Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Лаоса. Исторический очерк
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Народы Лаоса. Исторический очерк

На северо-западе Восточного Индокитая расположено государство Лаос. Древние местные наименования страны — Патет Лао (Свободный Лао) или Муонлао (Страна Лао). Общая площадь страны — 236,8 тыс. кв. км. Территория ее вытянута вдоль реки Меконг с севера на юг. Лаос довольно резко делится на две части — западную, равнинную, и восточную, гористую. Как бы продолжая западную часть, юг страны представляет собой плоскогорье, и, наоборот, как бы начиная восточную ее часть, север страны занимают высокие горы.

В 1965 г. в Лаосе проживало 2 млн. человек. Расселены они очень неравномерно: большая их часть сосредоточена в долине реки Меконг, особенно в среднем ее течении, тогда как более половины территории страны имеет плотность населения менее 1 человека на 1 кв. км. Средняя плотность — приблизительно 8 человек. Лаос — страна аграрная. Более 90% населения составляют жители сельских местностей.

В стране можно выделить три основные вертикальные географические зоны: зона низменных речных долин, зона горных лесистых склонов (700— 1000 м над уровнем моря) и высокогорная зона (1000—1500 м и выше). Каждой из них соответствует относительно единый хозяйственно-культурный тип и определенная этническая группировка. Так, в первой зоне основное население — лао, во второй — мон-кхмерские народы, в третьей — мяо и яо. Население каждой из зон связано древними культурными традициями и находится примерно на одном уровне социального и экономического развития. Многие старые, но еще бытующие этнонимы народов страны имеют унизительный смысл. Эти термины применялись колонизаторами, которые старательно подчеркивали национальные различия и раздували межнациональную вражду. Поэтому теперь население Лаоса предпочитает называть себя «лао» (т. е. гражданами Лаоса), а вместо этнонимов употребляет нейтральные зональные наименования: лао лум (дословно лаосцы-земледельцы) для жителей первой, лао тень (лаосцы-горцы) — для жителей второй и лао сун (лаосцы— обитатели вершин) —для третьей зоны.

Лаос — страна многонациональная. На ее территории живет более трех десятков народов. Но языки их относятся главным образом к двум большим языковым семьям: китайско-тибетской (тайская, тибето-бирманская, вьет- мыонгская, мяо-яоская и китайская ветви) и мон-кхмерской (монская и кхмерская ветви).

На языках тайской ветви говорят лао, горные таи (лю, тхо, футхай, юан и др.)» на языках тибето-бирманской ветви — хо, уни (эни), хкахку и другие народы, живущие в горных районах крайнего севера страны, на языках вьетнамской ветви — собственно вьетнамцы (вьеты), а также мыонги. На языках китайской ветви говорят китайцы (выходцы из южнокитайских провинций Гуанси, Гуандун, Фуцзянь и Юньнань), а также хуэй, численность которых в Лаосе незначительна. Языки мяо и яо большинство исследователей включает в качестве особой ветви в состав китайско-тибетской языковой семьи. Но связи языков группы мяо—яо с мон-кхмерскими языкаг ми заставляют некоторых исследователей относить их к этой семье.

На языках монской ветви мон-кхмерской семьи говорят горные моны — футень, ламет, кхму и др. На языках кхмерской ветви — камбоджийцы, или собственно кхмеры, и горные кхмеры: боловен, со, суи (включая алак), лове (брао) и др. Кроме того, в Лаосе относительно постоянно проживают малайцы, а также чамы, бенгальцы и тамилы (из Индии и с Цейлона). Временное население составляют европейцы, американцы и японцы.

Этнолингвистическая карта Лаоса свидетельствует о том, что при всей этнической пестроте населения страны его основная масса' однородна по языку. Дело в том, что собственно лао составляют более половины, а все народы тайской группы — более двух третей населения Лаоса.

В современном населении Лаоса наиболее древний слой составляют народы мон-кхмерской группы. Продвижение в пределы Индокитая предков лао и части горных таи занимает очень длительный период — с III—I вв. до н. э. по середину I тыс. н. э. Эти миграции направлялись различными путями, захватывая весь крайний север полуострова Индокитай, в том числе по долинам рек Меконг и Хонгха, ведущим непосредственно в нынешний Лаос и Северный Вьетнам.

Группы лао продвигались на юго-восток от Меконга и северо-запад от Хонгха, вступая то в дружественные контакты, то в ожесточенные столкновения с лава и другими горными монами и кхмерами. В свою очередь лао и горные мон-кхмерские племена подвергались систематическим нападениям державы равнинных монов и кхмеров, сложившейся в южной части Индокитая к середине I тыс. до н. э. Эти нападения совершались главным образом для захвата рабов. В середине I тыс. племенной союз, а затем и мелкие царства лао образовались в северной части долины Меконга.

