Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Минангкабау
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Минангкабау

Основной район расселения минангкабау — Падангское нагорье и примыкающие к нему районы Западной и Центральной Суматры. Минангкабау расселились также в других районах Индонезии. Кроме того, потомки переселенцев минангкабау составляют основное население княжества Негрисебилан в Малайской Федерации. Численность минангкабау на Суматре к 1965 г. превышала 2 млн. человек. За пределами Западной Суматры расселено более 500 тыс. минангкабау. Большинство населения (более 80%) живет в деревнях. Крупнейшие города — Паданг, Букиттинги, Савахлунто. Язык минангкабау близок к малайскому и является его предшественником. Минангкабау с конца XIX в. пользуются лаіинским шрифтом, до этого у них был распространен арабский шрифт. Его и сейчас изучают в мусульманских школах вместе с арабским языком; пособия для таких школ издают, используя арабскую письменность.

Нагорье изрезано глубокими живописными долинами. До постройки современных дорог область была крайне труднодоступна и оставалась изолированной в течение долгих столетий. Большая часть территории покрыта тропическими джунглями. На Падангском же нагорье почти все земли, пригодные для земледелия, возделаны. Благоприятные почвенно-климатические условия способствуют выращиванию здесь культур, характерных для умеренного и тропического климата.

Происхождение названия «минангкабау» местная легенда объясняет следующим образом. Когда в конце XIII в. в стране появились яванские войска из Сингосари, старейшины предложили решить борьбу единоборством буйволов. Яванцы выставили могучего взрослого буйвола кар- бау, а минангкабау — небольшого теленка, которого долго не кормили. К его рожкам привязали длинные острые ножи. Увидев буйвола, теленок бросился искать у него вымя и пропорол буйволу живот. Отсюда и название «минанг карбау» — «победить буйвола», постепенно превратившееся в минангкабау. По-видимому, минангкабау уже во второй половине I тыс. н. э. вели оживленную торговлю с индийскими и арабскими купцами (минангкабау продавали им золото и перец), а также были вовлечены в торговые и политические отношения с княжеством Малайю и империей Сривиджайя. К XIII в. относятся первые упоминания о княжестве Минангкабау, которое окрепло и достигло расцвета в конце XIV—XV в. В основном в этот период произошло переселение значительного числа минангкабау на Малаккский полуостров. С середины XVII в. к минангкабау стал проникать ислам и началась борьба между исламом и адатом — местным материнско- родовым обычным правом, не прекращающаяся вплоть до сегодняшнего дня. В 1600 г. на Западной Суматре появились голландцы, которые постепенно установили контроль над областью. Проникновение иностранного капитала, начавшееся в конце XIX в., способствовало развитию плантаций и ускорило разложение традиционных социальных институтов.

Занятия

Минангкабау — народ древней земледельческой культуры, основанной на рисосеянии. Долины в области их расселения покрыты прямоугольниками савахов, которые в некоторых местах поднимаются террасами по склонам гор. Выше по склонам располагаются ладанги. Там, где орошение поля самотеком при помощи канав и каналов затруднено, применяют водяные колеса. Процесс выращивания — обычный для индонезийцев. Через две недели после посева рассады на специально подготовленном участке поля основное поле вспахивают плугом, в который впрягают буйволов или быков, боронуют, а затем заливают водой. Для обработки почвы часто используют стадо буйволов или быков. Их перегоняют по полю с места на место, заставляя перемешивать почву копытами. Плуг состоит из задней стойки верхняя часть ее служит рукояткой), полоза, сошника, лемеха и оглобель. Все части плуга раньше делали из твердых пород дерева; сейчас сошник, лемех и некоторые мелкие детали изготовляют из железа. Перед высадкой рассады рисовое поле выравнивают доской с укрепленной перпендикулярно в центре ее рукояткой. При пересадке рассады на поле первый ряд, который служит образцом, делает мужчина, руководящий работами. В центре поля оставляют небольшую площадку для жертвоприношений «матери риса». Их совершает старейшая женщина.

