Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Брак и семья яванцев. Сунды. Мадурцы
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Брак и семья яванцев. Сунды. Мадурцы

В семейно-брачных отношениях яванцев действуют нормы мусульманского права и многие традиции и обычаи, идущие из глубокой древности,. Подавляющее большинство яванцев живет в моногамном браке. Лишь некоторые из зажиточных мусульманских священнослужителей, помещики и представители феодальной знати имеют по нескольку жен. Брачные запреты касаются лишь небольшой группы лиц: ближайших кровных родственников, параллельных кузенов с отцовской стороны, двоюродных родственников, принадлежащих к разным поколениям; неодобрительно смотрят на сороратные и левиратные браки. Предпочтительны браки с дочерью брата матери и между троюродными кузенами.

Для яванцев характерно полное равенство мужа и жены в семье. Значительная часть браков сейчас совершается по взаимному влечению между юношей и девушкой, однако с обязательного согласия родителей, особенно в деревнях. Разговор о браке с родителями невесты начинает отец жениха. За несколько дней до свадьбы, день которой назначает семья невесты, жених платит так называемый петукан (выкуп) и делает подарок невесте. Выкуп может состоять из денежной суммы, быка или буйвола, домашней утвари и зависит от состоятельности жениха и его родителей. Свадьбу всегда устраивают в доме невесты, причем большую часть расходов несут ее родители, которым помогают их родственники и друзья. Брачный союз оформляют в мечети, где невесту представляет ее ближайший родственник по мужской линии. Главное торжество происходит на другой день. Свадебное шествие, которому уступают дорогу все встречные (в прошлом даже князь был обязан отойти в сторону, уступая дорогу крестьянской свадьбе), движется к дому невесты. Группа родственников невесты выводит ее из дома навст*- речу жениху. Обычай требует, чтобы одежда новобрачных уподоблялась княжеской. При встрече молодые бросают друг в друга кусочками бетеля: считается, что в доме будет господствовать тот, кто первым попадет в другого. Затем следует трапеза, сопровождаемая различными церемониями, характерными для большинства индонезийцев: жених и невеста едят из одной тарелки, их осыпают рисом, желая им иметь много детей, и т. д. После трапезы начинаются традиционные танцы, а иногда и представление театра теней, которое прежде было обязательным.

После брака молодожены чаще всего поселяются в доме родителей жены» После того как у них родится первый ребенок, отец жены с помощью отца мужа старается поселить молодую семью в отдельном доме. Новый дом строят за недостатком земли чаще всего на том же участке, под той крышей, но обязательно с отдельной кухней. Те и другие родители выделяют молодой паре долю из своих земель. Сейчас не редкость дома, в которых живут три- четыре малые семьи, не имеющие возможности построить себе отдельный дом. .Одна замужняя дочь всегда остается в доме родителей, чтобы ухаживать за ними.

Яванские семьи многодетны. Ожидание и рождение ребенка сопровождается многочисленными празднествами: устраивают праздники на седьмом месяце беременности, в день рождения ребенка, на пятый день, когда ему дают имя; на седьмой, когда срезают волосы; отмечают отпадение пуповины, а также многие другие моменты в жизни младенца. Особенно торжествен день «вступления на землю», отмечаемый на седьмом месяце, когда ребенку впервые позволяют коснуться земли. Роды в городе принимает акушерка, в деревне — дукун баранак (повитуха). Присутствие отца при родах обязательно, так как считается, что оно ускоряет и облегчает роды. Мать кормит младенца 14—18 месяцев.

Имя ребенка может неоднократно меняться — после серьезной болезни, при несчастном случае и т. д. Любопытно, что имя меняют и взрослые, например при вступлении в брак или после паломничества в Мекку. После рождения первого сына родителей называют «отец (или мать) такого-то». По имени можно определить классовую принадлежность его носителя. В семьях высшего чиновничества и феодальной знати приняты двойные имена (Мар- таадината,Сурьядарма, Правирохарджо) или созвучные (Картини, Картоно, Кардинах).

