Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Природа, население и возрастной состав стран Юго-Восточной Азии
Этнография - Народы Юго-Восточной Азии

Природа, население и возрастной состав  стран Юго-Восточной Азии

Юго-Восточная Азия охватывает страны, расположенные на полуострове Индокитай и на Малайском архипелаге—Больших Зондских иМалых Зондских, Молуккских и Филиппинских островах. К Индокитаю относятся Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Малайя, Сингапур; на Малайском архипелаге расположены Индонезия, Саравак, Сабах (Северное Борнео), Бруней, Восточный (Португальский) Тимор, Филиппины. Географические условия pj Юго-Восточной Азии нами условно отнесена и западная половина острова Новая 1 винея, составляющая часть Республики Индонезии (Западный Ириан), несмотря на то, что географически весь остров относится к Океании. В 1963 г. Малайя, Сингапур, Саравак и Сабах объединились в федерацию, названную Малайзией; Сингапур вышел из нее в 1965 г.

Площадь рассматриваемой территории составляет около 4,5 млн. кв. км, максимальная протяженность с севера на юг — 4,4 тыс. км, с запада на восток — 5,5 тыс. км.

Юго-Восточная Азия может с полным основанием рассматриваться как единая в географическом и историко-культурном отношении область. Она довольно отчетливо подразделяется на два района — материковый и островной; Малайя (полуостров Малакка), хотя и соединена с материком узким перешейком, все же теснее связана в хозяйственном и историко- культурном отношении с островным миром, чем с континентальным.

Большая часть Юго-Восточной Азии, а именно вся материковая ее часть и некоторые крупнейшие острова (Суматра, Калимантан, Ява), покоится на большом материковом массиве — Зондской платформе. Над этой платформой возвышаются хребты; на полуострове Индокитай они образуют меридиональные горные цепи, южнее — круто поднимаются со дна Индийского и Тихого океанов и выступают на поверхности в виде вытянутых цепочками островных групп — Больших и Малых Зондских, Молуккских, Филиппинских. Вдоль Зондских островов простирается полоса вулканов, среди них много действующих. При весьма сильной расчлененности рельефа высота горных вершин не очень велика: высочайшая из них(Кинабалу на острове Калимантан) достигает 4175 м над уровнем моря.

В Индокитае и на крупнейших островах горные цепи окаймляют обширные низменности, прорезанные полноводными реками. Для рек этой области характерна интенсивная эрозионная деятельность, многие из них образуют широкие дельты; местами у побережий образовались равнины, сложенные аллювиальными наносами, морская береговая линия вблизи устьев больших рек непрерывно меняется.

Рассматриваемая область расположена по обе стороны экватора и почти целиком входит в пояс жаркого климата. Для нее характерно обилие влаги и высокие температурі; однако имеются значительные внутренние различия, связанные с расположением отдельных районов по отношению к экватору » с удаленностью их от моря и особенно с их высотой над уровнем океана. На основной части территории’ Больших Зондских и Молуккских островов, полуострова Малакка, Западного Ириана и на юге Филиппин климат экваториальный. Температуры и осадки отличается здесь равномерностью. На низменностях среднесуточная температура воздуха круглый год 25—27° тепла, она отклоняется максимально лишь в пределах 5—6°. На возвышенных склонах климат переходит в умеренный, на наиболее высоких вершинах подолгу задерживается снег. Годовые осадки повсюду превышают 2000 мм, а кое- где на наветренных горных склонах доходят до 4500 и даже до 6000 мм. В странах Индокитая, на Малых Зондских островах и на севере Филиппин — субэкваториальный климат. Здесь год резко делится на два сезона дождливый и засушливый; смена времен года обусловливается чередованием муссонов. Годовое количество осадков варьирует в разных местностях от2000 м до 1000 и даже до 700 мм; меньше всего осадков выпадает во внутренних горных районах Бирмы и Таиланда и на восточных островах Индонезии.

В Юго-Восточной Азии преобладают красноземные и латеритные почвы, по большей части сильно оподзоленные; на таких почвах успешно разводят чай, кофе и многие другие плантационные культуры. На склонах и в окрестностях вулканов образовались весьма плодородные вулканические почвы. Очень плодородны также аллювиальные почвы в долинах больших рек в их среднем и нижнем течении; это основные районы разведения риса и центры максимального сосредоточения населения.

