Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилище, культурная жизнь бирманцев
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Поселения и жилище, культурная жизнь бирманцев

Около 5 части населения Бирмы живет в городах. Крупнейшие города бирманских районов страны: столица страны Рангун (1,5 млн. жителей, с пригородами), Мандалай (более 200 тыс. жителей), .Моулмейн (110 тыс. жителей), Бассейн (80 тыс. жителей), Хинтадн (65 тыс. жителей), Пегу (50 тыс. жителей), Ситуэ (45 тыс. жителей), Тавой (около 45 тыс. жителей).

Рангун вытянут вдоль реки, и к его набережной в районе порта швартуются океанские корабли. Облик Рангуна в какой-то мере отражает историю страны. На перекрестке двух главных улиц сохранился старинный индуистский храм с характерной шатровой крышей, украшенной от конька до низа сотнями скульптур. Но вокруг Центрального сквера, где установлен обелиск Независимости, простираются типичные европейские кварталы с мрачными домами викторианской эпохи, резко контрастирующие с архитектурным обликом города в целом. Старый центр города охвачен кольцом районов со зданиями в стиле «тропический модерн» — это районы с белоснежными домами, опоясанными балконами и лоджиями.

Далее следует пояс районов с домами в национальном стиле. Они полностью или в основном построены из тика и других твердых пород дерева. Как правило, в доме несколько веранд, на которые ведут лестницы с нечетным числом ступеней. Веранды оплетены вьющимися растениями или зарешечены наклонно поставленными планками. Эти своеобразные жалюзи принимают на себя весь губительный жар тропического полудня. В комнатах царит полумрак и тишина. Женское помещение отделено от общесемейной столовой и гостиной. Дом обычно разноярусный: пол женской части менее поднят над уровнем земли, чем полы мужской и гостевой частей. Площадки наружных лестниц приспособлены для омовения. На этих площадках стоят керамические корчаги с водой для омовения и пористые сосуды с питьевой водой. Кухонные помещения и кладовые расположены в глубине двора. Усадьба горожанина обычно имеет также сад, и значительная часть дома прячется в зелени густых плодовых и декоративных деревьев.

За «бирманской» частью города идут пригородные поселки, тянущиеся по обеим сторонам основных шоссе. Архитектурно эта часть города близка к сельским поселениям: те же лавки-мастерские, уличные стационарные и переносные харчевни, крестьянского типа жилые дома. В пригородах расположены также промышленные и рабочие кварталы, в прошлом очень бедные и неблагоустроенные. В последнее время правительственные организации ведут застройку рабочих кварталов современными зданиями.

Особое место в Рангуне занимают «индийский район» с его храмами и «китайский город» со старокитайской архитектурой домов и общественных зданий.

Второй по величине город страны — бывшая столица Бирмы Мандалай. Две его главных достопримечательности — дворец и храм на горе. Королевский дворец расположен на острове, окруженном глубоким, заполненным водой рвом. Архитектурный ансамбль дворца состоял из 37 зданий. Сейчас он лежит в развалинах: английские артиллеристы в 1945 г. прямой наводкой расстреляли прятавшийся во дворце маленький японский гарнизон. Так была уничтожена одна из жемчужин бирманской национальной архитектуры.

В непосредственной близости ко рву, окружающему дворцовый остров, расположен холм, увенчанный пагодой. Четыре длинных перехода, крыши которых, подобно черепице, налегают одна на другую, ведут от подножия холма к его вершине высотою около 150 м. С площадок основной пагоды открывается великолепный вид на город и раскинувшиеся у подножия холма группы белоснежных малых ступ, воздвигнутых в честь проходившего здесь Пятого всебуддийского собора.

Настоящим центром города является рынок и расходящиеся от него улицы, каждая из которых заселена ремесленниками одной профессии: улицы мебельщиков, костюмеров, скульпторов, мастеров зонтов и вееров и т. д. Центр связан шоссе с пристанью, откуда продукция местных мастеров расходится по стране. В Мандалае имеется промышленный район, электростанция, вокзал железной дороги, аэропорт.

