Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселение и жилище, пища, одежда, общественный строй яванцев
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Поселение и жилище, пища, одежда, общественный строй яванцев

При большой плотности населения яванские деревни (десы) расположены близко одна от другой. Планировка обычно линейная, дома стоят либо вдоль дорог, либо вдоль дамб, ограждающих оросительные каналы или рисовые поля, либо по песчаным дюнам вдоль побережья. Обязательным условием является близость водного источника. Недостаток земли заставляет крестьян селиться у самых подножий вулканов и даже на их склонах.

Деревня, окруженная со всех сторон рисовыми полями, скрывается за фруктовыми деревьями. Часто она ограждена бамбуковой или ротановой изгородью, установленной на невысоком земляном или каменном валу. Через деревню проходят дороги, оросительные каналы. Она состоит из отдельных усадеб, отделенных друг от друга легкой бамбуковой изгородью. Почти в каждой десе имеется центральная площадь, на которой стоит общинный дом ланггар. Сейчас его используют как молитвенный дом или помещение для школы, если в десе нет специального школьного здания. Здесь же, на плошади, стоит лураха — дом старосты десы, а в особенно крупных десах — мечеть. Деревенское кладбище находится рядом с десой или внутри нее.

В усадьбу входят: жилище с пристройками, отдельно стоящие служеб ные постройки (амбар, хлев, конюшня), приусадебный участок, засаженный фруктовыми деревьями и овощами. На усадьбе иногда стоит и дом крестьянина, который, не имея своего участка, построился с разрешения владельца данного участка и выполняет за это ряд работ на поле, в доме и др.

Дом яванца каркасно-столбовой, прямоугольный в плане, без свай или на низких, не более полуметра, сваях, что составляет характерную особенность яванского жилища. Опорные столбы каркаса (их четыре) ставят на каменную или кирпичную подушку. В бедных домах каркас и обрешетку крыши делают из бамбука, в более зажиточных — из дерева. Стены из плетеных бамбуковых матов, которые можно купить в готовом виде; окон нет, свет и воздух проникают через дверь, находящуюся в передней торцовой стене дома. Четырехскатная или двухскатная крыша — из пальмовых листьев, дранки. Потолок и пол — из расщепленного бамбука. В домах побогаче стены тесовые, а крыша черепичная. В далеком прошлом яванцы строили дома на высоких сваях. Сведение лесов и резкое уменьшение в связи с этим количества пресмыкающихся и насекомых, а также осушение почвы в результате ирригационных работ сделали сваи ненужными.

Перед домом иногда сооружают небольшую открытую или полуоткрытую веранду, где во время дневной жары отдыхают и где женщины выполняют некоторые работы. Передняя часть дома служит гостиной и столовой, здесь же спят дети и подростки. Циновками отделена задняя часть дома, служащая спальней. На полу для мягкости расстелены циновки из рисовой соломы. Мебель состоит из низких бамбуковых скамеек, покрытых циновками, иногда низкого столика, вокруг которого сидят, скрестив ноги; на стенах висят циновки и ситцевые занавески. На скамейках и вдоль стен стоит домашняя утварь. Освещение керосиновое или свечное. Кухня находится либо в пристройке к передней части дома, либо в отдельном помещении рядом с домбм.

Крестьянский дом окружен участком, который в хозяйстве яванца играет очень большую роль. Под приусадебными участками на Яве занято не менее 20% кресАянской земли. Растения на участке посажены очень тесно, возвышаясь одно над другим. Непосредственно на земле растут батат, кассава, иногда перец. Второй ярус растительности составляют бананы и деревья с невысокими кронами — цитрусовые, хлебное дерево и другие, по стволам которых вьются стручковые растения. Верхний ярус образуют пальмы — кокосовые, сахарные, арековые — и высокоствольные фруктовые деревья манго, дуриан и др. Продукты, получаемые с приусадебного участка, служат существенным дополнением к питанию, а в пригородных районах это источник денег, так как часть продукции идет на городской рынок.