Растительный мир Юго-Восточной Азии чрезвычайно богат и разнообразен. Большие пространства заняты тропическими влажными лесами. Прибрежные участки в районах дельт окаймлены плоскими сильно заболоченными маршами, на них произрастают мангровые и казуариновые деревья, пальмы нипа и кокосовая. Леса занимают значительно больше половины поверхности почти всех рассматриваемых стран: в Таиланде и Лаосе до 70%, в среднем по Юго-Восточной Азии — 62%. Ценные породы леса составляют важную статью экспорта Индонезии, Бирмы, Таиланда и других стран.

В недрах Юго-Восточной Азии содержатся самые разнообразные ископаемые. Пока еще выявлена лишь их незначительная часть. Важнейшие из них — крупные залежи нефти в Бирме, на островах Суматра, Калимантан и в Западном Ириане и мирового значения запасы оловянно-вольфрамовых руд на островах Банка и Белитунг близ Суматры и в горах Малакки. Имеются также залежи железа, хромитов, бокситов, каменного угля, золота и др.

Большинство стран Юго-Восточной Азии до недавнего времени находилось в колониальной зависимости от империалистических держав; этим объясняется слабость национальной промышленности, резкое преобладание сельского хозяйства, его отсталость и монокультурность.

Главная продовольственная культура во всей Юго-Восточной Азии — рис. Он составляет основу питания населения. Однако в ряде стран (Малайя, Филиппины) рис вытесняется плантационными культурами; эти страны, как и Индонезия, импортируют рис, Бирма же, Таиланд и отчасти Вьетнам его экспортируют. Важное значение в экономике большинства стран Юго-Восточной Азии имеют экспортные культуры — гевея (эти страны дают 90% мировой продукции натурального каучука), кокосовая пальма (90% мировой товарной копры), кофе, сахарный тростник и др. Животноводство развито лишь в некоторых районах (остров Мадура в Индонезии, плоскогорья Траннинь и Боловен в Лаосе, Корат в Таиланде и др.).

Промышленность, в особенности обрабатывающая, развита слабо. Из стран Юго-Восточной Азии вывозится нефть (Индонезия, Бруней, Бирма), олово (Малайя, Индонезия, Таиланд), ценные породы леса. Имеются предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья (рисоочистительные, маслобойные, сахарные заводы), однако легкая промышленность не удовлетворяет даже собственных нужд. Во всех странах развиты кустарные промыслы и ремесла.

С ликвидацией колониальной системы некоторые страны Юго-Восточной Азии постепенно освобождаются и от прежней экономической зависимости, однако процесс этот идет неравномерно. В таких странах, как Малайя, Филиппины, Таиланд, продолжается внедрение иностранного капитала,, поощряемое политикой правительств этих стран. В Бирме, Камбодже расширяется национальная промышленность (в частности государственная) и ограничивается роль капитала западных держав (особенно бывших «своих» метрополий). В Демократической Республике Вьетнам крупные промышленные предприятия начали строить лишь при народной власти; в 1961 г. более 76% национального дохода страны уже дал социалистический сектор.Обилие тепла и влаги, плодородие почв позволяют во многих районах Юго-Восточной Азии получать по два урожая в год, а в некоторых районах — даже по три. Благодаря этому здесь еще в древности выросли на базе традиционного рисоводства очаги наиболее густого в мире земледельческого населения. Основная масса населения сосредоточена в дельтах крупных рек и в некоторых районах по морскому побережью. В дельтовых районах рек Иравади, Менама, Меконга и Хонгха (Красной), занимающих лишь 7% всей территории, размещено свыше половины населения Индокитая. Средняя плотность населения дельты Хонгха превышает 600 человек на 1 кв. км, а в некоторых местах на 1 кв. км приходится даже 1200 человек. В то же время обширные заросшие лесом горные территории, засушливые районы и заболоченные побережья заселены очень редко. Четверть территории Индокитая, где плотность населения менее одного человека на 1 кв. км, можно считать практически не заселенной. Около трети территории полуострова имеет плотность населения менее 10 человек на 1 кв. км. Ещеболее резки контрасты в густоте заселения на островной части Юго-Восточной Азии: плотность населения на Яве в 60 раз выше, чем на Калимантане, и в 250 раз выше, чем в Западном Ириане; в некоторых местах Явы (округ Адиверна) плотность сельского населения доходит до 2400 человек на 1 кв. км. Это наивысшая на всем земном шаре плотность населения в сельской местности. На большинстве островов архипелага население сосредоточено у морского побережья и по течению крупных рек, что связано с историческими обстоятельствами заселения этих островов извне, с моря, и с трудностью проникновения в их глубинные районы. Кроме того, на многих островах природные условия внутренних областей менее благоприятны для хозяйственного использования. На некоторых островах густо заселены внутренние нагорья (например район озера Тоба на Суматре), а обширные прибрежные болота-марши, неудобные для земледелия и являющиеся очагами малярии, почти безлюдны.