Пропалывают посевы женщины. Для охраны посевов на поле сооружают небольшой помост, от него во все стороны тянутся веревки с нанизанными на них яркими тряпками и половинками скорлупы кокосового ореха. При приближении птиц мальчик, сидящий на помосте, дергает за веревки, отпугивая птиц шумом. Для уборки урожая объединяется группа родственников. Хозяева убранных полей устраивают праздники для всех, кто принимает участие в уборке. Благодаря тому, что рисоводческий цикл на разных участках начинается в разное время, работы на поле идут поочередно. Урожай убирают с помощью индонезийского жатвенного ножа. Рисовая солома остается на поле и затем ее запахивают в качестве удобрения под будущий посев. В отличие от других индонезийцев минангкабау тут же на поле обмолачивают большую часть урожая риса.

На ладангах сажают суходольный рис, просо, сахарный тростник, бобовые, кукурузу, табак, а также некоторые огородные культуры: корнеплоды, в первую очередь батат, капусту, лук, помидоры, огурцы, тыкву, баклажаны, земляной орех. Ладанг устраивают подсечно-огневым способом, обрабатывают при помощи железной мотыги и лопаты. Участок обычно используют два-тригода, после чего из-за истощения почвы его оставляют на семь-десять лет.

Широко распространено разведение плодов. Повсюду виднеются банановые, кокосовые и манговые рощи, сады кофейных, перечных и коричных деревьев, посадки бетелевой пальмы, чая, гамбира. Резко возросли площади, занятые под экспортными культурами — кофе, табаком, гвоздикой. Крестьяне стали выращивать новые для них культуры, в первую очередь каучуконосы и масличную пальму. В некоторых районах экспортные культуры вытеснили рис.

Основные домашние животные — быки и буйволы, в меньшей мере лошади, а из мелкого скота — козы. Доят только буйволиц, дающих молоко большой жирности. Лошади в сельском хозяйстве совершенно не применяются, они используются только для перевозок. Во многих домах держат собак. Повсеместно разводят кур, гусей, уток.

На побережье занимаются морским рыболовством. Во внутренних районах рыбу ловят в реках, ручьях, озерах, искусственно разводят в прудах и на залитых водой рисовых полях. Кроме рыбы, ловят крабов, креветок и других ракообразных, некоторые виды моллюсков. Орудиями рыболовства служат разнообразные сети, верши, удочки, иногда делают заколы и пр. В прошлом применяли перегораживание рек, одурманивание рыбы растительным ядом. Теперь такие способы лова запрещены.

Охота в жизни минангкабау играет незначительную роль. Лишь на севере и юго-востоке области, в районе девственных джунглей, она является для некоторых семей важным подспорьем. Но и здесь ее быстро вытесняет земледелие. На диких свиней, совершающих набеги на поля, охотятся с собаками. Охотятся также на оленей, тигров. Устраивая облавную охоту, применяют бамбуковые загоны, различные ловушки, ловчие ямы и пр. Повсеместно широко распространен сбор меда диких пчел и даммаровой смолы.

У минангкабау высоко развиты ремесла. Прекрасные образцы работы минангкабауских мастеров известны далеко за пределами области. Прядением и ткачеством, в том числе выделкой золотой и серебряной парчи, занимаются женщины. В усовершенствованных моделях ткацкого станка разделение нити основы производится при помощи двух ножных педалей. Ввоз с конца XIX в. бугских и яванских тканей и проникновение дешевых импортных тканей нанесли тяжелый удар местному ткачеству. Широко распростра- н енное прежде окрашивание пряжи и готовых тканей способом икатирования и пеланги пришло в упадок. Одежду в настоящее время в городах и крупных селениях покупают, в большинстве же деревень она местного производства. Женщины по-прежнему повсеместно плетут кружева и вышивают золотой нитью.

