Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Вьетнама. Исторический очерк
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Народы Вьетнама. Исторический очерк

Вьетнам (Южный Вьет) расположен в восточной части Индокитайского полуострова и занимает около 15% его площади — 329,6 тыс. кв. км. На севере Вьетнам граничит с Китайской Народной Республикой, на западе с Лаосом и Камбоджей, южные и восточные границы омываются Южно-Китайским морем.

По условиям Женевских соглашений (июль 1954 г.), Вьетнам был разделен на две части по 17-й параллели; через два года предусматривались свободные всеобщие выборы для объединения страны. Но в результате того, что американские империалисты и их южновьетнамские марионетки не выполнили условий Женевских соглашений, в настоящее время существует два государства: Демократическая Республика Вьетнам (севернее 17-й параллели) и Республика Вьетнам.

Почти 4 территории страны — горные районы, покрытые лесами, бамбуковыми зарослями и саваннами. Отроги Гималаев на севере Вьетнама обступают дельту реки Хонгха (Красной) и, понижаясь, в конце концов исчезают, напоминая о себе отдельно возвышающимися в долине крутыми холмами. Лишь хребет Чыонгшон («Длинная гора») уходит далеко на юг вдоль вьетнамо-лаосской границы, оканчиваясь каменистыми плато Даклак и Ланг- бьен. С гор по узким лощинам текут многочисленные реки и ручьи, изобилующие порогами и водопадами. Пригодные для заливного рисосеяния дельты рек и прибрежные равнины полностью лишены лесных массивов, вырубленных сотни лет назад.

Климат Вьетнама тропический, муссонный, с характерными для многих прибрежных районов Юго-Восточной Азии двумя сезонами года, одним сухим и относительно прохладным, другим — дождливым и жарким.

Недра Вьетнама, особенно на севере, богаты полезными ископаемыми. Здесь разрабатываются залежи угля, апатита, олова, цинка, золота и других ископаемых. Природные условия юга страны более благоприятны для развития сельского хозяйства.

По данным на середину 1965 г., население Вьетнама насчитывало 34 млн. 500 тыс. человек, из которых 18 млн. 500 тыс. человек проживало в Демократической Республике Вьетнам и 16 млн. человек—в Южном Вьетнаме; 29 млн. 950 тыс. человек (около 85% населения) составляют вьеты, или собственно вьетнамцы. В этнографической литературе их называют также «кинь». Этот термин происходит от китайского слсва «цзин», что означает «столичный, городской». Сейчас все более распространяется этнический термин «вьет».

Вьетнам — многонациональное государство. Вьеты, наиболее экономически развитый парод страны, сложились в нацию во второй половине XIX в. Среди других народов Вьетнама имеются и крупные народности (таи, мео, ман и др.) и малочисленные этнографические группы. Из этих групп к вьетской этнической общности этнографы ДРВ относят вьюн, ку- айтям, данлай, лиха, нгуан, тайпонг и мойби, живущих в горных районах Северного Вьетнама. Учитывая особенности их расселения и образа жизни, эти этнографические группы можно называть собирательным термином «горные вьеты». В горах северной части Центрального Вьетнама живут также май, рук, арем, шать, малиенг и мангхи, говорящие на диалектах вьетского языка, но по материальной и духовной культуре более близкие к мыонгам.

Около 15% населения Вьетнама (4 млн. 650 тыс. человек) составляют национальные меньшинства. Здесь проживает более 60 народов, в лингвистическом отношении принадлежащих к трем большим языковым семьям: китайско-тибетской, мон-кхмерской и малайско-полинезийской. На севере страны живут народы, говорящие на языках только первых двух языковых семей, на юге же нет представителей тибето-бирманской ветви китайско-тибетской семьи.

Вьеты заселяют лишь 4 часть территории страны. Компактными массами они живут на побережье, в равнинных районах, занимая наиболее плодородные и удобные для заливного рисоводства земли. Национальные меньшинства живут в горно-лесных, подчас труднодоступных местностях;, что в немалой степени предопределило их относительную экономическую и культурную отсталость.

Средняя плотность населения Вьетнама составляет 105 человек на 1 кв. км. В ряде местностей дельт рек Хонгха и Меконга плотность населения доходит до 1600 человек, а в высокогорных районах она понижается до 5 человек на 1 кв. км.