В поведении яванца как в семье, так и вне ее, господствуют многочисленные правила, особенно среди прийяи. По отношению к уважаемым и старшим родственникам обязательно применение соответствующего стиля и правильных терминов обращения; допустимы только сдержанные жесты и определенная поза, свидетельствующая об уважении; со старшим нельзя первым начинать разговор или перебивать его. Наличие стилей очень усложняет форму обращения у яванцев. В зависимости от того, обращаются к старшему или младшему по возрасту и положению, идет ли речь о близком друге или далеком знакомом, о жене собеседника или о жене третьего лица и т. д., употребляют 16 форм обращения.

В наследственном праве яванцев сочетаются черты матри- и патрилиней- ности. Дом и домашнюю утварь, а также приусадебный участок (но без фруктовых деревьев), которые по традиции считаются единым целым, наследует муж дочери, живущей в доме отца, а при отсутствии таковой — сыновья. Возделываемые земли наследуют дети, при этом лучшие савахи — дочери, савахи худшего качества и тегалы — сыновья. Фруктовые деревья и домашних животных делят поровну между всеми детьми. Ценное наследственное имущество (крисы, украшения и т. п.) переходит на хранение к старшему сыну. При разводе супругов каждый получает назад свое имущество, совместно приобретенная собственность делится между бывшими мужем и женой в пропорции 2:1.

В яванском обществе почти не сохранилось следов родовой организации. Они прослеживаются лишь в терминах родства. Некоторую роль продолжают играть родственные группы, включающие братьев и сестер, их родственников по браку, а также ближайших родственников и свойственников в восходящем и нисходящем поколениях. В определенной степени родственники влияют на брачный выбор. В деревне они совместно заботятся о содержании в порядке могил своих предков.

Яванец всегда может рассчитывать на гостеприимство и помощё своих родичей.

У яванцев система родства классификационная, счет родства билатеральный. Дети обозначаются одним термином, который не зависит от пола, но указывает на поколение (каканг — старшие брат и сестра, ади — младшие брат и сестра). Если хотят определить пол, добавляют слова «лацапг» для мужчины и «ведоп» — для женщины.

Сунды

Сунды (сунданцы), насчитывающие около 14 млн. 400 тыс.человек, населяют плодородные гористые районы Западной Явы. Издавна эта часть Явы называется Пасундан (от названия древнего княжества). На юге края простираются бесплодные известняковые равнины, население, здесь очень редкое. Исторический центр сундской народности—Прианган (к югу и востоку от Вандунга). По внешнему облику, языку, культуре сунды близки яванцам. Язык сундов благозвучен, и его иногда называют итальянским языком Индонезии. В словаре, старой письменности и наличии двух стилей сказывается влияние яванского языка. Однако в сундском языке высокий стиль употребляется значительно реже, чем в яванском, а словарь его гораздо беднее.

Сунды в основном земледельцы. Главная продовольственная культура— рис, высаживаемый на орошаемых и в меньшей степени на суходольных полях. Тяжелые вязкие почвы пашут с помощью буйволов, суходольные поля обрабатывают чаще всего мотыгами. В качестве вторичных культур большое место занимают кукуруза, маниок, арахис, бататы, овощи, в том числе картофель. Повсеместно выращивают фрукты. У сундов широко развито плантационное хозяйство. На Западной Яве сосредоточено 65% чайных плантаций всей Явы. Здесь находятся основные площади под кофе, 90% посадок деревьев какао, половина посадок каучука. Имеются также посадки арековой и масличной пальм, табака. На высоте 900—2000 м над уровнем моря находятся хинные плантации. Производство пряностей в настоящее время упало (за исключением кардамона, идущего на вывоз).

Значительную роль в хозяйстве играет животноводство, в первую очередь разведение буйволов, а также мелких домашних животных. Близ больших городов сунды разводят и молочный скот. Имеется небольшое количество лошадей для транспортных целей. Из домашней птицы держат кур и уток. В прибрежных северных и западных районах сунды занимаются рыболовством. Они большие специалисты по рыбоводству. Рыбу разводят как на рисовых полях, так и в специальных садках и прудах.

