Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современное хозяйство ногайцев. Быт и семейные отношения
Этнография - Народы Кавказа

Совершенно изменилась жизнь народа после Великой Октябрьской социалистической революции, уничтожившей социальный и национальный гнет. Преобразились хозяйство и культура ногайцев. Огромную роль в возрождении ногайского народа сыграла братская помощь русского народа и других народов СССР.

Только в советское время караногайцы и ачикулакские ногайцы перешли к оседлому образу жизни. Началось интенсивное хозяйственное освоение Ногайской степи. Были созданы животноводческие колхозы и машинно-тракторные станции. Советское правительство помогло колхозам быстро стать на ноги, предоставив им безвозвратные ссуды и оказав помощь в освоении новых методов ведения хозяйства.

В послевоенный период и особенно в последние годы, претворяя в жизнь исторические постановления партии и правительства о развитии животноводства, ногайские колхозы добились новых больших успехов. Так, колхозники Караногайского района за период с 1953 по 1958 г. вдвое увеличили поголовье овец и в 1,5 раза — поголовье крупного рогатого скота. Средний удой с одной фуражной коровы возрос более чем в два раза. Доходы колхозов за это же время увеличились с 3,7 млн. до 18 млн. рублей.

Методы ведения скотоводческого хозяйства коренным образом отличаются от дореволюционных. На смену кочевому скотоводству пришло оседлое. Окот на зиму обеспечивают кормами и теплыми помещениями. На многих молочно-товарных фермах механизирована подача кормов, установлены кормо-запарники, электродоилки и т. п. В районных центрах имеются ветеринарные лечебницы, а в колхозах — ветеринарные пункты. Ликвидирован бич скотоводства — эпизоотии. Многие колхозы добились стопроцентных показателей по выращиванию молодняка.

Большое внимание уделяется улучшению породности скота. Еще в довоенные годы были начаты работы по скрещиванию отечественных тонкорунных овец, хорошо приспособленных к условиям Ногайской степи, с густошерстными австралийскими мериносами. Для проведения этой работы создан овцеплеменной завод «Червленные буруны» (Караногайский район). Выведенная заводом грозненская тонкорунная порода, отличающаяся высококачественной шерстью, большой продуктивностью и выносливостью, является одной из лучших не только в Советском Союзе, но и во всем мире. На 1 января 1960 г. на заводе было более 26 тыс. овец. Советское правительство высоко оценило творческий труд передовых овцеводов. Десятки рабочих завода награждены орденами и медалями, трем чабанам присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Прежде караногайцы не знали земледелия. Оно стало развиваться у них только в советское время и с каждым годом растет все быстрее. Достаточно сказать, что валовой сбор зерна в Караногайском районе увеличился с 1953 по 1958 т. почти в 10 раз. Ачикулакские ногайцы, начавшие заниматься земледелием до революции, значительно расширили посевные площади и резко подняли земледельческую культуру. По сравнению с караногай- цами у ногайцев Ачикулакского района земледелие играет большую роль.

В колхозах и совхозах, кроме зерновых культур, возделывают технические (кенаф, подсолнечник) и бахчевые культуры. Широкое распространение получила кукуруза. Быстро развиваются огородничество, садоводство и виноградарство, которыми ногайцы никогда раньше не занимались. Трудоемкие процессы в земледелии также механизированы.

Исключительно важную роль в развитии земледелия и животноводства в колхозах и совхозах Ногайской степи играет ирригация.

Вопрос об орошении и обводнении Ногайской степи поднимался неоднократно еще до революции. В 1878 г. инженер Данилов разработал проект сооружения судоходного Манычского канала, который дал бы возможность оросить и обводнить часть территории Прикаспийской низменности. В 1913 г. инженеры Нырков и Веселовский разработали проект орошения степи путем строительства Терско-Кумского канала с использованием для этого вод Терека. Но ни один из этих проектов не был осуществлен, так как для их осуществления требовались большие средства, а царское правительство не заботилось о развитии народного хозяйства.

В первые же годы после установления Советской власти началась планомерная борьба с засухой. В. И. Ленин придавал этому вопросу огромное значение, он писал коммунистам Кавказа в 1921 г.: «Орошение особенно важно, чтобы поднять земледелие и скотоводство во что бы то ни стало» 4.