Резкая неравномерность распределения населения по территории сказывается в каждой из стран Юго-Восточной Азии, вплоть до самых небольших: при пользовании графой табл. 1, показывающей среднюю плотность населения по странам, следует учитывать, что эти цифры выведены из огромного разнообразия плотностей населения в разных районах каждой из стран.

Доля городского населения во всех странах Юго-Восточной Азии (за исключением Сингапура) до недавнего времени была очень невелика, что связано с преимущественно сельскохозяйственным направлением их экономики. В большинстве этих стран в последние годы происходит стремительный рост городов, преимущественно крупнейших, в которых сосредоточена значительная часть городского населения. Сведения об общей численности его опубликованы не по всем странам Юго-Восточной Азии; имеющиеся данные показывают, что даже в наиболее урбанизированных странах в городах живет менее половины населения: в Малайе (1957 г.) — 42,7 %, в Брунее (1960 г.) — 43,6%, на Филиппинах (1960 г.)— 35,3%. Во всех остальных странах оно не достигает 20%: в Южном Вьетнаме (1959 г.)—17%, в Сараваке (1960 г.) — 15%, в Индонезии (1961 г.) — 14,9%, в Сабахе (1960 г.) — 14,9%, в Камбодже (1958 г.) — 12,8%, в Таиланде (1960 г.) — 11,8%, в Демократической Республике Вьетнам (1960 г.) — 9,6%.

В Юго-Восточной Азии имеется шесть городов с населением свыше 1 млн. человек: в Индонезии (Джакарта — 2 млн. 973 тыс. жителей и Сурабая —1млн. 8 тыс. жителей в 1961 г.), в Таиланде (Бангкок — 1 млн. 600 тыс. жителей в 1963 г.), в Южном Вьетнаме (Сайгон—Іїїолон — 1 млн. 250 тыс. жителей в 1964 г.), на Филиппинах (Манила — 1 млн. 139 тыс. жителей в 1960 г.) и в Сингапуре (Сингапур — 1 млн. 865 тыс. жителей в 1965 г.). Четыре города имеют 0,5—1 млн. жителей: Рангун (822 тыс. жителей, с пригородами — 1 млн. 500 тыс. в 1957 г.) в Бирме, Бандунг (977 тыс. жителей) и Семаранг (503 тыс. жителей в 1961 г.) в Индонезии, Ханой с пригородами (900 тыс. жителей в 1960 г.) в ДР В Юго-Восточной Азии население увеличивается движение населения - быстрыми темпами, что характерно для многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, недавно освободившихся от колониальной или полуколониальной зависимости, в недалеком прошлом отсталых, ныне быстро развивающих свою экономику. Высокая рождаемость в таких странах связана с рядом исторически обусловленных факторов: ранними браками, традицией многодетности, поддерживаемой религией, отсутствием знаний и средств, необходимых для регулирования в семьях числа рождений, и т. д. В последние десятилетия проведение ряда простейших санитарно-медицинских мероприятий привело к снижению чрезвычайно высокой в прошлом смертности, которая теперь начала приближаться к уровню ее в развитых капиталистических странах; соответствующего снижения рождаемости не произошло (факторы, влияющие на рождаемость, сложнее и действуют медленнее). В связи с этим естественный прирост населения чрезвычайно возрос.