Промышленность на Западной Яве сравнительно развита (предприятия ткацкой и пищевой промышленности, добыча полезных ископаемых). Большую роль в экономике края и всей Индонезии должен сыграть металлургический завод, сгроительство которого начато в 1962 г. с помощью Советского Союза. На Западной Яве производится электроэнергии столько же, сколько на всей остальной Яве и Мадуре. Ведется строительство гидростанции на реке Читарум близ Джатилухура с водохранилищем, емкость которого в семь раз больше емкости всех водохранилищ Индонезии вместе взятых.

Из ремесел наиболее развито ткачество. Для сундских тканей характерна красно-синяя расцветка. Специфически сундским является каин касанг — широкий кусок ткани, употребляемый в качестве занавеса и как настенное украшение. Батикование сундам известно, но, по-видимому, оно заимствовано у яванцев. В западных районах сохранилось традиционное окрашивание тканей с помощью крахмала, наносимого на ткань так, что после окрашивания остается характерный рисунок из белых точек. Широко распространено плетение циновок, коробов, портсигаров и пр. В специальное ремесло выделилось изготовление шляп. Сундские плетеные шляпы всемирно известны, их вывозят во многие страны Европы. Развиты также кузнечное, оружейное, ювелирное и гончарное производства. Свою продукцию сундские крестьяне и ремесленники продают большей частью через китайских торговцев, В целом товарно-денежные отношения у сундов развиты больше, чем у яванцев, чему способствовало давнее и широкое развитие внешних связей сундской области.

Дорожная сеть — разветвленная, за исключением крайних западных и юго-западных районов. Много асфальтированных шоссе. Основные средства транспорта у сундов те же, что и у яванцев — бечак, докар, андопг. Автвмо- билей больше, чем на всей остальной Яве.

Сундская деревня называется нагари (или нагери). Расположение обычно линейное, обязательно вблизи воды. Поэтому очень многие сундские названия мест имеют первый слог «чи» (в восточных районах «че») от слова «вода» : Чилегон, Чиребон (Черибон) и т. д. Деревни не огорожены. На усадьбе, помимо жилого дома, размещены постройки для скота, иногда рыбный пруд. Если усадьба стоит на берегу реки, то устраивают специальное огороженное место для купания.

Дом, сундов по конструкции и по материалу схож с жилищем яванцаг он каркасный, прямоугольный в плане, сделан из бамбука или дерева (богатые дома), крыт тростником, пальмовыми листьями, иногда черепицей. Легкий бамбуковый дом могут разобрать и перенести на новое место всего несколько человек. Своеобразной чертой являются невысокие—от 30 до 70 см— сваи. Вход в дом делают в длинной фасадной стене. Входят через верандуг которая иногда тянется вдоль всей стены. За основным помещением, где собираются все члены семьи, находятся маленькие комнаты-спальни, отгороженные от общей комнаты либо бамбуковыми перегородками, либо занавесками. і Окон в доме нет. Сзади к нему иногда пристраивают кухню, но чаще готовят в доме на очаге, представляющем собой глиняную площадку с лежащими на ней камнями, или на глиняной плите. Внутреннее убранство несложно: в основном это топчаны, циновки и полотнища ткани, сундуки для одежды, разнообразная кухонная утварь — бамбуковая, плетеная, глиняная, металлическая. На веранде держат прялку и ткацкий станок.

В сундской области много городов, среди которых наиболее известны Бандунг и Богор — важные промышленные и культурные центры Индонезии. Бандунг — один из красивейших городов Индонезии. Он. отличается прекрасным климатом, его окрестности служат местом Отдыха й туризма. Богор имеет мировую славу благодаря своему ботаническому саду, основанному еще в 1817 г.

