Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Селения и жилища кумыков. Одежда
Этнография - Народы Кавказа

Кумыкские селения (юрт, кент) чаще всего расположены на возвышенности, но с горизонтальной планировкой. Исключение составляют селения засулакских кумыков, расположенные на равнине, а также селения, возникшие в более позднее время. Селения позднего происхождения (Башлыкент, Халимбек-аул, Нечаевка, Нижний Маджалис и др.) отличаются правильной планировкой. Здесь прямые улицы, идущие параллельно одна другой. Парал, зльно расположены и переулки. В таких селениях многие дома имеют довольно обширные дворы, частично занятые огородами или садами. За последнее время в селениях посажено много молодых садов. Большое внимание уделяется озеленению улиц. Своим благоустройством отличаются селения Верхнее и Нижнее Казанища, Хдлимбек-аул, Эрпели Буйнакского района, Аксай Хасавюртовского района, Нечаевка Кизилюртовского района и ряд других. В соответствии с изменением общественных отношений в современных кумыкских селениях появились новые кварталы — средоточие общественных и культурных учреждений. Строительная техника и материалы почти всюду одинаковы. Большинство построек сложено из -сырцового кирпича.

Жилища кумыков можно подразделить на три основных типа:

1) одноэтажный дом — биркъат уъй, который делается на сравнительно низком фундаменте, а пол в нем находится немного выше уровня земли;

2)  полутораэтажный дом — гётеринки уъй, который строится на высоком каменном фунда!менто, пол здесь значительно приподнят над уровнем земли; 3) двухэтажный 'дом — экикъат уъй или бийик уъй. Все эти три типа различаются в свою очередь по планировке. В одних домах все комнаты вытянуты вдоль и расположены в один ряд, в других — в виде буквы Г, в третьих — в виде буквы П. В отдельных селениях (особенно у засулакских кумыков), видимо под русским влиянием, нередко встречаются дома, в которых между комнатами имеются сени (гъарве). Все комнаты обычно объединяются идущей вдоль фасада галереей (пурха, догъа). В прошлом в жилищах бедняков комнаты не имели окон. Их заменяло небольшое отверстие в крыше или над дверью. В богатых домах делались окна, причем выходили они, как правило, во двор. На улицу выходили только глухие стены домов. Комнаты обычно были изолированы одна от другой, двери из комнат вели только на открытую веранду. Состоятельные кумыки имели специальные комнаты и даже отдельные постройки ово дворе для приема гостей — кунацкие. В то время как дом кумыкского бека состоял из многих комнат, жилище бедняка состояло из одной или двух комнат и не имело кунацкой.

При Советской власти архитектура кумыкского жилища существенно изменилась. Новая строительная техника сказалась прежде всего на конструкции крыши: плоская глинобитная крыша сменилась двухскатной черепичной (реже — железной). Заметно увеличилась жилая площадь дома, сократилась площадь хозяйственных помещений. Вместо дома из одной или двух комнат, как это было раньше, колхозники строят теперь многокомнатные дома с большими окнами, часто с остекленной верандой. Изменилось также внутреннее убранство дома. Вместо пристенного очага, который почти не давал тепла, ставятся печи особой конструкции с духовкой и чугунной плитой. Существенным элементом внутреннего убранства кумыкского жилища издавна являлись ковры. Эта традиция кумыков не только сохранилась в настоящее- время, но получила еще большее развитие. В прошлом украшением комнат считались также всевозможная медная посуда я разного рода оружие, которое развешивали в кунацкой. В настоящее время это встречается все реже. Существенную часть обстановки современного жилища кумыков составляют кровати, столы и стулья, появление которых значительно изменило убранство комнат. Зажиточная колхозная жизнь позволяет кумыкам приобретать швейные машины, велосипеды, патефоны, книги, радиоприемники. Школьникам выделяется специальный уголок для занятий. Каждая семья имеет теперь красиво и богато убранную параддую комнату для приема гостей.

Одежда

В кумыкской одежде дореволюционного периода резко сказывались социальные различия. Богатые предпочитали пгать одежду из дорогих привозных тканей6. Крестьяне же довольствовались местным сукном и домашними тканями из хлопка.

