Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Аче. Гайо и Аласы
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Аче Гайо и Аласы

Аче, насчитывающие 1 млн. 650 тыс. человек, населяют северную оконечность Суматры. На западном побережье их поселения встречаются .до Меулабоха, на северном и северо-восточном — до Лангсы. Кроме того, аче живут на островах Симёлуэ (Сималур) и Баньяк, в ряде пунктов на побережье Малаккского пролива и в Таиланде, куда многие из них эмигрировали во вррмя аческой войны 1873—1903 гг. Язык аче принадлежит к суматран- ской группе, но имеет значительные отличия от других языков, входящих в нее. В нем есть мон-кхмерские элементы, что указывает на исторические, а возможно и на древние этногенетические связи с мон-кхмерами.

Область Аче — этот «порог Индонезии»— издавна была местом, где скрещивались торговые пути между Востоком и Западом. "Раннее вовлечение аче в интенсивную торговлю с индийскими, арабскими, китайскими, а затем и европейскими купцами способствовало развитию здесь феодализма. В XIII в.

аче приняли ислам. В период расцвета (XVI — первая половина XVII в.) аческий султанат распространял свое влияние до Бенкулена (Банкахулу) на западном побережье и до Палембанга на восточном. Аче более 30 лет вели упорную непрерывную войну против голландцев, вторгшихся в их страну.

До революции, даже в период существования единого султаната, область Аче состояла из многих (более 100) улеебалангов — маленьких полунезависимых княжеств, включавших несколько соседских общин — гампонгов. Раджой становился обычно один из старейшин общин. Между улеебалангами существовала непрерывная вражда; периодически они образовывали союзы, направленные друг против друга; некоторые из них были довольно устойчивы. В период упадка султаната улеебаланги сделались почти автономными.

Земледелие — основа хозяйства аче. Главная культура — рис, который сажают на орошаемых полях в прибрежных районах и на суходольных — во внутренних. Орошение чаще всего естественное; кое-где имеются бамбуковые водопроводы. Орошаемые поля вспахивают плугом, запряженным буйволом; суходольные обрабатывают мотыгой. Практикуется подсечно-огневое земледелие. Важную роль играют посадки сахарного тростника, кокосовой пальмы, перца, табака, а также бананов и других фруктов. Растет роль насаждений каучуконосов и хлопкового дерева.

На побережье много рыбацких деревень. Рыбу в море ловят обычно разнообразными сетями — ставными и тягловыми неводами (некоторые из них достигают до 800 м длины), а также с помощью заград, верш, удочек и т. п. Животноводство менее развито. Разводят буйволов, коз, в небольшом количестве лошадей. Аче занимаются лесными промыслами, а также охотой, в том числе на тигров, слонов, носорогов.

Аче занимаются обработкой металлов (особенной известностью пользуются аческие оружейники и ювелиры), ткачеством, художественной резьбой по камню, дереву и рогу, плетением, гончарством. Они — известные мастера по строительству лодок. В прошлом они делали большие парусные суда, способные совершать длительные плавания по морю. В период голландского господства это умение было утрачено. Растущая промышленность связана прежде всего с добычей и переработкой нефти. Среди аче очень сильна прослойка торговой буржуазии, а также зажиточного крестьянства, связанного с рынком. Предметами торговли служат продукты земледелия и ремесла, значительная часть которых специально предназначена для продажи.

Аческая деревня (гампонг) состоит из нескольких десятков жилых домов, разбросанных без определенного порядка. Каждая деревня имеет общинный дом. Дома утопают в густой зелени и стоят на довольно значительном расстоянии друг от друга. Традиционный аческий дом предназначен для большой семьи. Это длинная свайная постройка, до 1,5—2 м приподнятая над землей, под двухскатной крышей. Направление постройки — с запада на восток. В центре дома проходит коридор, по сторонам которого находятся отдельные комнаты для малых семей. В конце коридора — общая комната. Вдоль всего здания проходит открытая галерея. Сооружают такой дом без единого гвоздя. Многие детали постройки украшены резьбой. Полы в доме покрыты циновками, подушками и даже коврами. Стены украшены цветными платками. Прежде чем войти в дом, надо омыть ноги в специальном сосуде, стоящем у входа. Рядом с домом находится стойло и амбар. Вся усадьба обнесена оградой. Дома подобного типа уже почти не строят, переходя к индивидуальным жилищам.

