Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилища. Пища и одежда вьетнамцев
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Поселения и жилища. Пища и одежда вьетнамцев

Развитие промышленности привело к росту городов, но и сейчас горожане составляют лишь около 15% жителей страны.

Сложение вьетского народа происходило в дельте реки Хонгха и на побережье северной части Чунгбо. Именно здесь появились первые крупные г        поселения, крепости и торговые центры, на базе которых выросли города. Среди них по размерам, численности населения и административно-хозяйственному значению выделяются столица ДРВ Ханой (с пригородами около 600 тыс. жителей), порт Хай- фонг, Намдинь, Бакнинь, Ниньбинь, Тханьхоа, Винь и Хатинь.

В Южном Вьетнаме города возникли значительно позже. Так, Сайгон, вместе с пригородом Шолоном насчитывающий сейчас свыше 1 млн. жителей, стал превращаться в городской центр лишь с XVII в. С этого же времени вокруг оборонительных приморских сооружений появились города Донгхой, Дананг, Куангнгай, Кюиньон, Нячанг, а бывшие камбоджийские селения положили начало городам Ратьжа и Хатьен.

В городские ансамбли органически вписываются старинные памятники вьетнамской архитектуры: дворцы императоров и знати, храмы, пагоды. Вьетнамские зодчие на протяжении веков выработали своеобразный стиль оформления зданий, садов и парков. Вьетнамская национальная архитектура умело использует ландшафт и рельеф местности при распределении построек на местности. Нарядные силуэты крыш и столбов и разноцветные лепные украшения удачно гармонируют с окружающей тропической растительностью. Здания с обязательными пропилеями и портиками перед центральным входом украшены по гребню вогнутых черепичных крыш изображениями стилизованных драконов, а стены главных фасадов — барельефами на мифологические и героические сюжеты. Один из замечательных памятников вьетнамского зодчества — храм Конфуция («храм литературы»), заложенный в 1070 г. Как и другие подобные сооружения средневековья, храм Конфуция вытянут в длину по оси север — юг с геометрически правильным расположением пяти внутренних дворов, павильонов, ворот, бассейнов и собственно храмовой постройки. В культовых строениях наиболее* полно воплотилось традиционное вьетнамское архитектурное искусство.

В крупных городах Вьетнама, как и в других странах Юго-Восточной Азии, находившихся под властью колонизаторов, отчетливо заметно деление на две части — так называемую европейскую и местную. Старые кварталы застроены двух-трехэтаяшыми домами, покрытыми красной черепицей, с балконами на широких бетонных козырьках, прикрывающих от солнца и дождя помещения первых этажей. Окна и двери балконов, обычно закрытые деревянными зелеными жалюзи, также защищены козырьками-навесами. Со стороны главного фасада на нижнем этаже расположены лавки, за которыми, отделенные занавесками или ширмами, находятся мастерские, а за ними — жилые комнаты. На верхние этажи ведет наружная деревянная лестница. Прежде чем подняться наверх, необходимо снять обувь и ополоснуть ноги в небольшом бетонном бассейне или кадке с водой. Если в нижних помещениях полы как правило каменные, то в верхних — деревянные, покрытые черным или красным лаком. Стены окрашены в светлые тона, так же как и фасады домов. Во внутренних дворах, мощенных каменными плитами, размещаются хозяйственные постройки, кухни, санитарные узлы, площадки- для детских игр.

В кварталах, застроенных в период французского господства, преобладает архитектурный стиль «тропический модерн». Здесь широкие, прямые асфальтированные улицы, обсаженные деревьями, с тротуарами, покрытыми керамической плиткой. Нарядные виллы и особняки с теневыми козырьками, галереями вокруг наружных стен, балконами и лоджиями утопают в садах, обнесенных железными или фигурными бетонными очень изящными оградами. Нижние этажи отводятся под гаражи и помещения для обслуживающего персонала, на втором и третьем этажах, соединенных внутренней каменной лестницей, расположены гостиные, спальни, кабинеты, ванны и туалетные комнаты. В жаркий период года воздух охлаждается большими пропеллерами-фенами, вращающимися под потолком. В ДРВ эти дома либо переданы трудящимся, либо заняты под научные, административные или правительственные учреждения.

После войны Сопротивления 1946—1954 гг. в городах и рабочих поселках ДРВ развернулось жилищно-коммунальное строительство. На окраинах и пустырях, где раньше лепились друг к другу хижины бедняков, поднимаются новые ровременные жилые корпуса. В Ханое рабочий квартал Кимльен застроен четырех-пятиэтажными зданиями гостиничного типа со всеми бытовыми удобствами.