Наряду с целым рядом других крупных ирригационных работ началось строительство Терско-Кумского канала, протяженность всех магистральных каналов и распределителей которого превысит 2700 км. Строительство этого канала позволит оросить 56 тыс. га колхозных и совхозных полей, садов и виноградников и обводнить до 1,5 млн. га пастбищ. В 1957 г. сдана в эксплуатацию первая очередь Терско-Кумского канала. Вода пущена до 82 км и далее через сбросное сооружение в Ногайскую степь по балкам «Сухая падина», «Горькая балка» с пропуском воды до «Черного рынка».

В советское время в Ногайской степи появилась и промышленность: маслозаводы, кирпично-черепичные заводы, промкомбинаты. В последнее время в Ачикулакско'м и Караногайс-ком районах началась добыча нефти. В промышленном и сельскохозяйственном производстве, а также в быту населения широко используется электроэнергия. В одном только Карано- гайском районе в 1957 г. имелось 10 электростанций.

Хозяйство ногайцев Карачаево-Черкесской автономной области значительно отличается от хозяйства жителей Ногайской степи. Здесь гораздо более высок удельный вес земледелия, а роль скотоводства менее значительна. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница и кукуруза, далее следуют овес, подсолнечник и др. Ногайцы Карачаево-Черкесии стали заниматься огородничеством и садоводством. Сельскохозяйственные машины вытеснили примитивный плуг, молотильный каменный каток, деревянную лошГту для веяния и пр. Интересно отметить, что первая машинно- тракторная станция в Карачаево-Черкесской автономной области была создана в ногайском ауле Адиль-Халк (1930 г.).

В прошлом основными средствами передвижения и транспорта у ногайцев были верховая лошадь, верблюд и четырехколесная арба казачьего типа, в которую впрягали пару лошадей или волов. Сейчас широко используется автотранспорт. Каждый колхоз имеет несколько автомашин.

Быт и семейные отношения

Различие в хозяйстве обусловило и различие в быту ногайцев, живущих в Ногайской степи и Карачаево-Черкесской автономной области.

Ногайцы Черкесии издавна живут в домах. Современные ногайские селения имеют довольно правильную планировку. Дворы окружены плетнем или каменным забором, который обмазывают глиной. Дом (уьй, там) строят из сырцовых кирпичей (самана). Стены дома снаружи и внутри белят мелом или известью. Крыши преимущественно черепичные. Дом сопредназначена для гостей, другая — для варки пищи и повседневного пребывания в ней семьи, а третья — для невестки или для старшего мужчины. Дома стоят боком к улице, у многих домов окна выходят только во двор. Старинный очаг почти не сохранился, его заменила плита.

Раньше в домах делались глинобитные лежанки (орындык), которые покрывались кошмами. Сейчас они нередко встречаются у караногайцев. В основном же внутреннее убранство комнат современное.

Аулы радиофицированы и электрифицированы.

Жилище ногайцев Караногайского и Ачику- лакского районов в настоящее время, в связи с переходом к оседлости, похоже на описанный выше дом. Но в прошлом оно было совсем другим. Жили ногайцы в кибитках, которые бывали двух видов: большие разборные (терме) и малые нераз- боюные с закругленным верхом (отав).

Ногайское кибиточное селение называлось куп (куыг). Оно состояло из нескольких групп кибиток, расположенных на расстоянии друг от друга. В селении насчитывалось от 40 до 60 кибиток. Они были расставлены таким образом, что одна половина кибиток располагалась по окружности селения, а другая — внутри круга. Между ними помещался скот.

Ногайцы меняли свое местожительство примерно один раз в месяц* поэтому все убранство кибиток и сама кибитка были приспособлены к быстрому перемещению.

Кибитка имела остов из складных деревянных клетей, которые соединялись кожаными ремнями. Клети покрывались кошмами. Кошмой завешивался и вход в кибитку. Сверху оставлялось отверстие для выхода дыма.

В центре кибитки располагался очаг, вокруг которого были разостланы кошмы для сидения. В глубине находилось спальное место (тер). Справа от входа помещались различные вещи и домашняя утварь, слева — отгораживалось помещение для содержания молодняка. На стенах развешивались одежда и сбруя. Только в кибитках богатых ногайцев встречалась кровать, которая предназначалась для гостей.

