Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ногайцы: характеристика, хозяйство до революции
Этнография - Народы Кавказа

Основная масса ногайцев живет в Ногайской степи — на территории Караногайского района Дагестанской АССР и Ачикулакского района Ставропольского края1. Ногайские поселения имеются в Кизлярском, Бабаюртовском и Хасавюртовском районах Дагестанской АССР, Каргалиноком, Турумовском и Шелковском районах Чечено-Ингушской АССР, в Кочубеевском (аул Карамурзинский) и Минераловод- ском (аул Канглы) 2 районах Ставропольского края. Часть ногайцев живет в Карачаево-Черкесской автономной области в семи следующих аулах: Эркен-Юрт (б. Ураковский), Эркен-Халк (б. Нижне-Мансуровский), Адиль-Халк (б. Шабазовский), Икон-Халк (б. Тохтамышевский), Кизил- Юрт (б. Верхне-Мансуровский), Кубан-Халк и Кизил-Тогай. Два последних возникли при Советской власти. Небольшое число ногайцев Карачаево-Черкесии живет в ауле Адыге-Хабль, Черкесске и других местах.

Ногайцы, жившие прежде в Нижнем Поволжье (астраханские ногайцы) и Крыму, фактически слились с местным населением. Уже переписью 1926 г. они не учитывались как отдельный народ.

Общая численность ногайцев по переписи 1959 г. 41 тыс., из них в Карачаево-Черкесии около 10 тыс. человек. Небольшие группы ногайцев живут за пределами СССР (в Турции и Румынии).

Ногайский язык относится к кыпчако-ногайской подгруппе северо- западной (или кыпчакской) группы тюркских языков» Он состоит из трех диалектов: караногайского, ачикулакского и кубанского (акногай- ского). Этим диалектам соответствуют основные этнографические группы ногайцев: караногайцы («черные ногайцы»), живущие в Караногайском и Кизлярском районах, ачикулакские ногайцы и ногайцы Карачаево-Черкесии.

Самоназвание ногайцев — ногай происходит от имени жившего в XIII в. золотоордынского темника Ногая (из рода Джучи сына Чингис-хана). Предки ногайцев — монгольские племена: мангыты и другие, входившие в состав улуса, созданного Ногаем, смешались с тюркоязычными половцами и восприняли их язык.

Ногайская орда выделилась из Золотой Орды в конце XIV в. Многочисленные ее племена кочевали к востоку и западу ог Волги, в том числе на территории северокавказских степей. К XVI в. она распалась на Большую и Малую орды, которые впоследствии еще более раздробились. Большая Ногайская орда кочевала в Нижнем Поволжье, Малая — по правому берегу Кубани, Азовскому побережью -и на юге Украины, между Днепром и Доном.

В XVII в. под натиском вторгшихся из Сибири в Поволжье калмыцких ханов, которые совершали набеги на ногайские кочевья и облагали их данью, большая часть ногайцш Большой орды откочевала на запад и юг. В конце XVII—XVIII в. ногайцы со своими стадами кочевали на огромном пространстве степной полосы Северного Кавказа и Северного Причерноморья вплоть до р. Прута. В атот период они делились на ряд орд: Буджакскую, Едисанскую, Джамбойлуковскую и Едишкульскую. Кроме того, на территории Северного Кавказа обитали и более мелкие орды: Тохтамышевская, Мансуровская, Кыпчаковская, Карамурзинокая, Наврузовская.

В первой половине XIX в. ногайцы на Северном Кавказе обитали на территории созданных еще в 1793 г. Калаусо-Саблинского, Калаусо-Джам- бойлуковского, Ачикулак-Джамбойлуковского и Караногайского при- ставств.

Калаусо-саблинские ногайцы жили в верховьях р. Калаус и по Большому и Малому Янкулаю, а также в районе Пятигорья, долин Верхней Кумы, Подкумка и их притоков; калауео-джамбойлуковские — в низовьях р. Калаус, по рекам Кугулы, Барханчак, Айгур и Халибулат; ачикулак-джамбойлуковские — на закумских землях; караногайцы — в Кизлярской степи. Кроме того, ногайцы жили между реками Кубанью и Лабой.

В связи с переселением в 1859—1860 гг. части ногайцев в Турцию, оставшиеся ногайцы из упраздненных Калаусо-Саблинского и Кала- усо-Джамбойлуковского приставств были объединены с ачикулак-джам- бойлуковцами (Ачикулакское приставство Ставропольской губернии) и караногайцамн (Караногайское приставство Терской области). Что касается кубанских ногайцев, то они с 60-х годов XIX в. вместе с черкесами и абазинами входили в Баталпашинский отдел Кубанской области.

