Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Здравоохранение и просвещение аварцев. Литература, фольклор, искусство
Этнография - Народы Кавказа

До- революции в Аварии не было ни больниц, ни медицинских пунктов. Ныне (по данным на 1 января 1958   г.) в аварских районах функционируют1 32 больницы. Их обслуживают 60 врачей и 457 специалистов, имеющих среднее медицинское образование. За последние годы в ряде районных центров Аварии (Ботлихе, Хунзахе, Кахибе и др.) открыты рентгеновские, физиотерапевтические и зубоврачебные кабинеты. Для оказания срочной помощи при тяжелых заболеваниях из Махачкалы в районы выезжают профессора, доценты, ассистенты клиник. С этой целью в 1943 г. в Махачкале была организована специальная санитарно-авиационная служба.

Благодаря широким оздоровительным мероприятиям ликвидированы малярийные очаги в Унцукульском, Кахибском, Ботлихском и других районах Аварии, население которых в прошлом страдало от массовых заболеваний малярией. Ликвидированы и такие распространенные в прошлом эпидемические • заболевания, как оспа, холера. Медицинские работники районов ведут большую профилактическую работу и активно пропагандируют медицинские знания среди населения.

Великим культурным достижением советского времени является ликвидация неграмотности и широкое развитие народного образования. Этому способствовало преобразование аварской письменности, которая в 1928 г. была переведена на латинский, а в 1938 г.— на русский алфавит. Во всех крупных селениях Аварии созданы средние школы, а в мелких — неполные средние или начальные. В 1958/59 учебном году в Аварии было 478 школ. В этих школах занято 2884 педагога. Преподавание в первых четырех классах ведется на аварском языке, с пятого — на русском. Высшее образование аварцы получают преимущественно в Махачкале, а также в других городах Советского Союза. В одном только сел. Чох Гу- яибского района около 200 человек имеют высшее образование.

Выросшая за годы Советской власти аварская интеллигенция в основном сформировалась из числа колхозников и рабочих. Большой процент учителей, врачей и других представителей аварской интеллигенции составляют женщины. Среди научных сотрудников Дагестанского филиала Академии наук СССР и других научных учреждений республики немало аварских ученых — докторов и кандидатов наук.

Крупную роль в культурной жизни аварского народа играют созданные в советское время культурно-просветительные учреждения: дома культуры, имеющиеся в каждом районном центре, сельские клубы, библиотеки, извы- читальни. Одних только библиотек в аварских селениях более 300. На аварском языке издаются районные газеты и одна республиканская — «Красное знамя».

Около 90% аварских селений радиофицировано. В течение дня из радиоцентра Дагестана неоднократно транслируются передачи специально для аварских райано-в республики. На аварский язык дублируются кинофильмы (в аварских районах имеется около 50 киноустановок).

Литература, фольклор, искусство

Замечательного расцвета достигли литература и искусство аварцев. Аварский народ выдвинул из своей среды ряд талантливых поэтов, писателей и драматургов, произведения которых получили всесоюзную известность. Двое из них — родоначальник аварской советской поэзии Гамзат Цада- са (1871—1951) и Расул Гамзатов — удостоены Сталинских премий. Их произведения, так же как и произведения других аварских советских писателей (народный поэт Дагестана 3. Гаджиев, Г. Залов, М. Гаирбеко- ва, М. Сулиманов, М. Магомедов, М. Хуршилов и др.)? ярко показывают, какие грандиозные перемены произошли во всех областях жизни прежде бесправного и угнетенного трудового народа Аварии.

Только в советское время по-настоящему стал собираться и изучаться аварский фольклор. В рукописном фонде Дагестанского филиала АН СССР имеется уже свыше 450 рукописей народных сказок, до 22 тыс. строк исторических и героических песен, свыше 40 тыс. строк песенной лирики, свыше 2 тыс. пословиц, поговорок и загадок. Многие произведения устного народного творчества опубликованы и стали достоянием не только аварского народа, но и других народов Дагестана и всего Советского Союза.

На редкость богат аварский песенный фольклор. Одни народные песни посвящены борьбе с иноземными захватчиками («Сражение с Надир-шахом»), с аварскими ханами («Песня о Хочбаре»), муллами и богатеями; другие прославляют подвиги народных героев, воспевают дружбу, преданность, любовь («Любовь, пришедшая в юности», «Мать и дочь», «Я, вздыхая, спать ложусь» и др.). Полны теплоты и лиризма колыбельные песни («Колыбельная песня девочке», «Колыбельная песня мальчику»). Сохранил народ также старые плачи-причитания («Плач по умершему сыну» и др.), выражавшие не только горе народное, но и протест против социальных порядков того времени. В советское время созданы фольклорные произведения новой тематики — песни о Ленине, Партии, героях гражданской и Великой Отечественной войн, о счастливой колхозной жизни.

