Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Суматры. Палембанги, Риау и родственные им народы восточной суматры и соседних островов
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Народы Суматры.  Палембанги, Риау и родственные им народы восточной суматры и соседних островов

Остров Суматра — второй по величине в Индонезии после Калимантана (473 тыс» кв. км). Экватор пересекает его почти по середине. Если разделить остров по его длинной осп, то западная половина — это гористая страна, образованная хребтом Букит Барисан; вдоль восточных же склонов хребта располагаются обширные плоскогорья, переходящие в заболоченную аллювиальную равнину, которая простирается почти на 1500 км вдоль берега и углубляется в некоторых местах на 200—250 км в глубь острова.

На восток и юго-восток от Суматры расположены архипелаги Риау и Линга и острова Банка и Белитунг (Билитон). Между Суматрой и Малаккским полуостровом, с одной стороны, и Калимантаном и Явой — с другой, разбросаны сотни мелких гористых островков, образующие несколько архипелагов — Анамбас, Бунгуран (Натуна), Тамбе- лан и др.

Населения на Суматре всего около 16 млн. человек. В районах, пригодных для интенсивного земледелия, плотность населения нередко достигает 400 человек на 1 кв. км, тогда как на десятках тысяч квадратных километров заболоченных районов нет ни одного постоянного поселения. Потомками веддоидов — первых насельников Суматры — являются отсталые племена: кубу, батины (сакаи), таланги, возможно лубу и улу. В физическом облике акитов сохранились негроидные черты. На островах, окружающих Суматру, древнейшее население представляют племена утанов (бенуа, дараты, мантанги), белумов (ломов), оранг-лаутов, секахов — на архипелагах Риау и Линга и на островах Банка и Белитунг, энггано с одноименного острова, булуаро с острова Бату. Все эти мелкие племена подверглись сильному влиянию со стороны позднейших переселенцев и были в значительной степени ассимилированы ими. Потомками древних индонезийцев, переселявшихся сюда начиная со II тыс. до н. э. (протоиндонезийские волны), являются ниасы, ментаваи, батаки, аласы, гайо, пубианы, абунги. С одной из позднеиндонезийских волн пришли предки минангкабау и аче. Некоторые этнические группы произошли, по-видимому, от смешения протоиндонезийцев с более поздними пришельцами (мамаки, некоторые бродячие и полуоседпые племена).

Большую роль в этнической истории Суматры сыграли минангкабау. Появившись на Восточной Суматре около середины I тыс. до н. э., их предки поднялись вверх по рекам до Падангского нагорья, оттеснив более ранних пришельцев, предков современных батаков и пубианов,— первых на север, вторых на юг. С Падангского нагорья предки минангкабау на -рубеже нашей эры расселились на восток, юго-восток и вдоль западного побережья на юг, став одной из основ, на которой сформировались малайцы, джамби, палембанги, риау, пасемахи, а также керинчи и бенгкулены. Пасемахи и бенгкулены, распространяясь по побережью далее на юг и встречаясь как с новыми переселенцами из области Минангкабау и с Восточной Суматры, так и с группами аборигенного населения протоиндонезийского облика, а также с выходцами с Явы, дали начало такйм народам, как реджанги, лебонги, семендо, сераваи, ребанги, кроэ, паминггиры.

Культурные и социально-экономические особенности позволяют выделить среди народов Суматры следующие группы народов, имеющие характер этнических общностей: восточносуматранскую, или риау-палем- бангскую (малайскую), центральносуматранскую, или минангкабаускуюг батакскую, аческую, южносуматранскую (лампунгскую), ниасско-мента- вайскую, кубускую.

