Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественная, семейная и культурная жизнь Лао
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Общественная, семейная и культурная жизнь Лао

В лаоской деревне до наших дней в значительной мере сохранились традиционные национальные формы общественной жизни. В районах, находящихся под контролем «Патет Лао», начаты демократические преобразования. Традиционные навыки крестьянского коллективизма приобретают в связи с этим новое содержание.

Деревня у лао может быть чисто административной единицей, так как ею считается и группа маленьких поселков хуторского типа, особенно если жители хуторов находятся в родстве между собой. Составляя одну общину, эти хутора выступают перед центральной и областной администрацией как единое целое.

Большую и компактную деревню обычно населяет несколько семейных групп. Такую общину можно условно назвать соседско-родственной. Она возглавляется старостой, который опирается на штат помощников — писаря, казначея и др. При старосте действует совет старейшин, состоящий из глав или представителей семейных групп.

Еще в конце XIX в. община распоряжалась надельными землями, выгонами и лесными угодьями; иногда в ее владении были озера и участки речных берегов, где коллективно ловили рыбу. В некоторых районах северного Лаоса до наших дней сохранились относительно регулярные переделы земель.

У собственно лао, как и у других равнинных народов Лаоса, в настоящее время преобладает патрилокальный брак; главенствует в семье муж. Вместе с тем сохранились некоторые пережитки материнскорэдовых отношений. Так, в северном Лаосе нередки случаи матрилокального поселения молодой пары, временного или постоянного. Счет происхождения сохраняет черты билатеральности. Материнскородовые черты, как будет показано ниже, отражаются и на праве наследования.

На торжественных жертвоприношениях и светских праздниках встречается молодежь трех предпочтительных для брака общин. Это, по-видимому, пережиток трехродового союза, при котором существовал обменный брак по цепочке: мужчина рода А брали жен из рода Б, мужчины рода Б — из рода В, а мужчины рода В — из рода А. Таким образом, устанавливалось содружество трех родов — «моего рода», «рода моих тестей» и «рода моих зятьев». В настоящее время обязательных обменных браков по существу не сохранилось. Каждая семья старается укрепить свой авторитет возможно более широкими брачными связями. Но и в наши дни на празднествах наиболее почетные гости — представители общины (в далеком прошлом родовой, теперь соседской) «моих тестей» (откуда происходит моя жена), а представители общины «моих зятьев» (куда я отдаю замуж дочерей) не только выполняют всю черную работу, но и частично несут расходы по закупке продовольствия.

Основной формой семьи официально считается малая моногамная семья, состоящая из мужа, жены, их детей и иногда родителей мужа.

За основную податную единицу принимается семья, насчитывающая пять человек. Фактически же у лао семьи значительно более крупные, особенно на севере страны, где явственно прослеживаются черты большесемейной организации. Здесь преобладают семьи, включающие, кроме мужа — главы семьи, его жены и детей (которых редко бывает меньше четырех), еще родителей мужа, а нередко и братьев мужа с их семьями.

Совместное проживание нескольких брачных пар единой экономической общностью придает семейному быту большое своеобразие. Лаоскую семью обычно возглавляет старейший и опытнейший из мужчин, который руководит мужскими работами в рамках семьи и семейными праздниками, и также участием членов семьи в общественных работах и празднествах. Этот «старший мужчина» не всегда является хозяином дома. В тех случаях, когда дом не новый, а унаследован от отца еще при его жизни или сразу после смерти обоих родителей, продолжает действовать обычай, согласно которому дом (вместе с обязанностью содержать престарелых родителей) — наследство младшего сына. В последнее время старшие сыновья, женившись, все чаще создают новые домохозяйства. В тех районах северного Лаоса, где пережитки материнскородовых отношений проявляются наиболее сильно, сохранилось наследование дома младшей дочерью.

