Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Национальные меньшинства Лаоса
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Национальные меньшинства Лаоса

К тайской группе народов в Лаосе, кроме самих лао, принадлежат тхай (тхай неа, футхай и т. д.), юан, лы (лю) и др. Тхай Лаоса, как во Вьетнаме, включают несколько подразделений, которые выделяются по преобладающему цвету в женской одежде: черные, белые, красные. В Лаосе преобладают черные тхай. В советской этнографической литературе вся эта группа часто именуется «горные таи» (в отличие от самих лао — жителей долины Меконга), так как они расселены по западным склонам горной цепи Чыонгшон и в долинах горных рек — притоков Хонгха и Меконга.

Численность горных таи — более 140 тыс. человек. Предки тхай, так же как и предки лао, жили севернее современной границы Лаоса. Их продвижение к югу в пределы Индокитая шло по долинам Хонгха и Меконга с 1 тыс. до н. э. К середине I тыс. н. э. первые их группы достигли современных мест расселения. Но переселение продолжалось: часть тхай проследовала за пределы Лаоса (поселки лю, футхай и других имеются в Таиланде). Переселения отдельных групп происходили и в конце XIX — середине XX в. Как и лао, тхай вступали в дружеские контакты или в борьбу с первонасельниками северного Лаоса — горными монами. Как и лао, отражали они нападения поздних пришельцев — народов группы ицзу. Ко времени захвата Лаоса французскими колонизаторами общество тхай было феодальным, с различной степенью развитости феодальных институтов у разных народов. Объектами эксплуатации местных феодалов бкли как тхайские крестьянэ, так и (в наиболее жестокой, полурабской форме) группы горных монов. Аристократические роды и особенно возглавлявшие их семьи (представители «главных» линий, т. е. прямые мужские потомки почитаемого предка) каждого подразделения того или иного тхайского народа считались собственниками всей обрабатываемой, залежной и девственной земли. Тхай говорят, что «лишь духи природы не подчинялись им», а потому при расчистке новых участков горных долин тхайские феодалы нередко призывали монских жрецов для умилостивления духов местности. У аристократических родов, по мнению тхай, были очень сильные духи-защитники, по имени которых и назывался род: род черепахи, род тигра и др. (тотемные наименования — свидетельство древности происхождения этих родов). Крестьянские общины получали «в держание» земли своей территории. Община сохраняла частично в коллективном пользовании угодья: бамбуковые рощи, ближние к селению выгоны, участки реки для рыбной ловли. Даже в самое последнее время в частную собственность переходили лишь заливаемые поля. Все остальные земли составляли надельный фонд (используемый или резервный). Используемые под посевы общинные земли выделялись в надел каждой семье. За это крестьянские семьи были обязаны либо обрабатывать земли аристократов, либо отдавать большую часть урожая. В обоих случаях, кроме барщины или натуральной ренты, семьи крестьян были обязаны делать подарки и оказывать неоплачиваемые услуги семье аристократа. В занятиях всех таи преобладает земледелие. И у тхай ведущей культурой остается рис. Кроме того, выращивают кукурузу, масличные культуры, хлопок. На приусадебных участках имеются огороды и сады.

Животноводство (разведение буйволов и быков, свиней и др.) развито слабо, в основном разводят кур, мясо которых обязательно не только в обрядовой пище, но постоянно и в повседневном меню.

Охотой занимаются редко. Практически охота (в том числе облавная) ведется в период вызревания риса и связана с охраной урожая от кабанов, обезьян ит,д. Лишь у некоторых семей охота составляет основное занятие. Значительное место в хозяйстве большинства тхай занимает рыболовство. Рыба широко используется в пищу. Сохраняется традиционный коллективный сезонный лов рыбы. В последнее время все более распространяется вылов рыбы членами одной семьи. Семейный лов ведется сетями, различными ловушками. Для коллективного лова используется покол, лучение и пр. В прудах и на заливных рисовых полях разводят рыбу, которую вылавливают после уборки урожая.

