Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественные и семейные отношения, религия и культурная жизнь кхмеров
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Общественные и семейные отношения, религия и культурная жизнь кхмеров

Национальная буржуазия в Камбодже сравнительно с такими странами Азии, как Индия или Индонезия, очень слаба, численность промышленного пролетариата также весьма незначительна. В рядах национальной интеллигенции крупнейшие группы представлены правительственными служащими (около 20 тыс. человек) и учителями, как церковными, так и светскими. Около 30 тыс. человек служат в армии Камбоджи, 15 тыс. человек в полиции. Чиновничество, государственные служащие составляют существенную прослойку городского населения, смыкающуюся с национальной буржуазией. Пережитки феодального сословного деления прослеживаются в различиях между знатью, большей частью так или иначе имеющей родственные связи с королевской семьей, и рядовыми гражданами. Однако эта сословная грань довольно расплывчата уже потому, что титулы убывают от поколения к поколению так, что даже далекий отпрыск королевской семьи в конечном счете оказывается среди рядовых граждан. С другой стороны, принадлежность к «низшему» сословию мешает заключению браков, продвижению по службе и т. д. Различные военные и гражданские чины, титулы знати и ранги духовенства образуют четкую табель рангов, имеющую большое значение для этикета речи и поведения и определения общественного престижа. Среди правительственных служащих преобладают кхмеры, среди мелких и средних предпринимателей, торговцев, лиц свободных профессий много китайцев и вьетнамцев. В деревне китайцы немногочисленны; обычно они сочетают торговлю с ростовщичеством.

Большинство крестьян владеют землей и сами ее обрабатывают. На продажу идет лишь небольшая часть продукции крестьянского хозяйства. Однако имущественное расслоение зашло достаточно далеко. Хотя точные статистические данные отсутствуют, выборочно-оценочные данные показывают, что до 30% крестьян владеют участками менее 0,5 га или вообще не владеют даже участком, на котором стоит их хижина. Около половины крестьян — середняки, имеющие от 2 до 10 га, но есть и богачи, которым принадлежит по нескольку десятков гектаров земли. В деревне широко распространены арендные отношения, причем нередко бедняки сдают свои участки в аренду более богатым, а сами работают по найму, так как обработка крошечных участков в условиях экстенсивного земледелия нерентабельна. Богатые хозяева используют наемый труд постоянно живущих при них батраков, но чаще нанимают работников лишь в страдный сезон.

Общинные земли и общинная организация играют сравнительно небольшую роль в жизни деревни, будучи связаны в основном с ритуально-церемониальными функциями. Лесные и пастбищные угодья достаточно велики, чтобы при их использовании не возникало конфликтов. Отношения аренды и найма почти совсем вытеснили традиции общинной взаимопомощи, которая сейчас практикуется только между ближайшими родственниками — обычно семьями тестя и зятя.

Преобладающая форма семьи у кхмеров — малая семья. Женатые сыновья почти всегда ведут отдельное хозяйство. Ранее широко практиковавшаяся полигамия сменилась моногамией. Полигамия встречается лишь в богатых городских семействах, но проживание нескольких жен под одной крышей исключено. .

Система родства билатеральная, и индивид относится к своим родственникам по материнской линии точно так же, как к соответствующим родственникам со стороны отца. Наследуют и сыновья и дочери и от отца, и от матери. В крестьянских семьях обычно сыновья наследуют землю, а дочери — движимое имущество.

На свадьбах и на похоронах совершается поклонение духам предков как материнских, так и отцовских, но развитой культ предков как семейный институт отсутствует. Этим кхмеры резко отличаются от своих соседей- вьетнамцев. Отличия проявляются и в меньшем подчеркивании сыновнего почтения, и в том, что до начала XX в. у кхмеров не было фамилий — они были введены лишь правительственным декретом. Женщина в кхмерской семье пользуется большим авторитетом. Она ведет семейный бюджет.

Оставаться долго холостым или незамужней у кхмеров считается весьма предосудительным (разумеется, это не относится к монахам). Обычно мужчины вступают в брак в возрасте 20—25 лет, женщины — от 16 до 22. Добрачное целомудрие соблюдается довольно строго.

