Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Явы, Мадуры и Бали. Их занятия
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Народы Явы, Мадуры и Бали. Их занятия

Остров Яву часто называют сердцем и мозгом страны. На этом острове проживает две трети населения, здесь наиболее развиты и сельское хозяйство, и промышленность. На Яве сосредоточено значительное число научных и культурных учреждений, а традиции древней индонезийской культуры особенно ярко выражены. Ява — признанный политический центр етраны.

Площадь острова Ява — 126 тыс. кв. км, а вместе с соседней Мадурой — 132 тыс. кв. км. На этой площади, составляющей 7% территории страны, живет 65 млн. человек, т. е. 65% населения Индонезии. Средняя плотность населения — почти 500 человек на 1 кв. км.

Западная Ява — гористая область, центральные и восточные районы имеют более ровный рельеф, прерываемый, однако, высокими горными грядами. Вершины многих гор постоянно дымятся — это действующие вулканы.

В большинстве районов Явы почвы вулканические. На значительном протяжении южного побережья и на небольшом участке северного (район Рембан- га) почвы известковые. Растительность скудная, встречаются полупустынные ландшафты; такие же почвы и на Мадуре. Когда-то почти вся Ява была покрыта густыми тропическими лесами. Сейчас естественные леса занимают лишь 22% площади, главным образом на западе Явы.

Большинство населения Явы составляют яванцы; на западе острова, в области Сунда, или Пасундан, живут сунды; на крайнем востоке Явы и на острове Мадура — мадурцы. Особую этнографическую группу составляют джакартцы — самый ранний пласт населения Джакарты, сформировавшийся из сундов, яванцев, малайцев и представителей других народов Индонезии, а также арабов и европейцев. В области Сунда живет небольшой народ бадуй, а на востоке — тенггеры. Среди яванцев еще в начале XX в. отчетливо прослеживались несколько этнографических групп, которые по своему социальному положению напоминали касты: калангй, усинги, пинггиры, гаджамати, говонги. У калангов некоторые ученые находят черты веддоидности, считая их, таким образом, потомками древнейшего населения Явы, сильно смешавшегося с последующими пришельцами. Остальные являются потомками жителей покоренных территорий, насильно перемещенных с родины на Яву в различные периоды индонезийской истории.

На Яве, главным образом в крупных городах, много китайцев, в городах живут также арабы, индийцы, несколько тысяч европейцев.

На восток от Явы, отделенный от нее узким проливом, лежит остров Бали, населенный балийцами. Балийцы связаны тесными историческими и культурными узами с населением Явы; особенно много общего в культуре балийцев и собственно яванцев — населения Центральной и Восточной Явы.

Яванцы

Яванцы — самая многочисленная народность Индонезии (около 48 млн. человек в 1965 г.), с наиболее древней культурой. Археологические изыскания последних десятилетий позволяют утверждать, что многие из ныне бытующих элементов культуры предкам яванцев были знакомы уже на рубеже нашей эры и даже ранее.

Яванский язык наряду с малайским — доевнейший. письменный язык Индонезии. Наиболее ранний из известных письменных памятников датируется 809 г. н. э.

Особенность яванского языка состоит в наличии нескольких стилей, называемых по-явански формами обращения. Эти особые социальные стили языка сложились уже в период яванского средневековья. Наиболее распространены в настоящее время два стиля: нгоко — «простой язык» и кромо — «вежливый язык» (в дальнейшем тексте все яванские слова даны на нгоко). На нгоко, имеющем наибольший словарный состав, говорят лица, равные по положению и возрасту, а также при обращении старших к младшим. На кромо говорят младшие по возрасту или положению со старшими.

В том случае, когда употребление нгоко слишком фамильярно, а кромо—излишне вежливо, прибегают к стилюмадъо («средний»). Баса касар («грубый язык») используют, когда хотят пренебрежительно отозваться о ком-либо. Знание индонезийского языка на Яве также широко распространено — главным образом в городах, а в настоящее время во все большей мере и в сельской местности.