Натуральность хозяйства большей части народов тхай обусловила развитие домашних промыслов: ткачества, плетения (из плющеного бамбука, ротана, тростника и др.), изготовления орудий труда, утвари, строймаїериа- лов. Мужчины тхай славятся как ювелиры, женщины — как вышивальщицы.

Одежда различных тхайских народов и даже их подразделений очень разнообразна по отделке и составу женского костюма. Покрой, однако, более или менее однотипен. Женский костюм тхай дэн (черных тхай) состоит из прямозастежной облегающей фигуру кофты, прямокройной юбки длиной до 70 см, поясного шарфа, головной накидки из прямоугольного куска ткани и открытых туфель или сандалий. Кофточку делают с узеньким стоячим воротничком или без воротничка. Украшением служат фигурные пряжкообразные застежки, часто серебряные.

Мужская одежда состоит из широкой прямозастежной куртки и прямо- кройных широких штанов. Куртку часто шьют с накладными карманами, штаны — иногда на поясе (тогда их носят с ремнем), но чаще на гашнике или с широким ошкуром (в этом случае подпоясываются длинным матерчатым шарфом). Второй такой же шарф служит головным навоем. Мужчины часто ходят босые.

Жилой дом у всех тхай свайный. Это прямоугольное или даже квадратное в плане жилище чаще всего имеет лишь одно помещение. Алтарь предков всегда как-нибудь отгорожен. Нередко отгораживают от постороннего .взгляда и помещение близ алтаря, где спят глава дома и его жена. Очаг обычно юдин. Он подвесной и находится неподалеку от главной входной двери.

По строительным материалам и конструкции дом у тхай почти не отличается от однокамерного лаоского.

Селения у разных народов подгруппы тхай очень различны по размерам. У черных тхай, лю и многих подразделений футхай они имеют по нескольку десятков домов, родственные семьи селятся рядом. У других тхай преобладают небольшие поселки хуторского типа (не более десяти домов).

Деревенскую соседско-родственную общину возглавляет староста (чаще выборный и лишь утверждаемый властями). Совет при нем составляют главы семейных групп или больших семей. У всех народов тхай большая семья сохранилась лучше, чему лао. Сильнее выражены у них и пережитки мате- ринскородовых отношений: более часты случаи матрилокальних поселений, матрилинейного миноратного наследования. В брачных обычаях характерна отработка за жену. Сроки ее различны, но у всех народов тхай они очень длительны: девять, а иногда и до двенадцати лет. Все это время отрабатывающий за жену мужчина, несмотря на то что у него уже есть дети даже школьного возраста, еще не считается мужем: отец жены и семья имеют право отказать ему под предлогом «нерадивости». В целом семья патриархальна. Обрядность жизненного цикла близка к лаоской. Различия связаны прежде всего с верованиями: у лао преобладает буддизм южной ветви, а у многих тхай — северной. Однако в народных верованиях господствует анимизм, особенно ярко выраженный в культе предков. Значительны пережитки тотемистических и фетишистских верований.

К тайской группе народов относятся также юан (30 тыс. человек). Они расселены отдельными поселками в северо-западном Лаосе. Поселения их встречаются и в северо-восточном Таиланде. По быту и культуре юан очень мало отличаются от лао. Некоторые исследователи включают их в состав лао или считают этнографической группой этого народа, а самоназвание «юань» возводят к общему этнониму древних лао —«юнь». Тхай, которые расселены в зоне, контролируемой «Патет Лао», активно участвуют в политической жизни страны, в экономических и культурных преобразованиях как равноправные граждане, члены единой семьи народов Лаоса.

Народы тибето-бирманской группы

Наименьшая по численности группа населения Лаоса — народы, говорящие на языках тибето-бирманской ветви китайско-тибетской языковой семьи. По данным годичных статистических сводов (1951—1953 гг.), они вместе с мелкими группами юга страны составляют'0,8% ее населения, или около 15 тыс. человек. Наиболее крупные из этих народов — эни и хкахку.