Основу питания составляет рис с различными приправами. Очень любят сахарный тростник: его сосут в сыром виде и пьют выжатый из него сок. Жуют бетель; у молодежи этот обычай вытесняется курением сигарет. Среди бывшей знати распространено употребление алкоголя.

Аческие женщины носят длинные штаны из черной материи, широкие в талии и бедрах и постепенно суживающиеся у лодыжек, черную же кофточку с короткими рукавами, поверх которой обвязывают грудь темно-пурпурным платком. Традиционная одежда мужчин состоит из длинных (до земли) штанов с расклешенными внизу штанинами, глухой рубахи и куртки с длинными рукавами. Вокруг бедер небрежно повязывают клетчатый платок и пояс, за которым на животе носяг один-два, а нередко и три криса. На голове — плетеная феска. Сейчас среди мужчин все более распространяется одежда европейского типа.

Гампонг у аче совпадает с соседской общиной. Во главе ее стоит наследственный старейшина кеучик. Община выдает разрешение на разработку целинной земли и на расчистку леса. Большие семьи, из которых прежде состояла община-гампонг, в настоящее время сохранились в очень немногих местах, распавшись на малые семьи, владеющие землями и другим имуществом на правах частной собственности. Повсеместным правилом стали заклады, аренда земли и скота, а также продажа земли. Однако преимущественное право покупки' принадлежит односельчанам.

У аче отчетливо заметны следы прежних родовых связей. В некоторых районах население делится на каомы — большие группы кровных родственников, ведущих происхождение от одного предка по мужской линии и иногда имеющих своего главу. Солидарность членов каома выражается в сохранении некоторых элементов взаимопомощи и кровной мести. В глубинцых районах население делится на четыре суке, не только кровнородственные, но и сословные: члены трех из них в прошлом не имели права вступать в брак с членами четвертого, наиболее многочисленного, в котором не было ни одного раджи или иного крупного сановника. Черты родовой солидарности ярко проявились во время длительной антиголландской борьбы, когда члены многих каомов как один принимали участие в боях с голландцами.

В семейно-брачной жизни сочетаются черты материнско- и отцовскоро- дового права. Предложение о браке делают родители жениха. Затем следует обручение, обмен подарками, традиционное заключение брака в присутствии мусульманского священника и свадебное торжество. Первое время после брака женщина живет в доме своего отца, а муж либо живет с ней, либо навещает ее. Лишь после определенного срока муж уводит жену прежде в дом своего отца, теперь в свой дом. Брак может быть полностью матрилокальним, если мужчина из дальней деревни. Существовали сорорат и левират. Обычаи при родах напоминают принятые у батаков (см. стр. 520). При разводе дети остаются чаще всего с матерью. При наследовании имущества сыновья обычно получают рисовое поле, дочери — дом и участок. Женщины занимают почетное положение. В прошлом женщина часто наследовала родовые титулы и должности: на султанский престол неоднократно восходили женщины.

Аче — наиболее ревностные последователи ислама в Индонезии. Область Аче называют индонезийским преддверием Мекки. Приверженность к исламу укрепилась в период аческой войны, которая шла под лозунгом священной войны против «неверных». Среди аче очень много хаджи. Наследие аческих мусульманских богословов и сегодня используют в мусульманской пропаганде в Индонезии (например труды Хамзаха Пансури, первая половина XVII в.). В то же время с исламом уживаются многочисленные пере-' житки анимизма.

У аче богатая литература — как устная народная с характерными индонезийскими сюжетами, так и письменная, в первую очередь различные хикайяты — исторические (известный «Хикайят Аче»), художественные, религиозные. Их декламируют нараспев. Популярна мусульманская литература, в том числе и древняя (особенно «Цветник султанов», поэт аль- Рамири, XVII в.). Широко распространены соревнования в загадках, в сочинении пантунов, в вопросах и ответах. Аче очень любят азартные игры — бои животных, игру в кости и др.

В наши дни аче постепенно утрачивают обособленность и приобщаются к общеиндонезийской культуре.