Давние традиции имеет деревянное строительство — сооружение домов, мостов, лодок. Минангкабау славятся резьбой по дереву. Лишь у них и у тораджей с острова Сулавеси можно встретить дома, стены которых сплошь покрыты резьбой — от крыши до земли. Резные мотивы чрезвычайно причудливы и повторяют пышные сложные линии тропической растительности, геометрический орнамент встречается редко. Издавна существует резьба по слоновой кости, буйволовому рогу.

Работа по металлу — кузнечество, литье, чеканка и особенно ювелирное дело — также традиционные ремесла минангкабау. Особое место занимает выделка холодного оружия. В прошлом минангкабау сами изготовляли огнестрельное оружие (фитильные ружья) и порох. Повсеместно распространено плетение, которым занимаются все, в том числе и дети. Очень красивы циновки с красно-белым и черно-белым рисунками. Почти в каждом селении женщины сами делают глиняную посуду. Форму сосудам придают на неподвижном гончарном круге или простой доске. Вследствие слабого обжига сосуды непрочны. Развиты такие мужские ремесла, как выделка кож, витье веревок. Минангкабау добывают золото старательским способом. Приготовление пальмового масла, обработка табака, варка тростникового и пальмового сахара, изготовление пальмового вина, обжиг извести — занятия обоих полов. В области издавна сложилась специализация отдельных районов по видам ремесла.

Промышленность западного побережья Суматры связана с обработкой рудного и сельскохозяйственного сырья, с производством строительных материалов (есть большой цементный завод) и с обслуживанием этих предприятий (разного рода ремонтно-механические мастерские). С 1886 г. в районе Савахлунто началась добыча угля, и этот район стал, основной угольной базой Индонезии. Здесь сложился свой рабочий класс, хотя подавляющее большинство рабочих еще не порвало связей с деревней.

Торговля всегда играла большую роль в хозяйственной жизни минангкабау. Между общинами происходит постоянный торговый обмен; каждая из них имеет один или два строго установленных базарных дня. Кроме жителей окрестных селений, торговлей занимаются и торговцы-посредники, которыми здесь являются сами минангкабау, а не китайцы, как это было до недавнего времени в большинстве районов Индонезии. Быстро растет роль крупного торгового капитала, особенно в связи с широким производством экспортных культур.

Поселения и жилище

Обычное название деревни — «кото», но употребляется и малайское название «кампунг». Существуют временные поселения (тарата) для работающих на дальних полях. Обычная деревня состоит из нескольких населенных сородичами кварталов по два-три большесемейных дома с подсобными постройками в каждом. Кварталы, расположенные поблизости друг от друга, разбросаны применительно к ландшафту и разделены рисовыми поля ми, ручьями, лощинами. Между домами посажены фруктовые деревья. Вся деревня окружена рвом или низким земляным валом с каменной насыпью или живой изгородью. Разрастаясь, кото выходит за свои первоначальные границы, обозначенные рвом или валом, и получает название «нагари» (так же называется соседская община у минангкабау). В минангкабауской нагари имеется ряд общественных зданий, которые группируются возле базарной площади. К ним относятся: дом балай, где заседают старейшины и ночуют неженатые мужчины, мечеть, мусульманская религиозная школа (суpay), государственная школа и помещение для*государственных кредитных учреждений, появившихся в последнее время. Кроме того, в деревне всегда есть лавочка, а в больших деревнях и нечто вроде постоялого двора.

