Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилища ингушей. Пища и одежда
Этнография - Народы Кавказа

Старые ингушские селения располагались на крутых склонах гор или на дне ^глубоких замкнутых ущелий; они были связаны между собой и с внешним миром узкими тропами, доступными лишь всадникам или пешеходам. Во многих селениях, состоявших обычно из шести — девяти дворов, обитали большей частью члены одной патронимии. Некоторые фамилии занимали иногда несколько селений, располагавшихся недалеко друг от друга. Почти во всех селениях были оборонительные, жилые, а в некоторых, из них и сторожевые башни. Распространенным типом жилья был двухэтажный каменный дом. Нижний этаж служил помещением для скота, ^-верхний — для жилья и хозяйственных нужд. Кунацкие, имевшиеся да’йеко не у всех, строились отдельно, на некотором расстоянии от живого дома. Обычно они состояли из жилой комнаты и передней. Для отопления и приготовления пищи служил очаг, над которым висела надочажная цепь с котелком. Очаг устанавливался в общей комнате, чаще всего у задней ее стены. Справа от очага, вдоль боковой стены, находилась длинная скамейка, перед которой ставился во время еды круглый столик на трех низких ножках. Парадная утварь — медная и стеклянная — размещалась в этой же комнате на видном месте (в специальных нишах).

Большое распространение у ингушей имели трехэтажные жилые башни, в которых обитали большей частью члены разделившейся большой семьи. Башня эта имела единственный вход в нижнем этаже, который запирался дубовой дверью или каменной плитой. В стенах башни было устроено несколько небольших щелеобразных окон, запиравшихся двухстворчатыми ставнями. Нижний этаж служил помещением для скота, второй и третий этажи были жилыми. Каждая семья занимала отдельное помещение, которое отгораживалось от других глухими стенами и имело отдельный выход. Но в стенах оставлялись лазы; через них родственники сообщались друг с другом. Такая жилая башня являлась надежным оборонительным сооружением. В случае опасности она становилась неприступной крепостью.

Очень часто жилые и боевые башни находились в близком соседстве и обносились общим высоким каменным забором. Подобные замки ветречаются не только у ингушейу но также в Осетии, Чечне, Дагестане и в других районах нагорного Кавказа. Ингушские боевые башни являются выдающимися памятниками архитектуры. Это очень высокие (в пять этащей) сооружения, большей частью с пирамидальной крышей, удивительно стройные и пропорциональные. Строительством башен занимались нередко целые фамилии (например, фамилии Берхеновых из сел. Берхен горной Ингушетии* Цуровых из сел. Джерах), в которых искусство каменщика передавалось из поколения в поколение. Ингушские мастера пользовались славой далеко за пределами страны. По преданию, ими были построены многие башни в Северной Осетии.

Принцип поселения ингушей на плоскости был почти такой же, что и в горах. Здесь первоначально горцы сели- ггись отдельными хуторами, населенными только родственниками. Со второй половины XIX в. хутора стали объединяться в большие селения, вытянувшиеся вдоль берегов рек и дорог. В таких селениях родственные семьи нередко селились отдельными кварталами.

Поселившись на плоскости, горцы заимствовали у своих соседей — казаков тип жилища. Первоначальное наибольшее распространение у ингушей получила казачья хата (мазанка) — маленький плетневый домик с двухскатной соломенной крышей, состоявший из двух комнат и сеней. Впоследствии из него вырос путем пристроек длинный дом, строившийся уже из самана, с двух- или четырехскатной крышей, крытый соломой или черепицей. Стены дома снаружи и изнутри обмазывались глиной, смешанной с известью. В доме этого типа было три — пять комнат, которые имели отдельные выходы на крытую узкую террасу, проходившую но озсей длине дома под одной с ним крышей. В таком доме обычно размещалась большая семья, где женатые сыновья имели отдельные комнаты, а глава семьи, его жена и младшие дети жили в общей комнате, служившей одновременно и кухней. В центральной части дома рядом с общей комнатой находилась кунацкая. Она соединялась с общей комнатой маленькой передней с входной дверью. В богатых домах в кунацкой ставили железные кровати, столы, стулья, стенные зеркала и другие покупные вещи. Здесь же сохранялись и предметы национального убранства: лучшие ковры, которыми завешивались стены, кумган и таз для омовения и др. Богатые семьи имели иногда несколько кунацких, по числу женатых сыновей.

Для отопления и приготовления пищи служил камин с турлучной трубой. Камин и здесь обычно ставился у задней стены общей комнаты. Другие комнаты чаще всего отапливались русскими жестяными печками.