Народ, который соседние тайские народы именуют «уни», в Лаосе называет себя «эни».

Язык эни близок к языку ицзу. Диалектные различия отдельных групп эни не очень значительны и связаны в основном с лексическими заимствованиями из языков соседних народов. Эни живут разобщенно, сравнительно далеко друг от друга, в северном Лаосе, чаще всего в окружении горных таи и горных монов.

История эни не выяснена. Предание о приходе их древних предков из легендарной области Куха в Южный Китай и легенды о продвижении групп эни в пределы Лаоса и Северного Вьетнама позволяют говорить то, что эни прибыли сюда разновременно. Начавшись примерно триста лет тому назад, переселения эни продолжаются до наших дней.

Основное занятие эни — земледелие. В узких горных долинах оно в основном того же типа, что и у лао. В горной зоне эни либо устраивают террасные поля, либо циклически меняют и расчищают участки под поле подсечно-огневым методом. Земледельческие орудия в горной зоне в основном местного производства. Преобладают деревянные или бамбуковые орудия, а также длинный нож. Основные продовольственные культуры — рис местного клейкого сорта и кукуруза; из технических — хлопок, перец. Разнообразны огородные и садовые культуры. Плантационный характер приобретает выращивание ананасов и бананов.

Подсобными занятиями эни служат охота и рыболовство, а в неурожайные годы и сбор корней, плодов и листьев дикорастущих съедобных растений, лесной промысел. Из домашних промыслов и ремесел известны гончарство, ткачество, вышивание, кузнечное дело, плетение. Два последних занятия — мужские.

Эни живут в небольших селениях, которые состоят из нескольких групп построек, занимаемых родственными семьями. Нередко поселок населяет одна родственная группа.

Наземное жилище эни обычно прямоугольное в плане. Оно имеет два- три жилых помещения, над которыми расположен общий чердак, служащий складом, местом сушки кукурузы и т. д. В отличие от своих ближайших соседей эни Лаоса сохраняют традиционный выносной очаг, устанавливаемый неподалеку от дома.

В обществе эни преобладают отношения феодального типа, однако еще стойки первобытнообщинные пережитки. Они проявляются в коллективных формах землепользования и землевладения, в родственной взаимопомощи, в брачных обычаях.

В семье эни главенствуют мужчины. Преобладают моногамные семьи, но нередко многоженство. Обычно причиной появления второй жены объявляют длительное бесплодие первой. Та же причина выдвигается и как повод для развода. Вторичный брак разведенной или овдовевшей женщины почти обязателен. Случается, что жена и дети умершего старшего брата переходят в семью одного из его младших братьев. При разводе дети, как правило, остаются в семье отца. Довольно часто взрослую девушку выдают замуж за несовершеннолетнего и заключают браки между детьми из дружественных семей. Однако весенние празднества со свободным половым общением юношей и девушек позволяют говорить о недавнем заимствовании этих брачных форм у соседей. Браки строго запрещены в пределах группы с одной «фамилией». У эни, переселившихся сравнительно недавно, бытуют две фамилии. Одна из них — родовое имя, другая воспринята семьями аристократии от китайцев. Экзогамность брака строго связана только с первым из «фамильных» имен.

Основной слой народных верований эни хранит фетишистские, тотемистические (в частности культ деревьев) и анимистические представления. Но среди ранних переселенцев в пределы Лаоса довольно широко, хотя и поверхностно, распространен буддизм южной ветви толка Маханикая. Среди семейных обрядов эни преобладают буддистские, среди производственных — старинные народные. К последним относится ритуальное заклание буйвола. У более поздних переселенцев, не принявших буддизма, господствуют культы предков и духов местности.

У эни нет письменности. Грамотные пользуются лаоской письменностью для передачи текста на своем языке. Очень немногие знают китайскую иероглифику. Письменность, созданная миссионерами для хани, у эни неизвестна.

Второй народ той же группы — хкахку, по-видимому, можно считать самой восточной волной так называемой качинской миграции (см. стр. 336).

