Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Агулы: характеристика, занятия. Поселения и постройки
Этнография - Народы Кавказа

Агулы — небольшая но численности народность Дагестана, язык которой принадлежит к лезгинской группе дагестанских языков. Агулы обитают в центральной части юго-восточного Дагестана, в высокогорной стране, занимая четыре глубоких ущелья: Агулдере, Хушанде- ре, Курахдере и Хпюкдере (по-агульски дере — ущелье). Агулдере было первоначальным местом поселения агулов, откуда они затем расселились по другим местам. В названных четырех ущельях разбросано 21 агульское селение, причем наибольшее число селений — в Агулдере.

Как селения, находящиеся в одном ущелье, так и сами ущелья были «ранее связаны между собой узкими горными тропами, доступными только пешеходу или всаднику. Но и эти тропы часто портились от дождей, обвалов и оползней и тогда на время становились непроходимыми. Зимой же все пути заваливало снегом, а если зима была очень снежная или суровая, то сообщение совершенно прекращалось. В еще большей мере были оторваны агулы от внешнего мира, с которым их связывали также только горные тропы через перевалы, либо труднопроходимые ущелья.

Самоназвание народа — агъул. Под этим именем известны они и другим народам. Однако в быту агулы предпочитают именовать себя по названию своего селения: хутхулец, буркиханец, хореджец и т. д. Наиболее ранние сведения о численности агулов относится к 1886 г.; тогда их было 6522 человека. В 1895 г. было зарегистрировано 7185 человек. По переписи населения 1926 г., агулов насчитывалось 7653, по переписи 1959 г.— 8 тыс. человек. В советское время, в особенности в годы Великой Отечественной войны, большое число агулов переселилось в собственно лезгинские районы, а также в города Дербент, Махачкалу и Баку.

В XVIII в. агулы, жившие в Агулдере, находились под властью кази- кумухских ханов. Другие агульские ущелья входили во владения иных феодалов, в частности кадия табасаранского. Таким образом, агулы были разобщены не только территориально, но и политически, п вместе с тем являлись объектом постоянной борьбы между различными феодалами.

После присоединения Дагестана к России, в начале XIX в. все агульские общества вместе с частью собственно лезгин вошли в состав Кюринского ханства, впоследствии преобразованного в Кюринский о>круг. Соединение всех агулов в одно административно-политическое образование положило начало их внутреннему сближению, а то, что они входили в это образование вместе с лезгинами, содействовало развитию экономических и культурных связей этих народов.

Когда в Дагестане была установлена Советская власть, агулы вошли, опять-таки вместе с лезгинами, в Курахский район. Административный центр этого района — сел. Курах — находится за перевалом, в 120 км от ближайшего агульского селения. Большую роль б установлении связей агулов с вйешним миром сыграло 'проведение дороги, прошедшей от агульского сел. Тпиг в Агулдере (через узкое и крайне труднопроходимое в прошлой Махудзре) до крупного лезгинского сел. Касумкент. Постройка этой дороги была начата в 1934 и окончена в 1936 г. Прибытие первой автомашины в сел. Тпиг было подлинным праздником для агулов. Вслед за окончанием строительства дороги, в том же 1936 г. был образован особый Агульский район с центром в сел. Тпиг.

Соседями агулов на востоке являются табасаранцы, на севере — собственно даргинцы, на северо-востоке — кайтагцы, на юге — лезгины и на юго-западе — рутульцы. Однако в силу географической изолированности агулов они с большей частью своих соседей имели в прошлом очень мало общения. Некоторые связи существовали у агулов с табасаранцами — там, где агульские селения примыкали к табасаранской территории. Исстари связаны агулы были только с собственно лезгинами, хотя и к ним вела в прошлом тяжелая дорога через Махудере. По своим внешним связям агулы резко отличались от своих соплеменников —рутульцев и цахурцев, которые в прошлом поддерживали очень тесные отношения с Азербайджаном и почти совсем не общались с собственно лезгинами. Связь агулов с собственно лезгинами экономически выражалась в том, что агулы пользовались большим базаром в крупном лезгинском сел. Касумкент. Агулы приносили сюда сыр, масло, шерсть, шубы, шерстяные носки и другие товары и покупали здесь зерно, мануфактуру, некоторые ремесленные изделия и т. д. Касумкентский базар сыграл большую роль в сближении агулов с лезгинами и в усвоении ими лезгинского языка.

Занятия

Основным занятием агулов всегда было скотоводство. Разводили главным образом овец, частично рогатый скот, в небольшом числе лошадей. Скотоводство агулов имело типично горный характер: летом скот пасли на высоких горных склонах, на зиму перегоняли на более или менее отдаленные пастбища. Однако только богатые имели возможность арендовать пастбища на плоскости (в районах Касумкента, Дербента и Табасарана). Бедняки вынуждены были оставлять скот на зиму в своих селениях, вследствие чего, особенно в суровые зимы, много скота погибало от бескормицы. Овцеводством у агулов занимались только мужчины; они пасли овец, доили их, перерабатывали молоко, стригли шерсть; за крупным же рогатым скотом ухаживали преимущественно женщины.

Скотоводство остается и в настоящее время основным занятием агулов, но оно изменилось самым радикальным образом. Во всех агульских колхозах созданы овцеводческие и молочные фермы. Колхозы обеспечены как летними (в горах), так и зимними (на плоскости) пастбищами. На пастбищах имеются необходимые помещения, инвентарь и пр. Скотоводческое хозяйство обслуживается специалистами — зоотехниками и ветеринарами, большинство которых — агулы.