Всем минангкабауским постройкам присущи особые черты, которые создают неповторимый стиль. Дом минангкабау называется румах адат («адатный дом») или румах гаданг («большой дом»). Он каркасный, прямоугольный в плане, на сваях до 2 м высоты. Двухскатная седлообразная крыша заканчивается коньками в виде шпиля или имитацией рогов буйвола. Эти украшения минангкабау связывают с упоминавшейся уже легендой о победе минангкабауского теленка над яванским буйволом. Крышу крыли иджу- ком — волокном пальмы анау или листьями других пальм. С увеличением числа жителей дома к нему с боков пристраивают новые помещения, крыши которых, выходящие из-под коньков основного здания, также украшают рогами буйвола. Пол и стены делают из досок. Многие дома покрыты очень богатой резьбой, иногда целиком. Дома богатых семей, кроме того, ярко окрашены в красный, белый и черный цвета, нередко с позолотой, и инкрустированы кусочками зеркал. Потолок устраивают лишь над очагом и спальными комнатами. Окна закрывают деревянными съемными щитами или ставнями. Дверь находится в центре фасада; иногда дом имеет крытое крыльцо. В передней комнате жители дома едят, беседуют, справляют праздники, устраивают семейные советы. Здесь же у входа расположен очаг, на котором готовят по торжественным случаям; обычно же готовят на очагах, находящихся в комнатах, отведенных для супружеских пар. Направо находится помещение, где живут старые мужчины семьи, налево — помещение для старых женщин и для девушек. Задняя часть дома разделена на комнатки (билиэ), в каждой из них живет женщина со своими малолетними детьми и мужем. Число билиэ может доходить до двадцати.

В настоящее время этот тип дома уходит в прошлое. Новые дома строят для малой семьи. По конструкции они напоминают обычные малайские каркасные постройки. Амбары для риса строят также на сваях. У них двухскатная крыша, украшенная, как и дом, рогами буйвола. Рис хранят в мешках. Для защиты от воров внутри развешаны амулеты. Балай и сурау по форме напоминают стадатный дом без пристроек, но они меньше его и не имеют стен. Мечеть легко узнать по многоярусной четырехскатной крыше, крытой иджуком.

Основной «мебелью» в доме являются циновки и низкие столики, за которыми едят. Обычная утварь — разнообразные глиняные горшки, стоящие на плетеных подставках, плетеные корзины, сосуды из кокосовых орехов, металлическая посуда, лампы из латуни. В домах можно увидеть ткацкий станок местного, а кое-где и фабричного изготовления. Около стен стоят сундуки, где хранят одежду, парадные украшения, наборы инструментов. Имеются швейные машины, появляется европейская мебель.

Минангкабауские города невелики, самый большой из них — Паданг. Планировка его правильная, по сторонам улиц стоят ряды белых домиков, построенных из легкого камня, или деревянных, как правило одноэтажных, иногда двухэтажных; многоэтажные дома встречаются редко.

Пища

Основной пищей минангкабау является рис, а также рыба, мясо, фрук ты. Завтрак состоит из вареного риса, фруктов и напитка кавах, приготовляемого из кофейных зерен или из слегка поджаренных и размельченных листьев и веточек кофейного дерева. Во время обеда, кроме риса с приправами, подают иногда рыбные и мясные блюда, которые у минангкабау распространены более, чем у остальных народов Индонезии. Кислое молоко буйволиц, сдобренное солью с луком, служит приправой к рису. Готовят блюда из кукурузы, тапиоки, овощей и съедобных листьев дикорастущих растений, приправленных специями. Из рисовой муки пекут лепешки, пирожки и пр. Употребляют в пищу также кузнечиков, летучих муравьев, различных моллюсков. Праздничное лакомство — жареная курица, утка, голубь, яйца кур и уток. Как мужчины, так и женщины жуют бетель. Курят только мужчины. Алкогольные напитки известны, но пьют их мало: это раги (вид рисовой водки) и туа — перебродивший сок пальмы анау..

Женщины сначала подают мужчинам, а потом едят сами. Пищу обычно раскладывают на пальмовых листьях.