Близкие сородичи хкахку — цзинпо и цзайва на кахку юго-западе Китая, синпо Ассама, качины Бирманского Союза, акха Таиланда и часть сакау Северного Вьетнама (те из них, которые говорят на тибето-бирманских языках). Самоназвание «хкахку» переводится как «вверх по реке живущие», тогда как «акха» означает «промежуточные» или «живущие между» (т. е. расселенные между двумя другими народами). На территории северного Лаоса живут представители всех семи групп хкахку, обитающих в Северном Вьетнаме. И по численности и по этнической территории наиболее многочисленные из них нюкуай и лума.

Исследователи отмечают их языковые различия; у них имеется несколько диалектов. Чем восточнее расселены хкахку, тем заметнее у них мон-кхмерское языковое влияние.

Исторические сведения о хкахку столь же бедны, как и о других народах этой ветви. Легенды начинаются с объяснения причин отсутствия писаной истории: «Рассказывают, что Отец Письма дал знаки всем народам. Но все народы занесли их на твердые материалы: камень, бамбук или доску, а также на мягкие — на бумагу. Только мы записали их на очень удобномг но съедобном материале — коже буйвола. В период переселения зима была очень тяжелой, и народ голодал, а знаки на шкуре частично смылись и стали непонятны. Тогда голодные съели шкуру. С тех пор у хкахку нет письменности, а грамотные пишут лаоскими буквами».

Вторая из наиболее распространенных легенд повествует о причинах и времени переселения хкахку на юго-восток. Согласно этой легенде, они ранее обитали на плато Шатэн, расположенном между землями шань и хо„ Но хкахку пришлось уйти оттуда около двух веков назад, после того как они потерпели поражение от хо.

Хкахку — земледельцы. Преобладает подсечно-огневой метод расчистки участков. Выращивают рис, кукурузу, бобовые. Сбор дикорастущих растений служит подспорьем в голодное время года. Животноводство развито слабо, охота и рыболовство тоже. Значительную роль играют ремесла и домашние промыслы.

Социальные отношения у хкахку раннефеодальные. Низовой социальной ячейкой является деревня, которая состоит из двух-трех десятков домов. Во главе деревни (пу) стоят два гиома и при них совет из трех-четы- рех глав семейных групп. Главенствующим надо всеми хкахку считается сампа, выбираемый из наиболее влиятельной семьи самого крупного «племени»

Родственные группы в деревне представляют собой либо несколько кустов, либо одну разросшуюся патриархальную семью. Наследование у хкахку равнодольное. Незамужние дочери после отца и матери наследуют равную с сыновьями долю имущества (только лошадь передается старшему сыну); если же жива мать, то все имущество принадлежит ей.

Новый дом для семьи или для молодой пары, если в доме отца мало места, строят коллективно. Предварительно заготавливают все материалы. Затем в один-два дня собирают каркас и устанавливают весь дом. Обычно дом одной стороной опирается на склон холма, другой — на сваи.

В дом ведут две лестницы. Одной из них могут пользоваться все, другой— только члены семьи и ближайшие родственники. Дом поделен на четыре ячейки. Передняя правая часть предназначена для мужчин и гостей, левая— для хозяина дома и его жены. Задняя правая часть, связанная с гостевым помещением,— комната для ночлега молодых мужчин (в прошлом женихов,, отрабатывающих за жен), задняя левая, сообщающаяся с хозяйским помещением, отведена для женщин. В доме несколько очагов. На расположенном в задней правой части готовят пищу для всех; тут можно обогреться и высушить одежду. Малый очаг в задней левой части дома служит для приготовления пищи только для членов семьи. Иногда здесь же сооружается печьг которой могут пользоваться только «старшие женщины»; прикосновение к ней мужчин — оскорбление для всей семьи. Меблировка дома состоит в основном из циновок, на которых сидят и спят днем. Ночью же спят на лежаках — приподнятых над полом бамбуковых топчанах, затянутых ротановым плетением и покрытых циновками.