Земледелие — основное занятие яванцев. На Центральной и Восточной Яве нет клочка земли, который не был бы использован под посадки; повсюду нескончаемой чередой тянутся возделанные поля. Около 90% земли занято под продовольственными культурами и 10% — главная культура — рис. Выращивают обычно рис двух видов — булу и чере. Сорт булу созревает дольше, но имеет более крупное зерно и меньше осыпается. Его предпочитают сажать там, где молотят не на поле, и крестьянам приходится переносить снопы на значительные расстояния. Сорт чере—скороспелый, с мелким легко осыпающимся зерном. Его выращивают там, где место обмолота находится поблизости от поля.

Существует несколько разновидностей этих двух сортов; разводят и другие сорта риса.

Большую часть риса выращивают на орошаемых полях (савах), которые занимают 5/6 площади, занятой под рщсом. На Яве сосредоточено 2/3 шаемых рисовых полей Индонезии, и все-таки риса не хватает для удовлетворения потребностей быстро растущего населения. Орошаемые поля устраивают не только в долинах, но и на склонах гор. Трудом многих поколений на горных склонах созданы террасы, поднимающиеся в некоторых местах до 1300 м над уровнем моря. Причудливыми лентами извиваются они вокруг гор. На особенно крутых склонах ширина такого поля-террасы не превышает 2—3 м. Низкие и узкие валики, ограждающие террасы, делают из земли, камня, вулканического пепла, укрепляют деревянными стойками и бамбуковыми плетенками. Источником воды служат задерживаемые естественные осадки, ключевые воды и воды горных потоков, озера, образовавшиеся в кратерах некоторых вулканов. Поля связаны канавками и водоспусками. Вода, как по ступеням, стекает с верхних полей на нижние через специальные отверстия в вал:ах, прикрытые подъемными щитами. Некоторые поля имеют систему бамбуковых труб и желобов. Трубы могут свободно качаться на своей опоре, находящейся под серединой трубы. Вода, текущая по трубе, заставляет ее опускаться; после слива воды труба возвращается в прежнее положение, так как один ее конец несколько тяжелее другого. При сливе труба через определенный промежуток времени ударяет о камень, лежащий у ее конца. Трубы разного диаметра и длины при ударе издают неодинаковые .звуки. Изменение интенсивности водного потока ведет к изменению в звучании этого «оркестра» и служит для крестьянина сигналом, требующим его вмешательства в регулирование стока воды.

Орошение с помощью водяных колес, снабженных черпаками, нехарактерно для Явы.

Возделывание риса на орошаемых полях — очень трудоемкий процесс: он требует в шесть раз больше рабочего времени, чем, например, для выращивания кукурузы. Основные сельскохозяйственные работы приурочивают к началу сезона дождей (октябрь-ноябрь). Почти повсеместно есть отступления от этого порядка. На одних полях высаживают рассаду, а на соседних уже зеленеет молодой рис, или он уже пожелтел, и можно собирать урожай. Рисовую рассаду выращивают на особых участках поля с наилучшей почвой и условиями орошения. Залитое водой поле дважды вспахивают, затем боронуют и иногда выравнивают. Через две-четыре недели саженцы пересаживают на основное поле (эту работу выполняют почти всегда женщины). Они идут по колено в воде, пятясь и оставляя перед собой ровные ряды саженцев. В сезон дождей яванцы засевают до 75% рисовых полей. Минеральные удобрения крестьяне не применяют, органические — в незначительном количестве. Поля неоднократно пропалывают. Когда же рис начинает наливаться, его охраняют от птиц, грызунов, а в лесистых районах — от диких свиней.

Урожай собирают через три с половиной — шесть с половиной месяцев, в зависимости от сорта риса.

