Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Аварцы: характеристика. Занятия в дореволюционный период
Этнография - Народы Кавказа

Аварцы — самоназвание маарулал (маг1арулал), буквально «горцы» — один из наиболее значительных по численности народов Дагестана. Всего их насчитывается 268 тыс. человек, в том числе в Дагестанской АССР около 240 тыс. Аварский язык принадлежит к аваро-андо- цезской группе дагестанской ветви кавказских языков. Область распространения аварского языка протянулась с севера па юг полосой, разделяющей Дагестан на две части. Длина этой полосы около 170 юг, наибольшая ширина — около 70 км.

В состав аваро-андо-цезской группы, кроме собственно аварского языка, входят также андийские и цезские языки. Говорящее на них население Аварии родственно аварцам не только по языку, но также и по основным чертам культуры и быта, и в настоящее время объединяется с собственно аварцами. За основу литературного аварского языка взят так называемый войсковой язык — болмац!, издавна употреблявшийся при устном общении между аварцами и андо-цезами.

Аварцы населяют в основном горную часть Дагестанской АССР: Хунзахский, Гунибский, Кахибский, Гергебильский, Гумбетовский, Чародинский, Ботлихский, Цумадинский, Цунтинский, Ахвахский, Казбе- ковский, Тляратинский районы. Частично заселены аварцами Буйнак- ский, Левашинский и Кизилюртовский районы, а также одно селение з Рутульском районе (Кусар). Кроме гого, аварцы живут за пределами Дагестана — в Закатальском и Белоканском районах Азербайджанской ССР. Основная территория расселения аварцев со всех сторон ограничена почти замкнутыми хребтами: Андийским, Салатау, Гимринским и др. Внутри она рассекается притоками р. Сулак — четырьмя Койсу (Аварским, Ка- зикумухским, Андийским и Кара), а также множеством горных кряжей — отрогов Главного Кавказского хребта. Труднодоступные естественные рубежи между различными частями Аварии и господство натурального хозяйства явились одной из главных причин длительной изоляции в прошлом народностей аваро-андо-цезской группы и сохранения у них большого числа языков, диале'ктов и говоров.

Происхождение аварцев пока не изучено. Первые письменные свидетельства о пребывании их предков примерно на современной территории относятся к началу нашей эры. У Плиния Старшего (I в. н. э.) упоминается племя дидуров, т. е. дидойцев, а Птолемей (II в.) говорит о савирах, очевидно, позднейших саварах. Это название можно сблизить с современным наименованием «аварцы». Ранние арабские авторы (IX—X вв.) сообщают о «царстве Серир». По мнению акад. В. В. Бартольда и ряда других ученых, Серир находился на территории Аварии. Позднее на месте Серира становится известным сравнительно крупное феодальное образование — Аварское ханство (с центром сначала в Танусе, потом в Хунзахе). Вокруг него группировалось большое число так называемых «вольных обществ» (союзов общин), находившихся в известной зависимости от хана. Связи с Аварским ханством поддерживали и аварские «вольные общества» на территории современного Азербайджана, известные под названием Джаро- Белоканских.

В начале XIX в. Аварское ханство и отдельные общества присоединились к России. Согласно административной реформе 60-х годов, аварские земли вошли в состав Гунибского, Андийского и Аварского округов Дагестанской области. Что касается аварцев Азербайджана, то территория их расселения, согласно существовавшему перед революцией административному делению, входила в Закатальский округ.

Занятия

Ведущими отраслями хозяйства Аварии во второй половине XIX и начале XX в. были в высокогорной части — скотоводство, ниже в горах, а также в долинах рек — земледелие (полеводство и садоводство).

Народный опыт аварских скотоводов подсказал им наиболее целесообразный для местных условий состав стада (около 70% составляли овцы, около 20% — крупный рогатый скот, остальное — лошади и ослы). Однако скотоводство носило экстенсивный характер (заготовка сена осуществлялась в незначительных размерах). Собственных зимних пастбищ на плоскости аварцы за редкими исключениями не имели и были вынуждены арендовать их у князей Тарковских (потомков шамхала) и других крупных землевладельцев, а также в Грузии и Азербайджане 1.

