Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Брачные классы. Системы обозначения родства
Этнография - Народы Австралии и Тасмании

У большинства австралийских племен делением на две фратрии дело не ограничивалось: каждая из них в свою очередь подразделялась на два «брачных класса» (секции). Смысл деления на брачные классы — дальнейшее ограничение браков близких родственников. Дело в том, что деление на фратрии не совсем их предотвращало: при женской филиации оставался возможным брак отца с родной дочерью (ибо они принадлежат к разным фратриям), а при мужской — брак матери с родным сыном. Очевидно, чтобы помешать и этим бракам, многие племена ввели у себя систему четырех брачных классов.

Эта система гораздо сложнее двухфратриальной. Она состояла в том, что каждая фратрия делилась на два брачных класса и брак допускался только между определенными парами классов. Например, если одна фратрия делится на брачные классы А ж Ву а другая на С и D, то брак возможен только между А и С, между В и D, но не иначе. Самое же замечательное в этой системе то, что дети при таких браках не принадлежат ни к брачному классу матери, ни к классу отца, а к третьему классу, который входит в одну фратрию с брачным классом матери (при матрилинейном счете) или с брачным классом отца (при патрилинейном). Следовательно, если при материнском счете мужчина А женится на женщине С, то дети их будут D, а при браке мужчины С с женщиной А дети будут В. В свою очередь, когда мужчина В женится на женщине D, то дети причисляются к С, а когда мужчина D берет себе женщину В, то дети оказываются А.

Это можно изобразить в виде схемы.

Посмотрим на конкретных примерах, как действовала эта система регулирования браков. У племени камиларои (северо-восточная часть Нового Южного Уэльса; этот пример приводили в свое время Морган и Энгельс) были две фратрии — Купатин и Дилби, которые подразделялись на брачные классы (секции):

брачные классы

Порядок заключения браков имел следующий вид:

порядок браков

Это можно представить наглядно в такой схеме:

потомство

(горизонтальные стрелки означают браки, вертикальные — потомство).

схема

У тех племен, у которых фратрии не матрилинейные, а патрилиней- ные, схема брачных классов имела такой же точно вид, с одной толькоразницей: дети причислялись к брачному классу той же фратрии, в какую входил брачный класс отца. Примером могут служить брачные правила у южных аранда. У них каждая из фратрий (названий они не имели) делилась на два брачных класса.

фратрия

Мужчина Панунга вступал в брак с женщиной Пурула, и их дети были Бултара. Мужчина Пурула женился на женщине Панунга, их дети — Кумара. При браке мужчины Бултара с женщиной Кумара дети — Панунга, а при браке мужчины Кумара с женщиной Бултара дети — Пурула. Это изображается в схеме, которая вполне аналогична вышеприведенной (горизонтальные стрелки — браки, вертикальные — потомство):

система

Система четырех брачных классов была распространена в Австралии очень широко, хотя и не так повсеместно, как система двух фратрий. Племена юго-востока, от области оз. Эйр до Виктории, ее не знали. Зато она господствовала у племен Квинсленда и Нового Южного Уэльса и, переходя оттуда через Центральную Австралию (южные аранда и лоритья), охватывала часть Южной и всю Западную Австралию. При этом на востоке и на юге брачные классы сочетались с матрилинейными фратриями, в центре и на западе — с патрилинейными.

Названия брачных классов, как правило, непереводимы и из языков тех племен, где они существуют, не разъясняются. Это отчасти и понятно, потому что обычно у целого ряда племен обширной области имелись налицо одни и те же названия брачных классов, которые, очевидно, переходили от одного племени к другому и, может быть, происходят из языка какого-нибудь малоизвестного или даже давно вымершего племени. В тех немногих случаях, когда значение названий брачных класов известно, они означают животных.

Наиболее широко распространенные названия брачных классов у племени Нового Южного Уэльса: Ипаи, Кумбо, Мури, Куби; у племен Квинсленда: Вунго, Кубару, Гургела, Бунбаи; у племен центра и запада: Панунга (Банака), Бултара (Пальери), Пурула (Булунг), Кумара (Ка- римера). Все названия, впрочем, имеют у разных племен довольно разнообразные варианты.

Часть австралийских племен, не удовольствовавшись этим и без того уже довольно сложным делением на четыре брачных класса, подразделили каждый из них на два, так что получилась восьмиклассовая система.

Она господствовала у племен Центральной и Северной Австралии, от аранда до залива Карпентария. По всей вероятности, восьмиклассовая система зародилась где-то у северных племен и распространилась в южном и юго-восточном направлениях, переходя от племени к племени, и дошла до аранда; северные аранда приняли эту восьмиклассовую систему, но южные остались при четырехклассовой.

