Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Социальный строи лакцев в прошлом. Религия. Литература и искусство
Этнография - Народы Кавказа

До революции среди лакцев существовало деление на следующие сословия: багтал (ед. число—баг), т. е. беки, знать, состоявшая в родстве с прежними кази-кумухскими ханами и владевшая основной массой скота и земельными угодьями, ч1анк1ри — дети беков и женщин из нижестоящих сословий, уздантал (ед. число — уздан) — незакрепощенные крестьяне (большая часть лакского населения), рейят — крепостные, освободившиеся от зависимости лишь в 1913 г., и, наконец, лагъарт (ед. число — лагъ) — потомки совершенно бесправных рабов. Наличие большого числа незакрепощенных крестьян свидетельствовало о низком уровне развития лакского феодализма. Однако во второй половине XIX — начале XX в. феодально-патриархальные формы эксплуатации переплетались уже с капиталистическими. Этот период ознаменовался ростом отходничества, углублением имущественного неравенства и социального расслоения крестьянства. Во многих даже овцеводческих селениях встречались хозяйства, не имевшие овец, например, в сел. Кули было немало таких хозяйств, в то время как один из кулаков этого селения имел 2 тыс. овец. Недостаток земли у лакцев ощущался сильнее, нежели у других горцев Дагестана. Пятая часть лакцев- мужчин ежегодно уходила на заработки.

Наряду с феодальными отношениями и ростками капитализма сохранялись пережитки патриархально-родовых отношений, в частности пережитки родового деления. Род (тохум) состоял иногда из одной «фамилии» (ккъул), иногда из нескольких. Фамилия в свою очередь делилась на патронимии, обозначаемые у лакцев термином усурсу, что значит «брат и сестра». В состав усурсу входили только те из ближайших родственников, которые находились в тесном общении друг с другом. Лакское усурсу — это группа малых .семей, каждая из которых имела самостоятельное хозяйство, семей близкородственных, не далее пятого колена, близко друг к другу живших и находившихся в постоянном общении между собой. Тохум приходил на помощь своему члену только в важных случаях. Обычно же в случае необходимости оказать материальную или иную помощь действовал не тохум, а усурсу. Следов большой семьи у лакцев нет, но в народе помнят, что в сел. Вихли некогда существовала семья, состоявшая из 150 человек и имевшая общее хозяйство.

Пережитки родового деления частично сохраняются и сейчас, но не играют уже сколько-нибудь заметной роли в общественной жизни.

Кровная месть теперь, конечно, совершенно изжита, но еще не так давно она была реальным фактом общественного быта лакцев. По словам стариков, если в селении происходило убийство, то сельский старшина! старался прежде всего примирить кровников, т. е. уговорить потерпевший род принять плату за кровь от рода убийцы. Е&ли примирение не состоялось, старшина выдавал убийцу родственникам убитого для расправы. После того как лакские земли вошли в состав России, виновного в убийстве стали высылать из селения на шесть-семь лет, в течение которых ему безнаказанно могли мстить родственники убитого. По истечении этого срока убийца мог возвратиться домой, и в таком случае мстить ему уже не полагалось. Прежде всего он являлся к хану, который собирал родственников убитого и показывал им убийцу, поставленного спиной к собравшимся. После этого хан объявлял убийцу неприкосновенным. Иногда убийца в поисках путей к примирению, завернувшись в белую простыню, неожиданно являлся перед матерью убитого и насильно прикасался губами к ее груди. Став таким образом как бы молочным братом убитого, он избавлялся от кровной мести. Обычай требовал мести не только за убийство, но и за ранение. При определении платы за кровь исходили из того, что повреждение кости, пулевая рана в лицо — тяжелее, чем рана в мякоть, рана от холодного оружия и рана не в лицо. Плата за лишение руки, ноги или глаза определялась в половину платы за убийство.

