Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Китаеязычные народы Вьетнама
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Китаеязычные народы Вьетнама

В северных провинциях Вьетнама, в пределах автономного округа Вьетбак, среди других национальных меньшинств проживают народы, говорящие на южных диалектах китайского языка: хоа (178 тыс. человек), санзю или чай (32 500 человек), санти (15 800 человек), сафанг (2900 человек), куйтяу (1100 человек). Кроме того, во Вьетнаме живут китайцы”— потомки эмигрантов, которые переселялись сюда начиная с XIII в. В XVII в. беженцы из Китая образовали в пригороде Сайгона поселение Шолон, которое с течением времени разрослось до размеров города. Во Вьетнаме китайцы занимаются преимущественно овощеводством, ремеслом и торговлей и живут отдельными общинами в предместьях городов.

Наиболее многочисленный китаеязычный народ Вьетнама — хоа или хан. Местные жители иногда называют их нгай, но это название имеет презрительный оттенок и официально не употребляется. Вьетнамцы отличают от хоа хоакьеу, которые недавно пришли из Китая, но стали гражданами ДРВ.

Хоа близки по происхождению, языку и культуре к китайцам провинций Гуандун и Гуанси. Они начали мигрировать во Вьетнам еще в период династии южных Сун (XIII в.), но большинство их пришло после подавления тайнинского восстания во второй половине XIX в., опасаясь репрессий.

Хоа компактными группами проживают в провинции Хайнинь. Они занимаются сельским хозяйством и ремеслом, особенно ткачеством и производством бытовой керамики. Часть хоа живет в городах, портах и рабочих поселках, работая на предприятиях, шахтах или в рыболовецких кооперативах. Крестьяне хоа в земледелии применяют те же способы обработки полей и ирригации, что и вьеты.

Поселения, материальная и духовная культура хоа — южнокитайского типа.

Среди хоа распространена китайская иероглифическая письменность, что позволяет им не только пользоваться китайской литературой, но и записывать произведения народного творчества, в частности «чередующиеся песни» тон ка, которые исполняют во время празднеств группы юношей и девушек. Обучение в школах ведется на основе китайской письменности.

Что касается верований, то кроме почитания предков, хоа отправляют культ буддийской богини милосердия Гуаньинь, принося жертвы пятнадцатого числа каждого месяца по лунному календарю. Религиозные обряды аналогичны обрядам народов таи и нунг.

Браки патрилокальны. Характерен обряд дочернего уважения, по которому девушка-невеста в течение нескольких дней должна с плачем рассказывать окружающим о благодеяниях родителей.

На втором месте по численности находится народ санзю, или чай (слово «чай» означает «хутор»). Миграции санзю из Южного Китая во Вьетнам начались несколько столетий назад и продолжаются до сих пор. По языку санзю близки к хоа китайской провинции Гуандун.

Деревни санзю разбросаны среди поселений хоа, вьетов, таи, нунгов и ман в холмистых местностях провинций Хонгкуанг, Хайнинь, Бакзянг, Виньфук, Тхайнгуйен и Туйенкуанг. Большинство санзю — крестьяне, а в районах, прилегающих к угольным бассейнам Хонггая и Камфа, значительна прослойка рабочих. Шахтерские поселки санзю, возникшие в последние годы, застраиваются каменными домами, крытыми красной черепицей. Многие жилища рабочих электрифицированы и радиофицированы.

Сельское население санзю занимается заливным и подсечно-огневым (рэй) земледелием, получая по два урожая в год. У санзю распространены прогрессивные методы ведения сельского хозяйства: заготовка сена, удобрение полей, глубокая вспашка, предварительный отбор семян, загущенная высадка рассады. Все это позволяет санзю собирать хорошие урожаи, особенно кукурузы, батата и маниока. Почти во всех деревнях действуют группы трудовой взаимопомощи и сельскохозяйственные кооперативы.