Различие в занятиях кубанских ногайцев и ногайцев-скотоводов обусловило также различия и в их пище. Кубанские ногайцы издавна употребляли в пищу продукты земледельческого хозяйства. Ногайцы-скотоводы стали употреблять их сравнительно недавно (за исключением хлеба, который выпекался в виде лепешек из пресной муки). Вошли в быт овощи и фрукты. Их едят не только в летнее время, но и заготавливают на зиму. Из коровьего молока делают сыр и масло, из кобыльего молока — кумыс.

Излюбленным напитком ногайцев является калмыцкий чай. Приготавливают его на молоке, добавляют туда масло, сметану, соль и перец.

В XIX в. ногайский мужской костюм в основном был сходен с черкесским. Теперь мужчины предпочитают одежду городского покроя. Из элементов старого мужского костюма чаще всего встречаются папаха (боърк), кавказский серебряный пояс (белбав), баранья шуба (тон). Раньше распространено было ношение бешмета (каптал), шаровар, черкески (шепкен), бурки (ябыншы), кожаных чувяк (шарык), башлыка (баслык). Ногайцы-кочевники зимой поверх шаровар надевали еще короткие штаны (шалбыр) из овчины. Специфическим головным убором у них была шапочка типа ермолки (ыракшын), которую надевали под папаху.

Национальная женская одежда состояла из длинного платья прямого* покроя (вроде рубахи), полосатых или пестрых шаровар и бешмета темных тонов, стянутого широким поясом. Женщины зажиточных семейств обычно носили красный бешмет с серебряными петлицами. Любимыми украшениями женщин были изделия из серебра: кольца, серьги, браслеты и лобные украшения в виде серебряных цепочек.

Головной убор замужней женщины состоял из небольшого платка или просто куска холста, обматываемого вокруг головы, поверх которого накидывали тастар (покрывало). Богатые женщины носили чадру, обшитую по краям золотыми монетами. Девушки до замужества, вместо тастара, носили меховые шапочки с красным остроконечным верхом. В Карачаево- Черкесии распространены были черкесские бархатные и парчевые шапочки. Обувью служили чувяки.

В настоящее время ногайская женская одежда преимущественно городского типа. Только пожилые женщины носят и теперь старого покроя платья, шаровары и тастар.

Ногайцы исповедовали ислам суннитского толка, проникший к ним во второй половине XIII в., но широкое распространение получивший с начала XIV в. Уже дореволюционные авторы отмечали малую религиозность ногайцев. Духовенство избиралось обществом из числа ногайцев, умевших читать и писать по-арабски. В настоящее время подавляющая масса населения отошла от религии.

Кровная месть у ногайцев исчезла до революции, но в середине прошлого века она была довольно распространенным явлением. Родовая взаимопомощь еще в XIX в. заменилась соседской. По-прежнему широко распространен обычай гостеприимства: ногаец радушно встречает гостя и угощает его самым лучшим блюдом, которое имеется в доме, отводит гостю лучшую комнату и т. д.

Прежде брак заключался по воле родителей, причем обручение совершалось в детском возрасте, когда жениху и невесте было не более семи лет. Отец мальчика отдавал часть калыма отцу девочки, мулла читал молитву и дети считались обрученными.

Перед свадьбой отец жениха приглашал несколько близких родственников, которые отвозили отцу невесты оставшуюся часть калыма. Богатые платили калым в 30—40 голов скота и 1 тыс. рублей деньгами, бедные — значительно меньше. В день свадьбы невесту сажали в брачную арбу, в которую укладывали все ее имущество, и везли к жениху. На свадебном пиру невеста не присутствовала, а находилась в специальном помещении. До рождения первого ребенка молодая женщина не открывала своего лица: ее никто из посторонних мужчин не должен был видеть. Она не имела права разговаривать с отцом, матерью и братьями мужа.

Теперь женщины получили равные права с мужчинами и наравне с ними участвуют в производственной и общественной жизни. Многие женщины являются депутатами сельских советов, работают учителями и т. д. Чтобы облегчить женщине-матери заботу о детях, в аулах организовываются сезонные детские сады и ясли. В районных центрах детские дошкольные учреждения функционируют постоянно.