Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Мон-Кхмерские народы
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Мон-Кхмерские народы

Вопрос о численности и расселении монов в Бирме весьма сложен, так как этот народ еще со времен раннего средневековья находится в процессе слияния с соседями, в основном бирманцами и каренами. Точных сведений о численности монов в Бирме нет.

Моны сохранились в округах Татхоун, Пегу и особенно в Амхерсте.

Их самоназвание — мон; название «талаины», употребляющееся в бирманской и западной литературе, моны не признают. Считается, что этот термин произошел от названия области Телингана в Южной Индии, а в Нижней Бирме относится к небольшой группе смешанного населения — потомков древних индийских переселенцев-рыбаков и монов.

К XVII—XVIII вв. культура монов и бирманцев очень сблизилась. Потеря монами государственной независимости ускорила ассимиляцию их бирманцами, а частично и каренами. Но бирманцы в свою очередь заимствовали некоторые достижения монской культуры, в частности письменность, храмовую архитектуру (знаменитые монументы Пагана).

К конце XIX — начале XX в. большинство монов, утратив свой язык, слилось с бирманцами и вошло в формирующуюся бирманскую нацию. Часть монского населения на восточном побережье Мартабанского залива и в горах Тенассерима (Осевого хребта) сохранила в быту свой язык и некоторые особенности культуры. В этой группе с начала XX в. в связи с возникновением местной буржуазии наблюдается рост национального самосознания.

Основное занятие монов — интенсивное поливное рисосеяние. Для вспашки полей используют буйволов. Из ремесел развито гончарство, в прошлом — ткачество из хлопковой пряжи.

По основным аспектам материальной культуры (свайное жилище, одежда типа лонджьи у мужчин и тамейна у женщин и т. д.) моны не отличаются существенно от бирманцев. Социальная организация их также сходна с бирманской. В семейно-брачных отношениях у них сохранились некоторые материнскородовые пережитки, например обычай левирата.

Господствующая религия — буддизм, но в нем заметны пережитки брахманизма, распространенного у монов в древности. В некоторых обрядах ёсть отличия от бирманских. Так, моны всегда практикуют трупосожжение, а бирманцы чаще погребение.

У монов имеются мифы о происхождении этого народа от змеи Нага, похожие на кхмерские и нагаские. В сказках монов есть общие сюжетьт со сказками народов группы мунда в северо-восточной Индии.

В последнее время, особенно после второй мировой войны, начался рост самосознания, что проявляется в изучении древней монской культуры, развитии монского языка и литературы, в создании культурных и общественных организаций у монов.

Район расселения народности ва находится на северо-востоке Бирманского Союза, в северной части Шаньского Национального государства. В центре этого района, к востоку от реки Салуин, в горах находится основная этническая территория ва. В далеком прошлом территория расселения ва в северо-восточной Бирме была намного больше, чем сейчас. Ва населяли всю равнину современного княжества Чёнгтун до вторжения туда в XIII в. народа шань, который оттеснил их в горы к северу. На равнине остались небольшие группы ва, которые попали под сильное культурное влияние шань, восприняли буддизм и постепенно ассимилируются.

О численности ва в Бирме нет точных данных, но можно считать, что она составляет 200 тыс. человек. Отдельные группы ва имеют различные самоназвания, но чаще употребляется «ва» (или вю, во) и «брао».

Одна из легенд ва об их происхождении гласит, что давным-давно внутри большой тыквы-горлянки жили мужчина и женщина, которые никак не могли выйти на свободу. Но однажды прилетел воробей, сел на тыкву, предложил людям помочь выйти наружу, если они пообещают ему потом давать зерно. Люди согласились, и тогда воробей продолбил тыкву, и мужчина и женщина вышли из нее. Затем они поженились. Это и были первые люди ва. Другая легенда, имеющая тотемический характер, повествует о происхождении ва от двух головастиков.

Согласно преданиям ва, их предки издавна населяют места современного обитания этого народа. Жили ва в пещерах и вели полукочевой образ жизни. Сохранились воспоминания, что приблизительно 500 лет назад у ва руководили женщины. По тем же преданиям, стабильные деревни ва существуют не более 400 лет.

В настоящее время хозяйство ва основано на земледелии. Основные культуры — рис, красное просо, бобовые, кукуруза.