Вьетские деревни расположены, как правило, вдоль дорог, рек или у подножья крутых холмов, поросших деревьями и кустарником. В планировке, чаще всего кучевой, заметно стремление строить жилые и хозяйственные помещения компактно, с расчетом оставить как можно больше места для рисовых полей. Каждая деревня утопает в зелени и окружена живой изгородью из колючих кустарников или бамбука, в которой проделаны проходы. Сельские поселения вьетов несмотря на сравнительно небольшие размеры довольно многолюдны. На открытом месте, обычно в центре деревни, расположен комплекс храмовых построек и общинный дом динъ — самое большое здание в деревне, обычно крытое черепицей. В нем перед алтарем духа-покровителя: деревни для решения общинных дел собирались старейшины, а сейчас здесь проводят собрания и занимаются школьники. Каждая деревня делится на несколько кварталов узкими улицами, вымощенными кирпичом или известняковым плитняком, на которые выходят глухие боковые фасады домов.

Преобладающий тип крестьянской усадьбы представляет собой квадратный участок, застроенный с трех сторон. В глубине двора находится жилой дом, перед ним ровная утрамбованная (иногда цементированная) площадка, на которой сушат и молотят рис. Справа и слева от нее размещены хозяйственные постройки: кухня, хлев, курятник, хранилища для удобрений, голубятни. Вся свободная от застройки земля занята под огороды, фруктовые деревья, небольшие пруды для водоплавающей птицы и выращивания муонг— водных растений, употребляемых в пищу. Возле кухни стоят глиняные или цементные чаны для питьевой воды, которую берут из деревенского колодца. Двор окружен живой изгородью, и вход в него находится не со стороны главного фасада жилого дома, а с одной из боковых сторон, что, по поверью, должно запутать злых духов, пытающихся проникнуть в жилище.

При строительстве жилого дома в землю вкапывают 8—12 опорных деревянных столбов, обносят их двумя рядами бамбуковых решеток, пространство между которыми (около 40—50 см) заполняют глиной, смешанной с соломой, После просушки обрешетку снимают и стены обмазывают тонким слоем глины. На опорных столбах покоится двухскатный каркас крыши, в котором роль несущих балок выполняют бамбуковые стволы, скрепленные штырями с опорами. Слеги (по 15—20 на каждом скате) привязывают к балкам ротановыми перевязями, затем настилают циновки. Крыши кроют рисовой соломой, листьями пальмы латании или сплетенными из длинноволокнистой травы матами. Пол из плотно утрамбованной земляной подсыпки устроен так, чтобы его поверхность была выше дворовой площадки. Дверные проемы различны, от узкого (0,8 м) до широкого, разгороженного вертикальными стойками, с двустворчатыми легкими дверьми. В некоторых домах есть вторые двери в стене, обращенной к кухне. На главном фасаде имеется небольшое квадратное окно (реже два), которое в холодный сезон заклеивают промасленной бумагой.

Прямоугольные в плане жилища крестьян однокамерные, но нередко по мещение делят бамбуковой перегородкой на две комнаты, меньшая из них является женской. Напротив входа находится алтарь предков в виде настенной полки или узкого невысокого шкафа, перед которым стоят стол и скамьи. У стен стоят деревянные кровати с ложем из продольных бамбуковых планок или просто бамбуковые лежанки без спинки и изголовья. В жаркое время года спят и отдыхают, не прикрываясь, подложив под голову деревянный брусок с выемкой или плетенку из ротана; вхолодную погоду накрываются тонкими ватными одеялами. В противоположной стороне помещения основное место занимают ручная мельница кой сай и большие корзины для хранения зерна и муки. В стенных нишах и на полках стоит посуда, на деревянных штырях висят пеналы из бамбука с палочками для еды.

Хозяйственные постройки разнообразны как по конструкции, так и по строительным материалам; неодинаково и их размещение в пределах крестьянского двора. Кухня часто совмещена с хлевом: это двухскатный навес на нескольких опорных*столбах, обнесенных невысокой глиняной стеной с открытым проходом. В углу расположен очаг с двумя железными треножниками или камнями для раздельного приготовления пищи людям и животным; рядом с очагом глинобитной стенкой отгорожен угол для хранения топлива. Перекладиной отделено место для тягловых животных.

