Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Кхонтаи. Основные занятия, средства передвижения, поселения и жилище
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Кхонтаи. Основные занятия, средства передвижения, поселения и жилище

Основное занятие почти 84% населения Таиланда, особенно самих кхонтаи, а также лао и других народов группы таи — сельское хозяйство. Удельный вес основных его отраслей — полевого земледелия, скотоводства, огородничества и садоводства,— как мы видели, различается по областям. Но более 20% всей площади страны считается пригодной для обработки: из почти 322 млн. рай—около 62 млн. рай (1 раи=0,16 га). Но лишь 15, 5% общей площади, или около 50 млн. рай, обрабатывается. До 75% обрабатываемых земель, т. е. около 37 млн. рай, занято под рис и лишь 25% — под все остальные* культуры. Из более ста опробованных сортов риса в Таиланде преимущественно используется 40 сортов. Все эти сорта можно объединить в две группы: клейкие, идущие в основном на местный рынок, и сухие, «полируемые», производимые главным образом на экспорт. Из клейких наиболее распространен лаосский горный сорт душистого легкого риса, чаще всего розоватого цвета. Из экспортных — равнинный белый рис с длинным зерном. До 90% рисаг собираемого в северной и восточной областях, составляют лаосские сорта. В самой южной части центральной области распространен еще один сорт — «плавучий рис», длина ростков которого более 1 м.

Существует два способа выращивания риса. Первый из них—на ван («на»— рисовое поле, земля, «ван» — сеять вразброс)—распространен в восточной области и высокогорных районах северной и полуостровной областей. С наступлением периода дождей устраивают окаймляющие поле валики, затем увлажненную по'чву пропахивают и боронуют. Размоченное зерно высевают в обильно увлажненную почву или на залитое водой поле. После засева поле вновь боронуется с тем, чтобы поднятый при бороновании ил, осаждаясь, прикрыл зерно. В период роста риса его два-три раза пропалывают.

Возможно, что на ван отражает древние сельскохозяйственные навыки народов таи (выращивание суходольного риса и т. п.), от которых они теперь отошли. С этим способом связан и цикл обрядов, сопровождающих выращивание риса, и, в частности, раак на — пропашка первой борозды, производившаяся церемониальным плугом на священном поле королем, а в последнее время совершаемая его доверенным, обычно министром сельского хозяйства. Этот обряд символизирует начало годового цикла сельскохозяйственных работ.

Второй способ выращивания риса—на дам («дам»—отделять, рассаживать)— обычен для крупных заливаемых площадей во всех странах Восточной и Южной Азии. Поле разделено на чеки — клетки, отделенные друг от друга . земляными'валиками (баллами) различной в разных странах ширины и высоты. ‘Поле предварительно пропахивается по чекам, боронуется и нивелируется. Баллы ежегодно подновляются; соединительные воротца для впуска воды меняются с изменением склона поля. Верхние, т. е. наиболее близкие к оросительному каналу, чеки соединяются с каналом вводным рукавом и служат как отстойники, где вода, прежде чем попасть на поле, несколько нагревается. В одной из клеток отстойников рис замачивают, затем высевают и выращивают как рассаду. Через соединительные воротца вода равномерно заполняет все чеки поля. Кроме того, система воротец позволяет создавать требуемый уровень воды в чеках и тем самым бороться с сорняками, погибающими под водой еще до высадки риса. Когда рассада достигает определенной высоты, ее переносят на подготовленные чеки поля и вручную высаживают ровными рядами.