Большим событием в культурной жизни аварцев явилась организация в 1935 г. в сел. Хунзах, на базе самодеятельного коллектива, аварского’ народного театра. Ныне этот театр находится в г. Буйнакске — крупном культурном центре Северного Дагестана. На его сцене ставятся как пьесы аварских драматургов, так и переводные. Летом театр проводит выездные представления в аварских селениях и на колхозных кутанах. Его спектакли насыщены музыкой, песнями, танцами, столь ценимыми в горах. В числе актеров аварского театра такие прекрасные мастера, как народная артистка РСФСР Зайнаб Набиева, заслуженная артистка РСФСР и народная артистка Дагестанской АССР Патимат Хизроева, народный артист Дагестанской АССР Муса Абасов и др. Творческий коллектив театра, связанный крепкими узами с народом, способствует развитию п совершенствованию народной культуры.

В аварском советском искусстве видное место занимают живопись и скульптура. Широко известны произведения художника-живописца Муэдзина Джамала, отражающие новую жизнь дагестанских народов, расцвет их хозяйства и культуры. За последние годы появилась плеяда новых художников и скульпторов, произведения которых экспонируются в Государственном республиканском музее. В аварских селениях Чох и Согратль скульпторы-самоучки создали ряд монументальных художественных произведений, украшающих площади аулов: скульптурные изображения В. И. Ленина и других руководителей партии и Советского госу- дарства, а также местных революционеров.

Новыми красками обогатилось творчество аварских народных умельцев. Унцукульские мастера славятся искусством насечки серебром, мельхиором, латунью или медью по кизиловому и абрикосовому дереву. Лучшие их изделия неоднократно выставлялись на Всесоюзных художественных выставках. Успешно развивается искусство орнаментальной резьбы по дереву, металлу и камню. С большим вкусом делаются аварские ковры и паласы.

За годы Советской власти культура аварского народа обогатилась благодаря восприятию культурных достижений других братских народов СССР, в первую очередь — русского народа. С русского на аварский язык переведены многие научные, политические и художественные произведения. Растущее из года в год знание аварцами русского языка позволяет им широко пользоваться литературой на русском языке.

Некоторые особенности аварских этнографических групп

Как уже отмечалось, с аварцами консолидируются андо-цезы, включающие в свой состав андийце! (около 8 тыс. человек), ботлихцев (около 2 тыс человек), годоберинцев (около 2 тыс. человек), чама-лалов (около 5 тыс. человек), багулалов (около 4о00 человек), тиндалов (около 5 тыс. человек), каратинцев (около 6 тыс. человек), ахвахцев (около 4 тыс. человек)6, цезов или дидойцев (около 7 тыс. человек), 1инухцев (около 200 человек), хваршин (около 800 человек), бежтинпев (около 2500 человек) и гунзебцев (около 600 человек). Кроме того, к аварцам относятся и жители сел. Арчи, язык которых, хотя и близок к аварскому, причисляется к лезгинской группе. Для всех аварцев в целом, в том числе и для названных выше этнографических групп аварского народа, характерны наличие общей территории, общность языка (аварского), экономической жизни и культуры. В то же время андо-цезы и арчинцы в домашнем быту пользуются своими родными языками и сохраняют некоторые особенности материальной и духовной культуры.

Хозяйственная деятельность этнографических групп аварцев в основном едина. Только некоторые виды их промыслов и ремесел имеют свою специфику. Так, у андийцев получило развитие производство бурок из черной шелковистой шерсти и солеварение, у ботлихцев в прошлом было развито гончарное производство, в частности изготовление больших глиняных кувшинов для вина. Ахвахские женщины делали особые восковые кувшины для воды. Они тщательно разминали воск с примесью толченого древесного угля и волоса, после чего из полученной массы вручную лепили толстостенный сосуд без ручек — рагва. Такой кувшин при носке воды поддерживался широкой шерстяной лентой. Каратинцы изготовляли сукна, славившиеся по всему Кавказу. Шерсть для выделки сукон не стриглась, а выщипывалась с овец, чем достигалась большая ее длина.

