Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Просвещение и здравоохранение кумыков. Фольклор, литература и искусство
Этнография - Народы Кавказа

В прошлом около 91% кумыков не знало грамоты. Существовавшие в селениях примечетские школы, где в роли преподавателей выступали малограмотные муллы, практически никакого образования не давали.

Существенным фактором развития культуры и просвещения было создание в Дагестане, в том числе на территории расселения кумыков, руоских школ; некоторые выпускники этих школ продолжали образование в высших учебных заведениях в центральных городах России. Однако число русских школ было очень невелико8, да и учиться в них могли главным образом дети состоятельных людей. Все же, несмотря на их сословный характер, эти школы играли прогрессивную роль, являясь одним из каналов проникновения передовой русской культуры. Важно также отметить, что в дореволюционных русских учебных заведениях получили образование и начали свою деятельность видные дагестанские революционеры — кумыки по национальности — Уллубий Буйнакский, Зайналабид Батырмурзаев, Султан-Саид Казбеков, Джалал Коркмасов, Саид Абдулгалимов и др.

Основной контингент учащихся и в русских, и в религиозных школах составляли мальчики. Девочки, за редким исключением, школы не посещали. В силу патриархально-феодальных порядков образование считалось привилегией мужчин.

Одним из крупнейших завоеваний советского строя явилось осуществление культурной революции. Впервые в истории кумыков была создана школа, неуклонно осуществляющая принцип обучения на родном языке 9. Огромная работа проведена по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

Чрезвычайно важное значение для подъема народного образования имела замена сложного для усвоения арабского алфавита кумыкской письменности латинским (1927 г.) и особенно — русским (1938 г.) алфавитом. Введение русского алфавита сыграло серьезную роль в приобщении кумыкского народа к достижениям передовой русской культуры.

Большую помощь в культурном строительстве кумыкским районам Дагестан^ оказали братские народы, и в первую очередь русский народ. Много русских учителей занимается воспитанием и обучением кумыкских детей, работает в местных органах народного образования. В результатеширокого культурного строительства в сельских районах, не говоря уже о городах, коренным образом изменился культурный облик населения. Газеты, политическая, художественная и научная литература, радио, кино стали достоянием всех трудящихся кумыков.

На кумыкском языке выходят республиканская газета «Ленин ёлу» («Ленинский путь») и ряд районных газет. На родных языках народов Дагестана, в том числе на кумыкском, издаются литературный журнал «Дружба» («Дослукъ»), общественно-политический журнал для женщин «Звезда» («Юлдуз») и др. Широким распространением в кумыкских районах пользуются также центральные газеты и журналы и общедагестанская пресса на русском языке («Дагестанская правда», «Комсомолец Дагестана» и др.)* Почти все селения кумыков радиофицированы и телефонизированы. Нет ни одного кумыкского селения, где бы не демонстрировались кинокартины. В крупных селениях и в районных центрах имеются постоянные киноустановки.

Большие успехи достигнуты и в развитии здравоохранения. Только в селениях Хасавюртовского района функционирует 7 больничных учреждений (на 120 коек), 50 фельдшерско-акушерских пунктов, женская и детская консультации. В них работают 12 врачей и 87 медицинских работников со средним специальным образованием. Медицинские учреждения играют большую роль не только в улучшении здоровья населения, но и в борьбе с религиозными и иными пережитками. Крестьяне воочию убедились, что медицинская помощь ведет к излечению болезней, тогда как применение талисманов или воды, омывшей талисман (наиболее распространенные в прошлом знахарские методы «борьбы» с болезнями), чаще всего приводило к смерти.

Из среды кумыков выросла своя интеллигенция — работники культуры, врачи, специалисты различных отраслей народного хозяйства. В различных научных учреждениях Дагестана, наравне с представителями других национальностей, трудятся и ученые-кумыки. В их числе доктор медицинских наук профессор Р. П. Аскерханов, кандидат педагогических наук заслуженный учитель школы РСФСР А. К. Селим- ханов, заведующие кафедрами Дагестанского государственного медицинского иниститута кандидаты медицинских наук С. Ю. Алибеков и Д. А. Шейх-Али и многие другие.

Фольклор, литература и искусство

Кумыки обладают чрезвычайно богатым и разнообразным как по формам, так и по содержанию фольклором, который еще до революции привлекал вни мание исследователей. Глубокий интерес к устному творчеству кумыков проявили известные русские ученые Л. Р. Лопатинский и А. Н. Грен ш. Отдельные кумыкские песни были собраны и напечатаны П. А. Головинским, М. Афанасьевым и Н. С. Семеновым п. Первым кумыкским собирателем и издателем произведений устно-поэтического творчества своего народа был Магомед Эфенди Османов из сел. Аксай, б. Хасавюртовского» округа, работавший с 1867 по 1881 г. преподавателем тюркских языков: в Петербургском университете. В 1883 г. он издал в Петербурге первую кумыкскую книгу «Сборник ногайских и кумыкских песен», которая явилась значительным событием в культурной жизни кумыкского народа.

