Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Рутульцы: характеристика, хозяйство
Этнография - Народы Кавказа

Рутульцы — небольшая по численности народность, принадлежащая к лезгинской языковой группе, обитает на юге Дагестана, в верховьях р. Самура. Наиболее крупное их селение — Рутул, откуда произошло и название народности. Общего самоназвания у рутульцев нет. Они называют себя по имени тех селений, в которых проживают. Всего насчитывается 22 рутульских селения; 18 расположены в долине р. Самура и в ближайших к ней горах, два — в долине р. Ахтычая и два — в сопредельной с ней части северного Азербайджана. По переписи населения 1959 г., рутульцев в СССР насчитывается 7 тыс. человек.

На карте этническая территория рутульцев выглядит как нечто единое, но в действительности горные хребты затрудняют сношения между самурскими, ахтычайскими и азербайджанскими рутульцами. На территории рутульцев зима бывает холодная, а лето прохладное с частыми туманами и дождями. Склоны гор покрыты травянистой растительностью и служат хорошими пастбищами для скота. В окрестностях селений Рутул, Шин й Кайнар растут леса. Вершина горы Деавгая (4015 м над уровнем моря) покрыта вечным снегом. Частично снег держится летом и на некоторых других горах. Реки, текущие по территории рутульцев (Самур, Ахтычай, Карасамур и их притоки), отличаются бурным течением.

В административном отношении почти вся рутульская территория входит в состав Рутульского района Дагестанской АССР (районный центр—сел. Рутул). Исключение составляют сел. Хнов, входящее в Ахтынский район той же республики, и селения Шин и Кайнар, которые расположены в Нухинском районе Азербайджанской ССР. Ахтынский район населен лезгинами, а Нухинский — азербайджанцами. Рутульский район в лингвистическом отношении чрезвычайно неоднороден. Кроме 19 рутульских селений, в него входят 13 цахурских, четыре лезгинских, два лакских, одно аварское и одно азербайджанское.

Часть долины р. Самура, занятая ныне рутульцами, по-видимому, и была той первоначальной территорией, на которой в древности сложилось рутульское племя со своим особым языком. Многие современные рутуль- ские селения очень древнего происхождения. Сел. Рутул основано не позже первой половины I тысячелетия н. э. В селениях Ихрек, Михрек, Амсар и Лучек обнаружены каменные плиты с куфическими надписями, датирующими некоторые постройки в этих селениях XI—XIII вв. О сел. Шиназ имеется историческое известие от 1275 г. Тогда оно считалось крупным населенным пунктом и славилось своими оружейниками. «Хновская рать», т. е. ополчение жителей сел. Хнов, упоминается в 1598 г. з числе союзников шамхала тарковского. По литературным данным, сел. Хнов существовало уже около 1560 г.

До присоединения к России рутульцы представляли собой «'вольное общество», известное под названием «Рутульского магала». Магал был политическим союзом сельских общин. Управление магалом находилось в руках рутульских беков, которые были и постоянными военачальниками. Они представляли собой социальную прослойку, начавшую превращаться в феодальную знать. Правда, для решения важных вопросов беки обязаны были созывать народные собрания. По одним преданиям рутульские беки происходили от арабов, по другим — от елисуйсоких владетельных беков в Северном Азербайджане.

Имеются указания, что уже в конце XVI в. рутульские беки сносились с правительствами соседних стран. Не исключено наличие уже тогда Рутульского магала, как политического объединения значительной части рутульцев. Но первое упоминание об этом магале относится к 1728 г.1 В XVIII в. в Рутульский магал входили не только рутульские, но также цахурокие и некоторые лезгинские селения; включение последних в союз нередко производилось насильственно. Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским сел. Хрюк, которое рутульцам удалось, наконец, присоединить к своему магалу вместе с другим лезгинским сел. Зрых. В XVIII в. рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпарин- ского магала. Но Рутулу не удалось надолго закрепить над ними свою власть. В то время как некоторые лезгинские селения Ахтыпаринского магала в XVIII в. попали в зависимость от Рутула, два рутульских селения (Ихрек и Михрек) входили в состав Казикумухского ханства, а два других (Хнов и Борч) находились под властью Ахтыпаринского магала и оставались в нем и после того, как южный Дагестан вошел в состав России.