Жилые и хозяйственные постройки (кухню, хлев, амбар) санзю располагают по краям плотно утрамбованной дворовой площадки. Дом строят на земляной невысокой подушке, по краям выложенной кирпичом. Жилище прямоугольной формы с четырехскатной крышей, крытой пальмовым листом, стены из плетеных бамбуковых щитов, нередко обмазанных глиной, пол глиняный. Жилое помещение разделено перегородками на несколько камер. С фасадной стороны, где находится одна или несколько дверей, сделана ниша, как и в жилищах ман. Кухня всегда расположена отдельно: здесь готовят пищу людям, хранят домашнюю утварь, запасы продуктов, а иногда за перегородкой живут члены семьи, как правило, незамужние дочери. Хлев и свинарник, совмещенный с птичником, также стоят изолированно от жилого дома и представляют собой загородки с навесами.

Материальная культура санзю близка к материальной культуре вьетов и соседних хоа, что заметно не только в конструкции жилищ, орудиях труда и утвари, но и в одежде: женщины носят штаны из черной хлопчатобумажной ткани, темно-коричневую куртку и подпоясываются кушаком.

Семейная организация санзю сохраняет черты патриархальных отношений. Свадебный обряд начинается с сопоставления гороскопи жениха и невесты. В случае благоприятного сочетания годов рождения в семью девушки засылается сват с подарком — бетелем. Сговор закрепляют угощением и взносом в семью невесты не менее 20 донгов (в новых ценах)в Со времени сватовства до свадьбы обычно проходит два-три года, в течение которых родителям жениха необходимо накопить до 200 донгов выкупа, а также суммы на свадебные расходы. На праздничное угощение готовят свинину, клейкий рис, несколько десятков бутылок водки, лепешки и пр. При отсутствии средств на свадьбу между обеими сторонами возможно соглашение, по которому муж три года будет находиться в доме родителей жены в качестве жениха и отрабатывать за жену. По истечении этого срока молодые супруги возвращаются в дом мужа.

Санзю по духовной культуре и религиозным воззрениям мало чем отличаются от окружающих народов. Наряду с буддизмом у санзю распространены культ предков и анимистические верования, бытуют различные запреты, обереги, гадания. Так, например, в день рождения Будды, восьмого числа четвертого месяца, запрещены полевые и строительные работы; в первый день первого месяца нельзя ставить заборы и вбивать колья; если в доме есть беременная женщина или стельная буйволица, нельзя начинать обработку поля без жертвоприношения; благоприятный день для начала строительства жилища определяют посредством гаданий и т. п. В отличие от равнинных народов, санзю не отмечают годовщины смерти родственников, но зато по достижении пятидесяти лет празднуют дни рождений. Поминанию предков посвящено пятое число третьего месяца, т. е. праздник весны.

До революции 1945 г. свыше 90% санзю были неграмотны и лишь немногие имели элементарные познания в китайской иероглифике, которую использовали в основном для составления текстов жертвенных обращений и молитв. Но как и у многих народов Вьетнама, у санзю широко распространено устное народное творчество, в частности стихосложение. Основная стихотворная форма — четверостишие с семью словами-слогами в каждой строке. В песнях и танцах, сопровождающих деревенские и молодежные гулянья, звучат национальные мотивы на лирические, трудовые и исторические темы.

Народы санти, сафанг и куйтяу, живущие в приграничных и центральных провинциях северо-восточной части Вьетнама, — выходцы из южных областей Китая и сохраняют черты, свойственные населяющим их народам.

Несколько особняком в уезде Мыонгкхыонг в провинции Лаокай живет китаеязычная этническая группа тузи (некоторые исследователи относят тузи к таиязычной группе чжуан). По языку тузи близки к сафанг, и хотя тональность и произношение различны, это не мешает им понимать разговорный язык как сафанг, так и южных китайцев. Тузи пришли во Вьетнам из провинции Юньнань около 25 лет назад. Их основное занятие — подсечно-огневое земледелие, в меньших размерах — террасное поливное рисосеяние.

