Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Национальные меньшинства Малайи
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Национальные меньшинства Малайи

Внутренние и северные районы Малайи являются областью расселения семангов, сеноев и джакунов. Малайцы называют их общим названием «оранг-утан», что значит «лесные люди». Однако в зависимости от мест обитания они употребляют и другие названия: «оранг-букит» («люди холмов»), «оранг-улу» («люди верховьев рек»), «оранг-далам» («люди внутренней части страны») и т. п. Обычно у каждого из этих народов существует не менее трех наименований: 1) самоназвание, 2) имя, которым их называют малайцы и 3) одно или несколько названий, которыми данный народ называет соседние народы.

Семанги, сенои и джакуны — самые древние жители Малакки. Этническая история их очень сложна и изучена еще недостаточно. Интересное описание некоторых групп аборигенов этого района оставил Н. Н. Миклухо- Маклай, который в 1874 и 1875 гг. совершил два путешествия во внутренние районы Малаккского полуострова.

Семанги относятся к негритосскому типу негро-австралоидной большой расы, а сенои — к другому варианту этой же большой расы — к веддоидам. Иного происхождения джакуны. Они появились на Малакке значительно позднее двух первых групп аборигенов. Вероятно, это остаток одной из первых, волн южномонголоидных протоиндонезийцев. В настоящее время насчитывается 36 тыс. аборигенов, оттесненных более поздними пришельцами в са^ые глухие и труднодоступные районы полуострова. Большая часть аборигенов Малакки уже перешла к земледелию, хотя охота и собирательство еще играют значительную роль; у них нег частной собственности, нет и четко оформленной племенной организации. Аборигены восприняли некоторые элементы малайской культуры — свайные постройки, саронг, в меньшей степени язык и ислам. При последних переписях многие из них, принявшие ислам и знающие малайский язык, называли себя малайцами.

Это низкорослые темнокожие негритосы. В Малайе Семанги  они известны как семанги — по западному склону Центрального хребта (в Кедахе и в верхнем Пераке) и как панганы («язычники») — в Келантане, по другую сторону этого же хребта. Отдельные группы семангов живут в Паханге, а также в соседних районах Таиланда. Язык их относится к мон-кхмерской семье.

Семанги Малайи делятся на несколько групп: джахай, менра, менри, ланох, батег, сабу б и др. Они до сих пор ведут бродячий образ жизни охотников и собирателей. Орудия охоты разнообразны: бамбуковые копья, западни, ловушки, лук и стрелы (с железными наконечниками), но наиболее распространена стрелометательная трубка сумпитан, заимствованная у соседних племен сеноев. Лишь с 20-х годов этого столетия часть семангов стала переходить к подсечно-огневому переложному земледелию. Собирательством и земледелием занимаются женщины, охотой — мужчины. Гончарство и ткачество семангам неизвестны. Одежду они делают из луба (тапа). Обмен между отдельными группами семангов не практикуется, но зато он широко и давно развит между семангами и малайцами.

Традиционное жилище семангов — навес из пальмовых листьев; один край его упирается в землю, другой — на две-три опорные палки. Иногда они устраивают хижины на деревьях. Семанги, занимающиеся земледелием, живут в свайных домах малайского типа и сооружают амбары на сваях. Одежда состоит из набедренной повязки у мужчин и юбки у женщин, которые они делают из ротана или тапы. Женщины татуируют и разрисовывают лица. Некоторые группы самангов переняли у сеноев обычай носить палочку в носовой перегородке, а у малайцев — подпиливать шесть передних зубов.

Общественная организация и семья у семангов изучены крайне слабо. По-видимому, в недавнем прошлом они жили родственными группами без вождей, но с советом старейшин; подобные группы есть и в настоящее время. Каждая группа (в среднем не более 40 человек) имеет определенную территорию, за пределы которой выходит редко. Обычно такая группа состоит из 10—12 брачных пар, каждая из которых включает мужа, жену и их детей, живущих в одном шалаше. Хозяйственной единицей является вся группа в целом; у брачных пар нет отдельного имущества.

Заключение брака у семангов не связано с особыми церемониями. Обычно жених подносит отцу невесты подарки, и если последний принимает их и сама девушка дает согласие, то молодые вступают в брак. Родственные группы экзогамны. Однако, возможно, обычай брать жену из соседней группы установился еще не у всех семангов.