Кооперирование сельского хозяйства в ДРВ, кроме преобразований в производстве, повлекло за собой изменения в жилищном и хозяйственном строительстве. Госхозы и крупные кооперативы выделяют средства на постройку каменных жилых домов. С обобществлением тягла и орудий труда отпала необходимость в индивидуальных хлевах, кладовых, навесах и других строениях, загромождавших прежде крестьянские дворы.

Археологические и исторические памятники свидетельствуют о том, что в древности вьеты жили в свайных постройках. Эта традиция сохраняется вьетами, живущими ныне в горах и предгорьях Северного Вьетнама. Возможно, свайные постройки сооружаются также под влиянием таи, живущих но соседству.

Пища

Традиционная пища вьетов — главным образом растительная, что определяется их основным занятием — земледелием. Преобладающим продуктом питания является ком — сваренный в несоленой воде рассыпчатый рис, употребляемый обычно с гарнирами: овощами, плодами, рыбой, мясом и т. п. Дома, в столовых и ресторанах рис подают в большой фарфоровой или фаянсовой миске, а гарниры в тарелках. Соль вьеты заменяют соусом пыок мам — приправой из квашеной рыбы; он широко распространен и в других странах Юго-Восточной Азии. Общей фарфоровой ложкой рис кладут в чашку и едят палочками, макая кусочки гарнира в соус.

Из рисовой муки приготовляют пироги, блины, лепешки и различные макаронные изделия. В горных районах, на лесоразработках, во время дальних переходов рис нередко варят в колене из молодого бамбука, помещая такой сосуд в тлеющие угли и горячую золу костра. В отличие от обычного риса, клейкий рис готовят на пару. Его широко используют в кондитерском производстве, в частности для выпечки сладких пирогов — бань. Клейкий рис является составной частью ритуальной пищи, подносимой духам предков во время жертвоприношений.

В прибрежных районах на втором месте после риса в пище вьетов стоит рыба, употребляемая в вареном, жареном, соленом и других видах, в ка

честве приправы и как самостоятельное блюдо. В местностях, удаленных от моря, в пище большое значение имеют кукуруза и бобовые культуры. Крупные белые бобы отваривают, из муки зеленых бобов пекут лепешки, а из сортов желтых и «толстых» бобов, дающих сладкий стручок, готовят гарниры.

Супы едят не ежедневно, но они достаточно разнообразны: рисовые, овощные, из сушеных побегов молодого бамбука, из креветок и т. д. В городах в небольших закусочных популярностью пользуется суп фэ из рисовой лапши, нарубленного мяса, курицы и овощей, обильно заправленный перцем. Суп едят фарфоровыми ложками из чашек в виде пиал, либо сначала отпивают жидкость, а затем с помощью палочек съедают гущу.

Любимое национальное блюдо вьетов — гусиные яйца, взятые из-под наседки на второй-третьей неделе высиживания. Яйца варят в кипятке и в горячем виде подают на стол с ароматической травой и красным перцем. Деликатесом считаются вареные шелковичные гусеницы, завернутые в тонкий рисовый блин вместе с небольшим количеством овощей. К деликатесам же относится и сырое подсоленое мясо, завернутое в виде пакетика в банановый лист, придающий мясу кисловато-острый вкус и предохраняющий его от порчи в жаркое время года. Любимым угощением является также нарезанная тонкими ломтями и поджаренная с чесноком свинина — тхитлон.

Вьеты почти не употребляют молочных продуктов. В последнее время в ДРВ создан ряд молочно-товарных ферм для снабжения молоком детских учреждений и больниц.

Вьеты обычно едят два раза в день — днем и вечером. Завтракают редко, причем завтрак легкий, он состоит, как правиле, из фруктов. Наиболее распространенный напиток — крепкий горячий зеленый чай. Без сахара он хорошо утоляет жажду в жаркую погоду и согревает во время похолодания. Прием гостей, официальные или неофициальные встречи и беседы почти всегда начинаются с угощения чаем. В каждой семье и даже в учреждениях есть термосы или покрытые чехлами чайники с горячей кипяченой водой. Спиртные напитки вьеты употребляют лишь по праздникам и во время ритуальных церемоний, а в обычные дни предпочитают охлажденный лимонад, пиво,, сок кокосового ореха и сахарного тростника.

Одежда

Национальная повседневная одежда вьетских крестьян проста по фасону и покрою, лишена вышивок и украшений. На одежду идут темно-коричневые или темно-синие хлопчатобумажные ткани фабричного или ремесленного производства. Обычно ее шьют деревенские портные.

