Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Пища, одежда лакцев. Поселения и жилища
Этнография - Народы Кавказа

Пища лакцев состоит из мясо-молочных и мучных блюд, а также из овощей и картофеля. Из муки делают круглые пресные лепешки на дрожжах, выпеченные в особой глиняной печке, напоминающей собою опрокинутый чугун без дна. Стоит такая печь обычно во дворе под навесом. Дым выходит как из верхнего отверствия, так и из бокового, служащего для растопки. Тесто, замешенное- в четырехугольном деревянном корыте, приклеивается к внутренним рубчатым стенкам печки после того, как она успеет прогореть и накалиться. Поместив в печке несколько лепешек, хозяйка закрывает оба отверстия печки и ждет, когда лепешки испекутся. Повседневная пища лакцев — молочный суп с кукурузными клецками, толокно, брынза, вяленая баранина, жареный картофель, молоко, скисшее топленое молоко с мукой и чай. К числу распространенных у лакцев блюд относятся плов, голубцы с подливкой из кислого молока, рисовая каша, куриное мясо, зажаренное с яйцами.

В одежде лакцев, в общем сходной с одеждой городского населения,, все же сохраняются некоторые черты старинного национального костюма. Так, мужчины нередко носят папаху и кавказский пояс. До сих пор широко распространены бурки. Черкеску или бешмет можно увидеть только изредка и то лишь* у стариков. В настоящее время традиционный костюм надевает колхозная молодежь на праздники и для выступлений в кружках самодеятельности.

Лакцы Кулинского района — мужчины и женщины разных возрастов иногда носят вязаную обувь. Прежде такая обувь была распространена по- всей лакской территории.

Подобно мужчинам, и женщины носят преимущественно одежду городского покроя. Только на свадьбах можно увидеть старинную женскую национальную одежду — длинные шелковые платья белого цвета с разрезом посредине и с большим вырезом на груди, стянутые белыми шелковыми шнурами. Рукава платья делаются длинными и разрезаны по всей их длине. Из-под такого платья видна поддетая под него кофта со стоячим воротником и узкими рукавами. Эта кофта шьется из того же белого шелка, что и само платье. Длинные шаровары, которые раньше носили все женщины,, носят теперь только старухи. Девушки и женщины покрывают голову большим платком, часто из натурального белого шелка, с узорами, вышитыми белыми же шелковыми нитками. Это выходной головной убор; повседневным же служит черная сатиновая косынка. Старинные женские головные уборы лачек сохранились главным образом в сел. Вихли. Женщины этого селения, так же как и даргинки, закрывают волосы особым плотно облегающий' голову матерчатым убором, который на затылке стянут гармошкой из-под него свисает ниже пояса полотнище, напоминающее собой полотенце. Низ свисающей части вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Поверх этого убора женщины сел. Вихли накидывают белое, очень длинное- (до 5—6 м) покрывало, закрывающее вместе с головой также плечи и спину. Белый цвет этого головного убора отличает вихлинских женщин от соседних даргинок, носящих подобные же головные уборы, но только черного цвета. Кроме того, лакские женщины не носят на лбу даргинского серебряного жгута.

В Кулинском районе многие женщины и дети зимой и летом надевают внакидку короткие овечьи полушубки с фиктивными рукавами, книзу сужающимися до 2—3 см, на концах зашитыми. В Кулиаско^м же районе можно видеть на детях короткие курточки, сшитые из кусочков разноцветной материи, с нашитыми на спине и на плечах серебряными монетами. Головным убором кулинских ребят является парчовая шапочка с плоским верхом. Сзади шапочки спадает кусок пришитой к ней материи. Маленьким девочкам заплетают волосы в мелкие косички.

Поселения и жилища

Лакские селения (шар), расположенные в горах, сходны с селениями других народов горного Дагестана. Здесь те же каменные дома с плоскими крышами и узкие кривые улицы. Каждое селение делится на несколько частей, или, условно,—«кварталов», называемых лакцами в одних случаях мах1ла, в других — жамят. До революции каждое махла имело свою мечеть с принадлежащими ей вакуф- ными землями, свое кладбище, свое особое место для собрания мужчин (ккурч!а) и своего старшину (вакил). В сел. Кумух, кроме семи жамят- ских кладбищ, существовало еще два: одно ханское, а другое специально лля приезжих чужестранцев, которых на общих кладбищах не хоронили. До сих пор сохранились названия махла, отдельные для каяедого из них кладбища и постоянные места, где собираются мужчины для дружеских бесед. Все остальные атрибуты прежних махла теперь, конечно, не существуют. Если до революции объединяющим центром жителей селения была общая для всех махла соборная мечеть, то в наши дни таким объединяющим местом стало правление колхоза.

