Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы группы мео-ман (мяо-яо)
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Народы группы мео-ман (мяо-яо)

Во Вьетнаме мео (245 тыс. человек) называют себя «монг». Первые меоские семьи пришли во Вьетнам из южных провинций Китая в XV— XVI вв., но основная масса мигрировала в конце XVIII — XIX в. Вследствие тесных связей мео, расселяющихся вдоль границ Вьетнама, с родственниками в Китае и Лаосе, некоторые общины время от времени до сих пор навещают своих родичей за рубежом. Наиболее компактными Мео группами мео заселяют уезд Донгван провинции Хазянг (50 тыс. человек) и уезд Мыонгкхыонг провинции Лаэкай (30 тыс. человек), но отдельные поселения этого народа разбросаны по всем высокогорным районам страны вплоть до 18-й параллели.

По цвету, орнаменту и украшениям женской одежды различают пять основных ветвей мео: мео чанг (белые), мео ден (черные), мео до (красные), мео хоа (пестрые) и мео сань (синие). Такое деление является, очевидно, реликтом некогда существовавших племенных объединений.

Основное занятие мео — подсечно-огкевое земледелие и террасное с использованием вод горных рек. К обработке полей приступают в феврале, до наступления дождливого сезона, и урожай собирают в ноябре. На вершинах и склонах гор, покрытых лесами, землю обрабатывают мотыгой, а в полосе саванн — плугом вот. Необходимость вспашки тяжелых почв обусловила конструктивные особенности меоского плуга: массивность, почти прямой полоз, грядиль, изогнутый под углом 90°. По мере истощения земли, через три — восемь лет, поле покидают и выжигают новый участок (рэй), который поэтому с течением времени оказывается в 4—5 км от деревни, из-за чего в сезон работ на поле строят временное жилище.

Выращивают кукурузу, суходольный рис, сою, бататы, маниок, гречиху, тыкву, капусту, огурцы, лекарственные растения, мак,, коноплю.

Мео — один из немногих народов в Северном Вьетнаме, который, кроме свиней, быков, буйволов, коз, кур и уток, разводит лошадей. Они используются исключительно в транспортных целях. Немаловажное место в хозяйстве занимает коллективная и индивидуальная охота на оленей, косуль, медведей, обезьян, лис, птиц, летучих мышей. Охотятся с кремневыми ружьями собственного производства, самострелами с отравленными стрелами, устраивают ловушки. В холодное время года занимаются сбором фруктов, клубней диоскореи (кунау), птичьих гнезд, заготовляют сердцевину деревьев бан и дао для приготовления муки, ловят лягушек. В отличие от окружающих народов, у мео развито кузнечное ремесло, в частности изготовление наконечников к плугам, мотыг, ножей и других железных изделий, которые не только удовлетворяют их собственную потребность, но и служат средством обмена. Развито ткачество, окраска тканей, вышивка, а также плетение домашней утвари из бамбука, ротана и тростника.

Селения мео, редко превышающие два десятка домов, расположены в труднодоступных местах, у самых вершин гор. Жилища строят на земле, пол в них земляной, стены глинобитные или из деревянных плах,, крыши двухскатные, крытые соломой. Под крышей для хранения продуктов и утвари устраивают чердачный настил с отверстием для лаза. Вход (от одного до трех) с двустворчатыми дверями из грубых досок. Напротив главного входа — алтарь предков, в одном из углов — крупорушка. Часть помещения, огороженная невысокой бамбуковой стенкой, служит спальней. Очаг представляет собой глинобитную плиту с большим вмазанным котлом и топкой со стороны широкой стенки очага.

Повседневная пища мео — вареная крупномолотая кукуруза, лепешки из кукурузной или гречневой муки, овощной суп, овощи, фрукты, чай из отвара листьев и трав. В дни праздников и религиозных церемоний мео едят клейкий рис, мясо и пьют алкогольные напитки, которые гонят из кукурузы и лекарственного растения «иевлева слеза» (Coix lacryma). Едят палочками или деревянными ложками, сидя на деревянных брусках вокруг плетеного блюда, уставленного глиняными чашками. Во время жатвы едят три раза в день, но обычно — два: в полдень и вечером.

