Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современная жизнь табасаранцев
Этнография - Народы Кавказа

Советская власть возродила табасаранский народ. По инициативе трудового крестьянства, начиная с 1926 г., среди табасаранцев стали создаваться товарищества по совместной обработке земли. В дальнейшем на базе этих товариществ в борьбе с кулачеством возникли первые колхозы. Колхозный строй преобразил хозяйство табасаранцев. Сооружение новых оросительных каналов позволило на сотни гектаров увеличить площадь пахотных земель и отвести часть посевных площадей под такие технические культуры, как конопля, лен и др. Табасаранские колхозы получили возможность в больших масштабах культивировать пшеницу (озимую и яровую), ячмень, озимую рожь, просо, кукурузу, картофель, различные огородные и бахчевые культуры. Оснащение колхозов современной сельскохозяйственной техникой, развитие искусственного орошения, правильные севообороты, широкое применение удобрений — все это способствовало повышению урожаев. Наряду с сельскохозяйственными машинами табасаранцы пользуются и некоторыми старыми земледельческими орудиями, что в значительной степени объясняется рельефом местности и почвенными условиями табасаранских гор.

Табасаранские колхозники-мичуринцы вырастили улучшенные сорта груш, яблок, слив, абрикосов, заложили виноградники. Увеличена площадь фруктовых садов за счет кустарников и межей. Плоды дикорастущих деревьев (алычи, кизила, ореха и пр.) идут в переработку на плодоконсервные заводы. Развиваются у табасаранцев шелководство и пчеловодство.

Коренным образом изменилось животноводческое хозяйство табасаранцев: увеличено число летних и зимних пастбищ, в каждом колхозе выстроены скотные дворы, созданы ветеринарные пункты. Табасаранские колхозы имеют одновременно земледельческий и животноводческий профиль.

Наряду с созданием и укреплением сельскохозяйственных артелей было проведено объединение женщин-ковровщиц в специальные артели, что позволило уже к 1929 г. увеличить выпуск ковров в четыре-пять раз по сравнению с дореволюционным периодом. Ковровое производство растет из года в год. Труд ковровщиц в артелях высоко ценится и хорошо оплачивается. Многие колхозницы не члены артелей берут работу на дом. В каждом табасаранском доме обязательно имеется ковровый станок. Лучшие ковровщицы-табасаранки за высокое художественное мастерство были удостоены правительственных наград.

В соответствии с переменами, происшедшими в социальных отношениях и экономике, исчезли обычаи кровной мести, уплаты калыма, умыка,- ния. Женщина стала равноправным членом общества. Она активно участвует в общественной жизни колхоза или артели. Многие табасаранки являются членами правлений колхозов, председателями сельсоветов, заведуют клубами, избами-читальнями. Из среды табасаранских женщин выросли руководящие партийные и комсомольские работники.

Табасаранские селения по своей величине сильно разнятся между собой. В среднем они включают от 100 до 300 хозяйств. Встречаются, однако, и такие, в которых насчитывается всего 20—30 хозяйств.

Проведена большая работа по реконструкции селений, совершенствованию строительной техники, электрификации. В районных центрах (Хиве и Хучни) и в других селениях выросли современные общественные здания и благоустроенные жилые дома. Прочно вошли в обиход колхозников предметы городского быта: кровати, столы, фабричная посуда. Во многих домах имеются не только электрическое освещение, но и радиоприемники или репродукторы.

Современная одежда табасаранцев все больше и больше становится похожей на городскую. Национальные виды одежды прочнее сохраняются среди женщин, но и они стали носить платье городского типа (правда, обязательно с рукавами), пальто, фабричную обувь и т. д. Мужчины, как правило, носят обычную городскую одежду и обувь. Бешметы и черкески встречаются главным образом у стариков. Кавказская папаха по-прежнему распространена, но наряду с ней вошли в быт кепки и шапки-ушанки.

Почти все продукты питания доставляло в прошлом крестьянину его хозяйство. Но питание крестьян было очень скудным, мясо употреблялось только в праздники. В советское время, благодаря повышению материального благосостояния трудящихся, внедрению новых сельскохозяйственных культур, наличию в магазинах всевозможных товаров, пища стала более разнообразной и питательной. Повседневной стала мясная пища. Из баранины готовят шашлык, кебаб и другие традиционные блюда. Очень распространен хинкал, который едят с маслом, сыром, кислым молоком и чесноком. Готовят также пельмени, голубцы, плов, жаркое и т. д.

С начинкой из дикорастущих трав, а также творога и яиц приготовляют пироги различных видов. Варят всевозможные каши. Хлеб выпекают пресный и на закваске. К молочной пище табасаранцев относятся свежее и кислое молоко, творог, сыр, молочные супы. В летнее время приготовляют молочный прохладительный напиток — айран. Готовят также сладкие блюда из муки, меда, масла, орехов; из орехов приготовляют халву.

Далеко вперед шагнула культура народа. В каждом табасаранском селении открыты школы (во многих из них есть интернаты) 3, клубы, избы-читальни. Все дети колхозников учатся. Во многих селениях имеются киноустановки, электростанции, радиоузлы.

В районных центрах выстроены кинотеатры, больницы, поликлиники, детские сады, ясли и площадки. Медицинские и детские учреждения имеются также в других селениях. В сельских клубах выступают колхозные драматические кружки, артисты районных и республиканских театров.

Вместо старых праздников прочно вошли в быт новые праздники: годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и провозглашения автономии Дагестана (13 ноября 1920 г.), 1 Мая и т. д.

За годы Советской власти у табасаранцев появились письменность и литература на родном языке. Табасаранский язык — самый молодой среди остальных письменных языков Дагестана. Письменность на табасаранском языке создана в 1932 г., сначала на основе латинского алфавита, а с 1938 г. она была переведена на русский алфавит. В настоящее время на табасаранском языке издается районная газета «Колхоздин уьмур» («Колхозная жизнь»), а также общественно-политическая и художественная литература. Изданы школьные учебники на родном языке. Преподавание в старших классах, начиная с пятого, ведется на русском языке.

Из среды табасаранцев за годы Советской власти вышли десятки людей с высшим образованием. Табасаранцы имеют своих педагогов, научных работников, врачей, техников и других специалистов. Многие табасаранские юноши и девушки обучаются в вузах и техникумах Дагестана и других республик страны.

В Табасаране появились свои поэты и писатели. Среди них Багаутдин Митаров, погибший в боях за родину в годы Великой Отечественной войны. В 1940 г. Митаров издал сборник произведений табасаранских поэтов «Новые цветы», куда вошли и его стихи. Стихи из фронтовых тетрадей Митарова, сохраненных друзьями, после войны были напечатаны посмертно. Поэт выступал также как фольклорист и переводчик. Он перевел на родной язык ряд произведений Пушкина, Лермонтова, Низами.

Наиболее крупным современным табасаранским писателем является Абумуслим Джафаров. Первая книжка его стихов вышла еще в 1933 г. Ценным вкладом в табасаранскую литературу явились рассказы Джафа- рова «В прошлом и теперь», пьеса «От тьмы к свету», поэмы и многочисленные стихи.

Дальнейшее развитие получило народное творчество табасаранцев. Народные певцы-ашуги воспевают счастливую жизнь возрожденного народа.