Хозяйство и общественные отношения до революции

Основным занятием оолыпинства ногайцев до революции было кочевое скотоводство, и лишь кубанские ногайцы перешли к отгонному. Разводили лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот.

Важнейшим районом кочевания являлась Ногайская степь. Еще в конце XIX в. она представляла собой целину. На огромных пространствах были разбросаны лишь редкие кочевья. Эагонов для скота кочевники не делали, корм никогда не заготовляли. Ощущался острый недостаток воды; колодцев в степи было очень мало и часто они являлись собственностью богатых ногайцев. В знойные летние дни обычным явлением был массовый падеж скота. Еще большим бедствием были суровые и продолжительные зимы. В такую зиму ногаец-труженик нередко оставался совсем без скота. Так, например, в суровую зиму 1892/93 г., когда выпало большое количество снега и скот не мог добывать себе корм из-под снега, погибли сотни лошадей, а овец осталась третья-четвертая часть.

Земледелием издавна занимались кубанские ногайцы. Во второй половине XIX в. начали заниматься земледелием ногайцы Ачикулакского при- ставства. Сеяли яровую и озимую пшеницу, овес, просо и ячмень. Однако земледелие носило подсобный характер, основным занятием оставалось скотоводство.

Домашние промыслы были более развиты у кубанских ногайцев, так как они уже с XVIII в. вели оседлый образ жизни и издавна занимались земледелием. В ремесленное производство выделились кузнечное, шорное, скорняжное и кожевенное дело.

Как у большинства других народов Северного Кавказа, у ногайцев господствовали феодально-патриархальные отношения. К господствующему классу принадлежали: мурзы и султаны3 — князья, владевшие аулами, кайбашы — мелкая знать, соответствующая адыгским уоркам и дагестанским бекам. Значительную группу феодального класса составляло мусульманское духовенство.

Большая часть скота принадлежала мурзам и султанам. Составляя всего 4% ногайского населения, они овладели 99% от общего чпсла верблюдов, 70% —лошадей, 55% —овец и 40% —рогатого скота. На долю остальных 96% ногайцев приходилось 34% всего поголовья скота.

Феодально-зависимое население делилось на две категории: аслан- бийке — лично свободных крестьян и йоллы кул — крепостных. С развитием феодальных отношений число лично свободных крестьян неуклонно сокращалось, многие из них переходили в разряд крепостных. На последней ступени социальной лестницы стояли домашние рабы (йолсыз кул) из военнопленных. Особенно жестокой эксплуатации подвергались крепостные и рабы. Их можно было продавать и покупать, причем при продаже рабов разрешалось дробление семьи. Владелец имел неограниченную власть над жизнью и смертью раба.

Наряду с социальными различиями у ногайцев существовали пережитки родового деления. Так, караногайцы делились на четыре куба (племени) , каждый куб — на четыре аксакальства, каждое аксакальство состояло из нескольких аулов. Во главе куба стояли голова, пять старшин и пять помощников старшин. Эти лица были выборные, но выбирались они из среды феодалов. Куб имел свой знак, которым клеймили скот и имущество. Следует отметить, что караногайцы и вообще ногайцы-кочевники сохраняли значительно больше черт патриархально-родового быта, чем кубанские ногайцы.

Феодально-патриархальный строй существовал у ногайцев вплоть до революции. Однако после крестьянской реформы 60-х годов XIX в. у ногайцев появляются элементы капиталистических отношений. Это выразилось в росте товарности скотоводства, возникновении кулачества (баев) и обнищании основной массы населения.

Значительную роль в жизни ногайцев-бедняков стало играть отходничество. Многие из них уходили на заработки в ближайшие станицы во время уборки винограда или хлеба. В 1881 г., например, в Ачикулакском приставстве было выдано 9516 увольнительных билетов сроком от двух до четырех месяцев. Ногаец-поденщик получал меньше, чем русский.

Подобно другим национальным меньшинствам царской России, ногайцы были совершенно бесправны. Их угнетали не только «свои» эксплуататоры, но и царские власти. Ногайское население (кроме мурз, султанов и духовенства) облагалось многочисленными налогами и несло различные повинности. Ногайцы платили налог с поголовья скота. Они должны были содержать почтовые станции, выполнять аробную и дорожную повинности, работать на добыче соли и т. д.

Царское правительство не брало ногайцев на военную службу, но взамен воинской повинности с них взимался особый налог. Школы и медицинские пункты содержались на средства общества, государство не выделяло ни одного рубля.

Налоги и повинности тяжелым бременем ложились на плечи трудящихся. Постоянный голод и болезни вели к систематическому снижению численности населения. Ногайцев называли «вымирающим народом».