Своеобразна и живописна одежда женщин мео. Она состоит из тюрбана, нагрудника, кофты  плиссированной или сборчатой юбки, обмоток и сандалий. Будничную одежду шьют из ткани домашнего производства, а для праздничной ткань покупают. Тюрбаны тайской выделки, темных однотонных или светлых в клеточку расцветок, обертывают вокруг головы в виде конуса, сужающегося к лицу. Нагрудник, представляющий собой четырехугольный кусок холщевой ткани, надевают через голову за петлю и завязывают тесемками на спине. Кофты покроя кимоно, с прямым разрезом, без застежек шьют из цветных тканей и богато- украшают вышивкой. Характерные для мео плиссированные юбки с двумя завязками и узким поясом сшивают из нескольких полотнищ в поперечном направлении. Среднее полотнище нередко орнаментировано бантиком, а нижнее украшено цветной аппликацией. Кофту и юбку подпоясывают узкими длинными кушаками.

Мужчины носят куртку и широкие штаны черного, темно-синего или коричневого цветов вьетского покроя, иногда орнаментированные по краям обшлагов и вороту узкими полосками того цвета, название которого соответствует группе мео, к которой принадлежит мужчина. Многие выбривают переднюю часть головы, оставляя на затылке пук волос, и носят в правом ухе серебряную серьгу.

При господстве французов меоское общество находилось на ранней стадии развития феодальных отношений. Власть в деревнях принадлежала главам больших семей, которым колониальные власти передали функции чиновников: тхоп ли, управляющие тремя-четырьмя общинами, шъонг куан — одной общиной, тъонг щъа — пятьюдесятью семьями, тъа шхау — тридцатью семьями. Эти старейшины-чиновники] имели право распределять землю и вершить суд. Меоские крестьяне обрабатывали им поля, выплачивали многочисленные налоги, в том числе поземельный, на очаг, на оциум, свинарник, птичник, рыночный налог, охотничий и др., а также подносили различные подарки. После революции прежняя социальная структура была уничтожена, но и сейчас еще сильны власть и авторитет некоторых семей, главы которых неофициально считаются старейшинами деревень.

Мео живут и малыми и реже большими неразделенными семьями. Во главе семьи стоит опытный и авторитетный мужчина. При заключении браков устанавливают степень родства, выделяя круг дальних и близких родственников. Безусловный брачный запрет распространяется на тех родственников, которые обязаны участвовать в погребальных церемониях, т. е. до четвертой степени родства. Запрещается жениться однофамильцам даже из разных поселений. Раньше довольно распространенным был обычай, по которому первые три дня после свадьбы женщина спала отдельно.

 

Мео постепенно освобождаются от старых обычаев, сковывающих развитие малой семьи. Брак патрилокален. Почти не встречается случаев покупных браков, многоженства. В некоторых районах еще бытует обычай умыкания невест, но его характер несколько изменился: если раньше похищение нередко было связано с более низким социальным и материальным положением молодого человека, то сейчас эта форма брака (лалао фо) обусловлена лишь отказом родителей девушки по причинам неэкономического характера. Случаи умыкания девушки против ее воли, если похитителю не удается добиться ее согласия на брак, наказываются народными властями административных комитетов.

Свобода добрачных отношений, отмечавшаяся ранее многими исследователями, сохраняется во время встреч молодежи на весенних праздниках. Желая познакомиться и выразить свои чувства, юноша слегка касается рукой раскрытого зонта девушки и играет на флейте —‘кхене. Если молодой человек нравится, то девушка притрагивается губами к кхену и отвечает песнями. Полюбив друг друга, они обмениваются подарками и спрашивают разрешения родителей на брак.