Палембанги, Риау и родственные им народы восточной Суматры и соседних островов

На востоке и юго-востоке Суматры по среднему и нижнему течению рек Рокан, Кампар, Сиак, Индрагири, Хари (Джамби) и Муси, на островах Малаккского пролива и архипелагов Риау и Линга, а также на бесчисленных мелких островах между Малаккой, Суматрой и Калимантаном живут близко родственные народы. Они говорят на одном языке — малайском (на тех его диалектах, которые легли в основу индонезийского языка). Это па- лембанги, близкие им оганы и комеринги, джамби, сиаки, риау и др. До недавнего прошлого в литературе всех их называли одним именем «малайцы». В настоящее время, однако, они развиваются по разным путям с малайцами Малайской Федерации, и нельзя уже народы этих двух стран обозначать одним термином. Что касается самих народов Восточной Суматры (здесь и далее понятие «Восточная Суматра» употребляется для обозначения не только конкретной географической, но и хозяйственно-культурной области, простирающейся от Медана на севере до районов южнее Палембанга на юге) и соседних районов, то они называют себя не малайцами, а, во- первых, индонезийцами, и, во-вторых, по месту своего проживания, которое таким образом, стало их этнонимом.

Стандартным малайским языком считается диалект риау (и джохорский — на южной Малакке). В малайском языке много заимствований из санскрита, арабского, персидского, тамильского, хинди, а также из голландского, английского и португальского языков. До конца XIX в. в употреблении была арабская графика, замененная латиницей, изредка употребляют и арабский шрифт — для печатания религиозных мусульманских текстов и некоторых произведений средневековой малайской литературы.

Этническая и политическая история народов, населяющих Восточную Суматру, Риау и Линга, а также Малакку тесно переплетена. В течение долгих столетий процесс развития этих народов, составлявших единую малайскую этническую общность, сформировавшуюся на протяжении XIV—XVIII вв., был единым. Однако естественное этническое и историческое развитие народов Восточной Суматры и Малакки нарушилось в 1824 г. г когда Англия и Нидерланды провели разграничение сфер влияния в Юго-Восточной Азии (Малаккский полуостров и Сингапур были включены в сферу влияния Англии, вся территория к югу от Сингапура — в сферу влияния Нидерландов) и разделили народы, единые этнически, не раз на протяжении своей истории входившие в состав того или иного общего государства. С этого времени исторические судьбы малайскоязычных народов Индонезии и малайцев Малаккского полуострова стали все более расходиться.

Близость малайскоязычных палембангов, джамби и других восто- чносуматранских народов в хозяйственном и культурном отношении так велика, что их можно объединить под одним названием — восточно- суматранцы. Риау, очень близкие им этнически, имеют некоторые отличия в хозяйстве, культуре, быте.

Главные занятия восточносуматранцев и риау — сельское хозяйство и рыболовство. В земледелии, в котором занята большая часть неселения, первенствуют рисосеяние и выращивание технических культур на экспорт. Рис выращивают преимущественно на ладангах. Поля-савахи делают в дельтах и на берегах крупных рек. Правительство Республики всячески поощряет развитие поливного земледелия, в том числе и устройство так называемых приливных са- вахов близ устьев рек, на землях, заливаемых поднявшейся во время прилива речной водой. Обработка савахов более примитивна, чем на Яве. Тягловый скот, а также плуги и бороны имеются лишь в наиболее богатых семьях. Обычно же савах обрабатывают мотыгой. Своего риса на Восточной Суматре не хватает. Второй продовольственной культурой является кукуруза. Сажают также батат и кассаву, земляной орех, бананы, сахарный тростник; овощей выращивают мало.

Из технических культур первое место в крестьянских хозяйствах заимают таучутшносы. Культура кокосовой пальмы распространена в основном на островах между Суматрой и Калимантаном. В крестьянских хозяйства выращивают также кофе, масличную и саговую пальмы, табак, хлопок. Риау культивируют гамбир, перец, арековую пальму. В прибрежных районах эксплуатируют заросли пальмы нипы, из листьев которой делают легкое и дешевое покрытие для крыш. Выращивание экспортных культур ведет к сокращению площадей под продовольственными культурами.

Восточная Суматра с конца XIX в. — основной район плантаций в Индонезии. На плантациях, значительная часть которых к 1965 г. перешла в собственность Республики благодаря политике вытеснения иностранного капитала, проводимой Республикой, выращивают каучук, чай, табак, масличную, арековую и кокосовую пальмы, сизаль, кофе, перец, какао и другие культуры.

