Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Средства сообщения и связи лакцев. Семья и брак. Праздники и игры
Этнография - Народы Кавказа

Главным средством сообщения между районами в настоящее время является автотранспорт. Колхозы имеют автомашины, перевозящие как грузы, так и пассажиров. Ново-Лакский район примыкает к главной железнодорожной магистрали Северного Кавказа (центр района расположен в 18 км от города и железнодорожной ст. Хасавюрт). Лакские горные районы находятся далеко от железной дороги (центр Лакского района — в 124 км, центр Кулинского района — в 150 км от города и ст. Буйнакск). Связь этих районов с ближайшими железнодорожными станциями осуществляется с помощью автомашин. Между сел. Кумух и г. Буйнакском для перевозки пассажиров еще до Великой Отечественной войны учреждено регулярное автобусное сообщение. Кроме того, сел. Кумух связано авиалинией с Махачкалой. Арба, запряженная быками, лошадь и осел (в качестве верховых и вьючных животных) превратились из универсальных транспортных средств в средства сообщения преимущественно между селениями внутри районов.

В настоящее время все лакские районные центры имеют телефонную связь между собой, с Махачкалой и со всеми сельсоветами района. Во всех сельсоветах открыты почтовые агентства или отделения. В районных центрах есть радиоузлы, обслуживающие по нескольку сот радиоточек каждый.

Семья и брак

Семейный быт лакцев за последние годы претерпел глубокие изменения. Ушли в црошлое многие старинные обычаи, в частности обычаи, связанные с родами. Прежде рождение ребенка происходило в присутствии и с помощью бабки^-повитухи, которая получала плату пшеницей. Для облегчения родов роженице давали лить воду, в которую клали бумажку с написанной на ней молитвой, или окуривали роженицу дымом от подожженной соломы, принесенной из мечети.

В настоящее время женщин, живущих в районных центрах и ближайших к ним селениях, на время родов помещают в больницы. К услугам бабки-повитухи ныне обращаются только в глухих дальних селениях. К моменту родов ближайшие родственники матери новорожденного приготовляют колыбель, одежду, одеяло и все необходимое для ребенка. На седьмой день после рождения ребенка его родители созывают гостей и устраивают угощение. Прежде во время этого угощения мулла совершал обряд наречения новорожденному имени, причем мулла трижды нашептывал одну из молитв в ухо ребенка. Теперь имя ребенку выбирают родители. В прежнее время, по требованию ислама, лакские мальчики в возрасте от двух до семи лет подвергались обрезанию. «Специалистами» по обрезанию считались жители сел. Улучура, которые в поисках заработка ходили по разным селениям Дагестана и вообще мусульманским районам Кавказа.

Свадебные обычаи лакцев во многом сходны со свадебными обычаями других дагестанских народов. Молодой человек, сделав предложение девушке и получив от нее согласие, посылает к ее родителям свою мать, сестру или другую родственницу. По получении предварительного согласия, окончательно договариваться идут мужчины. Прежде в сговоре центральное место занимал торг о калыме. Промежуток времени между сватовством л свадьбой иногда исчислялся одним-двумя годами, в течение которых жених должен был накопить средства для уплаты калыма. Теперь калыма не существует и этот промежуток времени сократился. Раньше молодому человеку до самой свадьбы не разрешалось встречаться и разговаривать с просватанной за него девушкой. Теперь этот обычай не соблюдается. За 40 дней до свадьбы жених посылает невесте свадебный наряд, кольца и другие вещи, а взамен получает кисет, платок и т. п. Свадьба начинается с пирушки, которую устраивает в честь жениха один из его приятелей. Перед вечером жених в сопровождении родственников, друзей и знакомых с музыкой возвращается в свой дом. Придя в дом жениха, гости заходят во двор или взбираются на крышу, и здесь устраиваются танцы. Жених в продолжение всей свадьбы в танцах не участвует, он сидит за столом с тамадой и почетными гостями. Шафера, ударяя палками по плечу гостей, отбирают из них 'хех, которые должны идти за невестой. Отобранные с музыкой отправляются к дому невесты, где ждут ее выхода. Считается хорошим тоном, чтобы невеста не торопилась уйти к жениху.

Наконец, невеста в белом национальном платье, с закрытым лицом выходит со своего двора в сопровождении музыкантов, большого числа подруг, одетых так же, как и она, и мужчин — ее родственников и знакомых. Ожидающие посланцы жениха встречают ее музыкой и вместе с ней идут к дому жениха. Перед входом зажигают большой костер, и невеста мимо Р1его проходит в дом. За нею входят все сопровождающие ее женщины и девушки. Сопровождающие мужчины в дом жениха не заходят. Невесту у входа встречают родители жениха, дают ей взглянуть в зеркало, а мать жениха целует ее в лоб. При входе в дом невеста получает подарки. Невесту отводят в комнату, где она прячется за занавеску и сидит там вместе со своей пожилой родственницей, которая поучает ее, как вести себя в разные моменты свадьбы. Сторона невесты удаляется пировать в дом родителей невесты, а сторона жениха празднует свадьбу в его доме.

Около полуночи к невесте приходит жених в сопровождении своего приятеля. В прежнее время это и был собственно момент первого знакомства жениха с невестой. Жених, невеста, находящаяся с ней пожилая родственница и приятель жениха выпивают бутылку сладкого вина, после чего родственница и приятель уходят, оставляя молодых наедине.

Свадьба цродолжается два-три дня. До сих пор существует обычай торжественного выхода молодой жены первый раз за водой. Она идет в сопровождении женщины с запасом халвы, которую раздает молодым людям, специально собравшимся к ручью, чтобы не дать ей набрать воды. Придя домой, молодая прежде всего дает выпить воды своему мужу. После этого она может исполнять любую работу в новом для нее доме.

Следует заметить, что лакцы, не чуждаясь экзогамного брака, все же предпочитают эндогамию.

Праздники и игры

До 30-х годов XX в. излюбленным развлечением под- ростков-мальчиков была так называемая «каменная воина», которую устраивали в дни весенних праздников. Ьсе подростки селения делились на две партии, каждая из них выбирала командиров, знаменосцев и санитаров, и устраивали нешуточное сражение камнями, превращавшееся в побоище. Иногда в нем участвовали взрослые.

В сел. Кумух ежегодно 1 мая и 7 ноября устраиваются конные скачки на дистанцию около 7 км.

Из других видов физических упражнений у лакцев распространено бросание плоских камней весом по 5—7 кг, поднимание гщри или тяжелых камней, прыжки, бег, борьба, волейбол, футбол. Борьба начинается с того, что один партнер берет другого левой рукой через плечо, а правой — сзади за пояс, сцепляя при этом пальцы обеих рук. Побежденным считается тот, кого повалят на лопатки. Раньше лакская молодежь упражнялась в фехтовании на деревянных шпагах. Одно из лакских селений, Цовкра, до сих пор славится своими канатоходцами и акробатами. Исстари большой популярностью у лакцев пользуется игра в шахматы (один из многочисленных народных вариантов), в которой вместо шахматных фигур передвигали камешки. Сейчас играют в обычные шахматы.