Внешний облик лакского селения за годы Советской власти гакже очень сильно изменился. Здания большинства мечетей или снесены, или перестроены для других целей, в селениях появился ряд неизвестных ранее общественных зданий: школы, клубы, читальни, лечебные учреждения и т. д. Колхоз им. Гаруна Саидова в сел. Кули, например, своими силами построил здания неполной средней школы, правления колхоза, сельсовета, электростанцию, помещения для молочно-товарной фермы, конюшню, ветеринарный пункт, водяные мельницы, больницу и т. д. В сел. Кумух за годы Советской власти появились, кроме различных колхозных построек, здания райисполкома, средней школы, лакского театра, электростанции, детского дома, общественной столовой и ряд других. Даже мелкие населенные пункты, не имеющие своего сельсовета, за последние годы украсились новыми общественными зданиями. Большая часть этих зданий сложена из камня, имеет плоскую крышу (хотя часто встречаются и четырехскатная, щелезная) и непременную в лакских домах открытую веранду. Хотя по внешнему виду современное жилище лакцев напоминает старый дом, оно отличается своей планировкой, наличием деревянного пола, большими размерами окон и т. п. Все новые общественные здания у лакцев построены в стиле, сочетающем новые запросы социалистической действительности с местной строительной традицией. Вход в здание клуба в сел. Кули украшен лепными театральными масками, а также рогами тура, которые часто можно видеть и над входом в жилые дома лакцев.

Лакские селения снабжаются водой из источников, расположенных чаще всего ниже селения. В сел. Кумух существовал полуторакилометровый водопровод, построенный, по преданию, в VII—VIII в. (в 1955 г. здесь сооружен новый водопровод). Многие селения имеют на окраине или на площади большой искусственный пруд (в сел. Кумух их даже два), круглой формы, наполняемый дождевой водой. Пруды эти служат местом водопоя для скота, а летом — и местом купания детворы.

Лакский дом не отличается от каменных домов других народов нагорного Дагестана. Это преимущественно двухэтажные (в сел. Кая встречаются и трехэтажные) постройки с небольшими внутренними двориками и непременной галереей на втором этаже. В архитектуре некоторых домов заметно русское и грузинское влияние. Над входом в дома дореволюционной постройки кое-где сохранились вделанные в стену камни с датой сооружения дома и каким-либо религиозным изречением, написанным по-арабски. Часть первого этажа, а иногда и весь первый этаж прежде были приспособлены для скота. Так как после обобществления большей части скота отпала необходимость в больших индивидуальных коровниках, конюшнях и других подобных помещениях, то первый этаж старых домов стал превращаться в обычный сарай, а в новых домах он занят жилыми комнатами. На второй этаж со двора ведет деревянная лесенка, выходящая на крышу первого этажа или непосредственно на открытую веранду второго этажа. Крыша одноэтажных пристроек к двухэтажному дому используется в качестве дополнительного дворика, на котором сидят, работают, а летом нередко и спят. На крыше второго этажа летом всегда сложен для просушки кизяк.

В одной из комнат дома устраивается возвышение на полметра от пола, занимающее собой половину комнаты. Возвышение это, как и пол, покрыто коврами; здесь спят и едят, сидя на подушке, поджав под себя ноги. Правда, теперь уже многие лакцы принимают пищу, сидя за столом. Необеспеченность лесом заставляет даже во втором этаже делать полы не дощатые, а глиняные. Не только очагов, но и появившихся в дореволюционное время каминов теперь не делают. Они сменились более удобными для отопления железными печками, которые на лето убираются из комнаты. Стены комнат украшены коврами, на них часто висит кинжал, а иногда и целая выставка старинного холодного и огнестрельного оружия. Обстановка дома состоит из деревянной или никелированной кровати, стульев, стола, полки с расставленной на ней фаянсовой, глиняной, деревянной и медной посудой; вдоль одной из стен развешивают платья.

Разнообразна лакская утварь: медные кувшины разной величины (для умывания, ношения и хранения воды и бузы), большие медные тазы для стирки белья, круглый железный лист для печения теста, кастрюли, маленький деревянный ушат для замешивания теста и др.

Почти в каждом доме можно видеть на почетном месте стопку книг на лакском и русском языках, радиоприемник или репродуктор.

В Ново-Лакском районе селения не имеют той скученности, которая наблюдается в горных районах. Постройки здесь сходны с постройками кумыков, соседей лакцев.

В середине прошлого столетия для освещения дома пользовались лучинами и, чаще, сальными и нефтяными светильниками. С конца прошлого столетия у лакцев распространились керосиновые лампы. В настоящее время многие лакские селения электрифицированы.

Интересно, что при постройке дома и некоторых других работах, требующих значительного числа рабочих рук, лакцы до сих пор прибегают к марша, т. е. приглашению родственников и соседей на помощь. Приглашенные работают в праздничных одеждах, под песни и музыку и за свой труд получают от хозяина угощение.

Лакцы очень гостеприимный народ. Прослыть человеком, не угодивши*м гостю, считается у них большим позором.