Основные типы рисунка — простой геометрический узор (бордюр, змейка или волна и т. п.) или сложный сюжетный рисунок, композиции которого занимают всю поверхность изделия. Часто это целые картины на мифологические сюжеты или изображение сцен из жизни королевского двора и феодальной знати. В последнем случае рисунок, как правило, делится на три пояса. Сцена, изображенная в центральном (среднем) поясе, является основной. Картины, развернутые художником на верхнем и нижнем поясах, иногда дополняют центральную сцену, но они могут быть и самостоятельными, не связанными с основным сюжетом. Художник сообщает об этом, давая название сцены или сюжет ее в специальных рамочках над рисунками. После процарапывания рисунка на чернолаковом изделии, так же как и на трехцветном, проводят подрисовку его свежим лаком или клейкой смесью. Затем изделие облепляется и плотно заглаживается тончайшим листком фольги из натурального золота и поступает в мойку. В процессе промывания мягким тампоном (часто натуральной губкой) золотой лепесток остается только на рисунке, а со всех участков фона смывается. Такое изделие в полировке не нуждается.

В последние годы мастерские Ньяуну выпускают также очень дешевые чернолаковые изделия с незамысловатой росписью цветочками, бабочками и т.д. в бело-розовых тонах. Эти изделия охотно покупают в Индии.

Для ченгтунского центра лакового производства (Шаньское национальное государство) также характерны чернолаковые изделия с золотым лепестком, но основой здесь служат прессованные формы из местного папье- маше. Этот материал в отличие от плетения позволяет применить «отливку» и тиснение основы; одна из специфичных черт ченгтунских изделий — именно «архитектурный» сюжетный рисунок, выпуклые орнаментальные и сюжетные композиции, например хоровод пар представителей народов северо- востока Бирмы в их национальных костюмах. При этом фон остается чернолаковым, а выпуклый рисунок — золотым.

Культурная жизнь

Традиционные формы бирманского театрального искусства объединяются в две основные группы: кукольный театр и театр актера. В первую группу входят театр марионеток и теневой театр тростевых кукол.

Бирманские куклы-марионетки—почти метровой еатр и музыка высоты, и вождение их требует не только большого профессионального мастерства, но и большой затраты физических сил. Сценой театра марионеток служит открытая площадка, приподнятая над землей на метр-полтора, с черным экраном-задником. Первые достоверные сведения о спектаклях театра марионеток относятся к концу XVIII в. После падения династии Конбаунов королевский театр марионеток распался. В северной Бирме в 1930-х годах действовали только две труппы кукольников: одна стационарная, другая разъездная, приглашаемая для участи я в торжествах. Попытка возродить театр марионеток была предпринята в конце 1950-х годов в Мандалае. Большой и сравнительно полный комплект кукол позволяет ставить отрывки из Рамаяны,короткие пьесы на сюжет мифов о короле крокодилов Нгамоейке и др.

Теневой театр более всего был распространен в южной Бирме. По форме кукол, по приемам и манере исполнения, по основным пьесам репертуара этот театр близок к индонезийскому. Для представлений теневого театра используется прозрачный экран, на который отбрасывается тень куклы, выдвигаемой кукловодом (он же — исполнитель текста пьесы) между экраном и источником света. Как и в яванских кукольных спектаклях, мужчины, сидящие справа от кукловода, и мальчики (слева от него) смотрят по существу не теневой, а собственно кукольный театр; женщины же, сидящие за экраном, смотрят лишь теневой театр. В действии участвуют не более двух подвижных кукол одновременно. Неподвижные куклы втыкаются в лежащую у рампы плаху из мягкой породы дерева. Для размещения дополнительных кукол неподалеку от экрана, справа от кукловода лежит второй брусок такого же дерева. Действие и теневого и кукольного театров идет в сопровождении небольшого оркестра. Обе эти формы театральных представлений по существу не имеют собственного репертуара, т. е. специально написанных для них пьес.