По религии семанги анимисты. В каждой группе есть шаман. Умерших хоронят в день смерти в могилах с боковой нишей. Сразу же после погребения вся группа переходит на новое место, обязательно за водную преграду, из страха перед духом умершего. Однако семанги, перешедшие к земледелию, уже не переносят селение на новое место, а хоронят покойника на другом берегу реки. В этнографической литературе прежде был распространен термин «сакаи» (по-малайски «зависимые, рабы»), который объединял несколько групп: семаев (с подразделением семак, сеной), сисеков (бесиси), семелев, темиар (темер) и др. Наиболее многочисленна группа сеноев, название которых стало общим для всех групп веддоидов Малайи. Сеной говорят на нескольких диалектах, относящихся к мон-кхмерской языковой семье.

Основные районы расселения сеноев — Паханг (к северо-востоку от озера Дампар), Перак (около Кампара) и пограничные с Пахангом и Пераком горные районы Келантана. Небольшие группы живут в Селангоре и Негри-Сембилане. Процент оседлых среди сеноев выше, чем у семангов. Северные группы сеноев в значительной степени смешались с семангами (например семелаи), в и о время как южные группы — с джакунами. Есть и смешанные сенойско-малайские группы, отличающиеся более высоким ростом и слегка волнистыми волосами.

В хозяйстве сеноев много общего с семангами. Им известны собирательство, охота с сумпитаном, рыболовство. Однако у сеноев значительно большее место занимает подсечно-огневое земледелие. Культивируют рис, просо, маниок, кукурузу, бананы, сахарный тростник. Для защиты от диких зверей сенои свое суходольное поле (ладане) обычно огораживают.

Изделия из металла (топоры, ножи), одежду, соль сенои выменивают у малайцев и китайцев.

Одежда сеноев, соприкасающихся с малайцами заимствована у последних.В глухих же районах,население которых не имеет контактов с малайцами, мужчины и женщины носят лишь набедренную повязку в виде узкого пояса из тапы. Верхнюю часть тела покрывают редко; иногда женщины закрывают грудь такой же узкой полоской из тапы. Все сенои протыкают носовую перегородку и вставляют в нее орнаментированную иглу дикобраза или бамбуковую палочку. Татуировка лица и тела обычно имеет магическое значение.

Поселения сеноев можно отнести к двум типам. Первый, широко распространенный,— селение из двух-трех домов близких родственников, расположенное обычно у воды. Дома в таком селении — свайные, малайского типа. Второй, более старый и уже почти исчезнувший в настоящее время тип поселения,— селение из одного или нескольких длинных общинных ;^омов, подобных домам даяков Калимантана. Комната, расположенная в самом дальнем конце дома, принадлежала вождю данной группы, называемому малайским термином пенгхулу* Вождем был, старший и почитаемый в селении человек. Почти у всех групп сеноев эта должность стала наследственной.

Лес у сеноев является общественной собственностью, но расчищенные участки и дома принадлежат уже отдельным семьям. Однако у смешанных групп семанг-сеноев вся земля остается в общественной собственности. У этих же групп более распространены простейшие типы жилиіц — шалаши-навесы и хижины на деревьях.

В брак сенои вступают, как правило, вне своей родственной группы (проживающей обычно-в одном селении). Заключение брака сопровождается особыми церемониями. Если девушка согласна .стать женой юноши, пришедшего к ней с подарками в сопровождении друзей, она должна предложить ему пищу и бетель или табак. Друзья юноши договариваются с родственниками невесты о свадебных подарках. В день свадьбы жители нескольких соседних селений во главе со своими пенгхулу собираются вместе на празднество с угощением, пением, танцами. Церемония заканчивается обрядом, во время которого жених и невеста, окруженные присутствующими, кормят друг друга рисом. Жена становится членом родственной группы мужа.

Особые обряды связаны с рождением ребенка. Беременная женщина выполняет свои обычные обязанности вплоть до наступления родов; роды происходят в специально сооруженной для этого хижине под наблюдением повивальных бабок. Сразу же после рождения ребенку дают имя.