Нательная одежда мужчин состояла из туникообразной рубахи (гёйлек) и штанов (иштан или шалвар), широких вверху и суживающихся книзу. Обычно штаны шились из темного, более плотного, чем рубаха, материала. Поверх рубахи носили бешмет (къаптал), как правило, узкий в талии, со стоячим воротником и длинными узкими рукавами. Бешмет шили из темной материи — хлопчатобумажной, шерстяной или шелковой. Постепенно бешмет заменила (хотя и не вытеснила окончательно) «кавказская рубаха» с застежкой спереди и стоячим воротником. Поверх надевалась черкеска (чопкен) обычно темного цвета. Зимой сверх бешмета или черкески носили длинную овчинную шубу (тон), которая, в отличие от прямой широкого покроя шубы горских народов Дагестана, шилась, как и черкеска, в талию и расширялась книзу. Нарядные шубы (кёрпе-тон), делавшиеся из белых овчин молодых барашков, были доступны только зажиточным. Богатые кумыки покупали у русских купцов дорогие собольи, бобровые и горностаевые шубы, известные под общим названием хаз-топ («хаз» означает «мех»).

Верхней одеждой, защищавшей от дождя, холода и ветра, служили бурки, которые кумыки покупали у других народов Дагестана: у аварцев (знаменитые по всему Кавказу андийские бурки — анды ямунчу — нарядные и богато украшенные галуном) и даргинцев — более простые и дешевые.

Самым распространенным видом обуви у кумыков были масилер — легкие чувяки с голенищами из черного сафьяна. Подошвы чувяк делались из мягкой кожи, поэтому при выходе на улицу поверх них надевали кожаные галоши или башмаки. Богатые носили парадные сапоги, сшитые на заказ лакскими мастерами. Рабочей обувью служили характерные для всего Дагестана чарыки. Они не имели голенищ и делались более широкими, чем масилер, так как их носили с шерстяными носками. Бедняки надевали чарыки >и в будни и в праздники.

Головным убором служила папаха из овчины. В XIX в. получила распространение папаха с суконным донышком. Кумыкские богачи шили папахи из дорогого бухарского каракуля. Отправляясь в дальнюю дорогу или во время холодов, надевали башлык.

Мальчики, начиная с пяти — семи лет, носили такую же одежду, за исключением бурки и башлыка. Дети из бедных семей черкесок не имели. В холодное время года мальчики вместо бурок надевали тошлук — вид телогрейки или куртки — из шелка или шерсти (иногда на вате). Тошлук шился и без рукавов, в виде теплого жилета.

Женская одежда отличалась большим разнообразием. Нательная одежда была двух видов: еёйлек или тюз гёйлек и бузма гёйлек. Рубаха гёйлек по покрою напоминала мужскую, но была шире и длиннее. Такие рубахи были широко распространены в Дагестане. Бузма гёйлек состояла из лифа и пришитой к нему в сборку широкой длинной юбки. Под рубаху надевали шаровары, почти такие же, как мужские, или широкие штаны (иштан), которые бытовали только до конца XIX в. Платье также имело несколько видов: арсар, полуша, къабалай. Платье арсар делалось с прямым разрезом сверху донизу и откидиыми рукавами, сшитыми лишь до локтя (ниже локтя они свободно свисали с рук). Как и все кумыкские платья, арсар шили в талию, с лифом и широкой юбкой в шесть-семь полотнищ. Полуша не имела разреза на юбке, делалось с открытым на груди лифом и рукавами, зашитыми до самой кисти. Арсар и полуша носили женщины различных возрастов.

Парадным платьем молодой кумычки было къабалай. Оно, как правило, шилось из дорогих шелков и было доступно только зажиточным. В отличие от других видов, платье къабалай имело двойные рукава — нижние узкие и верхние широкие, откидные. Спереди по бокам платья делались большие и глубокие складки, сзади — тоже глубокие, но небольшие.

Зимой большинство женщин носило ту же одежду, что и летом. О пальто вообще не имели понятия, так же как и о теплой обуви. Исключение составляли жены феодалов, которые носили шубы из белых барашков (кёрпе- тон) с парчевой отделкой или из дорогих русских мехов, крытые бархатом к плюшем.