В большой семье обязательно существует и «старшая женщина». Это не всегда старейшая женщина и не всегда жена главы семьи. Чаще всего это лучшая хозяйка, наиболее опытная в домашних делах, в том числе и в вопросах домашней медицины.

Авторитет главы семьи в общине часто определяется не только его личными качествами (а к таковым причисляются, кроме деловых способностей, щедрости и ума, еще красноречие, осанка и даже красота), но и зависит от числа красивых и умелых дочерей. Во-первых, их замужество расширит родственные связи семьи; во-вторых, у лао до наших дней сохранился обычай отработок за жену.

Помимо свадебного выкупа за жену и за души ее будущих детей (след того времени, когда брак был матрилокальним и женщина оставалась в роде, увеличивая его всеми рожденными ею детьми), молодой человек обязан несколько лет отработать в хозяйстве отца своей избранницы. В прошлом были возможны и отработки «по наряду», т. е. по указанию будущего тестя вне пределов его хозяйства, а длительность отработок достигала девяти лет. В последнее время отработки длятся от года до трех лет. Фактическое сближение молодых и даже рождение ребенка в этот период не сокращают срока отработок. Наоборот, если за этот срок удочери не появится ребенок, то ее отец, по обычаю, вправе продлить отработки или отказать будущему зятю. Среди богатеев нередки случаи отказа зятю, почти отработавшему свой срок, под предлогом его лености или неумелости. Если тесть достаточно авторитетен, то бороться за свои права молодым очень трудно.

Отработки за жену в настоящее время постепенно вытесняются более «современными» формами брачных расчетов. В центральном Лаосе сравнительно давно преобладает выкуп за жену в денежной форме, составляющий сумму, весьма значительную для рядового крестьянина. Зато родные невесты дают приданое — утварь, одежду, меблировку и другие предметы, обеспечивающие быт новой семьи, оплачивают предсвадебный пир, а также делают подарки родичам жениха. Это в достаточной мере обременительно, так как на пир приглашают не только жителей обоих поселков, но и их гостей, а подарков редко бывает менее полусотни.

Брачный обряд — торжественная церемония. Венчание символизируется омовением соединенных рук молодой пары в священной чистой воде. Еще в недавнем прошлом руки молодых соединял колдун или наиболее авторитетный человек деревни. Гороскопы жениха и невесты тоже сопоставлял колдун. Теперь эту церемонию выполняет настоятель местного буддийского монастыря или монах, умудренный в астрологии. Только в случае их отсутствия допускается прежний порядок обряда. В городах намечается преобладание гражданского брака, оформляемого в муниципалитете.

Огонь считается еще более очищающей стихией, чем вода, и обрядовая роль огня более велика. По представлениям лао, он очищает от скверны, которая присуща всему периоду беременности и родов. Беременная женщина не имеет права касаться белья и предметов домашнего обихода, за исключением тех, которыми пользуются ее муж и дети, т. е. ее малая семья. Ей не разрешается участвовать в общественной жизни и решении дел большой семьи. Более того, она не имеет права выйти к общему очагу. Неделю после родов она проводит подле внутреннего очага, поочередно подставляя очищающему его теплу то спину, то живот.

Рождение ребенка в лаоской семье всегда было праздником независимо от пола, новорожденного. Лишь в последние десятилетия появилось представление, что счастье семье приносит рождение первенца-мальчика. Поэтому лишь рождение мальчика отмечается торжественно.

 

Первый важный обряд в жизни каждого лао — наречение имени. Имя дается вскоре после рождения. Но, как и у многих других народов Восточной и Юго-Восточной Азии, у лао имя считается как бы органической частью человека и потому меняется вместе с серьезным изменением его семейного или общественного положения. Первое детское имя — это скорее ласкательное прозвище или же описательное имя по какой-либо черте характера или физического облика. Иногда детское прозвище имеет унизительный или ругательный смысл, который, по представлениям лао, должен обмануть злых духов и отвратить болезни. С началом учения ребенок получает школьное имя. Нередко все мальчики одного класса гражданской школы имеют в своем имени один и тот же слог, так что по имени легко определить, в каком классе учится его обладатель. По окончании школы мальчик проходит временный постриг в монахи, заменяющий инициацию; выйдя из монастыря, он получает официальное имя и фамилию. Это имя тоже может меняться с изменением социального положения и должности человека или даже по случаю переселения в другую деревню. Иногда имя меняется в период эпидемий, чтобы направить духов болезней по ложному пути.

