Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Общественные и семейные отношения агулов. Культура
Этнография - Народы Кавказа

В прошлом агулы жили большими семьями, которые, однако, во времена, еще памятные старикам, были сравнительно немногочисленны — 15—20 человек.

Глава семьи — отец или старший брат — пользовался почти неограниченной властью. Особенность семейных отношений агулов, весьма редко встречавшаяся у других народов, состояла в том, что при разделе семьи сестры, хотя бы уже давно вышедшие замуж, получали половину одной земельной доли и часть движимого имущества. После раздела семьи братья обычно поселялись по соседству. Родственные группы агулов — тохумы — насчитывали в некоторых селениях от 20 до 40 дворов. Каждый тохум имел свои пастбища и сенокосы, отдельное кладбище. Члены тохума поддерживали между собой тесную связь и защищали друг друга. Тохум по общему правилу был эндогамен, брак вне тохума был очень редким явлением. Эта тохумная эндогамия оказывала крайне отрицательное влияние на все стороны жизни агулов. Она приводила к изоляции агульских тохумов. к отчуждению между ними, мешала сплочению агулов в единую народность, консервировала отдельные диалекты и говоры.

Несмотря на родственную связь и родственные отношения внутри тохума, в нем уже произошло глубокое имущественное расслоение. Выделялись крупные бараново- ды, в то время как некоторые семьи стояли на грани нищеты. Обострялись противоречия и между тоху- мами: возвышались богатые тохумы, которые скупали или захватывали лучшие земли у бедных односельчан, главенствовали в джамаате, держали в своих руках сельские должности, сеяли вражду между селениями, поддерживали обычай кровной мести. Таким образом, этот подвергшийся глубокому социальному перерождению тохумный строй играл реакционную роль во всей жизни агулов. Он же препятствовал сплочению агулов с родственными им лезгинами.

Агульские селения состояли из трех-четырех тохумов и представляли собой сельскую общину. Во главе каждой общины стоял старшина. Большое влияние на сельские дела имели кадии и муллы. Вся эта сельская верхушка представляла и защищала интересы богатых тохумов и отдельных богатых семей, являясь в то же время послушным орудием царской администрации.

Семейные отношения и положение женщин у агулов в дореволюционное время, как и у других народов Дагестана и вообще отсталых народов царской России, характеризовались чертами патриархально-феодального быта, усугубленными влиянием ислама К

С установлением Советской власти и коренной перестройкой жизни народа сложились новые отношения и в агульской семье. В социалистическом обществе нет места закрепощению женщины. Пользуясь полным равноправием, агульская женщина активно участвует в общественной жизни.

Культура

В дореволюционное время на весь Кюринский округ, в который входили агулы, имелись лишь один врач и несколько фельдшеров. Находились они в Касумкенте и реальной помощи агулам оказывать не могли. При таких условиях агулы были целиком предоставлены знахарям. Распространенные © прошлом среди агулов эпидемические болезни являлись причиной большой смертности. В настоящее время медицинским обслуживанием охвачены все, даже самые отдаленные селения. В 1936 г., после проведения к агулам дороги, в сел.

Тпиг была построена районная больница. Недавно открыта участковая больница в сел. Чирах. Имеются также женская и детская консультации, сельские фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и т. д.

До Октября во многих агульских селениях не было ни одного грамотного человека. В первое время после революции школьное строительство, вследствие изолированности района, встречало большие трудности, но уже к 1929 г. (в ряде крупных селений появились начальные школы. В дальнейшем школьная сеть все больше расширялась. К началу 1958/59 учебного года в Агульском районе насчитывалось 20 школ. Первыми учителями в агульских школах были главным образом лезгины. С течением времени у агулов выросли собственные кадры учителей, работающие в школах вместе с учителями других национальностей.

Наряду со школьной сетью развивается и сеть различных культурно-просветительных учреждений. В районном центре имеются дом культуры и районная библиотека, в других селениях — сельские библиотеки, клубы, избы-читальни, С 1952 г. издается районная газета на лезгинском языке «Агульский колхозник». За годы Советской власти появились свои кадры специалистов: агрономы, врачи, зоотехники и др.

Хотя язык агулов принадлежит к лезгинской группе и таким образом лингвистически близок к языку собственно лезгин, различия между этими двумя языками столь велики, что агулы и лезгины понимать друг друга не могут. Вследствие наличия экономических связей некоторые агулы в той или иной мере знали и лезгинский язык. Точно так же, благодаря различного рода связям, в частности отходничеству, некоторые агулы говорили и на других языках Дагестана: лакском, даргинском, табасаранском. С азербайджанским языком были знакомы только те агулы, которые бывали в Азербайджане в качестве отходников. Следует отметить также, что у агулов другим языком, кроме родного, владели только мужчины. Агулки в прежнее время, как правило, никаких языков, кроме агульского, не знали.

За годы Советской власти в области языка у агулов произошли глубокие и весьма важные изменения. Родной язык полностью сохраняется в качестве разговорного языка дома, на работе, на сельских собраниях. Во всех же других случаях употребляется лезгинский язык. Лезгинский язык стал усиленно распространяться среди агулов после Октябрьской революции, в особенности после сооружения дорош и образования Агульского района. Интенсивное распространение лезгинского языка среди агулов обусловливается прежде всего расширением экономических и административных связей агулов с лезгинами. Сильнейшее влияние в этом смысле оказала школа: с самого начала преподавание в младших классах было поставлено не на агульском, а на лезгинском языке. Распространению лезгинского языка содействовало и то, что большинство специалистов и руководящих советских и партийных работников в Агульском районе составляли лезгины.

В результате лезгинский язык прочно вошел в жизнь и быт агулов. В настоящее время на лезгинском языке ведется все делопроизводство в Агульском районе — как в районных учреждениях, так и в селениях и колхозах. Все районные совещания также проводятся на лезгинском языке, но доклады и лекции в селениях читаются большей частью на агульском, и только в тех случаях на лезгинском языке, когда присутствует значительное число лезгин. Как было упомянуто, районная газета издается тоже на лезгинском языке. Теперь на лезгинском языке свободно говорят все, за исключением старых женщин и малолетних детей.

Наряду с лезгинским языком широкое распространение получил и русский язык, который многие агулы знали еще издавна. У агулов существовала уже давно сильнейшая тяга к нему, как к языку великого народа, языку передовой, высокой культуры. Знакомили агулов с русским языком, в частности, военные, стоявшие в агульских ущельях лагерем. Особенно быстро русский язык начал распространяться среди агулов после Великой Октябрьской социалистической революции. В настоящее время преподавание в агульских школах ведется на русском языке. В результате этого русский язык довольно хорошо знают все агулы, за исключением детей дошкольного возраста, пожилых женщин и иногда старых мужчин. Агульская интеллигенция владеет русским языком совершенно свободно. Надо отметить, что русский язык является, сверх всего, и средством общения и сближения агулов с другими, нелезгинскими народами Дагестана. Тяга к русскому языку и русской культуре среди агулов, в особенности среди агульской молодежи, очень велика. К русским книгам, русской литературе агулы проявляют большой интерес. Достаточно показательно то,, что фонды библиотек агульских селений состоят почти исключительно из русских книг и журналов. Журналы и газеты на русском языке пользуются у агулов большим спросом.

Большую роль в распространении русского языка и русской культуры среди агулов играют русские учителя, медицинские работники и другие специалисты. Многие русские, годами работающие в районе, изучили агульский язык. Это содействует расширению их влияния на жизнь и быт агулов. Агулы же не только учатся у них русскому языку, не, благодаря личному контакту, еще глубже воспринимают русскую культуру.