Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Селения и жилища аварцев. Одежда
Этнография - Народы Кавказа

Большая часть селений Аварии была расположена по склонам гор; дома теснились один к другому так, что часто крыша одного дома служила двором для другого. Это объяснялось не только условиями местности и недостатком удобных земель, но и стремлением лучше защитить селение от врага. Крайние дома аула представляли собой как бы крепостную стену с боевой башней. Проникнуть внутрь такого сооружения было очень трудно. Башня, помимо своего оборонительного значения была н наблюдательным пунктом. Башни имели до шести-семи этажей, сообщающихся между собой при помощи внутренних люков и приставных лестниц.. Обычный дом аварских крестьян представлял собой четырехугольную постройку с плоской крышей. Стены его были сложены из необработанного камня различной формы, причем в качестве скрепляющего материала применялся иногда раствор местной почвы, Дом строился либо на фундаменте, либо на скалистом грунте. На стены клали одну или несколько балок, поверх которых настилали доски или жерди, а на них укладывали хворост, сено и насыпали тонкий слой земли и глины. Основные балки потолка поддерживались специальными столбами. Земляной настил тщательно утрамбовывался катком. Такая крыша нуждалась в укатывании после каждого дождя.

В нижнем этаже дома находились хозяйственные помещения — хлев, сеновал, кладовая — и зимняя жилая комната. На верхний этаж вела наружная каменная лестница. Там размещались жилые комнаты—в домах зажиточных аварцев обычно три, в бедных — одна, реже — две. Из каждой комнаты имелся выход на галерею, нависающую над первым этажом или выходящую на крышу нижнего дома. Крыша галереи поддерживалась несколькими столбами. На галерее обычно стояли деревянный резкой диван и несколько маленьких скамеечек. Впрочем, галерея в XIX в. была характерна большей частью для домов зажиточных.

В трехкомнатном доме средняя комната верхнего этажа служила как бы коридором. В ней у стены, противоположной галерее, стоял огромный ларь для хранения зерна и продуктов. Вдоль одной из стен шли полки, на которых была расставлена посуда: металлические кувшины для ношения и хранения воды, глиняные маслобойки, посуда для хранения сыра, чашки и сосуды для простокваши, деревянные блюда для замешивания муки, ступа для чеснока, солонка, мерки для муки, стеклянные стаканы и пр. На верхней полке хранилась посуда, употребляемая лишь в торжественных случаях: серебряные кувшинчики для вина, глиняные разрисованные блюда для хинкала и орнаментированные чашки. Рядом с полками на стене висели деревянная квашня на маленьких ножках или без них, деревянный половник, специальная коробка для хранения ложек и вилок. В бедных семьях посуды было значительно меньше.

Из средней комнаты ДЕери вели в две смежные комнаты, одна из которых служила парадным помещением, а другая — кухней. Парадная комната вся увешивалась коврами и часто вдоль одной из ее стен устраивались нары с постелью для гостя или самого хозяина. Постель обычно на день свертывалась. Она состояла из войлока, матраца, подушки, валика, подкладываемого под подушку, и одеяла. На стенах висело все имеющееся в доме оружие. В кухне размещалась вся обыденная посуда и утварь. Здесь происходила и повседневная трапеза.

В двухкомнатном доме, в котором жили менее зажиточные семьи, комнаты в прежнее время не имели окон и свет проходил через небольшое четырехугольное отверстие в стене под потолком. Балки, столбы и потолок блестели от вековой копоти, словно покрытые черным лаком, так как очаг был открытый. В вечернее время для освещения пользовались коптилками или лучиной.

Однокомнатное жилище было устроено следующим образом. В нижнем этаже дома находились хлев, сеновал и другие хозяйственные помещения, а иногда и зимняя комната. Весь второй этаж занимала одна большая комната, освещаемая маленькими отверстиями под потолком. Площадь такой комнаты доходила в некоторых случаях до 100—-120 м2 цри высоте до 4—5 м. Вдоль одной из ее стен был устроен ц1агур — огромный ларь- амбар, имевший три двери и представлявший собой фактически кладовую. В конструкцию цагура входил украшенный художественной резьбой столб, подпиравший основную балку потолочного перекрытия. Первоначально этот столб сохранял форму дерева, имеющего мощный, сильдо расширяющийся книзу ствол и пышную К|рону. Такие цагуры можно видеть до сих пор в ряде мест Аварии, в частности в Гидатле и Келебе.