Большое празднество в жизни мальчика — обрезание волос. Оно производится в 12—13 лет и символизирует переход в возрастную группу юношей. Этот обряд более устойчиво сохраняет пережитки инициации, чем временный постриг в монахи, возможный для мальчиков в различном возрасте (до двадцати лет). В прошлом инициация включала испытание храбрости и способности переносить боль.

Вера в переселение душ и в возрождение в плохом или хорошем существе (в зависимости от характера жизни в предыдущем воплощении) обусловливает представление о смерти как переходе от одного этапа существования к другому.

Жизнь и смерть считаются лишь этапами пути к блаженному небытию — нирване. Горе в случае смерти близкого старательно скрывают от посторонних, так как очень широко распространено поверье, что слезы и рыдания вредны для души усопшего, мешают ей на пути к новому воплощению и могут стать непреодолимой преградой к достижению нирваны. Похоронный обряд обычно начинается пиршеством с песнями, пляской, выступлением кукольного театра и т. д. Затем происходит кремация, которая обязательна для монахов и предпочтительна для богатых и авторитетных людей. В бедных семьях тело после омовения и прочтения погребальных молитв укладывают в гроб и зарывают где-нибудь в лесу. Место захоронения ничем не отмечают и могилу не посещают. Поминовение душ всех усопших совершается по народной традиции весной, когда к ним обращаются с призывом содействовать потомкам, особенно прямым наследникам.

Прямыми наследниками умершего считаются его жена (или муж) и дети. Сыновья и дочери получают в наследство равные долй имущества. Как уже упоминалось, в большинстве долинных районов Лаоса дом и усадьбу наследует младший сын, а на севере страны — дочь, предпочтительно младшая; это один из немногих известных в этнографии Юго-Восточной Азии случаев матрилинейного минората. В последнее время землю, особенно поля с искусственным орошением, наследуют только сыновья. При этом заметна тенденция к увеличению доли старшего сына и даже к патрилинейному майорату.

Разводы в семьях всех долинных народов Лаоса редки. Прочность брачных уз в значительной мере объясняется тем, что расторжение брака осложнено взаимными финансовыми расчетами: возвратом выкупа и приданого, компенсацией за детей или их разделом и т. д. Там, где сохранились отработки за жену, развод возможен лишь в том случае, если семья жены согласна в возмещение отработок выдать замуж в семью мужа сестру жены или другую ее родственницу. В северном Лаосе до наших дней сохранился обычай сороральной замены. Согласно этому обычаю, вдовец имеет право потребовать, чтобы за него выдали замуж без выкупа сестру умершей жены, если удастся доказать, что ни он, ни его родные не виновны в ее смерти.

В богатых семьях лао возможно многоженство. Как правило, старшая и младшие жены в такой семье не вполне равноправны. Чаще всего они живут совместно, дети воспитываются одинаково и наследуют пссле смерти отца равные доли его имущества. Но старшая жена получает большую долю наследства, что определяется ее фактическим положением хозяйки дома и распорядительницы работ среди женщин.

У лао господствуют два толка южной ветви буддизма, вобравшие в себя более древние народные верования. У народных масс лао в значительной мере сохранился тот раннеанимистический тип религиозной системы, который у народов Западного Индокитая, особенно у бирманцев, получил законченную форму в виде почитания патов (см. стр. 326—327). По представлению лао, в мире невидимом, но ощущаемом людьми и, главное, чрезвычайно влияющем на их судьбы, живут и действуют бесчисленные пхи (или фи)— духи вредоносные и духи-покровители. Таковы, например, духи леса, горных вершин, лесного огня и души умерших насильственной смертью.