К концу III тыс. до н. э. значительная часть Вьетнама была заселена и освоена различными неолитическими племенами, входившими в состав народов, создавших характерную для этого региона Юго-Восточной Азии культуру плечикового топора и керамики со штампованным орнаментом. Гіо антропологическому облику они принадлежали к негро-австралоидам и южномон- голоидам и говорили, очевидно, на языках аустроазиатской и аустронезий- ской семей. Эти племена занимались мотыжным земледелием, рыболовством и охотой (подробнее о раннем периоде истории см. стр. 36—53).

К середине I тыс. до н. э. с севера на территорию Вьетнама пришли племена вьетов (юэ), среди которых наиболее многочисленной была группа лак- вьетов. Они, по-видимому, были южными монголоидами и говорили на диалектах древних тайских и близких к ним языков. Лаквьеты осели в дельте Хонгха, частично оттеснив аустроазиатских и аустронезийских аборигенов, а частично смешавшись с ними. Несколько позднее во Вьетнаме появились предки современных тайских народов. Они расселились в долинах и предгорьях северной части страны. Эти племена продолжили процесс оттеснения и ассимиляции аустроазиатов и аустронезийцев, остатки которых — живущие сейчас в горах Вьетнама народы и этнографические группы, говорящие на мон-кхмерских и малайско-полинезийских языках. Из всех народов Вьетнама того времени наиболее развитыми в культурном отношении были лаквьеты, участвовавшие в создании бронзовой культуры, известной под названием донгшонской (см. стр. 51—53). Лаквьеты составляли ядро возникшего в середине I тыс. до н. э. племенного союза Ванланг. В 257 г. до н. э. Ванланг был разгромлен северными соседями тэйау, предводитель которых Ан Зыонг основал на территории современного Северного Вьетнама государство под названием Аулак. Тэйау, стоявшие на более низкой ступени экономического и культурного развития, не могли ассимилировать лаквьетов. Напротив, они оказались под воздействием лаквьетской культуры, хотя последняя, несомненно, впитала в себя некоторые элементы древнекитайской, особенно в области языка. Лаквьеты, группы таиязычных и особенно мон-кхмероязычных этнических подразделений составили основу формирующейся вьетской народности.

Общество Аулака состояло из свободных общинников (лак занов) — основных производителей, рабов (ноле) и правящей верхушки (лак тыонгов и лак хау) из бывших родо-племенных вождей. В 207 г. до н. э. Аулак был присоединен к вьетскому государству Намвьет, созданному в бассейне реки Си- цзян военачальником Циньской империи Чжао То после отделения завоеванных им областей от циньского государства. Намвьет — Аулак представлял собой конгломерат народов, на время объединенных и противостоявших давлению вначале Циньской, а затем Ханьской империй. В этом государстве уже начали складываться раннефеодальные отношения.

Преемники Чжао То не смогли организовать отпор ханьским войскам, и в 111 г. до н. э. Намвьет был завоеван и разделен на семь областей, из которых Зяоти, Кыутян и Нятнам (Цзяочжи, Цзючен и Енань) находились на территории Аулака. Первое время ханьские чиновники опирались на лак тыонгов, которые продолжали управлять народом. Однако постепенно ханьские власти стали захватывать обработанные земли и увеличивать размеры поборов. Используя недовольство народа, лак тыонги выступили против китайского господства и в 40 г. н. э. подняли восстание, возглавленное сестрами Чынг. Повстанцы изгнали ханьские гарнизоны и провозгласили независимость страны. Карательная экспедиция во главе с Ма Юанем в 44 г. жестоко расправилась с восставшими. В страхе перед репрессиями масса жителей покинула свои селения и осела в предгорьях к западу от дельты Хонгха. Весьма возможно, что они участвовали в формировании этноса мыонгов.

События, связанные с этим восстанием, свидетельствуют, что вьеты уже осознавали себя народностью и противостояли ассимиляторским усилиям иноземцев. Однако вследствие тесных контактов вьеты восприняли многие элементы китайской культуры, в частности иероглифическую письменность, введение которой приписывается наместнику ТТТи Се, правившему на рубеже Ш в. н. э. Китайцы еще раньше переняли у вьетов и родственных им народов некоторые методы поливного рисосеяния, выращивания сахарного тростника, многих фруктовых деревьев, технику изготовления хрусталя, выделку некоторых видов тканей и др.

В I—II вв. лаквьеты не раз поднимали восстания против ханьских властей и вынудили их отказаться от политики ассимиляции. Лаквьеты сохранили общинную организацию (са тхон) коллективного пользования рисовыми полями (конг дъен) и прочими общинными угодьями {кот тхо). Власть в стране фактически находилась в руках местных правителей выонгов, опиравшихся на служилую знать — куанов.

