Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лакцы: характеристика, занятия
Этнография - Народы Кавказа

Лакцы в прежнее время были преимущественно известны под именем казикумухцев или казикумыков. Самоназвание — лак; аварцы называют их тумал, даргинцы — булугуни, лезгины — яхулви.

Большая часть лакцев составляет основное население Лакского, Ку- линского, Ново-Лакского районов и смежных частей Левашинского, Акушинского, Рутульского районов Дагестанской АССР. Лакцы проживают также в Дахадаевоком (сел. Шадни), Курахском (сел. Бурши-Мака) и Чародинском (сел. Шали) районах. Общее число лакцев по переписи 1959 г.—64 тыс. Лакский язык, принадлежащий к дагестанской ветви кавказских языков, распадается на пять диалектов: вицхинский, кумухский, вихлинский, аштикулинский и балхарский. Подавляющее большинство лакцев знает русский язык. В меньшей степени они знакомы с кумыкским, азербайджанским, аварским, даргинским языками.

Основная масса лакцев проживает в горах. Если севернее сел. Кумух хорошо вызревают фрукты, пшеница и кукуруза, то в южной, более высокогорной, части лакской территории летом нередко выпадает снег. Через лакскую территорию протекает р. Казикумухское Кой су; она и ее притоки представляют собой бурные горные речки, текущиз то по широкой долине, то в глубоких каньонах. Зимой эти реки на три-четыре месяца сковываются льдом. Под лесом и кустарниками в Лакском и Кулинском районах находится лишь 1,6% территории, а неудобные земли составляют 17% общей площади этих районов.

Лакцы принадлежат к коренному населению Дагестана. Трудно сказать, однако, являются ли «леги», упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев, или так называли (как потом—«лезгинами») вообще всех дагестанских горцев. Больше оснований считать лакцами «гумиков» — народ, упоминаемый арабскими авторами IX—X вв. Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, гумикп жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы. До присоединения к России (1820 г.) лакцы входили в состав Казикумухского ханства. После ликвидации ханства в 1859 г. территория его была преобразована в Казикумухский округ Дагестанской области.

При образовании Дагестанской АССР Казикумухский округ в 1922- г. был переименован в Лакский округ. С 1929 г. он стал именоваться районом, а в 1935 г. был разделен на два района: Лакский с центром в сел. Кумух и Кулинский с центром сначала в сел. Кая, а с 1940 г.— в сел. Вачи. В 1944 г. на плоскости был образован Ново-Лакский район с центром в сел. Ново-Лакское — третий по счету чисто лакский район Дагестанской АССР.

Занятия

Главное занятие лакцев, проживающих в горах,— животноводство !, а в Ново-Лакском (районе — земледелие. В животноводстве на первом месте стоит разведение овец, далее— крупного рогатого скота, лошадей, ослов и мулов. Местная городская порода овец (С 1934 г. систематически улучшается и в настоящее время число грубошерстных овец в лакских районах составляет менее 5% всего поголовья. В течение лета весь скот лакских колхозов пасется в горах. В середине сентября овцы и часть крупного рогатого скота перегоняются на зимние пастбища, расположенные в Калмыцкой АССР. В середине апреля начинается обратный перегон скота на летние пастбища. По исстари заведенному обычаю, доением овец занимаются у лакцев мужчины, а доением коров — женщины. Лакские колхозы имеют на своих зимних пастбищах крытые помещения для скота и благоустроенные общежития для чабанов. Обычно еще летом колхозы командируют бригады рабочих на места зимних пастбищ. Эти бригады заготовляют на зиму сено, топливо и ремонтируют помещения. Коров, как правило, не перегоняют на зимние пастбища; круглый год они находятся вблизи селений. Телят же, подобно овцам, перегоняют ежегодно с гор на плоскость и обратно. Возвращение стада с пастбищ — праздничное событие в лакских селениях.

Каждый колхоз имеет молочно-товарную ферму, которая, в противоположность овцеводческой, всегда располагает помещением для скота. Скотные дворы, как и остальные постройки молочно-товарных ферм, во всех колхозах построены за последние 10—20 лет. Это просторные и удобные помещения, сооруженные с учетом местных строительных традиций. Например, на молочнотоварной ферме колхоза в сел. Убра Лакского района все постройки фермы сделаны из колотого камня на глиняном растворе. Плоская крыша коровника и телятника внутри поддерживается каменными столбами, между которыми перекинуты каменные арки. Такие же арки устроены над воротами и двумя калитками двора фермы. При молочно-товарной ферме, кроме скотного двора, имеются служебные помещения: помещение для доярок, сепараторная, склад для хранения продуктов животноводства; во дворе под навесом стоит своеобразная, издавна существующая у лакцев, печь для приготовления пищи.