Особый интерес представляет группа пхи, связанных с культом предков. По верованиям лао, эти пхи, женские по своей сущности, связаны с природой, плодородием, урожаем. Кроме того, к ним близки многие из пхи, помогающие человеку в труде. Таков, например, пхи сыа — дух тигра, подчиненный человеком. Это главнейший помощник охотников.

Очень важны, по представлениям лао, добрые отношения с духом рисового поля (пхи на или пхи хаи). В пятый и десятый месяцы лунного календаря приносят жертвы этому духу, а также подносят вареный рис нового урожая духам предков. В шестом месяце совершается большое жертвоприношение духу растущего риса, а также духу местности, духу поселка и духам, предков. Кроме заклания буйвола, совершается возлияние на алтарь жертвенных алкогольных напитков, устраиваются массовые танцы и т. д.

Наиболее распространены, однако, представления о благодетельной роли духов предков, алтарь которых имеется и сейчас в каждом доме. Для остальных духов в местах их предполагаемого обитания устанавливают постоянные или временные алтари и обиталища, которыми могут быть полые орехи кокосовой пальмы, корзиночки или даже модели домов.

При семейном алтаре хранят священные предметы — временные (напрмер бедро и семенники буйвола, сохраняемые от трех до семи дней после упомянутогд выше обрядового жертвоприношения) и постоянные (например различные предметы, считающиеся вместилищами духов-хранителей семьи). Прежде личные духи-хранители были у каждого члена семьи лао; сейчас вера в них сохранилась только у горных таи. Дух-хранитель поселка обычно включается в число 32 самых могущественных пхи, культ которых совпадает с религиозной системой почитания 37 натов у бирманцев.

Народная религия почитания духов-хранителей вошла составной частью в местные формы буддизма. Как уже упомянуто, у лао главенствуют два толка его южной ветви. В большинстве районов распространено учение толка Маханикая, но в придворных кругах Луангпрабанга и среди населения княжества Бассак преобладают Дхаммают (или Дхаммаютиканикая). Оба толка оформились лишь 100—150 лет назад. Но мелкие монашеские общины (сангха), различные по уставу и некоторым догматам, существовали уже в XV в. По данным VI всемирного собора буддистов (1956—1958 гг.), оба толка восходят к монской южнобирманской школе Раманна. Хотя различия между учением и ритуалом обоих толков невелики, последователи Маханикая считаются хранителями более старых, демократических традиций буддизма. Некоторые основания для такого заключения дает- сравнение обрядности, а также тесная связь с буддистским фольклором толка Маханикая. Как и в других странах, где распространен буддизм южной ветви (Цейлон, Бирма, Таиланд, Камбоджа), монастыри и сельские храмы являются в значительной мере центрами общественной жизни. При храме или пагоде обычно имеется духовная школа, в которой мальчики проходят курс начального обучения счету и письму, а также заучивают наиболее распространенные буддийские каноны и литературные произведения.

По учению буддизма южной ветви, каждый человек мужского пола должен провести некоторое время в монастыре. Чаще всего этот временный постриг занимает три месяца, но может длиться и меньше — три недели или декады, а иногда больше — три года. Обычно постригают в период наиболее интенсивных дождей (июль — октябрь), что совпадает с буддийским «великим постом». Не прошедший послушничества не признается, особенно в сельской местности, взрослым, совершеннолетним человеком. Случается, что ученик, обнаруживший большие способности в заучивании и толковании буддийских канонов, становится монахом и готовится к роли проповедника уже с детских лет.