Существуют различия и в типах жилищ, хотя большая часть построек всей рассматриваемой группы сходна по планировке и архитектуре.

У бежтинцев дома большей частью трехэтажные, а иногда и четырехэтажные. Материалом для стен служит камень; в некоторых домах верхние этажи сооружаются из дерева (досок или плетня). Кроме обычных плоских крыш, встречаются шатровые, четырехскатные, покрытые дранью (подобные крыши делают и соседи бежтинцев — грузины). Хлебный амбар, соответствующий аварскому цагуру, вынесен из жилой комнаты на крышу, террасу или площадку около входа во второй или третий этаж дома. В нижнем этаже такого дома помещается хлев, во втором — сеновал, верхние этажи заняты под жилье. Во внутренней обстановке дома в некоторых селениях встречается много предметов грузинского происхождения.

У андийцев при жилом доме имеется двор, огороженный невысокой каменной стеной. На дворе размещены хлев, часто отделенный от дома, навесы, под которыми хранится хозяйственный инвентарь, амбар. Во дворе же складываются дрова, кизяк, сено. Жилая постройка имеет галерею, на которой устроен пристенный очаг, а в ряде случаев и ларь-амбар.

У цезов встречаются старинные высокие дома, врезанные в склон горы, носящие отпечаток грузинской культуры. Двускатная кровля таких домов сделана из сланца. Нижний этаж служит помещением для скота, второй —сеновалом, верхний — жильем. Окна имеют деревянные рамы овальной формы.

В жилищах арчинцев в прошлом второй этаж был зимним помещением. Естественным утеплением служил хлев, расположенный в нижнем этаже. Зимнее помещение было очень темное и низкое, освещалось связкой горящих лучин, отапливалось разводимым посредине комнаты костром, на котором готовили пищу. В том случае, если дом был трехэтажный, верхний этаж служил летним помещением и сообщался с зимним при помощи люка.

У ботлихцев, как и у бежтин, ларь-амбар помещался вне дома. Он сооружался на специальных каменных стенах либо на подмостках.

Старое жилище багулалов представляло собой одноэтажную постройку, имевшую в отличие от аварской двор. На дворе — хлев, навесы для сена и амбар. Иногда амбар выносился на крышу дома. В некоторых селениях багулалов, помимо военных башен, строились особые крепости (хъала). Такая крепость представляла собой в плане прямоугольник и имела два этажа и один выход. В крепость подавалась по глиняным трубам вода.

Жилая постройка каратинцев представляет собой одноэтажное каменное выбеленное здание с навесом-галереей снаружи. Пол галереи возвышается над землей, образуя как бы ступень. На вертикальной ее стенке расположены небольшие отверстия — окна подземного хлева. На галерею выходят окна, дверь жилого помещения и дверь хлева.

Отдельные этнографические группы имеют некоторые особенности и в •одежде, обуви, головных уборах. Так, у хваршпнских женщин ч:ухта не сшита из двух частей, как у аварок, а делается из одного целого куска ткани. Обувью служат шерстяные чулки (роч) на толстой подошве. Для ходьбы по скользкой поверхности надевается особая обувь с подошвой из переплетенных шнурков, внутрь кладется сухая трава.

Одежда ахвахской женщины не отличается от обычной аварской. Ахвахские же мужчины носили в прошлом своеобразную войлочную куртку (къучари), а дети — белые войлочные брюки. Багулалские женщины украшают свой головной убор — чухту, — двумя парами соребря- 11ых височных обручей. Как женщины, так и мужчины носят шерстяные вязаные чулки.

Бежтинки вместо чухты надевают платок, завязываемый узелком над лбом, а поверх платка накидывают шаль. Женский наряд дополняется многочисленными украшениями — нагрудными серебряными подвесками, большими серьгами в виде колец, браслетами и т. д. Шерстяная вязаная обувь бежтинцев украшена своеобразным узором и имеет слегка загнутые носы. Чухта андийских женщин также отличается своеобразными чертами —ее лобная часть имеет полукруглую форму и туго набивается шерстью.

У арчинских женщин чухта имеет нашивку, покрытую серебряными монетами. Эта нашивка идет вниз от височных частей головного убора и огибает подбородок, причем левая щека почти целиком закрывается нашивкой, а правая только обрамляется ею. Теменная часть чухты унизана серебряными шариками, цепочками и кораллами.