 

Там, где нет условий для орошения, устраивают суходольные поля тегал. На Яве они занимают не более 10% всей обрабатываемой площади. Урожайность тегалов примерно на треть или вдвое ниже, чем савахов. Почва тегалов быстро истощается. На Восточной Яве, где осадков недостаточно, применяют особый способ выращивания риса, называемый гага или гагаранча. На сухом савахе сажают семена риса. Водоспуски в валиках, окружающих поля, оставляют открытыми, чтобы дождевая вода не застаивалась. Через шесть — семь недель, когда становится ясно, достаточно ли будет осадков, водоспуски либо закрывают — и тогда поле превращается в обычный савах,— либо оставляют открытыми, и рис растет как на тегале.

В заболоченных районах культивируют так называемый плавучий рис. В начале сезона дождей сажают семена этого быстрорастущего сорта; его корневая система слабо связана с почвой и распространяется в воде, поэтому такой рис может переносить подъем воды до 2 м. Урожай собирают при полной воде с лодок.

Сельскохозяйственные орудия очень просты. Это легкий деревянный плуг типа рала с металлическим наконечником сошника, без отвала. Обычно стойка и рукоятка сделаны из одного куска дерева. На тяжелых почвах применяют плуг большего размера с двумя стойками. Известно пахотное орудие типа сохи. В качестве тягла используют пару буйволов или быков. Применяют также деревянные бороны, нивелираторы, ножи с прямым и серповидным лезвиями для удаления сорняков и кустарников. Но самое рас- пространенное орудие для обработки земли — мотыга пачол с прямоугольной вытянутой или с расширяющейся книзу металлической пластиной. Стебли риса срезают особым жатвенным ножом ани-ани, представляющим собой деревянную пластинку в размер ладони, в один край которой вставлено лезвие. Пластинку зажимают в правой руке и подрезают лезвием каждый колосок риса, удерживаемый левой рукой. Часть риса крестьяне обмолачивают сами (прямо на поле или на усадьбе), часть продают в снопах владельцам рисоочистительных мельниц. Провеивают рис на больших плетенках, имеющих форму подноса, встряхивая зерно на ветру, обрушивают в деревянных или каменных ступах тяжелыми деревянными пестами.

Кроме риса, яванцы выращивают кукурузу (в основном на востоке острова). В некоторых местах собирают три урожая кукурузы в год, так как ее вегетативный* период длится всего три месяца. Под кукурузой занято до ‘‘25% возделываемой площади. Повсеместно возделывают кассаву (маниок)г бататы, земляную грушу и другие тропические клубнеплоды, а также стручковые — земляной орех, фасоль, горох, сою. Ява дает 80% земляного ореха и 90% соевых бобов Индонезии (по производству соевых бобов Индонезия стоит на втором месте в мире после США). Эти культуры яванцы выращивают либо на суходольных полях, либо на орошаемых, но в качестве второй культуры (после риса). Такие культуры яванцы называют «половиджо». Под культуры половиджо используют до 20% савахов. На убранное поле, вода с которого спущена, на некоторое время пускают пастись скот, а в начале засушливого сезона (с апреля) высаживают вторичные культуры.

На приусадебном участке яванцы выращивают, кроме клубнеплодов и стручковых, также фрукты, в первую очередь бананы (несколько десятков разновидностей), кокосовую пальму и пряности: красный стручковый перец (ломбок), имбирь, ваниль. Кокосовая пальма в хозяйстве яванского — и лвообще индонезийского — крестьянина имеет особое значение. Волокнистая оболочка кокосового ореха идет на изготовление веревок и набивку матов, из скорлупы делают простейшую посуду. Мякоть, в засушенном виде называемая копрой, содержит до 65% кокосового масла. «Кокосовое молоко»— прозрачная жидкость, наполняющая внутренность молодого кокосового ореха,— прекрасно утоляет жажду. Пальмовые листья дают материал для крыши, стен; расщепленные на узкие полоски, они употребляются для плетения циновок. Ствол пальмы используют как строительный материал, из сока ее получают сахар, пальмовое вино и после особой обработки — спирт.