Наиболее распространенное ремесло — изготовление красочных зонтов из промасленной бумаги, островерхих конических шляп, плетеных из тонких полос бамбука, и струнных музыкальных инструментов дан. В свободное от полевых работ время тузи занимаются охотой, рыболовством и собирательством. На мелких зверей и птиц охотятся обычно индивидуально. На крупных животных устраивают коллективные облавы с огнестрельным оружием и собаками. Эти охоты происходят после сбора урожая, в одиннадцатом и двенадцатом месяцах по лунному календарю. Добычу делят поровну, но охотник, сделавший первый выстрел по тигру или медведю, дополнительно получает шкуру и кости этих животных, из которых приготовляют ценное лекарство. На мелких зверей, в частности лис и дикобразов, ставят капканы, но ловушек не применяют. Рыбу ловят, отравляя воду известью или ядом из листьев дикорастущего дерева зам зай. В лесах собирают плоды дикого банана и мандарины, а в неурожайные годы и корни дерева дао, из которых делают муку.

Женщины тузи занимаются прядением, ткачеством и шитьем одежды, покупая нитки.

Тузи живут небольшими поселениями или изолированными хозяйствами в высокогорных седловинах. Прямоугольные в плане дома стоят прямо на земле, плетеные из узких бамбуковых полос стены обмазаны глиной, пол земляной. Входная дверь — двустворчатая, из досок. Она расположена посередине длинной фасадной стороны жилища. Против входа помещен алтарь, похожий на узкий невысокий шкаф, рядом с ним стол. Однокамерное жилище разделено бамбуковыми перегородками- ширмами, отгораживающими настилы для сна или очаг. Тузи пользуются двумя основными типами очагов, сложенными из глины в виде плиты: с двумя вмазанными котлами (большим и малым) и двумя топками, с одним котлом и одной топкой. Бывает, что в помещении имеются два таких очага, расположенные в противоположных сторонах жилища. В углу стоит рисорушка или мельница. Рядом, вдоль стены,— большие корзины с очищенным и неочищенным рисом. Редко употребляемую утварь, охотничьи и рыболовные снасти, запасы продуктов хранят на чердаке — потолочном перекрытии из бамбука, которое не доходит до одной из торцовых стен, оставляя широкий проем, куда ведет приставная лестница.

Едят тузи два раза в день, находясь дома, и три раза, когда отправляются на полевые работы. Пища, кроме обычных продуктов — риса, кукурузы, бататов, фруктов, состоит из мясных блюд, которые едят не только по праздничным дням, покупая мясо на базарах. Рыбу употребляют преимущественно в жареном и вареном виде, а оставшуюся часть улова сушат с солью и перед едой запекают. В некоторых семьях готовят собачье мясо. Коров держат в качестве тягла, коровьего молока не пьют.

Верхняя женская одежда состоит изчхалата с короткими полами и рукавами, с запахом на правую сторону и глубокими вырезам:и по бокам. Под халатом — куртка с длинными рукав.ами и широкие длинные штаны. Сверху надевают передник, поддерживаемый спереди через шею серебряной или металлической цепью, а сзади подвязываемый широкими тесь- мами. Вся одежда темно-синего, почти черного цвета, и только халаты бывают белые или цветные. Рукава халата и куртки украшены изящно вышитыми полосами геометрического или растительного орнамента, верхний край передника также украшен многоцветными полосами. На голове — плотно прилегающий ко лбу платок, поверх которого уложена заплетенная коса с узкой полоской бисера. Обувь состоит из резиновых сандалий или матерчатых тапочек на войлоке. Женщины тузи любят надевать много украшений в дни праздников. С правой стороны груди прикрепляют серебряную подвеску, свисающую до пояса, на шею надевают одну или две серебряные цепи, иногда с брошью филигранной работыг в ушах носят серьги-подвески, на запястьях браслеты.

В семье ведущая роль принадлежит мужчине, и имущество после- смерти родителей переходит сыновьям, между которыми распределяется поровну, так как все в одинаковой мере отправляют культ предков.