Родители принимают деятельное участие в организации браков своих детей, но не идут против желания самих молодых людей, которое имеет в конечном счете решающее значение. Молодые люди в Камбодже уже до вступления в брак хорошо знакомы и, как правило, женятся по любви.

Сватовство состоит из нескольких этапов. На первой стадии объяснение проводится отвлеченно и иносказательно. Затем, если обе стороны высказали свое благожелательное отношение к будущему браку, обмениваются подарками. Принятие девушкой в дар ящичка с арековыми орехами рассматривается как помолвка. После этого выбирается счастливый день для свадьбы.

Родители договариваются о постройке дома для новобрачных, о приданом, о припасах, которые каждая семья выделит на свадьбу.

Свадьбе предшествует довольно долгий (от месяца до года) испытательный срок жениховства, в течение которого жених участвует во всех сельскохозяйственных и домашних работах у тестя (пережиток отработок за жену). Впрочем, основное его занятие в это время — участие в сооружении своего дома, который чаще располагается поблизости от дома родителей невесты. Если тесть недоволен поведением жениха, помолвка может быть расторгнута. Во время свадьбы жених платит теще «цену молока»— традиционную оплату за заботы по воспитанию невесты.

Свадьба продолжается до трех дней. Для гостей у дома жениха строится специальный навес. С утра играют музыканты, и под звуки музыки обе семьи ведут там последние приготовления. Гости приходят на следующее утро, приносят подарки для новобрачных (в том числе и деньги). Свадебный пир начинается во второй половине дня. При этом мужчины сидят отдельно за столом на стульях, женщины же — на циновках. Невеста не показывается гостям, а жених им прислуживает. Все это время играет музыка, гости поют, но немного. Вечером производится церемония обрезания пряди волос жениху, затем приходит священник и молится о благополучии новобрачных. После этого следуют танцы.

На третий день гости собираются в доме невесты. В этот день угощение уже не подается. Священник читает молитвы,. дает новобрачным испить святой воды из одной чашки, затем они едят банан из рук друг друга.

Рождение ребенка всегда встречается с радостью, но в то же время и с опасением, так как считается, что в этот период злые духи могут быть особенно вредоносны для семьи. Для отпугивания духов детям дают причудливые клички, а в случае болезни имя меняют.

В возрасте 12 лет мальчики и девочки проходят ритуал кор-сак, заключающийся в выстригании волос на макушке и имеющий значение инициации. Девушки, кроме того, при первых регулах изолируются от семьи и пребывают в заточении в специальной хижине от нескольких дней до нескольких месяцев. В это время их не должны видеть мужчины, даже родственники, едят они только растительную пищу. После этого девушка считается уже взрослой.

Воспитание детей у кхмеров очень мягкое, родители предпочитают воздействие личным примером выговору, а тем более телесным наказаниям, крайне редким. Девочек содержат в большей строгости, чем мальчиков. Зато последним в отрочестве предстоит испытать суровую дисциплину в послушничестве в буддийском монастыре, через которое сроком от нескольких месяцев до года проходит каждый верующий кхмер.

Разводы у кхмеров сравнительно редки, но совершаются без особых трудностей. При разводе жена забирает приданое и треть совместно нажитого имущества. Разведенные могут вступить в новый брак.

Вдовцы часто женятся на сестрах умерших жен. Вдовы, долго сохраняющие траур, пользуются глубоким уважением и большим влиянием. После трех лет траура вдова может вновь выйти замуж.

При смерти близких считается недостойным выражать открыто печаль: для буддиста смерть лишь переход из одного воплощения в другое. Как и при рождении, предпринимаются всякие предосторожности против злых духов.

Обычный вид захоронения — кремация. Быстрое сгорание трупа считается добрым предзнаменованием; чем дольше он горит, тем больше подозрений, что покойный чем-то обижен и может послать несчастье.

В день похорон в доме умершего устраивается угощение, приглашается священник, который читает молитвы. Труп лежит в гробу, обернутый в белые ленты. В рот умершего кладут монету, которую он должен заплатить за переправу через реку небытия в потусторонний мир.

Кремируют у храма, куда направляется процессия после панихиды. Урна с прахом помещается в пагоде или хранится дома до сооружения ступк. Сооружение ступ не связано ни с каким событием и производится тогда, когда у семьи или в соседской общине накопится много урн, нуждающихся в помещении.

