Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лао. Основние занятия. Поселения и жилища. Одежда и пища
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Лао. Основние занятия. Поселения и жилища. Одежда и пища

Основное занятие преобладающего большинства населения Лаоса — земледелие. У лао его основная форма — обычное в Юго-Восточной Азии возделывание риса на заливных полях. В Лаосе достаточно пригодных для земледелия площадей, но не хватает на (обводненных земель).

Профиль местности обычно диктует террасирование заливаемых полей. Наклон местности и необходимость сохранять постоянный уровень воды на рисовом поле определяют особенности земледельческого труда.

Лао стремятся максимально использовать самотечные воды, регулируя их поступление на поля. Там же, где самотечных вод недостаточно, они широко применяют водоподъемные колеса, а в последнее время и насосы для перекачки воды из рек или расположенных ниже каналов, а также перекидные ведра на длинных лямках и различные черпаки, сходные с вьетнамскими. Дамбы в Лаосе встречаются реже, чем во Вьетнаме, но системы ирригационных каналов, проложенных на разных уровнях, распространены столь же широко.

Поле под рис, как правило, ежегодно перепахивают и нивелируют. Облегченный плуг с округлым лопатообразным лемехом или с плоской металлической накладкой, влекомый одним или двумя буйволами, был до недавнего времени основным сельскохозяйственным орудием. Лишь в немногих крупных помещичьих хозяйствах центральной низменности использовались современные сельскохозяйственные машины.

После перепахивания и нивелирования полей обновляются баллы — валики, ограждающие отдельные клетки поля (чеки) и позволяющие поддерживать в них постоянный уровень воды. Регулировка производится путем попеременного открытия в баллах проемов, соединяющих чеки в единую систему водоснабжения. Эта работа выполняется в основном с помощью мотыги. После того как вода пропитает почву и «станет», производится боронование вертикальной бороной. Одновременно с началом боронования в одной из клеток поля высевают рис на рассаду. Высадка рассады по всему полю, прополка, поддержание постоянного уровня воды при сохранении ее проточности — очень трудоемкие процессы. Выполняются они главным образом руками и мотыгой.

Жнут рис маленьким пластинчатым серпом, близким к малайскому, по колоску собирая плотный и увесистый снопик. После сушки под навесом близ дома снопы обычно развязывают. Обмолачивают рис, ударяя пучком колосьев по колодке или оббивая сноп палкой на краю плетеного короба. Отвеивают рис в плоской корзине или совком взбрасывают зерно под ветер. Отвеянное зерно засыпают на длительное хранение в амбар. Небольшую часть риса в корзинах и больших глиняных сосудах хранят в кладовке внутри дома; отсюда хозяйки берут столько, сколько нужно для ежедневного обрушивания.

В Лаосе почти повсеместно, кроме района столицы, преобладают клейкие сорта риса, не идущие на экспорт. Всего выращивается до 60 сортов, но наиболее распространены сорта, дающие длинное розовое зерно.

По климатическим условиям два урожая риса можно получать в низменной полосе всей страны. Однако распределение культур и их чередование во многом зависит от развитости ирригации и особенностей выпадения осадков в течение года. Как и в других странах Индокитая, в Лаосе земледельческий цикл складывается из двух основных сезонов: времени дождей (апрель — ноябрь) и сухого. В географической литературе в пределах сухого сезона иногда выделяют два: сухой прохладный (ноябрь — февраль) и сухой жаркий (февраль — апрель). Время наступления и продолжительность этих сезонов несколько варьирует в зависимости от высоты места над уровнем моря и географической широты. Рис, как влаголюбивая культура, возделывается главным образом в период дождей. В сухой прохладный сезон хорошо растут овощи (лук, томаты, чеснок и др.) и бобовые культуры. Жаркий сухой сезон благоприятен для кукурузы. Зимняя культура, т. е. растущая в сухой прохладный сезон,— картофель.

В предгорных районах центрального Лаоса и во многих поселках долины Меконга товарное значение имеет садоводство. Выращивают яблоки, груши, сливы, цитрусовые (особенно мандарины), бананы и многие другие плоды. Почти повсеместно в Лаосе по краям рисовых полей и рощицами растут пальмы: арековая, кокосовая, пальмира, зонтичная и др. Во влажных низинах рек раскинулись плантации сахарного тростника, а в северных горных долинах — заросли бамбука. В предгорных районах севера встречаются поля хлопчатника. Возделывают также табак, кофе и чай.

