Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Кая-каренская группа народов Бирманского Союза
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Кая-каренская группа народов Бирманского Союза

Самое крупное национальное меньшинство Бирманского Союза — карены. Вместе с родственными им народами (баоо, кая, падаунги и др.)г объединяемыми в кая-каренскую группу, карены в 1965 г. насчитывали более 2 млн. человек. Некоторые ученые полагают, что народы этой группы теперь, как и в ранний период своей истории, говорят на языках тайскЪго типа. Но более обоснованной представляется точка зрения тех исследователей, которые считают, что примерно с IX в. н. э. начался процесс утраты древних кая-каренских языков, и что теперь народы этой группы говорят на языках, более близких к бирманской малой ветви. Окончательному выяснению этого вопроса мешает слабая изученность кая-каренских языков.

Ученые Бирмы выделяют в кая-каренской группе две подгруппы: карен- скую и кая. Различия между каренами и кая политически закреплены созданием в рамках Бирманского Союза двух соответствующих нацио- н ал ьных государств.

Основные подразделения (в прошлом племена) ареиы каренов именуются саго (или его) и пуо (или пво).

Они населяют Каренское Национальное государство (Котулей) с центром в городе Пхаан, расположенное в юге-восточной части страны. Но значительная часть каренов обитает в дельтовых низменностях рек Иравади, Ситаун и Салуин. Пуо и саго живут также в восточном Таиланде.

В памяти старшего поколения каренов еще сохранилось представление о родо-племенной принадлежности. Племя пуо в прошлом распадалось на пять родов, а саго — на четыре. В бирманской литературе пуо именуют также «карен бью» (белые карены), а саго — «карен нэт» (черные карены). Но сами карены называют себя «пгха нь-» (на диалекте саго), что означает «человек». Некоторые исследователи видят в этнониме «карен» фонетически искаженную передачу этого слова. Но скорее он произошел от «карун» — самоназвание одного из родов племени пуо.

Народы кая-каренской группы пришли в Бирму с севера еще в I тыс. до н. э. Вступая в контакты с горными и равнинными монами, они частично сливались с ними, растворяясь в их среде или, наоборот, поглощая монские группы. Не случайно у каренов имеется ряд общих с мон-кхмерами северной Бирмы наименований родов. Примечательно также, что соседние с карелами айские народы называют их «гкариан», сближая их с риан — западной ветвью палаун.

В борьбе бирманцев с монами карены принимали участие лишь постольку, поскольку этого требовали интересы их племенных союзов, а затем феодальных княжеств. Более существенным и длительным было участие каренов в борьбе между шаньскими феодалами и бирманскими властителями. В этой борьбе карены чаще выступали на стороне шань. Уплачивая дань, а иногда номинально признавая себя вассалами то одной, то другой из воюющих сторон, они оставались фактически независимыми как от бирманских, так и от шаньских правителей.

В XVI—XVIII вв. равнинные карены переживали процесс феодализации, а у каренов, живших на горных склонах, сохранялся родо-племенный строй. Карены были известны в Бирме как работорговцы. Главной целью их военных экспедиций был захват рабов, которые составляли важную статью обмена с монами, а позже с бирманцами. Но в хозяйстве самих каренов использование труда рабов было ограничено строительством укреплений и террасных оград для полей.

В XIX в. у многих групп каренов развилось долговое рабство: по их обычному праву, ответственность за долги была наследственной. Младшие члены родственной группы отрабатывали долги за старших, сыновья — за отцов. Наследовалась и принадлежность раба господину, но сородичи могли выкупать порабощаемых.

Английские колонизаторы, завоевав Бирму, стали применять в районах, населенных каренами, методы косвенного управления. Опираясь на вождей, т. е. на местную феодальную верхушку, они использовали военные отряды из качинов, шань и т. д. для подавления сопротивления народных масс каренов, а это облегчало получение военных отрядов для борьбы против трудящихся других национальностей страны.