Земледелие на лесистых склонах гор ведется подсечно-огневым способом. В январе-феврале ва семьями или небольшими соседскими объединениями выходят рубить лес. Орудиями служат топор и длинный нож. После рубки участок оставляют для просушки срубленных стволов и ветвей, которые позднее сжигают. Следующий этап, наступающий в марте-апреле,— вскапывание земли. Для этого применяются железные мотыги, но совсем недавно основным орудием труда и в этом процессе служил длинный нож — универсальное орудие ва. В апреле-мае начинается сев. Рубкой леса и вспахиванием занимаются мужчины, сеянием — женщины, которые бросают семена риса и ногой заделывают их в землю. В октябре-ноябре наступает пора уборки урожая. Рис срезают небольшим железным серпом, а просо собирают вручную из метелок на поле. Молотят рис распространенным в Юго-Восточной Азии способом: стебли риса зажимают между двумя палками, связанными на одном конце, и бьют о земляную площадку. Иногда зерна просто вытаптывают ногами. В начале XX в. у ва распространилось возделывание опиумного мака, и в некоторых районах продажа опиума до недавнего времени играла важную роль.

Животноводство у ва развито сравнительно слабо. Держат лишь тягловый скот, а также немного свиней и кур, мясо которых употребляется в пищу главным образом во время жертвоприношения. Для этой же цели иногда покупают у соседних народов буйволов.

Большую роль у ва играет собирательство дикорастущих растений, которые можно найти в джунглях почти круглый год,— ямса, таро, плодов дуриана, папайи, груш и т. д. Риса обычно хватает лишь на три-четыре месяца, в остальное время ва питаются продуктами леса. Плоды и коренья собирают в основном женщины и дети.

Ремесло у ва еще не отделилось от сельского хозяйства. Гончарства они не знают совсем. До самого недавнего времени у ва господствовало натуральное хозяйство. Лишь 50—60 лет назад в горном районе ва возникли рыночные связи, которые стимулировались производством опиума для % продажи.

Поселения ва представляют собой деревни в 100—200 домов, расположенные на вершине горного хребта или на его склоне. Деревня чаще всего окружена земляным валом до 2,5 м высоты, обсаженным колючим кустарником. За валом находится ров. Вход в деревню возможен только через «туннель»— узкий и низкий длинный ход, с внутреннего конца закрывающийся массивной дверью. Внутри ограды без видимого порядка расположены жилища.

Одежда ва очень скудна. В жаркий летний и сухой сезон года мужчины носят набедренную повязку, женщины — короткую несшитую юбку из ткани или лубяной материи. В остальное время года мужчины надевают широкие штаны и куртку, голову обматывают тюрбаном, а женщины носят юбку и распашную кофточку. Этот костюм заимствован у шань.

В том конце деревни, который находится выше по склону, стоит общинный дом. Здесь хранится большой барабан, сделанный из выдолбленной колоды с продольной щелью.

Каждая деревня представляет собой отдельную общину. Возглавляет ее вождь, избираемый собранием всех мужчин — членов общины. Власть вождя зависит в первую очередь от его авторитета и общественного веса.

Жилища ва ставят на высоких сваях так, что под домом можно стоять выпрямившись. Для постройки используют деревянные брусья и расщепленный бамбук, из которого плетут стены, настилают пол и т. д. Окон и веранды нет. Пальмовая или тростниковая крыша со всех четырех сторон низко спускается к земле. В дом ведет лестница из бамбука или из деревянной плахи с зарубками для ног. В центре дома находится очаг — бамбуковая четырехугольная рама с землей, где устанавливают три камня — подставки для котла.

Земли в горах, леса, заброшенные земли принадлежат сельской общине. Любой член общины может ими пользоваться.

Большая часть обрабатываемой землй находится в посемейном владении. Частная собственность на землю у ва находится еще лишь в процессе становления. Такое явление, как продажа земли, возникло всего лет 40 назад.

С развитием частной собственности появилось имущественное расслоение, но вследствие низкого уровня производства оно не может быть резким. Вожди и колдуны получают долю каждого принесенного в жертву животного и плату за посредничество при ссорах. Кроме того, колдун берет плату за умилостивление духов. Возможность обогащения вождей заключена в их праве решать вопросы землепользования. Однако размеры этих доходов не позволяют колдунам и вождям жить, не работая.

Степень зажиточности у ва измеряется количеством буйволов. По обычаю, богатый человек тратит свои средства на приобретение буйволов, которых он затем приносит в жертву, а мясо достается всем общинникам. От этого в большой степени зависит авторитет вождя.

В предгорьях, где уровень социально-экономического развития несколько выше, у ва сложились раннефеодальные отношения.