Ежегодно мео отмечают традиционные праздники, среди которых самые большие — Новый год, приходящийся на последнюю декаду одиннадцатого месяца по лунному календарю, и весенний праздник — пятого числа пятого месяца. В некоторых районах сть свои особые праздники, например в провинции Лаокай — теш дот ванг («сжигание золота» для умиротворения духов предков). С третьего по пятое число первого месяца мео района Донгван устраивают гулянья тай таи, сопровождающиеся игрой на кхенах, пением и спортивными состязаниями.

Взгляды мео на природу, живую и неживую, основываются на вере в существование душ и духов. Наиболее вредоносными считают дух нгу хай, который может вселяться в человека, становящегося носителем зла для окружающих. Для исцеления больного зовут знахаря, обычно предсказывающего необходимость забоя только что опоросившейся свиньи для жертвоприношения. На церемонию приглашают родных и односельчан, причем женщины не могут участвовать в разделе туши и прикасаться к сырому мясу.

Похоронные и поминальные обряды сложны и дорогостоящи. До сих пор у мео чанг и мео хоа в ряде районов покойного кладут на доску, покрывают другой доской и завязывают. Перед ним ставят чашки с рисом и водкой и в течение пяти-шести дней, пока длится тризна, имитируют кормление. Затем труп перекладывают в гроб и оставляют в доме на 20—30 дней, до благоприятного дня похорон, назначенного колдуном.

В день поминовения душ усопших предков по мужской линии устраивают церемонию угощения. Напротив входа в жилище у стены расставляют чучела, изображающие предков, склоненных над блюдами с чашками риса, мяса и водки. Колдун танцует и бьет в барабан, подвешенный к потолку, приглашая души. Под барабаном тлеют угли костра, очевидно, имеющего очистительное значение. Глава дома в сопровождении родственника молится перед каждой фигурой. Чтобы узнать, согласна ли душа умершего принять пищу, на блюда бросают две расщепленные бамбуковые палочки: если одна из них падает выпуклой стороной, а другая — вогнутой, это означает согласие души. Церемония заканчивается обильным угощением присутствующих.

В последние годы в хозяйственной и культурной жизни мео произошли большие перемены. Государство оказывает им большую помощь в снабжении солью, тканями, сельскохозяйственным инвентарем. Им дают денежные ссуды на приобретение тяглового скота, помогают постепенно перейти к кооперации труда.

Меоские дети получили возможность посещать школы и изучать наряду с общеобразовательными предметами богатый фольклор и историю своего народа на родном языке. К 1960 г. была разработана и широко распространилась меоская письменность на латинской основе.

В прошлом один из отсталых в социально-экономическом отношении народов Северного Вьетнама, мео вступили на путь быстрого прогрессивного развития.

Народ ман, так же как и мео, переселился на территорию Вьетнама из горных районов Южного Китая. Миграция ман началась в конце XIII в. и закончилась в основном в XVII в., хотя некоторые группы переходили китайско-вьетнамскую границу вплоть до XX в.

В Китае ман называют «яо», вьеты — «ман» или «зао». Самоназвание народа—«ким мьен», т. е. «люди, живущие в лесах у подножья гор».

Численность ман — 210 тыс. человек (1965 г.), и все они делятся на группы, названия которых отражают особенности покроя, цвета и украшений женской одежды и головных уборов. Основные группы: ман тьен, ман до, ман куанг чанг, ман тханьи, ман куан тьат, ман шон дау, ман кок нганг, ман лан тен, ман туйен, ман ден и ман кок мун. Женщины ман тьен носят на груди поверх одежды связки монет (тьен); ман до носят одежды с преобладанием вышивки красного цвета, а на свадьбу украшают голову красным платком на деревянном каркасе в виде рогов; ман куан чанг во время свадьбы надевают белые штаны; ман лан тен предпочитают в одежде синие цвета, ман тханьи — голубые, а ман ден — черные. Большинство женщин ман покрывают волосы черным лаком и выщипывают брови.

Представителей народа ман можно встретить почти на всей территории Демократической Республики Вьетнам, кроме районов дельты реки Хонгха, прибрежной равнинной полосы и областей, лежащих южнее провинции Тханьхоа.