На территории, населенной яванцами, сосредоточено несколько десятков городов, из них 10 имеют население более 100 тыс. человек. Крупнейшие города — Джакарта (около 3 млн. жителей) и Сурабая (более 1 млн. жителей). Широкие центральные улицы больших городов застроены двух- и трехэтажными белыми каменными домами, все чаще попадаются многоэтажные здания современной архитектуры.

Большинство зданий сплошь покрыто рекламами и вывесками. Первые, а нередко и вторые этажи домов занимают лавки, рестораны, парикмахерские, что создает впечатление одного непрерывного магазина. Улицы покрыты асфальтом. Движение исключительно оживленное. Повсюду попадаются уличные «рестораторы» с переносной жаровней, ремесленники со своей продукцией, которую они несут на пикулане — коромысле. Боковые улицы узкие, дома здесь одно- и двухэтажные, часто деревянные.

Для больших городов Явы, как и для многих городов стран Востока, находившихся под колониальным господством, характерно наличие так называемых европейской и туземной частей. Первая, в наши дни заселенная высокооплачиваемым чиновничеством и крупной буржуазией, настроена комфортабельными особняками, утопающими в зелени; улицы здесь широкие. Кварталы, занятые мелкой буржуазией, выглядят беднее: улицы уже, участки меньше, дома проще. Беднота населяет окраины города. Здесь нет каменных домов и мощеных улиц: деревянные и бамбуковые домики ЦОЯ пальмовыми крышами — обычное жилище городской бедноты. Другая характерная черта яванских городов — обособленные кварталы, населенные китайцами.

Китайцам, а также индийцам и арабам принадлежит большая часть магазинов и мастерских. Дом китайца — это одновременно жилое помещение, лавка и склад.

Только на центральных улицах дома стоят вплотную друг к другу, в остальных районах дом окружен участком, на котором растут фруктовые деревья, стоят вспомогательные постройки. Жители окраин даже держат скот. Поэтому города растянуты и передвижение без транспорта затруднено. Яванец и в городе старается жить поблизости отводы. Утром и вечером берега каналов ж рек, протекающих по городу, заполнены народом: здесь купаются, стирают,

інабирают воду,  моют посуду, просто отдыхают. Небольшие городки яванцев выглядят более традиционно. Дома в них преимущественно одноэтажные, с приусадебными участками. И дом, и участок защищены глухой кирпичной или глинобитной стеной. Улицы немощеные.

Пища

Основу пищевого рациона яванца составляет рис в различных видах. Его чаїце всего варят на пару в бамбуковой воронке, вставляемой в горловину медного сосуда с кипящей водой. Подают рис в бамбуковой корзиночке или на тарелке, обычно из грубо обожженной глины. Самые популярные бдюда — наси горенг (вареный и затем прожаренный в масле рис) и наси у Лам (вареный рис с ломтиками овощей и с приправой). Особенно вкусен рис, сваренный в кокосовом молоке.

Чрезвычайно разнообразны приправы к рису. Чаще всего употребляют самбел — острую приправу обычно из смесі* овощей, перца, соли и рыбы ж сатэ — приправу из ломтиков мяса, а также приправу из бобовых. Приправы подают на отдельных тарелках. Яванцы предпочитают острую пищу,поэтому в любом блюде обязательно присутствует перец. Существен- нуюроль в питании играет кукуруза и изделия из кукурузной муки—лепешки, булки in», т. д.., часто с добавкой рисовой муки, а также изделия из тапиоки. В пору нехватки риса основной пищей являются корнеплоды — батат, кассава, земляная груша, а также фрукты.

Фрукты — почти обязательная часть рациона яванца. В первую очередь это многочисленные сорта бананов. Яванцы едят бананы сырыми, жарят их, запекают в тесте, делают из них похлебки, желе, кисели, муку, вялят их на солнце и пр. Употребляют также ананасы, рамбутан, плоды нангка и хлебного дерева, манго, дуриан. В пищу идут также съедобные коренья различных трав, молодые побеги бамбука.

