Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Некоренное население Малайи
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Некоренное население Малайи

По сообщениям китайских династийных хроник, первые торговцы из Китая появились в Малайе в начале I тыс. н. э., что связано с освоением ими морского пути в Индию, но сравнительно большими группами китайцы стали селиться в Малайе, вероятно, с XIV в.

Значительно выросла численность китайцев в Малайе после захвата англичанами Пенанга (1786 г.) и Сингапура (1819 г.).

Массовое переселение китайцев в Малайю началось со второй половины XIX в., когда в Китае было снято запрещение на эмиграцию, а в Малайе ощущался недостаток рабочей силы в связи с развитием плантационного хозяйства и горнодобывающей промышленности.

Широко распространилась наряду со свободной иммиграцией вербовка рабочей силы (запрещена в 1914 г.).

Китайцы переселились в Малайю преимущественно из трех провинций Китая — Гуандуна, Фуцзяни и Гуанси. Они говорят на диалектах китайского языка, распространенных в этих провинциях (малайского языка многие из них почти не знают).

К 1911 г. в Малайе насчитывалось более 900 тыс. китайцев (против 1,5 млн. малайцев). В годы, последовавшие за мировым экономическим кризисом, английские колониальные власти стали проводить политику ограничения иммиграции в Малайю. Эту политику проводит и правительство Федерации. Увеличение численности китайского населения происходит прежде всего за счет естественного прироста населения. Если в 1921 г. только 22% китайцев в Малайе (совместно с Сингапуром) были местные уроженцы, то в 1957 г. они составляли уже 70%.

В Малайе китайцы лишь несколько уступают по численности малайцам. Женщин среди китайцев Малайи намного меньше, чем мужчин, причем в городах женщин больше, чем в сельской местности. Около 90% всех китайцев страны сосредоточены на западном побережье Малаккского полуострова, в районах наиболее интенсивного производства олова и каучука. Вокруг городов Тайпинг, Ипо, Куала-Лумпур находятся самые крупные китайские поселения. К югу от Куала-Лумпура расположены сельские поселения китайцев. Много китайцев живет на острове Пенанг.

Особое положение среди китайцев Малайи занимает группа баба, представители которой живут в штатах Малакка и Пенанг. Это потомки от браков ранних китайских переселенцев с малайскими женщинами. Они говорят на особом жаргоне, где смешаны китайские и малайские слова (последние часто произносят в тональности китайского языка), но придерживаются китайских обычаев и сохраняют китайскую одежду.

Лишь незначительная часть китайцев занимается земледелием: в штате Малакка с XVII в. живет группа китайцев-рисоводов, а в пригородах крупных городов — китайцы-огородники. Они выращивают батат, маниок, ямс, бобы, различные виды китайской капусты, шпинат и другие овощи. В основном малайские китайцы — это рабочие (промышленные и сельскохозяйственные), ремесленники, торговая и промышленная буржуазия (незначительная часть крупной, в основном средняя и мелкая) и интеллигенция.

Живя обособленными компактными группами и мало смешиваясь с местным малайскйм населением, китайцы Малайи до сих пор сохранили много самобытного в материальной культуре, в семейных отношениях и в религии.

У китайцев в Малайе можно выделить несколько типов поселений, что обусловлено характером их занятий. Селения китайцев-земледельцев в плане разбросанные. Каждый крестьянин ставит дом на открытом месте на своем земельном участке (в отличие от малайцев, дома которых стоят вдали от их полей). Если малайцы обычно строят дома на сваях, то у китайцев свайные постройки встречаются лишь в рыбачьих деревнях западного побережья южнее Тайпинга. У китайцев принято ставить дом на земляной площадке, несколько приподнятой над общим уровнем местности и служащей полом. Входную дверь делают в продольной обращеннойгна юг стене.

Китайцы-рабочие оловянных рудников и каучуковых плантаций живут в маленьких деревянных хижинах или бараках с земляным полом и длинными нарами. Там, гдё живут семейные рабочие, бараки перегораживают на отдельные каморки. Почти половина китайцев Малайи живет в городах. Они составляют 60% городского населения. Крупные торговцы, дельцы, финансисты и промышленники живут в роскошных виллах и особняках, & мелкие торговцы, ремесленники и рабочие — в домах-лавках, типичных для старого Китая. Это двух- и трехэтажные дома, стоящие стена к стене; первый этаж занимают магазины, лавки, мастерские ремесленников, верхние этажи — жилье; здесь по обе стороны длинного коридора расположены небольшие комнаты без окон, так как их устраивают лишь по узкой фасадной стороне, выходящей на улицу. В таких домах живет около половины городского населения Малайи и Сингапура.

В пище китайцев значительное место занимают наряду с рисом и овощами свинина и домашняя птица (утки, куры), а у рыбаков — рыба, морские животные и растения, моллюски, трепанги, морская капуста и т. д.

Одежда китайцев Малайи подобна одежде китайцев Китая. В городах, " прежде всего среди состоятельных кругов, распространена одежда современного европейского покроя.

Среди современных китайцев Малайи утвердилась моногамная форма брака, хотя до сих пор бытует и полигамия. Свадьба сопровождается

традиционными китайскими церемониями. В последнее время в зажиточных семьях малайских китайцев все чаще прибегают к новой форме заключения брака — подписанию брачного контракта и свадебному чаепитию.

Женатый сын отделяется от семьи родителей и основывает свое хозяйство сразу же после свадьбы. Родители остаются жить с младшим сыном, но содержать их помогают все сыновья.