Ман занимаются главным образом подсечно-огневым земледелием рэй, в меньшей степени — заливным, равнинным и террасным (ныонг). Почти все группы ман выращивают рис, кукурузу, бататы, маниок, бананы, папайю, сахарный тростник, овощи, а из технических культур — хлопок. Обычно участок рэй покидают через два-три года, обрабатывают новые, через пять-шесть лет возвращаются на прежнее место, а примерно через десять лет, когда леса выжжены и почва истощилась, меняют местожительство. Лучшими участками для выжига и подготовки полей ман считают те, которые покрыты старым лесом, так как там земля более плодородна. Сроки начала сельскохозяйственных работ различны и зависят от высотного расположения полей: ближе к вершинам, где климат холоднее, обработку полей начинают в восьмом-девятом месяце по лунному календарю, а у подножий — в первом — третьем месяце.

Основные сельскохозяйственные орудия для работы на участках рэй — топоры, ножи-сечки, ножи-копалки с длинной деревянной рукояткой и жатвенные ножи. Там, где это возможно, особенно в узких лощинах, на ровных площадях, ман вспахивают поля плугом тайского типа, используя тягловую силу буйволов. Боронят широкой вертикальной бороной, насекомых-вредителей уничтожают бамбуковыми совками с острыми тонкими зубьями вьетской конструкции.

Животноводство у ман, как и у соседних мео,— подсобная отрасль хозяйства, почти не имеющая товарного значения. Разводят свиней (преимущественно для жертвенных целей и очень редко для продажи), буйволов и коз. Почти каждая семья держит кур или уток, а некоторые, например ман тьен, занимаются пчеловодством.

Ман, живущие близ рек и ручьев, занимаются, кроме земледелия, рыболовством. При коллективной ловле перегораживают реки, отравляют воду ядом, используют сети. Одиночки ловят рыбу на удочки, бьют с берега острогой на длинной рукояти и из лука (ванг куан). Длина стре- лы-шатины с наконечником-трезубцем около 1 м, толщина 1 см, длина зубьев 10 см. Стрела привязана к тетиве бамбукового лука длиной в 75 см. Такая снасть позволяет бить рыбу, не теряя стрелы, причем ее удар более сильный и точный, нежели метание рукой остроги. При больших уловах излишки рыбы продают.

Охота, как коллективная, так и индивидуальная, занимает в хозяйственной жизни ман значительное место, хотя, разумеется, не основное. Облавная охота с загонщиками, трубящими в рожки для сгона зверей, и собаками ведется на кабанов, оленей, ланей, медведей, обезьян. Охотники вооружены кремневыми ружьями и самострелами. Добычу делят поровну, но тому, кто стрелял первым, дополнительно дают голову убитого животного. Ставят капканы и ловушки на тигров (приманкой служит щенок), кабанов, медведей, шакалов, диких кур. Некоторые группы ман, например ман кок мун, в охоте на крупных зверей используют отравленные стрелы, приготовляя яд из сока дерева суой.

В холодный сезон собирают в лесах дикие фрукты, добывают из сердцевины дерева дао муку, выкапывают клубни кумай, напоминающие по вкусу батат, а во время неурожаев, при нехватке продовольствия ман употребляют в пищу богатые крахмалом корневища диоскореи бау и нау, а также лягушек. Дополнительным источником дохода служит сбор лесных продуктов (дикого кардамона, меда, душистых грибов, шеллака), а также заготовка древесины, дров и бамбука для продажи государственным организациям.

Домашним ремесленным производством, особенно прядением, ткачеством и шитьем одежды, до последнего времени в той или иной мере занимались все семьи ман.

Манские женщины не уступают меоским в искусстве изящной вышивки одежды и головных платков; наиболее сложные и красочные орнаменты вышивают иногда в течение нескольких лет. Большого мастерства достигли манские ремесленники в ковке мотыг, секир, ножей, в изготовлении кремневых ружей, женских украшений, деревянных бочек, плетении ротановой и бамбуковой утвари, выделке бумаги из бамбукового сырья.