В период роста риса два-три раза проводят окучивание. При однотипной технике обработки поля меньшая трудоемкость второго способа и большая урожайность при его применении очевидна. В центральной области первый способ был вытеснен вторым еще до мирового экономического кризиса 1929—1932 гг. Климатические условия позволяют выращивать два и даже три урожая в год. Обычно выращивают один урожай риса и один урожай зимних культур (кукурузы и др.). Но урожайность риса очень низка. Техника обработки полей за последнее тысячелетие почти не изменилась. Применяется плуг, близкий к вьетнамскому малому плугу. В качестве тягловой силы в центральной и полуостровной областях используются буйволы; в восточной области и на севере — быки индийской и желтой южнокитайской пород. Боронуют с помощью однорядной вертикальной бороны. Для подсобных работ (устройство баллов, окучивание, прополка) применяется мотыга с неширокой прямоугольной пластиной, поставленной наклонно к длинной ручке. Шнут прямым резаком на длинной ручке, серпом типа укороченной ъ;осы- горбуши (в южном экономическом районе сохранился ручной резачок типа малайского ани-ани). Молотят на плотно утрамбованном общественном току, где по равномерно расположенным вязкам риса гоняют по кругу пять — восемь буйволов или быков. В бедняцких хозяйствах рис обмолачивают вручную. В южной области вытаптывают зерно ногами. Лопаты, вилы и сгребающие зерно орудия (совки, гребные доски и т. п.) применяются деревянные. Для веяния используют решета и совки, сплетенные из бамбука. В крупных хозяйствах имеются веялки, барабаны которых вращают вручную. Только в этих хозяйствах в период роста в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Рис — основная статья экспорта Таиланда. До второй мировой войны около 75% сиамского риса скупали гонконгские и сингапурские рисоэкспортирующие компании, и через их посредство он поступал на мировой рынок. В последнее время экспорт риса регулируется государством. Но большая часть этой торговли фактически сосредоточена в руках местных крупных монополий, принадлежащих тайским, индийским и другим капиталистам.

Пшеница, просо, ячмень играют значительно меньшую роль. Эти культуры, как и суходольный рис, возделываются в высокогорных районах страны, где преобладает некхонтайское население (лао, горные моны и др.).

Местные сорта табака выведены давно и по качеству превосходят импортируемые индийские и китайские, однако примитивная техника выращивания и обработки снижает урожайность. Вследствие полного отсутствия борьбы с сельскохозяйственными вредителями зачастую гибнет урожай целых районов. Табак местных сортов используется населением страны для кустарного производства сигарет, а также часто добавляется в состав бетельной жевательной смеси. Жевание бетеля широко распространено среди всех слоев населения страны. Лучшие местные табаки выращивают в северной области на плодородных почвах верховьев Менама. В последние десятилетия табак занял значительное место в плантационном хозяйстве полуостровной области и окраины восточной области.

Основная плантационная культура полуостровной части страны — каучуконосы. Рост плантаций каучуконосов связан в Таиланде с усилением японских капиталовложений. В конце 30-х и в начале 40-х годов плантационное хозяйство распространяется и в юго-восточных районах Таиланда. Экспорт каучука составил в 1939 г. 42 тыс. т, в 1940 г.— 45 тыс. т, в 1962 г.— около 100 тыс. т.

Одна из старейших технических культур — хлопок. Существует предположение, что американский хлопок имеет своим родоначальником сиамские сорта.

В начале нашего столетия северные и восточные районы Таиланда полностью обеспечивали хлопком внутренний рынок и экспортировали его в Индию и Китай. В настоящее время промышленное значение сиамского хлопка невелико. Ткани домашнего производства постепенно вытесняются японскими фабричными тканями.

На севере и северо-западе страны выращивается тутовник для прокорма шелкопряда, на приусадебных участках в северной области и более широко в юго-восточных районах страны разводят красный стручковый и черный перец. Он широко расходится на внутреннем рынке, а иногда экспортируется.

 

Разведение пальм (кокосовых, арековой, пальмиры) имеет подсобное значение, хотя в начале XX в. кокосовая пальма занимала значительное место и в плантационном хозяйстве. В центральной области из сока пальмиры (нипы) добывают неочищенный сахар, который потребляет местное население.

Огородничество развито повсеместно. Во многих районах оно носит товарный характер. Овощи — огурцы, лук, тыква, помидоры, морковь и чеснок — играют важную роль в пище населения северной и восточной областей страны.

В северном Таиланде выращивают чай; ферментированные листья его в виде катышков идут на местный рынок.

Во всех районах страны развито садоводство; в центральной области оно имеет товарное значение. Бананы, цитрусовые, манго, рамбутан, ананасы, персики, яблоки и т. п. входят в повседневный пищевой рацион.

Скотоводство сводится в основном к разведению рабочего скота и свиней. Лишь в некоторых районах северной области и почти повсеместно в восточной области скотоводство имеет не меньшее значение, чем замледе- лие. Здесь разводят крупный рогатый скот (буйволов и др.)  лошадей и свиней.