Плантационные культуры в крестьянских хозяйствах яванцев в настоящее время культивируются мало, почти все крестьянские земли заняты под продовольственными культурами. Потеряли прежнее экономическое значение и плантации — государственные и частные, хотя некоторые плантационные культуры по-прежнему выращивают главным образом на Яве.

Основной плантационной культурой яванцев (особенно на востоке острова) был сахарный тростник, вытеснивший во многих районах производство риса. Снижение спроса на мировом рынке на яванский сахар привело к резкому сокращению его производства. На плантациях и отчасти в крестьянский хозяйствах выращивают табак, хлопчатник/ масличную пальму. Плантации каучуконосов невелики. Крестьянин-яванец почти не культивирует каучуконосы на своем участке, хотя первые саженцы гевеи были завезевы именно на Яву (в 1882 г.). На плантациях широко применяется труд безземельных и малоземельных крестьян.

Отсталая техника ведения хозяйства — одна из причин низкой урожайности. Яванец в среднем производит 23 ц риса с 1 га саваха, тогда как средний урожай, получаемый японским крестьянином с 1 га орошаемого поля, составляет 34 ц. Жестокий бич яванцев — малоземелье и раздробленность участков.

Крестьяне — производители экспортного сырья находятся в полной зависимости от предприятий, обрабатывающих это сырье, и от торговцев, скупающих крестьянскую продукцию по заниженным ценам. Министерство сельского хозяйства Индонезии ведет пропаганду улучшенных методов агротехники, новых сельскохозяйственных орудий, способов борьбы с вредителями и болезнями растений. В 1960 г. было закончено сооружение водохранилища на Центральной Яве. В том же году правительство создало 50 государственных «рисовых центров», которые снабжают крестьян в кредит семенами и удобрениями.

Животноводство развито недостаточно ввиду отсутствия пастбищ и невозможности для крестьянина и птицеводство покупать корма. Яванцы разводят преимущественно быков и буйволов, используемых как тягло и для транспорта. Более сильных буйволов разводят в низменных влажных районах, где почвы тяжелые. Яванский бык — эго гибрид дикого быка бантенга и зебу, завезенного на Яву еще в период ранних контактов с Индией. Примерно 60% поголовья крупного рогатого скота на Яве — быки, 40% — буйволы. Содержание скота стойловое. В некоторых районах для транспортных целей разводят лошадей. Яванцы держат также коз и овец (соответственно 80 и 90% поголовья в Индонезии). На корм идут отходы сельскохозяйственных культур.

Птицеводство — важное подспорье для яванцев. Почти в каждом хозяйстве держат кур, уток, гусей. Утки и гуси находят себе обильную пищу на залитых водой полях. В нескольких районах птицеводство является основ- ным занятием наряду с рыболовством или рисоводством.

Большое значение в хозяйстве яванцев имеет рыболовство. Для населения деревень, разбросанных вдоль побережии, рыболовство нередко является главным занятием. Рыбу в море ловят артельно с помощью закидных (тягловый) и траловых неводов и неводов типа поддона, устраивают ловушки у берегов. Небольшие лодки прау делают почти в каждой более или менее крупной прибрежной деревне. Это легкая долбленка на два-четыре человека с двумя балансирами и с небольшим прямоугольным или косым плетеным парусом. Более крупные рыбацкие прау майянг вмещают до 20 человек, сделаны они из досок. Улов распределяется в зависимости от участия каждого в работе, но хозяин сетей и лодки получает значительно большую долю. Во внутренних водоемах (реки, озера, пруды) рыбу ловят мелкими сетевыми орудиями, разнообразными вершами и ловушками.