Земледелие в лакских районах, за исключением Ново-Лакского, играет второстепенную роль. Так, в Лакском районе под пашней занято всего 3893 га (8,3% общей земельной площади) 2. Своего хлеба хватает только в Ново-Лакском районе. Колхозы горных районов закупают его в Буйнакске и Махачкале. Главными культурами являются: в Кулинском районе — пшеница и ячмень, в Лакском — пшеница, кукуруза и ячмень. Немалое значение у лакцев имеют горох, рожь и картофель. В связи с расширением из года в год посевов на территории зимних пастбищ отмечается рост посевных площадей. Наряду со старой сельскохозяйственной техникой (соха с железным лемехом, молотильная доска, серп, коса и пр.)г колхозы применяют невиданные ранее в горах молотилки, железные плуги и борона, а на плоскости, кроме того,— тракторы, комбайны, сеялки, лобогрейки, сенокосилки, конные грабли и т. д. Сохранение в горах некоторых элементов старой техники объясняется рельефом местности и структурой почв лакских гор, а в некоторых случаях и потребностями хозяйства. В частности, применение молотильных досок в горах обусловлено тем, что, пользуясь ими, получают не солому, а необходимую скотоводам мякину.

Только после коллективизации началось массовое разведение овощей на лакских полях, получившее широкое распространение в настоящее время во всех лакских селениях. До революции один из исследователей лакского быта писал, что «страна лаков безлесна и садоводство в ней невозможно по суровости климата и по малому количеству земли». Колхозная Лакия опровергла это утверждение. Сейчас даже в наиболее высокогорном, Кулинском районе есть молодые сады (около 144 га), не говоря уже о значительной площади под садами в Лакском (около 432 га) и Ново-Лакском (более 335 га) районах. Колхозы и отдельные колхозники занимаются также пчеловодством. Наряду с рамочными ульями применяют и старые сапеточные, которые представляют собою плетенные из веток корзинки, имеющие форму усеченного конуса, обмазанные глиной и затем выбеленные.

На протяжении, по крайней мере, последних 100 лет, а возможно и гораздо большего периода характерной чертой лакской экономики было широкое развитие отхожих промыслов. Среди всех кавказских народов наибольший процент отходников давали именно лакцы. Слабое развитие земледелия, низкий его уровень, необеспеченность зимними пастбищами, большая плотность населения (до 40 человек на 1 кв. км) при неравномерности распределения средств и орудий производства между разными социальными прослойками заставляли лакскую бедноту покидать свои родные каменистые горы и искать заработка на стороне.

Существовала своеобразная специализация отдельных лакских селений. Так, сел. Кумух, вообще бывшее крупным ремесленным центром, особенно славилось ювелирами и медниками, Кая — торговцами, Унчу- катль — шорниками, Убра — каменщиками и лудильщиками, Кума — кондитерами, Шовкра — сапожниками, Цовкра — акробатами и т. д. Большое лакское сел. Балхар стало известно благодаря производству гончарных изделий, изготовлявшихся исключительно женщинами.

Балхарская керамика производится и в настоящее время и имеет широкое распространение по всему Дагестану. Это разделение профессий между различными селениями не могло бы возникнуть, если бы ремесленники ориентировались только на внутренний рынок.

Потребителями излишков рабочей силы у лакцев были города и селения плоскостных районов Кавказа. Однако в поисках заработка лакцы уходили не только в различные районы Дагестана и Северного Кавказа; лакских кустарей можно было встретить в Ростове-на-Дону, Москве, Оренбурге, Констаитинополе, Каире, Аддис-Абебе, Кульдже, Париже и пр.

В связи с отходничеством выработались и особые обычаи. Например, уходить из дому полагалось вечером после заката солнца; в дорожную сумку уходившего мать, сестра или невеста клали сладкое печенье в форме сердца, чтобы тот не забыл дарящую.

Коллективизация сельского хозяйства лишила отходничество его экономической основы. В советское время в районах, населенных лакцами, созданы промкомбинаты и артели, изготовляющие кожевенные, швейные, трикотажные, керамические изделия, кавказские сукна, войлоки и многое другое. Кроме того, многие колхозы организовали у 1себя мастерские по производству кавказского сукна, бурок, джемперов, шерстяных носков, обуви и пр. Создание организаций кустарей, а главное те глубочайшие сдвиги, которые произошли в жизни горцев за годы Советской власти, привели к тому, что в настоящее время отходничества у лакцев не существует. Теперь если лакские колхозники надолго покидают свои селения, то это делается в связи с учебой или военной службой, но не ради поисков куска хлеба. Наряду с этим, многие лакцы постоянно живут в городах Дагестана и других местах Советского Союза, где работают в различных областях экономики и культуры.

Местная промышленность лакских районов включает также колхозные водяные мельницы, маслосырозаводы, три типографии и ряд гидроэлектростанций (самая крупная из них в сел. Кумух). До Советской власти промышленность в Лакии отсутствовала, если не считать кустарных мастерских и небольших водяных мельниц.