В отношении промышленного развития Восточная Суматра идет непосредственно за Явой. В настоящее время она является основным районом лриложения иностранного капитала не только в плантационном хозяйстве, но и в горнодобывающей промышленности. Первое место по значению занимают предприятия по добыче и переработке нефти, второе — предприятия по добыче олова на островах Банка, Белитунг и Сингкеп. На острове Бинтан начата добыча бокситов. Почти вся продукция идет на экспорт. На Восточной Суматре имеются предприятия пищевой, текстильной, металлообрабатывающей промышленности, которые сосредоточены в немногочисленных городах. В Палембанге развито судостроение (строят небольшие суда, баржи, лодки) и ремонт судов. В Медане быстро развивается резиновая промышленность. Имеются кирпичное и черепичное производство, полиграфические предприятия. На горнодобывающих и промышленных предприятиях и на плантациях, где используется в основном наемный труд, сложился значительный отряд индонезийского рабочего класса, в формировании которого приняли участие не только джамби, палембанги и риау, ло и представители других народностей Индонезии из различных районов страны, в первую очередь яванцы.

Повсеместно распространено рыболовство; в районах, где земледелие невозможно, оно является основным занятием. Среди всех видов рыболовства наиболее важное — морское. Кроме рыбы, ловят многочисленных ракообразных (крабов, креветок), трепангов, устриц. Главный район морского рыболовства—Малаккский пролив (в особенности окрестности Баган- сиапиапи). Здесь ловят более 500 видов рыбы. Лов производят как с крупных, так и с небольших парусных лодок с балансирами, вмещающих три-четыре человека. Широко применяются разнообразные сетевые, крючковые и колющие орудия, а также неводы-накидки, ловушки типа вентерей и мереж, верши, лабиринты из вбитых в дно кольев и т. д. Крупные закидные неводы достигают в длину нескольких сот метров. Изредка прибегают и к отравлению рыбы (во внутренних водоемах). Рыбоводство ограничивается, как правило, выпуском мальков в водоем и — реже — дальнейшей подкормкой их.

Животноводство играет незначительную роль вследствие отсутствия пастбищ. Развитию свиноводства непреодолимую преграду ставит ислам. Крупный рогатый скот разводят в основном джамби и палембанги в районах заливного рисосеяния, где его используют как тягло, но в небольшом количестве и на мясо. Лошадей очень мало: они есть лишь у палембангов. В некоторых хозяйствах встречаются козы. Птицеводство также слабо развито, кое-где держат кур и уток, а также разводят бойцовых'петухов. Леса дают восточносуматранцам строевой и поделочный материал, а также мед, воск, ценные смолы, птичьи гнезда. Охота не имеет хозяйственного значения. Облавные охоты устраивают на диких свиней в целях защиты посевов.

Города и селения Восточной Суматры — старинные центры высоко- развитого ремесла. По всему архипелагу славятся палембангские ткачи, изготовляющие знаменитые шелковые саронги яркой расцветки, а также парчовые ткани. В деревнях сохранилось производство хлопчатобумажных тканей и окрашивание их с помощью растительных красителей. Известны палембангские и джамбийские кузнецы и ювелиры, соперничающие с мастерами Джокьякарты и Суракарты. Они выделывают тончайшие филигранные изделия, художественно оформленные сосуды, прекрасные образцы холодного оружия. Не менее знамениты восточносуматранские и риа- уские судостроители, которые делают лодки прау. Здесь почти в каждой деревне есть свои корабельные плотники. Высоко развито искусство плетения.

Положение области на скрещении главных морских путей способствовало раннему и широкому развитию торговли. Кроме продукции своих плантаций, восточносуматранцы и риау вывозят продукты рыболовного и лесного промыслов и ремесленные изделия. Распространенная система авансирования ведет к закабалению рыбаков оптовиками, в качестве которых выступают, как правило, китайцы. В область ввозят рис, соль, ткани, а также машинное оборудование. Огромное значение для восточносумат- ранцев и риау имеет водный транспорт. Значительная часть морских парусных судов принадлежит, однако, не восточносуматранцам, а бугам и макасса- рам. Основное средство сообщения по рекам— лодки и плоты. Сравнительно развита железнодорожная сеть, обслуживающая плантационные и горнодобывающие центры. Число автомобилей недостаточно, гужевой транспорт почти полностью отсутствует.

Огромные районы Восточной Суматры совсем не имеют дорог. Единственные пути сообщения здесь — реки и лесные тропы.