В этот период область расселения лао и других тайских народов в Индокитае простиралась от современной территории Вьетнама до западной части Юньнани. На этой территории продолжали обитать лава и некоторые другие мон-кхмерские племена.

Процесс формирования классового общества и сложения народности лао завершился в конце XIII — начале XIV в. Вместе с тем вплоть до недавнего времени у лао сохранялись пережитки деления на три основные родо-племенные группы: пунгкао (восточные лао), пунгдам (северные лао) и кланг (северо-восточные лао). Пунгкао создали самостоятельное государство Лансан, положившее начало современному Лаосу. Остальные две группы лао вошли в состав населения державы кхонтаи, возникшей в XIV в. на территории современного Таиланда.

В конце XIII в. на севере Лаоса существовали раннефеодальные царства лао Муонсин, Муонсай, Муонхун, Муонна и др. В среднем течении Меконга располагалось не.сколько более крупных государств: Муонсуа, Муонкам- кеут, Бассак и др. Большинство этих царств находилось в зависимости от кхмерской державы. Использовав ее ослабление и в то же время опираясь на ее авторитет, правитель Муонсуа по имени Па Нум (Фа Нонг) в середине XIV в. сумел объединить лаоские царства в единое независимое государство, названное Лансан (буквально «Страна бодрствующих на рассвете», т. е. бдительно охраняющих свою независимость от постоянных посягательств соседей). Столицей нового государства вскоре стал поселок (позднее город) Луангпрабанг.

Лансан был государством феодального типа. Лао было известно рабовладение как уклад, но они миновали рабовладельческую формацию.

Лансан отличался от других восточных государств этого типа меньшей степенью централизации. Входившие в него княжества сохраняли значительную долю самостоятельности. Официально вся земля в стране принадлежала государству, но поскольку государственная власть номинально сосредоточивалась в руках короля, он считался и владыкой всей земли и владельцем крупного феода (королевского домена). Король жаловал феодалов землей «за службу» и подтверждал при восшествии на престол наследственные пожалования, дарованные феодалам его предшественниками. Крупными землевладельцами были буддийские монастыри и многочисленные храмы.

Общины свободных крестьян также получали земли у государства. За это каждая семья работала на королевских землях две недели в году без оплаты. Кроме того, свободные крестьяне вносили государству налог с урожая и уплачивали разовые поборы, например на экстренные военные нужды. Во время войны они участвовали в пешем ополчении. Каждая община несла гужевую повинность, т. е. представляла транспортные средства и носильщиков для армии и для чиновников королевской администрации.

В Лаосе формально не было крепостничества, но крестьяне, жившие в полунезависимых княжествах и в ленных владениях феодалов, не могли переселяться в другую местность; вместе с землями жаловалось и право «кормления» за счет местного населения. Эти крестьяне несли в пользу государства только транспортную повинность, но феодалы эксплуатировали их значительно больше, чем государство свободных крестьян. Так, неоплачиваемые работы на полях феодала продолжались нередко три месяца в году, а иногда растягивались и на восемь. Кроме того, каждая крестьянская семья должна была помогать семье феодала, когда в его доме происходили х свадебные торжества, похороны и т. д. Крестьян разоряли феодальные междоусобицы. Нередко феодал собирал налоги за много лет вперед, но . при его военных неудачах крестьяне попадали в зависимость к другому феодалу, который мог не признавать этих «авансов».

Объединение страны не было прочным. Потомкам Па Нума не раз приходилось опираться на одну из группировок феодалов, чтобы усмирить и покарать другую. В начале XVIII в. в результате бесконечных междоусобиц Лаос распался не несколько владений. Север страны с центром в Луангпра- банге признал сюзеренитет Сиама (Таиланда); средняя часть Лаоса со столицей во Вьентьяне стала вассалом Дайвьета; князья крайнего юга страны установили тесные связи со страной кхмеров, но княжество Бассак (Чам- пассак) политически было подчинено Сиаму. Некоторые княжества, однако, сумели сохранить почти полную независимость.

Раздробленностью страны и зависимостью ее отдельных частей от соседних государств воспользовались европейские державы, развернувшие во второй половине XIX в. борьбу за господство в Лаосе. Англия поддерживала в собственных интересах действия зависимого от нее Сиама, а Франция выступала как наследница «прав» Вьетнама (Аннама) и Камбоджи, уже включенных в состав французской колониальной империи. Попытки Англии помешать Франции захватить Лаос потерпели неудачу, и в 1893 г. он был объявлен французским протекторатом.