Обычная пища сундов — рис, а также овощи и фрукты. Во время основного завтрака едят лепешки из муки клейкого риса; непременно добавляют бананы свежие, жареные или в ином виде. На обед едят вареный на пару рис с приправами, которыми служат овощи, горох, перец, соль, рыба, а в домах с достатком и мясо. Любимое блюдо — пёйём (тапай) — рис, сваренный на пару и заквашенный с особой приправой раги. Раги готовят из рисовой муки или тапиоки, лука, сахара, специй. Иногда это кушанье дополнительно поджаривают в масле до образования хрустящих корочек. Когда риса мало, переходят на кукурузу, маниок, батат. Пьют чай и кофе, холодный или горячий отвар фруктов. В качестве алкогольного напитка употребляют пальмовое вино, получаемое из аренговой пальмы.

Одежда сундов напоминает одежду яванцев. Лишь' традиционный мужской костюм в отличие от яванского включает длинные штаны и надеваемый поверх них саронг длиной до колен или широкий платок. На голову, как правило, надевают черную бархатную шапочку. Обычай плотно повязывать голову платком сохранился лишь в деревне, где широко распространены также плетеные конусовидные шляпы. Размеры их различны, некоторые так велики, что служат прекрасной защитой от дождя. Сунданку можно отличить от яванки главным образом по расцветке саронга и по некоторым деталям украшений. Гладко причесанные и намасленные волосы сунданки стягивают на затылке и укладывают в узел. В узел часто втыкают длинную золотую или серебряную шпильку, верхнюю часть его украшают цветами жасмина или дерева чемпака. Женщины носят серьги, браслеты, кольца. Мужчины также иногда носят кольца. До конца 20-х — начала 30-х годов в некоторых деревнях среди части населения сохранился обычай подпиливать зубы на конус и красить их в красный цвет.

Соседская община, называемая чаще всего яванским термином «деса:», в большинстве районов сохраняет свое значение лишь как административная единица, особенно на севере (Бантам). Десой управляет деревенская выборная администрация во главе со старостой — куву (или лурах), которой помогает совещательный совет из наиболее уважаемых лиц деревни. Уже нет общинной собственности, общинных фондов, общинных домов; потеряли свое значение общие собрания жителей деревни и т. д. Орошаемые земли повсеместно находятся в частной собственности, их можно продавать, закладывать, завещать. В некоторых округах почти половина земли и даже более принадлежит абсентеистам. Практикуется сдача земли в аренду китайцам, которые, по существующим в Индонезии законам, не могут владеть землей. Идет быстрый процесс сосредоточения земли в руках немногих богатых семей деревни, обычно деревенских старейшин. Большинство крестьян батрачит на полях помещиков и кулаков. За свой труд крестьянин получает вознаграждение частично повременно, частично сдельно. Кроме выполнения типично барщинных работ, крестьянин опутан еще и тяжелыми арендными обязательствами.

В настоящее время у сундов происходит возрождение общинных традиций взаимопомощи на новой основе — кооперативной. Несколько малых семей, живущих по соседству, образуют келомпок (группу взаимопомощи), пять-шесть келомпоков составляют рукун тетапгга (нечто вроде «малой общины»). Несколько рукун тетангга обычно составляют рукун кампунг — -общину более высокого порядка, охватывающую жителей части десы (например выселка).

Инициатива в браке исходит от семьи молодого человека. Родители молодых дарят жениху и невесте деньги, одежду, кое-что из утвари. Брачный обряд сходен с яванским (см. стр. 457). Праздник сопровождается музыкой и танцами и длится иногда до утра. Женщина занимает у сундов почетное место; нередко она является главой семьи. Сунды, как и яванцы, отличаются вежливостью и мягкостью в обращении. Они очень гостеприимны и добродушны. В сундскпх районах очейь редко можно натолкнуться на уличный или домашний скандал или услышать грубость.