Одежда

Мужчины обычно носят штаны до колен, либо такой же длины саронг. Иногда вокруг бедер поверх штанов обертывают кусок ткани. В повседневную одежду входят также куртка, платок, свободно переброшенный через правое плечо, головной убор дета — кусок узорчатой ткани, иногда батика, которую крахмалят и укладывают так, что образуется нечто вроде шапочки. Традиционная парадная одежда мужчин включает рубашку с высоким воротом, штаны до щиколоток и куртку; кроме того, одевают затканные золотом платки, особые головные уборы, по форме напоминающие усеченный конус, пояса с громадными пряжками. Обувь носят преимущественно чиновники и интеллигенция, так же как и традиционную мусульманскую бархатную шапочку. Резко выделяются по костюму хаджи: поверх длинной нижней одежды белого цвета они надевают белое же верхнее одеяние с глухим воротом и длинными рукавами, носят тюрбан. Волосы мужчины коротко стригут.

В комплект женской одежды входят: каин или саронг, длинная (ниже колен) кофта баджу с динными же суживающимися рукавами и круглым воротом и наплечный платок саланданг. Головным убором служит часто платок, укладываемый так, что по форме он образует подобие крыши минанг кабауского дома. Женщины чаще всего укладывают волосы в узел на затылке и нередко украшают их цветами. Из украшений носят браслеты, кольца, разного вида серьги, ожерелья и металлические пластинки, свисающие из- под головного убора на щеку. На одежде минангкабау очень заметно европейское влияние. Непременной частью туалета и одновременно украшением у женщин служат коробочки и сумочки, в которых хранятся принадлежности для жевания бетеля, у мужчин — принадлежности для курения и оружие. По праздникам девушки и юноши пудрят лицо, руки, грудь. До конца XIX в. был распространен обычай подпиливания и чернения зубов.

Общественный строй

Общественный строй минангкабау характеризуется чрезвычайно своеобразным сочетанием пережитков материнского рода с соседско-общинными порядками и с элементами капитализма. Основой социальной структуры минангкабау является автономная деревенская община нагари. Прежде нагари были строго эндогамны, в настоящее время эндогамия нагари соблюдается далеко не всегда и не везде. Земля в нагари делится на две категории; «живая земля», т. е. все земли, так или иначе обрабатываемые и являющиеся собственностью либо кровнородственных коллективов, либо отдельных семей и лиц, и «мертвая земля», т. е. необработанные и заброшенные земли. Община распоряжается свободными землями. Каждый житель нагари имеет право на подъем целины, но с разрешения совета нагари. Земля в общине перераспределяется лишь внутри кровнородственных коллективов, входящих в нее. Управляет нагари выборный совет, состоящий из представителей основного кото и всех выселков и избираемый взрослыми мужчинами и женщинами нагари. Совет возглавляет вали нагари (глава, попечитель нагари), осуществляющий вместе с двумя помощниками исполнительную власть. Все они получают плату от общины. Вали собирает налоги, отвечает за порядок в нагари. Обычно вали — один из самых богатых общинников. Община имеет свою кассу.

В социальной организации минангкабау отчетливо прослеживается . материнскородовая структура во всех ее подразделениях. Все население нагари принадлежит к одному из четырех суку — разросшихся материнских родов, происходящих от легендарных прародительниц. Свидетельством древнего дуального деления, некогда существовавшего у минангкабау, является наличие двух ларех, объединяющих по два суку. Сохранились также следы территориального деления на три луха, вместе составляющих коренную область расселения минангкабау. Суку имеют свои названия. Тот суку, представители которого поселились в данной местности раньше других, считается старшим и пользуется некоторыми привилегиями в землепользовании и управлении. В каждом поселении живут члены разных суку, при этом члены одного суку занимают свой квартал. В суку и его подразделениях имеются свои должности: старейшина, советники по религиозным и адатным делам и др.

За нарушение экзогамии суку по нормам старого адата полагалась смертная казнь. Сейчас соблюдается экзогамия лишь более мелких генеалогических подразделений внутри суку.