У восточносуматранцев и риау поселение называется тампунг». Поселения различны по размерам — от больших, насчитывающих несколько сот и даже тысяч жителей, до состоящих из нескольких домов. Дома обычно разбросаны вдоль берега без определенного порядка; иногда несколько десятков домов, стоящих друг против друга, образуют улицу. Часто поселения строят на мелководье, в нескольких десятках и даже сотнях метров от берега, в удобной бухте. Дома стоят на высоких сваях (от 1,5 до 3,5 м) и связаны друг с другом мостками, образующими «улицы» и «переулки». Длинные мостки ведут к берегу. Это настоящие свайные деревни.

Прежде из-за опасности пиратских набегов поселения старались устраивать в труднодоступных местах, защищенных с моря (это было особенно характерно для риау). Попасть в такое поселение можно только через узкий проход между отмелями и рифами иногда длиной в несколько километров.

Восточносуматранцы, живущие на берегах больших рек, строят дома на плотах. Плоты можно легко перевозить по течению реки или вдоль морского берега и причаливать в новом месте. Дома, построенные без свай, прямо на земле, свидетельствуют о том, что здесь живут яванцы-переселенцы.

Дома каркасные, основной материал — бамбук. Они рассчитаны на одну семью. Перед домом, прямоугольным в плане, иногда устраивают веранду. Пространство под домом (на суше) используется как помещение для скота, птичник, место для хранения рыболовных и сельскохозяйственных орудий.

Внутреннее убранство несложно: в передней части находится помещение для приема гостей, далее за плетеной стеной большая комната, которая занавесками и циновками может быть разделена на спальные помещения. Очаг делают в пристройке к дому. Он представляет собой деревянный ящик, наполненный утрамбованной глиной и золой. Обычная для индонезийцев утварь — плетеные сундуки и коробы, на стенах ьисят сита, ковши, кувшины в плетеных сетках. Наряду с довольно грубыми керамическими изделиями местного изготовления бытует металлическая утварь. Много циновок разных форм и размеров. В зажиточных семьях можно увидеть современную мебель, радиоприемники.

Большинство городов Восточной Суматры выросло на протяжении нашего века. Особенно увеличились темпы роста городов после провозглашения Республики. Основная причина этого — аграрное перенаселение. Все значительные города расположены на крупных реках или на морском побережье. Крупнейший город — Медан. Он основан в конце прошлого века. Город хорошо спланирован, улицы его широки, много зданий современной архитектуры. Достопримечательностью является мечеть, одна из красивейших в Индонезии. Население города смешанное (восточносу- матранцы, минангкабау, батаки и др.), много китайцев, в руках которых торговля и ремесленное производство. Другой крупный город — Палем- банг. Он построен на обоих берегах реки Муси и ее многочисленных рукавах и протоках. Палембанг называют индонезийской Венецией. Через неширокие каналы и протоки перекинуты подъемные мостики. На низменных окраинах дома стоят на сваях, входят вдома по высоким лестницам, иногда прямо с лодок. Лодки — основное средство передвижения в городе,, они тысячами снуют по Муси. Многие лодки служат и жилищем.

Пища восточносуматранцев и риау в общем не отличается от пищи яванцев. Ее основу составляет рис в различных видах, сдобренный приправами. Важную роль в меню играют фрукты, менее распространены овощи. Кое-где на побережьях — там, где растет саговая пальма,— едят саго. Мясная пища редка и является деликатесом. Зато рыба в некоторых местах по значению в рационе далеко превосходит все остальные виды пищи. Способы приготовления рыбы различны: ее жарят, варят в соленой воде со специями, вялят на солнце, солят, коптят, фаршируют, а некоторые сорта употребляют и в сыром виде. Чрезвычайно распространено приготовление острых рыбных соусов, известных под названием траси, которые делают из заквашенной мелкой рыбы и креветок. Излюбленные напитки — кофе и чай; жажду утоляют соком кокосовых орехов.

Одежда деревенского населения очень проста, дежда   у мужчин — короткие штаны до колен и широкополая плетеная шляпа, защищающая от солнца не только голову, но и спину. Иногда на плечи надевают распашную хлопчатобумажную куртку с короткими рукавами. Женщины носят саронг и кебаю. Волосы укладывают в большой узел на затылке. Обувь в деревне не носят.