Во II в. к югу от областей, населенных вьетами, сложилось государство Чампа (Тямпа). Его основное население — чамы (тямы), говорившие на одном из языков малайско-полинезийской семьи, находились под влиянием южноиндийской культуры. Некоторые ученые полагают, что в этнической истории чамов значительную роль сыграли вьеты, бежавшие от войск Ма Юаня. Опасаясь усиления Чампы, китайский император в 445 г. направил свои войска в пределы чамского государства и принудил местного правителя к уплате дани, но эта дань выплачивалась нерегулярно, и чамы по существу сохраняли независимость.

К этому времени на вьетских территориях в результате развития производительных сил на основе распространения железных орудий, плужного земледелия, ирригации, введения новых агротехнических приемов и культур (бататов, сои, хлопка), а также роста домашнего ремесленного производства феодальные производственные отношения стали преобладающими, хотя патриархально-рабовладельческий уклад еще играл определенную роль в социально-экономической жизни страны. За пользование землей крестьяне платили налог-ренту и отрабатывали государственные повинности. Китайские чиновники и вьетские куаньг получали на «кормление» земли с крестьянами, но без наследственного пользования участками. К VI в. усиление местной знати обострило противоречия между ней и китайской администрацией. В 544 г. один из куанов Ли Бон возглавил восстание вьетов, которые изгнали китайские гарнизоны. Было создано независимое раннефеодальное государство Вансуан, управлявшееся династией Ли. В 603 г. Вансуан вновь завоевали китайские войска, но власть в стране осталась у.куанов. После подавления ряда народных выступлений, которым оказывали поддержку чамы, танский император в 679 г. приказал разделить территорию вьетов на 12 областей, которые с середины X в. стали называться Аньнань (Аньнань— по-вьетски Аннам, «усмиренный юг»). Однако население Аннамапродолжало антикитайскую борьбу, в которой участвовали этнически близкие вьетам мыонги.

К X в,, во вьетском обществе стали безраздельно господствовать феодальные производственные отношения. Строительство единой ирригационной системы и дорог теснее связало отдаленные области и способствовало дальнейшей консолидации вьетской народности. Шел интенсивный процесс отделения ремесла от земледелия, развивалась торговля, на местах сельских рынков и военных поселений возникли такие крупные города, как Тханглонг и Тханьхоа. Наряду с распространением героического вьетского эпоса появилась литература господствующих классов, отражавшая догмы конфуцианской философии и особенно буддизма, проникшего к вьетам из Индии через Китай еще во II в. н. э.

Длительная борьба народа за освобождение привела к тому, что вьеты под руководством Нго Куйена окончательно вышли из-под китайского сюзеренитета и восстановили свою независимость. В 968 г. страна была переименована в Дайковьет («Великий древний Вьет»), а столица перенесена из Дайла в устье Хонгха в древний вьетский центр Аулака — Колоа. Однако вскоре начались сепаратистские выступления крупных феодалов — сы куанов, и страна распалась на 12 уделов. Междоусобные войны тяжело отражались на положении общинников и препятствовали мелким феодалам осуществлять свои правд на условное владение землей. Опираясь на эти слои населения, военачальник Динь-бо-Линь, ставший впоследствии королем (<вуа) Дайко- вьета (968—979 гг.), повел борьбу с сы куанами, создав условия для образования единого государства.

С XI в., когда к власти пришла династия Ли (1010—1225 гг.), Дайковьет стал развиваться как феодально-бюрократическое государство с полной централизацией управления в руках королей, основавших свою резиденцию в Тханглонге (современный Ханой). Основной хозяйственно-административной ячейкой общества вьетов была сельская община, обрабатывавшая земли государства, крупных феодалов и буддийской церкви (об общине см. подробнее, стр. 113—114). Для укрепления своей власти вьетская верхушка использовала буддизм, а с XII в. конфуцианство с его культом королевской персоны. В широких масштабах развернулось строительство дворцовых ансамблей, храмов и пагод, появилось ксилографическое книгопечатание.

Новая эпоха в развитии независимого вьетского государства была ознаменована в 1069 г. изменением прежнего названия страны на Дайвьет (Великий Вьет). Со второй половины XI в. правители Дайвьета начинают проводить активную внешнюю политику и расширять границы за счет присоединения северных горных районов, занятых племенами нунгов (современная провинция Каобанг), и земель чамов. Войны с Чампой, продолжавшиеся вплоть до XV в., в ходе которых вьеты постепенно занимали чамские территории, подрывали производительные силы обоих государств. Вьетские крестьяне, несшие основные тяготы войн, все чаще выступали против феодалов. Воспользовавшись ослаблением династии Ли, представители одного из феодальных домов подавили крестьянские восстания, захватили власть и основали собственную династию Чан (1225—1400 гг.).