После провозглашения независимости Бирмы и создания Бирманского Союза английские колонизаторы, использовав в своих интересах каренскую социальную верхушку, попытались внести раздор в многонациональную семью народов страны. В 1948 г. они инспирировали мятеж каренов против правительства У Ну. Правые националистические организации каренов выдвинули лозунг отделения от Бирмы и создания независимого государства под эгидой Англии. Однако народные массы не желали участвовать в военных действиях.Прогрессивные группы призывали к миру и сотрудничеству с центральным правительством при условии предоставления каренам полного национального равноправия. Вооруженная борьба не утихала на протяжении многих лет. Лишь в апреле 1964 г. было достигнуто соглашение о прекращении военных действий и легализации деятельности ряда каренских общественных организаций. В каренских областях началось мирное строительство.

Основное занятие каренов — земледелие. Выращивание риса, их главной продовольственной культуры, и по агротехнике и по используемым орудиям труда немногим отличается от рисопроизводства у бирманцев и, как и у них, варьирует в зависимости от географических зон. Кроме риса, выращивают кукурузу, масличные растения и различные огородные культуры. Повсеместно развито садоводство. Из технических культур распространены хлопок, чай и табак. В последнее время расширяются плантации тутовника.

Молочное животноводство имеется только у горных каренов. Они разводят коз как ради шерсти и молока, так и на мясо. У всех групп каренов есть буйволы и быки. Почти все семьи разводят кур.

Коллективная охота еще недавно играла обрядовую роль. В ней участвовало все мужское население, группируясь по «родам» и долинам. Особое место занимал отлов диких слонов, которых после приручения использовали на лесозаготовках. Теперь хозяйственное значение охоты невелико. Рыболовство, основнее занятие населения некоторых деревень дельтовой полосы, в остальных районах играет подсобную роль. Другим подсобным занятием является сбор лесных продуктов. Важное значение имеет заготовка бамбука, широко используемого в строительстве и для изготовления плетеных изделий, орудий труда и утвари. На различные поделки у каренов идет также ротан. Домашние промыслы и ремесла у каренов четко разграничены по полу занятых в них: лесной промысел, столярные поделки, производство изделий из металла — мужские занятия; плетение, ткачество, пошив одежды — женские (но обувь изготовляют мужчины).

Карены предгорий издавна отходничают,временно, а теперь и постоянно работая на лесозаготовках, рудниках, на промышленных и городских ремесленных предприятиях. Каренки славятся как терпеливые и умелые медицинские работники. Обслуживающий персонал большинства крупных госпиталей страны более чем наполовину состоит из каренок и кая.

В дельтовой полосе и в предгорьях поселения каренов достигают значительных размеров и обычно вытянуты вдоль дорог или по берегам рек. Горные карены еще в середине прошлого столетия жили в длинных домах с продольным коридором и отдельными помещениями для каждой семьи» Весь поселок того времени обычно и состоял из одного-двух таких жилищ. Современные поселки горных каренов не столь велики, как у равнинных, и имеют более кучевую планировку. Усадьбы, как правило, не огорожены. Свайный жилой дом в дельтовой полосе не отличается от бирманского г а в предгорьях—от шаньского.

В пищевом рационе каренов преобладают зерновые, овощные и фруктовые кушанья и напитки. В праздничное меню входят курятина и рыба. После тяжелого зимнего периода перед посевом ощутимую белковую добавку дает мясо животных, главным образом буйволов, приносимых в жертву при молении об урожае. Наиболее распространенной приправой и лакомством служит острая паста из квашеной рыбы. Молочные продукты употребляют только горные карены.