Большое место в меню занимает рыба. Ее жарят, варят в соленой воде €0 специями, коптят, фаршируют. Чрезвычайно распространено приготовлений острых рыбных соусов, которые яванцы называют общим словом «траст. Для этого мелкую рыбу и креветок квасят, превращая в тестовидную массу. В пищу идут крабы, трепанги, моллюски. Из тапиоки и муки, полученной из сушеных креветок, с добавлением специй, делают крупук— очень тонкое хрустящее печенье. Крупук не пекут, а жарят в масле и иногда подсушивают на солнце. Готовят различные печеные изделия. Масло получают из копры, кукурузы, земляного ореха. Животный жир почти не используют. Мясные блюда, как и мясо птицы, часто подают лишь в зажиточных домах. Для рядового яванца говядина или курятина — деликатес. Молочные продукты едят лишь жители больших городов (под влиянием европейцев). "

Из напитков обычны кофе, чай с печеньем. Очень популярны пиво ж прохладительные напитки на льду (в городах), сок молодого кокосового ореха. Крепкие напитки — ввозные и собственные (вино из перебродившего сока кокосового ореха, сахарного тростника или риса) — пьют мало. В прошлом у яванцев — мужчин и женщин — было распространено жевание бетеля (по-индонезийски — сири). Сейчас жевание бетеля все более вытесняется курением. Женщины в деревне, особенно пожилые, жуют табак.

Время приема пищи зависит от рода занятий. Крестьянин встает на рассвете и завтракает небольшим количеством вареного риса с приправами. С собой на поле он уносит сверток с едой для второго завтрака, который бывает перед началом полуденной жары. Каждый накладывает на бамбуковый лист несколько горстей риса, добавляет по вкусу приправу, разминает все пальцами и пальцами же кладет в рот. Закусывают бананами, растущими на меже. После возвращения с поля перед заходом солнца обедают. В это время, кроме риса с приправами, едят жидкие похлебки из кассавы, бананов, пьют кофе или чай.

Одежда

Яванцы в большей мере, чем другие народы Индонезии, сохранили традиционную одежду, особенно на территории бывших княжеств. В городах традиционная одежда шире распространена среди женщин. Повседневная одежда яванцев — мужчин и женщин — каин. Это полотнище многоцветной ткани, дважды обертываемое наподобие юбки вокруг тела от пояса до колен или до щиколоток. Каином можно закутаться как плащом. Длина каина — до 2,5 м, ширина — от 50 см до 1 м. Короткие каины обычно надевают во время полевых работ, обычно же носят длинный каин панд- жат.

В деревнях мужчины на голое тело надевают прямоза- стежную куртку с рукавами. В городах под каин, особенно короткий, надевают хлопчатобумажные брюки, а под куртку — майку. В торжественных случаях мужчины облачаются в более длинный и широкий каин называемый «додот». Его драпируют так, что правая нога открыта, а складки свисают у левой ноги. При додоте обязательны шелковые брюки, охватывающие ногу у лодыжек. Складки каина яванец собирает на поясе впереди. Каин удерживают на талии поясом с большой пряжкой или закручивая верхней кромкой внутрь. Каин, края которого сшиты, называется «саронг». Теперь лишь праздничные каины делают из настоящего батика.

Городская молодежь из более обеспеченных семей предпочитает европейский костюм.

На голову яванцы надевают мусульманскую бархатную черную шапочку ' пичи. Многие яванцы, особенно в центральных районах, носят традиционный батиковый платок икет, повязанный в виде плотно прилегающей шапочки со складками, идущими по обе стороны от затылка ко лбу. Форма закрепляется крахмалом. Женщины гладко зачесывают волосы назад, надо лбом втыкают гребень, который удерживает волосы и платок.

Прежде обязательной принадлежностью костюма яванца был крис, носимый сзади за поясом так, что рукоятка приходилась под правой лопаткой. Такой странный способ ношения диктовался этикетом: крис нельзя было носить так, чтобы он в любой миг был под рукой: это означало бы угрозу по отношению к окружающим.