На примере северных аранда можно рассмотреть схему деления на восемь брачных классов (или подклассов, подсекций) и порядок заключения браков:

фратрии

Присмотревшись к этой таблице, мы видим, что порядок браков и счет происхождения несколько сложнее, чем при четырехклассовой системе, но по существу они похожи. Здесь также налицо непрямая филиация. Человек принадлежит, как при четырехклас,совой системе, к брачному классу (подклассу) своего деда по отцу, но уже не бабки, а прапрабабки по матери. По мужской линии брачные классы повторяются через одно поколение, но по женской — через три поколения на четвертое. Например, внук мужчины Панунга (сын его сына) будет тоже Панунга, но внучка (дочь дочери) женщины Панунга будет не Панунга, а Ук- нариа, и только внучка последней будет опять Панунга.

Такова в самых кратких чертах эта своеобразная, на наш взгляд странная и сложная, но стройная и симметричная структура четырех брачных классов и восьми подклассов. Невольно встает вопрос о ее смысле и происхождении. Вопрос этот тем более законен и тем более интересен, что вся эта система представляет собою совершенно исключительное явление, известное только" в одной Австралии и ни в одной другой стране никогда не наблюдавшееся.

Когда в 1880 г. Лоример Файсон впервые открыл для науки брачные классы камиларои и других австралийских племен, он с замечательной проницательностью угадал их значение, указав, что это есть не что иное, как форма группового брака. Брачные классы — это группы мужчин и женщин племени, между которыми допускаются брачно-половые отношения.

«Брак теоретически является коммунальным (т. е. групповым),— писал Файсон.— Иными словами, он основан на браке всех мужчин одного деления племени со всеми женщинами того же поколения в другом делении». Так, у камиларои все мужчины Ипаи считаются потенциальными мужьями всех женщин Кубита, все мужчины Кумбо — всех женщин Мата и т. д. Эта догадка Файсона в дальнейшем подтвердилась всеми новыми фактами, открытиями Хауитта, Спенсера и Гиллена и др. Брачные классы — несомненно организация группового брака. Но почему приняли они такую необычную и на первый взгляд странную форму?

Системы обозначения родства

Чтобы уяснить себе этот вопрос, надо познакомиться с системами родства у австралийцев.

Системы обозначения родства австралийцев принадлежат к классификаторскому «турано-ганованскому», как назвал его еще Морган, типу. Сами термины родства у разных племен, конечно, совершенно различны, но оощая структура родственных обозначений почти везде одна и та же.

Первая и важнейшая их особенность — групповой характер родственных терминов, чем они резко отличаются от наших индивидуальных обозначений. Если европейцы называют терминами «мать», «отец», «жена», «муж» и прочими каждый раз одно определенное лицо, то у австралийцев, напротив, каждый из подобных терминов обозначает целую группу лиц, и притом очень большую. Для австралийца «жена»; например, это любая женщина, входящая.в тот брачный класс, из которого он может брать себе жен, а он сам для них всех —«муж». Точно так же термином «отец» австралиец обозначает всех мужчин того брачного класса, к которому принадлежит его действительный отец, термином «мать»— всех женщин брачного класса, в который входит его настоящая мать, и т. д.; таким образом, «отцов», «матерей», «жен», «сыновей» и пр. у каждого австралийца очень много.

Например, у аранда мужчина брачного класса Аппунгерта называет всех мужчин брачного класса Панунга старшего, чем он сам, поколения— ката (отцы), всех женщин брачного класса Пурула того же поколения —майя (матери), всех мужчин своего собственного брачного класса и своего поколения он называет калъя (старшие братья) шшитиа (младшие братья), а мужчин старшего поколения — аранга (деды) и т. д. Правда, у тех же аранда и у некоторых других племен есть и особые обозначения для ближайших родственников; например, мужчина и женщина аранда может назвать своего родного отца, если это требуется, особым термином каталтъя, свою родную мать матъинга и т. д.; но эти «индивидуальные» термины образовались от тех же общих терминов и имеют явно позднейшее происхождение. Основное же значение всех этих терминов — групповое. Это свидетельствует с несомненностью о том, что австралийские номенклатуры родства складывались в эпоху полного господства группового брака и коллективных отношений родства.

Вторая характерная черта австралийских систем родства — строгое разграничение отцовской я материнской линий родства. Родственников по отцу и родственников по матери австралиец, в отличие от европейцев, никогда не обозначает одинаковыми терминами. Брата отца он всегда отличает от брата матери (у европейцев одинаково —«дядя»), сестру отца от сестры матери («тетка»), детей брата от детей сестры («племянник») и т. д.

Так, например, у тех же аранда дядя по отцу называется, так же как и отец,— ката, но дядя по матери — камуна\ сестра матери, так же как мать, майя, но сестра отца — вонна и т. п. Эта особенность указывает на тесную связь австралийской терминологии родства с системой двух экзогамных фратрий. В своем первоначальном значении термины родства, очевидно, обозначали не индивидуальное родство в нашем смысле, а прежде всего принадлежность к данной или противоположной фратрии.