В настоящее время хозяйство ва ведется в основном малой семьей, состоящей из родительской пары и детей. Сохранились еще пережитки патронимических общин. Члены таких общин называют себя потомками одного общего предка, не вступают внутри такой группы в брак и связаны между собой долгом кровной мести и долгом взаимопомощи в хозяйстве. Преобладающая форма производственного объединения у ва — совместная обработка земли несколькими малыми семьями, связанными родственными узами. Согласие родственников по такой общине необходимо для продажи земли, что, однако, весьма редко случается у ва.

Семья у ва моногамна. Женщина несет основную тяжесть труда, обеспечивающего благосостояние семьи. Делами семьи управляет мужчина. Женщина лишена права участвовать в собраниях и религиозных обрядах деревни, не имеет права разговаривать с вождем и колдуном. Имущество главы семьи наследуют только сыновья. Вдова и дочери ничего не получают.

Юноши и девушки свободно выбирают себе пару. Существует обычай добрачной половой свободы. Свадебный обряд очень простой. Родители невесты получают от жениха деньги и подарки. Размер денежной суммы определяет мать невесты, а не отец. Это один из следов исчезнувшего у ва материнского рода.

Горные ва сохранили анимистические верования и многие древние обычаи. По традиционным представлениям ва, чтобы урожай был хорошим, весной в период сева в деревню должна быть принесена отрубленная человеческая голова. Охотились за головами в марте-апреле перед севом. Для охоты снаряжалась группа юношей до 12 человек, и в день, выбранный колдуном, отряд выступал, торжественно провожаемый за деревню всем ее населением. Отряд устраивал засаду на горных дорогах и, раздобыв голову, возвращался домой. Предпочитали убивать чужестранца, так как считали, что душа, приведенная в деревню вместе с головой, не сможет найти дорогу туда, откуда родом человек, и останется жить и служить людям данной деревни. Охотились преимущественно на мужчин, особенно ценились головы длинноволосые, с усами и бородой. После принесения головы устраивали празднество, в поле производили магический обряд, затем голову завертывали в листья и клали в ротановую корзину, которую вешали в общинном доме.

По представлениям ва, душа, поселившаяся вместе с головой в данной деревне, должна была охранять их от болезней и прочих несчастий. Она пребывала близ дома до тех пор, пока от головы не оставался только череп. Затем его выносили за деревню и помещали на столбе в нише. Около некоторых деревень сохранились целые «аллеи черепов». В начале XX в. охота за головами стала исчезать.

Ва почитают духов природы, обитающих, по их верованиям, на земле (в деревнях, в скалах и т. д.) и на небе. Если духи недовольны людьми, то в гневе посылают болезни, наводнения, засухи и другие несчастья. Этим духам ва часто приносят жертвоприношения — буйволов, свиней и кур, извещая их ударами в большой барабан. Ва верят, что в каждом доме живет свой дух — домовой.

Ва почитают череп буйвола, принесенного в жертву. Черепа складывают в кучу возле дома. После принесения в жертву буйвола во дворе вкапывают в землю большие деревянные рогатины, символизирующие его рога. Такой же обычай известен у нага, с которыми у ва есть много общего в культуре.

У ва существует много запретов,. Так, нельзя рубить деревья, растущие вокруг дома духов, входить в «комнату духа», передвигать три камня очага, вносить в дом зеленые листья и т. д.

В народном творчестве ва большую роль играют музыка и танцы. Основные музыкальные инструменты — барабаны: большой, о котором уже говорилось выше, и малый. Играют обычно сразу на двух барабанах, по два человека на каждом. Все четыре барабанные палки различаются по толщине, и поэтому дают звуки разной высоты. Ритм отбивается на барабанах специальными бамбуковыми битами. У ва популярен также духовой музыкальный инструмент, состоящий из высушенной тыквы-горлянки и вставленной в нее бамбуковой трубки с семью отверстиями, и инструмент, сделанный из рога буйвола. Танцы ва, всегда групповые, исполняются чаще всего при жертвенных обрядах. В одном из этих танцев мужчины и женщины движутся по кругу, взявшись за руки. В центре стоит руководитель танца, который ведет сольную партию в песне, сопровождающей танец. Аккомпанируют барабаны.

После освобождения страны от английских колонизаторов бирманское правительство приняло меры, направленные на повышение экономического и культурного уровня ва. Так, внедрение удобрений будет способствовать постепенному переходу к более совершенным методам обработки почвы. Расширяется сеть школ, развернута подготовка учителей из местного населения, открыто несколько больниц и лечебно-профилактических пунктов, возрождаются традиционные ремесла. В местах расселения ва начато осуществление аграрной реформы и других демократических преобразований.