Женщины, кроме каина, носят кембен (полоса батиковой ткани, плотно обернутая вокруг груди) или низко вырезанный на груди лиф, без рукавов, . с пуговицами посредине. Поверх надевают кофту — либо короткую, либо длинную. Наиболее распространена довольно короткая, немного ниже талии, распашная кофта без ворота, с длинными прямыми рукавами — кабаяк (по-индонезийски кебая). Почти все женщины, в том числе и в городе, носят такие кофты. Обязательная принадлежность женского костюма — сленданг. Это длинный наплечный платок, носимый перекинутым через плечо. Он

служит украшением, им можно прикрыть голову; в нем носят маленьких детей, устраивая их сбоку за спиной, чтобы они не мешали во время работы; иногда он служит хозяйственной сумкой. Обувь женщины и мужчины носят лишь в городах, в деревнях ее надевают только зажиточные крестьяне.

Серьги, ожерелья, браслеты, перстни, гребни — украшения женщин. Наиболее распространены украшения из рога, кости, черепахового пан- циря, из меди, олова и их сплавов, а также из серебра и золота. Мужчины также носят кольца, часто из простого железа. Женщины по праздникам пудрят лицо, шею и верхнюю часть груди рисовой пудрой. До середины XIX в. в наиболее глухих районах Центральной и Восточной Явы были случаи чернения и подпиливания зубов (зубы укорачивали или придавали им конусообразную форму).

Маленькие мальчики носят короткие штанишки и рубашки, а девочки — длинную (до щиколоток) рубашку. Мальчики-подростки надевают короткие штаны и рубашку навыпуск, девочки — короткую юбочку и кофточку. По торжественным дням подростков одевают как взрослых.

Общественный строй

Августовская революция, ликвидировавшая политическое господство голландского империализма и уничтожившая феодальные княжества и значительную часть феодальных привилегий, не лик- Сословко-классовое видировала, о днако полностью наследия феодализма.

Классовые отношения, свойственные буржуазному обществу, тесно переплетены здесь с феодальными пережитками, в том числе сословного характера. Сословия не только свидетельствуют о сохранении старых, феодальных классов, но и скрывают новые, присущие капитализму классовые отношения. Низшее сословие составляют вот чилик (буквально «маленькие люди»). Это два основных трудящихся класса — рабочие и крестьяне. Кроме того, к вонг чилик относятся бечаки, мелкие торговцы, лица свободных профессий и т.д. Выше по социальной лестнице стоит сословие сантри—торгово-ремесленные слои и мусульманское духовенство. Сюда же входити индонезийская буржуазия. Представители сантри из интеллигенции играют ведущую роль в буржуазных мусульманских партиях. К сословию прийяи (дворяне) относятся чиновники, старая и отчасти новая интеллигенция, помещики. В классовом отношении прийяи неоднородны: среди них есть мелкие феодалы, обуржуазившиеся помещики, а также представители буржуазной интеллигенции и бюрократии. Высшим сословием является аристократия — ндара (бывшие князья и султаны, их потомки и многочисленные родственники, т. е. представители верхушки феодального класса).

В ходе индонезийской революции в яванском обществе проиаошли существенные изменения. Основные правительственные посты сейчас занимают представители буржуазной интеллигенции. Низшую прослойку прийяи частично заменили выходцы из среды рабочих и крестьян — бывшие вонг чилик. Яванский рабочий класс вырос и окреп, возросла, хотя еще далеко не достаточно, политическая сознательность крестьянства. Резко упал престиж феодальной знати. Лишь аристократия Джокьякарты сохранила часть привилегий благодаря тому, что султан Хаменгку Бувана IX выступил на стороне революции.