Для переноски грузов на базары и обратно, на поля, из селения в селение пользуются коромыслом из прямого куска круглого или расщепленного бамбука. На коромысле несут две корзины, прикрепленные за специальные ушки. Равным образом тяжести носят в сетках (ксум) через плечо, а также в заплечных мешках и корзинах.

Большинство поселений ман расположены на склонах и у подножий поросших лесом гор, в полосе от 300 до 800 м над уровнем моря. Место выбирают вблизи горной реки, от которой к жилищам прокладывают водоотводные каналы.

Манские постройки делятся на полусвайные и наземные. Дома прямоугольные, от 20 до 120 кв. м площади; стены либо сплетены из полос расщепленного бамбука (у ман шон дау, ман туйен, ман кок мун и др.), либо глинобитные (у ман тьен, ман до); крыши двухскатные (у ман туйен) и четырехскатные (у ман шон дау), крытые соломой или пальмовыми листьями. Потолком служит чердачное перекрытие из стволов бамбука. В больших домах женское помещение и кухня отделены от остальной части дома невысокими плетеными перегородками. Опорными конструкциями стен и стропил крыши служат от 12 до 22 столбов, вкопанных в землю тремя-четырьмя рядами по четыре — шесть столбов в каждом. В середине фасадной части дома расположен главный вход для хозяев и гостей, который иногда, как у ман туйен, устраивают в нише глубиной в 1 м и длиной 2,5—3 м. Кроме него, есть одна или две двери в торцовых сторонах дома только для членов семьи. Напротив главного входа находится алтарь в виде длинного узкого столика или полочки. В одном из углов в небольшом жилище — очаг с двумя огнями для приготовления пищи людям и животным, в жилище побольше — два отдельных очага. У стен — широкие низкие лежанки, крытые циновками, на которых хозяин ведет беседы с гостями, угощая их чаем и курительной трубкой из ствола бамбука. Ночью здесь спят как гости,,так и члены семьи — мужчины. Хозяйственную утварь хранят на чердачном перекрытии и на настиле, устроенном возле очага, а также подвешивают на стенах или ставят на пол вдоль стен. Утварь не отличается от тайской: такие же котлы, горшки, чашки, корзины для хранения, сушки и переноски зерна, сита, ступки и пр. Убранство жилища похоже на интерьер домов тех народов, которые строят их на земле, т. е. мео, нунгов, нянгов и др.

Хозяйственные постройки, амбары, кладовые, хлевы, курятники расположены вокруг жилого помещения, а нередко пристроены к нему с одной из сторон. Пространство между землей и полом в полусвайных жилищах используют для содержания там домашних животных и птицы. Около дома возделывают небольшой огород и фруктовый сад, продукты с которых служат немаловажным дополнением к ежедневной пище.

Майская пища не отличается от пищи соседних народов: это кукуруза в виде каши или сухих лепешек, клейкий рис, бататы, овощи, фрукты, в праздничные дни — свинина, мелконарубленное мясо домашней птицы. В рабочий период, длящийся около восьми месяцев, готовят вареный рис и едят три раза в день, а в остальное время года основная пища — овощная похлебка. После удачной охоты устраивают сытные мясные обеды, причем ман употребляют в пищу мясо многих диких животных — оленей, лосей, медведей, тигров и обезьян.

Вплоть до изгнания французских колонизаторов в социальной и семейной организации ман, стоявших на раннефеодальной ступени развития, были сильны патриархально-родовые пережитки. Распад хозяйственных связей родовых общин привел к экономическому выделению зажиточных больших семей, закрепивших за собой право руководства сородичами. Главы этих семей, феодализирующиеся старейшины, эксплуатировали односельчан путем экономического принуждения и обычая традиционных подношений. Французские власти создали из этих старейшин местный аппарат управления, который был ликвидирован в ходе проведения демократических реформ.

Семья ман основана на отцовском праве и нередко состоит из родителей и женатых детей. Наследство майоратное, так как старший сын остается в доме родителей и отправляет культ предков. Брак патрило- кален, но в случаях, когда в семье нет сыновей, в дом приходит зять, а наследство получает его жена. В больших семьях женатые сыновья в своем распоряжении имеют домашний скот и огороды.