Народ палаун живет западнее и севернее ва, главным образом на территории Шаньского Национального государства. Компактный район расселения палаун находится в бывшем палаунском княжестве Таунпен к югу от реки Шуэли. К западу от этого района живут пале — подразделение народа палаун. Много деревень рассеяно среди шань и качинов в северных районах Шаньского государства.

В бывших южношаньских княжествах Менсит, Менпай и Лойка живут янлам, янсек и янванкюн, которые вместе образуют группу риап, очень близкую по языку и культуре к палаун и, по-видимому, составляющую часть этой народности.

Численность палаун в настоящее время составляет около 170 тыс. человек. Язык их относится к группе ва—палаун мон-кхмерской семьи. Среди палаун очень распространен язык народа шань, и люди из разных диалектных групп палаун часто предпочитают говорить между собой по-шаньски.

В середине I тыс. н. э. палаун занимали, кроме современных мест расселения на Шаньском плато, еще часть долины Иравади, где соприкасались с монами. В тот период у палаун возникло раннефеодальное княжество, династия которого вела происхождение из Татхоуна. С VII в. начался процесс вытеснения палаун в горы и частичной их ассимиляции тибето-бирманским и тайскими народами. В последние 150—200 лет продвижение палаун было вызвано давлением с севера качинов.

Древняя легенда палаун связывает их происхождение со змеей Нага. Эта легенда, носящая тотемический характер, близка к таким же представлениям других монов и кхмеров. Другая легенда построена на сюжете, связанном с тыквой: один род оставил свою прежнюю родину из-за того, что там разрослась огромная тыква и ее не удалось срубить. Большой интерес с точки зрения этнической истории представляет распространенное среди палаун мнение об их общем происхождении с таунту (баоо) и кая.

Палаун — земледельцы, причем у них преобладает выращивание чая, особенно в горном районе Таунпен. По всей Бирме палаун известны как лучшие чаеводы. Чай собирают с апреля по ноябрь. В это время все население деревень работает на плантациях. У пале, расселенных ниже в долинах, большую роль играет рисосеяние. Палаун выращивают также бобовые культуры, кукурузу, ямс, коноплю, а на берегах Шуэли — хлопок.

Землю на поливных полях, предназначенных под посев риса, рыхлят плугом, в который впрягают буйвола. Более легкий плуг используют на богарных участках. Урожай убирают серпами. В горном районе, где возделывают чай, плуга нет. Здесь основными орудиями служат мотыга и сажальный кол.

Животноводство развито слабо. Свиней и кур используют для жертвоприношений.

Большое значение в жизни палаун имеет торговля чаем. Из ремесел развиты ткачество, плетение, работы по металлу. Еще в конце XIX в. палаун в Чёнгтуне начали изготовлять для продажи огнестрельное оружие. Широко применяются в хозяйстве плетение корзин, которые женщины носят на спине, удерживая лобным ремнем и плечевыми лямками.

Поселения палаун, насчитывающее обычно 9—10 домов, расположены на вершинах холмов или на склонах гор, по обе стороны дороги или параллельно ей. Таких укреплений, как в деревнях ва, у палаун нет. Часто в центре находится рыночная площадь.

Жилище палаун свайное. Сваи различной длины, поскольку дом располагается на склоне. Сваи и весь каркас делают из дерева, стены и пол — из плетеных бамбуковых полос, массивную и низко спускающуюся крышу — из листьев. Дом имеет открытую веранду, чаще с торцовой стороны. Если дом большой и там живет несколько семей, то веранды делают с двух концов и даже вдоль длинной стороны дома. Вход в дом — с веранды, на которую с земли ведет лестница. Около домов обычно ставят небольшой амбар, где хранится зерно.

Сильное шаньское влияние обнаруживается в одежде палаун. Особенно близка к шаньской мужская одежда: куртка из белой или темной хлопчатобумажной ткани, широкие штаны, тюрбан из куска белой ткани. В женской одежде больше своеобразных черт. Обычный женский костюм состоит из узкой несшитой юбки длиной около 90 см с горизонтальными красными черными и голубыми полосками спереди и голубои распашной курточки. Талию обматывают длинной полосой из расщепленного тростника или рота- на, на которую иногда нанизывают раковины каури. На ноги надевают ноговицы из длинной полоски ткани, на голову тюрбан, украшенный бахромой из цветных ниток, или капюшон из разноцветных кусков ткани с серебряными украшениями. По легенде, распространенной у палаун, происхождение этого капюшона таково: их предок женился на девушке-оборотне, которая скрыла от него, что она принцесса-змея. У них родилась дочь. Однажды когда мать приняла свой первоначальный образ, дочь узнала в ней блестящую змею Нага. Мать после разоблачения тайны не отважилась вернуться в дом и поручила дочери рассказать все отцу, а свой капюшон, переливающийся красками, она оставила дочери на память.