В горных районах на западе и севере Таиланда разводят коз, но используют лишь шкуры и мясо животных, козье молоко идет в пищу очень мало, молоко буйволиц — не идет вовсе. Молоко коров (индийских и африканских пород), завезенных индийцами, потребляет только индийское и европейское население страны.

Если буйволы в основном используются как тягловая сила в сельскохозяйственных работах, то быки преимущественно транспортное животное, как и лошади в горных районах севера страны. Чистопородных лошадей держат только для верховой езды, главным образом в крупных городах. Разводят также домашнюю птицу (кур, уток).

Второе по важности (после земледелия) занятие сиамцев — рыболовство. Для 3% населения страны, главным образом приморских районов и дельты Менама, это основное занятие. В прибрежной полосе на юге страны по рекам Менам и Меконг есть чисто рыболовецкие селения. В качестве подсобного занятия рыбная ловля распространена повсеместно. В реках Таиланда водятся карп, окунь, сом, налим; в горных реках и озерах — форель; в водах Сиамского залива — камбала, минога и многие другие виды рыб.

Рыба занимает важное место в пищевом рационе всего населения Таиланда. Потребление свежей рыбы растет из года в год, что повышает товарность рыбопромысла. В пищу используются и другие богатства моря: морская капуста и местный вид трепанга, креветки, крабы и т. п. В последнее время карповых рыб стали выращивать в садках и прудах.

Морское рыболовство мало отличимо по технике от речного. В море выходят на тяжелых ботах руа пет производства местных мастеров. Рыбу ловят сетями собственного плетения, на крюки, применяют заколы с вершами. Верши, морды различных видов употребляют и на реках, равно как и поперечный закол. В речном рыболовстве широко используют перемет, блесну и «мушку» — заструженную палочку из дерева ян. В море и на речных банках рыбу часто ловят с помощью «паука» — провисающей на крестовине квадратной сети. На изготовление орудий лова идет бамбук, пальмовое волокно, ротан.

В прошлом в горных районах применялось травление рыбы. После второй мировой войны оно было запрещено, как и лучение. Ограничен вылов рыбы в период нереста, но практически этот запрет не соблюдается.

Хозяйственное значение охоты в настоящее время незначительно. Еще в конце XIX в. регулярный характер носила охота на диких слонов с помощью загонов (кедах). Слонов ловили для приручения и использования на лесоразработках. Значительная часть прирученных слонов экспортировалась в Нижнюю Бирму. Сейчас диких слонов в Таиланде осталось очень мало; принимаются меры для сохранения оставшегося поголовья. Охота на хищников (тигры, пантеры и т. п.) с целью их истребления или отлова для зоологических садов западных стран сохранилась как занятие лишь у горных таи.

Удельный вес ремесел в таиландской экономике сравнительно невелик. Основными мужскими ремеслами являются плетение, столярные работы и поделки из дерева, обработка металла. Наиболее важным из них считается плетение. Это изготовление не только матов и циновок для жилища, но также бамбуковой утвари и даже так называемой колониальной мебели из бамбука и ротана, производством которой занимаются в провинции Патани (Малакка).

В Таиланде широко распространено изготовление плетеных шляп из листа пальмы, птичьих перьев, пальмового волокна. С плетением тесно связано изготовление основы для лаковых ваз, подносов и других изделий. Из расщепленного бамбука плетут совки для веяния риса, корзины для переноски овощей, для хранения продуктов, для постельных принадлежностей. Из крупных грубых циновок изготовляют навесы над повозками и сампанами, защищающие груз и пассажиров от дождя и солнца.

Почетным занятием считается резьба по дереву. Резьбой покрывают на севере Таиланда оконные наличники, створки дверей и окон, а порой и целые панели, вставленные в стены богатых домов, дворцов и храмов. Интересно; что резные углы портиков буддийских храмов севера и северо-востока часто воспроизводят сцены из Рамаяны — добуддийского, брахманистического индийского эпоса. Резьба по дереву — ремесло, требующее длительной выучки и большой тренировки — обычно насгедственная профессия в семье. Резчик по дереву, как и строитель-практик, обычно не имеет плана или образца рисунка и выполняет работу на глаз или с очень общей предварительной разметкой.