Животноводство распространено в Лаосе в качестве подсобного занятия. Преобладают два его вида: разведение тяглового CKofa (буйволов, быков желтой южнокитайской породы) и выращивание скота и птицы (свиней, собак, коз, кур, уток), употребляемых в пищу и для жертвоприношений. Разведение тяглового скота — основное занятие лао группы кланг, а также ассимилированных ими куи Коратского нагорья в Таиланде и прилегающих к этому району областей центрального Лаоса.

Развито в Лаосе и рыболовство: речное (Меконг, его притоки и горные реки), а также ручной лов карповых рыб, выращенных из мальков на рисовых полях, который производится после спуска с полей воды. Рыбу ловят, как и в Камбодже, «пауком», бреднем, ставными и подвижными заборами, вершами. На мелководье рыбу бьют острогами. Наряду с рисом, рыба — один из основных компонентов в пище большинства народов Лаоса. В северном Лаосе до наших дней сохранился обычай коллективного лова рыбы. Праздник лова отмечается в десятом месяце лунного календаря.

К числу подсобных занятий лао относится сбор дикорастущих кореньев и плодов. Охота и отлов животных стали профессией лишь в отдельных деревнях. В натуральном хозяйстве лаоской деревни большую роль издавна играли домашние промыслы. Европейские путешественники еще в начале XX в. отмечали, что лаоские крестьяне сами обеспечивают себя всем необходимым и почти не нуждаются в покупных изделиях. Обмен продуктами домашних промыслов охватывал узкий круг родственных семей и жителей близлежащих селений. Многие мужские ремесла наших дней — это лишь расширенные и ставшие товарными промыслы.

Большая группа мужских ремесел связана с использованием бамбука. Это плющение бамбука, производство орудий труда, домашней утвари и строительных материалов (опорных столбов, поцеречных брусьев,- дранок для крыши и стен), плетение крупных стенных панелей и циновок различной величины. С использованием бамбука связано и принесшее Лаосу славу производство пурпурнолаковых изделий с золотым лепестком. Основу сосудов и других лакированных изделий составляют плетеные каркасы из плющеного бамбука. Плетение из ротановой лианы, подвергаемой плющению, тоже мужское ремесло. Мужские ремесла, связанные с работой по металлу, развиты в меньшей степени. Среди них — ювелирное искусство, главным образом производство серебряных изделий, кузнечное дело, производство изделий из бронзы. Кузнечным делом, а также жестяными работами занимаются преимущественно бродячие ремесленники. Распространена резьба по камню и кости, особенно в храмовых мастерских. Особую отрасль мужского ремесла составляет производство транспортных средств, главные из которых — двухколесная арба, телега с плетеным кузовом и козырьком и почти плоские лодки-долбленки.

Женские домашние промыслы еще более тесно связаны с натуральным потреблением. Прядение хлопка и ткачество (выделка хлопчатобумажных и шелковых тканей) обеспечивают нужды семьи. Шьют одежду в каждой семье сами женщины. На обязанности крестьянок лежит и изготовление обуви для ближайших родственников (кроме семей сельской знати, которые покупают обувь в городах). Основные женские ремесла — плетение из рисовой соломы, вышивание и гончарство.

Для севера Лаоса большое значение имеет лесная промышленность. Ценные породы леса рубят и сплавляют по Меконгу. Как и в северном Таиланде, основную массу рабочих на лесоразработках и лесопильных заводах составляют собственно лао.

Ведущее место в промышленном производстве Лаоса занимают мелкие полукустарные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: рисоочистительные, масложомные, табачные и т. д. В пищевой промышленности также работают преимущественно лао и другие народы тайской группы.

Еще в XVIII в. лаосское олово, добывавшееся кустарным способом, экспортировалось в Бирму. Но только в наши дни в северной горной зоне начала развиваться горнорудная промышленность, а в долине Меконга обнаружена нефть. Преобладающее большинство горнорудных рабочих Лаоса — китайцы, индийцы и вьетнамцы. Китайцы и вьетнамцы занимают ведущее положение в области финансов и торговли. Но в последнее время значительно усилились группировки собственно лаосской буржуазии.