Подразделения каренов наиболее отличаются друг от друга по одежде. Карены дельтовой полосы и предгорий носят несшитый саронг, прямо застежную куртку-безрукавку и головной шарф, оставляющий открытым темя. Обычно ходят босыми, но в праздники надевают сандалии общебирманского типа. Обязательная принадлежность их костюма — матерчатая сумка, носимая через плечо. В северных районах расселения каренов распространен костюм, близкий к шаньскому. В последнее время под куртку или вместо нее надевают белую прямого покроя рубашку с короткими рукавами.

Основные элементы женского костюма — цилиндрическая сшитая юбка и прямая, в прошлом распашная, кофточка-безрукавка. Кофты каренок нуо чаще всего из белой ткани; поэтому пуо и называют белыми каренами. Для черных каренок саго характерны кофты черного цвета, нередко со съемными надставными рукавами, украшенные тремя-четырьмя рядами горизонтальных красных полос из ленточек или мотков пряжи. Повсеместно распространены головные украшения и браслеты. Мужчины, а иногда и женщины, делают татуировку. Прежде она была обязательным знаком принадлежности к роду, а теперь постепенно исчезает, уступая место вышивке.

У горных каренов сравнительно недавно существовали большесемейные общины, жившие в длинных домах; в пределах селения они составляли патронимии. Теперь у каренов повсеместно преобладают малые моногамные патриархальные семьи. Обычно карены многодетны; средний состав семьи — пять—семь человек. Патрилокальность брака и теперь не обязательная норма: при отсутствии сыновей родители предпочитают принимать зятя в свой дом. Браки заключаются чаще всего в пределах селения, как прежде в пределах племени. В прошлом предпочтительны были браки по цепочке связанных брачными обязательствами родов. Наследуют родителям и сыновья и дочери. Орошаемые поля обычно достаются старшему, а жилой дом — младшему сыну, остальное имущество наследуется равнодольно. При отсутствии сыновей орошаемые поля достаются старшей, а дом — младшей дочери.

По официальным данным, 60% каренов исповедуют буддизм, 20% — христианство, остальные признают себя анимистами. Фактически же и у буддистов и у христиан очень сильны народные синкретичные религиозные представления, в которых важную роль играет анимистический культ природы и вера в различные магические средства. Буддизм и христианство сумели пустить корни в сознании местного населения прежде всего потому, что впитали многие из этих народных представлений, приспособив их к своєму вероученью. Так, буддизм использовал широко распространенный среди каренов культ деревьев, сохранив многие из его обрядов.

Поддерживая тесные контакты с соседними народами, карены в своей общественной жизни многое восприняли от бирманцев, шань и др. Праздники каренов, связанные с земледельческим циклом, однотипны с такими же празднествами у кая. Политические праздники проводятся по общему в стране ритуалу. Более специфичны семейные торжества: свадьба, церемония наречения имени и др. Полностью по давним народным ритуалам совершается моление об урожае и благодарение за урожай.

В 1965 г. был создан Комитет по изучению каренской литературы и фольклора, который стал центром по исследованию, популяризации и развитию национальной культуры и искусства. Во главе его стоит представитель каренов в правительстве Бирманского Союза.

В каренскую подгруппу входит народность баоо, насчитывающая около 250 тыс. человек. Баоо живут в основном на юге Шаньского Национального государства, особенно близ его столицы города Таунджи. Длительное обитание среди шань наложило значительный отпечаток на культуру и быт баоо. Их основное занятие — террасное земледелие на горных склонах; остальные же занятия аналогичны шаньским. По материальной культуре баоо занимают промежуточное положение между каренами и кая, с одной стороны, и шань — с другой. Так, жилой дом баоо ближе к дому кая, но костюм, особенно мужской, во многом напоминает шаньский. Духовная культура баоо близка к каренской, но и в ней прослеживается шаньское влияние. Кроме родного языка, сходного с каренским, баоо, как правило, говорят на шаньском языке.