Обряд посвящения однотипен и при уходе в послушники и при принятии монашеского сана. Посвящаемому устраивают празднество прощания с радостями жизни, на следующий день ему бреют голову, опрыскивают священной водой и заменяют мирскую одежду монашеским одеянием. С этого момента он начинает вести монашеский образ жизни.

Поднимаясь с рассветом, послушники проводят час за молитвами, затем отправляются собирать подаяние, из которого и составляется их дневной рацион. Едят в монастыре два раза: не позже 9 часов утра и днем, между 12 и 2 часами. Считается, что пища, принятая позднее, нарушает состояние благодати и мешает праведным мыслям. Всю вторую половину дня монахи и послушники посвящают благочестивым размышлениям и молениям; в основном это безмолвное созерцание скульптурных фигур Будды. На послушниках, а также на учениках духовной школы при монастыре лежит обязанность поддерживать чистоту на всей его территории и особенно там, где собираются паломники, они же ухаживают за цветниками при храме, подносят цветы главным статуям Будды и систематически обливают эти статуи холодной чистой водой. Те, кто с согласия настоятеля посвятили себя теологическим изысканиям, заняты собиранием, комментированием и переизданием буддийской литературы.

В 1957 г., по официальным данным, в Лаосе насчитывалось 17 тые. монахов. В стране имеется почти 2 тыс. монастырей и пагод, крупных и средних. Сюда не включаются часовни и ступы (культовые сооружения, где хранятся буддийские реликвии), воздвигнутые во многих местах на вершинах холмов и у перекрестков дорог. При многих ступах постоянно живут добровольные их хранители, получающие пропитание от населения окрестных деревень. Такие служители культа, как правило, не учитываются официальными источниками. Послушники и монахи — это армия мужчин и юношей, оторванных от производительного труда и пребывающих в почти полном, освященном обычаем безделии.

Культурная жизнь

В 1951 г. в Лаосе был принят закон об обязательном начальном обучении. При этом оговаривалась бесплатность обучения в государственных уколах. Однако фактически этот закон не проводится в жизнь. Образование в стране по традиции считается частным делом каждого гражданина. Судя по неточным и неполным официальным данным, в стране 80—85% населения неграмотны или малограмотны. Процент неграмотных среди малых народов страны выше, чем Оради лао, вьетнамцев и других жителей долин. Среди женщин он выше, тем среди мужчин. Сеть государственных начальных и средних школ невелика. Они строятся по западноевропейскому образцу: как' начальная, TfaK и полная средняя школы двухступенны. В каждом из двух циклов начальной школы по три класса, но программу последнего года проходят обычно за два года, так что начальное обучение фактически семилетнее. Пойная средняя школа включает, кроме того, четыре класса первого цикла 4 Яри второго, т. е. тоже семилетняя. В 1956/57 учебном году в стране было лишь шесть средних школ, из них всего одна имела классы второго цикла. Кроме того, работало одно высшее учебное заведение — педагогическое (Так называемая Нормальная школа) с трехгодичным обучением и две приравниваемые к высшим учебным заведениям школы традиционных искусств.

Важную роль в Лаосе и сейчас играют храмовые школы. Как уже упоминалось, такие сельские школы имеются в каждом крупном селении долин й во многих селениях горной зоны. До того, как мальчики проходят обязательное временное послушничество в буддийских монастырях, они посещают школы, где наставник (обычно это один из старших по сану монахов) преподает им начатки письма и счета, но более всего обращается внимание на изучение буддийской догматики и житийной литературы.

С конца XIX в. практиковалась отправка лаосских юношей для получения образования в Индию, страны Западной Европы и Россию. Большинство обучавшихся за границей приобретали технические знания. Сейчас лаосские студенты в СССР учатся главным образом в инженерных вузах.

Богато, разнообразно и красочно искусство населения долинных районов Лаоса.