Поселения и жилища

В городах живет менее 10% населения Лаоса; только пять городов имеют свыше 10 тыс. жителей. Крупнейшие из них — столица страны Вьентьян (около 100 тыс. жителей), королевская резиденция Луангпрабанг (20 тыс. жителей) и Тхакек (10 тыс. жителей). Все эти города    города выросли как резиденции королевских семей или крупных феодалов.

Китайские и европейские путешественники, побывавшие в средневековом Лаосе, с восхищением говорили о великолепии королевского дворца в Луангпрабанге. Его крытые глазурованной черепицей многоярусные крыши с золочеными шпилями, фигурными гребешками и вздымающимися ввысь рогообразными выступами не только поражали величием, но и создавали иллюзию застывшего движения. Это впечатление еще более усиливала сверкающая белизна колонн многочисленных строгих по архитектуре дворцовых зданий. При этом сами здания по форме напоминали параллелепипеды, как бы выдвинутые один из другого. К центральному портику и боковым входам вели пандусы, мощенные крупными плитами, и лестницы, украшенные скульптурной майоликой (фигурами львов, драконов, воинов и чиновников). Эти фигуры, как и «рога» крыши, слыли оберегами от злых сил. Этот уникальный ансамбль в значительной мере сохранился до наших дней.

Белокаменные дворцы лаосской высшей знати по архитектурному облику схожи с королевским дворцом. Степень сходства зависела прежде всего от родственной близости их владельцев к старшей ветви королевской семьи, ибо регламентировалось число дворцовых зданий, их высота и т. д.

Дворцовые ансамбли обычно включают систему водных сооружений — каналов, дренажных протоков и озер. Зелень различных оттенков, от нежнозеленых лужаек до синеватой листвы священных деревьев, составляет третий основной цвет красочной гаммы дворцов в дополнение к белому и желто-золотому. В тех же тонах выдержаны многочисленные храмы, пагоды и либрарии (хранилища рукописных и ксилографических книг), расположенные в городах и их ближайших окрестностях.

Дома в городских усадьбах мелкой аристократии и богатых горожан обычно темно-коричневого цвета, ибо они строились чаще всего из тика, быстро темнеющего от времени. В преобладающем большинстве это наземные одноэтажные и двухэтажные здания. По архитектуре они ближе к древнетайскому типу, для которого характерны «островерхость» и широкое использование резьбы по дереву. Парадную часть усадьбы обычно составляет сад. Позади жилого дома находятся колодец и многочисленные служебные постройки.

Окраины городов застроены жилыми домами ремесленников и торговцев и лачугами бедноты. Свайные дома окраин по внешнему облику мало чем отличаются от крестьянских. Создается впечатление, что город возникает постепенно, без видимой границы, из пригородных деревень.

Ремесленная специализация в Лаосе никогда не достигала такой дробности и организованности, как в городах Бирмы и Таиланда. Но уже с XV в. во Вьентьяне, Луангпрабанге и некоторых других лаосских городах начали выделяться специализированные кварталы ремесленников и торговцев, характерные обычным для Восточной и Юго-Восточной Азии соединением лавки и мастерской. К XVII в. относятся сведения о формировании относительно постоянных национальных районов в городах: китайских кварталов, вьетнамских слободок и т. п. Национальные черты в этих районах проявляются не только, в иероглифике вывесок, но и в архитектуре домов и символике ремесленных знаков. Подобно золотому кренделю над европейской булочной, изображение тыквы-горлянки над входом в аптеку или пятерни н!ад жилищем гадальщика понятны и неграмотному. Особыми кварталами располагались здания подразделений гвардии и войск охраны столицы.

Тогда же в городах выросли европейские кварталы. Застроенные в точном соответствии с архитектурной модой, господствовавшей в Англии и Франции, они совершенно, не гармонируют с окружающим ландшафтом и кажутся чуждыми наростами. В последние десятилетия в лаосских городах, особенно во Вьентьяне, стал распространяться архитектурный стиль, известный под названием «тропический модерн» (о нем см. «Народы Бирманского Союза», стр. 315). Он характерен прежде всего для общественных зданий и для жилых домов богатых иностранцев. Здания этого стиля возникают и на месте традиционных усадеб знати и зажиточных горожан. Однако в целом лаосский город довольно стойко сохраняет национальные средневековые черты, что во многом определяется слабым развитием промышленности и броскостью дворцовой архитектуры.