Религия

Официальной религией лакцев был ислам суннитского толка, насильственно насаждавшийся еще арабами, но укоренившийся у лакцев лишь в XIII—XIV вв. Длительный период господства ислама стер следы местных доисламских верований. Характер древних лакских культов лишь слабо обнаруживается в некоторых еще недавно бытовавших обрядах. В лакском языке для обозначения понятия «бог» сохранился древний термин заллу, буквально означающий «хозяин». Прежде, а иногда и сейчас, в лакских селениях весной справлялся праздник первой борозды — хъарас щаву (буквально «выход на пашню»). В прошлом, перед уборкой урожая, праздновали день «хлебной жертвы» (къурниеса), в поле устраивалось моление и угощение бараньим мясом, купленным в складчину. Осенью перед стрижкой баранов устраивался особый праздник также с угощением бараниной.

Происшедшие в жизни горцев глубочайшие изменения подорвал*! основы религии. В настоящее время в Лакии нельзя встретить ни действующих мечетей, ни массового соблюдения религиозных исламских или доисламских обрядов.

Просвещение и здравоохранение

Присоединение к России положило начало проникновению к лакцам передовой русской культуры. Особенно большое значение имело открытие русских школ. К 1917 от. в лакских селениях существовало шесть начальных училищ и одно высшее начальное (в Кумухе). Конечно, это никак не могло удовлетворить тяги народа к образованию, которое по-прежнему оставалось роскошью, доступной лишь привилегированным. Но и то немногое, чего добились лакцы в области культуры в течение XIX и начала XX в., было достигнуто вопреки проводившейся царским правительством политике, целью которой было удерживать народные массы в состоянии темноты и невежества.

Только Советская власть открыла маленькому лакскому народу все возможности для культурного развития. В лакских селениях создана сеть школ, культурно-просветительных и лечебных учреждений. Осуществлено всеобщее образование и ликвидирована неграмотность. Преподавание ведется до пятого класса на лакском языке, а затем — на русском.

Вот некоторые конкретные данные: в трех лакских районах насчитывается 80 школ с 648 учителями, подавляющее большинство кот^рыx (481 человек) принадлежит к коренной национальности. Культурно-просветительную работу в этих районах ведут четыре дома культуры (два в Лакском и по одному в Ново-Лакском и Кулинском), 46 сельских клубов и изб-читален, 37 библиотек.

Столь же показательны сведения о развитии народного здравоохранения. Население лакских районов обслуживает свыше 60 медицинских учреждений, в числе которых больницы, родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты и т. д. В Лакском районе 12 врачей, из них 10 — лакцы. В Кулинском и Ново-Лакском районах все врачи принадлежат к коренной национальности. Показательно и то, что в Ново-Лакском районе половина врачей — женщины, а в Лакском женщин-врачей больше, чем мужчин.

За годы Советской власти выросла многочисленная прослойка лакской интеллигенции: это не только педагоги и врачи, но также партийные и советские работники, артисты, инженеры, агрономы, ученые (доктора и кандидаты наук). Та часть лакской интеллигенции, которая работает за пределами Лакии, имеет обыкновение проводить свой отпуск в родных селениях. Летом сюда приезжают, особенно в сел. Кумух, люди разных профессий из Москвы, Тбилиси, Баку, Ростова-на-Дону, Харькова, Свердловска, Ленинграда и других городов Советского Союза.

До Великой Октябрьской социалистической революции, несмотря на давнишнее существование письменности (на основе арабского алфавита), лакская литература была представлена небольшим числом произведений.

Наиоолее ранним литературным памятником лакского языка, известным науке, является перевод персидского лечебника, сделанный в 1734 г. В 1865 г. появилась первая печатная книжка на лакском языке, то была «Казикумухская азбука», составленная русским лингвистом П. К. Усларом. По инициативе и под руководством Услара в 1866 г. вышел из печати лакский перевод, сделанный А. Омаровым, сочинения Ушин- ского «Вода, воздух и их видоизмене- I - ния», а в 1867 г.— «Арифметика», на- ] писанная А. Омаровым. Составленный П. К. Усларом лакско-русский словарь с грамматическим очерком лакского языка, в противоположность только что названным сочинениям, имел не столько практическое, сколько научное значение. Во всех этих сочинениях для лакского языка был применен русский алфавит, к которому П. К. Услар добавил несколько новых знаков для выражения специфических звуков лакского языка. Алфавит Услара и первые лакские книги, написанные им и А. Омаровым, практически применялись в Кумухской школе в 60-х годах XIX в. Но после закрытия этой школы лакский алфавит на русской графической основе был забыт.