В некоторых домах посреди комнаты на глиняном полу находился открытый очаг, над которым висела цепь для котла. Место около очага считалось самым почетным в доме, здесь стоял деревянный резной диван — место старшего в семье, на которое обычно сажали гостя. Очаг делил комнату на четыре части: в правой стороне помещались мужчины, в левой — женщины, между столбом и очагом — дети во время трапезы; место между очагом и наружной стеной дома предназначалось для хранения дров и хвороста. В старину такой дом был жилищем большой семьи, которая обозначалась тем же термином цо рукъалъул гЫдамал, что и группа родственных семей. В начале XX в. в нем помещалась уже малая семья.

Городской утвари в крестьянском жилище почти не было. Исключение составляли дома зажиточных горцев, где можно было встретить зеркала, городскую посуду, мебель и пр.

Одежда

Национальный костюм аварца состоял из туникообразной рубахи, шаровар, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи. Своеобразна аварская шуба, имеющая небольшой воротник и узкие ложные рукава. Такая шуба носилась внакидку.

Основным элементом женского костюма было, как и у других народов Дагестана, туникообразное платье-рубаха (горде). Горде надевалось поверх длинных штанов или прямо на тело. Оно шилось из прямых полотнищ материи темных цветов (черного, синего, реже темно-красного), имело круглый вырез у шеи и прямые рукава с манжетами, застегивающимися у кисти руки. В Кахибском районе горде подпоясывали широким матерчатым поясом в виде полотенца; богатые женщины надевали металлический пояс с красивой пряжкой или кожаный с металлическими украшениями. В Хунзахском, Ботлихском и других районах богатые женщины в праздник поверх горде надевали хавало — разрезное шелковое платье, собранное в сборки у пояса, с рукавами, имеющими разрез от локтевого сгиба до кисти (одежда кумыкского типа).

Главным элементом головного убора аварки была чухта (у собственно аварцев — чухт1о) — мешочек для кос, соединенный с чепцом. Чухта надевалась низко на лоб и при помощи завязок прочно укреплялась на голове. Богатые аварки шили ее из шелка. Чухта во многих аварских селениях имела свои особенности. В ряде обществ Гунибского района лобная часть чухты имела чухтар — квадрат, на который навешивались металлические украшения или делалась художественная вышивка золотыми нитками. В Кахибском районе чухта имела еще круглые височные бляхи: большие у девушек, несколько меньшего размера у замужних женщин и маленькие у старых. Поверх чухты в Хунзахском районе в торжественных случаях надевали платок или шаль. Сохраняясь и поныне, чухта имеет в разных местностях свои специфические особенности. Различаются чухты андийцев, ботлихцев, тиндалов и других этнографических групп аварцев.

Обувью служили кожаные сапоги (чакмаби), войлочные сапоги (квасул хъитал), которые носили главным образом зимой, и шерстяные носки с толстой подошвой, особенно распространенные в Тляратинском и Цумадин- сном районах. Летом чаще всего носили мягкие чувяки.

Специального платья для работы у аварцев не было. Костюм чабана не составлял исключения, хотя имел некоторые своеобразные элементы. Так, бурка чабана представляла собой трапециевидный кусок грубой коричневой кошмы без единого шва. На груди она завязывалась тонкими ремешками. Правда, встречались чабанские бурки со швами на плечах, но в таких случаях отсутствовали большие плечевые выступы, столь типичные для бурки всадника. Бурка чабана отличалась также незначительной длиной, что давало возможность свободно передвигаться. Обувь чабана (чарыкъ) была также своеобразна. Она шилась из одного куска сыромятной кожи, выкроенной таким образом, что один шов проходил спереди по носку и подъему, а другой сзади. Держалась такая обувь при помощи шнурка. К подобному «ботинку» пристегивалось голенище из такой же грубой кожи или войлока. Чабан имел т1ил — палку, своего рода пастушеский посох, на котором особыми зарубками отмечалось количество скота. Очищенная шкура козленка служила заплечным мешком для продуктов, а также сумкой для ношения ножниц, шила, кисета, огнива и пр.

У аварских бедняков была обычно только одна смена одежды; обыденную одежду они носили до тех пор, пока она не превращалась в лохмотья.