Деревни лао в большинстве своем невелики по размерам; в них всего по о—10 домов. Лишь в речных долинах деревни насчитывают по нескольку десятков домов. Такие деревни состоят обычно из нескольких кустов, объединяющих родственников по мужской линии.

Жилые дома лао, прямоугольные в плане, обычно вытянуты с севера на юг и главным своим фасадом обращены к востоку. В селении одна или несколько улиц, застроенных домами с одной стороны. Указанная ориентация домов сохраняется, по мере возможности, и в тех случаях, когда линейной планировке деревни мешает профиль местности.

В отличие от селений лава и других горных монов деревни лао редко бывают укреплены или хотя бы даже огорожены, но усадьбы часто имеют ограду из колючих растений. На территории усадьбы располагаются жилой дом, амбар, иногда навес для хранения орудий труда и крупной утвари, сад и огород, нередко разбит цветник. Там, где развито производство циновок и плетеных изделий из бамбука, дворы являются производственной площадкой.

Сельский дом лао — свайного типа. Сваи иногда вкапывают в землю (преимущественно длинные сваи), иногда ставят на каменные «подушки». Сочленения свай с поперечными балками обматывают сырыми ротанбвыми «веревками», которые, высохнув, намертво связывают сваю и балку. Жилой дом имеет четыре параллельных ряда свай; два внутренних ряда — длинные сваи, два наружных — короткие. На внутренних сваях, связанных поверху одним венцом, покоится крыша. Помещичьи дома делались часто с многоярусной крышей. На короткие сваи, связанные поперечными балками, настилают пол. Промежутки между длинными сваями выше уровня пола затягиваются крупными матами или панелями из бамбуковой дранки. Такие стены часто делаются без оконных проемов или с одностворчатыми окнами типа подъемной фрамуги. Двери чаще всего двустворчатые, но встречаются и опускные, сделанные в виде занавеси из циновок. Пространство между стеной и наружным краем пола представляет собой веранду, окружающую дом или идущую вдоль ее главного фасада. Четыре ряда свай позволяют сделать пол внутренней части дома выше, чем пол веранды, а также сооружать с помощью коротких горизонтальных балок дополнительные рабочие* площадки и веранды (для умывания, стирки и т. д.).

Крыша жилого дома — двухскатная, нависающая. Дополнительные скаты по боковым коротким фасадам здания, идущие не от коньковой балки, а от верхнего венца стены, часто служат навесом для рабочих площадок. В качестве материала для покрытия используется бамбук, рисовая солома и листья зонтичной пальмы. В последнем случае заготовляют пальмовую драницу. Для этого лист раздирается на полоски шириной около 5 см и длиной 60—80 см, которые перегибаются пополам и закрепляются на бамбуковой планке длиной около 80 см. Полученные таким образом заготовки настилают поверх бамбукового переплета крыши наподобие дранки снизу вверх, прикрывая одну- заготовку другой на половину ее ширины.

Существует два, а изредка и три входа в дом. Одним из них пользуются все, другим — только члены семьи и постоянные обитатели дома. Третий, «вход духов», естественно, почти не используется, лишь в редких случаях через него передается обрядовая утварь. У горных таи через этот вход выносят тело покойника. Общий вход чаще всего устраивают со стороны главного фасада, остальные — по торцовым сторонам.

Внутри жилой дом разгорожен так, что общее помещение отделено от места, где проводит большую часть времени семья. Иногда внутренней перегородки нет, но условное деление дома четко осознается как членами семьи, так и посетителями. Особо выделены места ночлега родителей (основных хозяев дома и престарелых родителей мужа), взрослых девушек (если их в семье несколько, делают отдельный вход в эту часть дома), будущих зятьев и гостей. Отдельно, в дальнем углу против главного входа, расположено изолированное помещение для алтаря предков.

Постельными принадлежностями служат подушки-валики, а также одеяла и циновки, которые на день свертывают и укладывают вдоль стен. Циновки составляют основную меблировку крестьянского дома. В домах зажиточных крестьян ими устлана большая часть пола. На циновках спят, сидят перед костром очага, ими накрывают корзины и т. д. Вокруг очага сидят также на деревянных скамеечках или табуретках, сплетенных из бамбука и ротановой лианы. Родители нередко спят на нарах, изготовленных из того же материала.