Кая, расселенные главным образом в Нацио- ая нальном государстве Кая,— самый крупный народ подгруппы того же названия. Прежде он был известен в литературе как каренни (красные карены). Сао название основной группы кая — бгаи. В прошлом эта группа, по-видимому, представляла собой племя и состояла из шести родов, один из которых — ману-мано,— по мнению бирманских этнографов, складывается в самостоятельную народность.

История кая изучена очень слабо. Можно предполагать, что она сходна с историей каренов. Влияние шаньского общества способствовало развитию у кая феодальных отношений. Существовало у них и долговое рабство. Исторически засвидетельствованы три княжества кая — Кантаравадди, Чье- боджи и Боулейк, а также несколько более мелких феодальных владений, возникавших и распадавшихся в зависимости от политики сюзеренов — бирманских императоров и шаньских феодалов. Наиболее крупное из княжеств кая Кантаравадди в своей внешней политике с XV в. пользовалось значительной самостоятельностью и, в частности, поддерживало тесные связи с северотаиландским княжеством Чиангмай.

Английские колонизаторы, завоевав Бирму, объединили княжества кая в государство, непосредственно подчиненное метрополии и названное Каренни. После создания Бирманского Союза, в 1952 г., области было возвращено ее первичное наименование по этнониму и образовано Национальное государство Кая со столицей в городе Лойко.

Основные занятия кая сходны с каренскими. Однако в земледелии у них меньшее значение имеют технические культуры.

Кая издавна занимаются разработкой горнорудных богатств и уже в древности знали искусство бронзового литья. Высокого мастерства они достигли в производстве священных бронзовых барабанов пази. Изображение верхней деки такого барабана, украшенной по бокам фигурами спаренных лягушек, а в центре — многолучевым солнцем, вошло в государственный герб кая. И в наши дни многие мужчины кая работают на литейных предприятиях и на рудниках страны.

Многие кая заняты в государственном дорожном строительстве. Особое значение для формирования рабочего класса этой народности имело строительство крупной гидроэлектростанции Лопито, которая обеспечивает электроэнергией промышленные предприятия Мандалая, Таунджи и других городов.

Столица государства кая Лойко спускается от храмов на горе к равнине в долине реки Балу. Его центр составляет большой прямоугольник базарной площади, окруженной рядами лавок-мастерских. Прямые улицы соединяют рынок с пристанью. Новый город — это административный центр, прекрасный школьный городок, новые жилые дома. Он соединен с аэродромом асфальтированным шоссе. В старом Лойко преобладают дома сельского типа.

Поселения кая в долинах обычно состоят из нескольких десятков домов и имеют линейную планировку. Деревенская община сохраняется здесь скорее как низовая административная единица, чем как сумма кустов родственных домохозяйств. Небольшие поселки горных кая, имеющие кучевую планировку, до сих пор нередко населяют родственные группы.

Архитектура жилого дома специфична для этого народа. Лестница с нечетным числом ступеней ведет на свайную платформу, на которой расположены два прямоугольных в плане однокамерных жилых помещения с двухскатными крышами, иногда связанных между собой крытым переходом. Стены домов затянуты бамбуковым плетением. Иногда второе помещение сдвоенного дома используется под мастерскую. Под платформой держат скот.

По пищевому рациону кая почти не отличаются от каренов. Некоторые различия имеют в меню зональных групп. Так, в пище озерных кая большее место занимают рыбные блюда, а у горных кая — кушанья и напитки из плодов и фруктов. Молочные продукты употребляют только некоторые группы горных кая.

В традиционный мужской костюм кая входят короткие штаны из плотной ткани, чаще всего с рисунком или вышивкой красных тонов; старинную распашную куртку теперь вытеснила рубашка с короткими рукавами и треугольным вырезом ворота. Короткий шарф повязывают вокруг головы так, что узел размещается над левым ухом, а концы шарфа свисают к левому плечу. Обувью служат сандалии общебирманского типа, но чаще ходят босиком. Как мужчины, так и женщины носят Накидку или плащ, повязываемый под подбородком.