В этот период еще более укрепились феодальные институты. В 12 провинциях страны было установлено одинаковое управление, все общины попали под контроль специальных государственных чиновников, и на основе новой всеобщей переписи был введен подушный налог.

В ремесленных цехах медников, кожевников, ткачей и т. п. в этот период шло дальнейшее усовершенствование производства. Несмотря на феодальную регламентацию, развивались прикладные и изобразительные искусства, особенно лаковая живопись, резьба по дереву и камню, керамика.

Чаны создали сильную армию (100 тыс. человек) и флот, основали военную академию, что в немалой степени способствовало отражению монгольского нашествия. В 1257—1288 гг. монголы трижды вторгались на территорию Дайвьета и всякий раз терпели поражение. Победа досталась вьетам ценой огромных потерь, к которым прибавились потери от войн с лаоским государством Лансан в конце XIII в. Экономика была разорена: многие поля заброшены, ирригационные сооружения запущены, между тем как крупные феодалы увеличили свои владения.

Народное возмущение смело династию Чан, и к власти на короткое время (1400—1407 гг.) пришел Хо-кюи-Ли (Ли-кюи-Ли). Он провел ряд реформ по ограничению крупного феодального землевладения и укреплению центральной власти, не затрагивая средних и мелких феодалов. Реорганизация армии позволила нанести еще одно поражение Чампе и вновь вернуть области, отторгнутые ею у Дайвьета в 1377 г. Реформы встретили ожесточенное сопротивление крупной знати, которая обратилась за помощью к китайской династии Мин. В 1407 г. минские войска захватили Дайвьет, но на борьбу против общего врага поднялся весь народ во главе с полководцем Ле Лой. После изгнания китайских завоевателей Дайвьетом стала править новая династия Ле (1428—1789 гг.), первые представители которой провели мероприятия по подрыву крупного землевладения и укреплению общинных институтов. Законодательство Ле (начало XV в.) запрещало передачу общин во владение феодалам, устанавливало новые правила передела земель и ограничивало общинное самоуправление. Отныне за заслуги перед государством чиновники получали право на освоение новых земель с привлечением безземельных крестьян. Формировавшееся таким образом поместное землевладение ускорило процесс классовой дифференциации в деревне.

В XVв. Дайвьет достиг расцвета. Его территория значительно расширилась за счет окончательного завоевания в 1471 г. Чампы, где переселенцы из густонаселенных областей долины Хонгха основывали деревни и военные колонии. Однако уже к середине XVI в. вследствие огромных расходов на войны и междоусобиц с могущественными феодалами власть династии Ле стала слабеть. К началу XVII в. страна фактически оказалась разделенной на два государства — северное и южное. На севере хозяйничали феодалы семьи Чинь, а на юге — Нгуен при формальном сохранении правления Ле. Ведя между собой непрерывные войны, Чини и Нгуены постепенно расширяли свои владения. К 60-м годам XVIII в. Чини подчинили северные горные племена тхай, ман (яо), мео (мяо), са, а Нгуены захватили камбоджийские районы дельты Меконга и частично плато, населенные горными народностями, принадлежащими к мон-кхмерской и малайско-полинезийской языковым семьям. Установившиеся в то время государственные границы почти без изменений существуют и до сих пор.

Основным содержанием внутреннего развития Дайвьета был распад общинных связей под влиянием роста помещичьего землевладения и проникновения в деревню товарно-денежных отношений. Возросла эксплуатация крестьянства путем аренды.

В XVII в. в Дайвьет проникли католические миссионеры и европейские торговцы. Для облегчения религиозной пропаганды и общения с народом миссионеры разработали латинизированный алфавит вьетского языка — куок нгы. Западноевропейские пришельцы, стремясь укрепиться в Дайвьея’ё, разжигали и поддерживали феодальные междоусобные войны. Португальцы поставляли оружие Нгуенам, а голландцы — Чиням. На стороне последних сражался даже голландский флот.