За выпас каждой сотни овец аварцы платили владельцу пастбища арендную плату в размере 20—40 рублей серебром или 5 —10 голов овец. Такая плата была под силу только крупным скотоводам. В результате сложилась своеобразная форма организации выпаса. Богатый скотовладелец (удаман) арендовал зимнее пастбище, заводил собак, приобретал котел, нанимал чабанов. К нему присоединялись мелкие скотовладельцы, чаще его родственники. За это удаман получал с них определенную сумму денег, а также заставлял их работать в своем хозяйстве.

Организация летнего выпаса происходила иначе. Летние (горные) пастбища, исключая ханские и бекские, составляли собственность общины.

Наряду с существованием крупных скотовладельцев более 70% бедняцких хозяйств не имело ни одной овцы и около 10% имело от двух до пяти овец. С конца XIX в. овцеводство приобрело товарный характер. Богатые скотоводы сбывали на рынки Грузии, Азербайджана, Чечни и равнинного Дагестана мясо, шкуры, шерсть, сыр, брынзу и др. Крупный рогатый скот разводили, как правило, для удовлетворения внутренних потребностей. Исключение составляло Гидатлинское общество, где существовало производство масла на рынок.

Лучшие земли в Аварии принадлежали зажиточной верхушке общества. У 78 богатых хозяев Аварского округа было 938,3 десятины пахотной земли, у 32 богачей Андийского округа — 778 десятин. Крупный земельный собственник Н. Гоцинский, например, имел 93 десятины пахотной земли в сел. Гоцо и 2875 десятин пастбищ в Темир-Хан-Шуринском округе. В среднем на душу населения в Аварии приходилось около 1 десятины земли 2. В ряде селений положение было еще хуже. Так, в сел. Уздалросо 15 десятин приходилось на 155 душ населения, в сел. Тлейсерух — 14 десятин на 270 душ и т. д. В условиях крайнего малоземелья в горах возникла практика террасирования склона — по склонам гор создавались искусственные уступы (террасы), отвесные участки которых укреплялись каменными стенами во избежание оползней. Большая часть полей Аварии была богарной. Применялся беспаровый севооборот, так как при малых размерах полей земли всегда не хватало.

Сельскохозяйственная техника сохраняла отсталые формы. Основным пахотным орудием был плуг (пуруц) из крепкого дерева, чаще дуба, с металлическим лемехом в форме лопатки. Пуруц не имел отвала и напоминал усовершенствованную мотыгу. В большей части аварских районов боронования не знали. В тех районах, где оно существовало, роль бороны выполняли связанные ветки деревьев. Уборка урожая производилась серпом и косой, напоминающей по форме горбушу. Молотили зерно при помощи молотильной доски прямоугольной формы, в нижнюю поверхность которой вставлялись кремневые вкладыши; доску волочили по хлебу, разбросанному по току. Для утяжеления доски на нее накладывались камни или становился человек.

Неблагоприятные климатические условия и отсталая сельскохозяйственная техника ограничивали ассортимент злаков, возделывавшихся аварцами. Наиболее типичными для аварского зернового хозяйства начала XX     в. были особый род пшеницы, так называемый «магар», просо «корсар», отличающееся от обыкновенного тем, что растет колосом, а не кистью, и черный горох. Кроме того, аварцы сеяли рожь, голый ячмень, яровую пшеницу, кукурузу, а также лен и коноплю.

Примитивные способы ведения хозяйства, отсталая техника, малоземелье — все это делало земледелие необычайно трудоемким процессом. Аварец на обработку одной десятины земли затрачивал более месяца, тогда как на плоскости одна десятина обрабатывалась в течение всего пяти дней.

Для того чтобы обработать пашню, необходимо было иметь быка и плуг. Бедняки, не имея ни того, ни другого, были вынуждены сдавать пашню в аренду и наниматься в батраки. В неурожайные годы батрак или батрачка получали за работу на посеве, покосах или жатве от 10 до 20 коп. в день.

Урожаи зерновых культур в конце XIX в. были крайне низкими. Так, в один из урожайных годов в конце XIX в. в Аварском округе было собрано 300 414 четвертей хлеба, из которых на продовольствие было потреблено 265 338. В округе в рассматриваемое время насчитывалось 301 317 человек. Таким образом, на душу населения приходилось 0,8 четверти зерна.