Женский костюм горных кая в прошлом состоял из широкого куска ткани, оборачиваемого вокруг тела от подмышек до колен. Поясом служил длинный широкий шарф, один из концов которого перекидывался через правое плечо, закрывая верх груди. У озерных кая этот костюм дополнялся широким плащом, доходящим до икр. Традиционный женский костюм, особенно у равнинных кая, значительно изменился: основная часть одежды стала саронгом, перекидной конец шарфа превратился в кофточку-безрукавку с одним правым плечиком, плащ заменила накидка-пелерина. Праздничный костюм чаще всего делают из шелковых тканей нежных расцветок, а пелерину — из темно-красного бархата.

В наше время среди кая все более распространяется простой и удобный костюм городского типа. Деіи- школьники носят трикотажную или хлопчатобумажную форменную одежду городского покроя.

У кая преобладает моногамная патриархальная семья. Женатые сыновья селятся обычно неподалеку от отцовского дома. Их семьи связаны с семьей отца родственной взаимопомощью, но экономически независимы. Большую часть земельного участка получает старший сын; в остальном наследование равнодольное. Брак патрилокален, но в свадебной обрядности и семейном быте сохранилось много пережитков материнскородовых отношении. Так, заметны следы сорората, сохранился обычай «возвращения домой», т. е. переход молодой сразу после свадьбы или при наступлении беременности хотя бы на короткий срок в дом ее матери.

По официальным данным, около 60% кая исповедуют буддизм, более 20% — христианство и лишь 20% — анимизм. Но фактически верования кая неразрывно связаны с анимизмов. Как и карены, кая не создали законченной религиозной системы. Среди духов, которым они поклоняются, они различают добрых духов — хозяев и вредоносных духов. У кая имеются и специальные священнослужители. В народных верованиях сохранился культ ирироды. С культовыми обрядами тесно связаны традиционные народные празднества. Основные праздники — праздник барабана, праздник роста бамбука и праздник «палочного» риса. Праздник барабана — новогоднее торжество кая, которое приходится обычно на конец апреля и во многом сходно с бирманским праздником моления о воде. Праздник роста бамбука (в начале мая) в прошлом был днем моления о богатом урожае и семейном благополучии. Дику, отмечаемый в октябре,— праздник благодарения за урожай. Центральный момент праздников роста бамбука и «палочного» риса — вечерняя общинная трапеза, во втором случае — коллективное опробование риса нового урожая. Зерна риса, смоченные водой, запекают в трубках молодых стволов бамбука. Рисовая запеканка сохраняет форму столбиков, почему кушанье и называется «палочный рис». В наши дни праздники все более утрачивают религиозную окраску и приобретают характер общественных торжеств с чисто мирскими развлечениями.

В подгруппу кая, кроме основной народности, входят брэ, цадаун, гэко, гэба, йинбо, ману-мано и заеин (каунто). Общая их численность вместе с кая превышает 100 тыс. человек.

Все эти народы близки к кая по хозяйству (соответственно географическим зонам), верованиям и языку. Различия в материальной жультуре проявляются главным образом в одежде и украшениях. Так, у гэко и гэба верхняя одежда предпочтительно белая, а для женского костюма брэ характерно большое количество украшений, в том числе ожерелья и подколенные спирали из латунной проволоки. Такие же спирали на щиколотках ног, на руках от кисти до локтя и главное на шее характерны для женщин падаун. Высокий, носимый постоянно с детских лет «воротник» из латунной спирали вызывает удлинение шеи. Обычай носить такие украшения возник в связи ,с тем, что куски латунной проволоки служили обменной единицей, а спираль — показателем богатства. Теперь этот вредный для женского организма обычай постепенно уходит из жизни.

Получение кая национальной автономии и планомерное развитие хозяйства области, особенно появление крупных промышленных предприятий, создают условия для ускорения процесса этнической консолидации всех народностей этой подгруппы и слияния их с кая.