Усиление помещичьего и феодального чиновничьего гнета в условиях общего кризиса феодальной системы вызвало массовые выступления народа против угнетателей. В 1771 г. вспыхнуло мощное антифеодальное восстание тэйшонов (Тэйшон — «Западные горы», поселение к западу от города Ку- иньон), продолжавшееся тридцать лет. Восставшие свергли господство Чиней и Нгуенов, изгнали из страны представителей династии Ле и с 1786 г. установили контроль почти над всей территорией Дайвьета. Лишь в 1802 г. феодалу Нгуен-фук-Аню при активной помощи Франции удалось подавить восстание тэйшонов. Нгуен-фук-Ань провозгласил себя под именем Зя Лонга императором новой династии Нгуен (1802—1945 гг.) и провел реформы, способствовавшие установлению абсолютистской монархии. Основную опору власти Нгуенов составили мелкие помещики, сменившие прежнюю феодальную аристократию. Из них был создан огромный чиновничье-бюрократичес- кий аппарат, находившийся на денежном содержании государства. С 1804 г. страна стала именоваться «Вьетнам». Ее столицей был город Хюе. Всю территорию разделили на три части: Северную (Бакки), Центральную (Чунгки) и Южную (Намки), состоявшие из провинций с губернаторами (тот док) во главе.

К середине XIX в. из государств Восточного Индокитая Вьетнам обладал наиболее крупными людскими и материальными ресурсами. Государственные и частные мануфактуры с применением наемного труда, растущее товарное производство в деревне создавали основы зарождающегося капиталистического производства. Вьетнам постепенно вступал в сферу мирового товарообмена.

Самостоятельное развитие страны было прервано европейскими колонизаторами. Выгодное стратегическое расположение Вьетнама, его природные богатства и возможность сбыта своих товаров привлекали внимание европейских держав, в частности Франции, потерявшей колонии в Индии и Канаде. Французские правящие круги использовали в своих целях миссионеров. В 1858 г. под предлогом их защиты от притеснений местных властей франкоиспанская эскадра вошла в бухту Дананга, а спустя три года, после упорных боев с регулярными войсками и партизанами, французские интервенты захватили южные провинции Зядинь, Диньтыонг и Бьенхоа. В 1867 г. французские войска оккупировали еще три провинции на юго-западе Вьетнама — Виньлонг, Анзянг и Хатьен. Осуществляя планы захвата всего Вьетнама, французское правительство перенесло в дальнейшем военные действия на север страны. Вторая вьетнамо-французская война (1883—1884 гг.) закончилась, несмотря на всенародное сопротивление, подписанием договора, по которому Вьетнам признавал французский протекторат.

Утвердившись во Вьетнаме французские власти объявили северную и центральную части Вьетнама (которые они соответственно назвали Тонкин и Аннам) протекторатами, а южную часть — Кохинхину — колонией. В 1887 г. Вьетнам вместе с захваченной колонизаторами Камбоджей составил так называемый Индокитайский союз (в 1898 г. в этот союз был включен и Лаос).

В начальный период колониального господства, до первой мировой войны, экономическое закабаление Вьетнама характеризовалось расхищением земель, разработкой горнорудных богатств и превращением страны в рынок сбыта товаров метрополии. Французская администрация присваивала общинные и необработанные участки, конфисковывала земли патриотически настроенных помещиков, которые затем раздавала в концессии своим соотечественникам. Общинные земли, ранее считавшиеся неотчуждаемыми, стали предметом купли-продажи. Французские предприниматели и часть местных помещиков за бесценок скупали их у обнищавших крестьян. Резко возросло классовое расслоение деревни: наряду с безземельными и малоземельными арендаторами появилась прослойка ростовщиков. Колонизаторы заставляли крестьян выращивать экспортные культуры, основывали плантации каучука, кофе и чая. Вывоз риса к 1918 г. составил 3/4 экспорта страны в стоимостном отношении.

Французские капиталовложения, в основном государственные, шли на строительство путей сообщения и в горнодобывающую промышленность, продукция которой целиком вывозилась из Вьетнама. Сфера деятельности вьетнамской национальной буржуазии, появившейся в конце XIX в., ограничивалась главным образом легкой промышленностью и торговлей. Часть местной буржуазии была связана с монополистическим французским капиталом и развивалась как компрадорская.

Утверждение колониального господства встретило упорное противодействие народа, во главе которого встали вначале ученые-феодалы(вам тхан)у выступившие за восстановление вьетнамской монархии. Движение, известное под названием «кан выонг» («в защиту императора»), охватило часть Северного и весь Центральный Вьетнам. Окончательно оно было подавлено лишь в 1913 г. после гибели вьетнамского национального героя Де Тхама.