Подразделением суку является кампуэнг, причем в ряде случаев разросшиеся кампуэнги получают название «суку». Поэтому в нагари встречаются, как правило, уже не четыре суку, а больше. Дальнейшее подразделение кампуэнга — сабу ах паруй или просто паруй (индонезийское перут)* т. е. «плоды одного чрева». Это группа, номинально насчитывающая пять поколений родственников, происходящих по женской линии от одной реальной прародительницы. Члены паруй живут по соседству в квартале своего суку, занимая обычно дом или два. Паруй является основной хозяйственной и правовой единицей внутри общины и представляет собой вместе с мужьями женщин данной группы большую матрилинейную семью. Она распадается на несколько джураи, включающих три-четыре поколения. Наконец, последняя группа — самапдай, т. е. «мать со своими детьми». Джураи, увеличившись на одно-два поколения, становится паруй и т. д.

Имуществом большой семьи сабуах паруй являются в первую очередь поля, дома, амбары. Все члены паруй имеют равное право на наследственное семейное имущество, которое постоянно увеличивается за счет личного труда каждого члена семьи. Прежде всего члены суку, проживавшие по соседству, имели право на имущество любого подразделения, входившего в данный суку. Земля сабуах паруй не могла быть отчуждена ни при каких условиях; допускался лишь заклад ее или сдача в аренду с согласия всех членов семьи и при наличии чрезвычайных обстоятельств: свадьба дочери, похороны члена семьи, починка адатного дома, паломничество в Мекку и др. Сделки, связанные с закладом, имели место только среди членов одной нагари, причем предпочтение оказывалось ближайшим родственникам. В настоящее время права членов суку и кампуэнга на наследственное родовое имущество, особенно на землю, имеют уже мало значения. Сильно подорвана и роль паруй во владении землей. Земля закладывается и перезакладывается, заклад закрепляется в форме дара, этой же формой маскируется и фактическая продажа. У минангкабау существовало домашнее рабство.

Минангкабау имеют сложную родовую иерархию, сохранившуюся в значительной мере до наших дней. Во главе джураи стоит мамак. Обычна это старший брат старейшей женщины джураи. Мамаком также называется брат матери по отношению к своим племянникам и племянницам — 'пажа- наканам. Мамак старшей джураи является в то же время старейшиной паруй, глава старейшей паруй — одновременно глава кампуэнга или суку. Во главе нагари до образования Республики стоял совет старейшин, составленный из старейшин суку, кампуэнгов и паруй данной нагари. Наследование должностей идет по женской линии. Важные вопросы жизни джураи (или паруй) обычно обсуждаются на семейном совете, который состоит из всех взрослых ее членов. С отмиранием родовых пережитков значение семейных советов падает, мамаки и старейшины часто единолично принимают решения.

Одним из основных правил жизни в родовых группах и во всей общине является принцип взаимопомощи — готонг-ройонг, оказываемой по родовому признаку. В настоящее время на этой базе организуются кооперативы.

Общину, в которой большесемейные общины, являющиеся хозяйственными коллективами, в то же время входят в состав соседской общины, можно назвать соседско-большесемейной.

Развитие капитализма у минангкабау резко отразилось на их общественном строе. Происходит процесс имущественного расслоения в больших семьях и в общине, выделение богатых общинников и появление малоземельных крестьян, быстро растут ряды отходников-батраков. Появился свой пролетариат (на предприятиях, в городах, на угольных копях).

Брак и семья

Предложение о браке исходит от семьи невесты. Предпочтителен брак с дочерью брата матери, благоприятно относятся также к бракам с дочерью сестры отца; были распространены сорорат и левират. Обручение может происходить в детском возрасте. До достижения брачного возраста желательно, чтобы помолвленные не встречались слишком часто. По достижении зрелости назначается день свадьбы. Предсвадебные церемонии совершает имам. Последний день— •самый торжественный. В доме иевесты собираются все родственники. Для угощения забивают буйвола. Самый торжественный момент, когда молодые совместно едят пищу из одной чаши. В это время их обсыпают рисом, что служит символом пожелания многодетности. Наутро муж уходит в дом матери, куда за ним направляется группа молодежи, инсценируя его похищение. По выходе замуж женщине, кроме отдельной билиэ, выделяется участок семейной земли, продукты с которого поступают в ее пользу за вычетом доли, идущей на покрытие общих расходов большой семьи.