Авторы позднейших печатных сочинений на лакском языке, изредка появлявшихся в дореволюционное время, будучи воспитаны в мусульманских духовных школах, пользовались для лакской письменности арабским алфавитом. В 1912 г. в Петербурге С. И. Габиев начал издавать первую лакскую газету «Ххяххя барчъ» («Заря»). В 1914 г. она была закрыта за помещение в ней антиправительственных статей.

В советское время лакцы отказались от трудного для изучения арабского алфавита и перешли сначала на латинский (в 1928 г.), ас 1938 г. на русский алфавит, что облегчило также усвоение русского языка. Только после революции окончательно сложился единый литературный язык на основе кумухского диалекта. С 1923 г. в сел. Кумух стала издаваться лакская газета «Зах1маткаш» («Трудяшиеся»), позже переименованная в «Щусса ххуллу» («Новый путь»), существующую поныне и обслуживающую жителей Лакского района. В сел. Ново-Лакском издается газета «Щусса лакрал колхозник» («Новолакский колхозник»). С 1952 г. в Кулинском районе в сел. Вачи начала выходить третья лакская газета — «Ххяххя барчъ» («Заря»).

Литература и искусство

В советский период появилась разноооразная литература на лакском языке: политическая, учебная, научно-популярная, художественная; выросла плеяда лакских писателей. Широко популярны в Дагестане талантливый поэт и прозаик, писавший по-русски, ныне покойный Э. Капиев, народный поэт республики, в прошлом неграмотный лудильщик, А. Гафуров, поэт и прозаик И. X. Курбаналиев, поэт-переводчик Ю. Хапалаев, создатель лакского романа К. Закуев, драматурги М. Чаринов и М. Алиев, поэты С. Габиев, А. Гусейнаев, детский поэт Н. Юсупов и др.

В сел. Кумух существует лакский драматический театр, который возник на базе любительского кружка, появившегося здесь в (начале 20-х годов. На первых порах существования этого театра все роли, в том числе и женские, исполнялись мужчинами. Сейчас театр имеет постоянную труппу, в состав (которой входят талантливые актеры и актрисы. Все они, в том числе и ведущий актер театра — заслуженный артист РСФСР и народный артист Дагестанской АССР М. Мусалаев, выходцы из самодеятельных коллективов.

У лакцев особенно развиты музыка, пение, танцы, изобразительное искусство. Богатый фольклор (сказки, оказания о нартах, дэвах, героические, лирические, Обрядовые и бытовые песни, поговорки, загадки и пр.) в наши дни пополняется народными произведениями на современные темы. Своеобразны напевы лакских песен. Они часто исполняются под аккомпанемент музыкальных инструментов: чугура (род мандолины), зюн- нав (зурна), дач1у« (барабан), ччиргъилу (бубен), тара, кеманчи, мандолины, скрипки. На всех этих инструментах играют преимущественно мужчины. Теперь у лакцев есть и свои композиторы-профессионалы. Наиболее известны среди них М. Кажлаев и Ш. Акниев.

Ни один праздник или свадьба у лакцев не обходится без танцев. Их исполняют парами, не касаясь друг друга, (причем танцующая женщина обычно не смотрит в лицо своему кавалеру. Наиболее распространенный танец — род лезгинки.

Народное изобразительное искусство лакцев богато и оригинально. Балхарские росписи по керамике, орнаментация серебряных изделий, чеканные и гравированные узоры на медных кувшинах, вышивки, резьба по камню известны далеко за пределами Лакии. В последние годы в Бал- харе стали изготовлять декоративные изделия. Балхарская скульптура получила высшую награду («Приз президента») на международной выставке керамики в Остенде. Среди лакцев появляются талантливые скульпторы и архитекторы.