Одежда городского населения, особенно мужская, все более приближается к европейской. Обычный костюм горожанина — рубашка с короткими рукавами, распашная куртка также с короткими рукавами, брюки (иногда шорты) европейского покроя, на голове — черная бархатная шапочка. На ногах—сандалии без верха. Саронг мужчины надевают лишь по торжественным случаяхм и лишь у палембангов. Женщины в городах в большей мере сохранили традиционную одежду.

Общественные отношения у восточносуматранцев характеризуются многоукладностью. Здесь организация    развитые общинные отношения (в ряде районов соследами родовых пережитков) переплетаются с капиталистическими (в городах, в районах плантаций). На мелких островах земледельческая община встречается реже. В деревнях, где население занято в основном рыболовством, рыбаки организуются в артели. В прошлом на больших территориях этой области существовали феодальные отношения* бремя которых ощущается и теперь.

Своеобразна община (марга) у палембангов, где издавна сильны яванские влияния (у батаков и цубианов так называется генеалогическая группа, являющаяся разросшимся родом). Далембангская марга включает в себя несколько . близлежащих Дёревень — дусунов, в свою» очередь состоящих из кампунгов — кварталов, расположенных совсем рядом друг с другом. (В большинстве других малайскоязычных районов кам- пунгом называется любая деревня).

Община владеет определенной территорией. Современцая структура управления сходна с яванской. Для получения права на обработку целины крестьянин должен получить письменное разрешение от старейшины, за что он платит определенную сумму в общинную кассу. Необрабатываемая земля вновь возвращается деревне. Члены общины собирают лесные продукты, охотятся, а также добывают полезные ископаемые на территории общины.

Земли, расчищенные от леса, находятся в частной собственности, так же как и савахи, плантации, сады и т. д., полученные по наследству. Общинник имеет право заложить и сдать землю в аренду лиодм, не принадлежащим к данной общине, но дарение и продажа земли разрешаются только внутри общины.

Жители пограничных с областью минангкабау районов, тесно связанные по происхождению с минангкабау, сохраняют матрилинейную структуру и делятся на суку — разросшиеся роды, которые в свою очередь состоят из более мелких подразделений. Важнейшее из них — большая семья. Хотя традиционные порядки в значительной мере разрушены, старейшины больших семей и родов — мамаки и пучуки — сохраняют еще свою власть. Сам мамак не работает, но лишь распределяет работу и распоряжается собственностью большой семьи.

В семейно-брачных отношениях большинства восточносуматранцев и риау муж и жена имеют равные права. В районах, близких к области минангкабау, прослеживаются черты материнскородового семейно-брачного права. В районах же, где издавна существовали развитые феодальные отношения, действует мусульманское право. Прежде без разрешения родителей и без согласия старейшин деревни брак был невозможен. В настоящее время брак по любви уже не редкость даже в глухих кам- пунгах, хотя разрешение родителей желательно.

В брачной церемонии мусульманские правила сочетаются с древними индонезийскими обычаями, особенно в деревне. Заключение брака обставляется сложным ритуалом, цель которого — привлечь добрые силы и обеспечить потомство. Совершает обряд бракосочетания либо старейшина деревни, либо представитель мусульманского духовенства, либо оба вместе. В зажиточных семьях брачное торжество справляют очень пышно. Жениха несут в мечеть на плечах его друзья, над ним держат зонт — символ княжеского достоинства. Существует плата за невесту, которую получают родители невесты, либо она остается у супругов на обзаведение. Замужняя дочь сначала живет в доме у своих родителей, впоследствии новобрачные переезжают в собственный дом. В случае развода детей делят поровну между родителями; если ребенок один, он остается у матери.