В начале XX в. под влиянием русско-японской войны и революции 1905 г. в национально-освободительное движение включились буржуазнеє националистические элементы, стремившиеся к независимости и экономическому переустройству страны в интересах развивающегося капитализма. В новом движении наметилось два направления: сторонники одного —под руководством Фан-бой-Тяу выступали за изгнание французов и создание конституционной монархии (с 1912 г. они стали отстаивать республику), а последователи другого во главе с Фан-тю-Чинем — за преобразование Вьетнама с помощью либеральных кругов Франции. Оторванность от народных масс привела националистов к индивидуальному террору и, в конечном счете, к поражению.

В годы первой мировой войны Вьетнам был источником сельскохозяйственных продуктов, рабочих и солдат для метрополии. Занятая войной в Европе, Франция была вынуждена пойти на некоторые уступки вьетнамской национальной буржуазии.

После войны колониальная эксплуатация Вьетнама усилилась. Основной (теперь уже преимущественно частный) французский капитал шел на расширение плантаций каучука. К 1930 г. около 10% обрабатываемых земель принадлежало французским колонизаторам. Более половины крестьянских семей лишились своих наделов.

Огромные инвестиции поступали на разработку полезных ископаемых. -Ь широких масштабах началась добыча угля, были введены в действие цементный завод в Хайфонге и текстильные фабрики в Намдине. Вьетнамский рабочий класс, формирование которого началось в конце XIX в., включал к 1930 г. свыше 50 тыс. промышленных рабочих.

Под влиянием идей Великой Октябрьской революции начался подъем национально-освободительного движения. В начале 20-х годов, когда рабочий класс был еще слабо организован, активную роль в антиколониальной борьбе играли представители национальной буржуазии и патриотически настроенной интеллигенции, с 1923 г. объединявшиеся в Конституционалистскую партию. В 1927 г. возникла мелкобуржуазная Национальная партия Вьетнама, не имевшая четкой программы действий и проводившая тактику заговоров.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. тяжело отразился на положении вьетнамских трудящихся. При падении почти на 50% рыночных цен нарис возросли налоги и арендная плата. Многие промышленные предприятия были закрыты, половина рабочих уволена. В рабочих забастовках и крестьянских демонстрациях участвовали сотни тысяч человек. С 30-х годов во главе антиимпериалистической и антифеодальной борьбы стал рабочий класс, начавший объединяться в профсоюзные организации.

В феврале 1930 г. против колонизаторов выступили вьетнамские солдаты форта Йенбай, поддержанные населением провинций Футхо, Хайзыонг и Тхайбинь. Йенбайское восстание, псдготовленн е Национальной партией, было разгромлено. Большая часть ее руководителей подверглась репрессиям, после чего эта партия утратила свое влияние на массы.

В обстановке накала общенародной борьбы 3 февраля 1930 г. была образована Коммунистическая партия Вьетнама, которая вскоре стала называться Коммунистической партией Индокитая (КПИК). С первых дней своего существования коммунистическая партия стала руководящей силой народного движения. Она направила свою деятельность на сплочение антиимпериалистического и антифеодального движения и на создание прочного рабоче-крестьянского союза. В августе — сентябре 1930 г. в нескольких уездах провинций Нгеан и Хатинь в результате народного восстания возникли органы народной власти — Советы. Они просуществовали всего несколько месяцев, но сыграли большую роль в революционизировании широких слоев трудящихся.

Национально-освободительное движение, развернувшееся в 1930—1931 гг., потерпело поражение, но уже с середины 1932 г. оно вновь стало постепенно нарастать. КПИК на своем I съезде в Макао (Южный Китай) в марте 1935 г. взяла курс на организационное укрепление своих рядов, расширение связи с массами, а также приняла решение о поддержке Советского Союза. В 1936 г. в период существования во Франции правительства Народного фронта КПИК перешла на полулегальное положение и развернула борьбу за создание народного фронта в Индокитае, за сплочение сил перед угрозой фашизма и японской агрессии.

С конца 1936 г. до вступления Франции в сентябре 1939 г. во вторуд) мировую войну трудящиеся Вьетнама сумели добиться улучшения жизненных условий и предоставления некоторых демократических прав: колониальные власти были вынуждены издать постановления о сокращении рабочего дня, введении оплачиваемых отпусков, об амнистии политзаключенным; на выборах в консультативные палаты были избраны и представители Демократического фронта, основанного по инициативе КПИК.

После капитуляции перед Германией в июне 1940 г. французское правительство пошло на сговор с японскими милитаристами, подписав конвенции о вводе японских войск во Вьетнам. В стране был установлен оккупационный режим, но при этом продолжала существовать французская колониальная администрация, активно сотрудничавшая с оккупантами.