Ко времени захвата Лаоса французскими колонизаторами социальные отношения в стране отличались большой пестротой. Даже у лао феодальные отношения сочетались с пережитками родо-племенной организации и рабовладения. В обществе мяо, равно как и яо, преобладали раннефеодальные отношения. Колонизаторы, насаждая капиталистическое хозяйство, в то же время способствовали консервации феодальных и общиннородовых отношений, особенно в районах расселения национальных меньшинств.

Новые хозяева сохранили прежнюю систему управления Лаосом. Формально главой протектората был король, резиденцией которого оставался Луангпрабанг. Его вассалами считались феодальные властители севера и востока страны. Но во Вьентьяне разместилась канцелярия французского верховного комиссара, а «советники-наблюдатели», т. е. резиденты французской администрации, сделались фактическими правителями и в вассальных княжествах и в основных областях Лаоса.

Французские власти проводили по отношению к Лаосу политику «закрытых территорий», препятствуя проникновению капиталовложений в его промышленность не только из других государств, но и из Франции. Такая политика (помимо стратегических соображений) объяснялась тем, что, обращая основное внимание на экономическую эксплуатацию Вьетнама и западной части Камбоджи, французские правящие круги видели в Лаосе резерв на будущее. Все французские капиталовложения контролировались Индокитайским банком, поощрявшим развитие лишь некоторых отраслей добывающей промышленности. Но даже эти отрасли развивались крайне медленно из-за отсутствия коммуникаций. Железных дорог в Лаосе нет по сей день; шоссе же, построенные в период французского господства, имели главным образом военно-стратегическое значение. Тем большую роль играла единственная крупная водная артерия страны — река Меконг, по которой перевозились различные грузы и сплавлялись лесоматериалы.

Социальной опорой колонизаторов стал феодально-бюрократический слой лаосского общества, состоявший из чиновников местного управления. Составляя часть класса феодалов и сохраняя важные позиции в землевладении, он выделил из своей среды также крупнейших представителёй местного ростовщического и компрадорского капитала. Именно из этого слоя в начале XX в., когда колонизаторы стали заменять натуральные налоги денежными, вышли ростовщики, безжалостно разорявшие крестьянство и сосредоточивавшие в своих руках заложенные крестьянами и не выкупленные в срок земли. Из феодально-бюрократического слоя вышли также совладельцы и акционеры немногочисленных местных торгово-промышленных компаний, ведущее положение в которых занимали французские дельцы. После первой мировой войны в Лаосе сложились связанные с местной бюрократией группировки компрадорской буржуазии. Их торгово-посреднические операции приобрели особый размах в конце второй мировой воййы. При этом ввозились такие товары, которые в большинстве своем не отвечали действительным нуждам страны, что еще более тормозило развитие отчественной промышленности.

В районах Лаоса, населенных национальными меньшинствами, французские власти сохранили институт наследственных вождей, возложив на них личную ответственность за выполнение поставок и повинностей и сбор налогов. Примечательно, что с жителей высокогорной полосы взимались значительно более высокие налоги, чем с лао — жителей долин: колонизаторы воспользовались разобщенностью и изолированностью горных народов, что облегчало их эксплуатацию.

Зона расселения лао была разделена на провинции, а последние — на округа, во главе которых стояли тассеныжли цюоны. Тассенам подчинялись фиа (главы уездов), кхунь си и кхунъ пет — главы соответственно четырех и восьми поселков. Все должностные лица ниже тассена избирались местным населением, но французские резиденты присвоили себе право утверждать их в должности. Собирая налоги в пользу колониальных властей, тассены и другие представители местной администрации получали в виде вознаграждения часть собранных сумм или право на неоплачиваемый труд крестьян (своеобразные отработки). Эта форма «кормления» чиновников местного управления была особенно обременительной для крестьян. В последний период хозяйничанья французских колонизаторов, когда резко возросли государственные повинности (переноска правительственных грузов, ремонт дорог и т. д.), надолго отрывавшие крестьян от земледельческих работ, принудительный труд на полях тассена нередко приводил крестьянские семьи к разорению.