В начале XIX в. в близких к территории рутульцев районах утвердилась власть России. Еще задолго до появления русских войск в верховьях Самура рутульцы добровольно приняли русское подданство. Но зависимость от России ограничивала власть беков в магале, мешала их набегам на соседей, которых они стремились принудить к уплате дани. Беки проводили антирусскую агитацию. Это привело в 1838 г. к вооруженному столкновению с русскими войсками, которые нанесли поражение Ага-беку рутульскому. В 1839 г. произошло окончательное присоединение Рутульского магала к России и в 1844 г. он был включен в Самурский округ.

Условия жизни до революции

Издавна основным занятием рутульцев было скотоводство, преимущественно отгонное овцеводство. Разводили также коз, крупный рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Вплоть до революции методы ведения скотоводческого хозяйства оставались примитивными. Круглый год рутульцы держали скот под открытым небом. Никакого подкорма зимой мелкий рогатый скот не получал. Ежегодные неорганизованные перегоны с летних пастбищ на зимние сопровождались большим падежом скота. Чабаны зимой ютились в тесных, грязных и темных укрытиях, кое-как сложенных из камней.

В рутульоком земледелии господствовало однополье. Орудия труда в основном состояли из легкой сохи, поднимавшей только самый верхний слой почвы, кос, серпов, молотильных досок и деревянной лопаты для веяния. Урожайность ржи только в лучшие годы составляла сам-5, пшеницы — сам-2. В 1913 г. по всем культурам рутульцы собрали урожай, который не оправдал затрат па посев. Они совсем не возделывали овощных культур и не разводили садов.

Правда, по сравнению с периодом, предшествовавшим присоединению к России, в хозяйстве рутульцев во второй половине XIX — начале XX в. наблюдался определенный прогресс. Он был связан -не только с тем, что рутульцы, жизнь которых протекала прежде в постоянных войнах, получили возможность мирного развития, но и с ростом товарности хозяйства (главным образом животноводства) под влиянием капитализма. Эа период с 1856 по 1913 г. поголовье лошадей у рутульцев увеличилось почти в два раза, овец — более чем в три раза, а крупного рогатого скота — почти в шесть раз.

Известные сдвиги произошли и в земледелии. Так, посевы пшеницы за это же время увеличились в два раза. В хозяйствах зажиточных крестьян появились и более совершенные орудия труда — просорушки, фабричные косы, серпы и пр.

Однако рост сельскохозяйственного производства наблюдался у зажиточной части населения, в то время как основная масса крестьян влачила жалкое существование. Беки, кулаки и торговцы беспрепятственно эксплуатировали рутульскую бедноту, захватывали лучшие пастбища, покосы и пахотные участки. Столкновения между богачами и беднотой нередко доходили до кровопролития. Царское правительство каждый раз становилось на сторону эксплуататоров. Из числа рутульских беков, получавших офицерские чины в царской армии, правительство назначало начальника (наиба) Лучекского участка. Таким образом, беки и при царском правительстве сохраняли в своих руках административную власть над ру- тульским населением.

Перед Великой Октябрьской социалистической революцией для рутульского общества были характерны только некоторые элементы капитализма. В целом же рутульцы принадлежали к числу тех народов, которые не прошли капиталистической стадии развития. Вплоть до революции у них сохранялся феодально-патриархальный строй.

Культурный уровень рутульцев был очень низким. В единственном одноклассном училище, открывшемся в 1914 г. в Рутуле, два года спустя обучалось только 20 детей, причем среди них не было ни одной девочки. Развитие культуры тормозилось не только социальным и национальным гнетом, но также влиянием реакционного мусульманского духовенства. Ислам стал насаждаться у рутульцев с VII—VIII вв. когда Южный Дагестан подвергся нашествию арабов, насильственно обращавших местное население в свою веру2. На содержание духовенства и мечетей в 1913 г. в Лучекском участке тратилось почти в 11 раз больше денег, чем на все культурные и благотворительные цели, вместе взятые.

К моменту Великой Октябрьской социалистической революции рутульцы не представляли собой сложившуюся народность. Рутульские селения, расположенные в долине р. Ахтычая, равно как в Азербайджане, были оторваны от рутульских селений, расположенных по Самуру и Караса муру. Не было и достаточных экономических связей между рутульцами. Таким образом, основным элементом их этнической общности был язык. Несомненно, в далеком прошлом все рутульцы проживали вместе, скорее всего в долине Самура, откуда часть их позже переселилась на Ахтычай и в Азербайджан. Однако, несмотря на наличие языковой общности, у рутуль- дев не выработалось национального самосознания.