У яванцев развито рыбоводство. Рыбу разводят в прудах с соленой и полусоленой водой и в прудах с пресной водой. Их устраивают, отгораживая часть морского мелководья у берега или часть широкого устья реки. В искусственно выкопанные пруды выпускают мальков, которых подкармливают, следя за их развитием. Существуют разные способы выращивания рыбы на савахах. На залитое водой поле выпускают на три — пять месяцев либо мальков, либо молодь быстро растущих пород рыб; когда рыба подрастает, ее отлавливают.

Охота давно уже не играет никакой роли в хозяйстве яванца. Охотятся лишь на кабанов, наносящих урон посевам, и на птиц — вредителей риса. В южных районах иногда охотятся на диких быков бантенгов. Лесные промыслы имеют подсобный характер. В лесу яванец рубит необходимый ему для различных хозяйственных нужд бамбук и ротан, заготавливает дрова, собирает некоторые виды древесных смол. На обрывистых кручах южного берега местное население собирает птичьи гнезда. В-некоторых хозяйствах держат пчел.

До сих пор сохранились прядение и ткачество. Ими занимаются главным образом женщины. В настоящее время тонкие фабричные ткани почти повсеместно вытеснили ткани местного производства. Лишь грубые белые ткани яванцы иногда ткут на простых горизонтальных ткацких станках, сохранившихся в некоторых деревенских домах.

Всемирной славой пользуются яванские батики— особым образом окрашенные ткани. Прежде для изготовления батика употребляли беленую хлопчатобумажную ткань индийского или собственного производства. В наши дни пользуются в основном импортными европейскими и японскимиг тканями. Белая ткань (размером обычно 2,5 м X 1 м) свободно висит на слегка наклоненной раме, стоящей перед мастерицей. Растопленным воском мастерица (рисунок всегда наносят женщины) покрывает ткань сложным узором с помощью набора маленьких воронок, укрепленных на бамбуковой ручке 5—7 см длиной. Диаметр носиков воронок — от 1 до нескольких миллиметров. Та часть ткани, которая подлежит окрашиванию, остается открытой. После этого мужчины-красильщики опускают воскованную ткань в чан с красителем. Затем ее просушивают, часть старого воскового рисунка соскабливают и наносят новый, покрывая воском также и окрашенные места (если не хотят получить на них новый сложный цвет). Подобную операцию повторяют до 20 раз. Изготовление многоцветного батика длится 20—30 дней.

Основные тона батиковых тканей — коричневый, фиолетовый, синий, красный, реже зеленый и белый. Многие мотивы орнамента,особенно древние, имеют параллели в орнаментальном искусстве других народов Индонезии, например даяков; некоторые сюжеты пришли из Индии, Персии и других стран. Прежде орнамент был, строго канонизирован, каждый мотив имел свое название и назначение. Сейчас создаются новые орнаменты с включением в рисунок реалистических контурных изображений животных, растений, людей. Очень популярны батиковые настенные ткани с изображениями любимых героев театра теней.

Производство батика — одно из главных местных ручных производств, которым владеют почти исключительно яванцы. В нем занято более 250 тыс. человек. Подавляющее большинство предприятий — мелкие. Батик, раскрашенный вручную, все более вытесняется набивным, который изготовляют с помощью металлических или деревянных штампов (чап). До 90% батика, производимого в настоящее время, составляет набивной. Широко распространены европейские поддельные батики фабричного производства.

Для наплечных и головных платков употребляют ткани, окрашенные по способу икат (узел) или пеланги (радуга). При икатировании окрашивают пряжу: нити основы будущей ткани натягивают на раму и перевязывают отдельные участки растительным волокном, не пропускающим краску, следуя определенному рисунку. Затем пряжу опускают в краситель. Искусство мастера заключается в том, чтобы при тканье нити основы и утка расположились бы в соответствии с задуманным рисунком. Обычно орнамент или рисунок на икатированной ткани имеет характерный размытый контур. Пеланги — это окрашивание готовой ткани в красителе также после обвязывания некоторых ее участков не пропускающими краску волокнами. С помощью особых приемов добиваются того, что резервированный участок оказывается окрашенным в несколько тонов, отсюда и название такой ткани— «радуга».

