Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современное хозяйство аварцев. Новый быт
Этнография - Народы Кавказа

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла глубокие изменения в жизнь аварцев. На основе политики социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, с братской помощью русского народа, аварцы, как и другие народы Дагестана, перешли от феодально-патриархального быта к социализму. Страна с малоземельем и низкими урожаями, с примитивной сельскохозяйственной техникой, с отсталым животноводством, страна почти сплошной неграмотности, находившаяся веками во власти религии, суеверий и пережитков старины, совершенно преобразилась.

На территории Аварии возникли крупные коллективные хозяйства социалистического типа. В целом, в отличие от прошлого, для всех районов Аварии характерно многоотраслевое хозяйство — животноводство, полеводство, садоводство и т. д. В тех районах, где по географическим условиям невозможно широкое развитие полеводства, последнее развивается на зимних пастбищах, расположенных на плоскости.

В результате освоения пустошей, а также мелиорации, посевная площадь колхозов выросла более чем вдвое. Главными зерновыми культурами являются: пшеница, рожь, кукуруза. Технические культуры (лен, конопля и др.) выращиваются главным образом в Кахибском, Гумбетовском и Ботлихском районах. Большое место в современном хозяйстве аварцев занимают картофель и огородные культуры — капуста, огурцы, помидоры, лук, чеснок.

В садах Аварии (Унцукульский, Ботлихский, Гергебильский и другие районы) разводят разнообразные сорта винограда, груш, яблок, абрикосов, персиков, хурмы, инжира. Для орошения садов проводятся специальные каналы, на которых возводятся акведуки, ливнеперепуски и другие технические сооружения. Регулярно производится перепрививка, омоложение фруктовых деревьев.

Во многих колхозах под садами заняты большие площади. Так, сад колхоза им. Орджоникидзе Гергебильского района занимает площадь в 260 га. Сады появились и в таких местах, где до революции их не было вовсе. Например, в селепии Чох Гунибского района, где до 1948 г. не было сада, колхозники разбили сад на участке 'площадью в 158 га. Для орошения сада проведен от реки канал протяженностью в 11 км, с большим числом механических сооружений. В советское время значительное развитие получила еще одна отрасль сельского хозяйства аварцев — шелководство (Гергебильский, Унцукульский районы).

Благодаря помощи социалистического города коренным образом изменилось техническое оснащение сельского хозяйства. На пахотных участках ряда горных районов применяются тракторы, конные плуги, железные бороны, сенокосилки, конные грабли, опрыскиватели и другие сельскохозяйственные машины и орудия. Наряду с ними сохраняет еще значение и старое пахотное орудие — пуруц, крайне удобное в горных ус ловиях. На горных склонах, где культурный слой почвы незначителен, от пахаря требуется только взбороздить верхний слой почвы. Это достигается поверхностным скольжением легкого пуруца. Там, где культурный сдой, напротив, глубок, пахарь, нажимая на ручки пуруца и опуская дышло, достигает желаемой глубины вспашки.

К лучшим хозяйственным традициям аварских колхозников следует отнести так называемое трехъярусное одновременное использование террас. Первый (верхний) ярус террасы составляют кроны плодовых деревьев, второй — в междурядьях деревьев — кукуруза, третий (нижний) — овощи, бобовые растения, картофель и т. д. С одной террасы, таким образом, снимается одновременно урожай плодовых деревьев, кукурузы, бобовых растений и картофеля.

Коренным образом изменилась агротехника аварского йолеводства. Основные массивы колхозных земель в настоящее время орошаемы. Земля в течение сельскохозяйственного года несколько раз удобряется минеральными удобрениями, пропалывается и боронуется. Посев производится частично кондиционными семенами, получаемыми из Хунзаха, где функционирует контрольно-семенная лаборатория, обслуживающая районы Аварии. Все это обеспечивает высокие урожаи.

Успешно развивается у аварцев и животноводство. Удельный вес аварских колхозов в общем животноводческом хозяйстве Дагестана составляет по овцам и козам около 40%, по крупному рогатому скоту — около 35%, по лошадям — около 25%. Благодаря закреплению за аварскими колхозами зимних пастбищ на плоскости в два-три раза увеличилось поголовье скота. Состав стада сохраняется прежним (около 3Д общего поголовья стада составляют овцы, — крупный рогатый скот и лошади), что свидетельствует о его наибольшей хозяйственной целесообразности.