Народы Лаоса не мирились с господством французских колонизаторов и их местных пособников. Через восемь лет после покорения Лаоса, в 1901 г., подняли восстание жители долин в провинциях Саваннакет и Бассак. Во главе восставших стоял найкон (глава крупного округа) Покодоуот. Это восстание, привлекшее под свои знамена множество обнищавших крестьян, продолжалось более двух лет. В 1910 г. вспыхнуло восстание горцев. Его начало племя лавель (брао) под руководством Онг Кео. Постепенно к восстанию примкнули многие племена горных монов. Колонизаторам не удалось разгромить восставших, несмотря на применение артиллерии, поджоги полей и другие карательные меры. Тогда французские власти предложили повстанцам начать мирные переговоры. Во время этих переговоров Онг Кео был предательски убит французским парламентером. Восстание разгорелось с новой силой. Командование повстанцами принял вождь другого племени, Комадом, который сумел объединить всех обитателей зоны горных лесов и предгорий не только южного плато, но и провинций Аттапо и Сара- ван. Лишь в 1937 г. французам удалось подавить основные очаги восстания. Комадом умер в 1940 г. Но партизанская борьба против колонизаторов продолжалась под руководством его сына Кхампаня. Против колониального гнета активно боролось и население высокогорной зоны. Так, в 1918—1922 гг. в провинции Самнеа произошло восстание горных народов против сборщиков налога, взимавшегося опиумом и маком.

Освободительная борьба народов Лаоса поднялась на более высокую ступень после создания в 1931 г. единой коммунистической партии, а затем и единых профсоюзов стран Восточного Индокитая. Рабочий класс Лаоса был тогда еще малочисленным. Но его политическое влияние, прежде всего в области национальных взаимоотношений, начало сказываться уже в то время.

Лаос раньше других стран Индокитая ощутил горячее дыхание второй мировой войны: при поддержке императорской Японии националистические круги Таиланда в 1940 г. начали конфликт с Францией, добиваясь возвращения спорных территорий по правому берегу Меконга. Уступки французской колониальной администрации были восприняты японскими захватчиками как свидетельство ее слабости вследствие отсутствия поддержки со стороны метрополии. В декабре 1941 г. французская администрация без сопротивления уступила верховную власть в Лаосе японской военщине, оккупировавшей страну: Лаосом продолжали управлять французские чиновники, формально действовавшие от имени правительства Виши, но в действительности они выполняли приказы японского командования. Почти за полгода до конца войны, 9 марта 1945 г., японские захватчики арестовали много французов и взяли всю полноту власти в свои руки. Если до этого японцы заигрывали с верхушечными слоями местного населения, то теперь они перешли к массовым репрессиям и открытому ограблению страны.

Единственной силой, последовательно руководившей народным сопротивлением японским захватчикам, была коммунистическая партия и профсоюзы Восточного Индокитая. По инициативе компартии уже в 1941 г. были созданы первые отряды партизан, из которых выросла затем антияпон- ская армия Сопротивления; отдельные группы ее вели борьбу и в Лаосе. Здесь патриотически настроенные деятели, в том числе принц Суфанувонг, создали подпольную организацию «Патет Лао» («Свободные лао»). В августе 1945 г. отдельные очаги антияпонской паритизанской войны слились в общелаосское вооруженное восстание. Воодушевленные успехами братских народов Вьетнама, где 2 сентября 1945 г. была создана Демократическая Республика Вьетнам, народы Лаоса сбросили иго и японских и французских угнетателей. 12 октября 1945 г. Народный фронт провозгласил независимость Лаоса. Король Сисаванвонг отрекся от престола в пользу временного правительства, возглавляемого тремя принцами — Петсаратом, Суванна Фумой и Суфанувонгом. Это правительство декретировало равноправие всех народов Лаоса, провозгласило демократические свободы и начало подготовку программы восстановления и развития хозяйства страны.

Но французские колонизаторы решили силой оружия восстановить свое господство в Лаосе. В начале 1946 г. туда вторглись французские войска. Лаосские отряды в марте 1946 г. потерпели поражение и вынуждены были отступить в пределы Таиланда, куда выехало и временное правительство. Французы восстановили власть короля и даже объявили его «единственным правителем всей страны», лишив прерогатив власти владетелей Бассака и других княжеств. Но фактически страной стали опять управлять французские «советники». Население платило тяжелые натуральные и денежные налоги и выполняло многочисленные повинности.

Движение Сопротивления росло и крепло. В августе 1950 г. в джунглях собрался конгресс борцов за освобождение, на котором был создан Единый национальный фронт Лаоса (Нео Лао Итсала). Президентом его избрали Суфанувонга; в состав руководства фронтом вошли представители национальных меньшинств Фейдан и Ситхон. Программа Единого фронта предусматривала борьбу за освобождение страны от колонизаторов, наказание их местных пособников, создание народного представительного правительства, ликвидацию остатков феодализма в стране, нейтральную внешнюю политику, упрочение дружбы и единства с народами Вьетнама и Камбоджи.