Рост населения в Юго-Восточной Азии опережает средний рост по земному шару и даже нееколько превышает прирост по Азии в целом. Между 1958 и 1963 гг. население мира увеличивалось в среднем на 1,8% в год, в Азии— на 2,3%, в Юго-Восточной Азии — на 2,4%. Население описываемого района увеличилось со 104 млн. человек в 1900 г. и 128 млн. в 1930 г. до 248 млн. в 1965 г.; с 1900 г. доля его во всем населении зарубежной Азии повысилась с 11,3% до 13,1%, а в населении мира — с 6,4% до 7,4%. За последние 40 лет население более чем удвоилось. Огромный прирост населения стал одной из важнейших проблем в странах Юго-Восточной Азии. Снижение рождаемости, начавшееся в последние годы в некоторых из них (Филиппины), дает основание предполагать, что со временем и в соседних странах индустриализация и урбанизация приведут (как произошло ранее в странах развитого капитализма) к снижению рождаемости и выравниванию естественного прироста населения на каком-то среднем уровне.

Возрастной состав населения Юго-Восточной Азии

Половой и возрастной ТИПичен для слаборазвитых в недавнем прошлом состав населения стран: соотношение возрастных групп характеризуется исключительно высокой долей ранних возрастов (немногим менее половины всего населения составляют дети до 14 лет); очень невелика роль старших возрастов (6% лиц старше 60 лет); группа основных работоспособных возрастов (от 15 до 59 лет) составляет около половины населения.

Соотношение мужского и женского населения различно в каждой из стран, оно зависит от смертности мужчин и женщин в каждой возрастной группе и от соотношения самих этих групп. По имеющимся (недостаточно, правда, точным) данным, почти во всех странах Юго-Восточной Азии (как и в большей части Азии вообще) численность мужского населения несколько преобладает; однако в связи с тем, что в таких крупных республиках, как Индонезия и ДРВ, больше женщин, по Юго-Восточной Азии в целом мужчины составляют лишь 49,9% всего населения.

Население рассматриваемой области неоднородно по уровню социально-экономического, и этнического развития. Наряду с развитыми в экономическом и культурном отношении народами, уже сложившимися или формирующимися в нации (а в некоторых случаях служащими ядром национальной консолидации), во многих районах есть группы, сохраняющие черты родо-племенного строя; некоторые из них ведут кочевой образ жизни. Во всех странах Юго-Восточной Азии идут интенсивные этнические процессы: ассимиляция мелких этнических общностей крупными народами, размывание одних этнических границ и более отчетливое выявление других, усиление территориально-экономических связей, консолидация мелких народностей в более крупные и т. д.

По этническому составу населения Юго-Восточная Азия отчетливо делится на две части. Первая из них — Индокитайский полуостров (без Малайи) — заселена многочисленными народами, относящимися к различным языковым семьям и группам. Сложность этнической картины Индокитая объясняется историей его заселения — миграционными потоками, шедшими последовательными волнами с севера в течение тысячелетий (см. «Первоначальное заселение и древнейшая этническая история», стр. 23—64). Особенно пестро в этническом отношении население на севере Индокитая. Это одна из наиболее сложных по этническому составу областей земного шара; здесь на сравнительно небольшом пространстве вперемежку живет несколько десятков народов, говорящих в подавляющем большинстве на языках различных групп китайско-тибетской и мон-кхмерскй лингвистических семей.

В Юго-Восточной Азии очень значительны различия между населением равнинных и горных районов. Все крупные народы рассматриваемого района — вьетнамцы (вьеты), сиамцы (кхонтаи), бирманцы, кхмеры, малайцы, яванцы, сунды, висайя, тагалы и другие — живут преимущественно в равнинных местностях. Горные районы заселены различными малочисленными народами. Многие мелкие народы находятся на ранних стадиях этнического развития и представляют собой, по существу, группы племен. Нередко племена, входящие в такие группы, сл'або связаны между собой и в экономическом и в культурном отношениях. Другие группы достигли сравнительно высокой степени консолидации; территориально-экономические связи у них преобладают над связями родо-племенного характера; эти группы .уже превратились в народности. В большинстве источников, относящихся к периоду, когда страны описываемого района находились в колониальной зависимости, племенные группы показываются с максимально возможной дробностью и зачастую не объединяются в родственные общности.