Продуктивность скота в аварских колхозах повышается путем улучшения его породности, в частности в широких масштабах осуществляется скрещивание местной горской овцы с вюртембергской. В аварском колхозе в сел. Чох Гунибского района ученые в содружестве с колхозниками вывели новую породу овец— «дагестанская горная», которая обладает не только шерстью повышенного качества, но и увеличенным весом (45 кг вместо 25 кг). В селении создан государственный племенной рассадник.

Во всех животноводческих колхозах Аварии организованы отдельные фермы для мелкого и крупного рогатого скота. Фермы обслуживаются специалистами сельского хозяйства — ветеринарными врачами, зоотехниками и др. По всей трассе скотопрогонов размещены ветеринарно-зоотех- нические пункты. Во время перегонов вслед за отарами идет специальный автотранспорт, который забирает заболевших животных и слабых ягнят. На кутанах налажено постоянное ветеринарное наблюдение, про- водится электрострижка и пр. Для чабанов и доярок на кутанах выстроены теплые и уютные жилища, хорошо оборудованные, с электричеством, радио, библиотеками и т. д. Систематически проводятся беседы по материалам газет, выходят стенные газеты, «боевые листки» и т. п.

В условиях советского строя сформировался тип передового аварского колхозника, обладающего необходимыми сельскохозяйственными знаниями, большим опытом, широким хозяйственным горизонтом. Подготовка мастеров колхозного производства осуществляется в специальных сельскохозяйственных школах — в Буйнакске, Хунзахе, Хасавюрте. Хунзах- ская школа, организованная в 1944 г., готовит квалифицированные кадры животноводов для всех районов Аварии. Буйнакекая школа, помимо животноводов, готовит младших ветеринарных фельдшеров, полеводов и садоводов и т. д. Большое число колхозников повышает свою квалификацию в агротехнических и зоотехнических кружках и па курсах.

На территории Аварии построен целый ряд электростанций. В их числе мощная Гергебильская ГЭС, снабжающая электроэнергией многие города и селения Дагестана. Электростанции имеются также в Цумадин- ском, Кахибском, Хунзахском, Цунтинском, Тляратинском, Ахвахском, Ботлихском и других районах. Электроэнергия широко используется в промышленности, сельском хозяйстве и быту.

За годы Советской власти в Аварии создана развитая консервная промышленность общесоюзного значения. В Гунибском, Хунзахском, Ботлихском, Гумбетовском, Гергебильском районах построены новые консервные заводы. В отличие от прошлого эти заводы производят теперь не только пюре, но и компоты, джемы, варенье. Продукция консервной промышленности имеет сбыт далеко за пределами Дагестана.

В целях более полного использования местных ресурсов и лучшего удовлетворения потребностей населения повсеместно организованы предприятия промышленности районного подчинения. В Тляратинском, Цума- динском и Ботлихском районах заготавливается древесина и производится ее сплав по рекам Аварское и Андийское Койсу. В каждом районе имеются промкомбинаты. В Ботлихском районе функционируют кирпично- черепичный завод, небольшая мебельная фабрика, а также бурочные артели, славящиеся своими бурками по всему Кавказу. В сел. Унцу- куль Унцукульского района существует художественная артель, изготавливающая трости, шкатулки, письменные приборы, ручки, ковши, инкрустированные проволокой из мельхиора. Высокохудожественные поделки этой артели имеют большой спрос далеко за пределами Дагестана.

Многие аварцы работают на промышленных предприятиях городов Дагестана и других республик. Среди них немало передовиков производства, инженеров и техников.

Исключительно важное значение для развития хозяйства и культуры аварского народа имеет осуществленная в советское время ликвидация векового бездорожья. Еще в 1924 г. вступили в строй дороги Ботлих — Ахвах, Ботлих — Цумада, Буйнакск — Тлох, Ботлих-Керкетский перевал и др. С 1928 г. в горах Аварии организовано регулярное пассажирское и почтовое движение. Ныне на территории Аварии имеется широкая сеть шоссейных и грунтовых дорог, мостов и туннелей. Дороги связали Аварию как с другими районами Дагестана, так и с экономическими и культурными центрами всей нашей страны.