Ряд районов Аварии славился садами (нынешние Ботлихский, Унцукульский и Гергебильский районы). Садоводство составляло наиболее товарную отрасль аварского земледелия. Персики, абрикосы, алыча, черешня продавались на специальные консервные заводики кустарного типа (в Карадахе, Гоцатле, Тлохе, Гимрах, Унцукуле, Ирганае и др.). Часть фруктов сбывали в город, меняли на хлеб, заготовляли впрок. Культура виноградной лозы сохранялась только в садах Аварского и Андийского округов. Из лучших сортов винограда делалось вино, которое шло на продажу посредникам-скупщикам.

Горские крестьяне, лишенные земли и пастбищ, не имея возможности прокормиться в своем хозяйстве, вынуждены были обращаться к отходничеству. Они работали в качестве батраков в хозяйствах дагестанских и грузинских помещиков и кулаков, уходили на рыбные промыслы и т. д. Условия жизни отходников, в особенности сельскохозяйственных рабочих, были очень тяжелыми. Большой процент отходников погибал от малярии и различных болезней. И в то же время отходничество сыграло известную положительную роль: оно нарушало патриархальную замкнутость сельского аварского общества, приобщало отходников к более высокой культуре.

Отрываясь от земли, аварцы начинали преимущественно заниматься кустарными промыслами. Ремесленная продукция в своей основной массе производилась для сбыта на рынке. Андийские бурки, каратинские и ке- лебские сукна и многие другие изделия аварских мастеров славились за пределами Дагестана. Большое распространение в Аварии получило производство войлоков, ковров и паласов.

Наряду с войлочным, суконным и ковровым промыслами большую роль играло металлообрабатывающее производство. В селениях Голотль, Кахиб и Ура- да производили кинжалы. Центром производства серебряных ювелирных изделий был сел. Чох в Гунибском округе. Аварские ювелиры применяли гравировку, чернь, инкрустацию по дереву серебряной и медной проволокой, а также насечку по дереву и металлу. Высоким художественным вкусом отличались такие изделия аварских мастеров, как холодное оружие, отделанное серебром, слоновой костью, золотой насечкой или глубокой гравировкой и чернью, серебряная посуда, пояса, ожерелья, височные бляхи, наборы для сбруи и т. д. Большое распространение получило производство медной посуды. Почти каждое аварское общество имело своих медников. Особой известностью пользовалась продукция аварских медников из сел. Гоцатль, обслуживавших большую часть аварских селений.

Деревообрабатывающие промыслы были развиты главным образом в районах, богатых лесом. Здесь производилась деревянная утварь (треугольные скамеечки, мерки для муки, лари для зерна, деревянные части земледельческих орудий, лопаты и т. д.). Многие предметы домашнего обихода украшались резьбой — контурной, мелковыемчатой и плоскорельефной, реже — трехгранновыемчатой. Широким сбытом пользовались деревянные изделия из кизила с инкрустацией серебряной или медной прово- локрй, изготовлявшиеся в сел. Унцукуль.

Серебряных дел мастера, оружейники, медники и прочие кустари оставляли осенью свои горные селения и направлялись в большие города, селения и тарговые центры, где жили до наступления лета, занимаясь ремеслом. Несмотря на высокое мастерство и трудолюбие, аварские кустари и в городе и в деревне влачили полуголодное существование. Их эксплуатировали бесчисленные скупщики, произвольно устанавливавшие цены. Доход мелкого кустаря подчас был ниже средней заработной платы рабочего.

Со второй половины XIX в. в Аварии особенно развивается торговля. В каждом сколько-нибудь значительном селении существовал местный торговец — базарган, скупавший у односельчан товары и перепродававший их в 1емир-Лан-Шуре, Петровске, Кизляре и других городах. По свидетельству П. Пржецлавского, некоторые аварцы ездили за товарами даже в Кубу, Шемаху, откуда привозили нанку, ситец, бязь, платки, которые продавали в Аварии, наживая 25% стоимости товаров 3.Ботлих, Хунзах, Гуниб и другие аварские селения превращались в крупные торговые центры. Здесь были постоянные базары, обслуживавшие 1>сю территорию аварцев.