1. В настоящем очерке и на всех этнографических картах нами принято упрощенное деление языковых семей только на группы. Лингвисты обычно делят языковые семьи на ветви и подветви, группы и подгруппы. Наши группы обычно соответствуют ветвям лингвистов.

2. Так, данные переписи населения Индии 1931 г. выделяют в Бирме 136 местных языков, диалектов и говоров. Масперо показывал во Вьетнаме до 70 народов, а в Лаосе— свыше 30. Креднер насчитывал в Таиланде до 35 различных этнических общностей. Даже по небольшой Малайе в материалах переписи населения 1947 г. указывается более 50 народов. Число этнических единиц, выделяемых разными авторами по всем странам Индокитая, превышает 300. В сводных данных переписи населения Индонезии 1930 г. имеется около 160 этнических названий; существуют списки народов Индонезии, содержащие свыше 300 названий этнографических групп. На одной из последних этнических картосхем, опубликованных по Филиппинам, показано около 90 этнических стороны, в литературный и научный обиход широко вошли такие собирательные этнонимы, как «даяки», «тораджи», «папуасы», «серамцы»; под каждым из них подразумевается несколько нередко весьма различных народов. Почти все горные народы Вьетнама, Камбоджи и Лаоса, независимо от их генетических связей и языковой принадлежности, традиционно включались в одну общую группу. Народы этой группы во Вьетнаме назывались «мои», в Камбодже — «пнонги», в Лаосе — «кха».

Процессы этнического развития, идущие быстрыми темпами, непрерывно меняют этнический облик Юго-Восточной Азии. В результате консолидации и ассимиляции многие прежде изолированные группы постепенно сливаются с соседними более крупными и развитыми народами. Так, в настоящей работе к бирманцам отнесены араканцы, ванбье, тавойянцы, мергуанцы, дану, инта, тауньйо, сак (луи), мро и другие группы, расселенные по периферии этнической территории бирманского народа. По происхождению эти группы (за исключением араканцев, представляющих собой, по-видимому, древнейший слой бирманцев) связаны с живущими по соседству с бирманцами народами — каренами, шань, качинами, чинами и др. Однако в результате ассимиляции все эти этнические общности уже фактически вошли в состав бирманской нации и могут рассматриваться как ее этнографические группы. Таким же образом к качинам отнесены мару и лаши. Ассимиляция малых народов крупными идет и в других областях Юго-Восточной Азии.

В составе некоторых народов Индокитая сохраняются внутренние подразделения; часть исследователей выделяет их в качестве самостоятельных этнических единиц. Например, карены делятся на три основные группы — его, пво и бве; в их состав включаются также падаунги и таунгту (или баоо). Среди кхмеров выделяются такие группы, как анрах, пор, чон, чамрэ и др. Сохранили родо-племенное деление и такие народы, как чины, нага и т. д.

В некоторых районах Индокитая расселены многочисленные горные племена, мало связанные друг с другом. На основании близости языков и сходства элементов материальной и духовной культуры все эти племена (их около пятидесяти) объединены при описании в четыре группы — горные таи, горные моны, горные кхмеры и горные индонезийцы, или горные чамы.

В отличие от большинства других областей зарубежной Азии, для Индокитая не существует общепринятой классификации народов. Основываясь на сходстве в словарном составе и грамматическом строе различных групп языков, разные исследователи создали классификационные схемы, значительно отличающиеся друг от друга (см. раздел «Языки Юго- Восточной Азии», стр. 64—72). Подавляющее большинство (свыше 88%) населения Индокитая составляют народы китайско-тибетской языковой семьи, состоящей из следующих групп: тибето-бирманской, таи, вьет-мыонгской, китайской и мяо-яо. Около 9% населения Индокитая говорит на языках мон-кхмерской семьи.