Женская будничная одежда состоит из куртки, штанов, лифа-нагрудника или лифа-рубашки и головного платка. Куртка распашная, без подкладки, с двумя накладными карманами, глубокими (до 20 см) боковыми шлицами и круглым воротом. Она застегивается на правую сторону с помощью мелких перламутровых пуговиц и прорезных петель. Штаны, широкие в шагу и поясе, поддерживаются веревочной вздержкой. Штанины до 30 см шириной доходят до щиколоток и для удобства в работе их подвертывают выше колен. Лиф представляет собой кусок ткани ромбовидной формы с вырезом для шеи и четырьмя тесемками, которые завязывают на спине. На севере Вьетнама в прохладный сезон женщины носят также прямозастежные платья-халаты с очень глубокими боковыми шлицами. Иногда их передние полы перекрещивают и завязывают сзади. По праздникам, в дни религиозных церемоний, при посещении храмов и пагод крестьянки надевают платья-халаты с узкими рукавами и воротом в виде невысокой стойки. Такой халат запахивается на правую сторону и застегивается на четыре пуговицы — подворотником, на груди, под мышкой и на боку.

В жаркий и дождливый сезон надевают коническую шляпу из листьев пальмы латании на тонком бамбуковом каркасе, подвязывая ее под подбородком лентой или тесемкой. В предгорьях во время дождей носят изредка шляпы старого фасона, напоминающие по форме раскрытые зонты 50—60 см в диаметре, но с загнутыми вниз краями шириной 8—10 см. В сухие прохладные дни женщины прикрывают головы хлопчатобумажными платками размером 60 X 70 см, черного или темно-коричневого цвета. Платки складывают треугольником, подвязывая концы либо под подбородком, либо на затылке.

Замужние женщины носят прическу в виде косы, уложенной вокруг головы справа налево. Волосы расчесывают, затем заплетают на матерчатый шнур и сплетеную косу туго обертывают прямоугольным куском ткани (1 X 0,35 м), после чего укладывают так, чтобы конец косы находился под ее основанием. У незамужних женщйн волосы обычно свободно ниспадают на спину; их закрепляют на голове слева и справа заколками, а на уровне лопаток блестящим металлическим зажимом.

Наиболее распространенная обувь крестьянок — деревянные сандалии с утолщенным каблуком и широким резиновым ремешком на ступне. В послед нее десятилетие многие женщины, как и мужчины, стали носить сандалии на подошвах, изготовленных из негодных автопокрышек, сквозь которые продеты резиновые ремешки.

Одежда горожанок существенно не отличается от крестьянской. Покрой курток, штанов, платьев-халатов одинаков, но праздничную одежду шьют из шелковых тканей светлых, нарядных тонов. По выходным дням и вечерами женщины, особенно молодые, носят шелковые платки, которые накидывают на плечи или обертывают вокруг шеи. Из обуви преобладают лакированные босоножки на деревянной подошве, удерживаемые на ногах широкой кожаной или резиновой перемычкой, а также открытые сандалии на плоской деревянной или резиновой подошве, укрепляемые с помощью двух ремешков, пропускаемых между большим и вторым пальцами. В последние годы девушки все чаще надевают платья и туфли европейского фасона.

Основные элементы верхней мужской крестьянской одежды те же, что и женской, т. е. хлопчатобумажные куртки и штаны. В послевоенное время распространились, особенно в городах, хлопчатобумажные куртки типа кителя с нагрудными и боковыми карманами и отложным воротником. Многие горожане носят европейские костюмы — чесучевые пиджаки, светлые брюки, полуботинки, парусиновые туфли или легкую парусиновую обувь на резиновой подошве. В жаркую погоду ходят без пиджаков, в брюках и рубашках с закатанными рукавами и открытым воротом. В холодное время года в Северном Вьетнаме надевают стеганые ватные безрукавки, утепленные куртки с меховым воротником, шарфы, кепки или шлемы из плетеного бамбукового каркаса, обтянутого влагонепроницаемой тканью.

Детская одежда по покрою и расцветкам такая же, как и у взрослых. У детей до трех-четырехлетнего возраста на штанишках сзади имеется прорешка. Часто маленьких детей одевают в штанишки с лямками и пестрые ситцевые рубашонки с прямым или круглым воротом.

Современная одежда уже не отражает бытовавшего в феодальном Вьетнаме сословно-профессионального деления общества. Однако еще и сейчас старых ученых, получивших так называемое классическое образование, легко узнать по белым шелковым штанам, черным шелковым халатам с тисненым рисунком, лакированным деревянным босоножкам, головному убору в виде чалмы и большому черному зонту.