Мужчина после брака проводит ночи в доме жены, часто питается здесь, иногда вместе с женой обрабатывает выделенный для них участок. Но связь мужчины со своими кровными родственниками, с домом своего рождения очень сильна, у него большие обязанности по отношению к племянникам. У минангкабау даже существует особый термин для определения материн- скородовых порядков — адат каманакан, т. е. «право племянников». До появления собственных детей мужчина большую часть времени проводит в доме своей матери и работает на поле своей большой семьи. С появлением детей он все больше внимания уделяет своей новой семье. Развод совершается легко: знаком его служит переход жены в другую билиэ или прекращение посещений жены мужем. В случае развода дети остаются с матерью, имущество делят: муж (или его большая семья) получают долю, принесенную им, жена — свою долю, совместно приобретенное имущество делят поровну.

Развитие товарно-денежных отношений подорвало основы существования больших семей; число малых семей, живущих уже по нормам отцовского права, неуклонно растет. Наследниками отца являются уже его дети, а не племянники.

Роды происходят в передней общей комнате, откуда удаляют всех мужчин. Для облегчения родов, согласно поверью, открывают все двери, сгавни, сундуки — все, что может быть открыто. Роженице помогает бабка, которая перерезает пуповину обязательно бамбуковым ножом и обмывает ребенка. Голову новорожденного бреют, оставляя пучок волос; считается, что он охраняет душу ребенка. Этот пучок состригают перед обрезанием. За детьми, кроме матери и отца, присматривают все женщины паруй, а также мамак. С ранних лет дети приучаются к работе в поле и дома. Им сообщают сведения о жизни животных и растений, мальчиков знакомят с начатками мужских ремесел, девочек совсем маленькими начинают учить прядению и ткачеству. Большое значение для мальчиков имеет обучение силатпу — национальной индонезийской борьбе — и фехтованию.

Обрезание мальчикам делают не ранее 10 лет. Его совершает колдун и знахарь дукун. Дефлорация девочек производится в раннем возрасте, иногда на десятый день после рождения. По достижении совершеннолетия, приблизительно в 15 лет, мальчики получают право жениться, участвовать в общественной жизни, занимать должности. В это время юноши и девушки получают свои «малые наследственные титулы». С принятием семейного титула приходит и право на часть большесемейной собственности.

В случае смерти родственники умершего со стороны матери обмывают тело, завертывают его в белую ткань и кладут рядом ценные предметы. Вдова не имеет отношения к похоронам мужа. Мусульманский священник читает отрывки из Корана и сопровождает тело до могилы. Кладбище устраивают возле деревни; каждый суку имеет свой участок. Погребение совершается в день смерти в нише, сделанной в боковой, обращенной на запад стене могилы (направление могилы с севера на юг), покойника кладут на правый бок лицом к Мекке. Могилы украшают флажками из хлопчатобумажной ткани или специальным покровом. На могилах знатных людей часті? ставят надгробие в виде домика на сваях, без стен. Существует поверье, что душа умершего в течение 100 дней остается поблизости от дома. На этот срок спальная циновка умершего остается развернутой, возле нее стоят любимые предметы покойного. На сороковой и сотый день устраивают поминки. Внешних знаков траура нет.

Терминология родства — малайского типа. Распространен запрет на произнесение личного имени. Муж обращается к жене со словами «жена», «сестренка». Простое обращение к мужу — «муж», почтительное — «супруг» или «господин». Кроме того, жена называет мужа «поддержка», «отец, такого-то», если у нее есть от него дети, и т. д. Имеется ряд запретов в обращении между родителями жены и зятем: они не могут есть с одного блюда- и сидеть на одной скамье или циновке.