Художественное творчество лао нашло наиболее яркое выражение в лаковом производстве, ювелирном деле и фресковой живописи. Подобно большинству народов тайской группы, лао отдают предпочтение темно-крас- ному лаку с черной подрисовкой или процарапанным до нижнего слоя лака рисунком. Иногда подрисовку делают золотом, но чаще рисунок получается в результате накладки на сырой краснолаковый фон ажурной вырезки из тончайшего золотого листа с последующим покрытием изделия бесцветным лаком. Верхние плоскости столов, монашеские чаши для подаяния, ко- робы и коробочки для бетеля и пахучих снадобий, вазы, шкатулки, скамеечки и кресла — таков неполный ассортимент изделий, выполняемых мастерами лакового призводства на заказ или для продажи на рынке.

Тонкость рисунка и простота геометрических элементов узора, свойственная этим изделиям, характерна и для работ лаосских ювелиров. Материалом для них служат золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. В старом феодальном Лаосе золотые изделия были привилегией аристократии и прежде всего королевских семей. Поэтому до сих пор в быту помещиков, городской буржуазии и чиновничества очень распространены изделия из бронзы и меди с барельефным орнаментом и заполненным черной или красной мастикой фоном, а также инкрустированные серебром. Из бронзы же выполнена большая часть храмовой утвари и скульптур. Иногда во время празднеств верующие так густо оклеивают бронзовую скульптуру в храме тончайшими золотыми листками фольги, что она кажется золотой.

Искусство скульптуры и архитектуры лао наиболее полно выражено в храмовых и дворцовых ансамблях. Но, кроме храмового и дворцового зодчества и прекрасной культовой скульптуры из бронзы, мрамора, слоновой кости и ценных пород дерева, следует еще отметить бытовую скульптуру из твердых пород дерева, не требующщ окраски, а также резные панели, наличники и фризы из того же материала. Окрашиваемую скульптуру и резные украшения делают из мягких пород дерева и покрывают сплошь цветной росписью или лаком.

Культовые сюжеты преобладают и в живописи. Тончайшая по характеру линии и выполнению фресковая живопись иллюстрирует прежде всего эпизоды из жизни Будды, изложенные в джатаках. Сами же джатаки по теме шире жития Будды. По существу, это фольклор, обработанный духовенством в духе буддийских догматов. Известно 550 картин, составляющих это живописное повествование. В каждом крупном храме есть серия из восьми и более фресок на культовые темы.’ Светским сюже- тамт посвящены лишь дворцовые фрески, но' и их тематика ограничена изображением сцен из жизни властителей Лаоса и их деяний. Для художественных композиций характерно заполнение фона растительными узорами, состоящими из чередования пальм,- цветов, ветвей и т. д. и поражающими сложностью и динамичностью сплетения линий. Птицы, животные, человеческие фигуры мастерски вписаны в растительную композицию и как бы растворяются в ней.

По преданию, создание лаоской письменности относится к XIV в. ее основу был положен кхмерский вариант письменности палиs Тем- же1 веком датируется древнейший список буддийских джатак, хранящийся в Луанг- прабанге. Запись произведений лаоской устной литературы началась не ранее XVI в.

Светская литература Лаоса очень мало известна, и сохранившиеся записи ее4 памятников немногочисленны. Большинство произведений дворцовой литературы до самого последнего времени было связано с переводом и комментированием богословских сочинений буддийских философов и проповедников. Новейшая литература Лаоса как проза, так и поэзия, в основе своей светская, еще невелика. Вомногом она остается подражательной и следует классическим образцам. В последнее время прогрессивные лаоские писатели и поэты начали работу по собирания и публикации фольклора, а также произведений народной литературы, родившихся в борьбе за мир, братство и демократическое развитие народов страны. Фольклор лао богат и самобытен. Исследователи обнаружили в нем наиболее ранние варианты многих легенд, сказов и сказок, широко распространенных во всех странах Индокитая и в Южном Китае. Таков, например, лаосский вариант сказки о девушке-павлиночке.