Помимо длинного дома в плоскостной Ингушетии встречались также квадратные каменные или деревянные дома со смежными комнатами городского типа. Жилой дом здесь был расположен в глубине большого двора, обносившегося высоким плетневым или дощатым забором. В стороне находились хозяйственные постройки: конюшни, скотйый двор, сараи, навесы, курятник и т. п. Перед домом оставалось обпщрное пустое пространство, содержавшееся в идеальной чистоте.

За годы Советской власти многие дома в горах, в том числе жилые башни, были перестроены. Вместо маленьких узких щелей появились широкие остекленные окна, очаг был заменен железной печью, дома горцев осветились электрическим светом.

Особенно сильно изменился облик селений на плоскости. В старых домах соломенные крыши сменились черепичными. Построено много новых домов, причем не только саманных, но и кирпичных. Почти во всех селах имеются электрическое освещение, радио, а в некоторых и водопровод. Очень большие изменения произошли во внутреннем убранстве ингушского жилого дома. Рост материального благополучия дал возможность горцу обставить свое жилище по-городскому.

Пища

До переселения на плоскость в пище ингушеи, как и других горцев-скотоводов, преобладали молочные и мясные блюда. С развитием земледелия на плоскости значительное место в питании заняли мучные блюда. В прошлом хлеб в горах выпекали преимущественно из ячменной муки, а на плоскости — из кукурузной. Пшеничной мукой могли повседневно пользоваться только богатые, а остальные лишь во время больших праздников. Обычный ингушский хлеб выпекался в виде лепешек из пресного теста, но некоторые ингушки научились у русских приготовлять и заквашенное тесто. В настоящее время повсеместно распространен пшеничный хлеб на закваске и (в меньшей степени) кукурузный. Из пшеничной 'муки готовят круглые пироги с сыром, из кукурузной — горячее блюдо, напоминающее украинские галушки.

Мясо преимущественно варят, но делают также шашлыки и жаркое. Практикуется копчение мяса впрок. После еды обычно полагается подавать мясной бульон. Пресное молоко ингуши почти не употребляют. Из него делают масло, сыр, простоквашу, а также так называемый датыкадор — творог, смешанный со сметаной и топленым маслом (у чеченцев —келдатт). До принятия ислама распространенным напитком было пиво, которое ингуши, как и осетины, варили в громадных медных котлах.

В советское время в связи с общим повышением материального благосостояния ингуши получили возможность приобретать ранее не доступные им гастрономические, бакалейные и кондитерские товары. Развитие таких отраслей хозяйства, как огородничество, бахчеводство и садоводство, обогатило ингушскую пищу, сделало ее более разнообразной.

Одежда

Национальная одежда ингушей XIX — начала XX в. в основном сходна с одеждой соседних народов Северного Кавказа (чеченцев, осетин и др.). Материал для одежды и самую одежду изготовляли преимущественно в собственном хозяйстве. Однако некоторые виды одежды были покупными. Так, например, бурки обычно покупались ингушами у кабардинских, чеченских и андийских мастеров. Богатые покупали также фабричные ткани, обувь и другие предметы.

Из специфических элементов мужского костюма ингушей надо отметить головной убор (высокая, расширяющаяся кверху папаха), отличавший ингушей от осетин, кабардинцев и некоторых других горцев Северного Кавказа. Такую же папаху (кхак- хан куй) носили чеченцы.

Наиболее характерная ингушская женская одежда — овчинные полушубки. У чеченцев, осетин и многих других народов Северного Кавказа в прошлом не было женской зимней одежды. Однако и у ингушей девушки, согласно обычаю, полушубков не надевали, заменяя их теплыми платками.

В советское время костюм ингушей претерпел значительные изменения. Многие его элементы были вытеснены городской покупной одеждой. Трудящиеся Ингушетии получили возможность приобретать пальто, костюмы, платья, белье, обувь и т. д. У мужчин сохранилась лишь папаха наряду с городскими головными уборами; изредка встречаются черкески и бешметы — почти исключительно у стариков. Зато женский костюм сохранился гораздо лучше. Пожилые женщины носят традиционные широкие платья, шаровары, чувяки, платки и т. д. Девушки и молодые женщины предпочитают платья городского покроя, но вносят в них своеобразные черты — обязательно длинные рукава, закрытый ворот и т. д. Обувь у них обычная — покупная, а голову покрывают шелковыми и шерстяными платками. Овчинные шубы сменились зимними пальто, которые носят и девушки.