Культура

Среди минангкабау много ревностных мусульман. Во главе мусульман* нагари стоит кади'Имам следит за мечетью, хатиб произносит проповеди, билал (или модин) призывает к молитве, гарим прислуживает в мечети. Все они живут на пожертвования. Представители исламских партий и сект ведут активную борьбу против материнскородового адата.

Под мусульманской оболочкой еще живут древние верования, частично смешанные с более поздними индуистскими влияниями. Существует вера в добрых и злых духов. Широко бытует представление о множественности человеческих душ. Например, душа суманге — это та жизненная сила, от которой зависят здоровье, настроение и пр. Во сне она иногда уходит и может потеряться, ее могут похитить, наконец, она может убежать из тела от испуга — тогда наступает болезнь. Минангкабау, как и многие другие индонезийские народы, верят также, что душа есть и у некоторых растений, в первую очередь у риса, отсюда культ «матери риса». Большую роль в прошлом играла магия, сохраняющаяся в деревнях отчасти и сейиас. Все действия совершает дукун. Дукунами бывают как мужчины, так и женщины. Дуку- ны-мужчины занимаются преимущественно лечением различных, болезней, д у куны-женщины — акушерством, массажем. Любопытно, что свое камлание дукун начинает с обращения к Аллаху. Существует вера в оборотней и перевоплощение.

Устная и письменная литература минангкабау очень богата. Широко распространены сказки о животных, особенно о хитром карликовом олене, сказки для детей, лирические пантуны, загадки, а также устные импровизации чтецов-декламаторов. Большой популярностью пользуются минангка- бауские каба — крупные произведения дидактического и героико-приключенческого плана, написанные ритмической прозой. Наиболее известны «История принцессы Балкис», «Чиндуа Мато» («Красавица»), «Ранчак Ди- лабуэх» («Щеголь») и др. Минангкабау имеют свои эпические произведения. Обычно в них рассказывается об истории народа минангкабау, о жизни далеких предков, о возникновении отдельных нагари. Очень часто в действительные и легендарные сюжеты из истории минангкабау вкраплены элементы индийского эпоса и арабской литературы, например арабо-малайские варианты легенды об Александре Македонском.

Бурного развития достигла литература минангкабау в новейшее время. Из их среды выдвинулись такие известные индонезийские писатели, как Абдул Муис — один из основоположников современного индонезийского романа и видный общественный деятель, Марах Русли, Мохаммад Раджаб — писатель, историк и общественный деятель и др. Известные современные писатели «поколения 1945 года» Асрул Сани, Идрус и др. по происхождению минангкабау. Подавляющее большинство минангкабауских писателей пишет преимущественно на индонезийском языке.

Минангкабау очень музыкальны. На народных праздниках нередко поют или произносят речитативом народные предания. Из музыкальных инструментов наиболее известны ударные — тамбурин, различные виды барабанов, гонги, тарелки, объединяемые иногда в один инструмент талемпу- анг; духовые — свирели, разнообразные виды деревянных флейт, разновидности кларнета; струнные — ребаб, кучапи. Многообразно танцевальное искусство. В коренных минангкабауских районах прежде танцевали только мужчины, сейчас многие танцы, напротив, исполняют только женщины. В торжественных случаях женщины танцуют тари пириэнг — изящный танец с тарелочками, на которых укреплены горящие свечи. Он исполняется в темноте и сопровождается нежной музыкой. В такт музыке танцовщицы ударяют по тарелочкам пальцами с надетыми на них кольцами. Популярны танцы с лампами, с колокольчиками, привязанными к ногам, с платком.

Широко распространены разнообразные игры, в том числе азартные: петушиные бои, бой голубей и перепелов, бои сверчков, карточные игры (европейскими и китайскими картами), игры в деньги (в орла и решетку) и в кости, разбивание яиц и др. И взрослые и дети играют в мяч, сплетенный из ротана. Все, в том числе и женщины, играют в шашки и шахматы. Излюбленные детские игры — волчок, воздушный змей, который запускают и взрослые, игра в салки, в войну.