Музыкальная культура лао основана на пентатонике (пентатонической гамме), но она богата межтональной окраской и тембрами. Основные музыкальные инструменты лао — барабаны, гонги, ксилофоны и особенно флейты. К последним относится кэн, подобный ручному органу или флейте Пана — духовой инструмент с набором бамбуковых флейт и полым бамбуковым или деревянным резонатором.

В народных танцах и праздничных играх ведущая роль принадлежит ритму, отбиваемому бамбуковыми кастаньетами и трещотками из расщепленного ствола сухого бамбука. Бронзовые и серебряные колокольчики и бубенцы служат не только оркестровыми инструментами, но и оберегами от злых духов; их привязывают к детским шапочкам.

Наиболее веселый и массовый праздник — Новый год. В Лаосе действуют два календаря: официальный, совпадающий с европейским, и лунный, народный. Как и в Таиланде, лунный год начинается в апреле. Он совпадает с началом сезона дождей. Возможно, еще в период пребывания в более северных засушливых районах у народов тайской группы сложился обряд вызывания дождя. И хотя в Лаосе дождливый сезон продолжается более шести месяцев, обрядность вызывания дождя сохраняется поныне. В течение трех дней массовых празднеств как в городах, так и в деревнях Лаоса основная забава — внезапное обливание друг друга чистой или подкрашенной водой. Обычно добавляют в воду коричневую краску (цвет земли) или красную (цвет рождения). Прежде верили, что чем обильнее обливание, тем богаче будет урожай. В настоящее время магический характер обливания водой уже не осознается. Однако выражение неудовольствия или обиды за обливание считается предзнаменованием большого несчастья не только для обидчика, но и для обиженного.

Особенно веселится в Новый год молодежь и детвора. В эти дни принято одаривать детей сластями и деньгами. Молодежь устраивает шуточные карнавальные шествия, веселые танцы и смотрит представления бродячих театральных коллективов. Гулянье начинается вечером и длится порою до утра. Днем всей семьей отправляются в храм, чтобы украсить цветами и полить чистой свежей водой изображение Будды, а также провести время в молчаливой молитве. Вечером треск ракет и мелькание множества маленьких фонарей возвещают о возобновлении гулянья. Во Вьентьяне и Луангпрабан- ге в первый день Нового года выступает королевский балет и другие прославленные танцевальные и театральные коллективы.

Основные буддийские религиозные праздники — день рождения Будды, который празднуют чаще всего в конце сентября, Кхао Васса начало буддийского поста, открывающего трехмесячный период наиболее интенсивных дождей, конец поста (октябрь), день священных книг буддизма и переход Будды к состоянию нирваны (ноябрь или декабрь) и др.

Во время буддийских праздников обновляют скульптурные изображения и утварь в монастырях и храмах, их массами посещают миряне' устраиваются религиозные процессии вокруг монастырей и к ближайшим святым местам, а иногда и паломничество к национальным буддийским святыням.

К этим праздникам миряне приурочивают и более прозаические дела: снабжение монастырей топливом, чистку каналов, подводящих к ним воду, ремонт монастырских культовых и жилых помещений, внесение денежного  и натурального подаяния.

К буддийским празднествам в Лаосе относяї также народный праздник осеннего поминовения умерших родственников и бездомных душ, который связан с древними верованиями и не имеет отношения к буддизму. Основная цель этого празднества — изгнание злых духов, накопившихся в темных углах жилых домов за долгий период дождей. Торжественно отмечаются в .Лаосе также день высадки рассады, день вызревания риса и день урожая. Даты этих празднеств и сама их периодичность различны в разных областях страны.

В последнее время не только в городах, но и в деревнях Лаоса начинают отмечать такие национальные и международные праздники, как День конституции (И мая), День независимости и единства народов страны (19 июля), Меджународный женский день. В эти дни устраиваются вечерние народные гулянья, представления театральных и балетных коллективов, спортивные состязания.