Театр актера и сейчас сохранил традиционные наименования: затпве (многочасовая музыкальная драма) и анъпве, или анъеинпве (относительно короткая концертная программа). Эти жанры в основном отличаются продолжительностью представления и подбором номеров; аньеинпве позволяет перемежать традиционные балетные выступления критическими злободневными диалогами и т. п. Для обоих типов представлений характерно обязательное участие танцовщиц и комиков, которые не имеют традиционно закрепленного грима и костюма. Это позволяет актеру свободно менять не только роль, но и амплуа — выступать то в качестве глупца-богача, то — хитроумного астролога, то — честного, трудолюбивого крестьянина. Однако существует ряд ролей, на которые приглашались прежде лишь «благородные актеры», не «осквернившие» себя греховными ролями комика. Это исполнители ролей святых и бодисатв в пьесах на сюжеты джатак. До наших дней Будда изображается сценически только намеком, например подношением даров на алтарный стол, световыми эффектами «небесного сияния» и т. п. Но божества и духи местного культа натов, индуистские боги и богини культов матери-прйроды и т. п. появляются на сцене сравнительно часто. Эти роли исполняют в особой, сверкающей, небесных цветов одежде, а великаны, мифическая птица Галон и мифическая змея Нага представляются актерами в стандартных по росписи жестких масках. Маски характерны и для «невидимых» божеств. В первых пьесах на сюжет борьбы с английскими колонизаторами маскированный актер исполнял также роли европейцев, изображавшихся великанами-чудовищами. Теперь роли европейцев и амердканцев исполняются не в масках, но с обильным гримом «под оригинал». Костюмы и реквизит бирманских представлений затпве обычно очень реалистичны.

Бирманский театр тесно переплетается с театрализованными обрядовыми п бытовыми карнавальными зрелищами. Праздничные карнавальные шествия были одним из основных истоков бирманской музыкальной драмы. В ее формировании значительна также роль мелодекламации (очень близкой и по значению и по музыкальному сопровождению к театру одного актера и восточноазиатским рассказывателям книг) и сольных или груп-" новых «танцев духов». С незапамятных времен в Бирме существовали женские танцевальные пантомимы, связанные с праздником урожая и другими крупными событиями хозяйственного года. Позднее эти женские танцевальные представления трансформировались в культовое действие — танцы натов. Жрицу-медиума, в которую якобы вселился один из основных натов, лишь в XVIII в. стал вытеснять маг, астролог (зоджи). Со временем женский «танец духов» превратился в серию бальных номеров, по характеру близких к камбоджийскому и сиамскому дворцовым балетам. Традиционные танцевальные приемы передаются из поколения в поколение в школах изящных искусств Рангуна и Мандалая. Обучение фигурам танца и тренировка танцоров начинается с очень раннего возраста (с четырех-пяти лет для девочек и с шести-восьми лет для мальчиков). Девочки и девушки участвуют в сольных, парных и групповых танцах; мальчики и юноши — в сольных и парных танцах.

Красочность и выразительность танцевальных номеров усиливаются в наши дни световыми эффектами. Возник даже своеобразный танец-дуэт балерины с ее собственной тенью: балерина танцует на фоне белого полотнища декорации-задника почти в полной темноте, лишь узкий луч света направлен все время на ее фигуру. Путем частой смены цветных стекол в прожекторе создается незабываемое впечатление полихромно-черной «пары».

У всех народов Бирмы популярен и другой жанр театральной пластики — живые картины. Наиболее полно он выражается во время праздничных новогодних и других карнавалов, когда по улицам больших городов движутся карнавальные колесницы — ладьи, повозки, «слоны», «павлины» и т. п. На площадках этих колесниц располагаются группы самодеятельных или профессиональных актеров, изображающих как бы застывшие сцены из джатак (жизнеописания Будды), Рамаяны, Махабхараты, и т. д. Живые картины завершают и ежегодные конкурсы красоты в Рангуне.