Как правило, в доме имеется два очага: один — для основных членов семьи, другой — общий, «гостевой». Очаг представляет собой квадратную деревянную или бамбуковую раму, заполненную плотной глино-земляной массой толщиной в 30—40 см. Эта масса, спекаясь, образует прочное основание очага. Рама врезается в пол и закрепляется в нем или просто накладывается на перекресты пола в нужном месте. На очаге разводят костер. Над его центром иногда есть крюк для котла, подвешиваемого на треноге или рогульке. Вместо них на очаге можно встретить и традиционные три камня* которые издревле применяются в качестве подставки для сосудов. Над очагом постоянно висит корзина редкого плетения, похожая на клетку или редкий щит. Здесь сушат столовую утварь, иногда и одежду, вялят мясо.

Утварь подвешивают или раскладывают вдоль стен. Различные сосуды из полых стволов бамбука прислоняют к стене или вешают на клинья, врезанные в сваи. Запасы продовольствия хранят в больших керамических сосудах и плетеных корзинах, размещаемых в домашней кладовой. Но основным зернохранилищем часто служат наиболее архаичные по форме округлые свайные амбары с конической крышей. Крупную утварь и орудия труда иногда убирают под навес, но чаще их хранят под домом. Здесь же размещают на ночь скот. В сухое время года под домом оборудуют ткацкий станок. Рабочее место для лаоского горизонтального ткацкого станка требуется продолговатое, но не обязательно высокое. Интересно, что мотовило, как правило, устанавливают на одйой из рабочих площадок-веранд, но не под домом.

Под домом и возле него стоят выдолбленные колоды, используемые крестьянками для ручного обрушивания риса, а также толчеи — ножные крупорушки. Это своеобразные будильники для гостей и мужского населения деревни. В лаоской деревне зарю встречают дробный стук пестов в колодах и уханье ножных крупорушек.

Одежда

Одежда лао, как и других основных групп населения страны, — распашного типа, причем детали ее восходят к несшитым формам. Лаоский национальный костюм очень изменился за последние десятилетия.

Современная мужская национальная одежда состоит из набедренной повязки, штанов и куртки. В рабочую пору иногда довольствуются одной набедренной повязкой. Штаны делают прямокроенные с вставкой ромбовидного клина. Куртка — прямозастежная, с маленьким стоячим воротничком и доходящими до запястий рукавами. В костюм входят два одинаковых шарфа: одним повязывают штаны, другой служит головной повязкой. Головной шарф навивают ряд за рядом толстым слоем, оставляя, однако, открытым темя. Во время полевых работ и в дороге мужчины носят коническую шляпу из пальмового листа. Обувь надевают редко, причем предпочитают сандалии на мягкой прошивной подошве.

Женский национальный костюм в прошлом состоял из короткой, едва прикрывавшей сзади лопатки, а спереди лишь поддерживавшей грудь пря- мозастежной кофты с маленьким стоячим воротничком и несшитой юбки, доходящей до икр или до лодыжек. Обязательной частью костюма был поясной шарф, поддерживавший юбку. Полоса тела от груди до поясницы оставалась обнаженной. Головным убором служил широкий полотняный прямоугольник, богато украшенный по краям пестрой или одноцветной вышивкой. Его оборачивали вокруг головы так, что темя и узел волос оставались открытыми. Женские сандалии издавна делали на деревянной подошве с тонким загнутым широким носом и фигурным вырезом в средней части.

Теперь старинная юбка почти полностью вытеснена сшитой расклешенной или прямой. Юбка держится на твердом пояске, в двязи с чем отпала необходимость в поясном шарфе. Кофта делается все длиннее: ее полы часто заправляются под пояс юбки. Стала более разнообразной обувь. Лаоские женщины носят теперь соломенные сандалии и легкие туфли, а в городах и европейскую обувь. Но в деревнях женщины по-прежнему часто ходят босиком.

Женский костюм обычно украшен вышивкой. Она состоит в основном из геометрических элементов, которые, однако, до наших дней воспринимаются как стилизованные антропоморфные и зооморфные изображения, а ино- \ .гда и как целые композиции на культовые темы. Красочность вышивки усиливается яркоД расцветкой фона, т. е. самих тканей, особенно шелковых, которые чаще всего бывают розовых, оранжевых, фиолетовых, бледно-зеле- ных и темно-коричневых тонов. Из шелковых тканей лао шьют главным образом праздничную одежду.