Палаун носят много украшений из серебра: ожерелья, браслеты и т. п. Мужчины делают татуировку, которая похожа на татуировку шань.

Социально-экономические отношения у палаун исследованы недостаточно. Они постоянно передвигаются в пределах шаньских княжеств (их называют даже «бродячим народом»), что связано скорее всего с вытеснением части палаун с их исконных мест обитания качинами. Это, по-видимому, способствовало тому, что у части палаун одним из основных занятий стала торговля. Хозяйство их ведется малыми патриархальными семьями. В основном районе расселения палаун, в Таунпене, выращивание чая и торговля им также преобразили старую социальную структуру, но кое-где элементы ее еще остались. Так, в ряде районов сохраняются еще общинные земли, и сельская община продолжает функционировать. Глава некоторых общин формально избирается, но фактически избрание зависит главным образом от имущественного положения претендента.

Еще несколько веков тому назад у палаун начали складываться феодальные отношения. Вождь рода в XIX в. был по существу уже наследственным феодалом. Глава нескольких деревень в округе и деревенский староста в начале XX в. из выборных постепенно превращались в наследственные.

В конце 50-х годов шаньские феодалы, а вместе, с ними и палаун- ские, были лишены наследственных прав и привилегий. Часть их поступила на государственную службу в качестве руководителей местной администрации.

Семья палаун моногамная, возглавляет ее муж. Имущество семьи наследуют сыновья, но еще в начале XX в. кое-где вдова и дочери также получали долю в наследстве.

Воспитанием детей руководит община. Старики и старухи следят за их поведением, учат обычаям, передают им необходимые знания. Когда дети вырастают, мальчиков подвергают обряду татуирования, девочки также проходят определенные обряды инициации под руководством старых женщин. После этих обрядов они переходят в разряд юношей и девушек и получают право выбирать себе невесту или жениха. На вечерних сходках молодежи обязательно присутствует кто-нибудь из старших, обычно пожилая женщина.

При сватании юноша посылает с кем-либо девушке шелковый платок и коробочку с бетелем. При согласии девушка одаривает юношу вышитыми вещами и поясом собственной работы. Девушки выходят замуж в 16—20 лет, юноши женятся в 20—25 лет. Свадебная церемония очень похожа на бирманскую. Окончательно закрепленным брак считается после решения старейшин деревни. Молодой муж уводит жену к своим родителям и сразу приступает к постройке своего дома.

Через шань к палаун проник буддизм. Многие служители культа—шань. Вместе с буддизмом палаун переняли шаньскую письменность.

У палаун по-прежнему очень сильны анимистическйе верования. Распространена вера в души умерших, в духов природы, будто бы населяющих горы, леса и отдельные деревья. Духам и дуплам приносят в жертву свиней и кур. На дорогах в горном районе Таунпен воздвигнуто много каменных жертвенников.

У палаун развит культ предков, которым посвящены домашние алтари. Развитие феодализма нашло отражение в поклонении предкам палаунс- ких вождей. Культ предков правителя (саубва) в Таунпене был официальным наряду с буддизмом.

Палаун — очень жизнерадостный народ. Без танцев и музыки не обходится ни один праздник или обряд. В бытовых песнях палаун раскрываются темы труда и любви. Основной музыкальный инструмент — барабан. Он бывает разных видов: большой горизонтальный из полой деревянной колоды, на котором играют битами, и небольшие барабаны, из которых звуки извлекаются ударами ладоней. Распространены также гонги. На больших деревенских праздниках выступают особые группы танцоров- мужчин. Эти танцоры — полупрофессионалы и в обычное время занимаются крестьянским трудом. Они же обучают танцам молодежь. Иногда для развлечения устраивают петушиные бои.

Правительство Бирманского Союза уделяет большое внимание развитию окраинных народов, в том числе палаун. Проводятся демократические реформы. Расширяется сеть медицинских учреждений и школ, повышается культурный уровень народа.