В отличие от китайцев Южного Китая, где существовала трудовая взаимопомощь между крестьянами, в Малайе каждая китайская семья работает отдельно, лишь такие работы, как сооружение колодцев, ремонт общественных построек и дорог, выполняют сообща. В то же время китайцы, живущие в смешанных селениях в долине Кедаха, объединяются для трудовой взаимопомощи с малайскими крестьянами в период напряженных полевых работ.

Известны в Малайе и смешанные браки между представителями китайской и малайской национальностей. Прежде, по малайскому обычаю, китайцы, вступившие в брак с малайками, считались мусульманами. В Малайе, как и в старом Китае, в бедных семьях существовал обычай давать (а на деле — продавать) девочек в услужение в более состоятельные семьи.

Среди китайцев Малайи преобладают последователи основных религий Китая — даосизма, буддизма и особенно конфуцианства. Широко распространено, как и в Китае, поклонение духам предков, а также духам известных героев (например духу мореплавателя Чжэн Хэ и т. п.). Немногочисленные- китайцы-христиане (примерно 3% от общей численности) живут в основном в городах, мусульмане — в бывших нефедеративных султанатах, где наблюдаются более тесные связи их с малайцами.

Наиболее стойко сохранился среди китайцев Малайи традиционный для всех китайцев похоронный обряд и связанные с ним церемонии (хотя более европеизированные китайцы в настоящее время уже упростили его). Согласно старым китайским обычаям, цвет траура — белый. Иногда просто к обычному платью добавляют белую ленту. Следуя европейским обычаям, в Малайе носят и черный цвет траура.

Китайцы принесли в Малайю свой театр-оперу. Большим успехом пользуются выступления трупп бродячих китайских актеров.

Сохранились у китайцев Малайи и традиционные китайские праздники: встреча Нового года, праздники поминания умерших, праздник осени, праздник фонарей и т. д.

В начале I тыс. н. э. на Малаккском полуострове Индиицы появились поселения индиицев, но торговцы из Индии бывали здесь и раньше, привлекаемые богатыми залежами олова и золота. До начала XIX в. основную массу индийских поселенцев в Малайе составляли торговцы, ремесленники, служители культа. В 30-е годы XIX в. в связи с созданием английских плантаций кофе и сахарного тростника значительно увеличилась численность индийских рабочих. Массовая индийская иммиграция в Малайю началась с внедрением и развитием здесь каучуковых плантаций, особенно после «каучукового бума» 1909—1910 гг. Большинство индийцев прибыло из Южной Индии: тамилы (примерно 80%) сингалы, телугу, малайяли, а также бенгальцы из Восточной Индии, панджабцы и синдхи, раджастханцы, приехавшие из Северной Индии, небольшое число пакистанцев. Малайцы называют тамилов и других южноиндий- цев «клинг» (от названия средневекового индийского государства Калинга), а выходцев из Северной Индии —«бенгали». В послевоенные годы иммиграция почти прекратилась. Среди индийцев Малайи преобладают представители низших слоев и каст индийского общества, ибо основной причиной массового переселения была нужда.

Индийцы, как и китайцы, живут преимущественно на западном побережье полуострова, в зоне Куала-Лумпур — Кланг-Малакка и на острове Пенанг. В городах, особенно в Куале-Лумпуре, Джорджтауне, Ипо и Тай- пинге живет около 40% всех индийцев.

Они обычно селятся в особых кварталах. Почти все городские индийцы — выходцы из Северной Индии. Это крупные торговцы, дельцы и представители интеллигенци'и, а также розничные торговцы, полицейские, клерки, швейцары и официанты. Однако большинство индийцев Малайи (и в первую очередь тамилов) работает на плантациях каучуконосов, кокосовой и масличной пальм, в меньшей степени — на рудниках и стройках.

Традиционный тип поселений индийцев на плантациях — так называемые линии кули. Они состоят из длинных бараков, подобных тем, в которых живут китайские рабочие рудников и плантаций Малайи. В последние два десятилетия бараки стали заменять домами типа коттеджей, но процесс этот идет очень медленно. В каждой «линии кули» живет группа рабочих, подчиненных одному надсмотрщику. В прошлом, при существовании системы вербовки (с 1910 по 1938 г.), рабочие были обычно из той же деревни, что и сам надсмотрщик. После запрещения вербовки такой характер расселения стал необязательным. Индийцы в Малайе, как и китайцы, чаще всего живут обособленными группами.

В пище индийцы стараются следовать своей традиции — едят преимущественно рис и острые приправы из овощей и рыбы; в большом количестве употребляют молоко, молочные продукты и яйца. Для одежды они предпочитают покупать ткани индийского, а не малайского производства. Большинство индийцев Малайи, как приезжих, так и местных уроженцев, стойко сохраняют свой язык, обычаи и культуру, стремятся поддерживать постоянные связи с родиной. Однако многие из них женятся на женщинах иных национальностей; дети и внуки от таких смешанных браков считают своей родиной Малайю и мало знают об Индии. Особую группу составляют четти — потомки ранних переселенцев (тамилов) в Малакке. Их насчитывается около 2 тыс. человек. Четти часто брали в жены малайских девушек, что привело к образованию у них своеобразной культуры, включающей как тамильские, так и малайские элементы. Многие четти говорят уже только по-малайски, но по религии все они до сих пор остаются индуистами. Эта группа имеет тесные контакты и с китайцами.

Индийская культура и религия оказали значительное влияние на формирование малайской национальной культуры, но оно относится в основном к доисламскому периоду истории Малайи, хотя и сохранилось вплоть до настоящего времени. В малайском языке, литературе, сюжетах театра кожаных кукол, в терминах феодальной иерархии и в церемонии вступления на престол нового султана того или иного малайского штата, в свадебном обряде и в орнаменте, украшающем ювелирные изделия малайских ремесленников — всюду можно проследить эти древние индийские влияния.