Новый быт

Новые условия жизни сказались и в облике аварских селений. Потеряли свое значение фортификационные сооружения — башни, дома-крепости, бывшие характерными' для аварских селений еще в XIX в. Некоторые из них разрушены временем, другие приспособлены для хозяйственных нужд (чаще всего по# колхозные склады). Выбор места для новых селений зависит теперь всецело от хозяйственной целесообразности. Так, селения Чохская Коммуна, Карадах и другие, возникшие в советское время, уже не лепятся на отвесных скалах, а расположены на ровных горных плато. Улицы старинных селений перепланированы, выстроены новые кварталы. В центре селений — общественные постройки: школа, сельский совет, правление колхоза, клуб и пр.

Наиболее распространенным типом аварского дома является сейчас трехкомнатный дом. Наряду с ним появляется все больше и больше многокомнатных жилищ, в которых комнаты сообщаются между собой внутренними дверями либо имеют каждая свой собственный выход на общую веранду. Большое распространение веранд объясняется главным образом хозяйственной целесообразностью. Летом здесь женщина сбивает масло, замешивает тесто, сушит фрукты и мясо, очищает кукурузу и т. д. Здесь же семья располагается на отдых как днем, так и ночью.

Сохраняются у аварцев, особенно в старых селениях, и дома старой планировки — двухкомнатные и однокомнатные. Однако они уже приспособлены к нуждам советской семьи. В них прорублены окна, сделан камин, установлена железная печка с дымоходом. Изменилась также и внутренняя обстановка дома. Цагур, столь характерный для жилища старого тина, превратился в своеобразный буфет-ларь, занимающий незначительную часть комнаты или, если он расположен по-прежнему вдоль всей стены, имеющий малую высоту. В комнате появились обычные кровати, стулья, столы и другая мебель, а также городская утварь. Наряду с этим повсеместно сохраняются треугольные скамеечки, удобные и привычные для аварцев, деревянная посуда — ложки, мерки для муки, корытца для замешивания теста, металлические кувшины для переноски воды и др.

Особое значение по-прежнему придается интерьеру дома — внутренние помещения украшаются резьбой, коврами, яркими декоративными тканями.

В национальной пище аварцев большое место занимают различные молочные и мясные блюда. Мясо употребляется летом в свежем виде, зимой — в свежем и сушеном. Традиционные мясные блюда — отваренная кусками баранина, которую подают вместе с бульоном, хинкал, плов и т. д. Каждое блюдо аварцы приправляют луком, чесноком или ароматной травой. Разведение в горах картофеля и овощей позволило аварцам пополнить свой рацион новыми блюдами — вареной и жареной картошкой, салатом, квашеной капустой, маринадом. Широко употребляется в пищу кукуруза. Ее отваривают в соленой воде или пекут в золе, из нее делают мамалыгу, а также приготовляют муку. Излюбленные праздничные блюда — орехи, сваренные с медом, местная халва, приготавливаемая из муки, топленого масла, и пр. В местных магазинах и палатках покупают конфеты, сахар, печенье, соль и другие продукты, сделавшиеся доступными для трудящихся только в советское время.

Костюм аварцев шьется теперь из фабричных тканей, окончательно вытеснивших ткани местного производства. Появилась одежда городского типа. Однако женщины носят одежду в основном национального покроя (особенно в высокогорных районах). Исключение составляют районы, расположенные ближе к плоскости (Гунибский, Гергебильский, Хунзахский). В этих районах костюм молодых женщин более разнообразен; одни продолжают носить горде и чухту, другие — платье на кокетке с круглым вырезом у шеи и рукавами на манжетах. Своеобразие женского костюма составляет легкий шелковый платок — черный, синий или белый,— оба конца которого, по старинному обычаю, перекинуты через левое плечо. Пожилые женщины в этих районах по-прежнему носят горде и чухту. Национальные украшения из серебра — браслеты, кольца, застежки, пряжки на поясах,— доступные в прошлом только богатым, стали сейчас принадлежностью праздничного костюма всех женщин.

Национальный костюм мужчин не сохранился. Исключение составляют только бурки и зимнее верхнее платье. Обычно мужчины носят теперь одежду городского образца; национальный колорит ей придают широкая каракулевая папаха, тонкий кавказский пояс и мягкие сапоги, очень удобные в местных условиях.