В мае 1941 г. КПИК создала для организации все патриотических сил Лигу борьбы за независимость Вьетнама (Вьет-Минь). Северный Вьетнам превратился в вооруженный центр народного сопротивления: здесь были основаны опорные базы и действовали отряды партизан. Чтобы сохранить свое господство, японские власти пошли на политический маневр: 9 марта 1945 г. был произведен так называемый государственный переворот, в ходе которого французские войска были разоружены, французская администрация упразднена и Вьетнаму предоставлена «независимость». КПИК стала подготовлять всеобщее вооруженное восстание. Разгром фашистской Германии и вступление Советского Союза в войну с Японией ускорили революционные события. В Танчао (провинция Туйенкуанг) 16 августа собрался Всевьетнамский национальный конгресс, избравший Временное правительство во главе с Хо- ши-Мином. В ходе Августовской революции была одержана полная победа и 2 сентября 1945 г. провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). Создание ДРВ — первого народно-демократического государства в Юго-Восточной Азии — нанесло сильнейший удар по колониальной системе империализма. Под предлогом разоружения японских войск на север Вьетнама были введены гоминьдановские войска, а на юг английские. Французские правящие круги, не желавшие примириться с утерей своей бывшей колонии, с помощью Англии также направили свои войска на юг Вьетнама и 23 сентября 1945 г. захватили Сайгон.

Огромные трудности, вызванные вторжением иностранных войск на территорию только возникшей республики, усугублялись экономической разрухой. В этой сложной обстановке в январе 1946 г. состоялись выборы в Национальное собрание, которое избрало правительство ДРВ, а 8 ноября приняло первую конституцию.

В течение 1946 г. между правительственными делегациями ДРВ и Франции шли переговоры о нормализации вьетнамо-французских отношений, но они не привели к окончательному соглашению, так как французская сторона вела их, чтобы выиграть время для подготовки широкой агрессии.

19 декабря 1946 г. французские войска начали открытое наступление на ДРВ.

Война Сопротивления длилась с 1946 по 1954 г. и закончилась полным поражением колонизаторов, которым активно помогали империалисты США, взявшие на себя до 70% французских военных расходов. В ходе войны в зонах, свободных от врага, правительство ДРВ осуществляло аграрные преобразования: на 25% была сокращена арендная плата, в интересах беднейших крестьян произведен передел общинных земель, конфискованы земли колонизаторов и предателей родины.

В феврале 1951 г. на II съезде КПИК вьетнамская секция КПИК преобразовалась в Партию трудящихся Вьетнама (ПТВ), а в марте был создан единый национальный фронт Льен-Вьет.

На оккупированной территории колонизаторы в 1949 г. образовали марионеточное «государство Вьетнам» во главе с бывшим императором Бао Даем. Фактическими хозяевами здесь были иностранные империалисты, в первую очередь американские. Оттесняя французских партнеров, США навязали «государству Вьетнам» военную и экономическую «помощь», а в 1954г. добились назначения премьер-министром своего ставленника Нго-динь- Дьема.

В июле 1954 г. в Женеве были подписаны соглашения о восстановлении мира в Индокитае. Территорию Вьетнама разделили на две зоны по 17-й параллели. На лето 1956 г. были назначены свободные выборы для мирного объединения страны.

В октябре 1955 г. в «государстве Вьетнам» был проведен так называемый народный референдум, в результате которого Бао Дая сместили, Южный Вьетнам был провозглашен «Республикой Вьетнам», президентом которой стал Нго-динь-Дьем.

Южновьетнамские марионеточные власти и стоящие за их спиной американские империалистические круги сорвали выполнение Женевских соглашений. В результате страна до сих пор расколота на две части: к северу от 17-й параллели расположена Демократическая Республика Вьетнам, а к югу — Республика Вьетнам.

В послевоенные годы в ДРВ была проделана громадная работа по восстановлению и развитию народного хозяйства. В восстановительный период 1954—1957 гг. в ДРВ вступили в строй разрушенные оккупантами заводы, фабрики, рудники, отремонтированы дороги, налажена внутренняя и внешняя торговля, финансы. В результате аграрной реформы класс помещиков был ликвидирован, феодальное землевладение уничтожено, свыше 10 млн. крестьян получили землю. Быстрыми темпами шло кооперирование крестьян (об этом см. подробнее в разделе «Сельское хозяйство», стр. 90—97). Большую и эффективную помощь ДРВ оказали и оказывают СССР и другие социалистические страны, предоставляющие кредиты, промышленное оборудование и строительные материалы. Только за 1955—1965 гг. помощь СССР составила 320 млн. рублей, в том числе 94,5 млн. рублей было предоставлено безвозмездно. Успешное выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства ДРВ (1961—1965 гг.) позволило заложить прочный фундамент строительства социализма.

