Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия ингушей. Здравоохранение и просвещение. Искусство и литература
Этнография - Народы Кавказа

Официальной религией ингушей был ислам суннитского толка, проникший в Ингушетию из Чечни и утвердившийся здесь в первой половине XIX в. Судя по сохранившимся многочисленным памятникам христианства (церкви, часовни, кресты), в горах Ингушетии еще в XVII—XVIII вв. население исповедовало христианскую религию, занесенную сюда из соседней Грузии. Однако наряду с этим у ингушей, особенно в горной шолосе, существовало немало пережитков дохристианских верований.

Одним из самых распространенных был культ Мяцела — покровителя урожая; считалось также, что от Мяцела зависит рождение детей и размножение скота. В честь Мяцела ежегодно в конце июня приносились жертвы на горе Столовой (главным образом жителями Джераховского и Мецхальского обществ).

Каждая семья приносила сюда пироги, пиво и приводила жертву — белого барана или бычка. При выходе из селения девушки пели религиозные песни, а мужчины стреляли из винтовок; на 'привалах молодежь устраивала танцы. Поднявшись до вершины горы, ночевали в пещерах скал. Вечером разводили костры, танцевали и веселились. Утром всходили на самую вершину горы к часовне Мяцела и располагались вокруг нее — жители каждого селения на своем определенном месте. Потом совершались жертвоприношения. По сведениям Б. Далгата, присутствовавшего на этом празднике в 1893 г., здесь было зарезано около 30 ба;ранов 10.

В советское время, благодаря проведению широкого культурного строительства, влияние религии в основном было подорвано. Но религиозные пережитки еще сохранились среди отсталой части населения. Общественные и культурно-просветительные организации республики ведут большую работу по атеистическому воспитанию трудящихся, добиваясь полного искоренения религиозных предрассудков.

Здравоохранение и просвещение

В дореволюционной Ингушетии здравоохранение практически отсутствовало. Лечением больных занимались невежественные муллы и старухи-знахарки. мреди горцев свирепствовали тяжелые болезни: туберкулез, оспа, тиф, чума и другие, уносившие много человеческих жизней.

В советское время Ингушетия покрылась сетью лечебных учреждений — больниц, амбулаторий, поликлиник, женских и детских консультаций и т. д. В ущелье Армхи создан крупный курорт.

Накануне революции у ингушей было всего 0,5% грамотных. Своей письменности ингуши не имели. В мусульманских школах, имевшихся в нескольких селениях Ингушетии, обучение сводилось к зазуфиванию наизусть текстов корана.

Во всей Ингушетии была только одна светская двухклассная школа, открывшаяся в 1868 г. в сел. Назрань. В ней обучалось ежегодно не более 70—75 учащихся, преимущественно дети сельских старшин и кулаков. Передовые представители немногочисленной в то время ингушской интеллигенции неоднократно ставили вопрос о преобразовании этой школы в шестиклассное городское училище, а также об открытии новых школ. «Пора, наконец, понять,— писал учитель М. Ч. Котиев,— что ни тюрьма, ни Сибирь, ни казни и т. п. репрессивные меры не служат к исправлению народа, который веками живет в беспросветном мра>ке невежества... Нас всех,— продолжает он,— учителей ингушей числом до 10 человек. Из них трое служат среди своих же ингушей. Некоторые без места и четверо из нас служат на чужбине. Подобное явление объясняется отсутствием школ среда ингушей... При первом же случае открытия школ в Ингушетии мы готовы жертвовать собой и карьерой и вернуться в невзрачные аулы для служения родному народу, чтобы приобщить своих темных братьев к культурному и просвещенному многомиллионному русскому народу» и. Однако царское правительство оставалось глухо 'К этим требованиям.

Но даже в тяжелых условиях царского режима из среды ингушского народа выдвинулся ряд видных деятелей культуры. Среди них особенно следует отметить Чаха Эльмурзаевича Ахриева (1850—1914) из сел. Фур- тоуче Джераховского общества. В семилетнем возрасте Ахриев был взят как заложник (аманат) во Владикавказ, где его отдали в военную кантонистскую школу. Затем он окончил Ставропольскую гимназию и Нежинский лицей. Чах Ахриев был первым ингушским этнографом. Ему принадлежит ряд очерков и статей по культуре, быту и устному народному творчеству ингушей. Большой научный интерес представляют собранные и напечатанные Ахриевым предания о происхождении ингушского народа.