Юноши и девушки имеют право свободного выбора, но согласие на брак дают родители, которые часто прибегают к помощи прорицателей, определяющих по листьям соответствие молодых друг другу. У ман тьен девушку выбирают родители молодого человека. Они спрашивают согласия на брак у ее родителей, берут для ознакомления бат ты (запись биографических данных и размеров приданого), затем молятся предкам и в течение трех дней разгадывают сны. Если сны хорошие или их не было, значит юноша и девушка составляют хорошую пару; но если видят кошмарный сон, то возвращают бат ты семье девушки. После помолвки юноша поселяется в доме невесты и в течение двух-трех лет работает в хозяйстве ее родителей. Кроме того, он обязан внести брачный задаток либо серебром, либо деньгами. Расходы по свадьбе несет семья жениха: от 3 до 4 кг серебра и серебряных изделий (в подарок невесте) и до 100 кг сви- дины, большое количество риса и десятки литров водки. По обычаю додн тьен, невеста ходит в сложном головном уборе из бамбукового каркасу покрытого вышитой тканью с бахромой, который она снимает, придя в дом жениха уже в качестве супруги. Положение женщины в семье довольно низкое: она не имеет права есть вместе с мужчинами и спать близько от алтаря предков. В случае, если вдова выходит замуж, брачный іВЗнос должен быть возвращен в семью первого мужа.

У ман распространены буддизм и конфуцианство, но, пожалуй, никто де следует этим учениям сознательно и активно. Основу религиозных воззрений ман составляет культ предков и вера в духов неба, земли, луны, гор, лесов и т. п. Жертвоприношения духам предков устраивают четыре раза в год: в начале весны, в пятом месяце, в седьмом месяце и в третьей декаде декабря по лунному календарю. Болезни рассматривают как воздействие злых духов, для изгнания которых приглашают колдуна и устраивают дорогостоящие жертвоприношения. Ман тьен особенно опасаются базедовой болезни и для «профилактики» плотно обматывают шею разноцветными нитками. Ман шон дау полагают, что причина всех болезней и несчастий—влияние духа гор.

Умерших хоронят в деревянном гробу, в местах, указанных колдуном. Захоронения и похоронные обряды различны у разных групп ман. Так, например, ман тьен подготавливают могилу, помещают туда гроб, а уже затем несут к могиле тело покойного, закрывают крышкой и насыпают холм. Около двадцати лет назад у них существовал обычай, согласно которому в «неблагоприятные» для захоронения в земле годы труп помещали на ветви дерева, а в «благоприятные» останки закапывали. Сейчас, в обход этого правила, похороны устраивают с 11 часов вечера до 1 часа ночи. У маншон дау распространена эксгумация с перезахоронением в глиняном оссуарии, для чего в небольшом холме делают нишу, вкладывают туда оссуарий и прикрывают камнем, на котором нацарапана фамилия умершего. Бумажные таблички с именами предков спустя два-три месяца сжигают.

Ман туйен из провинции Лаокай соблюдают траур по умершему главе семьи два года. В течение месяца они носят траурные одежды и не имеют права охотиться и ловить рыбу, пить кровь и есть внутренности животных. По прошествии месяца траурные одежды вешают близ алтаря, а по окончании срока траура сжигают.

До революции ман не имели школ. Манская молодежь училась у стариков китайской иероглифике, которую произносили по-мански и использовали для записи фольклорных произведений и ритуальных текстов. Ман, проживающие вдоль границы с КНР, понимают гуандунский диалект китайского языка, а группы, живущие близко от таи, тхай и нунгов, довольно свободно говорят на этих языках. После революции во многих поселениях были открыты школы первой и второй ступени. Преподавателей для них готовят в специальных учебных заведениях для национальных меньшинств. Представители ман наряду с другими учащимися из числа малых народов получают высшее образование. Впервые, за всю историю ман из среды этого народа вышли известные на всю республику поэты, например Ван-тай-Доан, воспевающий в своих произведениях новую жизнь соотечественников.