В ювелирном деле развита только обработка драгоценных камней. Золотые и серебряные вещи обычно изготовляют бирманские ювелиры.

Очень слабо развито кузнечное дело. Несмотря на значительные рудные богатства севера страны, брусковое железо, приобретавшееся мастерами на рынке, в прошлом чаще привозилось из Китая. В некоторых районах запада Таиланда и в столице развито производство буддийских скульптур и храмовой утвари из бронзы и латуни.

Основное женское ремесло — ткачество. Почти в каждом доме имеется ручной ткацкий станок, устанавливаемый обычно под свайным домом. Ткани домашнего производства, окрашенные растительными красками, теперь идут лишь на мужскую одежду. В женской одежде местные ткани вытеснены японскими — более дешевыми и более красочными. Ввозом американских одеял и вафельных тканей подорвано и местное производство шерстяных и полушерстяных изделий, употреблявшихся на зимние наплечные накидки.

В последние годы сокращается производство местного шелка, вытесняемого привозным искусственным шелком, более блестящим и ярким. Не затронуто конкуренцией лишь местное производство тонких шелковых тканей, пользующихся славой не только в самой стране, но и за ее пределами.

Второе по важности женское ремесло — гончарство. Основную бытовую утварь женщины делают из тыквы, кокосов, бамбука и т. п. Но для варки пищи используют керамические сосуды. Производство крупных горшков из пористой глины сосредоточено в основном недалеко от столицы. Некоторые селения севера (близ города Чиангмай) и востока страны специализируются на других глиняных изделиях. Техника производства примитивна. Несмотря на знакомство с гончарным кругом, крупные сосуды в значительной мере изготовляют техникой налепа, с ручным лощением лопаткой. Они почти не орнаментированы. Обжигу предшествует подсушка. Чиангмайские сосуды глазируются лишь частично. По-видимому, прежде существовали женские объединения гончаров, занимавшихся и продажей изделий. Сейчас в керамическом производстве заняты не только женщины. Продажа изделий монополизирована скупщиками. Мастерицы лишь свозят свои изделия по каналам или рекам в условленные пункты, где их ожидают агенты скупщика, произвольно устанавливающего оплату.

Бытуют также изделия из тонкого и плотного фарфора: вазы, чашки, ложки и т. п. Значительную часть их изготовляли местные китайские мастера.

В некоторых районах большое значение имеет лесной промысел. Общий экспорт тика и древесины других пород (главным образом из северной области) превышает 260 тыс. кубометров ежегодно. В экспорте древесины ведущая роль остается за английскими компаниями и датскими посредническими торговыми объединениями. Хвойные леса, кроме строительной древесины, дают различные смолы. Здесь же выжигают уголь. В полуостровной области сосредоточены плантации каучуковых деревьев. Площади, занятые под основным каучуконосом — гевеей, постепенно увеличивались, и к 1950-м годам Таиланд занимал четвертое место в мире по экспорту каучука. Крупные плантации принадлежат национальной буржуазии, но имеется и множество мелких плантаций. С начала 1960-х годов плантации каучуконосов стали сокращаться. Одна из t .причин этого — низкое качество каучука, получаемого на мелких плантациях. Однако резкие колебания объема экспорта каучука в еще большей мере зависят от внешних факторов. Тормозит развитие экспорта отказ Таиланда (и официальных учреждений, и ассоциации экспортеров) от торговли с социалистическими странами. На капиталистическом рынке таиландский каучук не выдерживает конкуренции с синтетическим каучуком и его заменителями.

В таиландской оловодобывающей промышленности господствуют иностранные фирмы, причем Англии принадлежит до 80% капиталовложений. Большую роль в горнорудной промышленности играют также фирмы с австралийским, американским и смешанным тайско-американским капиталом. По выработке олова Таиланд занимает пятое место в капиталистическом мире. Но олово вывозится рудой. Обработка таиландского олова сосредоточена в Малайе. Имеются крупные залежи бурого угля и железа. Нефтьг большие запасы которой обнаружены в районах Чиангмая, добывается в незначительных количествах. В приморской полосе занимаются выпаркой соли. В районе Канчанабури добывают драгоценные и полудрагоценные камни.