В сражениях с вооруженными силами «Патет Лао» французские войска все чаще терпели поражения. Огромную роль сыграли победы патриотов Вьетнама, приблизившие крах власти французских колонизаторов во всем Восточном Индокитае. Французские правящие круги пошли на некоторые уступки. Они объявили Лаос «независимой» конституционной монархией в рамках Французского союза. Однако лишь с помощью американской военщины французским колонизаторам удалось еще некоторое время продержаться в стране.

Освободительная борьба народов Лаоса пользовалась симпатиями и поддержкой прогрессивных сил всего мира. В результате настойчивых усилий Советского Союза и других стран социалистического содружества, а также нейтралистских государств независимость Лаоса, его суверенитет и территориальная целостность получили международное признание на Женевском совещании 1954 г. Франции пришлось эвакуировать свои войска из Лаоса.

Уход французских колонизаторов, однако, не означал еще установления мира в Лаосе, так как их место попытались занять американские империалисты, опиравшиеся на реакционные круги местных феодалов и компрадорскую буржуазию. Они решили уничтожить боевые силы «Патет Лао», сосредоточенные в соответствии с Женевскими соглашениями в провинциях Самнеа и Фонгсали. Но наступление войск реакционеров на эти районы провалилось.

Новое королевское правительство начало переговоры с Нео Лао Хак- сат (Патриотическим фронтом Лаоса) — политической организацией «Патет Лао», созданной в январе 1956 г. на основе Единого национального фронта. Несмотря на вмешательство США, Англии и Франции, стремившихся сорвать соглашение, оно все же было достигнуто и ратифицировано Национальным собранием. В ноябре 1957 г. создается коалиционное правительство национального единства во главе с Суванна Фумой, в которое вошли два представителя «Патет Лао», в том числе Суфанувонг. Под контроль этого правительства были переданы провинции Самнеа и Фонгсали. Состоявшиеся в мае 1958 г. дополнительные выборы в Национальное собрание показали огромную популярность Нео Лао Хаксат.

Сформирование коалиционного правительства открывало реальный путь к урегулированию всех нерешенных политических проблем Лаоса. Но как раз этого больше всего боялись американские империалисты. Добиваясь свержения коалиционного правительства Суванна Фумы, они попытались утвердить у власти в Лаосе своих ставленников, вроде генерала Фуми Носава- на и принца Бун Ума (главы сепаратистов юга страны, потомка феодальных правителей княжества Бассак), которые снова развязали братоубийственную войну. Войска лаосских реакционеров были вооружены американским оружием и обучены американскими инструкторами. В сражениях на их стороне принимали участие таиландские, филиппинские и южновьетнамские солдаты и офицеры, а также отряды чанкайшистов. Но патриотические силы во главе с Нео Лао Хаксат выстояли в этой борьбе.

Героическая борьба вооруженных сил «Патет Лао», усилия нейтралистских элементов в правящих кругах Лаоса, поддержанные СССР и другими миролюбивыми государствами, принесли плоды. В соответствии с рекомендациями нового Женевского совещания руководители трех основных лаосских политических группировок — принцы Суфанувонг, Суванна Фума и Бун Ум — в июне 1962 г. договорились о прекращении военных действий и создании коалиционного правительства. 14 государств, участвовавших в Женевском совещании, в июле того же года подписали Декларацию о нейтралитете Лаоса. Тем самым его статут как нейтрального государства получил международное признание.

Новое правительство приступило к разработке планов развития экономики страны, решив в первую очередь обратить внимание на подъем сельского хозяйства и строительство дорог. Но уже через несколько месяцев лаосские реакционеры, подстрекаемые извне, организовав ряд политических убийств, снова вызвали вооруженнные столкновения.

Расширение агрессии США во Вьетнаме сопровождается дальнейшим усилением вмешательства американских империалистов во внутренние дела Лаоса. Американская авиация подвергает варварским бомбардировкам провинции Самнеа и Фонгсали, а также другие районы, находящиеся под контролем «Патет Лао». Правящие круги США пытаются втянуть Лаос в агрессивный блок СЕАТО и создать условия для прямой интервенции в эту страну.

В результате происков внутренней и внешней реакции в стане нейтралистов произошел раскол. Представители Нео Лао Хаксат были фактически устранены из правительства. Войска лаосских реакционеров возобновили в широких масштабах военные действия против «Патет Лао». В этих условиях* прогрессивные силы страны, не отказываясь от попыток восстановить мир и национальное согласие в Лаосе, сплачивают свои силы и дают решительный отиор реакции.