Ботлихские женщины носили характерную «рогатую чухту». Лобная часть этой чухты набивается шерстью, отчего поверх лба образуется выступ с отчетливо выраженными углами (рогами).

Дидойку отличают большие серьги с подвесками, ниспадающими на плечи. Старинный костюм дидойца состоял из шерстяной рубахи и таких же штанов. Свадебные и родильные обряды всей группы имеют большое сходство. Наиболее характерные черты аварского брака и свадьбы: отсутствие калыма, празднование первого дня свадебного торжества в доме гьудула, большая роль в свадебном торжестве подруг невесты и товарищей жениха, пребывание жениха во время свадьбы в доме своего «главного товарища», большой промежуток времени между сватовством и свадьбой — все эти черты встречаются также в свадебных обычаях аварских этнографических групп. Своеобразны у них лишь отдельные элементы.

В настоящее время и эти незначительные локальные особенности культуры и быта аварцев различных групп изживаются. Немаловажную роль в процессе создания единых форм культуры и быта сыграло большое дорожное строительство, осуществленное за годы Советской власти. Так, построенная в конце XIX в. шоссейная дорога, соединяющая селения Ботлих, Анди и Ведено, была реконструирована. Из Ботлиха проведена дорога к чамалалскому сел. Карата, через которое эта дорога выходит на трассу, проходящую вдоль р. Аварское Койсу, и связывает ботлихцев, чамалалов, багулалов и каратинцев с аварцами Хунзаха, Гидатля, Анцуха и с бежтинцами.

Хорошие дороги, а также автомобильный транспорт позволили установить регулярный хозяйственный обмен: ботлихцы снабжают другие селения овощами (лук, чеснок, помидоры, огурцы), фруктами и бахчевыми культурами; бежтинцы — картофелем и вязаной обувью; скотоводческие колхозы собственно аварских селений снабжают ботлихцев мясом и сыром, аварцы поставляют соседям ковры, андийцы — бурки и т. д. Хозяйственная взаимосвязь проявляется также и в согласованной организации ряда работ, в частности скотоперегонов на зимние и летние пастбища, строительства дорог, заготовок дров и т. д.

Новая материальная культура этнографических групп аварского народа еще в большей степени, чем старая, обнаруживает с&ое единство. Новое жилище имеет обычно не более двух этажей, в каждом из которых три и более комнат. Все двери комнат выходят на веранду, являющуюся непременным элементом нового дома. Домовые или усадебные хранилища для зерна и других продуктов уменьшаются в размерах, приобретают форму буфетов и располагаются внутри жилого помещения.

В национальном костюме исчезают такие местные элементы, как, например, рогатая лобная чухта или серебряные нашивки на чухте, закрывающие почти все лицо; молодые девушки вместо чухты покрывают голову легким шелковым платком. Мужчины носят, как правило, городскую одежду. Грубое сукно 'местного производства вытеснено фабричными тканями.

Ушла в прошлое культурная отсталость отдельных этнографических групп. Ка'к и по всей Аварии, в их селениях имеются школы, медицинские пункты, кинопередвижки, библиотеки. Преподавание в начальных школах и официальное делопроизводство ведутся на литературном аварском языке, который сделался вторым родным языком для всех этих групп. Начиная с пятого класса преподавание переводится на русский язык.

Единство духовной культуры проявляется как в прикладном искусстве, так и в фольклоре. Орнамент у всех этих групп имеет геометрический характер и общие элементы. Основные формы и мотивы фольклора также едины.

Изменилось сознание людей. Если в прошлом термин «аварец» служил самоназванием только жителей Хундерильского общества, а жители всех других аварских обществ (во) и представители отдельных этнографических групп называли себя по имени местных бо, то в настоящее время «аварец» — общее самоназвание. Так, на вопрос о национальной принадлежности каратинцы отвечают: «Если чужие нас спросят, какой мы национальности, ответим — аварцы. Если спросят, откуда — скажем каратинцы. На своей же земле мы друг друга называем по селениям — жители селения Арчо будут «арчал» и т. д.» Аналогичный ответ дают и бежтинцы: «Мы— аварцы, только по местности нас иногда называют бежтинцами».

Советская власть внесла глубокие изменения в экономику и быт всего аварского народа, принесла ему новую, высокую культуру. Теперь у аварцев вместо полунатурального хозяйства и феодально-патриархального быта — передовое колхозное хозяйство и социалистический строй, вместо борьбы за пастбища, землю и скот —содружество и помощь, вместо местных узких интересов — единство и общность.