женщины. К нему готовятся тайно, присутствие мужчин категорически воспрещено.

Из музыкальных инструментов наибольшей популярностью пользуются гамбус — разновидность шестиструнной лютни, биола — разновидность скрипки, небольшой барабан кетипунг. Очень популярна национальная борьба пенчак, фехтование на кинжалах со щитами, индивидуальная демонстрация мастерства владения кинжалом или тесаком. В последние годы широко распространились настольный теннис и бадмингтон.

Среди банджаров и малайцев проводится большая работа по распространению образования. Почти в каждом большом селении есть теперь начальная школа, в которой девочки составляют не менее трети учеников. Повсеместно организованы курсы по ликвидации неграмотности. Обучение ведется на индонезийском языке, близость которого к банджарским и малайским диалектам Калимантана облегчает преподавание. Почти в каждом селении есть местные религиозные школы. Как и повсюду в стране, ощущается острая нехватка преподавательских кадров, помещений, оборудования. В Банджармасине открыт университет, носящий имя героя национально- освободительной борьбы индонезийского народа Ламбунга Мангкурата. Это первое высшее учебное заведение на Калимантане.

Большую роль в развитии экономики Калимантана сыграет шоссе от Банджармасина до Баликпапана длиной в 662 км, которое откроет доступ во внутренние районы страны.