Очень высоко развита у яванцев обработка металлов. В каждом селении есть кузнец, изготовляющий части для сельскохозяйственных орудий, металлические крепления для водоспусков на полях, детали повозок и пр. Кузнецы всегда пользовались уважением, особенно панде — мастера, из- тотовляющие национальное оружие крисы. Крис — это кинжал с пламевид- ным лезвием и богато украшенной рукояткой из дерева, кости, рога. Первоначально рукояткой служило изображение предка, поэтому до настоящего времени различные ее части носят названия частей человеческого тела. Когда-то крис был обязательной принадлежностью костюма яванца; в годы колониального господства право носить крис сохранили лишь представители аристократии и деревенской администрации. Теперь крисы хранят в семьях как фамильную ценность.

Среди яванцев много искусных ювелиров. Особенно славятся ювелиры Джокьякарты и Сурабаи. Изделия джокьякартских ювелиров расходятся не только по всей Яве, но и нередко экспортируются. Большинство предприятий— маленькие мастерские, где работают мастер и несколько подмастерьев, обычно сыновья мастера. Материал — серебро, реже — золото, для простых украшений — медь, олово и их сплавы. Изготовляют кофейные и столовые наборы, блюда, чашки, бокалы, наборы для курения и жевания бетеля ножи и другие предметы. Все изделия пышно орнаментированы, причем каждый мастер старается выпускать изделия с определенными чертами рисунка, что является как бы фирменной маркой. Обычный способ отделки — чеканка; гравировка встречается редко.

Плетение— самый распространенный вид ремесла. Материал для плетения есть повсюду: это расщепленный бамбук, полоски из листьев различных видов пальм, рисовая солома, стебли некоторых видов трав. Из них плетут шляпы, циновки, корзины разных форм и размеров, верши, подносы для провеивания риса, веера и другие изделия. Мягкие циновки плетут из трав. Большинство плетеных изделий имеет красивый рисунок, так как материал окрашивают в разные тона.

Гончарство, хотя и существует повсеместно, но не достигло такого развития, как другие виды ремесла из-за обилия растительных материалов, пригодных для изготовления посуды. Глину смешивают с золой от рисовой соломы (для обезжиривания) и с небольшим количеством толченого кирпича для увеличения одонепроницаемости).Потом на гончарном круге придают заготовке нужную форму. Иногда применяют технику налепа, скатывая тонкие жгуты. Сосуд покрывают глубоким орнаментом и сушат один день на солнце, а затем обжигают в простой печи.

Резьба у яванцев не столько ремесло, сколько искусство. Обычно для резьбы используют разновидности джати — тикового дерева. Резчики украшают тончайшей резьбой шкатулки, мебель, подставки для книг. Распространена резьба по кости, рогу, камню, скорлупе кокосового ореха. Основной орнамент растительный; популярны мотивы, заимствованные из орнаментики древних буддийских и шиваитских храмов, часто орнамент составляют из фигур теневого театра.

Оригинальным яванским ремеслом является художественная обработка кожи. Материал — тонко выделанные шкуры буйвола. Из кожи вырезают по трафарету фигурки теневого театра, веера, обложки для записных книжек, абажуры. После специальной обработки заготовки мастер-рисовальщик раскрашивает изделие и золотит его. Последняя операция — придание изделию строго плоской формы под прессом.

Уже в начале XX в. некоторые виды ремесла у промышленность яванцев переросли в домашнюю промышленность и даже в производство мануфактурного типа. Прежде всего это относится к выделке батика, производству некоторых видов плетеных изделий, ювелирному делу. В крестьянских хозяйствах выделывают сахар, муку тапиоку, производят первичную обработку сельскохозяйственного сырья для экспорта. Многие мелкие предприятия находятся в полной зависимости от более крупных предприятий фабричного типа, которые диктуют им цены.

