Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Культура лезгинцев
Этнография - Народы Кавказа

До Октябрьской революции в лезгинских селениях почти не было медицинской помощи. Больных «лечили» местные знахарки и муллы, чаще принося не пользу, а вред. Инфекционные болезни — тиф, дифтерит, скарлатина и другие — уносили сотни человеческих жизней. В 1892 г. в Кюринском округе из 5608 заболевших умер 2591 человек, а в Самурском округе из 2968 заболевших — 1429 человек. Настоящим бичом в предгорных селениях была малярия. В селениях Орта-Сталь, Ашага-Сталь, Юхари-Сталь, Казмаляр и других нынешнего Касумкентского района 90% жителей болело малярией.

В настоящее время во всех районных центрах открыты больницы с амбулаториями, санитарно-эпидемиологические станции, женские и детские консультации и аптеки. В Касумкен- те и Магарамкенте есть противомалярийные станции, результатом деятельности которых является почти полное искоренение малярии. В некоторых других селениях также имеются свои больницы, родильные дома, ясли; в большинстве селений есть акушерско-фельдшерские пункты. До 1917 г. на всей лезгинской территории Дагестана было два врача, обслуживавших почти исключительно русских чиновников, местных богачей и духовенство. Сейчас же в одном только Касумкентском районе имеется две больницы, семь врачей (большинство их — лезгины) и 45 человек среднего медицинского персонала.

При Советской власти в лезгинских районах развернулось широкое культурное строительство. До 1917 г. на лезгинской территории было лишь несколько начальных школ. В настоящее время в лезгинских районах имеется 200 начальных и средних школ, шесть домов культуры (два в Касумкентском и по одному в остальных районах), около 70 библиотек, свыше 70 сельских клубов и изб- читален и т. д. В последние годы в Дагестанской АССР появился новый тюх культурного учреждения — передвижной клуб-автомобиль. Такие клубы имеются, в частности, в горных Ахтынском и Докузпаринском районах. В Ахтах работает районный музей краеведения, а в сел. Ашага-Стал находится дом-музей Сулеймана Стальского.

До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинской письменности практически не существовало. Попытки создания ее на основе арабского алфавита оказались неудачными. В 1928 г. была введена лезгинская письменность на латинской основе, а в 1938 г. она переведена на русский алфавит, с добавлением твердого знака и одного добавочного знака, выражающего взрывной характер звука. Сейчас, пользуясь этим алфавитом, на лезгинском языке в Дагестане издают разнообразную литературу, ведут преподавание всех предметов в первых четырех классах школ лезгинских селений. В старших классах преподавание ведется на русском языке. На лезгинском языке сейчас регулярно издается семь газет: одна республиканская и шесть в районных центрах. Кроме того, заметки на лезгинском языке нередко печатаются в газете, выходящей на табасаранском языке в сел. Хив.

До революции в лезгинских селениях трудно было встретить человека, знавшего русскую грамоту. В рассказе «Непрочитанное письмо» лезгинского писателя И. Вагабова говорится о том, как мать, получив от сына письмо на русском языке, долго носила его из одного селения в другое, чтобы найти кого-нибудь, кто мог бы это письмо прочесть. В наши дни русский язык стал вторым языком лезгин, как и других горцев Дагестана. На нем ведется преподавание в школах, начиная с пятого класса, и делопроизводство в районных учреждениях. Русский язык служит основным средством общения лезгин и родственных им этнических групп с другими народами республики.

За годы Советской власти создана национальная лезгинская художественная литература, которая использует богатый местный фольклор. Гардостыо народов Дагестана являются творения выдающегося поэта, классика лезгинской литературы, «Гомера XX века», как называл его М. Горький, Сулеймана Стальского. Большой популярностью пользуются стихи Етима Эмина и Тагира Хрюкского. В деле развития лезгинской художественной литературы большую роль играет литературный альманах «Дружба» на лезгинском языке, выходящий с 1949 г. Лезгинские писатели проявляют глубокий интерес к русской литературе и учатся на лучших ее образцах.