Представления всех видов театра актера шли по традиции без специальной сцены, т. е. происходили как бы на арене, вокруг которой размещались зрители. В последнее время сцена (приподнятая от земли на 1—1,5 м площадка) стала обязательной, появляются и постепенно усложняются декорации. Как и прежде, оркестр располагается позади актеров на сцене или за сценой. Он виден зрителям, как видны и все актеры, не участвующие в данной сцене; на глазах у зрителей они меняют костюм, гримируются, готовят маски и т. п.

Оркестр состоит из барабанов, гонгов (в том числе подвесных и циркульных), ксилофонов, трещоток и флейт. Струнные инструменты ведут обычно сольную партию. Особой любовью пользуется тринадцатиструнная арфа. Музыкальные сольные произведения и оркестровые пьесы служат также вставными или завершающими номерами в аньеинпве. В затпве оркестр ведет вокальные партии и определяет рисунок танца. Как говорят бирманцы- театралы, «дирижер оркестра — хозяин ритма и всего театрального действия».

Традиционная музыка бирманцев строится на простой пентатонике. Однако бирманской песне и музыке чужды «безтембровые» мелодии. Среди бирманской молодежи все большей популярностью пользуется современная музыка, в том числе джазовая.

До недавнего времени в Бирме наиболее широко распространена духовная литература. С IX в. известны бирманские записи джатак (переводы из монского свода), рукописные списки «Трипитаки» и других буддийских сочинений. Важное место в бирманской литературе занимали также хроники. Сохранились лишь немногие их образцы: собственно бирманская хроника «Махаязавин», ара- канская «Летопись зерцала Хрустального дворца» и несколько других.

Богат и разнообразен фольклор бирманцев и других народов Бирмы. Он включает мифы, легенды, сказы (мифологизированные исторические повествования), сказки и т. д. Серии сказок и сказаний во многом близки к циклам типа сцепленных повестей (первого этапа развития обрамленной повести). Сюжетно они легко сопоставимы с индийскими «Шукасаптати» и «Тридцатью двумя историями дворца Викрамадитьи». Но особенности их сюжета и более простая форма позволяют говорить не о прямом заимствовании, а об обработке ранних местных фольклорных произведений в период индийского влияния. Почти все эти легенды, сказы и даже мифы несут на себе печать буддийской обработки, народная мудрость преломляется в них через призму полуаскетической морали буддизма XI—XIII вв.

Современные бирманские литераторы уделяют большое внимание записи и публикациям сокровищ устного народного творчества. Большая заслуга в издании и изучении фольклора принадлежит ста- рейшему этнографу Бирмы У Хтин Ауну (Маунг Хтин Аунг). В 1959 г. на русском языке был опубликован составленный им сборник «Бирманские сказки».

Еще в Паганской империи развилась светская придворная поэзия и литература малых форм. К сожалению, до наших дней не дошли записи произведений этого периода. Те немногие образцы, которые даются в современных антологиях и предположительно датируются наганским временем,по-видимому, представляют собой значительно более поздние записи устных вариантов.

В XV в. стали появляться драматургические произведения. По типу они были близки к музыкальной драме других стран Восточной и Юго-Восточной Азии. В репертуаре театральных коллективов — эпизоды из дворцовой жизни, пьесы на мифологические сюжеты и т. п. К XV в. относится и появление так называемой базарной литературы — поэзии, простой по форме и лексике, понятной и для неподготовленного слушателя. Однако в XVIII в. светская литература вновь переживает пору упадка.