Религия

Религия большинства кхмеров — хинаянический буддизм (Тхеравада;; Буддизм оказывает на народ большое влияние. В стране насчитывается более ста тысяч буддийских жрецов и монахов, больше половины из них — постоянные священнослужители, остальные — временные послушники В сельских районах Камбоджи буддийский священник одновременно является учителем, обучающим молодежь грамоте и счету, и врачом, обычно хорошо владеющим средствами народной медицины, а нередко и познаниями в научной терапии. Соответственно этому роль его еще более возрастает. Храмы служат прибежищем для разоренных, безработных. Здесь они всегда находят пропитание сбором подаяний, а когда представится возможность устроиться на работу или иначе поправить свои дела, с легкостью сбрасывают шафрановую тогу моеаха и возвращаются к гражданской жизни.

В кхуме (волости) имеется по нескольку храмов-монастырей. Каждый: из них обслуживает общественно-религиозные нужды нескольких пхумов (поселков), сообща участвовавших в его постройке.

Храм с его священной рощей, двором, лотосовым прудом — это не только религиозный центр, но и место отдыха, бесед. Сюда приходят слушать радио, во дворе собираются для праздничных церемоний, для танцев. Таким образом, храм и его окрестности являются средоточием общественной жизни нескольких соседних поселков.

Буддийская церковь в Камбодже представляв! собой четко организованную иерархическую систему. Ее влияние распространяется на все сферы

общественной жизни. Она подразделяется на две секты, которые, однако, не антагонистичны друг другу и соотносятся скорее как разные монашеские ордена. Массовая секта Маханикай содержит 2500 храмов из 2650. Секта Тхоммают, проникшая из Таиланда в 1864 г., насчитывает всего 1600 членов, но очень влиятельна, так как связана с королевской фамилией и знатью. Более пуристски относящаяся к догме буддизма, она влияет на секту Маханикай через имеющееся в последней ортодоксальное крыло — Тхоммакай. Храмы Тхоммают сосредоточены в Пномпене и столицах провинций.

Очень небольшое число кхмеров исповедует католицизм. Это потомки португальцев, осевших здесь в XVI в., полностью кхмеризованных и сохранивших лишь религию и фамилии.

Брахманизм, некогда господствовавший в Камбодже, сейчас сохранился только в стенах королевского дворца, где до сих пор группа брахманских жредов отправляет некоторые ритуалы. В народных верованиях брахманизм ж буддизм практически слились. Часто трудно различить Брахму и Будду. Вишну, Шива, Индраи Яма в Камбодже являются объектами буддийского культа. Небожители брахманского пантеона — теводы — ассоциируются в народном сознании с духами-хранителями добуддийских верований. Этим духам (неак та) сооружают алтари у дорог, а иногда даже в углу буддийского храма. Среди них можно различить духов природы (лесов, гор, полей), духов-предков и духов, восходящих к брахманским божествам и мифическим героям. Посредники между простыми смертными и духами — колдуны кру. Они определяют счастливые и несчастливые дни и часы, гадают о будущем, занимаются врачеванием, приносят в жертву духам петухов и быков, что впрочем, не мешает им быть ревностными буддистами. Распространен обычай носить маленькие статуэтки Будды в качестве талисмана (катха). Чтобы освятить изготовленную статуэтку, обращаются к кру. Многие колдовские ритуалы, исполняемые кру, несут на себе явные следы буддийского ритуала.

Камбоджийский календарь насчитывает много праздников, как традиционных, так и современных. Распределены они неравномерно: апрель и май очень насыщены праздничными датами, а с декабря по февраль их практически нет. Из новых праздников следует отметить День конституции (5 мая) и День независимости (9 ноября). Главные буддийские праздники — рождение Будды (в феврале) и переход Будды в нирвану (в мае). День поминовения усопших отмечают в конце августа — начале сентября. Около 10—12 мая в королевском дворце проводится закладка священной борозды, празднично отмечаемая по всей стране, так как она означает начало полевых, работ. В конце октября — начале ноября отмечается связанный с концом дождливого сезона поворот течения Тонлесапа. В этот день король с празднично украшенной барки «повелевает» водам изменить свое течение. Это событие отмечается лодочными гонками.