Кроме эни и хкахку, в горах Лаоса живет небольшая группа лоло. Самоназвание их —«носу». Основная масса этого народа живет в КНР, где они официально именуются «ицзу». В северных горных районах Лаоса живут также лису и другие мелкие группы. Численность этих народов в Лаосе незначительна. По занятиям, быту и культуре они почти не отличаются от группы«лоло Вьетнама.

Народы группы мяо—яо

В горных районах северного и центрального Лаоса, почти на границе с Вьетнамом, живут разбросанно мяо и небольшая группа ман (яо). В Лаосе, представлены в основном те же группы мяо, что на северо-западе Вьетнама* Это прежде всего «пестрые» мяо, которые в Таиланде именуются «полосатыми», а также «белые» мяо. Общая численность их превышает 80 тыс. человеку что составляет примерно 4% населения Лаоса. Мяо заселяют самый верхний: пояс гор. Язык их входит в группу мяо—яо. Мяоский язык имеет в предела! Лаоса несколько диалектов, мало отличающихся друг от друга, а также несколько говоров в пределах основного диалекта пестрых мяо.

Место мяо в этнической истории Лаоса, как и Вьетнама, неясно. Можно думать, что мяо — недавние переселенцы в пределы Центрального и Восточного Индокитая. Об этом свидетельствуют, в частности, предания пестрых мяо. Наиболее ранним временем появления мяо в Лаосе считается начало XVII   в. Но имеются данные о волце переселения их в начале нашего столетия. Отдельные группы мяо, не считаясь с государственными границами, и теперь переходят из Лаоса в соседние государства и обратно.

Иной представляется история яо. Разделение единого мяо-яоского ствола на две четко выраженные ветви произошло, вероятно, в IX—X вв. н. э. Наиболее ранняя миграция яо на север Индокитайского полуострова в значительной степени совпадает с указанной датой. Этим объясняется обособленность яо от мяо. В культуре и хозяйстве мяо выделяются черты, связанные с вьетнамским и китайским влиянием; в культуре и хозяйстве яо преобладает тайское влияние.

Мяо и яо — земледельцы. Лишь небольшая группа их занята живот- • новодством и охотой. Охота — всегда мужское занятие. Земледелие, особенно огородничество,—занятие преимущественно женское, а иногда совместное. Землю обрабатывают главным образом мотыгой, но на относительно ровных участках применяют также плуг южнокитайского типа. Для расчистки и удобрения полей оба народа используют пожог, в связи с чем производится и перелог. Основная продовольственная культура — кукуруза, в меньшей степени рис (по склонам гор преобладает суходольный и лишь в редких случаях, на более ровных площадках,— заливной). Коноплю выращивают и как масличную и как техническую культуру, ибо ее волокно идет на изготовление ткани. Из огородных культур выращивают несколько сортов тыквы (в том числе обычную пищевую, горлянку посудную и «бутылочную»), редьку, редис, перец, лук, кое-где бататы. В горных районах у мяо значительное место занимают посевы опийного мака; опиум был прежде основным предметом обмена. Замкнутое, почти полностью натуральное хозяйство мяо и яо обеспечивало их всем необходимым, кроме соли, огнеприпасов для охоты, а в последние десятилетия — некоторой денежной суммы, необходимой для уплаты налогов.

Мяо и яо разводят свиней и домашнюю птицу, а также коз, крупный рогатый скот и лошадей. Собаки— жертвенные животные; мяо их едят.

Специфично горное рыболовство у яо. Применяется травление и лов рыбы с помощью лотков. Рыболовство у яо и охота у мяо на крайнем севере Лаоса носит коллективный характер.

Из домашних промыслов развиты ткачество, плетение, изготовление утвари и орудий труда. Почти вся эта продукция потребляется семьями самих изготовителей.

Поселения мяо чаще хуторского типа. Хутор составляют обычно дома родственных семей или одной разросшейся семьи. Деревни яо более крупные, они состоят из двух или трех десятков домов. Эти деревни более постоянны, тогда как деревни мяо переносятся ближе к полям каждые 12—15 лет. Переселение деревни занимает два-три месяца.