Женщины носят различные украшения из драгоценных металлов и камней, слоновой кости и т. д. Иногда украшения органически дополняют костюм. Таковы, например, застежки на праздничных кофточках, состоящие из вертикального ряда фигурных серебряных пряжек. В большом* ходу у женщин, а также у детей ножные и шейные браслеты. К последним часто прикрепляют подвески в виде колокольчиков или плоских, иногда ажурных коробочек. Ручные браслеты в равной мере любят носить и мужчины, ру мужские браслеты сделаны чаще из кости или камня. Широко распространены серьги-подвески; или толстые ушные втулки с широкими дисками-шляпками. Ношение колец связано с социальным рангом и менее распространено. Женские прически очень сложны и различаются по районам.

Детский костюм очень прост. Нередко дети дошкольного возраста ходят обнаженными. Одежда их ограничивается набедренной повязкой или какой- либо одной частью костюма — курточкой, коротенькими штанишками или юбочкой. Как правило, дети не носят обуви. Большое внимание матери уделяют детским прическам, даже в тех случаях, когда все «одеяние» ребенка составляет шейный браслет. В холодное время дети используют в качестве плаща любую ткань достаточной ширины или кутаются в*одежды взрослых.

Взрослые во время похолодания надевают плащи из шерстяной ткани. Прежде такие плащи приобретали у горных народов, а теперь чаще изготовляют из импортных тканей. В период дождей, кроме плетеных и крытых лаком шляп, а также различных зонтов, широко используются плащи- накидки из пальмового корья или рисовой соломы.

Хотя городское население в Лаосе невелико, влияние городской культуры все более сказывается в сельском быту. Особенно это заметно на одежде мужчин. За последние десятилетия, насыщенные вооруженной борьбой, городской мужской костюм всех районов страны приобрел полувоенный характер. Для него стали обычны гимнастерка, шорты или бриджи, военного типа шляпа, а также открытые сандалии на подошве из автомобильной покрышки. Однако редко можно встретить полный военный костюм. Обычно гимнастерка, донашиваемая горожанином, сочетается со штанами местного типа и соломенной шляпой. И наоборот, цветная рубашка-гавайка дополняется шортами из ткани цвета хаки. Крупные чиновники и богачи в торжественных случаях нередко надевают европейскую парадную одежду (смокинги, фрачные пары и т. д.). Среди городского населения все более распростианя- ются трикотажные изделия, особенно детский трикотаж.

Пища

Пища лао почти не отличается от^ищи других земледельческих народов Индокитая.

Для лао еще больше, чем для вьетнамцев характерна безмолочная диета.

Как правило, лао не едят хлебных изделий (лишь в городах лао, пользующиеся китайскими харчевнями и ресторанами, едят паровые хлебцы). Рис в различных видах с избытком возмещает отсутствие хлеба. В горных районах и лао и другие народы страны используют кукурузу, просо и другие злаковые.

Рис едят как гарнир к другим блюдам и в сочетании с рыбой, мясом, овощами или фруктами. Но чаще он употребляется как основное блюдо, приправленное острыми специями и растительным маслом. Рис варят на пару без соли. Праздничная и обрядовая пища всегда включает катышки из риса. Особо лакомым блюдом считается «палочный» рис — томленый (иногда с добавкой орехов арахиса) в молодых стволах бамбука на костре. Все национальные кушанья делаются из риса местных клейких сортов.

Мясо едят редко. В обрядовой пище обязательна прежде всего курятина, а в очень редких случаях, при наиболее важных обрядах,— говядина и свинина. Лао предгорий используют в пищу мясо многих диких животных и птиц. Черепах едят все лао, за исключением тех, кто считает ее своим предком.

Значительно шире в пищу идет рыба: в виде приправы падэк (квашеная, типа карри), вареная, молотая. Ее едят вместе с рисом. Много едят овощей. В северной части страны любят квашеную капусту. Приправами служат соки и настойки из разных листьев.

Пьют преимущественно свежую чистую воду. Сравнительно распространен чай, фруктовые соки и настойки, а также спиртные слабоалкогольные напитки.