Систематическое собирание и изучение кумыкского фольклора началось только в советское время. Много сделал в этой области талантливый писатель А. П. Салаватов. Собранные им произведения устного творчества кумыков занимают значительное место в литературном сборнике «Чечек- лер» («Цветы»), изданном в Махачкале в 1939 г. Несколько книжек кумыкских сказок («Нарт», «Черепаха и голубь», «Сказки и рассказы», «Три друга» и др.) опубликованы известным народным сказителем и поэтом А. Акавовым из сел. Андрейаул (Хасавюртовский район). В 1959 г. вышел в свет большой сборник «Кумыкские сказки». Отдельные образцы кумыкского фольклора переведены на русский язык и опубликованы в сборниках: «От всего сердца» (Махачкала, 1940), «Песни страны гор» (Махачкала, 1947), «Поэзия народов Дагестана» (Махачкала, 1954), «Из дагестанской народной лирики» (Махачкала, 1956) и т. д.

В фольклоре кумыкского народа представлены различные песни, нартские сказания, волшебные и бытовые сказки, пословицы и поговорки, частушки. Большой интерес представляют эпические и исторические песни— йыры. Некоторые из них («Мункуллу», «Эльдаруш», «Карт-кожак и Максуман», «Абдулла» и др.) относятся к глубокой древности. Большинство эпических произведений сложено в основном стихами. Однако встречается и смешанная форма — чередование прозы и стихов. Прозаические отрывки, как правило, используются сказителями или певцами для пояснения отдельных обстоятельств, конкретных деталей, связанных с героем эпоса. Иногда эпос начинается с прозаического вступления. Исполняются йыры с музыкальным сопровождением.

Одной из основных тем устного творчества кумыкского народа является борьба трудящихся против феодалов и других эксплуататоров. В героических песнях воспевается справедливость, гуманность, храбрость, трудолюбие, любовь к своему народу, ненависть к врагам. В этом отношении показательна широко популярная в народе песня «Айгази». В основу ее положено сказание о легендарном герое — Айгази, защитнике бедноты и б^рце за счастье народа. Свободолюбие народа, его борьбу против социального неравенства очень ярко характеризуют и песни — казак йырлар. Большое место в кумыкском фольклоре занимают также лирические песни (сарыны) и обрядовая поэзия.

Современное устно-поэтическое творчество кумыков ярко и полно отражает те колоссальные изменения, которые произошли в быту и сознании народа за годы Советской власти. Сказания, песни, стихи о возрожденной родине, о богатстве и красоте колхозной жизни, о Коммунистической партии составляют особый цикл произведений современного народного творчества кумыков. Яркое отражение в фольклоре кумыков нашла Великая Отечественная война. Почти в каждом селении имеются свои сказители. Кумыкский народ выдвинул из своей среды выдающегося народного сказителя Аяу Акавова (1903—1953). Помимо созданных им самим высокохудожественных произведений, посвященных советской родине, Аяу, как уже отмечалось, собрал и передал современникам множество прекрасных образцов народного творчества.

Родоначальником кумыкской литературы является выдающийся поэт Ирчи пазак (вторая половина XIX в.), пользовавшийся огромной популярностью в народе. Ирчи Казак обличал существовавшие порядки и пел оIгорькой судьбе своего народа, за что был в кандалах сослан в далекую Сибирь. Почти одновременно с ним писали Магомед Эфенди Османов и Манай Алибеков 12. Последний известен также как этнограф и собиратель памятников обычного права. В 1926 т. была издана на русском языке его работа «Адаты кумыков», имеющая большую научную ценность.

Поэтические творчество И. Казака, М. Э. Османова, М. Алибекова сыграло большую роль в развитии литературных традиций кумыкского народа. Первыми кумыкскими советскими писателями были известные революционеры Дагестана Зайналабид и Нухай Батырмурзаевы (отец и сын), расстрелянные в 1919 г. деникинскими палачами. Их произведения были проникнуты духом борьбы против социального и национального угнетения. 3. Батырмурзаев был редактором выходивших с 1917 г. в Темир-Хан-Шуре на кумыкском языке литературно-художественного и общественно-политического журнала «Танг Чолпан» и газеты «Ишчи халкъ» («Трудовой народ»).

За годы Советской власти из недр кумыкского народа вышла большая группа талантливых поэтов, писателей и драматургов, посвятивших свое творчество темам строительства коммунистического общества в нашей стране, дружбы народов и борьбы за мир. В их числе народные поэты Дагестана А. Магомедов и А. Казиявов. Кумыки получили возможность читать на родном языке произведения писателей и поэтов народов Дагестана и других братских народов СССР. На кумыкский язык переводятся произведения классиков марксизма-ленинизма.

Кумыкская драматургия и театр возникли только в советское время, хотя навыки драматического искусства складывались у кумыкского народа издавна. Зачатки его можно проследить в поэтических соревнованиях девушек с юношами, в свадебных обрядах, народных торжествах и т. д. В 1925 г. в Буйнакске был создан Дагестанский театрально-музыкальный техникум, из выпускников которого в 1930 г. основан Кумыкский драматический театр. В его репертуаре пьесы кумыкских авторов, а также произведения, переведенные с русского, дагестанских и других языков СССР. Коллектив театра не раз обращался и к творчеству классиков зарубежной драматургии.

Кумыкский государственный музыкально-драматический театр пользуется в республике широкой популярностью. Большую любовь зрителей завоевали работающие в театре со дття его основания народная артистка СССР Б. Мурадова, народный артист РСФСР А. Курумов и др. Из среды кумыков выросли свои композиторы, вокалисты, художники. Имя талантливой певицы заслуженной артистки РСФСР Исбат Баталбековой стало известно далеко за пределами Дагестана.

В дружной семье народов СССР кумыкский народ успешно развивает свою культуру — социалистическую по содержанию и национальную по форме.