В похоронном обряде принимают участие все жители селения. Члены семьи умершего обмывают его водой, из специально раскрашенных бамбуковых трубок.. Могилу роют в лесу, тело кладут лицом на запад, вместе с ним зарывают табак, пищу и личные вещи умершего. Рядом с могилой в течение семи дней поддерживают огонь; в эти же дни на могилу приносят еду для духа умершего. Как и семанги, бродячие сенои после смерти сородича покидают селение и уходят за водную преграду, а сенои-земледельцы переносят умершего на другой берег.

По религии сенои, как и другие аборигены Малайи, анимисты. У них есть шаманы, являющиеся одновремено и знахарями. Болезни и смерть, по верованиям сеноев, вызывают злые духи. Есть и добрые духи, помогающие, по поверью, в работе, на охоте, в домашней жизни. Сенои, принявшие под влиянием малайцев ислам, исполняют все мусульманские обряды; но в то же время они переняли от малайцев и некоторые обычаи, связанные с доисламскими верованиями (культ духа риса, церемонии, которые должны обеспечить хороший урожай, и др.).

Джакуны относятся к большой группе древнего населения Индокитая, появившейся здесь, вероятно, около 2500 лет назад и известной под общим самоназванием «мау- кен». Кроме джакунов, в нее входят селуны Бирмы и мокены (чаоле) Таиланда.

Джакуны делятся на несколько групп: бидуанда, мантера (штаты Негри-Сембилан и Малакка), бланда (штат Селангор), оранг-улу, оранг- канак, оранг-лаут (штат Джохор). По антропологическим признакам джакуны, как и малайцы, относятся к южным монголоидам. Говорят джакуны на архаических диалектах малайского языка. Вероятно, это остаток древнеиндонезийского населения Малайи, не затронутого влиянием суматран- ских переселенцев.

Во внутренних районах полуострова джакуны занимаются собирательством и охотой; у морского побережья и на островах — рыболовством, а также ловлей жемчуга. Джакуны, живущие по соседству с малайцами, занимаются подсечно-огневым земледелием. Орудия охоты и рыбной ловли сходны с малайскими, но широко распространен и сумпитан, подобный сенойскому и семангскому.

Селения джакунов небольшие, разбросанные, дома — обычно свайные постройки малайского типа. Утварь — циновки, глиняные сосуды, бамбуковые трубки для воды, тарелки из скорлупы кокосовых орехов — также ничем не отличается от малайской. Очаг, сделанный из трех камней, обмазанных глиной и золой, расположен около входа; над ним устраивают крюк или раму для сушения и копчения мяса.

У джакунов есть простой ткацкий станок, но они до сих пор изготовляют и широко употребляют одежду из луба. Повсеместно приняты чернение зубов и разрисовка лица.

Сведения о социальной и семейной организации джакунов очень неполны. Несколько семей обычно объединены в отдельную группу во главе со старшим. В районах, расположенных ближе к селениям малайцев, он превратился в наследственного вождя.

Известны случаи обручения и женитьбы детей, но это не является правилом. Когда юноша выберет себе девушку, его семья посылает посредника договориться о заключении брака и установить размеры выкупа за невесту. По обычаям джакунов, семья невесты затем в виде подарка возвращает семье жениха около половины этого выкупа. Во время свадебной церемонии молодые обязательно должны покормить друг друга рисом.

Обряды, связанные с рождением ребенка, в основном сходны с малайскими. После наречения новорожденного именем его родителей называют «мать (или отец) такого-то».

Похоронная церемония длится обычно один-два дня. Хоронят умершего в могиле, чаще с боковой нишей. Над могилой сооружают маленькую хижину, в которую для духа умершего приносят пищу и воду, а в течение первых трех — семи дней поддерживают огонь для защиты от злых духов (подобный обряд есть у семангов и сеноев).

По религии джакуны анимисты. Широко распространены среди них магия и знахарство.

Прибрежные и морские племена джакунов («люди моря») известны как искусные рыболовы. Они живут в долбленых лодках. На одном конце лодки — место для очага, в середине сложена утварь ее обитателей, а в другом конце — циновка около 2 м длины, которая служит постелью для всей семьи. Над этим концом лодки делают разборную крышу из пальмовых листьев. Семья джакунов обычно состоит из пяти-шести человек.