Из спортивных развлечений в Камбодже популярен бокс. Он известен здесь давно, еще задолго до появления европейцев, но в последнее время его правила приближены к международным, и отличается он лишь некоторыми особенностями в церемониале, предшествующем состязанию. Широко распространен баскетбол. Из народных игр наиболее популярны перетягивание на веревке, бросание шариков в цель, бросание друг в друга шарфом, смотанным в узел, от которого нужно увернуться. В эту игру играет обычно команда юношей против команды девушек, и броски сопровождаются пением задорных любовных песен. Шахматы в Камбодже распространены индийские, в отличие от соседнего Вьетнама, где играют в китайские шахматы.

Очень любят играть в мяч, сплетенный из ротана. По праздникам повсюду запускают воздушных змеев.

Культурная жизнь

В современной Камбодже проблемам образования уделяется особое внимание, так как недостаток подготовленных национальных кадров стал одним из основных препятствий на пути экономического развития страны.

Народное образование находится под контролем соответствующего министерства. Грамотность в Камбодже официально достигает 60%, однако эта цифра не означает активной грамотности, ибо многие крестьяне, не имея никакой практики чтения, вскоре забывают пройденное в школе. Начальное образование может быть или трехгодичным (элементарным) или шестилетним (полным начальным). Примерно 75% школьников проходят лишь элементарный курси только 25% получают полное начальное образование. Наряду с государственными светскими школами огромное значение имеют храмовые школы, программа которых в последние годы приближена к светской путем обучения монахов на специальных учительских курсах. Всего в стране действует около 1500 государственных и примерно столько же храмовых школ.

Средние школы есть лишь в крупных городах. Они также имеют две ступени по три года каждая. Имеется несколько средних специальных учебных заведений — учительский институт, медицинская школа, школы при- кладных искусств, школа сельского и лесного хозяйства. В 1965 г. принято решение о создании девяти университетов, которые должны объединить все высшие учебные заведения страны. Создана также Академия наук. Кроме того, есть несколько сот богословских буддийских средних школ и высшие богословские заведения — Буддийский институт, Высшая школа языка пали, дающие широкое гуманитарное образование. С разрешения и под надзором Министерства просвещения функционируют также частные и иностранные школы. В большей части частных школ преподавание ведется на китайском и вьетнамском языках, а кхмерский язык изучается лишь как один из предметов .

Национальные кадры по отсутствующим в Камбодже специальностям готовятся путем посылки студентов в университеты других стран, в частности во Францию, СССР и КНР.

В Камбодже издается довольно много газет, но лишь ресса радио небольшая часть их — ежедневные. Преобладают газеты, выходящие раз или два в неделю и даже реже.

На кхмерскую аудиторию рассчитаны издания на кхмерском языке, а также некоторые французские. Часть изданий на французском языке, такие как «Реалитэ Камбоджьен», служат целям правительственной пропаганды среди иностранцев в Камбодже и за рубежом. Кроме того, публикуется периодика на китайском и вьетнамском языках, как политического, так и промышленно-экономического содержания. Действует государственное Агентство печати, которое подчиняется Министерству информации и выпускает ежедневный бюллетень. Министерство информации имеет свои агентства в провинциальных центрах, а также выпускает листовки и плакаты.

Радиовещание в Камбодже находится под государственным контролем и ведется в основном на кхмерском и французском, а также на китайском и вьетнамском языках. Радиоприемники довольно широко распространены. Кроме того, правительство принимает меры к снабжению ими буддийских храмов и городских информационных центров.

Художественная жизнь современной Камбоджи неразрывно связана с великим культурным наследием прошлого, которое служит источником вдохновения и снабжает арсеналом художественных приемов. Наиболее ощутима эта связь с традицией прошлого в архитектуре. Правда, в Камбодже в последнее время не создают крупные каменные архитектурные сооружения. Храмовые здания конца XIX— начала XX в. почти исключительно деревянные, однако в пропорциях и особенно в деталях прекрасной резьбы отчетливо прослеживается новая жизнь древних камбоджийских архитектурных традиций. К сожалению, климат и термиты все более приводят в негодность многие из этих строений, сооружающиеся же в последние годы культовые здания построены с широким использованием литых бетонных рельефов, в общем стандартных и не имеющих большой художественной ценности. Отчасти национальные традиции продолжаются и в светской архитектуре — в строительстве дворцов, музеев и мостов Пномпеня.