Мадурцы

Основной район расселения мадурцев — небольшой остров Мадура, лежащий у северо-восточного побережья Явы, а также восточные районы Явы. Площадь Мадуры вместе с соседними островами Сапуди, Кангеан и другими составляет около 5,5 тыс. кв. км. Близко родственны мадурцам жители Бавеана, говорящие на диалекте мадурского языка. Из 7 с лишним миллионов мадурцев на Мадуре живет около трети, остальные — на Восточной Яве. Мадура — один из наиболее засушливых районов Индонезии: среднегодовое количество осадков — 1—2 тыс. мм. Большая часть Мадуры имеет очень скудные известковые почвы. Поэтому внутренние районы заселены слабо. Прибрежные же районы с плодородными красноземными почвами перенаселены. Обезземеливание, перенаселение и скудость почв издавна заставляли мадурцев эмигрировать на Восточную Яву. В настоящее время мадурцы составляют основное население ряда восточнояванских округов. Язык мадурцев близок яванскому и сундскому по грамматике и по лексике. Влияние яванского языка обнаруживается в словаре и в наличии ряда слов, свидетельствующих о существовании стилей языка. Но слова эти все более выходят из употребления.

Мадурцы известны как лучшие скотоводы по всей Индонезии. Основной район скотоводства — остров Мадура. Разводят преимущественно быков. Во внутренних районах Мадуры содержание скота пастбищное, в большинстве же районов — стойловое. Большое значение имеет разведение быков для традиционных гонок карапан, а также более сильных боевых быков. Коров держат для приплода и для пахоты. Коневодство развито меньше; лошадей разводят для транспортных целей. Из мелкого скота наиболее распространены козы. Мадурцы занимаются также птицеводством (куры). Специально разводят бойцовых петухов и особый вид бойцовых куропаток, голубей для голубиных соревнований и горлинок в качестве певчей птицы.

Второе по значению занятие мадурцев — земледелие. Мадурцы Восточной Явы занимаются земледелием больше, чем скотоводством. Здесь преобладают савахи. На самой Мадуре большая часть полей — тегалы. Кроме основной культуры — риса, мадурцы в качестве второй культуры сажают кукурузу, бобовые, арахис, кассаву, тыкву, кормовые культуры для скота, а также табак. Очень много фруктовых садов. На Мадуре имеются большие плантации сизаля, из волокон которого делают мешки. Мадурцы Восточной Явы возделывают кофейные и табачные плантации. Среди мадурцев широко развито отходничество.

Рыболовство — главное занятие мадурцев побережья. Они не менее смелые и искусные рыбаки и мореходы, чем буги и макассары. Мадурцы часто поступают матросами на суда каботажных линий. В занятиях мадурцев важную роль играет также добыча соли, которую отсюда вывозят в другие районы архипелага и даже в соседние страны Юго-Восточной Азии. Добы вают соль как выпариванием, так и из естественных залежей.

Ремесла у мадурцев, особенно художественные, развиты гораздо слабее, чем, например, у яванцев. Наибольшее значение имеет строительство лодок и небольших судов. Мадурцы изготовляют лодки самых разнообразных размеров — от крошечных долбленок до больших парусников. Небольшие лодки делают обязательно с двумя балансирами и треугольным парусом. На больших парусниках — одна или две мачты. Как правило, каюта находится в их центральной части. В качестве руля пользуются большим кормовым веслом. Свои лодки мадурцы украшают резьбой и раскрашивают их, особенно йос и корму. Нередко лодкам дают звучные собственные имена. Большие двухмачтовые прау снабжены иногда дополнительным косым парусом в носовой части.

Почти в каждой мадурской деревне занимаются выделкой кож, значи- чительную часть которых вывозят. Развиты гончарство и плетение. Среди мадурцев есть искусные кузнецы, плотники, каменщики, медники. По числу образцов изготовляемого холодного оружия мадурский кузнец не уступит яванскому или малайскому.

Мадурцы, главным образом с острова Мадура, занимаются торговлей, прежде всего в районах Восточной Явы. В свободное от сельскохозяйственных работ время сухого сезона мадурец переправляется на Яву со своей повозкой, запряженной лошадью, и странствует от десы к десе, продавая кожи, гончарные изделия, а также соленую и сушеную рыбу. Назад в рыбацкие деревни он везет кукурузу и рис. Но главная статья мадурской торговли живой скот. Скотом торгуют как на самой Мадуре, так и на Яве. Ежегодно с Мадуры вывозят до 90 тыс. голов скота в разные районы Индонезии. Крупная торговля идет через посредников-оптовиков, сосредоточивающих в своих руках иногда по нескольку тысяч голов скота.