В отличие от соседних народов и яо, дом у мяо наземный. Его ставят на сравнительно высоком фундаменте. Внутри дом не имеет перегородок, но условно делится на женскую половину и общую, в которой располагаются и гости. Соответственно в доме два очага (или один, но второй — семейный — вынесен под навес близ дома).

Как у мяо, так и у яо семья патриархальная. Брак патрилокален. О нем договариваются родители молодых, но при этом учитывают взаимную склонность будущих супругов. Своеобразный способ проверки ее —«танцы под луной», когда обычаем допускалось свободное общение полов.

Национальный мужской костюм всех групп мяо одинаков. Он состоит из прямозастежной полотняной куртки темно-синего или темно-коричневого цвета и коротких штанов из той же ткани, которые подпоясываются кушаком темного цвета, вышитым по концам красным шелком. Головным убором служит длинный шарф того же цвета, что и пояс, или черная матерчатая шапочка с красным шариком из матерчатой же толстой тесьмы.

Женский костюм двух основных групп мяо различен: у белых мяо он состоит из короткой, едва прикрывающей колени плиссированной юбки, обычно серого цвета, и из кофты, застегиваемой по левому боку; кофту носят спереди навыпуск. Иногда поверх кофты надевается короткий, плотно заполненный вышивкой темно-синий передник. Головным убором сдужит темно-синий или синий с серыми полосами шарф; им обертывают голову, не закрывая темени. У женщин пестрых мяо юбка длинная, узкая, с черным и красным рисунком, который либо вышивают крашеным некрученым хлопком, либо выполняют техникой аппликации или батикования.

Женщины обеих групп мяо носят ноговицы или обмотки, идущие от щиколоток до верха икр. Туфли предпочитают матерчатые, но, отправляясь в дальний путь, надевают кожаную или соломенную обувь.

Костюм мужчин яо по покрою и составу совпадает с мяоским, расцветка его — темно-коричневая или черная. Женщины яо носят короткую куртку без напуска и короткие, расшитые красным хлопком штаны, а поверх — недлинный халат, застегивающийся также по левому боку. Полы халата по бокам, как и у вьетнамского, имеют разрез почти до поясницы; края разреза окантованы красной полосой из полупряденого хлопка, начес которого подобен меховой опушке. В праздничном костюме такой халат имеет серебряные овальные застежки от ворота до пояса. Головной'убор женщин яо темно-синий тюрбан из плотного шарфа, повязанный так, что на темя приходится красная вышивка.

Мяо и яо по верованиям анимисты. У них распространено представление о могуществе душ умерших предков. Специфика этого культа заключается в признании наиболее сильными души тех предков, которые при жизни прославились геройскими делами или свирепым нравом (душа злого человека, по их верованиям, будет особенно свирепо относиться к чужакам, и потому злые духи не посмеют явиться в селение). Мяо и яо наделяют душами все полезные растения и особенно рис. У них распространено также почитание причудливых форм живой природы, камней и даже изделий самого человека. Посредниками между миром духов и людьми считаются шаманы. Часто это женщины. Часть мяо исповедует буддизм северной ветви.

Мон-кхмерские народы

Четвертая часть населения Лаоса представлена народами, говорящими на мон-кхмерских языках. Для Лаоса очень характерно чересполосное расселение мон-кхмеров среди других народов, главным образом лао.

В Лаосе все мон-кхмерские народы называются «лаотень». В прошлом их часто называли «кха».

На севере и северо-западе Лаоса отдельными группами разбросаны поселения народа кхму (самоназвание кхму, му, кхамук), насчитывающего более 100 тыс. человек. На северо-западе Лаоса, у границы с Таиландом и Бирмой, живет близко родственный кхму народ, называющий себя «ламет» (30 тыс. человек). Южнее кхму в горных областях к востоку от долины Меконга расселены футень. По численности они примерно равны кхму.