Лучше всего видно это из такой поразительной особенности очень многих австралийских терминологий родства, как неодинаковость обозначений детей отцом и матерью. Например, у диери отец называет своих детей нгата-мура, а мать называет их татани\ у иваидьи отец называет их нгавин, а мать — нгаиянг.

Мало того, у некоторых племен (например, у аранда) мужчина называет своих детей и детей брата одним термином, а детей своей сестры другим; женщина же называет первым термином детей своего брата, а вторым детей своей сестры и своих собственных. У аранда первый термин — алирра, второй— амба.

Это довольно необычное различение находит себе простое объяснение, если допустить, что оба термина означали первоначально только принадлежность к определенной фратрии: алирра значило (при патрилинейном счете) «дети нашей фратрии», а амба—«дети чужой фратрии».

Третья отличительная черта австралийских систем родства состоит в том, что они всегда (за очень редкими исключениями, о которых будет сказано ниже) строго различают поколения, в особенности смежные. Родственники, принадлежащие к двум смежным поколениям, никогда не обозначаются одинаковым термином. Однако несмежные поколения иногда объединяются в одном родственном термине.

Но не только поколения, а и возрастные различия в пределах одного и того же поколения нередко отражаются в терминологии родства, особенно в своем поколении. Между старшими и младшими братьями и сестрами почти всегда проводится различие. Так, например, на языке лоритья старший брат называется кута, старшая сестра канкуру, младший брат маланту, а младшая сестра малангу. У многих племен это различение старшинства считается даже более важным, чем различение брата и сестры: нередко младший брат и младшая сестра называются одинаково, но отделяются от старших брата и сестры. Например, у аранда старший брат именуется, по Штрелову, калъя(по Спенсеру и Гиллену, окилиа), старшая сестра квайя (утаритъя), а младший брат и младшая сестра итиа. Нередко различаются также старшие и младшие братья и сестры отца и матери и т. п. Одним словом, в австралийских терминологиях родства сказалось очень важное значение, придаваемое возрасту и счету поколений в примитивном обществе.

Еще одна интересная особенность австралийских систем родства — часто встречающаяся в них взаимность обозначений (то, что в европейской терминологии почти отсутствует). Очень часто, например, муж и жена называют друг-друга одним и тем же словом: у аранда ноа, у арабана— пупа, у нарриньери — капи, у лоритья — кури. Столь же часто деды и внуки называют друг друга одинаково: у аранда арата значит отец отца (дед) и сын сына (внук), у арабана каднини имеет те же значения. Эта странная для нас черта еще раз напоминает о том, что австралийские системы родства складывались в совсем иных условиях общественной жизни, чем знакомые нам.

Наконец, последняя характерная черта этих систем заключается в одинаковости обозначений родственников и свойственников — черта, европейцу опять-таки чуждая и непривычная. У австралийцев она встречается постоянно. Так, один и тот же термин обозначает, например, сестру отца и мать жены, один термин — брата матери и отца жены, один — сына сестры и мужа дочери, один — дочь брата и жену сына, наконец, один — дочь брата матери и жену. Эта очень характерная особенность объясняется своеобразными формами брака, о которых будет сказано дальше.

Если теперь присмотреться к терминологии родства какого-нибудь племени в целом, то можно заметить, что она очень хорошо приспособлена к системе четырех и восьми секций в сочетании с делением на поколения. Это ясно видно из следующей схемы системы родства аранда:

родство аранда

Такое замечательное соответствие системы брачных классов и терминологии родства заставляет прийти к выводу, что то и другое причинна связано. Либо брачные классы возникли из системы родства, либо, наоборот, система родства из брачных классов. Какое из этих двух предположений является правильным, нетрудно видеть. Дело в том, что система восьми и четырех брачных классов — явление сравнительно позднее. Терминологии же родства, несомненно, складывались в отдаленном прошлом.

Кроме того, очень важно отметить, что совершенно такие же системы родства известны и у тех племен, где никаких брачных классов по было, а были только две фратрии.

Отсюда нетрудно уяснить себе и происхождение четырех- и восьмиклассовой системы у австралийцев. Эта система, видимо, сложилась в результате действия характерных брачных порядков австралийцев, основанных на экзогамных фратриях и на определенном исчислении родства. Рубрики этих брачных классов имелись фактически даже у тех племен, у которых названий брачных классов не было. Достаточно было ввести эти названия, чтобы сразу закрепить и как бы систематизировать группировку разных категорий родственников вокруг говорящего лица. Таким образом, брачные классы австралийцев есть не что иное, как систематизация терминологии родства, а тем самым — отношений группового брака.