В XIX в. в связи с борьбой с иноземными захватчиками создалась почва для развития патриотической поэзии и прозы. Одним из зачинателей современной реалистической бирманской литературы явился выдающийся писатель, активный политический и общественный деятель Такин Кодо Хмаинг (1875—1964 гг.). Вышедший из народа, хорошо знавший чаяния и нужды трудящихся своей родины, Такин Кодо Хмаинг был в равной мере поэтом и прозаиком. Его перу принадлежит 80 пьес, десятки стихов, много поэм. Широко известны его пьесы на исторические темы (с явным подтекстом из современности) «Махатада», «Славный Асаки», «Упана и сова», сохранившие популярность до наших дней. Его стихи и поэмы, звучавшие как лозунги борьбы против колонизаторов, были своеобразным наставлением гражданственности молодым бирманским поэтам. В 1954 г. Такин Кодо Хмаинг был удостоен Международной премии мира.

В конце 1920-х годов ведущее место в бирманской литературе заняли ученики, а затем соратники Такин Кодо Хмаинга, объединенные движением за демократизацию литературы, за приближение не только языка, но и самого содержания произведений к современности. В этом движении первоначально участвовали поэты. Оно называлось «Кхисан» («Новое время»). Активными участниками и создателями его были Тэйнан Маун Тин (У Сейн Тин), Зоджи (У Тейн Хан), Мин Ту Вун (У Вун), а позже в него включились и прозаики.

Движение охватило не только собственно бирманскую литературу, но и молодую национальную поэзию шань, каренов и др.; ставилась также задача ознакомить население Бирмы с литературой, искусством и наукой других стран Востока и Запада.

Начиная с 1930-х годов особое значение приобретает проза (исторический роман, литература малых форм, политическая публицистика). Многие произведения этого времени сохранили свое звучание до наших дней. Следует отметить романы Тейн Пе (Тейн Пе Мьинт) «Современный монах» — первое антиклерикальное произведение в Бирме — и «Дьявол нашего времени», посвященный разоблачению социальной несправедливости в бирманском обществе периода английского колониального господства. В те же годы создаются произведения о жизни крестьянства. Особую известность получил роман До Кхин Лей «Жизнь женщины». Тема безрадостной жизни крестьянки находит отражение и в ряде других произведений.

В годы второй мировой войны и сопротивления японским оккупантам появились произведения с острой политической направленностью. В 1942 г. была создана Ассоциация писателей Бирмы, подвергшаяся гонениям со стороны японских оккупационных властей.

С 1943 г. ежегодно в первый день бирманского месяца надо (он приходится на начало декабря) в стране празднуют День писателя. Это праздник литературы и всей национальной культуры.

Новый этап развития литературы начался после освобождения страны от колониальной зависимости. Бирманская литература наших дней, реалистическая по направлению и глубоко народная по содержанию, откликается на события общественной жизни страны. В литературу пришел большой отряд молодых писателей из народа—крестьяне, рабочие, солдаты и офицеры национальной армии. Их главный герой — человек труда, любимый жанр — короткий рассказ.

В 1950-х годах развернулась деятельность Общества переводов. Наряду с переводами учебных пособий и книг по основам наук Общество знакомило народы Бирмы с лучшими произведениями зарубежной литературы, в том числе с сочинениями советских писателей. Писатели Бирмы установили дружественные связи со своими советскими коллегами. Бирманский Союз — страна сравнительно высокои грамотности. Статистика выглядит значительно менее благополучно, если Дифференцировать сведения и дать процентное соотношение по полу и национальности. Процент грамотных среди мужчин поднимается до 95—97%, среди женщин — не превышает 45%. У некоторых малых народностей грамотность не достигает и 25% численности населения.