Ликвидация массовой неграмотности населения, создание ингушской письменности, развитие народного образования, формирование национальной интеллигенции — все это достижения советского строя. Письменность на ингушском языке создана в 1923 г. сначала на основе латинского алфавита, а затем (с 1938 г.) — русского. В 1923 г. начала выходить ингушская газета «Сердало» («Свет»). Большое значение для развития народного образования и печати ингушей имел также выход в 1925 г. грамматики ингушского языка, составленной видным ингушским ученым и литератором 3. К. Мальсаговым.

Уже в 1940 г. в Ингушетии было около 60 школ, в которых обучалось 14    200 человек. Больше половины учителей этих школ составляли ингуши, получившие образование в Чечено-Ингушском: педагогическом институте, а также в вузах и техникумах других республик страны.

В 1928 г. было основано первое ингушское научное учреждение — Ингушский научно-исследовательский институт во Владикавказе. В 1934 г. он слился с Чеченским научно-исследовательским институтом в Грозном.

Большая работа проведена по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Уже к концу второй пятилетки грамотность на родном языке среди взрослого населения поднялась до 75%, а в настоящее время неграмотность в основном ликвидирована. Почти во всех селениях 'Имеются библиотеки, клубы и т. д.

В Чечено-Ингушской АССР издаются две республиканские и две районные газеты на ингушском языке. Республиканское издательство выпускает на ингушском языке школьные учебники, политическую и художественную литературу. За годы Советской власти выросли значительные кадры национальной интеллигенции. Ингуши имеют своих педагогов, врачей, агрономов, инженеров, ученых и других специалистов.

Искусство и литература

С глубокой древности Ингушетия славилась не только искусством сооружения каменных строений, но и резьбой по камню. Ингушские резчики высекали на стенах башен и надгробных памятниках сложный животныи и растительный орнамент, полумесяцы, шестиконечные звезды и т. д.

Древние традиции имеет и ингушское ковроделие. Ингушские войлочные ковры отличались оригинальными рисунками, мотивами которых служили оленьи рога, солнце, полумесяц, звезды, а также всевозможные горные растения. Излюбленными тонами ковров были красные, ярко-желтые, оранжевые и др. С переселением ингушей на плоскость ковроделие у них постепенно заглохло.

Музыкальное творчество имеет много общего с соседними народами. До 80—90-х годов XIX в. наиболее распространенным музыкальным инструментом у ингушей, как и у осетин и кабардинцев, являлась трехструнная скрипка (пандыр) с дугообразным смычком. Впоследствии пандыр был вытеснен русской гармоникой, на которой до сих пор играют преимущественно девушки. Распространены также зурна и бубен, проникшие сюда, вероятно, из Чечни и Дагестана.

Любимый народный танец — парная лезгинка, исполняющаяся под гармонику. Большой популярностью среди ингушей пользуются массовые танцы, сходные с танцами осетин (симд) и кабардинцев (удж, къафэ).

Ингушский народ создал много разнообразных песен, отличающихся силой и выразительностью чувств, богатством образов. Это песни, исполняющиеся во врем'я танцев, а также любовные и свадебные песни, славящие героев, высмеивающие трусов, песни-плачи по покойнику-мужу и др. В советское время появились песни, отражающие современную жизнь ингушского народа. Во многих селениях созданы самодеятельные ансамбли песни и пляски. Республиканский ансамбль песни и пляски состоит как из чеченцев, так и из ингушей. Важную роль в деле подготовки кадров мастеров ингушского национального искусства играет музыкальный техникум в Грозном.

Наряду с песнями в ингушском фольклоре значительное место занимают нартский эпос, различные легенды, предания, сказки и т. д. Лучшие образцы устного народного творчества ингушей неоднократно издавались на русском и ингушском языках.

На фольклорные традиции опирается ингушская художественная литература, возникшая в годы Советской власти. Большую роль в развитии национальной литературы сыграли А. Гайгов, 3. Мальсагов, О. Мальсагов, Х.-Б. Муталиев и др. В их произведениях ярко показаны как дореволюционная жизнь горца, так и строительство социализма в Советской Ингушетии.

На развитие ингушской классической литературы большое влияние оказало творчество классиков русской дореволюционной и советской литературы—А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. Горького, многие произведения которых переведены на ингушский язык.

В советское время ингушский народ создал и свое театральное искусство. В репертуаре Чечено-Ингушского драматического театра в Грозном значительное место занимают пьесы ингушских писателей. За годы Советской власти ингушский народ создал свою высокоразвитую культуру.