Вторая после скотоводства отрасль хозяйства — земледелие. В прошлом оно имело крайне незначительные размеры. Ценой громадного труда отвоевывались у гор маленькие клочки удобной для пахоты земли и с не меньшим трудом приходилось их постоянно охранять от размывов, подновлять, удобрять и т. д. Посевы часто погибали от морозов и града. В результате, своего хлеба агулам не хватало, а завозить его в горы могли только богатые.

С победой колхозного строя земледельческое хозяйство агулов поднялось до высокого в горных условиях уровня. Большая часть колхозников использует под пашню не только обобществленную землю горных склонов, но и часть своих зимних пастбищ на плоскости. Урожай доставляется в горы на автомашинах. Основные культуры: пшеница, рожь, ячмень. Значительное место в хозяйстве агулов занимает теперь выращивание кукурузы, картофеля, бывшего раньше в горах редкостью, капусты, моркови и других овощей, вовсе неизвестных здесь в дореволюционное время (в 1958 г. под картофелем и овощами было занято в Агульском районе более 60 га). В агульских ущельях теперь разводятся также фруктовые сады, что в прежнее время считалось невозможным.

Тяжелые условия жизни вызвали у агулов в прошлом широкое развитие отходничества. Беднота уходила на заработки в Дербент, Кубу, Баку и другие районы Кавказа и даже во внутренние области России. На зиму уходили из дома почти все взрослые мужчины, в семье оставались только женщины, дети и старики. В настоящее время отходничество у агулов совершенно исчезло.

Поселения и постройки

Селения агулов располагались прежде в таких местах ущелья, которые были наиболее выгодны в оборонительном отношении. Поэтому одни селения прикрывались нависшими скалами, другие размещались амфитеатром по склону горы, преимущественно на самой круче. С начала XIX в., после присоединения Дагестана к России и замирения края, агулы стали спускаться в долины рек и образовывать там новые селения. До недавнего прошлого агульские селения делились на три-четьтре квартала, занятые отдельными тохумами. В пределах одного 'квартала дома стояли так близко друг от друга, что с крыши одного дома можно было легко перейти на крышу другого. В центре селения находилась мечеть, а площадь перед ней служила местом для празднеств и собраний джамаата. В некоторых селениях были и другие мечети, принадлежавшие отдельным богатым тохумам. Во всех селениях имелись оборонительные башни.

Старое жилище агулов в архитектурном отношении не отличается сколько-нибудь существенным образом от жилища других народностей горного Дагестана. Разница только в том, что агульское жилище делится не на мужскую и женскую половину, а на семейную и кунацкую. Кунацкая была, однако, только в домах зажиточных. Большая часть домов агулов не имела ни настоящих окон, ни печей. Свет проникал через маленькие четырехугольные отверстия, закрывавшиеся изнутри деревянными ставнями или заслонками. Пищу готовили на очаге, расположенном чаще всего в середине дома. Дым выходил в отверстие, сделанное в крыше, над очагом. Вечером жилище освещал чирах — глиняный сосуд чувякообразной формы, в который наливался мазут или керосин и опускался фитиль из ваты.

За годы Советской власти, в особенности после победы колхозного строя, агульское селение коренным образом изменило свой облик. Почти во всех селениях агулов ныне имеются школа, клуб, читальня, медицинский пункт, магазин. Везде существует телефонная связь. Центром селения являются сельсовет, правление колхоза, клуб. Большинство колхозников переделало свои дома заново, немало выстроено и совершенно шжыч многокомнатных домов. Очаг в кухне заменен камином, остальные комнаты в зимнее время отапливаются железными печками, которые на лето убирают. Чирах давно отошел в область предания, да и керосиновая лампа в настоящее время вытесняется электроосвещением. Значительные изменения произошли в обстановке и убранстве агульского жилища: появилась новая городская мебель, которая размещается обычно в кунацкой, новая хозяйственная утварь и посуда, во многих домах есть радиоприемники. Сохраняются и традиционные элементы, характерные для всего Дагестана: лари, ковры, серебряная и медная посуда кубачинского и лакского производства.

Пища и одежда

Пища агулов в основном сходна с лезгинской. Едят агулы, по традиции, на полу, застланном коврами.

Местная 'интеллигенция уже отошла от этого обычая. В гостеприимстве агулов есть черты, не известные другим народам Дагестана, в том числе и лезгинам. С пришедшим гостем здороваются только после того, как он снимет верхнюю одежду и оружие и посидит некоторое время в кулацкой. В отличие от других народов Кавказа у агулов не принято произносить за столом: какие-либо тосты.

Одежда агулов по своему типу, покрою и способу ношения близка лезгинской, но имеет и ряд обще дагестанских элементов: мужчины носили широкий тулуп, папаху, черкеску, бешмет, бурку, шерстяные носки. В настоящее время мужской национальный костюм у агулов почти не сохранился. Что касается женского национального костюма, то он встречается в агульских селениях и сейчас. Но многие агулки теперь отказались от ряда старых обычаев, например, от обычая прятать волосы. Они ходят с непокрытой головой, одеваются почти по-городскому. Этому содействует широкое проникновение к агулам фабричных тканей и отчасти готовой одежды и все развивающаяся связь агульских ущелий с другими районами. Большое влияние на одежду агулок оказывают русские, а также женщины дру-* гих национальностей, работающие в агульских селениях учительницами, врачами, зоотехниками и т. д.