Все восточносуматранцы и риау исповедуют мусульманство, которое распространилось здесь ранее, чем в других районах Индонезии, за исключением Аче. Прочно вошли в жизнь элементы мусульманского имущественного и семейного права. Сохранились многие анимистические представления, элементы тотемизма (почитание тигра, крокодила и некоторых других животных) и фетишизма (культ священных деревьев), практика жертвоприношений и магических заклинаний. По древним представлениям восточносуматран- цев, болезни вызывают злые духи ханшу. Духа — виновника болезни может изгнать дукун — заклинатель духов, колдун и знахарь. Он может призвать на помощь паванга — специалиста в той или иной области (например искусного морехода), так как считается, что свое искусство паванг получил в результате общения с духами. У восточносуматран- цев (как и у малайцев Малакки, живущих на побережье Малаккского пролива) широко распространен культ Джинджанг Раджи — женщины-прорицательницы, предсказывающей наилучшее время и место лова.

Во время охоты, рыбной ловли, заготовки леса, строительства дома и т. д. стараются обеспечить благоприятное отношение тайных сил. Так, при постройке дома в яму, выкопанную для первой сваи, льют немного крови буйвола, козы или курицы. Рыбаки и моряки проплывают мимо отмелей и коварных рифов, где случались крушения, в полном молчании, чтобы не потревожить и не разбудить злых духов. Многие восточносуматранцы носят ахмулеты, избегают называть свое имя, имя родителей, названия некоторых животных или страшных болезней. Постепенно древние поверья уходят из жизни.

Литература на малайском языке чрезвычайно обширна: это фольклорные произведения, исторические предания и хроники, религиозные         повествования, малайские варианты индийского эпоса, наконец, современная художественная литература. Вплоть до образования Республики Индонезии развитие литературы на Суматре и в Малайе шло в едином русле. С образованием Республики литература суматранских малайцев влилась в общий поток индонезийской литературы, тогда как в Малайе она продолжает развиваться своим путем.

Мировой известностью пользуются малайские пантуны — четверостишия, часто импровизированные, с созвучными окончаниями. Обычно каждое четверостишие состоит из сравнения (первые две строки) и основной мысли (последние строки), например: «К чему зажигать лампу, когда в ней нет фитиля. Зачем играть глазами, если в них нет настоящего чувства». Популярны шаиры - поэмы на исторические, легендарные или любовные сюжеты, назидательные повествования («История Сими скина»). К историческим преданиям относятся рассказы о древних князьях, о происхождении династий, которые, как правило, возводятся к Александру Македонскому. Такие исторические хроники, как «Малайская история», «Происхождение султанов», «Повествование о стране Риау» и многие другие выдающиеся произведения средневековой малайской литературы — ценнейшие памятники, проливающие свет на раннюю историю Суматры, Малакки, всей Индонезии. Эти произведения, как и более поздние «Повесть об Абдуллахе» и «Путешествие Абдуллаха», написанные Абдуллахом бин Аб- дулкадиром Мунши,— общее достояние не только восточносуматранцев и риау, но и всех народов Индонезии и Мдлайи.

Ни одно торжество не обходится без танцев — джогет майонг, во время которого танцовщица вызывает партнера из зрителей, менари — общий танец и др. В Палембанге сохранились древние танцы, свидетельствующие о высокой и утонченной культуре, впитавшей индо-яванские традиции. Основные музыкальные инструменты — барабаны, тамбурины, гонги и различные виды ксилофонов, а также разнообразные духовые инструменты типа кларнета, флейты и т. д.

Распространены азартные петушиные бои и бои сверчков, запуск и борьба воздушных змеев, игры в мяч, в шахматы и шашки (у малайцев существуют свои варианты шашечной игры: например, дамки движутся не по диагонали, а по прямой). Устраивают бои на саблях, соревнования волчков, гонки моделей парусных лодок с балансирами. Очень интересны и увлекательны гонки настоящих лодок — парусных и гребных. Для гонок лодки оснащают особыми крупными парусами. Во время соревнований — будь то бои сверчков или парусные гонки — заключаются азартные сделки, выигрываются и проигрываются большие суммы.

Восточная Суматра и близлежащие острова играют огромную роль в экономике Республики Индонезии. Правительство Республики приняло проект строительства гидростанции на реке Асахан мощностью в 650 тыс. квт, предполагает увеличить орошаемую площадь на Восточной Суматре на 245 тыс. га, наметило строительство здесь промышленных предприятий.

Значительно увеличено число народных школ первой и второй ступеней. Проводятся мероприятия по борьбе с заболеваниями, особенно с малярией, являвшейся бичом этих мест.