В народной живописи, преимущественно фресковой, и в скульптуре, в основном в резьбе но дереву, сохранились старинные мотивы и приемы.

В классической кхмерской литературе, так же как и в фольклоре, специфически кхмерские сюжеты переплетаются с мотивами индийской мифологии. Важное место в классической литературе занимает «Рам Кер»—кхмерский вариант Рамаяны. В народной поэзии наряду с дидактической басней широко представлена эмоциональная лирика, в частности любовная. Специфика самого языка допускает богатство формально-поэтических приемов, в частности рифмы.

В современной литературе — поэзии, романе и новелле — преобладающие исторические и мифологические сюжеты служат фоном для развития современных по социальной направленности идей и положений. Так, например, действие романа Рим Кина «Кла Хан» разворачивается в древнем Ангкоре, однако идея романа заключается в том, что вопреки положениям религии о предопределенности судьбы человека ходом его прошлых перерождений жизненного успеха можно добиться здесь, на земле, своими усилиями.

Многие прозаики разрабатывают современные темы. Их произведения тесно связаны с насущными общественными проблемами современной Камбоджи. Стремление к укреплению позиций национальной буржуазии выражается в том, что герои многих произведений отказываются от карьеры чиновника, весьма заманчивой для «выходящих в люди» молодых камбоджийцев, и направляют свои усилия в деловую сферу. Имеются и произведения, отражающие жизнь рабочего класса Камбоджи. О велорикше, ставшем лосле изгнания колонизаторов народным представителем, рассказывается в повести Сун Сорена «Солнце встает над древней землей», которая была переведена и издана в СССР на русском языке.

В Камбодже делаются попытки создания современной драматической школы, но профессионального театра не существует, есть лишь любительские кружки. Традиционная же кхмерская драма, построенная на эпическо- мифических классических сюжетах, представляет собой комбинацию пантомимы с пением и условным танцем. Популярен театр теней нанг сбек, который обычно дает представления на храмовых праздниках. Плоские кожаные куклы, как в яванском ваянг кулите, накладываются на прозрачный экран.

Мировую известность заслужил кхмерский классический балет, в репертуаре которого около 30 старинных пьес. Однако в Камбодже его зрителями и ценителями, помимо иностранцев, являются в основном придворные аристократические круги. Многочисленные бродячие труппы исполняют упрощенные версии этих пьес, перемежаемые злободневными интермедиями- фарсами.

Кхмерский классический балет развился в Ангкоре. После увода населения Ангкора в Сиам он вернулся в Камбоджу уже как заимствованный в Сиаме жанр, и даже хоровое сопровождение еще лет пятьдесят назад велось на тайском языке. Народные танцоры выступают не только в спектаклях, но и на свадьбах и т. д. В свадебном танце ленг-трот сохраняются пережитки охотничьего магического танца.

Наиболее популярен танец лаж-том. Его танцуют повсеместно на любом сельском празднике. Танцуют лам-том парами, однако не прикасаясь друг к другу; па и жесты его содержат элементы классического балета. Движения рук играют в этом танце гораздо более важную роль, чем движения ног.

Песни в Камбодже еще более популярны, чем танцы. Их поют взрослые за работой, дети при игре, влюбленные при встречах. Песни входят необходимым элементом во все праздники и церемонии. Текст песен редко бывает стабильным, он часто видоизменяется, еще чаще импровизируется. Однако мелодия бывает строго определенной. Всего в народе известно около 300 мелодий.

Игра на музыкальных инструментах тесно связана с песенным искусством. Почти все кхмеры умеют играть на каком-нибудь инструменте. Даже изготовление их не ограничено узким кругом профессионалов. Часто любители делают их для себя сами. В стране есть как профессиональные, так и множество любительских, в частности деревенских, оркестровых коллективов. Национальный оркестр обычно состоит из ксилофонов, металлофонов, комтома — набора гонгов на дугообразной подставке, в центре которой садится музыкант, одно- и двухструнных скрипок, флейт и барабанов.

Кхмерская музыка построена на пентатонике, с преобладанием двухтактного ритма, легко воспроизводимого хлопаньем в ладоши в случаях, когда под рукой нет инструмента. В оркестре ведущую роль играет большой ксилофон, за которым следуют остальные инструменты.