Колхозный строй, совершенно изменил общественную и семейную жи^нь аварцев. Былое деление селения на родственные группы не соблюдается, так как чаще всего их члены расселены по территории всего селения.

Случаи кровной мести в Аварии имели место только до начала 30-х годов, т. е. до организации колхозов. В настоящее время кровная месть полностью изжита. Ликвидированы и пережитки былого возрастного неравенства, а также общественного неравенства женщины. Многие жегт- щины-аварки руководят бригадами, являются председателями колхозов, секретарями райкомов, председателями исполкомов, депутатами Верховных Советов Дагестанской АССР, РСФСР и СССР. Женщина пользуется равноправием и в семейной жизни. Однако пережитки старины кое-где дают себя знать и с ними ведется настойчивая борьба.

Наиболее распространенный тип аварской семьи включает в себя супружескую пару и ее детей. Реже семья состоит из супругов, их детей и родителей. Глава семьи потерял свои былые деспотические права. Изжит порядок раздельного приема пищи. Воспитание детей, как мальчиков, так и девочек, составляют общую обязанность родителей. Однако поло-возрастное разделение еще сохраняется в быту довольно стойко. Женской отраслью труда по-прежнему считается уход за крупным рогатым скотом. прополка полей, приготовление пищи и др. Мужской — уход за мелким рогатым скотом, пахота. Впрочем все чаще и чаще этот обычай нарушается.

Не соблюдается сейчас обычай эндогамии внутри селений. Часты стали браки с представителями других национальностей. Перестало практиковаться обручение малолетних детей. Как правило, юноша и девушка сами договариваются о браке, о чем сообщают своим родителям. Тогда родители юноши посылают к родителям девушки сватов. Если раньше сватом чаще всего бывал глава родовой группы, то сейчас — уважаемый член колхоза, не обязательно даже старый. В современном свадебном обряде роль распорядителя играет знатный человек селения, часто председатель колхоза. Если раньше шаферами невесты и жениха были исключительно их родные и двоюродные сестры и братья, то теперь наряду с ними в этой роли могут выступать товарищи и подруги жениха и невесты; главный шафер жениха — его ближайший товарищ. Сократилось время празднования свадьбы. Свадебный пир справляется только в доме жениха.

Распространенный в XIX в. родильный обряд сейчас не выполняется. Женщину отвозят в родильный дом, а если роды происходят дома, то под наблюдением врача или сестры-акушерки.

Некоторые традиционные обычаи получили дальнейшее развитие. К ним относится прежде всего обычай гостеприимства. Гость, или, как чаще его называют, кунак (гъобол), всегда желанен в любой аварской семье. Считается неприличным не иметь гостей и, напротив,— почетным иметь их побольше.

Исстари практикуется сложившийся этикет приема гостя. Обычно гостя принимают в лучшей комнате дома. Глава семьи обязан справиться о здоровье гостя и его семьи, о пути и т. д. Хозяйка в это время затапливает печь и начинает готовить праздничное кушанье. Дочь хозяина или молодая невестка чистят гостю платье. Перед трапезой гостю приносят таз, кувшин с водой и полотенце.

К трапезе приглашают наиболее уважаемых соседей или родственников, умеющих вести беседу. Этикет стола требует, чтобы гостю передавались лучшие куски пищи. Прислуживает за столом гостю юноша или сам хозяин. Считается неприличным за столом шуметь, много говорить, рассказывать о себе и своей семье. Особенно ценится умение произносить тосты, рассказывать легенды. Часто после отдыха хозяин сопровождает гостя в клуб.

Дружно и весело празднует аварское селение советские праздники. В эти дни жители с флагами и плакатами, под звуки барабана и зурны обходят все улицы, затем собираются около правления колхоза или в клубе, где слушают доклад, чествуют лучших колхозников. Праздник заканчивается традиционными состязаниями в беге, метании камней, джигитовкой и пр. Вечером колхозники устраивают угощение у себя дома, ходят друг к другу в гости. Помимо революционных праздников, колхозники сообща празднуют свадьбу, рождение ребенка, день первой борозды и некоторые другие торжественные дни. Молодежь и в будни после работы часто устраивает национальные танцы в местном клубе, что составляет новое явление быта аварского селения.