Гайо и Аласы

Два небольших родственных народа — гайо (100 тыс. человек) и аласы (30 тыс. человек) — населяют изолированные горные районы Северной Суматры между областью расселения аче и каро-батаков. По коренным особенностям физического облика, языка и культуры гайо и особенно аласы родственны батакам;вто же время в их языке и культуре очень явственны аческие влияния. Это прежде всего относится к гайо, живущим севернее аче; в последнее время усилилось влияние восточносуматранцев. В течение ряда столетий эта область считалась владением аческих султанов, которые назначали сюда своих чиновников. До 1900 г. страна гайо и аласов была белым пятном на карте, европейцы ничего не знали ни о ней, ни о ее народах. После нескольких кровавых экспедиций голландцы к 1914 г. покорили гайо и аласов.

Гайо и аласы занимаются рисосеянием, широко практикуя ладанго- вую систему, а в долинах рек и на побережьях озер устраивая савахи. Они выращивают также некоторые клубнеплоды, табак, гамбир; разводят буйволов, в небольшом количестве лошадей. Буйволов используют на обработке савахов (обычно прогоняя их по полю, редко — как тягло) и для транспорта. Широко занимаются рыболовством во внутренних водоемах, лесными промыслами. Ремесла — обработка металлов, включая и драгоценные, плетение, гончарство — достигли высокого уровня. Аласские гончарные изделия считаются лучшими на всей Северной Суматре. Ткачество и прядение почти полностью исчезли. Гайо и аласы продают излишки продуктов земледелия, скотоводства, лесных промыслов, но не сами, а через посредников — малайских и китайских торговцев с Восточной Суматры. Несколько узких горных дорог, пешеходные тропы и реки — вот основной вид сообщения в их области. Единственное шоссе было построено голландцами с военными целями.

В деревнях дома стоят близко друг к другу. Застройка кучевая; лишь в некоторых гайоских деревнях принята застройка в два порядка. Дом напоминает аческий. Это длинная большесемейная постройка на сваях, по сторонам которой идут открытые галереи («мужская» и «женская»), а в центре находятся комнатки для семейных пар. В каждой комнатке есть очаг. Вход в дом обычно с его торцовой стороны, где находится общая кухня.

Мужская одежда похожа на аческую, женская — своеобразна: это короткая кофта до пояса, без рукавов, из черной или клетчатой ткани, с нашивками из красной материи; каин, расходящийся у левой ноги, или простой кусок белой ткани; поясной платок. До недавнего времени практиковалось подпиливание зубов.

В пище основу составляет рис; мясо едят редко. Бетель жуют почти все.

У гайо и аласов сильны родовые пережитки. Деревню населяют члены экзогамных отцовских родов — блах (гайо) и мерго (аласы), которые имеют своих старейшин — роджо (гайо) и пенгулу (аласы). Любопытно, что многие роды у аласов считают себя родственными с определенными родами у гайо и у каро-батаков. Голландцы ввели систему территориального управления, в значительной мере нарушив родовые связи и ускорив сложение соседской общины у гайо и аласов. В настоящее время пастбища, леса, целина принадлежат общине, а обрабатываемые земли—отдельным большим семьям, т. е. домовым общинам.

Семейное право — отцовское. Предложение о браке делает семья жениха после тщательного предварительного обсуждения с членами своего рода, живущими в данной деревне, и с согласия юноши и девушки. После сложной свадебной церемонии, включающей мусульманские и анимистические элементы (с обязательным «рисовым обрядом» и взаимным угощением бетелем), молодая жена переходит в дом мужа. Браки заключаются сравнительно поздно — в среднем в 18 лет; брачный союз прочен, обычно на всю жизнь. Добрачной половой свободой молодежь не пользуется.

После родов женщина, как у батаков и аче, в течение недели лежит у огня, воздерживаясь от питья. После смерти мужа вдову может взять его брат; если он не сделает этого, она может вернуться домой, но дети остаются в большой семье мужа. Женщины исключены из наследования. Но положение женщины отнюдь не приниженное: при встрече ей уступают дорогу, мужчина обязан при этом слезть с коня и т. п.

По религии гайо и аласы — мусульмане (влияние аче), но анимизм с его многочисленными обрядами и запретами пронизывает всю их жизнь.

После образования Республики гайо и аласы получили возможность широкого общения с другими народами Индонезии. Стиранию их обособленности способствует и переселение на их земли батаков и аче (например в долину реки Ал ас).