Большинство яванцев — крестьяне. Они составляют не менее 80% яванского населения. Одна или несколько деревень образуют соседскую общину, называемую, как и деревня, десой. До настоящего времени деса с ее духом коллективизма является основой социально-экономической организацией яванцев. Серьезный удар по яванской общине нанесли мероприятия Раффлза; который ввел индивидуальный поземельный налог, тогда как до тех пор налоги платила вся община в целом. Однако начиная с 1830-х годов голландская колониальная администрация серией законодательных актов закрепила как систему общинных отношений на Яве, так и феодальную иерархию, видя в этом удобное средство для эксплуатации населения. Но уже с середины XIX в. в общинном землевладении произошли большие изменения. Если в некоторых общинах переделы проводились еще регулярно, то в других — время от времени, по мере увеличения населения десы. После принятия аграрного закона 1870 г., а также в связи с развитием иностранных плантаций яванские крестьяне лишились значительного количества земель. Пользование оросительной системой было подчинено интересам плантаторов. Участились случаи захвата и скупки земель крестьян ростовщиками и лицами, не живущими в данной общине. Образовался слой помещиков-абсентеистов. Крестьяне платили налоги и исполняли барщинные повинности в пользу колониальных властей, а значительная их часть, кроме того, находилась в зависимости от полуфеодальных помещиков. Закон предусматривал также 32 случая, когда крестьянин должен был платить денежные взносы или нести барщину в пользу старосты. Подлинным бедствием стало ростовщичество— натуральное и денежное. Все это вело к обезземеливанию крестьянства и к углублению классового расслоения в десе. Доля общинного землевладения на Яве за 50лет (с 1882по 1932г.) снизилась с 42% до 13%. В канун мирового экономического кризиса на Яве и Мадуре до 35% крестьян жили продажей своего труда. Перед второй мировой войной около 25% яванских крестьян были безземельными.

В настоящее время деса является низшим подразделением в существующей административной системе. Деса делится на дукухи — кварталы или небольшие дочерние поселения (не более 100 домов). Число ее жителей 2—3 тыс. человек, но есть и более крупные десы. У яванцев существует два типа дес. В холмистых и горных районах десу составляют несколько небольших деревене к-дукухов, разделенных полями, в долинах и на равнинах — одно большое поселение (до 400—500 домов), в котором дома образуют несколько улиц.

Деса — это не только административная единица, но и организация крестьян, ведающая многими аграрными, юридическими и религиозными вопросами. Земля в десе делится на следующие категории: земли, которыми владеют общинники по праву частной собственности; земли, предоставляемые деревенской администрации за службу (такие земли есть не во всех десах); наконец, земли, находящиеся в пользовании всей общины. Иногда такие земли сдают в аренду кому-нибудь из безземельных крестьян деревни, а доходы идут на общие нужды деревни. Переделы сейчас нигде не производятся.

Администрацию десы возглавляет староста (лурах). Его избирают раз в три года все жители деревни — мужчины и женщины, достигшие 18 лет. Староста ведает сбором налогов, распределяет повинности, следит за использованием земли, дает разрешение на расчистку новых земель, представляет общину перед высшими властями и перед соседними общинами. Староста, как и другие представители деревенской администрации, не получает жалования от правительства. Община выделяет ему 4 га саваха. Кроме того, общинники несут определенные повинности по отношению к старосте. Должность старосты в большинстве случаев сохраняется за членами одной семьи. Решающую роль в этом играет ее имущественное положение, а также традиционный взгляд на нее как на сейью потомков основателей данной десы. Старосты стремятся укрепить свое положение путем браков с семьями старост соседних деревень или даже с семьями помещиков. Так сложились родственные группы, охватывающие верхушку многих деревень.

Старосте подчинены от 10 до 20 помощников, часть которых назначает . высшая администрация по согласованию со старостой и уважаемыми лицами деревни, а часть выбирают жители десы. Староста имеет заместителя. Важной фигурой является секретарь десы; он обязательно должен знать индонезийский язык. Во главе отдельной части десы (дукуха) стоит кебайян. Специальное лицо ведает орошением полей. В десе есть также несколько полицейских.

Каум выполняет основные религиозные службы. Наконец, в десе имеется почтальон. Все названные должностные лица имеют за службу от 0,4 до 3 га саваха каждый, помимо собственных земельных участков. Самые важные вопросы решает общее собрание всех совершеннолетних жителей десы. Эта система сельской администрации, со значительными местными вариациями, едина для Индонезии. Она была введена после революции.