В этнографическом отношении рутульцев трудно выделить из общей массы гарского населения верхней части бассейна р. Самура, хотя в отдельных районах этой части Дагестана и существовали локальные особенности в обрядах, костюме, характере орнамента и т. д. Внешние экономические связи рутульцы поддерживали в прошлом главным образом с населением северного Азербайджана. В северном Азербайджане они арендовали зимние пастбища; туда же уходили на заработки рутульские отходники3. Базары северного Азербайджана для рутульцев были ближайшими местами сбыта продуктов животноводства, приобретения хлеба и промышленных изделий.

Экономические связи с Азербайджаном способствовали широкому распространению среди рутульцев азербайджанского языка, которым они пользовались для сношений с соседями (азербайджанцами, лезгинами, цахурами и лакцами), а также с русской администрацией в Дагестане. Русский язык знали очень немногие.

Хозяйственная отсталость, бедность, отсутствие просвещения, распространение исламских и доисламских суеверий, произвол беков, кулаков, духовенства и царских чиновников — вот что характеризовало жизнь трудящихся рутульцев до Великой Октябрьской социалистической революции.

Современная жизнь

За годы Советской власти произошли огромные изменения в экономике, культуре и быту рутульцев.

На новой основе развивается животноводство. Зимние пастбища, которые прежде рутульцам приходилось арендовать, теперь закреплены за колхозами в равнинных частях центрального и северного Дагестана. На животноводческих фермах проводится метизация скота. Зимние пастбища (кутаны) снабжены утепленными помещениями для скота и благоустроенными общежитиями для чабанов. Зимой овцы получают подкорм. В колхозах выстроены коровники, телятники и конюшни.

Самым ответственным периодом в работе животноводов является перегон скота с летних пастбищ на зимние. Прежде перегоны скота были частным делом отдельных хозяев и сопровождались большими потерями от бескормицы, недостатка водопоев, чрезмерного скопления скота на дорогах и вынужденных простоев в пути. В настоящее время перегоны производятся по определенному графику, разработанному в общереспубликанском масштабе. Введен перевоз овец по железной дороге. На скотопрогонных дорогах работают ветеринарные пункты, отведены специальные участки для выпаса в пути. Автомашины подвозят фураж для подкорма животных в места, где нет растительности; используют автомашины также для перевозки ягнят и отставших от стада овец.

Хотя животноводство остается ведущей отраслью хозяйства, значительно большее, чем црежде, развитие получило земледелие. Рутульцы выращивают пшеницу, рожь, ячмень, рис, кукурузу, а также горох, картофель и другие культуры.

В одном из официальных изданий 1930 г. о Рутульском районе говорилось, что «посевы картофеля здесь совсем незначительны (2,2 га) и никаких других культур, кроме зерновых, в районе нет». К 1959 г. площадь под картофелем и овощами в районе составляла 80 га. Таким образом, развитие огородничества у рутульцев целиком связано с коллективизацией сельского хозяйства. Только после коллективизации стали применяться севообороты и посевы сортовыми семенами. Посевные площади в районе значительно возросли. Кроме того, колхозы в течение лета используют под пашни часть зимних пастбищ. С организацией колхозов рутульцы стали заниматься садоводством. Во многих селениях уже выращены колхозные сады (общая площадь садов в районе к началу 1959 г. превысила 160 га).

Улучшение материального положения рутульских крестьян при колхозном строе уменьшило потребность в заработках на стороне. Но это не исключает наличия трудовых связей рутульцев с промышленными предприятиями на побережье Каспия, которым рутульские колхозы поставляют временную рабочую силу.

Благодаря улучшению дорог и развитию автотранспорта старая двухколесная арба, а также вьючные животные, как правило, уже не применяются для дальних перевозок. Там, где проходит арба, проходит и автомашина, поэтому недалеко то время, когда рутульскую арбу можно будет увидеть только в музее. Но вьючные животные — осел и лошадь, потеряв свое былое значение на главных коммуникациях края, остаются еще основным транспортным средством на горных тропах. При Советской власти в рутульских селениях появились телефон, телеграф и радио. Развитие средств сообщения и связи намного облегчило рутульцам сношения с Дербентом, Махачкалой и Баку.

До Октябрьской революции на территории бывшего Лучекского участка существовал только один фельдшерский пункт (в Ихреке). Ныне в Рутуле имеются больница, амбулатория, аптека и санитарно-эпидемиологическая станция, в других селениях — фельдшерско-акушерские пункты. С развитием медицинского обслуживания у жителей рутульских селений отпала необходимость прибегать к лечению знахарскими способами, столь распространенными до революции.