В ббрабатывающей промышленности наиболее развиты отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья, а также пищевая и текстильная промышленность (производство хлопчатобумажных и шелковых тканей).

Металлообрабатывающие предприятия немногочисленны и чаще всего мелки; в основном это ремонтные мастерские (в том числе сравнительно крупные мастерские по ремонту железнодорожного транспорта).

Средства передвижения

В старом феодальном Сиаме основными были водные пути сообщения. Даже для крупнотоннажных морских кораблей река Менам проходима на протяжении почти 200 км, а для речных судов средней осадки эта река и ее основные притоки доступны почти на всем протяжении.

В XV—XVII вв. Сиам славился кораблестроением. Суда среднего тоннажа находили спрос далеко за пределами страны. Одним из потребителей сиамских килевых судов была Япония, торговые связи с которой восходят к первым векам существования сиамского государства. В стране строились ло- рчи — боты большой грузоподъемости, на которых совершались плавания к берегам отдаленных стран Азии, и боты среднего тоннажа. Для речных транспортных линий были созданы многоместные лодки с двадцатью и более гребцами, а также двух-трехместные лодки-долбленки. В основе обоих гребных судов лежит лодка-однодеревка. Гребут и рулят на таких лодках одним веслом.

Таиландские грузовые лодки имеют надставные борта, увеличивающие их вместимость при перевозках грузов.

Для плавания по рекам и вдоль морского побережья используют плоскодонные легкие сампаны с очень небольшой осадкой, что позволяет им свободно проходить отмели и пороги. Таиландские сампаны имеют высоко поднятую корму и одно или два крытых помещения. Сампаны второго типа могут служить жильем рыбака, лавкой разъездного мелкого торговца, мастерской ремесленника. В дельте Менама близ столицы сампаны образуют плавучие поселки.

Речной транспорт и сейчас играет основную роль в грузоперевозках: более 65% их идет по рекам. Общая протяженность судоходных речных линий и каналов — 3109 км.

Еще в период средневековья центральная администрация страны вменяла в обязанность властям вассальных владений и правителям отдаленных районов развитие и поддержание в порядке торговых и стратегических дорог. Для длительных путешествий были приспособлены четырехколесные телеги с оригинальным крытым верхом. Этот верх подобен плетеному коробу, открытому в сторону возницы и покоящемуся на решетчатых бортах. В передней верхней его части имеется козырек, прикрывающий возницу в зной от солнца, а в дождь от потоков воды. В восточной части Таиланда в ходу двухколесная арба. В северных районах можно встретить и сейчас старинную парадную колесницу-двуколку, деревянные борта которой покрыты богатой резьбой (изображениями слонов и т. д.). Но на севере преобладает вьючный способ перевозки грузов на быках местной породы; лошади использовались в основном для верховой езды высших чиновников и аристократии.

В настоящее время в стране имеется более 10 тыс. км шоссейных л грунтовых дорог, годных для автотранспорта, насчитывается около 20 тыс. грузовых автомобилей и более 10 тыс. легковых. С конца XIX в. в Таиланде началось строительство железных дорог. Первые линии шли от столицы к городу Чианграй на северо-запад и к городу Убон — на восток. В годы второй мировой войны произошло соединение таиландских линий железных дорог с железнодорожной сетью Камбоджи и Вьетнама. Чианграйская ветка доведейа теперь почти до границ Бирманского Союза. Сейчас действуют также линии, доходящие до реки Меконг почти у Вьентьяна и за Убоном; таким образом, Таиланд связан с Лаосом. Общая протяженность железных дорог Таиланда в 1963 г. достигла 3,5 тыс. км.

Поселения и жилище

Таиландская деревня, сколько бы домохозяйств она ни включала, обычно имеет линейную планировку, т. е. состоит из одной улицы, к которой выходят боковые переулки, ведущие к отдельным домохозяйствам или к кусту их. Обычно усадьба (домохозяйство) огорожена живой, часто колючей изгородью, скрывающей двор. Во дворе расположены жилой дом, амбар, птичник, сарай-навес для орудий труда и крупорушки. Жилой дом, амбар, а часто и «хлева» (платформы на случай затопления) строятся на высоких (до 1,5 м) сваях. Особенно высоки сваи домов в центральном Таиланде, где главный фасад дома, как правило, обращен к каналу или реке.