Дома в мадурских деревнях обычно разбросаны без определенного порядка на довольно большой территории. Много деревень и с линейной планировкой, особенно вдоль дорог. В каждой деревне обязательно есть загон для скота. Дома каркасные, на невысоких сваях, с верандой. Стены плетеные или из бамбуковых планок. Крыты дома пальмовым листом, тростником; не редкость и черепичные крыши (имеется развитое черепичное производство).

Пища мадурцев отличается от яванской и сундской более широким пот- треблением кукурузы и мяса. Обычно рис подают ср значительной долей кукурузы. Широко распространен туак — алкогольный напиток из перебродившего сока арековой или лонтаровой пальмы; любят и другие опьяняющие напитки. Большое место в рационе сундов занимает рыба.

Мужчины носят короткие или длинные штаны, удерживаемые ремнём; поверх них — каин или широкий платок. Как каин, так и платок чаще всего небрежно подобраны спереди и заткнуты за пояс. Обязательная часть одежды -- рубаха с длинными широкими рукавами и стоячим глухим воротом или майка, поверх которой надевают распашную куртку с двумя рядами пуговиц по бортам и с накладными карманами. На голове — плотно повязанный платок. Мусульманские шапочки носят редко. Можно еще и сейчас встретить мужчин с крисом, заткнутым за пояс на животе. Волосы коротко стригут или сбривают наголо. В восточной части Мадуры многие мужчипы отпускают усы, а иногда и бороды. Мужчины с западной Мадуры часто вдевают в левое ухо серьгу в виде большого серебряного кольца. Женщины носят длинные темно-синие или цветные ситцевые кофты и саронг. Как женщины  так и мужчины любят ткани с перемежающимися темными и светлыми поло- сами. Женщины и девушки носят ручные и ножные браслеты. Волосы они укладывают в два узла по сторонам головы.

У мадурцев существует отчетливое классовое деление с сильными феодальными пережитками — наследием многовекового существования мелких феодальных княжеств. Общинная организация к настоящему времени подверглась значительному разложению. Если в конце XIX в. пахотные земли были общинными, то сейчас они перешли уже в частную собственность. Должностные лица деревни осуществляют преимущественно административ- ные функции; роль деревенских советов сошла на нет. Процент безземельных крестьян среди мадурцев не ниже, чем среди яванцев. Обнищание и обезземеливание заставляют мадурцев широко прибегать к отходничеству, искать выхода в побочных занятиях и в переселении на новые земли. В то же время среди них выделились крупные землевладельцы и обладатели стад в сотни голов скота, которые широко эксплуатируют труд крестьян. В последние годы здесь ведется большая работа по созданию кооперативов. В первую очередь кооперативы организуют земледельцы и рыбаки.

В семейно-брачных нормах мадурцев очень много общего с обычаями, принятыми у яванцев и сундов. После подписания в мечети брачного контракта жених вместе с целой процессией направляется к невесте. Родственницы последней подводят его к невесте и усаживают их рядом, ставя перед ними блюда с пищей. Вечером устраивают праздник с угощением для всех — сламетан. Обычно он сопровождается представлением ваянга и танцами. Первые два вечера и ночи после празднества новобрачные проводят за чтением Корана. Молодожены обычно живут отдельно от родителей, кроме одной-двух дочерей, которые часто остаются с отцом. Изредка встречаются большие патриархальные семьи, в их составе живут представители трех поколений. Многоженство встречается редко. При разводе девочки остаются с отцом, а мальчики — с матерью, имущество делят поровну. Женщины у мадурцев обременены домашними и полевыми работами более, чем у многих других народов Индонезии. Это объясняется тем, что мужчины очень часто бывают б отъезде: на рыбной ловле, на пастбищах, в поездках с торговыми целями.

Характерной чертой мадурских мужчин является решительность и полная независимость характера. Мадурские женщины отличаются сдержанностью и молчаливостью.