Экономические и политические преобразования в ДРВ закреплены принятием 1 января 1960 г. новой конституции, согласно которой вся власть в стране принадлежит народу, осуществляющему ее через Национальное собрание и Народные Советы. Основной политической организацией ДРВ является Партия трудящихся Вьетнама. В своей деятельности ПТВ, руководствуясь учением марксизма-ленинизма, борется за завершение народно-демократической революции и построение социализма. Генеральную линию ПТВ поддерживает Демократическая партия Вьетнама, созданная 30 июня 1944 г. представителями национальной и мелкой буржуазии, и Социалистическая партия Вьетнама, образованная 22 июля 1946 г. вьетнамской интеллигенцией. Широкие массы трудящихся объединены во Всеобщую федерацию профсоюзов Вьетнама. Передовую часть вьетнамской молодежи объединяет Союз трудящейся молодежи Вьетнама, организованный в 1931 г. Политические и общественные организации ДРВ входят в состав Отечественного фронта, основанного в сентябре 1955 г.

Иное положение сложилось в Южном Вьетнаме. Игнорируя Женевские соглашения об объединении страны, южновьетнамские марионетки взяли курс на окончательный раздел Вьетнама, на превращение южной части Вьетнама в военную базу США. Сайгонские власти тесно связали себя с правящими кругами США, развернувшими неоколониалистскую экспансию в странах Юго-Восточной Азии. Удушение демократических свобод сопровождалось ухудшением экономического положения трудящихся. Резко возросший импорт дешевых американских товаров привел к сокращению производства в главных отраслях южновьетнамской промышленности: рисообрабатывающей, сахарной, текстильной и др. Это привело к разорению десятков тысяч мелких торговцев и предпринимателей, к закрытию многих предприятий, к массовой безработице в стране. Под нажимом монополий США были значительно ослаблены экономические позиции Франции. Так, например, южновьетнамский донг был изъят из зоны франка и включен в долларовую зону, французские торговцы лишились прежних привилегий, закрылись многие французские компании. Возникли и продолжают обостряться противоречия между профранцузской и растущей проамериканской компрадорской буржуазией, равно как и между монополистическими кругами и правительствами Франции и США.

Рост антифеодального и антиправительственного движения заставил сайгонскую администрацию в 1956 г. пойти на частичные уступки, в частности на ограничение крупного землевладения 100 га земли. Широко разрекламированные аграрные реформы, после проведения которых безземельные и малоземельные крестьяне все еще составляют более половины населения Южного Вьетнама, вызвали новую волну возмущения сайгонским режимом.

Южновьетнамские власти игнорировали требования народа прекратить террор, предоставить политические свободы, выполнить Женевские соглашения по объединению страны. В декабре 1960 г. представителями широких слоев населения был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). Учредительный съезд принял программу, направленную на изгнание империалистов, ликвидацию антинародного рещима и восстановление единства родины на мирной демократической основе. В конце 1961 г. в Южном Вьетнаме образовалась Вьетнамская народно-революционная партия, выражающая интересы рабочего класса и трудящихся масс страны.

Против патриотических сил правящие круги Южного Вьетнама бросили полумиллионную армию, оснащенную новейшим американским вооружением. Несмотря на все усилия марионеточных сайгонских властей и американских империалистов подавить национально-освободительное движение, южновьетнамские патриоты продолжают вести упорную борьбу. К началу 1966 г. НФОЮВ контролировал уже 4/5 всей территории Южного Вьетнама с населением более 10 млн. человек. В освобожденных районах народные власти проводят земельную реформу, в результате которой крестьяне получили свыше 2 млн. га земли. Впервые в истории Южного Вьетнама создана широкая сеть народных школ, где учится больше школьников, чем в городах, контролируемых сайгонскими властями. В свободных зонах действуют радиостанция, кинофабрика, педагогический институт; издается около 40 газет, книги и журналы. Армия освобождения Южного Вьетнама продолжает наносить удары по марионеточным войскам и американским военным базам. Чтобы спасти прогнивший сайгонский режим, правительство США, игнорируя протесты мировой общественности, начало открытую агрессию против южновьетнамского народа и ДРВ. В Южный Вьетнам брошены крупные соединения американских войск, территория ДРВ подвергается бомбардировкам американской авиации. Борьба вьетнамского народа находит широкую поддержку миролюбивых сил мира, в первую очередь Советского Союза, который оказывает героическому Вьетнаму широкую разностороннюю помощь.