Ява — наиболее развитый район современной фабрично-заводской промышленности Индонезии. Промышленность на Яве все в большей мере приобретает общегосударственный характер, так как она получает сырье из разных районов страны, а продукция ее идет на многие острова Индонезии. Здесь сосредоточены от 2/3 до 9/ю предприятий текстильной, швейной, пищевой, металлообрабатывающей, полиграфической, химической и деревообрабатывающей промышленности, более половины предприятий по первичной обработке плантационной продукции. В районах, населенных яванцами, добывают нефть, марганец, фосфориты, серу. На Яве сосредоточено 85% производства электроэнергии (2/3 ее дают гидростанции, 1/3 — тепловые станции).

Численность промышленных рабочих-яванцев достигает 300 тыс. человек, что составляет больше половины рабочих Индонезии, занятых в промышленности. Близки по положению к рабочим и более 2 млн. кустарей и постоянных плантационных рабочих.

Торговая прослойка среди яванцев несравненно меньше, чем среди представителей некоторых других народов Индонезии — минангкабау, банджа- ров, палембангов. Когда у крестьянина есть излишки продукции, он несет их на рынок. Ремесленник иногда сам продает продукты своего ремесла. Но сплошь и рядом между крестьянином и ремесленником, с одной стороны, и потребителем — с другой, находится несколько посредников (чаще китайцев, изредка яванцев), которые часто полностью закабаляют ремесленников, особенно в районах, удаленных от городских рынков.

Каждая большая яванская деревня,по традиции, имеет определенный день недели, который считается базарным. Еще в темноте, задолго до восхода солнца, направляются вереницы женщин и мужчин из окрестных деревень к месту базара. Груз они несут на голове или на коромысле. Располагаются продавцы прямо на земле, раскладывая вокруг свой товар. Основной предмет торговли — рис. На внутренний рынок Явы идет до 25% производимого риса.

Базар — это также место встречи родственников и знакомых, где можно обменяться новостями и даже отдохнуть от непрерывного изнурительного крестьянского труда. Общий облик весьма красочной базарной площади спокойный и не шумный.

На Яве существует густая дорожная сеть. Шоссейными дорогами связаны все более или менее крупные деревни, ко многим плантациям подведены спе- т         циальные дороги, в том числе и узкоколейные железные. Лишь некоторые участки южного побережья и сильно пересеченные горные районы удалены от дорог более чем на 15 км. Более 30% дорог асфальтированы. На Яву приходится 75% железных дорог и автомобильного транспорта страны. Развито автобусное сообщение. Основной транспорт в сельских районах—гужевой. Обычно это массивная, крытая, с плетеными стенами двухколесная телега геробак (или педати), в которую впрягают пару быков. Для перевозки пассажиров используют андонг — легкие четырехколесные пролетки под тентом, но без стен и двухколесные докары, в которые впрягают небольших яванских лошадок. Речной транспорт не развит из-за отсутствия больших рек и непостоянности ур твня воды в них. В прибрежных районах развито каботажное судоходство. Все мелкие перевозки осуществляются на парусниках.

В больших городах, расположенных в равнинной местности, широко распространены трехколесные коляски (бечаки). Велорикша (тоже называемый бечаком) сидит сзади, а сиденье для пассажиров находится впереди, над двумя передними колесами. Над сиденьем натянут легкий тент. Труд бечака крайне изнурителен и ведет к быстрому изнашиванию организма. Коляску бечак, как правило, берет у хозяина, которому обязан ежедневно выплачивать определенную сумму. В городах очень много велосипедов. Яванцы предпочитают так называемый женский велосипед, так как на нем можно ездить и в напоминающем юбку саронге (или каине). В последние годы стали популярны мотоциклы. Сеть аэродромов обеспечивает авиасвязь между крупными городами.