Кроме того, в северном Лаосе разбросаны поселения небольших мон- кхмерских народов кхуэн, кон, кха,дой и других, еще мало изученных.

Кхму, ламет, футень и другие названные народы в специальной литературе иногда относят к группе горных монов, тогда как мон-кхмеры центрального и южного Лаоса включаются в группу горных кхмеров.

Это со, боловен, суи (включая алак), брао и мелкие группы: кхату, сок, сапуан и др.

В центральном Лаосе (провинция Кхаммон) расселены со (другое название — бо, самоназвание — бру, т. е. лес). Они насчитывают 40 тыс. человек. Южнее их расселены суи, численность которых — 60 тыс. человек. На востоке южного Лаоса живут халанг, являющиеся частью сэдангов, расселенных главным образом во Вьетнаме. К западу от халанг находятся лове (лавель), самоназвание которых брао. О численности этих групп нет точных данных. В районе между Меконгом и Конгом (Се-Конг) расселены боловен (самоназвание джуру), насчитывающие 60 тыс. человек. Они живут ла плато, названном их именем.

Наиболее изучены ламет. Они живут в горах на высоте 500—1500 м лад уровнем моря в южной части бассейна рекиНантха, впадающей в Меконг. Эта река делит ламет на северных и южных, между которыми есть некоторые различия в культуре.

Ламет занимаются выращиванием суходольного риса подсечно-огневым способом. Основными орудиями при этом служат втульчатый топор и длинный нож, которыми рубят деревья для нового поля, и сажальный кол. Ламет выращивают также таро, ямс, батат, кукурузу, красный перец, тыкву. Около деревень сажают фруктовые деревья: бананы, манго, цитрусовые и др. Ламет разводят буйволов, свиней, собак и кур. Большую роль в их хозяйстве играет охота, на которую мужчины выходят с копьями и арбалетами. Кроме того, ламет ставят на диких животных разнообразные ловушки- автоматы. Вершами и сетями ловят рыбу. Женщины и дети собирают в джунглях для питания дикорастущие плоды и коренья.

Развита обработка различных растительных материалов для изготовления утвари, особенно плетения из бамбука, ротана и пальмовых листьев.

Гончарства и ткачества у ламет нет, как и обработки железа. Железные орудия и ткани они получают от соседей — лу и лао, отдельные деревни которых специализируются на обработке металла.

Поселение ламет состоит в среднем из 15 домов, расположенных вокруг общинного дома. У северных ламет планировка беспорядочная, у южных дома расположены по кругу. Свайные амбары находятся вне этого круга. Жилище ламет стоит на сваях из твердого дерева. Для сооружения остальных частей каркаса, пола и стен используется бамбук. Крыша — из соломы или листьев пальмы. Дом имеет одну или две веранды. Внутри есть помещения для супружеских пар с отдельными очагами. При временных работах в поле или в лесу ламет устраивают ветровой заслон или навео над ложем из бамбуковых стволов.

Женская одежда состоит из не>сшщой юбки и распашной прдмозастежной блузы. Мужчины надевают куртку и штаны. И мужчины, и женщины носят тюрбаны, а также украшения. Однако эта одежда была заимствована у тайских народов.Иногда мужчины носят традиционную набедренную повязку. На лицо наносят татуировку, различающуюся у северных и южных ламет.

Земля находится в собственности территориальной общины, которую возглавляет выборный староста. В хозяйстве ламет важную роль играют большие семьи. Но наряду с этим у них выделился слой зажиточных людей, имеющих большие права в деревенских делах. Их богатство составляется из буйволов и бронзовых барабанов. Рядовые общинники обычно имеют одну жену; поселение супругов матрилокальное. Однако у феодализирующей- ся верхушки встречается многоженство. В этих случаях жены поселяются в доме мужа.

Ламет почитают различных духов местности и духов-покровителей. В обрядах и празднествах ламет большое место занимает музыка, исполняемая на гонгах, свирелях и бронзовых барабанах, которые они покупают в Таиланде у каренов.