Дом в плане прямоугольный. Обязательно наличие двух-трех комнат: общей комнаты, помещения для взрослых девушек и кухни. По переднему фасаду дом обрамлен верандой, уровень пола которой ниже, чем в остальных помещениях. Обычно в доме, скрытом во дворе, веранда имеет лишь крышу. В домах, открытых на канал, веранда часто снабжена передней стенкой-барьером до 1 м высотой. Веранда служит местом отдыха семьи, здесь едят, здесь принимают гостей. Иногда веранду превращают в мастерскую ремесленника и лавку сбыта его продукции покупателям, проплывающим по каналу в сампанах или на лодках-долбленках.

Строение обычно одноэтажное, во всех случаях каркасное, с двухскатной или четырехскатной крышей, коньковая балка которой часто имеет искусственный или естественный прогиб. Впечатление седлообразности крыш общественных зданий увеличивается тем, что выступы коньковой балки оформляют чаще всего в виде головы, змеи или дракона, причудливо вздернутой кверху. Каждая из пристроек и веранда имеют особую крышу, сообщающуюся с основной в качестве ее подъяруса. Стены дома в большинстве случаев представляют собой плетенные из бамбуковой дранки маты. Пол, перекрытый бамбуковым «горбылем» (т. е. продольно расколотыми стволами), затянут циновками. Крыша по конструкции аналогична лаоской).

В пригородных и городских поселках, особенно у лао севера и востока страны, дома строят не на сваях, а на высоком фундаменте, но и в этом случае сохраняется тип планировки и каркасность дома. Вместо легких материалов (бамбук и т. п.) здесь идет в дело тиковое дерево (на каркас и панели стен), позволяющее украшать стены и вход резьбой. Бедные дома часто строят с применением глино-саманного кирпича, подсушенного на солнце или обожженного. Крыши богатых домов кроют черепицей, иногда облитой цветной глазурью. Кирпич и черепицу обжигают в общественной печи. Прежде изготовляли кирпич и строили дом обязательно с привлечением сородичей и односельчан на принципах взаимопомощи. Хозяин нового дома угощал всех участвовавших в стройке и подготовительных работах. Коллективно строят и ремонтируют сала (дом путника) и храм.

С проведением шоссе и железнодорожных линий и улучшением дорог каналы стали терять значение основных линий сообщения. Это отразилось на городском строительстве, прежде всего в столице страны Бангкоке.

С начала XX в. некоторые улицы-каналы в Бангкоке засыпаны, вдоль новых магистралей развернуто строительство жилых и официальных зданий по европейским образцам. Наиболее распространены кирпичные прямоугольные одноэтажные здания казарменного типа с четырехскатной крышей. Стены домов и ограда, как правило, обмазаны и побелены. Среди официальных зданий выделяется дом Народного собрания, подражающий по стилю итальянским купольным постройкам, в частности Миланскому собору.

В 1963 г. в Бангкоке жило 1,6 млн. человек, а с пригородом Тонбури — до 1,9 млн. человек. Другие наиболее крупные города страны — Чиангмай, Наконратчасима (Корат), Убон, Аюттая (Аютия).

О высотах мастерства, достигнутых древними зодчими Таиланда, трудно судить по гражданским сооружениям. Их древние образцы, легкие по конструкции и строившиеся из непрочных материалов, как правило, не со-

Культовое зодчество хранились, и мы можем в какой-то мере представить их архитектуру лишь по фрескам и литературным описаниям. Монументальные памятники культового зодчества воздвигались из высокопрочных материалов, рассчитанных на века. Порой только гигантские прахеди (ступы — хранилища буддийских реликвий) свидетельствуют о размерах и планировке обращенных ныне в развалины и исчезнувших городов. Некоторые храмы и ансамбли их действуют до сих пор, намного пережив своих зодчих.

Кхонтайское храмовое зодчество уходит корнями в искусство монов и кхмеров, на первых порах подражая ему в формах, материале и технике. Ранние памятники кхонтайского зодчества близки к кхмерским (камбоджийским) по массивности, обилию декора (особенно резных украшений по песчанику и другим породам камня), изощренности и богатству орнаментации. В качестве строительного материала использовали латерит и глыбы красного или серого песчаника. Бруски или обточенные глыбы укладывали без известковой или цементной связки. Памятники этого типа, относящиеся к добуддийскому (обычно называемому брахманистическим) периоду, разбросаны по всему востоку страны и проникают далеко в глубь ее.