По традиции, начальное обучение мальчиков (особенно в районах расселения собственно бирманцев и их этнографических групп) обязательно. В каждом крупном селении существует храм, где прежде всегда находилась монастырская школа, которую мальчики посещали с очень раннего возраста (с четырех-пяти лет). Здесь они овладевали начатками счета и письма, знакомились с историей своего народа, но главным образом постигали религиозную премудрость (буддийскую этику, канон и жизнеописание Будды). Многое из того, что преподносилось детям, не было доступно их пониманию и механически заучивалось наизусть. Заучивание пронизывало всю систему образования. В школе хором заучивалась азбука. Каждый знак, каждая буква, написанные учителем на доске, на стене или прямо на земле, устно пояснялись. Учитель приводил примеры слов и предложений на этот знак, а ученики вторили ему хором. Хором заучивались и дальнейшие задания, но так как скорость и прочность запоминанания зависит от личных способностей учащегося, каждый участвовал в общем хоре со своим текстом. Ученик получал от наставника новое задание только после того, как заучивал и отвечал без запинки предыдущее. Погрешности в ответе и поведении учащегося нередко карались бамбуковой палкой. Ученики находились в монастырской школе от рассвета до полудня. Значительную часть этого времени они тратили на уборку школьного помещения, уход за растениями в саду и другие работы вместе с монастырскими послушниками.

В конце XIX в. в Бирме появились частные и государственные школы английского образца. Выпускники этих школ становились посредниками между колониальной администрацией и населением, проводниками английского влияния, английского языка, «западного» образа жизни. По национальности они были чаще всего бирманцами и индийцами. Создавались особые аристократические колледжи для обучения наследников местных феодалов, в лице которых колонизаторы надеялись иметь надежную социальную опору.

Школьное обучение в Бирме и теперь строится по английскому образцу и имеет три ступени: низшую четырехклассную (которой охвачены дети в возрасте 6—10 лет), среднюю пятиклассную (11—15 лет) и высшую двухклассную (16—18 лет). В 1960 г. в стране было 11890 начальных школ с 1 941 600 учащимися, 848 неполных средних школ с 233,5 тыс. учащимися и 732 полных средних — с 338 тыс. учащимися. Революционный совет уделяет внимание расширению школьной сети, особенно расширению сети школ второй и третьей ступени, всемерно способствует развитию среднего профессионального образования (педагогического, медицинского и др.), а уакже направляет деятельность отрядов обучения масс, которые занимаются санитарньщ просвещением и ликвидацией неграмотности.

В период английского колониального господства колледжи приравнивались к высшей школе, но дети местной аристократии предпочитали получать высшее образование в университетах Англии или Индии. Теперь открыт университет в Рангуне, имеющий восемь факультетов. Его филиал в Мандалае, где преобладает преподавание гуманитарных наук, стал самостоятельным, вторым по значению университетом Бирмы. Отраслевой университет в Моулмейне готовит в основном специалистов в области точных наук.

В ряде отраслей науки и техники Бирма имеет давние традиции: в медицине, астрономии, навигации (каботажное плавание), в архитектуре, философии, прикладной агрономии и т. д. Особенно почетным считалось собирание и исследование древних рукописей. Эта область науки развивается в Буддийском исследовательском обществе.

Развитию технических наук в независимой Бирме помог Советский Союз (строительство в Рангуне Технологического института, снабжение его лабораторий аппаратурой, создание библиотеки, имеющей издания специальных трудов, содействие бирманским ученым в ознакомлении с достижениями советской науки и постановки высшего образования в СССР).

В стране имеется несколько комплексных специализированных музеев. Самый крупный из них — музей древней храмовой архитеректуры, расположен на месте древнего города Пагана. В Рангуне имеется комплексный музей, в Мандалае — исторический; в нем представлены в основном экспонаты, характеризующие дворцовый быт королей династии Конбаунов. В музее Ньяуну (близ Пагана) хранятся богатые коллекции эпиграфики и предметов дворцового быта паганской эпохи. Активную работу в Моул- мейне развернуло Общество монской культуры, имеющее свой музей.

В Рангуне и Мандалае есть школы изящных искусств, в которых преподавание сочетается с большой научно-исследовательской работой. Эти школы изучают, пропагандируют и развивают традиционные жанры национальной живописи, танца и музыки.