В яванской деревне можно выделить несколько основных групп крестьянства, каждая из них имеет свой экономический и юридический статут. Гогол (также кули, кенченг и т. д.)1 —крестьянин, владеющий савахом и домом с участком в деревне. В основном это потомки ранних поселенцев в данной местности. Кули гундул владеет савахом, но не имеет участка в деревне и строит дом на чужом участке, платя за это. Кули карангкопек не имеет рисового поля, но владеет приусадебным участком и домом в деревне. У магерсари нет ни поля, ни участка в деревне, по есть дом, построенный на чужом участке. Наконец, индунг тлосор не имеет ни поля, ни участка в деревне, ни дома.

Крестьянин-гогол считается полноправным общинником. Крестьяне этой группы — основные плательщики налогов, они ответственны за поддержание порядка в деревне. В некоторых местностях Центральной Явы гоголы в вознаграждение за выполнение налоговых и иных повинностей получают право на дополнительный участок. Положение гоголов наследственно и обычно переходит к старшему сыну вместе с дополнительным участком, иногда к младшему, а при отсутствии сыновей — к дочери. Гоголы — деревенские богатеи, владеющие половиной и более всех рисовых полей деревни, хотя они составляют лишь несколько процентов ее населения. Они сдают в аренду землю, скот, ссужают семена, сельскохозяйственный инвентарь, деньги. В результате в их руках оказывается земля разорившихся односельчан. В то же время и в среде самых гоголов происходит расслоение.

Безземелье и связанное с ним обнищание — бич яванской деревни. По официальным данным, около 60% яванских крестьян не имеют земли. В 1930 г. средний участок на Центральной Яве составлял около 0,8 га, в 1957 г. он равнялся 0,5 га. Уже материалы обследования, проведенного в начале нашего века в некоторых районах Явы и Мадуры, показали, что у более чем 70% крестьян нет крупного рогатого скота; в настоящее время численность крестьян, не имеющих тягла, еще более увеличилась. Бедняки арендуют земЛю у богатых или нанимаются в батраки. Нередко доля, отдаваемая хозяину, превышает половину урожая. Некоторые из неимущих крестьян занимаются ремеслами, мелкой торговлей.

В яванской деревне живы еще многие общинные традиции, которые проявляются в различных формах взаимопомощи (готонг-роионг). Самбат-синамбат — взаимопомощь нескольких соседних крестьянских хозяйств, осуществляемая добровольно, без контроля со стороны администрации деревни. При этом доходы от коллективного труда делят поровну, сообща приобретают утварь для совместных праздников, делят все или часть расходов по случаю свадьбы или похорон одного из членов группы. Форма взаимопомощи кериган и гугур-гунунг охватывает широкий круг общинников. В кериган участвуют только общинники-землевладедь- цы. Так выполняются работы по ремонту деревенских дорог, каналов и пр. В гугур-гунунг включаются все жители деревни для нового строительства или для ухода за общедеревенскими сооружениями (мечеть, кладбище и пр.). Более широкая ступень организации — мончепат (взаимопомощь четырех соседних дес); в случае пожара, наводнения или иного стихийного бедствия соседние десы, связанные такой системой, обязаны прийти на помощь.

Большую роль в переустройстве яванской деревни и ремесленного производства призваны сыграть кооперативы. Более всего распространены кредитные кооперативы. Так называемые производственные кооперативы скорее являются сбытовыми, поскольку основная их цель — улучшение условий торговли своей продукцией. Сельскохозяйственные кооперативы обычно объединяют функции кредитных, снабженческо-сбытовых, отчасти производственных. Многочисленны потребительские кооперативы, кооперативы по хранению риса на случай неурожая. Из таких амбаров берут рис для посева, возвращая на 20% больше взятого количества. Однако во многих сельских кооперативах руководящую роль играют зажиточные слои деревни*