В Индонезии расселено около 150 народов, подавляющее большинство которых (96% населения страны) говорит на языках индонезийской группы малайско-полинезийской языковой семьи. Языки очень небольшой части населения этой страны принадлежат к меланезийской группе той же семьи. На языках других семей говорят только северохальмахерские и папуасские народы, живущие на востоке Индонезии, а также национальные меньшинства иностранного происхождения — китайцы, арабы, индийцы и др. В стране имеется 13 крупных народов (от 1 млн. человек и выше), составляющих 89% населения; еще 18 народов и групп близкородственных народов численностью 200 тыс.— 1 млн. человек составляют 7,4% населения. На долю остальных 120 народов приходится 3,6% населения; это, как правило, племенные группы, занимающие внутренние (а в Восточной Индонезии — и прибрежные) области большинства островов Индонезии. Разложениє родо-племенного строя, характерное для этих групп в недавнем прошлом, в последние десятилетия ускорились.

Процессы консолидации в Индонезии имеют двойственный характер. С одной стороны, происходит сближение тесно связанных групп племен (например батакских) или близких между собой народностей (например яванцев, сундов и мадурцев), постепенное объединение их в единые более крупные народы. С другой стороны, все усиливается и общеиндонезийское единство; этот процесс связан с активной борьбой, которую вег  в последние десятилетия народы страны за свою независимость; его подкрепляют проводимые мероприятия по внедрению единого государственного языка, чему способствует взаимная близость языков Индонезии и широкое распространение здесь с периода средневековья малайского языка.

На Филиппинах, как и в Индонезии, почти все народы говорят на языках индонезийской группы. Особенности исторического развития привели к образованию в этой стране четырех отчетливо выраженных групп народов, которые различаются по антропологическим признакам, религиозной принадлежности и ряду культурно-исторических и этнических особенностей. Первую группу составляют крупнейшие народы страны, живущие на побережьях островов (висайя, тагалы, илоки и др.) и исповедующие христианство. Вторую группу образуют мусульманские народы южных островов Филиппин, обозначаемые обычно общим названием «моро»; они живут изолированно, не смешиваясь с соседними народами. Глубинные горные районы заселяют разобщенные племена (ифугао, бонтоки, букидноны и др.), придерживающиеся анимистических верований и постепенно ассимилируемые соседними более крупными народами. К числу наиболее отсталых народов относятся негритосские племена аэта, обычно выделяемые в литературе в отдельную группу ввиду их антропологического своеобразия.

На Филиппинах также наблюдаются две противоречивые тенденции в этническом развитии. С одной стороны, среди филиппинцев широко развито движение за внедрение тагальского языка как государственного во все облас- ти жизни и среди всех народов. Этому благоприятствуют сильно развитые внутренние миграции, особенно переселение на южные острова, что приводит к дальнейшему смешению населения. С другой стороны, не менее сильна тенденция к образованию трех центров национальной консолидации: тагальского, висайского и ил окского. К ним тяготеют остальные народы.

По преобладающему вероисповеданию населения в рассматриваемой области отчетливо выделяются три зоны: в первой из них почти все население (свыше 90%) исповедует буддизм. К этой зоне принадлежат все страны Индокитая за исключением Малайи, которая и в этом отношении ближе к островной части Юго-Восточной Азии. Вторая зона — мусульманская; в нее входят Индонезия, Малайя, Саравак, Сабах, Бруней и крайний юг Филиппин. Третья — зона преобладания христианской (католической) религии, к которой относятся большая часть Филиппин и Восточный Тимор. Во всех этих зонах малые народы внутренних горных районов, слабо приобщенные к общегосударственной экономической и культурной жизни, сохраняют наряду с другими пережиточными элементами культуры древние племенные религии, связанные с различными первобытными культами — с анимистическими верованиями, культом предков и т. п. Значительные пережитки племенных культов также сохранились в той или иной степени у приверженцев всех вероисповеданий. В целом в Юго-Восточной Азии буддистов почти 100 млн. человек, свыше 90% их проживает в первой зоне. Численность мусульман превышает 100 млн. человек, почти все они живут во второй зоне, составляя в ней около 90% населения. Христиан свыше 35 млн. человек; свыше 80% их — жители Филиппин, где они составляют более 90% населения. Приверженцев племенных религий — более 5 млн. человек, индуистов — свыше 3 млн. человек (в Индонезии, Малайе и Бирме).