Обувью служили чувяки (магий) из сафьяна. Праздничные, в том числе свадебные, чувяки делали из красного сафьяна и пришивали к ним галуны. Даже летом, за неимением легких чулок, чувяки носили поверх шерстяных носков, так как показаться в одних чувяках в общественном месте считалось неприличным. Зимой в непогоду на чувяки надевали башмакъ- лар — глубокие туфли без задников, с высокими каблуками. Позднее вместо этих башмаков стали употребляться кожаные галоши.

На голове носили повязку (чуткъу) из черного* атласа, сатина или топкой шерстяной материи с яркими цветами. Чуткъу закидывали на спину и, прикрыв ею наполовину лоб, повязывали вокруг головы узкими полосами материи, похожими на ленты. Такой головной убор имел вид открытого снизу и сверху мешка, в котором собирали волосы, заплетенные в косички. Поверх чуткъу надевали большой платок — шелковый, шерстяной или тюлевый. К тюлевым платкам обычно пришивалась золотая или шелковая бахрома. Такие платки былп обычны для богатых женщин. Основная масса кумычек довольствовалась домоткаными шелковыми платками с шелковой бахромой.

Девочки с пяти — семи лет носили такую же одежду, что и молодые женщинЬ1. В отличие от женщин, которые любили строгие тона, им шили одежду более ярких расцветок и покупали пестрые платки. Чуткъу девочки могли не надевать до 10—11 лет,

Большим разнообразием отличались женские украшения. Особенно ценились широкий серебряный, часто позолоченный пояс (камал) кубачин- ской работы, золотые или серебряные ожерелья (тамакъса) и бусы, большие золотые броши в форме розы с драгоценными камнями, массивные" золотые и серебряные серьги с подвесками, кольца и браслеты. Конечно, все эти украшения были доступны только состоятельным людям, а бедным — украшения из простого металла. Украшения снимались только во время работы и в дни траура.

В советский период в одежде кумыков произошло много изменений. Особенно сильно изменился мужской костюм. Стали носить обычную верхнюю одежду и белье, такие же, как в городах. Черкеска сохранилась лишь в качестве праздничной одежды, а бешметы исчезли почти полностью. Овчинные шубы носят лишь старики-колхозники. Зато по-прежнему бытуют бурки: они необходимы чабанам, табунщикам, ветеринарным врачам и многим другим работникам-животноводам. Сохраняются и чарыки. Их надевают пастухи и во время некоторых полевых работ. Но наиболее распространенной обувью стали сапоги и ботинки.

Национальные традиции сохранились больше всего в головном уборе. Папахи до сих пор носят очень многие кумыки, а старики — даже летом. Молодежь и люди среднего возраста в теплое время года ходят в кепках или в фуражках.

У женщин совершенно вышло из употребления платье арсар, а къабалай сохранилось как народная одежда, надеваемая в праздники. В селениях пожилые и старые женщины носят платья типа полуша. Девушки и молодые женщины предпочитают платья городского покроя. Пальто носят в городах все, а в селениях — интеллигенция и школьницы. Большинству колхозниц теплые шали заменяют пальто.

В селениях нательной одеждой чаще всего служат туникообразная рубашка и шальвары. Сохранилась и бузма гёйлек, особенно у женщин среднего и старшего возраста. Теперь она не имеет спереди лифа, а вместо него делается кокетка ниже плеч. Такая рубаха нередко заменяет платье, причем в этом случае под нее надевают другую — гёйлек.

Национальный колорит женской одежде придают также шелковые и шерстяные платки. Платки, как и платье, кумычки предпочитают одноцветные — коричневые, черные, белые, бордо. Некоторые колхозницы, главным образом старые, по-прежнему носят чуткъу.

Детская одежда почти целиком покупная. Городская одежда и фабричные ткани распространяются все шире и шире. Рост материального благосостояния трудящихся позволяет им шить одежду из тканей, которые раньше не были им доступны, иметь много платьев, обуви, украшений. Во многих селах платье шьют специальные портные и портнихи. Местная торговая сеть снабжает колхозников и готовым платьем.