Одним из важнейших видов народного искусства является ковроделие. Народный гений создал разнообразные ковровые изделия, поражающие гармонией рисунка ж красок. Широко известны лезгинские ковры (ворсовые и безворсовые), коврового типа покрышки на седла, переметные сумы и узорчатые носки. Их красочный орнамент — свидетельство большого художественного вкуса мастериц. Особенно славятся ковры и ковровые изделия Ахтынского района.

Прежде ковровые изделия украшались только геометрическим орнаментом. В наши дни можно видеть и старые геометрические рисунки, и цветы (например, розы), и даже портреты. Лезгинские ковры (ахтынские, микрахские и др.) неоднократно экспонировались на международных выставках и всегда получали высокую оценку.

Лезгинские резчики по дереву издавна украшали геометрическим орнаментом капители столбов и барьеры веранды, сундуки, особого устройства полочки или ящики для хранения ложек и пр. Резчики по камню высекали на стенах домов и надгробных памятниках сложный геометрический и растительный орнамент, фигуры зверей и птиц, а также замысловатую вязь надписей. Ислам не разрешал изображать живые существа, но лезгинские мастера, не считаясь с запретом, сплошь и рядом высекали животных и птиц (лошадей, львов, оленей, соколов, павлинов и др.), причем многие произведения этого рода исполнены реалистично и с высоким мастерством. Но в целом изобразительное искусство лезгин до Великой Октябрьской социалистической революции не выходило за рамки прикладного искусства. Только при Советской власти появились у лезгин настоящие художники и скульпторы. В их числе известный скульптор X. Аскар-Сариджа, произведения которого можно встретить во многих районах Дагестана и вне его.

Лезгины сложили много разнообразных песен. Мелодии этих песен, хотя и сходны с мелодиями других дагестанских народов, имеют немало черт, сближающих их с мелодиями азербайджанцев. Самые распространенные у лезгин музыкальные инструменты — тар, кеманча, скрипка, зурна, гармоника и бубен. В советские годы у лезгин появились свои композиторы. Среди них особенной известностью пользуется создатель лезгинской симфонической музыки лауреат Сталинской премии Г. А. Гасанов.

Одним из любимых видов народного искусства лезгин являются танцы, в частности знаменитая «лезгинка». Без танцев не обходятся никакие народные гуляния и праздники. В последние годы у лезгин появились профессиональные балерины, исполняющие произведения мировой и русской балетной классики.

Крупным достижением лезгинского искусства было создание национального драматического театра. Первая театральная постановка была организована силами группы местных любителей еще в 1907 г. Первые пьесы шли на азербайджанском языке. В 1914 г. впервые была поставлена небольшая пьеса на лезгинском языке. Редкие и случайные любительские театральные постановки в советское время не могли удовлетворять быстро растущие культурные запросы лезгинского населения. Поэтому в 20-х годах в Ахтах был организован Государственный лезгинский драматический театр, с 1948 г. находящийся в Дербенте. В его репертуаре — пьесы лезгинских, русских, азербайджанских, аварских, кумыкских и других писателей. Театр ставит спектакли на трех языках — лезгинском, азербайджанском и русском. В составе труппы, наряду с такими известными мастерами, как народный артист РСФСР М. Кухмазов, народные артисты Дагестанской АССР С. Велиханов, С. Агабалаев, Ш. Кухма- зова, много молодых талантливых актеров (Б. Айдаев, А. Исрафилова- Алиева, А. Сайдумов и др.), окончивших Государственный институт театрального искусства в Москве.

Рост национальной по форме, социалистической по содержанию лезгинской культуры, как и развитие лезгинской экономики, сопровождался созданием кадров национальной интеллигенции. Трудно назвать такую профессию или специальность, которой не освоили бы лезгины. Вместе со всем народом молодая лезгинская интеллигенция активно участвует в строительстве коммунистического общества.