Индийское влияние, проникавшее в основном через Индонезию, в храмовом зодчестве начинает сказываться со второй половины I тыс. н.э. Оно проявилось в унификации типов культовых сооружений, в сочетании старых, местных форм с новыми, заимствованными, а также во введении новых строительных материалов. Стали употреблять жженый кирпич сначала в комбинации с латеритовыми блоками, а с XIII в.— только кирпич.

Ранние образцы западнотаиландского храмового зодчества близки к буддийскому строительному искусству южнобирманских монов. Типичные памятники его — расположенные на вершинах холмов многоступенчатые прахеди с тонким вытянутым куполом, заканчивающимся оперенной у основания иглой. Возникновение их можно связать еще с каменными кучами типа тибетско-монгольских обо, а может быть, и с памятниками фаллического культа, йесомненно, распространенного в старом Таиланде и ' дошедшего до наших дней.

В качестве строительного материала для храмовых зданий и здесь употребляли комбинации латеритовых блоков и жженого кирпича. Уже с XI в. стены кирпичных построек стали покрывать известью и штуком (слоем алебастра). Это позволило заменить ваяние по камню, которое было непременной частью украшения храмов древних монов и кхмеров, значительно менее трудоемкой и более продуктивной резьбой по штуку. В результате к XV—XVI вв. сложились основные черты собственно кхонтайского ‘стиля, хотя и сохранились некоторые различия в облике сооружений западной и восточной частей страны.

Для плана храмов и храмовых ансамблей характерно соотношение сторон основания 1 : 3, 3 : 5, а ширины к высоте как 2:1. Обратное соотношение ширины и высоты (1 : 2) выдерживается для окон и дверных проемов. Храм обычно имеет одну прямоугольную камеру с постаментом в центре. На нем — статуя Будды, обращенная к востоку. Большие храмы окаймлены галереей с колоннами, поддерживающими навес крыши. Обычно храм имеет вход с портиком на обоих коротких фасадах. Колонны украшены лотосовидными капителями. Согласно традиции, колонны должны иметь небольшой склон к центру, так как все вертикальные линии должны сходиться уверху в воображаемой точке. В храмовом ансамбле эта точка предполагается над центральным храмом. Галерея основного храма и добавочные храмы ансамбля рассчитываются так, чтобы их диагонали совпадали с диагональной линией центрального храма.

Двухскатная или четырехскатная крыша многоярусна и прогнута не только по коньку, но и по плоскости скатов. Прилегающие к ней перекрытия порталов входов, галерей и добавочных зал создают многократные повороты направленных к центру углов и увеличивают впечатление многоярус- ности крыши. Как и в китайском зодчестве, крышу и верх стены под ней украшали особенно заботливо. Выступы коньковых балок оформлены в виде причудливых вздымающихся ввысь голов змей, драконов и других чудовищ и покрыты темно-красным лаком с золотой прорисовкой. Крыша обычно выложена глазурованной черепицей с желто-золотым фоном под бесцветной глазурью. По борту крыши часто тянутся полосы темно-красной, синей, зеленой или коричневой черепицы. Оконные и дверные рамы и створки делались из твердого дерева, что позволило покрывать их тончайшей высокохудожественной резьбой. Сказочное богатство орнаментальных форм подчеркивалось лакировкой выпуклых частей и стеклянной мозаикой вогнутых. Впечатление фантастичности и сказочной роскоши достигалось облицовкой стен фаянсом, мрамором и даже фарфором, а также скульптурной декорировкой фигурами божеств, небесных львов, драконов и т. п. Впечатление грандиозности усиливают гигантские прахеди, достигающие более 100 м высоты.

Жилые помещения для монахов не увязаны с общим планом ансамбля и подобны обычным жилым строениям. Однако за живой или каменной оградой они теряются и не снижают общего впечатления.

Ввиду редкости публичных богослужений величественная тишина господствует в храмовых помещениях, усиливая психологическое воздействие на молящихся.