В северном Лаосе на большой территории, но очень разбросанно расселены кхМу. Как и ламет, они занимают средний пояс гор, оставляя самые вершины мяо и яо. Лао называют кхму «путинг», т. е. «люди, живущие наверху». Кхму и ламет осознают себя как близко родственные народы.

Кхму также занимаются подсечно-огневым земледелием с суходольным рисом в качестве основной культуры. Лес рубят топором и длинным ножом. В отличйе от ламет, для рыхления земли кхму используют железную мотыгу. Сеют с помощью сажального кола. Лишь на полях зажиточных лао иногда для вспашки используют буйволов. В остальном хозяйство кхму такое же, как и у ламет. Большая часть девственных джунглей на территории кхму уже выжжена, и на месте лесов появились заросли бамбука и травы императы.

Поселения имеют беспорядочную планировку и по размерам равны деревням ламет. Лишь в провинции Фонгсали они достигают 50 домов. Жилища кхму обычно свайные, но иногда встречаются полусвайные и наземные. В их конструкции большинство деталей делается из бамбука. Крыша — соломенная или из листьев пальмы. Дом имеет небольшую веранду. Кхму обычно живут малыми семьями, но есть и большесемейные жилища. Спальня хозяев с очагом бывает отгорожена. В гостевой части дома, расположенной перед входом, находится другой очаг. Для интерьера дома кхму характерны деревянные и плетеные из ротана скамейки.

Одежду кхму делают из покупной ткани. Она состоит, как и у ламет, из несшитой юбки и блузы у женщин, штанов и куртки у мужчин. На голове носят тюрбаны. У кхму встречается татуировка лица. Раньше широко было распространено чернение зубов. Кхму носят много покупных украшений из серебра и меди.

Деревня кхму представляет собой территориальную общину, возглавляемую выборным или наследственным вождем. Земельные участки находятся во владении малых и больших семей. Как и у ламет, у кхму сохраняются роды, принадлежность к которым важна при заключении брака. Выбор невесты часто определяется желанием родителей юноши. После свадьбы он поселяется на три-четыре года в доме родителей жены, после чего строит собственный дом.

У кхму развиты анимистические верования. Сохранились также тоте- мические представления, которые выражаются, в частности, в различных пищевых табу. У кхму распространен миф о происхождении их от тыквы, аналогичный мифу тайских народов Лаоса. По этому мифу, кхму первыми вышли из тыквы. Как и ламет, кхму высоко ценят бронзовые барабаны, которые используют в обрядах и на празднествах.

Образ жизни других мон-кхмерских народов Лаоса, особенно тех, которые расселены в центральных и южных районах, мало отличается от образа жизни лао.

Они занимаются, как и лао, поливным рисоводством. В более отсталых районах сохранилось подсечно-огнекое земледелие. Там же население занимается заготовкой ротана, дров и других лесных продуктов для жителей долин. Группы халанг, брао, кхату и другие известны производством и обработкой железа. В их кузнях применяются вертикальные меха из двух бамбуковых цилиндров с поршнями. В южном Лаосе у халанг, а также у алак развита добыча золота, которое намывают из речного песка. Между мон-кхмерами центрального и южного Лаоса и лао существуют длительные экономические и культурные связи. Этим можно объяснить отсутствие собственного ткачества у халанг и гончарства у брао.

Поселения мон-кхмеров центрального и южного Лаоса часто имеют радиальную планировку с общинным домом в центре. Жилища светлые. Особенность домов сок и сапуан— стены, наклоненные от пола вовне.

Одежда такая же, как у лао, лишь в некоторых районах женщины ходят с открытым торсом.

В более глухих местах сохранились некоторые первобытнообщинные ' пережитки: обычаи трудовой взаимопомощи, возрастной инициации, связанной с нанесением татуировки, и т. д.

В области духовной культуры сильно влияние лао, все больше распространяется знание их языка. Однако сохранение собственных языков и

растущее в ходе длительной антиимпериалистической борьбы сплочение мон-кхмеров южного Лаоса способствуют выработке у них общего этнического самосознания.